Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Изображение icons.pstgu.ru День, когда родилась Церковь 4 мин., 29.05.2015 Перед Своим Вознесением в Царство Небесное Христос повелел апостолам не покидать Иерусалим, а ждать обещанного схождения на них Духа Святого, Который даровал бы им благодать и особые духовные дары. Это должно было помочь ученикам Спасителя в деле проповеди Евангелия. Благодать свыше Сошествие Святого Духа произошло на десятый день после вознесения Господа и на пятидесятый день после Его воскресения из мертвых. В этот день все иудеи праздновали ветхозаветную Пятидесятницу, в память о даровании им на горе Синай, через пророка Моисея, закона Божия. Исполняя повеление Христа, даже в этот день апостолы и Божия Матерь единодушно пребывали в Иерусалиме, в горнице  одного из домов. И вот, в третий час по еврейскому счету (девять часов утра по нашему времени), внезапно сделался шум с неба, как бы от сильного порыва ветра. Весь дом, где находились ученики Христа и Богородица, наполнился этим шумом. После этого сверху опустились разделяющиеся огненные языки, которые остановились по одному над каждым из апостолов и над Божией Матерью. Исполненные Духом Святым апостолы стали прославлять Бога на разных языках, которых раньше не знали. Говорение на языках стало одним из многих духовных даров, которыми наделил Святой Дух учеников Христа. Это было необходимо для последующей проповеди Нового Завета многочисленным языческим народам. По учению Православной Церкви, сошествие Святого Духа в виде огненных языков стало знаком того, что благодать Божия имеет силу очищать и освящать души людей. Первая проповедь В тот день в связи с праздником Пятидесятницы в Иерусалиме собралось множество евреев, которые жили в других странах, но в этот день специально приехали на родину. Услышав шум с неба, они в смущении и удивлении собрались перед домом, в котором находились апостолы. Вышедшие из него ученики Христа стали славить Бога на разных языках. Слышавшие их евреи удивлялись и спрашивали друг друга: « Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2, 7–11) . Большинство не понимало, как такое могло произойти – чтобы обычные рыбаки, бедняки смогли вдруг одновременно заговорить на разных языках? Некоторые, правда, начали насмехаться над апостолами, думая, что те просто напились вина. В этот момент апостол Петр, встав перед народом вместе с другими учениками Христа, громким голосом стал объяснять, что они не пьяны, а исполнились благодати Святого Духа.

http://foma.ru/den-kogda-rodilas-tserkov...

Что же, скажи мне, неужели без крещения нельзя было проповедовать и привлекать народ? Это было не так удобно. Если бы проповедь была без крещения, то не стали бы все так стекаться; не узнали бы превосходства одного крещения перед другим без сравнения их. Народ выходил к Иоанну не слушать только то, что он говорил, а для чего? Креститься с исповеданием  своих грехов. Между тем, приходя креститься, узнавали и о Христе, и о различии крещения. А хотя крещение Иоанна было и важнее иудейского и потому все спешили к нему, однакож и оно было не совершенно. Но как ты узнал Его? Через сошествие Духа, - говорит Иоанн. А чтобы не подумал кто, будто Христос, как мы, имел нужду в Духе, послушай, как Иоанн уничтожает и это подозрение, показывая, что сошествие Духа произошло единственно для возвещения о Христе. Сказав: " я не знал Его " , Иоанн присовокупляет: " но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым " (ст. 33). Видишь ли, что целью сошествия Святого Духа было только указать Христа? Конечно, свидетельство Иоанна было несомненно; но желая сделать его еще более достоверным, он возводит его к Богу и Духу Святому. Как Иоанн свидетельствовал о предмете столь великом и дивном, который мог привести в изумление всех слушателей, - то есть, что (Иисус) один берет на себя грехи мира и что величие дара (Его) служит достаточным для того искуплением, - то и приготовляет к такой мысли. А приготовлением и служит учение, что Он – Сын Божий, что Он не имеет нужды в крещении и что Дух сошел для того только, чтобы указать Его. Сам же Иоанн не имел сил сообщать Духа. Это показывают сами крещенные им, когда говорят: " приняли ли вы Святаго Духа, уверовав " (Деян. 19:2). Христос не нуждался в крещении, ни в этом, ни в каком-либо другом, а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой. Ведь главнейшим из всех благ оставалось то, чтобы крещаемый удостаивался Духа. Потому Христос, когда пришел, приложил это дарование Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Троица: Утешитель В день сошествия Святого Духа на Апостолов Святая Церковь подводит нас к порогу своей благодатной жизни. «Да молчит всякая плоть человеческая»… Здесь нечто большее. Здесь то, чего не может понять, принять и вместить в тесные свои рамки разум человеческий. Принесена великая последняя кровавая жертва. Подвиг жертвенной любви открыл миру необъятные просторы Отеческого благоволения. «Вы друзья Мои … Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего,» – говорил Господь в прощальной беседе Своим ученикам ( Иоан. 15:4–15 ). И дальше: «Еще много имею вам сказать, но вы теперь не можете вместить; когда придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» ( Иоан. 16:12–13 ). И вот ныне – день пришествия Духа Истины, день встречи Божественного Утешителя с алчущей и жаждущей утешения человеческой душой, торжественно празднует Святая Церковь. В Сионской Горнице были апостолы… «Бысть шум, якоже носиму дыханию бурну,» свидетельствует стихира церковная. В виде огненных языков сошел и почил над главами Христовых учеников Дух Истины и Утешения Божественного. Обрела наконец, душа человеческая, сущая по природе христианка, тот источник живой воды, по которому она тосковала и к которому стремилась, которого найти не могла. «Приди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,» – стало молитвой, почувствовавшей освобождение, души. «Стяжание Духа Святого Божьего,» вот, в определении преподобного Серафима, идеал жизни христианина на земле. Молитва , бдение, пост, милостыня – все это только средства к приобретению божественной полноты бытия, к уготовлению души для встречи Утешителя. Но слишком много преград стоит теперь, братие, между нами и духовным миром, чтобы не только» взыскать, но иногда даже просто понять радость освящения. Осуетился мир… Слишком предался радостям и печалям житейским. Заглушили они в нем глаголы жизни вечной. И в день сошествия Святого Духа на апостолов напоминает нам Святая Церковь о забытом нами утешении, призывает нас взыскать богатство духа, нами утраченное, почувствовать мир и его неправду. Взыскать Бога и Его правду – зовет она нас. За пределом нашего обыденного мира открывается мир Христовой благодати. Труден и тернист путь, лежащий между этими двумя мирами.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Посему день Пятидесятницы есть тор­жество и в славу Бога Отца, от Которого Дух Святой исходит, и Бога Сына, Который послал Духа Святого от Отца, и в славу Духа Святого, видимо сошедшего на святых апостолов и учеников Христовых. День Пресвятого Духа Понедельник Пятидесятницы называется Духов день. Название дня произошло от древних святых отцов в их словах в день Пятиде­сятницы. У святителя Григория Богослова он называется днем Духа, у блаженного Августина – праздником пришествия Святого Духа. Духов день есть продолжение праздника Пятидесятницы и установлен для того, чтобы после поклонения Пресвятой Троице воздать особое поклонение Святому Духу, видимо сошедшему на святых апостолов и Своим сошествием призвавшему верующих к прославлению и Пре­святой Троицы. «Вожделенный день воссиял нам, братия, – говорит блаженный Августин , – и Святая Церковь блистает ныне во взорах и пламенеет в сердцах верующих. Мы празднуем тот день, в котором Господь Иисус Христос, прославленный по воскресении вознесением, послал Святого Духа. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяю­щиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать ( Деян. 2, 2–4 ). Ибо как после потопа гордое нечестие людей создало высокую башню против воли Господа, и род че­ловеческий тогда разделен на разные языки, чтобы каждый народ, говоря своим языком, не был понимаем другими: так смиренное благочестие верных различие языков обратило к единству Церкви, да рассеянное раздором соберет любовь, да расточенные члены рода человеческого, как члены одного тела, соединятся под единою главою Христом и огнем любви сплавятся в единое святое тело. Итак, сего дара Святого Духа со­всем чужды те, кои ненавидят благодати мира, не сохраняют общения единства. Пусть они даже собираются ныне торжественно, пусть слышат и чтения, повествующие, как Дух Святой обещан и послан; они слышат сие в осуждение себе, а не на пользу. Ибо что пользы им принимать то слухом, что отвергают они сердцем, и праздновать тот день, коего свет им ненавистен? Но вы, братия мои, члены Христова тела, отрасли единства, сыны мира, вы проводите день сей радостно, празднуйте благонадежно. В вас исполняется то, что предызображалось в те дни, когда пришел Святой Дух. Как тогда каждый приявший Святого Духа говорил всеми языками, так и ныне единство во всех народах говорит всеми языками. Пребывая в сем единстве, вы имеете Святого Духа, ибо никаким рас­колом не отделяетесь от Церкви Христовой, говорящей всеми языками».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какого числа Троица в 2023 году? 1 мин., 15.06.2016 День Святой Троицы – один из главных христианских праздников. Его ещё называют Пятидесятницей, так как он совершается на 50 день после Пасхи. В 2023 году Троица выпадает на 4 июня. В этот день верующие вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов. Через несколько дней после Вознесения Господня (события, которое произошло на сороковой день после Пасхи, когда Господь вознёсся на небо на горе Елеон) ученики Христовы вместе с Богоматерью собрались в Иерусалиме в Сионской горнице. В этом месте накануне своего ареста и распятия Иисус совершил Тайную вечерю. Именно здесь, как сообщает нам Писание, произошло Сошествие Святого Духа на апостолов: «... внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4). После этого события апостолы стали способны говорить на разных языках, что дало им возможность проповедовать Слово Божие по всему миру, возвещать людям о Воскресении Христа. День Сошествия Святой Троицы принято считать днём рождения Церкви как общины верных Христу. Также в этот день была явлена тайна Святой Троицы, ведь ученикам Господним была открыта третья её ипостась – Дух Святой. В праздник Пятидесятницы после Божественной Литургии в храмах служится вечерняя с чтением коленопреклонных молитв, во время которых мы молимся Господу, чтобы Он и нам послал благодать Святого Духа и помянул всех преждепочивших православных христиан. Подготовлено редакцией журнала «Фома» Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли отнести на кладбище вербу в Вербное воскресенье? 27.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kakogo-chisla-troitsa-v-2...

Но нашлись и нечестивые, которые стали ругаться над Богодухновенными проповедниками. 431 Тогда св. ап. Петр возвысил голос и произнес первую проповедь, в которой показал в славном событии, совершившемся: в сей день, исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Кратка и проста была эта первая христианская проповедь, но поскольку устами св. ап. Петра вещал Дух Святой, то слова его проникли сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, они «умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «что же нам делать, мужи братия?». «Покайтеся», отвечал им св. ап. Петр, «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа», и вы не только будете прощены, но и сами «получите дар Святаго Духа»; ибо обетование Святого Духа дано не нам одним, а и вам и «детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». После сего «охотно принявшие слово» ап. Петра немедленно покаялись, уверовали, крестились ( Деян.2:1–41 ), и новая Церковь из 120 ( Деян.1:16 ) выросла до 3.000 человек. Так окончилось событие, ныне празднуемое, окончилось полным торжеством Святого Духа над не веровавшими. В память этого чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов . 432 Называется этот праздник еще Троициным днем; так как с явлением Святого Духа открылось людям гораздо в явлением свете, сколько сие было нужно для них, таинство Святой Троицы; вследствие этого и св. Церковь , уча нас «православно» и благочестно исповедовать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и проставляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, – Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и – Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Так и должно быть. Разве Господь Иисус Христос не говорил, что ради дарования людям благодати Святого Духа Он принимает на Себя страдания и даже смерть? Именно это означают сказанные Им перед самым Его отшествием на муку слова: _Уне есть вам (лучше для вас), да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к Вам_ ( Ин.16:7 ). Пусть навеки останется тайной та связь, которая существует между воплощением Бога-Слова и ниспосланием в мир Духа Святого лишь после Его крестной смерти, после воскресения Его и вознесения. Нам, однако, дано было знать, что после того, как совершится вся полнота искупительного подвига и прославление человеческого естества в Господе Иисусе Христе в воскресении Его, в вознесении Его и одесную Отца седении, совершится и сошествие Святого Духа в мир. Дано было знать, что будет оно после всецелого обожения человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. И вот исполнилось и это обетование Спасителя, в нем как бы открывшего последнюю цель Своего вочеловечения: _Ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым ( Деян.1:4-5 ). И теперь дарованное Господом Иисусом Христом спасение каждому человеку как действительная возможность и как основа для единения и соединения человеческой жизни с жизнью Божественной уже совершается, осуществляется силой ниспосланного по этому обетованию Духа. Но если дарованное Спасителем спасение наше осуществляется излившейся в мир силой Духа Святого, то, конечно, мы должны считать целью всей нашей жизни принятие Святого Духа. И святые отцы – назову здесь, например, св. Симеона Нового Богослова — так об этом прямо и учат: цель всех по Богу живущих состоит в том, чтобы благоугодить Христу Богу нашему через приятие Святого Духа, и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души (Добротолюбие, т. V, с. 37). Самое важное, самое главное для христианина во всей его жизни заключается в приятии Святого Духа. Его силой внутри каждого человека может открыться и открывается Царство Божие. А о нем сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его…» ( Мф.6:33 ; Лк.12:31 ). Вот почему вера наша в Духа Святого имеет такое важное для нас значение. Вот почему среди всех истин нашей христианской веры она занимает центральное место.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

Грозно и величественно было сошествие Бога на гору Синайскую: При наступлении утра, говорит святой писатель, были громы и молнии и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стане; гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась, и звук трубный становился сильнее и сильнее ( Исх. 19:16, 18–19 ). Бурными и потрясающими знамениями сопровождалось и сошествие Святого Духа на апостолов. Был третий час дня 242 , и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. «Не без причины, – замечает святой Иоанн Златоуст , – устроено то, что это совершилось в третьем часу: когда показывается блеск света, тогда люди еще не заняты бывают хлопотами об обеде, тогда ясный день, тогда все на площади» 243 , а посему могло быть достаточное число свидетелей; бурное же дыхание как бы несущегося сильного ветра внушало апостолам, по толкованию того же святого отца, что «им ничто не в состоянии будет противиться, но что они развеют, как прах, всех своих противников» 244 . Шум бури, сосредоточившейся над зданием, где находились апостолы, должен был привлечь внимание народа и обнаружить пред всеми то великое событие, которое, полагая начало Церкви Христовой, имело всемирное значение. Засим следовало видимое явление Святого Духа: Явились бывшим в Сионской горнице разделяющееся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. По объяснению святых отцов, Дух Святой явился в виде языков «по сродству с Словом» 245 : «Он совечен Сыну, и язык имеет великое сродство с словом, а Слово Отца есть Сын, и так как существо Духа и Сына едино, то тот же Дух долженствовал явиться в языке» 246 . Посылая апостолов на проповедь , Господь Иисус Христос наставлял их: Егда предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете, не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас ( Мф. 10:19–20 ); отходя же к Отцу Своему, Господь возвещал Своим ученикам, что Святой Дух научит их всему и наставит их на всякую истину (см.: Ин. 14:26, 16:13 ). Теперь настало это время, – и Святой Дух самым видимым знамением показывал апостолам, что Он, вещая устами галилейских рыбарей, мог явить их «премудрыми ловцами» 247 , уловившими вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

И действительно получил ее в великом преизбытке. В начале двенадцатой главы второго послания к Коринфянам читаем необыкновенные слова его о некоем человеке, «…который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4). Конечно, только по великой скромности своей он говорит, что это необыкновенное событие произошло с каким-то человеком, а не с ним самим. Восхищение в рай, в котором слышал он неизреченные глаголы, недоступные людям земным, было не меньшим, а может быть, и большим приобщением к сокровенной Божественной премудрости, чем то, которое получили другие апостолы в день сошествия на них Святого Духа. Вспомним и о другом величайшем апостоле, Иоанне Богослове, написавшем изумительное четвертое Евангелие, безмерно превосходящее по своей глубине все когда-либо написанное мудрейшими людьми. Вспомним о таинственном Откровении о конечных судьбах мира, которое получил он от Бога на острове Патмосе через посланного к нему Ангела. Конечно, это великое Откровение было чрезвычайно важным дополнением к тому исключительному расширению и углублению всех сил ума и сердца, которое получил великий Иоанн вместе с другими апостолами в день сошествия на них Святого Духа. Верю, что и апостол Лука, святую память которого мы ныне празднуем, принадлежит к числу мудрейших и святейших людей мира и близких друзей Христовых. Он совершил преславное дело, написав третье Евангелие, которое святые отцы Церкви ставят близко к величайшему Евангелию Иоанна по глубине и значению его. И хочется нам верить, что и великий Евангелист Лука был удостоен от Бога получить сугубые дары Святого Духа, подобно апостолам Иоанну и Павлу, каким-то неведомым нам образом. И если действительно это было, то не должны ли мы глубоко преклониться пред этим великим апостолом и Евангелистом. Велика полученная мною от Бога милость и честь носить его святое имя и принадлежать к сонму преемников апостольских — епископов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Итак, признай, что совершается при принесении жертвы, чтобы ты мог понять, почему там требуется сошествие Святого Духа. Конечно, это исполняется в принесении жертвы, о чем свидетельствует блаженный апостол, которому повелел Сам Спаситель наш, говоря: Потому что Господь Иисус в ночь избавления взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: Это Моё тело, отданное вам; делайте это в память обо Мне. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Крови Моей; пейте от нее в память обо Мне. Ибо каждый раз, когда вы будете есть этот хлеб и пить чашу, вы будете возвещать о смерти Господа, пока Он не придет (1 Кор. 2:23 и след.). Посему приносится жертва, чтобы возвестить о смерти Господа и почтить память Того, Кто отдал за нас жизнь Свою. А Он Сам говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Поэтому, так как Христос умер за нас в любви, то, когда мы вспоминаем Его жертвенную смерть, мы просим, чтобы милость была подана нам через сошествие Святого Духа: об этом мы умоляем и молим о том самом милосердии, которым Христос соизволил быть распятым за нас, и мы, приняв Духа Святого, удостоимся благодати, можем иметь распятым мир и быть распятыми для мира: подражая смерти Господа нашего, как Христос, умерший за грех, умер однажды; а что живёт, то живёт для Бога (Рим. 6:10), будем и мы ходить в обновленной жизни (ст. 4); и, получив дар благодати, умрем для греха и будем жить для Бога (ст. 11). Ибо любовь Божия распространилась в сердцах наших Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5). Самое причастие Тела и Крови Господа, когда мы едим хлеб Его, и пьем чашу, конечно, намекает нам на то, что мы можем умереть для мира, и сокрыть нашу жизнь со Христом в Боге, и распять нашу плоть с ее пороками и похотями. Так бывает, что все верные, любящие Бога и ближнего, если и не пьют чашу страстей телесных, то пьют чашу милосердия Господня. Пусть созерцается не видимое, а невидимое. Ибо так пьется чаша Господня, пока сохраняется святая любовь; без чего, даже если кто отдаст тело свое на сожжение, нет ему в этом никакой пользы. И это даровано нам даром благодати, чтобы мы могли быть тем воистину, что мы мистически празднуем в жертве. Именно об этом говорит Апостол: «Ибо мы один хлеб, мы многие - одно тело». поэтому он добавил: «Все мы причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010