Одного Фомы не было с Апостолами, когда явился им Иисус. Когда ему рассказали обо всем случившемся, он отвечал, что не поверит до тех пор, пока не вложит пальца своего в раны от гвоздей и руки своей в бок Его. Через восемь дней Иисус опять явился ученикам, которые находились в горнице с запертыми дверями; с ними был и Фома. «Мир вам», произнес Христос, а потом, обратившись к Фоме, сказал: «подай палец твой, посмотри на руки Мои, вложи руку твою в бок Мой и не оставайся в неверии, но верь.» Фома, видя воскресшего Иисуса Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Иисус же заметил ему: «ты поверил потому, что видел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.» Вознесение Христово После воскресения из мертвых, Христос пробыл на земле сорок дней. В это время Он являлся ученикам Своим и беседами Своими готовил их к проповедованию Евангелия всем людям, повелев крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Собрав учеников Своих в последний раз, Иисус сказал им, чтобы они ждали в Иерусалиме сошествия Святого Духа, которого Он обещал послать им от Отца. Потом, приведя учеников на гору Елеонскую, поднял руки Свои и благословил их, и когда благословлял, стал подниматься от земли в глазах их и возноситься на небо. Наконец облако скрыло Его из виду. Благоговейно поклонились Апостолы своему Учителю и Господу, и еще долго стояли и смотрели на небо, как вдруг предстали два Ангела и объявили им, что Христос опять придет на землю с великой славой. Тогда Апостолы возвратились в Иерусалим ожидать обетованного Святого Духа. Вознесение Христа празднуется в 40-й день после Воскресения. Краткая история христианской Православной церкви Сошествие Св. Духа После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, Апостолы неразлучно находились в Иерусалиме, в горнице Сионской, и, избрав по жребию Матфея вместо Иуды Искариотского, ожидали Духа Святого. В 50-й день по воскресении Христовом и в 10-й день по вознесении Христа на небо, среди шума с небес, низошёл Дух Святой на учеников Христовых, в виде огненных языков, и они внезапно заговорили разными языками. Чудо это так поразило сбежавшийся народ, что около 3 тысяч человек уверовали во Христа. Сошествие Св. Духа празднуется через 10 дней после Вознесения. Гонение от Иудеев. Обращение Савла

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

протоиерей Александр Рудаков Содержание Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпа... Глава первая. Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме    Господь Иисус Христос, дав Своим ученикам и последователям новый закон веры и деятельности и установив особенные таинства и священноначалие, тем самым положил первое основание Своей Церкви. Завершение этого основания должно было последовать через ниспослание обещанного от Господа ученикам Святого Духа. Без помощи Святого Духа Апостолы не могли надлежащим образом ни разуметь учения своего Божественного Наставника, ни исполнить данных Им заповедей, ни сделаться раздаятелями благодатных даров в Святых Таинствах; самое совершение Святых Таинств не могло иметь места без присутствия в них Святого Духа. Посему-то Иисус Христос заповедал ученикам Своим идти с проповедью во весь мир и совершать таинства; в то же время, перед Своим вознесением на небо запретил им приступать к возложенному на них служению, пока они не получат обещанного Святого Духа и не облекутся силою свыше.    Возвратившись с горы Елеонской, Апостолы, согласно с повелением Иисуса Христа, неразлучно пребывали в одной горнице и проводили время в молитве и ожидании Святого Духа. С ними находились Мария — Матерь Иисуса, братия Его и многие из учеников — всех около 120 человек. И вот, в 50-й день по воскресении Христовом поутру, в третьем часу (по нашему в 9-м), внезапно сделался слышен с небес шум как бы от несущегося сильного ветра и наполнил дом, в котором находились Апостолы и ученики Христовы. Явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Святого Духа и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещать. Сбежавшиеся на шум иудеи, между коими много было приехавших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы уроженцев Аравии, Персии, Египта, крайне изумились, услышав, что простые галилейские рыбари говорят на разных языках. Апостол Петр возвестил, что сей дар получен им от Святого Духа, ниспосланнаго распятым и воскресшим Господом. Слушавшие речь Петра умилились сердцем и сказали Апостолам: «братия! что нам делать?» Петр же отвечал им: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и пол!учите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог». Действие чуда было так поразительно, что немедленно до трех тысяч уверовало во имя Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Таково славное недомыслимое для самих небесных сил ( 1Петр. 1, 12 ), заключение спасительной жизни на земле Господа нашего И. Христа. Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию 126 . (Извлеч. в сокращ. из «Евангельской истории о Боге-Слове», прот. П. Матвеевского . Спб. 1890 г., стр. 798 – 802). 11. Праздник пятидесятницы или сошествие Св. Духа на апостолов Св. Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесении Господнем. Это был день иудейского праздника пятидесятницы. Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались в месте для молитвы. Здесь была и Пресвятая Матерь Божия и другие верующие. Всех верующих было около 120 человек. В девятом часу утра (по еврейскому счету в 3-м часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и все они исполнились Святого Духа, и всенародно стали проповедовать о величии Божием на разных языках. Невозможно изобразить, какую перемену произвело сошествие Св. Духа в сердцах апостолов: свет истины воссиял в самой глубине сердец их, и они вспомнили все слова Господа Иисуса Христа и уразумели их во всей их полности и глубине; в то же самое время они приобрели все силы, необходимые как для собственного их спасения, так и для распространения евангелия по всему миру; вдруг из простых мытарей и рыбарей сделались просвещеннейшим учителями вселенной и стали говорит на разных языках, никогда не учившись им прежде; вместе с духовным просветлением они приобрели бодрость и мужество идти с проповедию к народам, правителям и царям, и сделались готовыми положит за Господа самую жизнь свою. Между тем по случаю шума, происшедшего с неба над домом, где были апостолы, много иудеев собралось к ним и стали дивиться, что апостолы говорят на разных языках. Но св. апостол Петр объяснил собравшимся, что это произошло оттого, что они получили Духа Святого, Которого им обещал от Бога Отца Тот самый Иисус, Которого распяли и Который есть истинный Спаситель мира. «Он, говорил св. апостол, приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы видите и слышите». Слышавшие это умилились сердцем и спрашивали: «что нам делать, мужие, братие?» Апостол Петр сказал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя И. Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И в этот день крестилось около трех тысяч человек 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 7. Распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме Господь Иисус Христос основал Свою Церковь из немногих, только избранных лиц; впоследствии же, по Его божественному предначертанию, она должна была обнять все народы и распространиться во всем мире. Дело распространения и устройства Церкви Он возложил на своих ближайших учеников, апостолов, обещая для предстоявшего им служения облечь их силою свыше. «Не отлучайтесь из Иерусалима, – говорил Он им пред Своим вознесением на небо, – но ждите обещанного от Отца... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» 1 . Обетованием Святого Духа Спаситель окончил Свои наставления апостолам относительно распространения и устройства Церкви и вознесся на небо. По вознесении Господа Иисуса Христа апостолы, согласно Его повелению, основали свое местопребывание в Иерусалиме и ожидали здесь сошествия Святого Духа. Все они, вместе с Богоматерью и другими верующими, «единодушно пребывали в молитве и молении», для чего собирались в особом доме. В одно из собраний, на котором было около 120 верующих, апостол Петр предложил на место отпадшего Иуды Искариотского избрать для апостольского служения другое лицо из числа тех верующих, которые все время находились при Спасителе и были свидетелями Его воскресения. Собрание поставило пред апостолами Иосифа Варсаву и Матфия. После общей молитвы бросили о них жребий, жребий пал на Матфия, и он сопричислен был к одиннадцати апостолам. Наконец, по прошествии десяти дней от вознесения Господня, в еврейский праздник Пятидесятницы, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. В этот день все они были вместе. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них; и исполнились все Духа Святаго» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь. Слово в День Святого Духа О дне рождения Церкви Христовой Огненный Дух, когда принят будет, откроет вам всякие тайны, отгонит от вас людей и зверей, и будет у вас небесная радость день и ночь. Преподобный Антоний Великий Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как сладостнейший, ни с чем не сравнимый дар обещал Спаситель ученикам сошествие Духа Утешителя. Казалось бы, при вести о скором расставании с Сыном Человеческим у апостолов были все причины для горя, Иисус Христос уходил от них в Царствие Небесного Отца, оставляя их одних сиротствовать среди злобы падшего мира. Но вот – Сын Божий говорит апостолам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Что же это за Таинственный Гость, чей приход должен был утешить верных в тяжкой разлуке, Утешитель, Который явился для людей даже «лучшим», чем земное общение с Иисусом Сладчайшим? Ведь Святой Дух (Третья Ипостась Святой Троицы) есть тоже Бог, как и Бог Отец и Бог Сын, Который и при Воплощении Своем и принятии на Себя человеческой природы – плоти с разумной душой, все равно остался Богом по Своей Божественной природе. И посланные на апостолов огненные языки – есть благодать Святого Духа, которая также есть Бог, то есть имеет Божественную природу. Здесь – суть Православного христианства как религии Богочеловеческой. Идеал его – обожение человека как результат Вочеловечения Бога. Это обожение совершается Духом Святым. Сошествие Святого Духа есть тайна вселения Господа в сердце человека. Небесный Отец изначально предназначал людей к тому, чтобы они сделались причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ). Прародительское грехопадение отторгло род человеческий от этого блаженнейшего общения, и что могло быть плачевней такой утраты? Ведь все мыслимые и немыслимые блага заключались для человека в единении с Богом-Жизнодавцем, ибо в Нем – Высшее Добро и Высшая Истина, Высшая Красота и Всесовершенная Любовь; только в Нем вечная жизнь и вечное счастье; вне Его – ложь, грязь, страдания и гибель. И этого-то невыразимого блага лишил себя человек, соблазненный лукавым змием.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице-зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери.    И «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим.     «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» — языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки — для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки — образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине. (см. Григорий Богослов 4.17).    Непосредственно за этими внешними явлениями последовало внутреннее: «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И прежде Апостолы сподоблялись некоторых духовных дарований, — теперь они «исполнились» Духа Святого: на них снизошла вся полнота благодатных духовных дарований — они преобразились, очистились, освятились и просветились действием Духа Божия, стали как бы совершенно другими, новыми людьми, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

«Все они были единодушно вместе». Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1-ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице–зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери. И «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» — языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки — для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки — образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине. (см. Григорий Богослов 4.17). Непосредственно за этими внешними явлениями последовало внутреннее: «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И прежде Апостолы сподоблялись некоторых духовных дарований, — теперь они исполнились Духа Святого: на них снизошла вся полнота благодатных духовных дарований — они преобразились, очистились, освятились и просветились действием Духа Божия, стали как бы совершенно другими, новыми людьми, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Господь Иисус Христос сказал, что «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» ( Мф.12:31 ). Если мы пребываем во грехе, то становимся недостойными быть селением Святого Духа. Мы добровольно отрешаем себя от Источника Жизни, обрекаем себя на погибель. День Сошествия Святого Духа на апостолов — это великое торжество Святой Церкви — мистического тела Христова. С того момента святые апостолы, укрепляемые Духом Святым, понесли Благую Весть во все концы земли. Святая Церковь устами своих избранных благовестителей и простых верующих провозглашает Своей задачей создание нового народа Божьего, объединенного любовью Христовой. Все мы должны благодарить Господа Бога за то, что Он, по великой Своей милости и любви, призвал каждого из нас в великое общество святой службы Христовой. Сознавая это, в ответ на Его любовь, мы должны поступать согласно словам св. апостола Иоанна: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1 Ин.4:10 ). Дом, в котором пребывали апостолы в момент сошествия Святого Духа, по толкованию Святых Отцов, символизирует Церковь Христову. Мы с вами сегодня единодушно пребываем в Доме Божьем и приносим свой дар молитвы Господу, приносим Ему свое сердце, свои скорби и радости. Но выходя отсюда, возвращаясь в свои дома, будем ли мы, подобно апостолам, проповедовать «великие дела Божие» ( Деян.2:11 )? Будем ли мы, невзирая ни на какие препятствия, свидетельствовать о Христе, укрепляемые примером святых апостолов, бесстрашно шедших на мучения, пожертвовавших своей жизнью во имя Христово? Святые ученики были «в любви у всего народа» ( Деян. 2,47 ) и «было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). Все это является программой на все дни для всех нас. Всего этого требует от нас Святой Дух. В день Своего вознесения Господь, обещая Своим ученикам ниспослать им Святого Духа, заповедал: «будьте Мне свидетелями… до края земли» ( Деян. 1,8 ). Эти слова относятся ко всем христианам, ко всем нам. Мы с вами обязаны всей своей жизнью и верой свидетельствовать о Христе, должны быть знаком, по которому все люди познают Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Обновление жизни твари действием Духа-Утешителя есть то, что созидает Церковь и приобщает нас к Церкви. Говоря об обновлении жизни, мы не имеем в виду ни моральное " совершенствование " человека, ни его " юридическую реабилитацию " , но событие столь же реальное, как и само создание нашей жизни, как сотворение существующего. Учения Христа, повторения, " имитации " Тайной Вечери недостаточно для осуществления Церкви как " нового творения " : необходимо животворящее " сошествие " Святого Духа на человеческую плоть, подобно тому " нисхождению " Духа на Деву, благодаря которому смогло осуществиться воплощение Христа. Это деяние Духа-Утешителя, образующее " новую плоть " , Церковь пережила исторически в день Пятидесятницы. Но столь же реально это происходит во время каждой Евхаристической трапезы, когда хлеб и вино претворяются в Тело и. Кровь Христовы. Наконец, для каждого из нас сошествие Святого Духа есть отправной момент нашего личного приобщения к Церкви в событии крещения. Пятидесятница После воскресения и вознесения Христа Его ученики, " человек около двадцати " , собрались в Иерусалиме, " где все они единодушно пребывали в молитве " (Деян.1,14;16). Однако это собрание еще не представляло собой Церковь; то была просто кучка испуганных, сбитых с толку людей, объединенных лишь общими воспоминаниями и общими смутными ожиданиями. Несколькими днями ранее они спрашивали Учителя, не освободит ли Он " во время сие " народ Израильский от римского ига и не восстановит ли " Царство Израилю " (Деян.1,6). Даже после воскресения их ожидания, похоже, не шли далее вполне земных стремлений и притязаний. Радикальное изменение состояния учеников произошло в день Пятидесятницы. Лука, приступая к описанию этого события, использует язык аналогий: " при наступлении дня Пятидесятницы " ученики вновь собрались на Вечерю в Иерусалиме, и " все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились " (Деян.2,1-2). Слуховые ощущения сопровождались зрительными образами: " И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого... " (Деян.2,3-4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

В. Что обещал Иисус Христос ученикам перед Своим вознесением на небо? Отв. Перед Своим вознесением на небо Иисус Христос обещал послать ученикам Утешителя, Святого Духа. В. Как говорил об этом Иисус Христос Своим ученикам? Отв. Иисус Христос так говорил об этом Своим ученикам: «Я умолю Отца и он даст вам другого Утешителя, Духа Истины, Который пребудет с вами во век. Утешитель, Дух Святой, Который от Отца исходит, научить вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Он наставит вас на всякую истину и возвестит вам будущее». ( Ин.14:10–27 ). В. Какое повеление дал Иисус Христос Своим ученикам в день Вознесения Своего на небо? Отв. В день вознесения Своего на небо Иисус Христос повелел Своим ученикам идти с проповедью по всей земле, учить всех людей и крестить их во имя Отца и Сына и Святаго Дха. В. Что еще сказал Иисус Христос Своим ученикам? Отв. Иисус Христос сказал еще ученикам, что о ни не должны отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них обещанный Дух Святой. Получив желаемые ответы, я попрошу детей рассказать о сошествии Св. Духа на Апостолов, причем для облегчения буду иногда предлагать такого рода вопросы: В. Расскажите теперь, где и как проводили время ученики Иисуса Хрнста после Его вознесения на небо? В. Когда и как сошел на них Св. Дух? В. Какое чудо совершилось над апостолами после сошествия на них Св. Духа? В. Что говорил апостол Петр народу? В. Сколько человек уверовало в Иисуса Христа? В. Что совершали апостолы над уверовавшими? Сошествие Св. Духа на Апостолов После вознесения Иисуса Христа на небо ученики Его оставались в Иерусалиме. Здесь они часто собирались в одном доме и проводили время в молитве, ожидая обещанного Утешителя, Святого Духа. Наступил праздник Пятидесятницы; ученики вместе с Богоматерью собрались в доме и молились. Внезапно послышался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил дом, в котором находились Божия Матерь и ученики. И явились языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из апостолов. Так совершилось сошествие Св. Духа. Как только на них сошел Дух Святой, апостолы, не знавшие до сих пор ни одного языка, кроме своего родного галилейского наречия, начали прославлять Бога на разных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010