К 1905 году строительство храма было почти завершено. Расписать храм в 1908 году княгиня предложила своему близкому другу Н.К. Рериху. Тогда же пришло решение посвятить храм Святому Духу. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это - храм… - вспоминала в Париже в 1920-е годы М.К. Тенишева. - Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой - сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие… Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные…» Об этой встрече с Марией Клавдиевной свои воспоминания в 1928 году, в год смерти княгини, оставил и Николай Константинович: «Мы решили назвать этот храм - Храмом Духа. Причем центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли Марии Клавдиевне живейшую радость. Много должно было быть сделано в храме, о чём знали мы лишь из внутренних бесед». Результатом «внутренних бесед» Марии Клавдиевны и Николая Константиновича, духовно близких друг другу творцов России, стало создание нового православного храма - Храма во имя Святого Духа. Издревле на Руси существовала традиция строить храмы, посвященные Сошествию Святого Духа, в которых воспевались события, описанные в Деяниях апостолов: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Существовала веками разработанная иконография, изображающая апостолов или Богоматерь с апостолами, на которых нисходят языки пламени. Особенностью храма во Флёнове является то, что он посвящён не Сошествию, а самому Святому Духу. Есть все основания утверждать, что храм во Флёнове стал первым и на Руси, и в России, имеющим подобное посвящение.

http://sobory.ru/article/?object=03165

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества. В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу “Деяния святых апостолов”, в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям. " Они [новокрещенные], – как пишется в книге “Деяния”, – постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее …Не было между ними никого нуждающегося» ( Деян.2:42, 44–47, 4:32, 34 ). Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное. По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: «Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух» ( Ин.3:5–6 ). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин.16:13–17, 4:13–14 ). Апостол Павел все христианские добродетели именует “плодом Духа,” говоря: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени ( Мк.4:26–29 ). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Для исполнения своего апостольского назначения Церковь и по самому своему существу всегда должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно охраняться в ней до скончания века. Во-первых, должно сохраняться в Церкви переданное апостолами учение или апостольское Предание. Символ веры, называя Церковь апостольской, «научает твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов». «… Братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес.2:15). «Держитесь образца здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим.1:13). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10). Во-вторых, должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви – это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. Церковная иерархия или священноначалие ведет свое начало «от Самого Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства» . В день Своего Воскресения из мертвых Господь, дунув на учеников, сказал им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). Эти слова Спасителя можно рассматривать как поставление апостолов на служение и как дарование Церкви в лице Двенадцати даров Духа Святого, необходимых для совершения священнодействий. Установленное Господом церковное служение актуализировалось в день Пятидесятницы, ибо только после сошествия Святого Духа на апостолов стало возможным совершение таинств. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует ап. Павел: «… Он (Христос) поставил одних Апостолами,… иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения…» (Еф.4:11—12).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Крещение Господне. Салимбени. 1416г. Крещение Господне. Перуджино и Пинтуриккьо. 1482 г. В дальнейшем Он будет посылать Святого Духа ученикам, вдохновляя их на апостольское служение, но сейчас Он Сам нуждается в таком вдохновении. В то же время ошибочным является представление о том, что крещение в Иордане было для Иисуса событием психологического характера – что оно спровоцировало «диссоциативную психологическую трансформацию» Его личности, заставив Его осознать Свое мессианское призвание и сделав Его «человеком, одержимым Духом, чья новая социальная роль происходила от этого нового статуса». Чрезмерная психологизация данного события чревата домыслами и спекуляциями касательного новой роли, которую Иисус якобы ранее не сознавал и взял на Себя лишь под воздействием Святого Духа. Крещение Господне. Мурильо. 1655 г. Как мы говорили, сознание Своего богосыновства и Своей особой миссии было присуще Иисусу с детства ( Лк. 2:43–52 ). И хотя мы очень мало знаем о жизни Иисуса до крещения, у нас нет оснований предполагать, что она не представляла собой последовательного развития и поступательной подготовки к той цели, ради достижения которой Он пришел в мир. А сошествие Святого Духа на Иисуса, при всей важности этого события, не означает того, что ранее Святой Дух в Его жизни отсутствовал. Рассказы евангелистов Матфея и Луки о Его рождении свидетельствуют об обратном. В истории же крещения Иисуса сошествие Святого Духа является ключевым моментом. С этого момента начинается Его мессианское служение. Святой Дух выступает как та творческая сила Бога, которая конституирует начало мессианской эры. В Деяниях апостольских приводится речь Петра, включающая такие слова: Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, облагаемых диаволом, потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:37–38 ). Одновременное упоминание крещения, помазания и Святого Духа может указывать на то, что именно в момент крещения, благодаря сошествию на Него Святого Духа, Иисус был явлен миру как Помазанник Божий, обетованный Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святой иконой можно назвать лишь ту, где в той или иной степени присутствует эта слава, где образ отмечен печатью божественного преображения. И надо думать, в полном смысле слова святая икона может возникнуть и существовать только в недрах святой Православной Церкви, там, где сотворенный мир таинственно приобщается вочеловечением Христовым несотворенному Божественному Бытию, которое во всей своей полноте и неприкровенно будет явлено в жизни Будущего Века. И лишь иконы, которые имеют печать этой непреходящей славы, могут быть вечной закваской мира. День Святой Троицы. Пятидесятница Дух Святой от сложения мира действовал в Церкви: глаголавший пророки, осенивший облаком скинию, излившийся несотворенным светом на горе Фавор, преисполнивший апостолов по Воскресении, когда Спаситель дунул и сказал: «Примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Событие, в котором была преподана апостольская власть и которое явилось началом возникновением церковной иерархии. В чем же обетование, данное в Вознесении и нашедшее исполнение в день Пятидесятницы, если Дух Святой от сложения мира действовал, животворил, повелевал и устроял вселенную? Думается, самое полное, самое первичное и исчерпывающее объяснение дано в Деяниях апостольских. Это то объяснение, которое апостол Петр дал народу, недоумевающему о происшедшем. То, что совершилось, – это, по слову апостола Петра, исполнение пророчества, данного пророком Иоилом: «И будет в последние дни, говорит Бог , изолью Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши... И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма» ( Деян.2:17–19 ). Это излияние Духа Святого есть предельная полнота исполнения и увенчания Церкви Христовой, как бы купол, осенивший храм в сошествии Святого Духа. Вся Церковь исполнилась полнотою Троической славы, пророчески возвещенной Иоилом – «и покажу чудеса на небе...» – что является прикровенным изображением Троицы. Все в Церкви определилось сошествием Духа Святого, но сошествие это, думается, не следует понимать как некоторое единовременное действие Божия смотрения, давшее Церкви свершенное устроение и ставшее священным воспоминанием Церкви. Думается, что сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/mysli-ob...

В кондаке вспоминается разделение языков, которое произошло при строительстве Вавилонской башни: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 6–7). В день же Пятидесятницы Господь посылает апостолам дары Святого Духа, которые должны послужить соединению, объединению всего человечества. Господь посылает дары Святого Духа, которые должны послужить объединению всего человечества Говорящие на разных языках апостолы были объединены Святым Духом, когда «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2: 3). Слово «раздаяше» в греческом отражено через глагол «δινειμεν» – «делить на части, управлять, править» , то есть в непосредственном ведении Бога находится, кому следует давать благодать Духа. Призвание к соединению Снисхождение благодати призвало людей к единению. Греческое «ντητα» переводится как «сплоченность, согласие, объединение» . Его использует апостол Павел, когда пишет к эфесянам о единстве духа (см.: Еф. 4: 3) и единстве веры (см.: Еф. 4: 13). Призыв к единению обозначается греческим «κλεσε», родственным которому является слово «κκλησα» – Церковь . Только в собрании верующих – в Церкви – можно обрести благодать Духа. Кондак заканчивается призывом к прославлению «Всесвятаго Духа». Славословие должно происходить в едином настрое, что точно передает греческое «συμφνως» – «согласованно, согласно» . В день сошествия Святого Духа явилось начало Христовой Церкви, которая стала единым Телом и оживленной Душой . День Пятидесятницы – момент, с которого началась жизнь Церкви. Со дня сошествия Святого Духа на апостолов и их учеников вера в Воскресшего Христа и проповедь о Нем получили вселенское распространение, дабы всякий мог прикоснуться к источнику воды живой, текущей в жизнь вечную. Тропарь и кондак Пятидесятницы вновь напоминают христианам о том событии, которое стало завершением земного подвига Спасителя.

http://pravoslavie.ru/139977.html

«О чем вы слышали от Меня» — о Духе Святом Господь говорил Апостолам многократно, а особенно в Своей последней прощальной беседе, называя Его «иным Утешителем» (Лк 12:12; Мф 10:20; Ин 14:16-17, 26; 15:26; 16:7, 13). «Ибо Иоанн крестил водою…» об этом сошествии Святого Духа говорил и сам величайший из пророков святой Иоанн Креститель, который противопоставлял своему водному, как только приуготовительному крещению, «крещение Духом Святым» (Мф 3:5; Лк 3:16; Ин 1:33). Выражение «крещены Духом Святым» образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого — Апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Святого Духа. «Через несколько дней» — Господь не указывает точно дня сошествия Святого Духа, дабы ожидание поддерживало в Апостолах непрестанное духовное бодрствование и радостное желание исполнения этого великого обетования, возгревая тем самым в них веру. Исполнилось же это через десять дней по Вознесении Господа, в день Иудейской того года и первой христианской Пятидесятницы  . «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» — вопрос этот указывает на то, что Апостолы все еще не расстались с общими для всех иудеев чувственными представлениями о Царстве Мессии. Только по сошествии на них Святого Духа они окончательно переродились духовно. Вопрос этот ученики Господа задали Ему потому, что им известно было предсказание пророка Иоиля об «обильном излиянии даров Святого Духа в Царстве Мессии» (2:28). Господь премудро устраняет этот неуместный вопрос, говоря: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Через несколько дней, когда сойдет на них Дух Святой, они уже не будут задаваться таким вопросом: их дело — быть свидетелями Господа, то есть проповедниками Его Евангелия, а для этого они получат необходимую им «силу, когда сойдет на них Дух Святой». «В Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». — Иерусалим, как город, в котором Господь был предан распятию, должен первый услышать проповедь о Мессии распятом и воскресшем, затем Слово Божье должно быть в первую очередь проповедано всему избранному народу Божью во Иудее, потом самарянам, как ближайшим соседям, и затем уже язычникам по всему миру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении недели изображается сошествие Святого Духа на апостолов. l. Oбcmoяmeльcmba самого события (ст. 1–4). Прежде всего евангелист Лука обращает наше внимание на время, в которое произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Это было, “ при наступлении дня Пятидесятницы ” (ст. 1), т. е. при наступлении дней ветхозаветного праздника Пятидесятницы и вместе с тем Пятидесятого дня по воскресении Иисуса Христа из гроба. Мудрость и благость Божья не напрасно избрала этот день для исполнения обетования, данного Иисусом Христом апостолам, которые, по вознесении Господа, оставались в Иерусалиме, в ожидании Святого Духа (Деян. 1:14 ). Как иудейская Пятидесятница была для Израиля праздником полевой жатвы; так и христианская Троица должна была сделаться праздником жатвы духовной. Как прежде, в этот день приносились и посвящались Богу земные плоды первого урожая, так теперь первенцы Израиля должны были, посредством веры и крещения, вступить в новое, духовное царство Мессии. Пятидесятница праздновалась также израильтянами в воспоминание синайского законодательства; христиане должны будут праздновать этот день в воспоминание о сошествии Духа Святого, который не угрожает смертью, как ветхозаветный закон, но дарует силу, жизнь и спасение. Посредством закона утвердился Ветхий Завет; посредством Святого Духа должен был запечатлеться новый завет в душах верующих. Когда таким образом наступил день Пятидесятницы, иудеи по закону и усердию спешили на богослужение. Но апостолы не почли нужным идти в храм, навсегда отвергнутый самим Господом, а оставались в своем домашнем храме, в горнице сионской (ст. 2 ср. Иоил. 2:16 ). Здесь “ все они были единодушно вместе ” (ст. 1), с одними и теми же мыслями и желаниями, направленными к Утешителю Духу. Никто и не думал оставлять Иерусалим; даже по домам не расходились, а пребывали все вместе.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Основание Церкви — восстановление, совершение учеников в единого с Учителем любимого ученика, “приклонившегося к груди Его”. И только совершенное единство верных во Христе становится основанием для совершенного Божественного разделения Духом и в Духе. Собранная Церковь исполняется Духом Святым в свою Пятидесятницу, обретая нераздельно-неслиянную полноту жизни. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1–4). Бого-человеческое единство — Церковь — обретает таинственную полноту жизни сошествием Святого Духа на Апостолов. “Разделяющиеся языки” — новое Божественное разделение, разделение ради единства — восстанавливает индивидуальность каждого из собравшихся в её истинности, каждого в том, в чём он призван Богом. В Его любви каждая личность получает абсолютно справедливое определение. Он Сам есть любовь, которая, по определению митрополита Антония Сурожского, равна ко всем, но не одинакова. В основание Церкви Христос положил Самого Себя — “камень”, который отвергли строители Вавилонской башни. Они попытались положить основанием башни свою волю, своё “Я”, тем самым обрекли себя на разделение, на рознь как результат смешения, которое попустил Господь за их своеволие и гордость. Люди перестали понимать друг друга: разделение общего для всех языка стало причиной разрушения их единства. Это “вавилонское наказание” снимается в Пятидесятницу сошествием Святого Духа на Апостолов, собранных в Церковь. Единство Церкви получает дар Духа Святого — неслиянность. Апостолы начали говорить слова Божии, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). Господь в Церкви возвращает верным Ему взаимопонимание. Если разделение Богом единого языка строителей Вавилонской башни привело к беспорядочному смешению, то Божественное разделение единого Святого собрания Духом Святым на индивидуальности, без потери их единства во Христе, утвердило это единство во всей его Бого-человеческой полноте, в которой преодолены крайности: излишней (Пётр) и недостаточной (Фома) устойчивости в вере: …мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим 12:5).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, Которого они имели получить в великий день св. Пятьдесятницы. И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин и возрастила благодатию Святого Духа бесчисленное множество святых из всякого народа и племени, из всякого человеческого звания и состояния, обоего пола; особенно в первые века земля стала небом по причине бесчисленного множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных св. отцов, бессребренников, праведников и всех святых. Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества – искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и бессмертными, богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви. Слава Тебе, вознесшемуся со славою Христу Богу нашему и нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествия Святого Духа на Апостолов. История и смысл праздника 4 . «При наступлении дня Пятьдесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:1–4 ). Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно – насколько возможно – Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятьдесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010