„Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам“ ( Ин.16:12–13 ). От Кого услышит: от Отца или от Сына? Это видно из непосредственно следующих слов, составляющих продолжение той же речи: „Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт, и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт, и возвестит вам“ ( Ин.16:14–15 ). – „Отец любит Сына, и всё дал в руки Его“ ( Ин.3:35 ). – „Всё предано Мне Отцом Моим...“ ( Мф.11:27 ). – „Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне“ ( Ин.15:26 ). „Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас Всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам“ ( Ин.14:26 ). Кто же посылает Духа Святого: Отец или Сын? Прежде Иисус Христос сказал, что Отец, а после, – что Он, Сын, посылает. Но противоречия тут нет: Отец посылает Духа во имя Сына, а Сын посылает Духа от Отца; Отец посылает не в Своё имя, а Сын – не от Себя. Сын посы- —17— лает непосредственно, а Отец не непосредственно, а через посредство Сына. Сын молит Отца послать Духа; Отец сочувствует, Сын посылает. „И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины“... ( Ин.14:16 ). Почему Иисус Христос, обещая своим ученикам иного Утешителя, говорит, что будет умолять Отца, чтобы Он, Отец, послал им Духа Святого, а не говорит, что будет умолять Духа Святого, чтобы Он, Дух, пришёл к ним и пребывал с ними во век? Мог ли Дух, вследствие моления к Нему Сына, прийти к ним по Своей воле, без воли Отца? Мог ли Сын послать им Духа Святого, по Своей воле, без воли Отца? Кого должен был молить Сын о сошествии на Его учеников Духа Святого: Отца или Духа? Почему Отца, а не Духа? Власть принадлежит одному Отцу. Он Вседержитель и Верховный распорядитель, от Него зависят все и всё.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

День Святого Духа Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам . Ин.16:7 Сошествие Святого Духа на апостолов было последним, завершительным актом в Домостроительстве спасения рода человеческого, от начала мира предопределенного в Предвечном Совете Святой Троицы. Правосудие Божие требовало возмездия за грехи прародителей наших. Благость Божия готова была склонить гнев Божий на милость, а Премудрость Божия, удовлетворив правосудию через Крестные Страдания Сына Божия, вновь облагодетельствовала род человеческий, возродив его Духом Святым, сошедшим на апостолов в пятидесятый день по Воскресении Христовом. В этот день силою Духа Святого в лице апостолов Христовых было восстановлено уничтоженное прародительским грехом духовное начало в человеческой природе. Итак, неизреченное человеколюбие Божие – вот единственный источник нашего спасения. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Без великой Голгофской жертвы наше спасение было бы невозможно. Если бы Христос не пострадал за грехи людей, если бы Своей смертью не «искупил нас от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ), Дух Святой не сошел бы на апостолов, а через них и их законных преемников не возродил бы и нас с вами для новой духовной жизни. Именно эту мысль выражает Христос в прощальной беседе с учениками, идя на вольные Страдания. В утешение им Он говорит: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Как сказал Господь, так и сделал: добровольно взошел на Крест, пострадал и умер за грехи людей, Воскрес из мертвых, Вознесся на небо и в пятидесятый день после Воскресения послал Утешителя Духа Святого. Действием Святого Духа ученики Христа первыми приобщились к духовной жизни во Христе, а через них и все последующие поколения христиан, в том числе и мы с вами. Благодать Святого Духа действует на нас в Святых Таинствах Церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Тайна жизни христианской – есть тайна живого общения Бога и человека, начинающегося на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, земной и небесной, есть, прежде всего, жизнь действенного Богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих. «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» 1 . «Я Лоза, а вы ветви; пребудьте во Мне и Я в вас», говорит Христос. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино», молился Спаситель. И христиане, прививаясь к Божественной Лозе, Духом Святым, живущим в них, соединялись в один дух, в одного человека¸ в одно настроение. «Они говорит Григорий Богослов , – чтили Единого, стали единой, чтили Троицу, так сказать, срослись между собой, стали единодушны и равночестны» 2 . В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов и на глазах у всех произвел в них удивительную перемену. Апостолы получили особые, доселе не имевшиеся у них, силы и свойства, что-то Божественное стало обитать в их существе, жить с ними и руководить их. Для верующих это было исполнением Спасителева обещания о ниспослании Духа Святого и свидетельством того, что внутренняя действенная жизнь Богообщения началась на земле. С тех пор Дух Святой, как Личное Божественное Начало, исходящее от Отца, неизменно пребывает в Церкви Христовой и сообщается верующим христианам. Апостол Петр после своей проповеди о Христе, в день сошествия Святого Духа, на вопрос окружавших его людей: «что нам делать, мужи братия?» ответил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа». Исповеданием веры Христовой, покаянием в соделанных прежде согрешениях и крещением каждый вступает в число верующих, становится членом Церкви Христовой и получает дар Святого Духа. Так христианин приобщается к жизни благодатной, в его сердце начинает бить божественный источник, он даже ощутимо переживает обновление своего существа, обитание в нем зиждительной Божественной силы. Многие верующие, во времена Апостолов, присоединяясь к Церкви Христовой, подобно Апостолам, видимо для всех получали жизнь божественную в свои сердца; исполняясь благодатных даров Духа Святого, ощутимо переживали высокое состояние Богообщения. И с тех пор все подвижники веры и благочестия, становясь сосудом благодати, являли миру дары живущего в них Святого Духа на всем протяжении жизни Церкви Христовой и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Велико значение Святого Духа в нашей жизни, Он оживляет все сотворенное. Его главное дело среди людей – духовное возрождение человека. Он вместе с Богом Отцом и Сыном дарует человеку жизнь духовную. Вот почему и называется Он в Символе Веры животворящим , т. е. дарующим, творящим жизнь. Вот почему на всенощной под праздники, перед чтением Евангелия, мы слышим, как поют: «Святым Духом всяка (всякая) душа живится (оживляется) и чистотою возвышается...» Дух Святой возрождает и освящает человека, делает святым. Несвятыми нас делают грехи. Дух Святой очищает нас от всего греховного и направляет к добру; все доброе в человеке происходит от Него. Святые являются носителями Святого Духа; иногда они прямо сияют особым светом, как было и с преп. Серафимом, поэтому их и изображают на иконах с сиянием. Особенно могущественно и славно Святой Дух открылся и действует в Новом Завете, в Церкви Христовой, после сошествия на апостолов в день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христова). Но еще и в Ветхом Завете Бог не лишал людей Святого Духа, очищал от грехов и приуготовлял их к принятию Иисуса Христа. С особой силой Святой Дух тогда проявлялся в некоторых благочестивых и послушных Ему людях. Царь Давид это знал и молился Богу так: «научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой: Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» ( Пс. 142:10 ). Когда Давид тяжко согрешил, то он больше всего боялся, чтобы Господь Бог не лишил его Святого Своего Духа, и взывал: «сердце чисто сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня » ( Пс. 50:12–13 ). Давид знал, что человек сам собой не может очиститься от грехов, что это может сделать только Бог через Святого Своего Духа. Перед своей смертью Давид сказал: « Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня » ( 2Цар. 23:2 ). Из этих слов Давида видно, что он находился под особым водительством Святого Духа и что Дух Святой говорил через него. По внушению Святого Духа он составил и свои дивные псалмы-молитвы, которые до сих пор мы так часто слышим в церкви за богослужениями. Мы нередко говорим о вдохновении поэтов и художников, которые под влиянием вдохновения написали свои произведения (картины и поэмы). Это действительно так: чтобы создать что-либо прекрасное, надо получить вдохновение, приток особых духовных сил. Но обыкновенное человеческое вдохновение, хотя бы и высокое, не может сравниться с тем вдохновением, тем притоком сил, который подает праведным людям Святой Дух. Это «вдохновение» просветляет всю жизнь и существо праведного человека, может одарить его силой чудотворной, сверхъестественной. Это – вдохновение божественной любви и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Перед вознесением Спасителя на небо апостолы спрашивали Его: «не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Иисус Христос на это сказал им: «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Вы получите силу, когда на вас сойдет Дух Святой, и будете учить обо Мне в Иерусалиме, по всей Иудее и Самарии и по всей земле». Из этих слов Спасителя мы видим, что знание разных языков апостолам было дано для того, чтобы они могли учить об Иисусе Христе по всем народам. Почему апостолы спросили Иисуса Христа о восстановлении царства Израиля? – потому что они, как и другие иудеи, думали, что Иисус Христос будет земным царем, освободит их от власти римлян, и они будут при Нем господствовать. Конечно, они думали неправильно и ошибались. Но после сошествия Святого Духа они и сами не могли уже ошибаться в истинной вере и других учить неправильно, потому что Дух Святой научил их всему истинному. Таким образом, всякая мудрость, всякое истинное знание дается людям от Духа Святого. Поэтому мы называем Духа Святого Духом истины. Дух Святой сошел на апостолов с неба. У народов бывают правители, которым люди должны повиноваться; эти правители иногда называются царями. Дух Святой есть Творец всего мира; Он господствует над всем миром. Но только на небе, в Небесном Царстве святые Ангелы и святые угодники всегда поступают по воле Божией, как истинные подданные Его. Поэтому Духа Святого можно назвать Небесным Царем, в отличие от царей земных. Итак, Дух Святой называется Царем Небесным, Утешителем и Духом истины. Мы называем Духа Святого Царем Небесным; но Он, конечно, находится не только на небе, но и везде, и нет такого места, где бы Его не было; нет такого места, где бы люди не могли обратиться к Нему с молитвой, и во всяком месте они могут получить от Него всякое благо. Благостью Его наполнен весь мир. Поэтому Он называется вездесущим и все наполняющим. Если Дух Святой наполняет весь мир Своею благостью, то от Духа Святого получаются все блага и милости, которыми мы пользуемся; они все находятся во власти Духа Святого. Он есть как бы сокровищница, из которой люди получают всё драгоценное и полезное для них. Поэтому Дух Святой называется сокровищницею благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

1Ин.2:20, 27 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13, 4:30 ). 2) Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам ( Деян.10:44–45 ). Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объясн. в гл. о крещении, ответ на 6-е возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию? 3) Апостол называет помазанием дары Духа Святого ( 1Ин.2:20, 27 ) и не говорит, что они подаются через помазание миром. Но название внутреннего, духовно-благодатного действия Святого Духа «помазанием» было бы непонятным, если бы оно не указывало на внешнюю форму сообщения этого духовного действия, от которой оно и получило свое название. Если бы не было внешнего помазания при сообщении даров Святого Духа, то также непонятны были бы выражения апостола: «Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ), «запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ; ср. Еф.4:30 ). Этими словами апостол указывает на видимую сторону таинства миропомазания, в котором помазание является печатью, знаком принадлежности помазанных Христу, удостоверением для них самих в том, что они действительно получат обещанное им (ср. Рим.8:17,23 ), в залог (задаток) чего даны им дары Духа Святого. Таинство Святого Причащения Понятие о сем таинстве. Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения. Заповедь Господа о сем таинстве. В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа: Жертвенное значение евхаристии. Приступать к таинству причащения должно с приготовлением. Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Свидетельства древнехристианских отцов. Понятие о сем таинстве «Причащение есть таинство, 199 в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихиз.). Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в Жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Сошествие Святого Духа: внутренняя перемена в апостолах . В миг сошествия Святого Духа с апостолами происходит и коренная нравственная перемена. Каковы они были прежде? Они испытывали непреодолимый ужас перед угрозой ареста, в испуге разбежались в миг взятия Господа под стражу и, даже собираясь вместе по Воскресении Спасителя, крепко-накрепко запирали входную дверь дома из страха перед иудеями (см. Ин.20:19 ). Апостол Петр, опасаясь за собственную жизнь, предал Христа, отрекся от Него. Но теперь, уже после сошествия Святого Духа, те, что прежде трепетали от одной мысли о возможном аресте, ныне открыто и безбоязненно выходят на проповедь Божественной истины, с радостью готовы идти на любые мучения и даже на смерть за имя Христово. Тот же апостол Петр, который раньше во дворе первосвященника в ужасе лгал служанке: я не знаю Его ( Лк.22:57 ), теперь жаждет пострадать за Христа, призывая к этому и всех христиан. При этом апостол говорит о такой жертвенной готовности принести в дар Богу свою жизнь именно как о плодах действия Святого Духа: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас... прославляй Бога за такую участь ( 1Пет.4:12–14, 16 ). Об этой перемене и в Петре, и во всех прочих апостолах именно как о следствии сошествия Святого Духа говорит святитель Григорий Великий : «Вот в побоях радуется тот Петр, который прежде страшился слов. И тот, кто прежде пугался вопроса служанки, после сошествия Святого Духа, под ударами презирает силы властей... Поразмыслим о наших святых проповедниках [апостолах], каковыми их застал нынешний день и какими соделал. Они были собраны от страха иудеев в одной комнате... и... не решались открыто говорить о Христе. Пришел Дух и... в сердце их вложил силу дерзновения. И те, которые прежде боялись даже на своем языке говорить о Христе, начали говорить о Нем на чужом. Ибо воспламененное сердце презрело те телесные мучения, которых они страшилось прежде, препобедило силу плотской боли любовью к Создателю. И те, которые прежде по боязни стояли ниже своих противников, стали выше их по дерзновению. Итак, что совершил Тот, Кто возвысил их на степень такой высоты, если не то, что души земных людей соделал Небесами?»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

Таковы благотворные действия Святого Духа, сколько можно судить о них по сравнению с действиями вещественного огня, в виде которого Он сошел на учеников Христовых. И смотрите, как этот вещественный огонь просветил, очистил, освятил апостолов и укрепил их к прохождению их великого служения. До сошествия Святого Духа апостолам недоставало ясного знания тех великих истин, о которых они должны были проповедовать. Сколько ни наставлял их Спаситель, они многого не понимали в Его учении так, они не вмещали учения Спасителя о Его духовном Царстве, не хотели верить словам Его, что Ему надлежит пострадать и умереть для спасения людей. Они были уверены, что Он пришел на землю не страдать и умирать, а устроить славное земное царство; не считали грехом желать истребления самарян огнем небесным. Но, озарившись светом невещественного огня Духа Святого, они стали распространять такие понятия о Мессии и Его Царстве, чище и возвышеннее которых быть не могло; преподавать правила нравственности, бесконечно превышающие все когда-либо бывшие нравственные учения человеческие, и вообще явились столь сильными в разумении истины и в слове, что перед ними преклонилась вселенная. На этих простых и некнижных людях ( Деян. 4, 13 ) сбылись слова Христовы: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк. 21, 15 ). Огонь Святого Духа обновил и преобразил апостолов и в нравственном отношении. И до сошествия Святого Духа они имели достойные нравственные качества: они были простосердечны, чужды лукавства и лицемерия, с открытой душой внимали учению Спасителя, из любви к Нему оставили все и последовали за Ним. Но при всем том им еще многого недоставало в нравственном отношении: сердца их были доступны честолюбию и своекорыстию, – между апостолами возможны были споры о первенстве ( Мк. 9, 34; 10, 35–37 ); им недоставало мужества и самоотверженности, необходимых для распространения Евангелия и для перенесения скорбей и гонений со стороны враждебного Христу мира; все они, несмотря на любовь к своему Учителю и Господу, оставили Его и разбежались, когда наступила опасность, а один из них даже отрекся от Него. Совсем иными являются апостолы по сошествии Святого Духа. Огонь Святого Духа попалил в их сердцах остатки ветхого человека, истребил в них всякое самолюбие и воспламенил их столь великой любовью к Христу и ревностью о спасении ближних, что для славы имени Христова и для спасения ближних они решаются на все жертвы и скорби: «терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор. 4, 11–13 ). И за все эти страдания и труды они не ждут себе награды на земле: они живут упованием воздаяния на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Дух Святой сообщается, братие, и ныне всем истинным христианам и живет в них. «Разве вы не знаете», писал апостол Павел Коринфянам, «что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ; ср. 6:19). Получают Духа Святого истинные христиане чрез усердную молитву и чрез таинства. Что можно получить Духа Святого чрез усердную молитву. – об этом так говорил Сам Иисус Христос: «если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк.11:18 ). А что мы получаем Духа Святого чрез таинства, – об этом так учит св. апостол Павел: «когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения (то есть крещением) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:3–4 ). Будем же, братие, молить Бога о ниспослании нам Духа Святого, будем с усердием и должным приготовлением приступать к таинствам, установленным в Церкви Христовой, будем стараться о том, чтобы быть достойными Духа Святого. Если, братие, каждый христианин составляет, по слову апостола, храм Божий, в котором живет Дух Святой, то мы должны хранить в чистоте душу и тело свое, чтобы прославлять Бога в телесех наших, и в душах наших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Помните, братие, увещание апостола Павла. Назвавши христиан храмом Божиим, в Котором живет Дух Святой, он делает такое наставление: «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» ( 1Кор.3:17 ). Господи иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Рождение свыше – основная концепция беседы с Никодимом – имеет многообразный смысл и предполагает многоуровневое толкование. На первом и наиболее очевидном уровне речь идет о Крещении. Об этом говорит, во-первых, сама формулировка «от воды и Духа», предполагающая участие воды в процессе рождения свыше; во-вторых, соответствие этой формулировки учению о Крещении, выраженному в других новозаветных книгах, в том числе в Деяниях апостольских и посланиях Павла; в-третьих, единодушное понимание данной формулировки раннехристианскими толкователями как указывающей на таинство Крещения. Правда, в современной науке на протяжении длительного времени высказывалось мнение о том, что в изначальном тексте беседы с Никодимом не было упоминания о рождении «от воды», а говорилось только о рождении «от Духа». В таком случае всю беседу можно было бы воспринять как вообще не относящуюся к теме Крещения. Однако такое мнение опровергается, во-первых, данными текстуальной критики: ни в одной известной рукописи слова «от воды» не отсутствуют. Во-вторых, против этого мнения свидетельствуют другие упоминания воды вместе с Духом в корпусе писаний Иоанна ( Ин.7:38–39 ; 1Ин.5:8 ) 156 . В-третьих, вся раннехристианская традиция единогласно свидетельствует в пользу крещальной интерпретации беседы с Никодимом. В Деяниях апостольских, крещение во многих случаях напрямую увязывается с дарованием Святого Духа. Обращаясь к собравшимся на праздник Пятидесятницы, апостол Петр говорит: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ). Результатом его проповеди стало крещение трех тысяч человек и присоединение их к общине учеников Иисуса ( Деян.2:41 ). Однако сошествие Святого Духа, согласно Деяниям, необязательно происходит одновременно с крещением: о самарянских верующих, не имевших Святого Духа, говорится: Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Иисуса Христа. Схождение на них Святого Духа произошло через возложение рук апостолов ( Деян.8:15–17 ). Павел был крещен апостолом Ананией, сказавшим ему: Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. Действие крещения описывается так: И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился… И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий ( Деян.9:17–20 ). Наконец, в рассказе о крещении сотника Корнилия результатом проповеди апостола Петра стало то, что Дух Святый сошел на всех, слушавших слово, после чего Петр велел им креститься во имя Иисуса Христа ( Деян.10:44–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010