Но зримо открыв Божественную славу Христову и явив человеку на Иордане Свое бытие, Святой Дух пока еще не сходит на чающих спасения. Человек о Нем узнает, но с Ним еще не соединяется. Однако через какое-то время Христос твердо пообещает апостолам: очень скоро Святой Дух сойдет и на них. Что же говорит нам о Святом Духе, о Его сошествии и о Его дарах, Священное Писание Нового Завета? Подлинным Утешителем людского рода, освободившим человека от власти греха, явился Сын Божий, воплотившийся нашего ради спасения и нас искупивший. Однако есть еще и другой Утешитель, Святой Дух, о Котором ясно свидетельствует апостолам Сам Христос и без участия Которого дело совершенного Господом Искупления не могло бы принести своего спасительного плода – церковного освящения искупленных Богом Словом. Господь говорит Своим ученикам, обещая ниспослать Того другого Утешителя от Отца: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет ( Ин.14:16–17 ). Христос говорит о грядущем сошествии Святого Духа на учеников как о величайшем из возможных благодатных даров, ожидающих человеческий род. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго... ( Ин.7:37–39 ). Причем условием обретения полноты этой приснотекущей жизни, как исполненности присутствием Святого Духа, для верных станет событие Жертвы Христовой – как предельного прославления Господа Иисуса в спасительном уничижении Креста Христова. Об этом говорит евангелист Иоанн, когда поясняет, что тогда, при произнесении Господом слов о реках воды живой, на апостолах еще не было... Духа Святаго, именно потому что Иисус еще не был прославлен ( Ин.7:39 ). И лишь слава Креста проложила Святому Духу путь с Небес на землю – для Его схождения на искупленных и дарования им совершенной Богопричастности. Еще одним важнейшим условием ниспослания апостолам другого Утешителя явилось Вознесение Сына Божия на Небо по Его человечеству, как завершение и итог, как «финальная точка» спасительного служения Христа на земле: пути Господа от Вифлеема до Елеона. Святой Дух не был бы к нам ниспослан, если бы Сын не вознесся на Небеса ко Отцу и не воссел бы по Своей человеческой природе одесную Его на Горнем Престоле. Потому-то Господь и говорит ученикам, предрекая Свое скорое Вознесение: ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

Обновление жизни твари действием Духа-Утешителя есть то, что созидает Церковь и приобщает нас к Церкви. Говоря об обновлении жизни, мы не имеем в виду ни моральное «совершенствование» человека, ни его «юридическую реабилитацию», но событие столь же реальное, как и само создание нашей жизни, как сотворение существующего. Учения Христа, повторения, «имитации» Тайной Вечери недостаточно для осуществления Церкви как «нового творения»: необходимо животворящее «сошествие» Святого Духа на человеческую плоть, подобно тому «нисхождению» Духа на Деву, благодаря которому смогло осуществиться воплощение Христа. Это деяние Духа-Утешителя, образующее «новую плоть», Церковь пережила исторически в день Пятидесятницы. Но столь же реально это происходит во время каждой Евхаристической трапезы, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Наконец, для каждого из нас сошествие Святого Духа есть отправной момент нашего личного приобщения к Церкви в событии крещения. Пятидесятница После воскресения и вознесения Христа Его ученики, «человек около ста двадцати», собрались в Иерусалиме, «где все они единодушно пребывали в молитве» ( Деян.1,14;16 ). Однако это собрание еще не представляло собойЦерковь; то была просто кучка испуганных, сбитых с толку людей, объединенных лишь общими воспоминаниями и общими смутными ожиданиями. Несколькими днями ранее они спрашивали Учителя, не освободит ли Он «во время сие» народ Израильский от римского ига и не восстановит ли «Царство Израилю» ( Деян. 1:6 ). Даже после воскресения их ожидания, похоже, не шли далее вполне земных стремлений и притязаний. Радикальное изменение состояния учеников произошло в день Пятидесятницы. Лука, приступая к описанию этого события, использует язык аналогий: «при наступлении дня Пятидесятницы» ученики вновь собрались на Вечерю в Иерусалиме, и «все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:1–2 ). Слуховые ощущения сопровождались зрительными образами: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…» ( Деян. 2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

В. Что обещал Иисус Христос ученикам перед Своим вознесением на небо? Отв. Перед Своим вознесением на небо Иисус Христос обещал послать ученикам Утешителя, Святого Духа. В. Как говорил об этом Иисус Христос Своим ученикам? Отв. Иисус Христос так говорил об этом Своим ученикам: «Я умолю Отца и он даст вам другого Утешителя, Духа Истины, Который пребудет с вами во век. Утешитель, Дух Святой, Который от Отца исходит, научить вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Он наставит вас на всякую истину и возвестит вам будущее». ( Ин.14:10–27 ). В. Какое повеление дал Иисус Христос Своим ученикам в день Вознесения Своего на небо? Отв. В день вознесения Своего на небо Иисус Христос повелел Своим ученикам идти с проповедью по всей земле, учить всех людей и крестить их во имя Отца и Сына и Святаго Дха. В. Что еще сказал Иисус Христос Своим ученикам? Отв. Иисус Христос сказал еще ученикам, что о ни не должны отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них обещанный Дух Святой. Получив желаемые ответы, я попрошу детей рассказать о сошествии Св. Духа на Апостолов, причем для облегчения буду иногда предлагать такого рода вопросы: В. Расскажите теперь, где и как проводили время ученики Иисуса Хрнста после Его вознесения на небо? В. Когда и как сошел на них Св. Дух? В. Какое чудо совершилось над апостолами после сошествия на них Св. Духа? В. Что говорил апостол Петр народу? В. Сколько человек уверовало в Иисуса Христа? В. Что совершали апостолы над уверовавшими? Сошествие Св. Духа на Апостолов После вознесения Иисуса Христа на небо ученики Его оставались в Иерусалиме. Здесь они часто собирались в одном доме и проводили время в молитве, ожидая обещанного Утешителя, Святого Духа. Наступил праздник Пятидесятницы; ученики вместе с Богоматерью собрались в доме и молились. Внезапно послышался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил дом, в котором находились Божия Матерь и ученики. И явились языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из апостолов. Так совершилось сошествие Св. Духа. Как только на них сошел Дух Святой, апостолы, не знавшие до сих пор ни одного языка, кроме своего родного галилейского наречия, начали прославлять Бога на разных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. Гора Сион, на северной стороне ее город великого Царя. 3. Бог в жилищах его ведом, как заступник. 4. Ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо ( Пс. 47, 2–5 ). Входное: Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном ( Пс. 46, 6 ). Прокимен на вечерни, гл. 7: Бог наш на небесах и на земле творит все, что хочет. Стихи: 1. Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его. 2. Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. 3. Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад ( Пс. 113, 11.1–2.3.5 ). ПЯТИДЕСЯТНИЦА – СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ (В 50-й день по Воскресении) Стихиры на Господи воззвах, гл. 1 1. Мы ныне празднуем Пятидесятницу и сошествие Святого Духа, исполнение обещания и осуществление надежды. Какое таинство! Как оно велико и досточтимо! Поэтому мы и восклицаем Тебе: «Творец всех, Господи, слава Тебе!» 2. Ты, Христе, обновил Своих учеников чрез дарование им иноплеменных языков, чтобы ими они проповедовали Тебя, бессмертное Слово и Бога, подающего нашим душам великую милость. 3. Святой Дух все подает: изливает пророчества, поставляет священников, научает мудрости простецов, являет рыбарей богословами и собирает церковный собор. Единосущный и сопрестольный Отцу и Сыну, Утешитель, слава Тебе. 4. гл. 2: Мы увидели Свет истинный, получили Духа небесного, нашли веру истинную; Нераздельной Троице поклоняемся, ибо Она спасла нас. Слава и ныне, гл. 8: Приидите, люди, поклонимся в трех Лицах Богу – Сыну во Отце со Святым Духом, ибо Отец прежде веков родил Сына, совечного и сопрестольного, и Святой Дух был во Отце, прославляемый с Сыном. Одна Сила, одно Существо, одно Божество, – Ему поклоняясь, все возгласим: «Святой Боже, все сотворивший Сыном при содействии Святого Духа, Святой Крепкий, чрез Которого мы познали Отца и Которым Дух Святой пришел в мир; Святой Бессмертный, Утешитель Дух, исходящий от Отца и пребывающий в Сыне, – Троица Святая, слава Тебе». Стихира на литии, гл. 2: Чрез пророков Ты открыл нам путь спасения и чрез Апостолов воссияла благодать Твоего Духа, Спаситель наш. Ты – Бог вечный, Ты и после этого и во веки, Ты – Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Посему день Пятидесятницы есть тор­жество и в славу Бога Отца, от Которого Дух Святой исходит, и Бога Сына, Который послал Духа Святого от Отца, и в славу Духа Святого, видимо сошедшего на святых апостолов и учеников Христовых. День Пресвятого Духа Понедельник Пятидесятницы называется Духов день. Название дня произошло от древних святых отцов в их словах в день Пятиде­сятницы. У святителя Григория Богослова он называется днем Духа, у блаженного Августина – праздником пришествия Святого Духа. Духов день есть продолжение праздника Пятидесятницы и установлен для того, чтобы после поклонения Пресвятой Троице воздать особое поклонение Святому Духу, видимо сошедшему на святых апостолов и Своим сошествием призвавшему верующих к прославлению и Пре­святой Троицы. «Вожделенный день воссиял нам, братия, – говорит блаженный Августин , – и Святая Церковь блистает ныне во взорах и пламенеет в сердцах верующих. Мы празднуем тот день, в котором Господь Иисус Христос, прославленный по воскресении вознесением, послал Святого Духа. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяю­щиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать ( Деян. 2, 2–4 ). Ибо как после потопа гордое нечестие людей создало высокую башню против воли Господа, и род че­ловеческий тогда разделен на разные языки, чтобы каждый народ, говоря своим языком, не был понимаем другими: так смиренное благочестие верных различие языков обратило к единству Церкви, да рассеянное раздором соберет любовь, да расточенные члены рода человеческого, как члены одного тела, соединятся под единою главою Христом и огнем любви сплавятся в единое святое тело. Итак, сего дара Святого Духа со­всем чужды те, кои ненавидят благодати мира, не сохраняют общения единства. Пусть они даже собираются ныне торжественно, пусть слышат и чтения, повествующие, как Дух Святой обещан и послан; они слышат сие в осуждение себе, а не на пользу. Ибо что пользы им принимать то слухом, что отвергают они сердцем, и праздновать тот день, коего свет им ненавистен? Но вы, братия мои, члены Христова тела, отрасли единства, сыны мира, вы проводите день сей радостно, празднуйте благонадежно. В вас исполняется то, что предызображалось в те дни, когда пришел Святой Дух. Как тогда каждый приявший Святого Духа говорил всеми языками, так и ныне единство во всех народах говорит всеми языками. Пребывая в сем единстве, вы имеете Святого Духа, ибо никаким рас­колом не отделяетесь от Церкви Христовой, говорящей всеми языками».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Какого числа Троица в 2023 году? 1 мин., 15.06.2016 Поделиться День Святой Троицы – один из главных христианских праздников. Его ещё называют Пятидесятницей, так как он совершается на 50 день после Пасхи. В 2023 году Троица выпадает на 4 июня. В этот день верующие вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов. Через несколько дней после Вознесения Господня (события, которое произошло на сороковой день после Пасхи, когда Господь вознёсся на небо на горе Елеон) ученики Христовы вместе с Богоматерью собрались в Иерусалиме в Сионской горнице. В этом месте накануне своего ареста и распятия Иисус совершил Тайную вечерю. Именно здесь, как сообщает нам Писание, произошло Сошествие Святого Духа на апостолов: «... внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4). После этого события апостолы стали способны говорить на разных языках, что дало им возможность проповедовать Слово Божие по всему миру, возвещать людям о Воскресении Христа. День Сошествия Святой Троицы принято считать днём рождения Церкви как общины верных Христу. Также в этот день была явлена тайна Святой Троицы, ведь ученикам Господним была открыта третья её ипостась – Дух Святой. В праздник Пятидесятницы после Божественной Литургии в храмах служится вечерняя с чтением коленопреклонных молитв, во время которых мы молимся Господу, чтобы Он и нам послал благодать Святого Духа и помянул всех преждепочивших православных христиан. Подготовлено редакцией журнала «Фома» Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Что будет, если не помириться с мамой на Пасху? 08.05.2024 08.05.2024 07.05.2024 07.05.2024 07.05.2024 05.05.2024 05.05.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kakogo-chisla-troitsa-v-2...

Сошествие Святого Духа на Апостолов Фаррара Было раннее утро. Прежде чем «третий час дня» вызвал всех в храм на утреннюю молитву (т.е. 9-й час утра (срав. Лук. 24, 53 ; Деян. 2, 46; 3, 1 ), верующие, в числе ста двадцати человек, собрались еще раз, по обычаю, в «верхней горнице». Некоторые из писателей воображают, что великое событие первой Пятидесятницы совершилось в храме. Слово οκον, в переводе «дом» ( Деян. 2, 2 ) может означать и «комнату», так что Иосиф употребляет его для означения каждой из тридцати небольших комнат, пристроенных к Соломонову храму, и тридцати других, расположенных над первыми. Но нет никакой возможности представить себе, чтобы бедные и подозрительные ученики презираемой секты получили право располагать этими комнатами для своих религиозных собраний, да и ни одна из комнат при Иродовом храме, если они были не более тех, какие находились при храме Соломоновом, не могли вместить всего количества собравшихся верующих. Одновременность празднования в храме и готовившегося вне его события имела великое нравственное значение: потому что совершение такого торжественного событие не в храме, а в обыкновенном доме служило видимым предзнаменованием тех дней, когда не на Сионе, и не на Гаризине только «будут люди поклоняться Ему в духе и истине» ( Иоан. 4, 21–23 ). Когда сердца собравшихся пылали горячею ревностью и сияли какою-то неопределенною надеждою, – внезапно, среди восторженного собрания, явилось желанное знамение. Во вдохновенных сердцах своих они восчувствовали обещанное Спасителем крещение Духом Святым и огнем, – высшие побуждения Духа и Силы, – вечное доказательство для них и, по непрерывному преемству от них, для всех, кто примет их слово, что тот, Кто взят был от них на небо, будет с ними всегда до конца мира. С небес послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом, где они находились. И явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них ( Деян. 2, 2–3 ). Это был не ветер, а только шум ветра в его бурном стремлении; это был не огонь, а нечто подобное колеблющимся языкам пламени, которые светились, но не жгли, – верный символ Святого Духа, веющего, как ветер, там, где восхощет, хотя неизвестно, откуда приходит и куда уходит, – возжигающего огонь любви на святом алтаре каждого верующего сердца и высказывающего нередко через косные уста невежд жгучие слова вдохновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Сошествие Святого Духа было событием, предсказанным за много лет. В одной из библейских книг пророк Иоиль возвестил: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь ( Иоил. 2:28, 32 ). Последнее указание – о спасении всякого, кто призовет имя Господне, и об остальных, которых призовет Господь, – особенно важно. Религиозно-этническая замкнутость иудеев и исключительность Ветхого Завета сменяется открытостью Церкви Новозаветной для вхождения в нее всех народов. Создается собрание, что в переводе и означает Церковь , в которой не будет иметь значения национальная принадлежность ее членов. Как сказал потом апостол Павел, во Христе нет ни грека, ни еврея, ни раба, ни свободного, но все едины. В древние времена, после дарования заповедей, Господь через пророка Моисея заключил с еврейским народом завет, или союз. Мы называем теперь его «Ветхим Заветом», то есть «древним союзом». Содержание этого союза состояло в следующем. Господь избрал евреев из среды других народов, назвал своим народом и всячески помогал. Еврейский же народ должен был исполнять данные Богом заповеди Закона. Но союз этот не был совершенным. Страницы библейских книг полны сообщениями о грехах и отступлениях богоизбранного народа. И Господь через пророков неоднократно возвещал о будущем Новом Завете: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их и буду их Богом, а они будут Моим народом ( Иер. 31:31, 33 ; Евр. 8:8, 10 ). Сошествие Святого Духа на апостолов и есть печать Нового Завета, нового союза. Место ветхозаветного закона заступила благодать Святого Духа. Вместо ветхозаветного внешнего закона, написанного на каменных таблицах, Господь дает новый закон, внутренний. Этот закон, по словам церковных песнопений, написан в сердцах святых апостолов. И Господь не только напечатлевает в сердцах апостолов новый закон, закон благодати, но и дает силы к его исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но в то же время завершение этого прежнего этапа нашего спасения, конечно же, не означает прекращения самого спасительного дела Христова. Как говорит в «Слове втором на Пятидесятницу» святитель Прокл, «Бог Слово вознесся, как Человек, и, однако, присутствует на земле; сошел Утешитель и, тем не менее, не покинул Небес, но царствует с Отцом и озаряет землю; совершил Домостроительство и ниспослал апостолам дар языков». Ведь Христос, твердо пообещав апостолам и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), исполнил это обетование: Он отнюдь не отдалился от них и от нас в Вознесении, не покинул, не оставил человеческий род, но, напротив, соединился с нами еще теснее – образовав через ниспослание Святого Духа Свою Церковь и тем соделав всех нас Своими членами. В этом смысле все мы живем в век непрекращающегося Вознесения – которое есть вместе и Господне Вознесение и наше собственное совоз- несение на Небо с Ним и в Нем. Такое «двуединое» Вознесение отнюдь не удаляет от нас Христа, но, наоборот, возводит с Ним на Небеса и всех верующих, образуя новое, особое, горнее единство христиан с их Господом. И точно так же все мы живем не только в век не имеющего конца Вознесения, но и в век непрекращающейся и всегда преизобилующей Пятидесятницы, как сошествия в реальном бытии Церкви Христовой на всякого христианина Ипостаси Святого Духа, созидающего верных Своим храмом и подлинно небесной обителью. Вот что говорит в «Беседе первой на святую Пятидесятницу» святитель Иоанн Златоуст : «...Дух нисшел к нам... Как Единородный Сын Божий находится с людьми верными, так и Дух Божий. Откуда это известно? Если любите Меня, – говорит [Спаситель], – соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины ( Ин.14:15–17 ). Посему, как Христос сказал о Себе: Се, Я с вами во все дни до скончания века, и мы можем всегда праздновать Богоявление, так и о Духе Он сказал: пребудет с вами вовек, и мы можем всегда праздновать Пятидесятницу». Пятидесятница – основание нашего спасения и начало бытия Церкви: святоотеческое понимание

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

От удивления перешли к ужасу: ибо все видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что видел и слышал: «изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?». Но нашлись и нечестивые, которые стали ругаться над Богодухновенными проповедниками. 431 Тогда св. ап. Петр возвысил голос и произнес первую проповедь, в которой показал в славном событии, совершившемся: в сей день, исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Кратка и проста была эта первая христианская проповедь, но поскольку устами св. ап. Петра вещал Дух Святой, то слова его проникли сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, они «умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «что же нам делать, мужи братия?». «Покайтеся», отвечал им св. ап. Петр, «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа», и вы не только будете прощены, но и сами «получите дар Святаго Духа»; ибо обетование Святого Духа дано не нам одним, а и вам и «детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». После сего «охотно принявшие слово» ап. Петра немедленно покаялись, уверовали, крестились ( Деян.2:1–41 ), и новая Церковь из 120 ( Деян.1:16 ) выросла до 3.000 человек. Так окончилось событие, ныне празднуемое, окончилось полным торжеством Святого Духа над не веровавшими. В память этого чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов . 432 Называется этот праздник еще Троициным днем; так как с явлением Святого Духа открылось людям гораздо в явлением свете, сколько сие было нужно для них, таинство Святой Троицы; вследствие этого и св. Церковь , уча нас «православно» и благочестно исповедовать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и проставляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, – Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и – Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010