Святой Дух равночестен Отцу и Сыну, единосущен Им. Отец, Сын и Святой Дух – единая и нераздельная Троица, творящая, волящая, промыслительно действующая и спасающая человеческий род общей для Трех Божественных Лиц нетварной благодатью. Потому-то мы и крестимся именно в Нее, в Троицу, – по слову Спасителя, повелевшего Своим апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Тем самым, по дару нашего Крещения во имя Пресвятой Троицы, мы возводимся из крещальной купели прямо в Общетроичную Божественную жизнь, в ту область Пресвятой Троицы, где все Три Ипостаси сопребывают Друг в Друге, взаимно Друг Друга проницают. Для спасаемых христиан эта область бытия Пресвятой Троицы одновременно и максимально сокровенна и открыта. Ведь Отец, Сын и Святой Дух, будучи непознаваемыми и неприобщимыми для творения по Божественной природе, вместе с тем с готовностью и с любовью принимают в единство с Собой всех входящих в Церковь Христову по дару благодати и усыновления. Одни лишь Отец, Сын и Святой Дух обладают Божественной природой. Но и верующим святым также сказано: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего ( Пс.81:6 ) – как боги по благодати. К этой-то совершенной святости, к подобному предельному благодатному состоянию и приобщает христианских подвижников Святой Дух – «Сокровище благих и жизни Податель». Он соединяется с христианами, пребывая с ними и в них (ср. Ин.14:17 ), ради того, чтобы верующие в совершенстве исполнились... Духа Святого ( Деян.4:31 ). Новый Завет повествует о двух различных событиях сошествия Святого Духа на апостолов. Первое произошло еще до Вознесения Господа, когда Христос, войдя сквозь затворенные двери в горницу, где тогда находились Его ученики, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Первый дар Святого Духа подает апостолам непосредственно Сам Христос. Это дарование от Него, как от Первосвященника Новозаветной Церкви, Святого Духа было общим и единым низведением на учеников благодатной Божественной силы, наделившей их возможностью священнодействовать, совершать церковные таинства, прощать грехи, поставлять на служение в Церкви других членов церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

В кондаке вспоминается разделение языков, которое произошло при строительстве Вавилонской башни: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 6–7). В день же Пятидесятницы Господь посылает апостолам дары Святого Духа, которые должны послужить соединению, объединению всего человечества. Господь посылает дары Святого Духа, которые должны послужить объединению всего человечества Говорящие на разных языках апостолы были объединены Святым Духом, когда «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2: 3). Слово «раздаяше» в греческом отражено через глагол «δινειμεν» – «делить на части, управлять, править» , то есть в непосредственном ведении Бога находится, кому следует давать благодать Духа. Призвание к соединению Снисхождение благодати призвало людей к единению. Греческое «ντητα» переводится как «сплоченность, согласие, объединение» . Его использует апостол Павел, когда пишет к эфесянам о единстве духа (см.: Еф. 4: 3) и единстве веры (см.: Еф. 4: 13). Призыв к единению обозначается греческим «κλεσε», родственным которому является слово «κκλησα» – Церковь . Только в собрании верующих – в Церкви – можно обрести благодать Духа. Кондак заканчивается призывом к прославлению «Всесвятаго Духа». Славословие должно происходить в едином настрое, что точно передает греческое «συμφνως» – «согласованно, согласно» . В день сошествия Святого Духа явилось начало Христовой Церкви, которая стала единым Телом и оживленной Душой . День Пятидесятницы – момент, с которого началась жизнь Церкви. Со дня сошествия Святого Духа на апостолов и их учеников вера в Воскресшего Христа и проповедь о Нем получили вселенское распространение, дабы всякий мог прикоснуться к источнику воды живой, текущей в жизнь вечную. Тропарь и кондак Пятидесятницы вновь напоминают христианам о том событии, которое стало завершением земного подвига Спасителя.

http://pravoslavie.ru/139977.html

«О чем вы слышали от Меня» — о Духе Святом Господь говорил Апостолам многократно, а особенно в Своей последней прощальной беседе, называя Его «иным Утешителем» (Лк 12:12; Мф 10:20; Ин 14:16-17, 26; 15:26; 16:7, 13). «Ибо Иоанн крестил водою…» об этом сошествии Святого Духа говорил и сам величайший из пророков святой Иоанн Креститель, который противопоставлял своему водному, как только приуготовительному крещению, «крещение Духом Святым» (Мф 3:5; Лк 3:16; Ин 1:33). Выражение «крещены Духом Святым» образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого — Апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Святого Духа. «Через несколько дней» — Господь не указывает точно дня сошествия Святого Духа, дабы ожидание поддерживало в Апостолах непрестанное духовное бодрствование и радостное желание исполнения этого великого обетования, возгревая тем самым в них веру. Исполнилось же это через десять дней по Вознесении Господа, в день Иудейской того года и первой христианской Пятидесятницы  . «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» — вопрос этот указывает на то, что Апостолы все еще не расстались с общими для всех иудеев чувственными представлениями о Царстве Мессии. Только по сошествии на них Святого Духа они окончательно переродились духовно. Вопрос этот ученики Господа задали Ему потому, что им известно было предсказание пророка Иоиля об «обильном излиянии даров Святого Духа в Царстве Мессии» (2:28). Господь премудро устраняет этот неуместный вопрос, говоря: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Через несколько дней, когда сойдет на них Дух Святой, они уже не будут задаваться таким вопросом: их дело — быть свидетелями Господа, то есть проповедниками Его Евангелия, а для этого они получат необходимую им «силу, когда сойдет на них Дух Святой». «В Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». — Иерусалим, как город, в котором Господь был предан распятию, должен первый услышать проповедь о Мессии распятом и воскресшем, затем Слово Божье должно быть в первую очередь проповедано всему избранному народу Божью во Иудее, потом самарянам, как ближайшим соседям, и затем уже язычникам по всему миру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Деян 2:1–11 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Все святые освятились действием и силою Святого Духа. Начало этого освящения было положено именно в день Пятидесятницы, когда на апостолов и тех, кто был с ними — Божию Матерь и других первых христиан — сошел Дух Святой в виде огненных языков. После этого великого события апостолы и бывшие с ними верующие из простых, малограмотных людей превратились в сосуды Святого Духа, исполненные Им в таком изобилии, что смогли изливать Его благодать и на других. Для того чтобы мы лучше представили, как все это происходило, нам нужно вернуться несколько назад — к тому, что случилось сразу после дня Вознесения. Вот что говорит Книга Деяний апостольских: «Тогда они [апостолы] возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати) …» (Деян 1:12–16). Этот стих значим для нас, потому что в нем говорится о том, кто находился в горнице в момент сошествия Святого Духа. Из этих людей и состояла первоначальная Церковь. На иконах сошествие Святого Духа изображается символически: двенадцать апостолов и Святая Дева, а иногда — просто двенадцать апостолов. Это символическое изображение, выполненное в соответствии с так называемым иконописным реализмом, который подлинное событие изображает так, чтобы мы увидели только его сущность, но не передает всех его подробностей. Итак, в горнице было сто двадцать человек: Мария, Мать Его; братья Господа Иисуса Христа, которые раньше сомневались в Его богоизбранности, не верили в Него, как говорит нам евангелист Иоанн (см.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Основание Церкви — восстановление, совершение учеников в единого с Учителем любимого ученика, “приклонившегося к груди Его”. И только совершенное единство верных во Христе становится основанием для совершенного Божественного разделения Духом и в Духе. Собранная Церковь исполняется Духом Святым в свою Пятидесятницу, обретая нераздельно-неслиянную полноту жизни. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1–4). Бого-человеческое единство — Церковь — обретает таинственную полноту жизни сошествием Святого Духа на Апостолов. “Разделяющиеся языки” — новое Божественное разделение, разделение ради единства — восстанавливает индивидуальность каждого из собравшихся в её истинности, каждого в том, в чём он призван Богом. В Его любви каждая личность получает абсолютно справедливое определение. Он Сам есть любовь, которая, по определению митрополита Антония Сурожского, равна ко всем, но не одинакова. В основание Церкви Христос положил Самого Себя — “камень”, который отвергли строители Вавилонской башни. Они попытались положить основанием башни свою волю, своё “Я”, тем самым обрекли себя на разделение, на рознь как результат смешения, которое попустил Господь за их своеволие и гордость. Люди перестали понимать друг друга: разделение общего для всех языка стало причиной разрушения их единства. Это “вавилонское наказание” снимается в Пятидесятницу сошествием Святого Духа на Апостолов, собранных в Церковь. Единство Церкви получает дар Духа Святого — неслиянность. Апостолы начали говорить слова Божии, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). Господь в Церкви возвращает верным Ему взаимопонимание. Если разделение Богом единого языка строителей Вавилонской башни привело к беспорядочному смешению, то Божественное разделение единого Святого собрания Духом Святым на индивидуальности, без потери их единства во Христе, утвердило это единство во всей его Бого-человеческой полноте, в которой преодолены крайности: излишней (Пётр) и недостаточной (Фома) устойчивости в вере: …мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим 12:5).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, Которого они имели получить в великий день св. Пятьдесятницы. И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин и возрастила благодатию Святого Духа бесчисленное множество святых из всякого народа и племени, из всякого человеческого звания и состояния, обоего пола; особенно в первые века земля стала небом по причине бесчисленного множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных св. отцов, бессребренников, праведников и всех святых. Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества – искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и бессмертными, богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви. Слава Тебе, вознесшемуся со славою Христу Богу нашему и нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествия Святого Духа на Апостолов. История и смысл праздника 4 . «При наступлении дня Пятьдесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:1–4 ). Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно – насколько возможно – Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятьдесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Одного Фомы не было с Апостолами, когда явился им Иисус. Когда ему рассказали обо всем случившемся, он отвечал, что не поверит до тех пор, пока не вложит пальца своего в раны от гвоздей и руки своей в бок Его. Через восемь дней Иисус опять явился ученикам, которые находились в горнице с запертыми дверями; с ними был и Фома. «Мир вам», произнес Христос, а потом, обратившись к Фоме, сказал: «подай палец твой, посмотри на руки Мои, вложи руку твою в бок Мой и не оставайся в неверии, но верь.» Фома, видя воскресшего Иисуса Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Иисус же заметил ему: «ты поверил потому, что видел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.» Вознесение Христово После воскресения из мертвых, Христос пробыл на земле сорок дней. В это время Он являлся ученикам Своим и беседами Своими готовил их к проповедованию Евангелия всем людям, повелев крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Собрав учеников Своих в последний раз, Иисус сказал им, чтобы они ждали в Иерусалиме сошествия Святого Духа, которого Он обещал послать им от Отца. Потом, приведя учеников на гору Елеонскую, поднял руки Свои и благословил их, и когда благословлял, стал подниматься от земли в глазах их и возноситься на небо. Наконец облако скрыло Его из виду. Благоговейно поклонились Апостолы своему Учителю и Господу, и еще долго стояли и смотрели на небо, как вдруг предстали два Ангела и объявили им, что Христос опять придет на землю с великой славой. Тогда Апостолы возвратились в Иерусалим ожидать обетованного Святого Духа. Вознесение Христа празднуется в 40-й день после Воскресения. Краткая история христианской Православной церкви Сошествие Св. Духа После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, Апостолы неразлучно находились в Иерусалиме, в горнице Сионской, и, избрав по жребию Матфея вместо Иуды Искариотского, ожидали Духа Святого. В 50-й день по воскресении Христовом и в 10-й день по вознесении Христа на небо, среди шума с небес, низошёл Дух Святой на учеников Христовых, в виде огненных языков, и они внезапно заговорили разными языками. Чудо это так поразило сбежавшийся народ, что около 3 тысяч человек уверовали во Христа. Сошествие Св. Духа празднуется через 10 дней после Вознесения. Гонение от Иудеев. Обращение Савла

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Таково славное недомыслимое для самих небесных сил ( 1Петр. 1, 12 ), заключение спасительной жизни на земле Господа нашего И. Христа. Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию 126 . (Извлеч. в сокращ. из «Евангельской истории о Боге-Слове», прот. П. Матвеевского . Спб. 1890 г., стр. 798 – 802). 11. Праздник пятидесятницы или сошествие Св. Духа на апостолов Св. Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесении Господнем. Это был день иудейского праздника пятидесятницы. Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались в месте для молитвы. Здесь была и Пресвятая Матерь Божия и другие верующие. Всех верующих было около 120 человек. В девятом часу утра (по еврейскому счету в 3-м часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и все они исполнились Святого Духа, и всенародно стали проповедовать о величии Божием на разных языках. Невозможно изобразить, какую перемену произвело сошествие Св. Духа в сердцах апостолов: свет истины воссиял в самой глубине сердец их, и они вспомнили все слова Господа Иисуса Христа и уразумели их во всей их полности и глубине; в то же самое время они приобрели все силы, необходимые как для собственного их спасения, так и для распространения евангелия по всему миру; вдруг из простых мытарей и рыбарей сделались просвещеннейшим учителями вселенной и стали говорит на разных языках, никогда не учившись им прежде; вместе с духовным просветлением они приобрели бодрость и мужество идти с проповедию к народам, правителям и царям, и сделались готовыми положит за Господа самую жизнь свою. Между тем по случаю шума, происшедшего с неба над домом, где были апостолы, много иудеев собралось к ним и стали дивиться, что апостолы говорят на разных языках. Но св. апостол Петр объяснил собравшимся, что это произошло оттого, что они получили Духа Святого, Которого им обещал от Бога Отца Тот самый Иисус, Которого распяли и Который есть истинный Спаситель мира. «Он, говорил св. апостол, приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы видите и слышите». Слышавшие это умилились сердцем и спрашивали: «что нам делать, мужие, братие?» Апостол Петр сказал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя И. Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И в этот день крестилось около трех тысяч человек 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Все они были единодушно вместе». Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1-ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице–зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери. И «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» — языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки — для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки — образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине. (см. Григорий Богослов 4.17). Непосредственно за этими внешними явлениями последовало внутреннее: «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И прежде Апостолы сподоблялись некоторых духовных дарований, — теперь они исполнились Духа Святого: на них снизошла вся полнота благодатных духовных дарований — они преобразились, очистились, освятились и просветились действием Духа Божия, стали как бы совершенно другими, новыми людьми, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010