Глава 2 Соф.2:1 . Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный. С Евр.: «исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» Выше Св. пророк говорил, что скоро наступит день Гнева Божия, все нечестивые будут истреблены, вся земля Иудейеская будет опустошена. Но есть еще средство, говорит пророк, предотвратить эту гибель и получить прощение от Господа. Это средство есть искреннее покаяние, истинное обращение к Богу. Итак, соберитеся 29 говорит пророк, для покаяния, соединитесь (свяжитеся) вместе для моления, поста, раскаяния и исправления. «Иные (поясняет блаж. Феодор), не поняв сего места, слово: свяжитеся перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается свяжитеся. В сем слове подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном (под. Ис. 1:6 ). Посему, свяжитеся, говорит пророк, врачебными составами и перевязками покаяния – вы (язык не наказанный – не вразумившийся), неведущие добраго и не обучившиеся сему». Блаж. Феодор. Соф.2:2 . Прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу Господню, прежде неже приити на вы дню ярости Господни. С Евр: «доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней». Т. е. покайтесь, исправьте себя прежде, нежели настанет злое время, когда будете подобны цвету мимоходящему, т. е. скоро погибающему, или 30 (с Евр.) доколе предсказанное определение Божие не породило того дня (нашествия Халдеев), в который вы будете подобны плеве, которая скоро уносится и погибает; покайтеся, пока не постиг вас праведный гнев Божий, не наступило нашествие ваших врагов, Халдеев – это время ярости Божией. Соф.2:3 . Взыщите Господа вси смиреннии земли: суд содевайте, и правды взыщите (взыщите кротости), и отвещайте я, яко да покрыетеся в день гнева Господня. С Евр: «взыщите Господа все смиренные земли, исполняющие законы Его, взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Наряду с органами светской власти – вельможами и судьями (ст. 3) не высоко в нравственном отношении стоят и духовные представители иудейского народа, которые должны были быть собственно посредниками между Богом и Его народом, – пророки и священники. Пророкам ставится в вину (евр. похазим) то преступное легкомыслие, с каким они собственные мнения и мечты принимают за откровения Божии (ср. Иер 23.32 ); LXX: πνευματοφοροι, слав.: «ветроносцы» (ср. Иез 22.28 ). Действуя так, они обманывали Бога и людей, совершали в собственном смысле обман и вероломство, евр. богедот, в религии. Не менее преступно действуют и священники. Поставленные Богом служить освящению народа Божия ( Лев.11:44 ), священники первее всего сами должны были строго различать между священным (евр. кодеш) и несвященным, мирским (кол), а затем научать и других ритуальной и нравственной чистоте ( Лев.10:10–11 ; Исх 29.23 ). Но вместо этого священники сами оскверняли святыню (ср. Иез 22.26 ) и сознательно нарушали закон даже на месте священнодействия – «на месте святилища творили святотатство и, поступая против закона, по предписаниям закона приносили жертвы» (блаж. Иероним, с. 293). Соф.3:5 .  Го­с­по­дь праведен по­среди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизмен­но; но беззакон­ник не знает стыда. Соф.3:6 .  Я истребил народы, раз­рушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разо­рены города их: нет ни одного человека, нет жителей. Соф.3:7 .  Я говорил: «бойся только Меня, при­нимай наставле­ние!» и не будет истреблено жилище его, и не по­стигнет его зло, какое Я по­становил о нем; а они при­лежно старались по­ртить все свои действия. «Теперь изображаются совершенные правда и верность Иеговы в противоположность порочности избранного народа – те свойства Божии, которыми определяется отношение Иеговы к нарушителям Его теократических велений. Так как они поступали неправедно, то Господь праведный не сделает неправды, а воздаст нечестивейшему городу по заслугам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Соф.2:10 . Сие им за досаждение их, зане поносиша и возвеличишася на люди Господа Вседержителя. С Евр: «это им за величавость их, за то, что они ругались и величались над народом Господа Саваофа». Такое бедствие имеет постигнуть Моавитян и Аммонитян, говорит Св. пророк, за их досаждение 48 , за их гордость или наглость, с какою они ругались над народом Божиим, величались над ним, захватив их земли (сн. ст. 8). т. е. когда уведены были в плен Иудеи, тогда земли их расхищены были этими и другими соседственными народами. Господь Бог грозил наказать сии народы за их хищничество и чрез других Св. пророков, напр. Иоил. 3:1–12 ; Сн. Иез.25 ; Иез.26 . Соф.2:11 . Явится Господь на них, и потребит вся боги языков земных: и поклонятся Ему кийждо от места своего, вси острови язычестии. С Евр: «страшен будет для них Господь; ибо истребит всех богов земли, и Ему будут покланяться, каждый с своего места, все острова народов» Здесь слово явится значит, что Бог проявит гнев и милость Свою к языческим вышеупомянутым народам; проявит гнев, ибо накажет их за озлобление народа Божия; проявит милость; ибо истребит у них зловредное идолослужение и приведеть к истинному Богопознанию и Богопочтению не только вышеозначенные народы, но и все народы на земном шаре – вси острови, все местожительства языческих народов, «т. е. (поясняет бл. Феодор) города, не только находящиеся на твердой земле и приморские, но и те которые среди моря». Слова: и поклонятся Ему (Господу) кийждо от места своего дают основание заключить, что Св. пророк говорить здесь о Богопознании и Богопочитании в христианския времена; ибо такое поклонение повсюду, и «делается не по закону, но по евангельскому учению; а Ветхозаветный закон всех собирал в Иерусалимский единый храм Иоан. 4:21–23 ». Бл. Феодор (см. Ис. 2:2–44 ; Зах. 5:15, 8:22 ). Это пророчество исполняется и исполнится в свое время, когда будет едино стадо и Един Пастырь Господь Иисус Христос . Соф.2:12 . И вы Мурини 49 язвени оружием Моим будете. С Евр.: «и вы, Ефиопляне, будете избиты мечем Моим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

15). Это – день гнева и отмщения Божия за все неправды и беззакония (сн ст. Соф.1:7,14,18 ; Ис. 9:18 ), день скорби и мучений (нужды 25 ), несчастия (безгодия) и истребления (исчезновения 26 ), день тьмы и мрака, тучи и мглы (Сн. Иоил. 2:2 ), т. е. время всех возможных несчастий, которые делают жизнь мрачною и ужасною (см. 16). Это день трубы, в которую будут трубить войны осаждаемые и осаждающие, это день вопля, т. е. бранных кличей в укрепленных крепостях и высоких башнях (углы 27 ), которые будут осаждены и взяты приступом врагами. Соф.1:17 . И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи, зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна. С Евр.: «Я стесню людей, и будут ходить, как слепые; потому что они согрешили против Господа; и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет». Т. е. напрасно тогда Иудеи будуть укрываться в своих крепостях, употреблять военные хитрости и разные способы обороны, Я Сам, говорит Господь, поставлю Иудеев в такое стесненное и жалкое положение, что они от страха растеряются, лишатся ума – этого ока души, будут как слепые. Как слепой подвергается на каждом шагу опасностям и несчастиям, так и Иудеи, хотя и укроются в крепостях, но подвергнутся разным бедствиям, не найдут средств к спасению. Такая слепота постигнет их за то, что премного грешили и раздражали Господа своими беззакониями. Тогда, по вторжении врагов и взятии ими крепостей и городов, кровь Иудеев будет разметана, как прах, как вещь ничтожная, неимеющая цены, а трупы убитых Иудеев будут в таком презрении, как помет, (лайна 28 ), «не погребенные останутся на земле, как навоз». (Блаж. Иерон), «не удостоятся и того, что установлено законом, не будет им погребения». Бл. Феодор. Соф.1:18 . И сребро их и злато их не возможет изяти их в день гнева Господня, и огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущыя на земли. С Евр: «ни сребро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля: ибо Он произведет истребление и притом внезапное над всеми жителями земли». Не только сила и военное искусство, но никакие сокровища – ни сребро, ни злато не возмогут спасти Иудеевь в нашествие Халдеев, гов. пророк, потому не могут, что это день праведного воздаяния Божия нечестивым. Сам Господь в великом гневе определил погубить их, и они погибнут, вся Иудейская земля, как пожаром, будет поядена огнем Божией ярости, Сам Бог сотворит скончание, совершенную гибель всех живущих в Иудее, и сотворит это со тщанием, т. е. с величайшею ревностию и скоростию.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 1 Соф.1:1,2 . Слово Господне, еже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Аммоня, Иудина. (Ст. 2). Оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь. С Евр: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Аммонова, царя Иудейского (ст. 2). Все истреблю с лица земли говорит Господь» . Оскудением да оскудеют 4 вся от лица земли. Св. пророк говорит о земле Иудейской (см. 4 ст. сей главы), что на этой земле, после опустошения Халдеями, ничего не останется, все живущее ее оставит, или все истребится, уничтожится. Соф.1:3 . Да оскудеет человек и скоти, да оскудеют птицы небесныя и рыбы морския: и да изнемогут нечестивии, и изиму беззаконныя от лица земли, глаголет Господь. С Евр: «истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми, истреблю людей с лица земли, говорит Господь» Выше пророк вообще сказал, что Господь Бог , в праведном гневе Своем за беззакония Иудеев, все истребит в земле Иудейской чрез врагов их Халдеев и других союзных им народов. Теперь в частности показывает, что именно истребит. Господь, говорит пророк, истребит людей и скот, птиц небесных, т. е. летающих по воздуху, как на небе, и рыб морских или вообще живущих в водах. Тогда изнемогут 5 нечестивии не устоят, лишатся сил, погибнут. Здесь с людьми обрекаются на гибель и неразумные животные, конечно, потому же, почему и вся тварь подверглась суете ( Римл. 8:20–22 ) из-за человека, согрешившего в раю, а в Иудее подвергается гибели из-за нечестивых Иудеев, жадности которых сии животные удовлетворяли; имели погибнуть, может быть, от голода, мора, язвы. Потому Св. пророк, усиливая речь свою, повторяет, что, действительно, Господь разгневался именно на нечестивых Иудеев. Изиму, говорит Господь, беззаконныя от лица земли, т. е. исторгну, удалю из Иудейской земли Иудеев, одних погубив мечем Халдеев, других переселив в Вавилон. Соф.1:4 . И простру руку Мою на Иуду, и на вся живущыя во Иерусалиме: и изиму от места сего имена Ваалова, и имена жреческа со жерцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Соф.1:11 . Плачите живущии в посеченней, яко уподобишася вси людие Ханаану, и потребишася вси величающиися сребром. С Евр: «рыдайте, жители нижней части города, ибо исчезнет весь торговый народ, и истреблены будут обремененные серебром». Т. е. плачьте живущие в сокрушенном (посеченней 16 ) городе Иерусалиме. «Посеченным, гов. бл. Фодорит, пророк назвал Иерусалим по причине постигшего его бедствия; и повелевает его оплакивать, потому что опустел жителями. Поскольку поревновали нечестию Хананеев, то претерпели и конечную гибель подобно Хананеянам. и ни мало не помогло им богатство». –Уподобишася 17 вси людие Ханаану. Толковники под Ханааном здесь разумеют самых Иудеев, которые нравами и обычаями уподобились нечестивым Хананеянам; потому что так называются Иудеи в разных местах Св. Писания. «Народом Ханаанским, поясняет бл. Иероним, (пророк) называете народ Иудейский потому же, почему и у Св. пророка Даниила сказано: семя Ханаана ты, а не Иуды» ( Дан.13:56 ), а Иерусалиму говорится: «отец твой Аморрей, мать Хеттеянка», (Иезек. 6:3), а в другом месте ( Ос. 12:8 ). «Ханаан! в руке у него весы неверные (мерило неправды)». Здесь словом Ханаан называется израильский народ у Св. пр. Осии. Иногда словом Ханаан назывались вообще люди торговые. (См. Иезек. 17:4; Ос. 12:8 ). Такие люди жили в нижней части Иерусалима. Т. е. плачьте все живущие в раззоренном Иерусалиме, потому что погибли ваши купцы, уподобившиеся в нечестии Хананеям, и гордившиеся (величающиеся 18 ) своим богатством. Соф.1:12 . И будет в той ден, изыщу Иерусалима со светилником, и отмщу на мужы нерадящыя о стражбах своих, глаголющыя в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити. С Евр: «И будет, в то время Я пересмотрю Иерусалим со светильником, и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих, и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни добра, ни зла». Т. е. в день опустошения и раззорения Иерусалима Халдеями Я сделаю тщательный обыск самых сокровенных убежищ, до всех доищусь, «никто из подлежащих наказанию не избежит казни, но всех предам на заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Соф.1:9 . И отмщу яве на вся предвратныя в день той, исполняющия храм Господа Бога своего нечестием и лестию. С Евр: «посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые наполняют дом Господа своего насилием и обманом». LXX, повидимому, имеют в виду священников, которые, во время служения, жили в предверии храма 13 , т. е. близ самого храма, и которые наполняли храм Божий своим нечестием и обманами, т. е. приносили вещи и дары в храм, похищенные у других неправдою и обманом. или которые лицемерили в храме, представляясь святыми, когда на самом деле были нечестивы. Т. е. в день нашествия врагов (Халдеев) Я поражу, говорить Господь, всех священников, живущих при храме, которые наполняли дом Господа Бога своего неправдами и обманом. С Еврейского переводят и понимают различно толковники 14 . Соф.1:10 . И будет в день он, глаголеть Господь, глас вопля от врат избодающих, и плачь от вторых, и сотрение велие от холмов. С Евр: «и будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных, и рыдание у других ворот, и великое разрушение на холмах». Теперь пророк говорит о том, что случится, когда Халдеи вторгнутся в Иерусалим. Тогда настанет, говорит он, страшное поражение, вопли избиваемых будут слышимы от ворот рыбных (избодающих 15 ). Рыбные ворота находились в Иерусалиме, в стене, окружавшей нижний город. О царе Манассии говорится, что, возвратясь из Вавилона, он «построил внешнюю стену города Давидова, по западной стороне Геона, по лощине и до входа в рыбныя ворота» ( 2Пар. 33:14 ). Тогда, продолжает св. пророк, будет плач от вторых, т. е. от вторых ворот, или от второй части города, о которой упоминается в 4-й книге Царств, где жила при царе Иосии пророчица Олдама ( 4Цар. 22:14 ). Эта часть города называлась нижним городом. Т. е. будет страшный вой Иудеев, убиваемых Халдеями, такой вопль, который будет слышим как в верхней, так и в нижней части города, по всему Иерусалиму. Тогда же, говорить пророк, будет сотрение велие от холмов, т. е. тогда будет великое разрушете, по бл. Иерониму, «от Сиона и верхней части города», или от холмов, которые окружали нижний город. «Когда враги разобьют городскую стену, поясняет бл. Феод., и отворят врата, тогда с восклицанием и воплем побежите укрыться в стенах святилища. Когда же и врата храма также будут отперты для врагов, предадитесь плачу, и будете поражаемы. И если некоторые из вас займут вершины гор, или войдут в высокие домы, то подвергнутся такой же гибели». Бл. Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Соф.2:14 . И пожируют посреде ея стада, и вси зверие земнии, и хамелеоны, и ежеве во гнездах ея вогнездятся : и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратех ея, зане кедр возношение ея. С Евр.: «среди нее будут покоиться стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшешях ее; голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах; ибо не станет на них кедровой обшивки». На месте Ниневии, говорить пророк, после ея разрушения, пожируют, т. е. будут пастись стада, будут жить всякие земные звери, и животние, любящия уединенные места, напр: пеликаны (хамелеоны 50 ), ежи будут обитать на капителях 51 столбов, обрушенных врагами, там они вогнездятся; голос сих и подобных животвых будет разноситься среди развалин (в разселинах 52 ) Ниневии, или (с Еврейск) из окон опустелых домов; там, на порогах, или косяках, будут жить вороны 53 ). «Все это потерпит (поясняет бл. Феодор) Ниневия за высокомерие души, потому что высокомерие ея уподоблялось кедру (зане кедр возношение 54 ея). Под. Амос. 2:9 . Сн. Ис. 34:11 . Пророк описываеть запустение Ниневии, а «признаками сего запустения служат – и пастбища стад, и поселение разных зверей, и гнезда вранов». Бл. Феод. Соф.2:15 . Сей град презорливый, живяй на уповании, глаголяй в сердцы своем: аз есмь, и несть по мне еще, како бысть во исчезновение, пажить зверем: всяк мимоходяй сквозе его позвиждет, и воздвигнет руце свои. С Евр: «вот чем будет город торжествующий, живущий безпечно, говорящий в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня». Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвистит и махнет рукою». Св. пророк здесь дает разуметь, за что Ниневия должна подвергнуться такому запустению; за то, говорит пророк, что это город презорливый 55 , насмешливый, ликующий при виде своих успехов, побед, потому презрительно относящийся к другим, гордый; за то, что Ниневитяне, среди своих уепехов и побед, живут на уповании, что никто их не осмелится потревожить; а потому живут безпечно, никого не боятся; за то, что они, по гордости своей думают и говорят, что Ниневия во всем свете одна не победимая владычица народов, нет сильнее, славнее и лучше ея. Далее Св. пророк говорит иронически. Если Ниневия такой сильный и славный город, то от чего же она бысть во изчезновение, от чего она разрушена, исчезла с лица земли? от чего Ниневия сделалась пажитию или логовищем для зверей? Будет время, когда всякий, кто будет проходить мимо разрушенной Ниневии, или будет проходить сквозь ея, в знак радости и изумления, и вместе в знак презрения, свиснет и махнет рукою. Подобным образом говорится о раззорении и разрушении храма Иерусалимского, Иерусалима. См. 3Цар. 9:8 . Иер. 28:16, 19:8 ; и Идумеи. Ис. 34:11–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Соф.2:6 . И будет Крит пажить стадам, и ограда овцам. С Евр.: «и будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота». И будет Крит 36 , т. е. приморская страна, где жили Филистимляне, и часть их Критяне или Крефеи, после опустошешя Халдеями и другими врагами, будет местом пастбища для стад и загонов (ограда 37 ) для овец, т. е. там населенных городов и селений не будет, а будет пустое место, на коем будут пастись стада. Соф.2:7 . И будет уже морское оставшим дому Иудина: на них пожируют в домех Аскалоних, к вечеру витати имут от лица сынов Иудиных: яко присети их Господь Бог их, и возврати плен их. С Евр.: «и достанется этот край остаткам дома Иудина; и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать; ибо Господь Бог их посетит и возвратит плен их». Т. е. приморская Филистимская земля в последствии достанется Евреям, оставшимся после Вавилонского плена. Св. пр. Авдий (ст. 9) также предсказывал, что Евреи наследуют земли Филистимския, что и исполнилось при Маккавеях. Один из них, Ионафан, овладел лучшими городами Филистимлян Иамниею, Аккароном, Азотом и Аскалоном; Газа была взята Симоном Маккавеем ( 1Мак. 5:65,68 ; 2Мак. 10:16,32 ; сн. Зах. 9:5–7 ). На них пожируют 38 ), т. е. после Вавилонского плена, заняв приморские Филистимские места, Иудеи будут пасти на них свои стада, или сами будут жить. Засим пророк присовокупляет, что Иудеи, заняв Филистимский город Аскалон, будут находить себе вечерний отдых в домах сего города, оставленных владельцами. Слов: от лица сынов Иудиных 39 ) нет в Еврейском тексте; может быть, они присоединены 70 толковниками для пояснения, что именно Иудеи займут жилища Асколанитян. Пророк далее показывает и причину, почему произойдет такая перемена, что Иудеи займут места врагов своих, – потому, что присети их Господь, т. е. Господь Бог посетит народ Свой милостию, простит, помилует, возвратит плен 40 их, возвратит Иудеев из Вавилонского плена, а врагов их – Филистимлян накажет. Тогда Иудеи и воспользуются жилищами Асколанитян – при Маккавеях. Пророк, предсказав Иудеям плен Вавилонский, теперь предсказывает и возвращение из сего плена, их благосостояние после сего возвращения. Этим предсказанием, конечно, пророк имел в виду утешить Иудеев, покрайней мере, тех из них, которые еще верили, надеялись, были покорны Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Соф.3:6 . В растление низложих величавыя, исчезоша углы их: опустошу пути их весьма, еже не проходити: исчезоша гради их, за неже ни единому быти, ни жити. С Евр: «Я истребил народы; твердыни их разрушены, улицы их сделал пустыми, так-что никто уже не ходит по ним; города их раззорены, нет ни одного человека, нет жителей». Сам Господь Бог говорит, что Он любит правду, и по сей любви воздает каждому должное. Так он предал гибели (в растление 64 низложих) всех величавых, т. е. гордых, не покоряющихся Его святой воле, как напр. Израильтяне, Ханаанские народы и других. От гнева Моего, говорит Господь, исчезоша углы 65 их. – т. е. истреблено Мною все, чем держались их царства – крепости, башни, воинство, властители, которые поддерживают царства, как углы поддерживают здание. ( Суд. 20:2 ; 1Цар. 14:38 ; Ис. 19:13 ). Я опустошу 66 (будущее вместо прошедшаго), т. е. Я соделал пустынными улицы их, истребив жителей, так-что некому проходить по ним; города их исчезли, разрушены врагами, так-что нет из них ни одного, в котором бы можно было жить. Соф.3:7 . Рех: обаче убойтеся Мене, и примите наказание, и не имате потребитися от очию Его, за вся елика отмстих на нем: готовися, утреннюй, истле все листвие их. С Евр: «Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление»! и жилище его не будет истреблено и не постигнет его зло, какое я постановил о нем, а они прилежно старались портить все свои действия». Но LXX. И так, говорить Господь Бог, видя примеры на других Моего правосудия, убойтеть Меня, примите предлагаемое вам разумление, бросьте ваших идолов и свои пророки. Тогда, вы не подвергнетесь наказанию, не будете истреблены с глаз Моих (от очию 67 его) за вся елика отомстих на нем 68 , т. е., в случае исправления Иудейского народа, Я простил бы ему, ничего не сделал бы изо всего того, что определил сделать и отомстить ему, отменил бы все угрозы и наказания, Мною ему назначенныя. И так, готовься, говорит Господь Иудейскому народу, т. е. исправлением жизни приуготовляй себя к благополучному концу, покайся, утреннюй «в скорости принеси покаяние», (бл. Феод). Но увы! заключает Господь, у этих Иудеев все листвие 69 изстлело, все ягоды испорчены, т. е. испорчены не только отцы и матери, но и дети, не только дела и жизнь, но и самые помышления их, – все испорчено.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010