Обратим внимание на то, что это единственный случай во всех Евангелиях, когда Иисус передвигается не пешком. Однако тем самым Иисус нарушает не только собственный обычай: Он также нарушает благочестивый обычай всех паломников, которые, даже если подъезжали к Иерусалиму верхом, спешивались перед входом в город. Впрочем, вполне возможно, что Он доехал на осле только до ворот города, а дальше пошел пешком. Как и Матфей, Иоанн приводит ветхозаветное пророчество неточно, комбинируя его из разных элементов. Одним из них является сильно сокращенная цитата из Зах.9:9 ; другим, возможно, отрывок из Книги пророка Софонии: Ликуй, дщерь Сиона!.. Господь, царь Израилев, посреди тебя... В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся» ( Соф.3:14–16 ). 23 Слово «осанна» (Евр. hôšî‘-nn) буквально означает «спаси же». По словам блаженного Иеронима , " осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 24 . Блаженный Августин пишет: « Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто». 25 Действительно, ко временам Иисуса этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула. 26 Восклицания толпы приведены евангелистами в нескольких вариантах: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф.21:9 ); Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! ( Мк.11:9–10 ); Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! ( Лк.19:38 ); Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ). Разнообразие в передаче возгласов может быть объяснено тем, что люди из толпы произносили приветствия в разных формах. Во всех четырех вариантах присутствует формула «благословен Грядущий во имя Господне», в трех – формула «в вышних», в трех – слово «осанна», в двух «Царь» и в одном «царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Песн. – Книга Песни Песней Соломона Ис. – Книга Пророка Исайи Иер. – Книга Пророка Иеремии Пл. – Книга Плач Иеремии Иез. – Книга Пророка Иезекииля Дан. – Книга Пророка Даниила Ос. – Книга Пророка Осии Иоил. – Книга Пророка Иоиля Am. – Книга Пророка Амоса Авд. – Книга Пророка Авдия Ион. – Книга Пророка Ионы Мих. – Книга Пророка Михея Наум. – Книга Пророка Наума Авв. – Книга Пророка Аввакума Соф. – Книга Пророка Софонии Агг. – Книга Пророка Аггея Зах. – Книга Пророка Захарии Мал. – Книга Пророка Малахии Книги Нового Завета Мф. – От Матфея святое благовествование Мк. – От Марка святое благовествование Лк. – От Луки святое благовествование Ин. – От Иоанна святое благовествование Деян. – Деяния святых Апостолов Иак. – Послание Иакова 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Ин. – Первое послание Иоанна 2 Ин. – Второе послание Иоанна 3 Ин. – Третье послание Иоанна Иуд. – Послание Иуды Рим. – Послание к Римлянам 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Кор. – Второе послание к Коринфянам Гал. – Послание к Галатам Еф. – Послание к Ефесянам Флп. – Послание к Филиппийцам Кол. – Послание к Колоссянам 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес- Второе послание к Фессалоникийцам 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею Тит. – Послание к Титу Флм. – Послание к Филимону Евр. – Послание к Евреям Отк. – Откровение Иоанна Богослова Апокрифы 1 Мак. – Первая книга Маккавейская 2 Мак. – Вторая книга Маккавейская 3 Мак. – Третья книга Маккавейская 2 Езд. – Вторая книга Ездры 3 Езд. – Третья книга Ездры Тов. – Книга Товита Иудифь – Книга Иудифи Прем. – Книга Премудрости Соломона Сир. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Посл. Иер. – Послание Иеремии Вар. – Книга пророка Варуха Об авторах Джон X. Уолтон – профессор Ветхого Завета и древнееврейского языка в Библейском институте Мооди (Moody Bible Institute) в Чикаго. Он автор ряда книг, посвященных Ветхому Завету. Виктор X. Мэтьюз – профессор религии в Юго-Западном университете штата Миссури (Southwest Missouri State University). Им написано несколько книг о Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет Быт – Бытие Исх – Исход Лев – Левит Чис – Числа Вт – Второзаконие Нав – Книга Иисуса Навина Суд – Книга Судей израилевых Руф – Книга Руфи 1Цар – Первая книга Царств 2Цар – Вторая книга Царств 3Цар – Третья книга Царств 4Цар – Четвертая книга Царств 1Пар – Первая книга Паралипоменон 2Пар – Вторая книга Паралипоменон 1Езд – Первая книга Ездры Неем – Книга Неемии 2Езд – Вторая книга Ездры Тов – Книга Товита Иудиф – Книга Иудифи Есф – Книга Есфири Иов – Книга Иова Пс – Псалтирь Пр, Притч – Притчи Соломона Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника Песн – Песнь песней Соломона Прем – Книга Премудрости Соломона Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова Ис – Книга пророка Исаии Иер – Книга пророка Иеремии Плач – Плач Иеремии Посл Иер – Послание Иеремии Вар – Книга пророка Варуха Иез – Книга пророка Иезекииля Дан – Книга пророка Даниила Ос – Книга пророка Осии Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля Ам – Книга пророка Амоса Авд – Книга пророка Авдия Ион – Книга пророка Ионы Мих – Книга пророка Михея Наум – Книга пророка Наума Авв – Книга пророка Аввакума Соф – Книга пророка Софонии Агг – Книга пророка Аггея Зах – Книга пророка Захарии Мал – Книга пророка Малахии 1Мак – Первая книга Маккавейская 2Мак – Вторая книга Маккавейская 3Мак – Третья книга Маккавейская 3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет Господа Иисуса Христа Святое Евангелие Мф – От Матфея святое благовествование Мк – От Марка святое благовествование Лк – От Луки святое благовествование Ин – От Иоанна святое благовествование Деян – Деяния святых апостолов Соборные послания апостолов Иак – Послание апостола Иакова 1Пет – Первое послание апостола Петра 2Пет – Второе послание апостола Петра 1Ин – Первое послание апостола Иоанна 2Ин – Второе послание апостола Иоанна 3Ин – Третье послание апостола Иоанна Иуд – Послание апостола Иуды Послания апостола Павла Рим – Послание к Римлянам 1Кор – Первое послание к Коринфянам 2Кор – Второе послание к Коринфянам Гал – Послание к Галатам Еф – Послание к Ефсянам Флп – Послание к Филиппийцам Кол – Послание к Колоссянам 1Фес, 1Сол – Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 2Фес, 2Сол – Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 1Тим – Перове послание к Тимофею 2Тим – Второе послание к Тимофею Тит – Послание к Титу Флм – Послание к Филимону Евр – Послание к Евреям От, Откр, Апок – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Соф.3:12,13 . И оставлю в тебеь люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни. (Ст. 13). Останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и не обрящется во устех их язык льстив: зане тии пожируют, и угнездятся, и не будет устрашаяй их. С Евр: «но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне (Ст. 13). Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварнаго; ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их». Господь поясняет, каких людей Он введет в Церковь Свою. Настанет время, говорит Господь, когда Я изберу (оставлю) в Церкви Моей людей кротких и смиренных, которые уже не будут гордиться и величаться своими преимуществами; по смиреннию своему и по духу благочестия эти люди будут благоговеть предо Мною, пред всем, на чем почивает имя Мое. «Это ясно, говорит бл. Феодор., указует нам на лик апостольский, ублажая который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии носледят землю» ( Мф. 5:5 ). Кротции – это все ученики и истинные последователи Христовы. Но много будет званных, а мало же избранных. Только остаток духовнаго, облагодатствованнаго Израиля, только немногие будут верными, истинными чадами Церкви. Эти, действительно, не сотворят неправды намеренно, с умыслом, по развращению сердца; не возглаголют суетных, т. е. по любви к истине и озаряемые свыше, не будут говорить лжи, почитать суетное, как напр., идолов; между этими избранными не найдется языка льстиваго – людей хитрых и коварных. А все это потому, что они пожируют и угнездятся, т е. будут пастись и жить в Церкви Христовой, на благодатных пажитях добраго Пастыря, Который обильно дает верующим вся силы, яже к животу и к благочестию, Сам питает, охраняет Свое стадо, учит, наставляет; а потому у сих людей нет врага, смертельно, на погибель устрашающаго, сильнее споборающаго Господа, который и среди брани со врагами спасения помогает верующим и дает мир душам их ( Иоан. 14:27 ; Сн. Ис. 17:2 ; Мих. 4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Мф. 3, 3 ; Лк. 3, 4–6 ; Мал. 3, 1 ; ср. Мф. 11, 10 ; Лк. 7, 27 ); предсказали и последующие события – бегство Богомладенца в Египет и возвращение в Иудею ( Ис. 19, 1–2 ; Ос. 11, 1 ), избиение Иродом вифлеемских младенцев ( Иер. 31, 15 ; ср. Мф. 2, 16–18 ), вселение Господа в Галилее ( Ис. 9, 1–2 ; ср. Мф. 4, 14–16 ), чудеса Его ( Ис. 35, 4–6 ; ср. Мф. 11,4–5 ; Лк. 7, 22 ), проповедь ( Ис. 61, 1–2 ; ср. Лк. 4, 18–19 ), торжественный вход в Иерусалим ( Зах. 9, 9 ; ср. Мф. 21, 4–5 ; Ин. 12, 14–15 ). Но с особенною подробностью представлены у пророков страдания Спасителя, прославление Его и те духовные блага, которые приобретены для верующих искупительною жертвою Его на кресте, а именно: злоумышление иудеев ( Ис. 3, 9–10 ), окаменение сердец их (6, 8–10; ср. Ин. 12, 39–40 ; Деян. 28, 25–27 ) и неблагодарность (1, 3–4), предание Господа за тридцать сребренников ( Зах. 11, 12–13 ; Иер. 32, 9 ; ср. Мф. 27, 7–9 ), оставление Его всеми, даже учениками ( Зах. 13, 7 ; ср. Мф. 26, 31 ), поругание, заплевания, заушения и биение ( Ис. 50, 6; 63, 1–2 ; ср. Мф. 26, 67; 27, 28–30 ; Мк. 14, 65; 15, 17–19 ; Лк. 22, 63–65 ; Ин. 19, 2–3 ), узы ( Ис. 3, 10 ; ср. Ин. 18, 12 ; Мф. 27, 2 ; Мк. 15, 1 ), гвозди ( Зах. 13, 6 ; ср. Ин. 20, 25 ), крест ( Иер. 11, 19 ), знамения при распятии (Иоил. 2, 31; ср. Лк. 23, 45 ), тьма ( Иоил. 2, 10 ; Амос. 8, 9 ; Зах. 14, 6–7 ; ср. Мк. 15, 33 ; Лк. 23, 44 ), воскресение мертвых ( Ос. 6, 3 ; ср. Мф. 27, 52–53 ), прободение ребра ( Зах. 12, 10 ; ср. Ин. 19, 37 ), погребение ( Ис. 57, 1–2 ; ср. Мф. 27, 58–61 ; Мк. 15, 43–47 ; Лк. 23, 52–53 ; Ин. 19, 38–42 ), место гробницы – вертоград ( Песн. 4, 12; 6, 10 ; ср. Ин. 19, 41 ), погребальная пещера, изсеченная в камне ( Ис. 51, 1 ; Плач. 3, 53 ; ср. Мф. 27, 60 ; Мк. 15, 46 ; Лк. 23, 53 ), воскресение ( Ис. 63, 11 ; ср. Евр. 13, 20 ; Ос. 6, 3 ), время воскресения ( Соф. 3, 7 ; Песн. 2, 11–12 ), жены-мироносицы ( Песн. 3, 1, 3–4 ; Ис. 27, 11 ), победа над адом и смертию ( Ос. 13, 14 ; ср. 1Кор. 15, 55 ), вознесение на небо ( Зах. 14, 4 ), прославление после уничижения и страданий ( Ис. 52, 13–15 ) по всей земле ( Зах. 14, 9 ) – иудеями ( Мал. 3, 3–4 ) и язычниками (1, 11), отмена Ветхого Завета ( Мал. 1, 10–11 ), установление Нового Завета ( Ис. 55, 3–4; 61, 8 ; Иер. 31, 31–34 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Но Каиафа усмотрел богохульство в том, что Господь ставить Себя под особое покровительство Бога и называет Себя обетованным Мессиею, восседающим за престолом Шехины и рядом с Силою Бога, одесную Её. ( Мф. 26:66 ср. Succa 52 a Gold. 3, 147, 1 – 8, где Пс. 2:7 отнесено к Мессии). Навыкшие в храме к богослужебным церемониям, архиереи были великие мастера на всякого рода помпы и эффекты пред народом. И здесь, Каиафа занимается не столько тем, чтобы обосновать свое обвинение (это было для него лишне и неважно), сколько предписанной церемонией разрывания одежд при богохульстве. Не беда, что самого богохульства не было. Оно должно быть. Важнее произвести впечатление на присутствующих своим якобы глубоко искренним негодованием за попрание неприкосновенной святыни и импозантною помпою разрывания одежд (Синедр. Мишн. VII, 5 Переф. 287–288). 103 На лицедейный вопрос председателя последовал притворный ответ судей: «повинен смерти» Мф. но Мк: «все присудили, что он повинен смерти» (raschah lamuth Чис. 35:31 ср. isch moveth 1 (3) Цар. 2:26). У Лк. совсем даже нет этого приговора, но без всякого формального приговора, как уже ранее приговоренного к смерти, судьи повели Христа к Пилату, чтобы привести в исполнение смертную казнь над Ним. Как бы то ни было, во всяком случае смертный приговор последовал без формального отобрания голосов от судей, только общим и безымянным голосованием. Однако ж пред народом этот приговор нельзя было оформить до утра, ибо ночью запрещались не только приговор, но и сам суд. Между тем до утра оставалось еще несколько времени. И этот промежуток «шипящий змей» сумел использовать в своих интересах. Опытному политикану было хорошо известно действие издевательств и крови на грубую толпу своих приспешников. Лизнувшая крови чернь звереет до исступления. А это озверение толпы Каиафе нужно было для впечатления на Пилата и давления на слабовольную совесть скептика-римлянина. «Тогда плевали в лице Его, и заушали Его, и давали пощечины (пощечина, заушение и удар по лицу как знак позора см. Соф. 2:8 . Ис. 43:28; 51:7 . Иез. 5:15 соотв. евр. гиддуф и гедуфа), говоря: прореки нам, Христос (Мессия), кто ударил Тебя?» Мф. «И начали некоторые плевать на Него и закрывать Его лице и заушать Его и говорить Ему: прореки. И слуги пощечины Ему наносили» Мк. У Лк: «И люди, державшие Его, ругались над Ним и били (др. «по лицу») и, покрывая Его (др. «лице»), спрашивали, говоря: прореки, кто ударил Тебя? И другое многое хульно говорили на Него» – также до утреннего заседания синедриона, в доме Каиафы. Пример и начало зверства и поруганий подали наверно сами архиереи (Ср. Деян. 21:31 и 23:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Пророк изображает страдания грудных младенцев и детей. Первые не могут утолить своего голода, так как груди их матерей, истощенные голодом, лишены молока. Последнее тщетно πросят хлеба. Несть им разломляющаго. У евреев хлебы имели форму продолговатых или круглых лепешек, на подобие тарелки, толщиной в большой палец. Поэтому при еде они не резались, как у нас, но разламывались. В данном случае выражение несть разломляющаго равносильно такому: нет того, кто мог бы исполнить их просьбу «разделить им», т.е., дать им хлеба. Ст. 5. Ядуще сладостная погибоша во исходех, питавши на багряницах одеяшася в гной От младенцев пророк переходить ко всем вообще жителям Иерусалима и выставляет на вид поразительную противоположность между их недавним прошлым и настоящим. Некогда они были разборчивы в пище, выбирая из обильно доставляемых страной средств питания лишь сладостная , а теперь… они погибают от голода на улицах. Некогда они облекались в роскошные пурпурные ткани, а теперь они укрываются от холода в кучах навоза, которые служат им ложем. Ст. 6. И возвеличися беззаконие дщери людей Моих, паче беззакония Содомска, превращенныя во окомгновении, и не поболеша о ней руками Так как этот стих соединен с предшествующим союзом и (LXX κα евр. ) , то и его нужно толковать как изображение бедствий, а не как исповедание вины народа. Возвеличишася беззакония и пр. Под беззакониями здесь разумеется не столько самое нечестие народа, сколько бедствия, навлеченные этим нечестием. Что так нужно понимать здесь речь о беззакониях Иерусалима, – это видно из последних слов 6 ст., которые служат дальнейшим раскрытием мысли, высказанной в предложении возвеличишася беззакония и пр., и в которых указывается, чем участь Содома была счастливее участи Иерусалима. Судьба Содома уже в Ветхом Завете служила образом самого жестокого наказания ( Ис.13:19 ; Иер.48:8 ; Соф.2:9 ; ср. Мф.10:15 ). Однако страдания жителей Иерусалима превзошли даже и бедствия Содома. Превращенные во окомгновении. Суд над Содомом совершен рукой Иеговы; вот почему он погиб в мгновение ока. Муки его жителей не были, следовательно, продолжительны. И не поболеша о ней руками. По LXX: κα οκ πονεσαν ν ατ χερας (χερες 22, 62. Compl. 36, 48, 52, 231) «и не трудились в ней руки», с евр. - «и не бушевали» ( «кружиться») «в ней руки», т.е., разрушающие. Руки человеческие не участвовали в исполнении суда над Содомом. Но они участвовали в исполнении суда над Иерусалимом. Отсюда и суд над ним тянулся очень долго. Потому-то Иерусалим видел детей, ослабевших от голода, матерей, употребляющих детей в пищу, и пр. Так, наказание Божье, постигшее Иерусалим, было более строгим, чем наказание Содома. Ст. 7. Очистишася назореи ея паче снега, и просветишася паче млека, чермны оыша, паче камене сапфира усечение их

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Соф.3:4. Пророцы его ветроносцы, мужие презорливи.    Здесь хорошо замечает о пророках его (Иерусалима), что они были не от Бога, говорили неверно, исходящее «от сердца своего», а не из уст Господа, по написанному (Иез.13:2 и д.). Пророческое слово посмеивается над ними, называя их «ветроносцами»; потому что они в действительности не были причастны Духа Святого, но дерзко воображали у себя дар пророчества и не стеснялись говорить, что они исполнены Духа Святого. Итак, желая, говорит, быть и пророками, и носителями духа, и присвоить себе столь почетное имя, они стали до такой степени «презорливы», что не только сами не знали, что такое честность, но губили и других, которым говорили и «от сердца своего», — и это они делали, жалкие, ради мелких и ничтожных прибытков, как говорит пророк Иезекииль, «горсти ради ячменя, и ради укруха хлеба» (Иез.13:19). Дошли до такого безумия, что свои собственные намерения выдавали за волю неизреченной Славы и о речах, исходивших из собственного ума, утверждали, что это словеса Божии. И посему говорил о них устами Иеремии: «не посылах пророки, а они течаху: не глаголах к ним, и тии пророчествоваху» (Иер.23:21). Когда же пророк вопиял и говорил: «Сый Господи Боже, се, пророцы их прорицают и глаголют, не узрите меча, и глад не будет вам, но истину и мир дам на земли и на месте сем»; и Бог всяческих как бы в опровержение этого возопил, говоря: «лживо пророцы прорицают во имя мое, не послах их, ни заповедах им, ни глаголал есмь к ним: понеже видения лжива и гадания и волшебства и произволы сердца своего тии прорицают вам» (Иер.14:13—14). «Аще суть пророцы и есть слово Господне в них, да предстанут» мне (Иер.27:18); «что плевы ко пшенице? тако слово мое, рече Господь,... и яко млат сотрыющ камень? " " (Иер.23:28—29) Ибо слово Божие доходит до глубины души и как бы разрывает сердце слушателей, напротив, холодно и немощно слово, исходящее из воли человека, каково и было слово нечестивых лжепророков (Евр.4:12; Мф.7:29). Священницы его сквернят святая и нечествуют в закон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3528...

Но в слове евр. содержится также понятие об отдаче в рост и лихве (называемой neschek сн. Втор.23:20,30 ), потому что лихва как бы терзает дающего ее, всегда отнимая что-нибудь от его достояния, по еврейскому представлению 141 , не чуждому и других народов 142 . Значит, выбор и этого названия необычайного в приложении к отмщающим народам, определился духом предыдущих выражений. Чужая собственность не обогащает: она по праву все еще принадлежит ограбленным народам, у грабителя же только находится на лице, – находится как бы отложенной (не данной, потому, что они не давали) в рост, и они – его ростовщики, которые в свое время и явятся терзающими его требованием не просто своей собственности, но и процентов, как следует ростовщикам. Смысл названия выходит двойственный, – и это еще пример загадочной речи. Другое название (mesaasecha) происходит от глагола (sua), который в ф. п. (siesa) более не встречается в Библии , в позднейшем же употреблении в таргумах и талмуде значит потрясти, покачнуть (дерево), следов. в сущности то же, что отбросить (значение подобного по звуку, хотя не по буквам слова у Ис.27:8 ); итак означаются этим названием такие люди, которые имеют сдвинуть, и именно, по связи с предыдущим названием, сдвинуть с владения, как делает заимодавец с должником, – разорители 143 . Обоими же названиями этих отмщающих людей напоминается нам евангельское изображение заимодавца: и ем его, давляше ( Мф.18:28 ). Кто же эти люди? Это «оставшиеся» – уцелевшие на войне – «от народов», покоренных врагом, – значение слов, определяемое их употреблением ( Нав.23:12 ; Соф.2:9 ; Зах.14:2 ), как уже в переводе LXX и в толковании Кирилла Александрийского . Кровь – неправедно пролитая. Земля и город – вообще, а не иудейские. Искание прибытка или приобретение корысти (bozea beza), соответствующее разорению земли в строфе предыдущей, означает уже и само по себе дело худое, так как заключает в себе понятие отсечения (baza), ущерба для других; но здесь это свойство прибытка: худой (ra), поименовывается еще особо, частью для того, чтобы выразительнее выставить на вид греховность дела, частью в параллель с упоминаемым тотчас же злом, против которого делается такой прибыток (от руки беды – ra): злом не укроешься от зла 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   Преувеличивал ли Давид, когда говорил «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, скала моя, на Него я уповаю, щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс 17:2—3)? Преувеличивал ли другой псалмопевец, заявляя «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс 45:2)? Вряд ли, если они знали, что Бог вездесущ и всемогущ. Знание о Божьем величии (а вездесущность и всемогущество являются аспектами Его величия) естественным образом порождает великую веру и великое поклонение. Божия слава    Цель Бога Его слава, однако этот тезис нуждается в подробном объяснении, поскольку его легко истолковать превратно. Он свидетельствует не об эгоизме Бога, как иногда представляют, а о Его любви. Разумеется, Бог желает чтобы Ему воздавали должное и восхваляли Его величие и благость. Он хочет, чтобы Его ценили по достоинству. Но являющаяся Его целью слава это фактически двусторонние отношения, а именно с Его стороны это откровения, в которых Бог открывает Свою славу Своим творениям, а с их стороны это поклонение, в котором они воздают Ему славу в благодарность за то, что они видели и что получили. В этих актах откровения осуществляется общение любви для которого и созданы разумные Божьи творения и ради которого были искуплены Христом падшие человеческие существа. Видеть славу Божию и воздавать Богу славу именно в этом истинное предназначение человеческой природы и именно это приносит радость как людям так и Богу (ср. Соф 3:14—17).    В Ветхом Завете слово «слава» ассоциируется с ценностью, богатством, великолепием и достоинством. Когда Моисей просил показать ему Божию славу, Бог ответил ему, объявив Свое имя (т.е. открыв Ему Свою природу, Свой характер, Свою силу, Исх 33:18—34:7, см. статью «Вот имя Мое, откровение Бога» к Исх 3:15). За этим объявлением последовало вселяющее трепет физическое явление облако, сияющее ярким пламенем (Исх 24:17). Эту славу Божьего присутствия называют «шехиной» или «шехиной славы». Она появлялась в ответственные моменты библейской истории как знак живого присутствия Бога (Исх 33:22, Исх 34:5 ср. Исх 16:10, Исх 24:15—17, Исх 40:34—35, Лев 9:23—24, 3 Цар 8:10—11, Иез 1:28, Иез 8:4, Иез 9:3, Иез 10:4, Иез 11:22—23, Мф 17:5, Лк 2:9 ср. Деян 1:9, 1 Фес 4:17, Откр 1:7). Новозаветные писатели утверждают, что слава Божия ныне открыта в Иисусе Христе (Ин 1:14—18, 2 Кор 4:3—6, Евр 1:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010