Действительно, уцелевшие, после плена, Евреи при Иуде Маккавее поразили Аммонитян и стерли имя их если не с лица земли, то из Истории ( 1Мак. 5:6 ), в которой они после сего поражения более не являются. „Имя Аммонитян не упоминается среди народов“ ( Иез. 25:10 ). Так исполнилось пророчество пророка Божия Амоса об Аммонитянах 22 . 6 . Моавитяне, по происхождению от Моава, сына Лотова, племянника Авраамова ( Быт. 19:37 ), хотя и были родственны с Еврейским народом, но питали к нему постоянную вражду. Еще при Моисее, Валак, царь Моавитский старался, через Валаама проклясть Евреев, а дочери Моава привлекли их к жертвам богов своих, отвратили от Бога и вовлекли в самое гнусное служение Ваал-Фегору ( Чис. 22:1–6, 25:1–3 ), что было причиною погибели многих как Евреев, так и Моавитян; во времена судей они 18 лет держали у себя Евреев в порабощении, от которого их избавил неустрашимый Аод ( Суд. 3:14–29 ); в последующие времена враждовали с Евреями при Давиде, и были им покорены ( 2Цар. 8:2 ); были не раз подчиняемы и смиряемы царями Израильскими, но по смерти Ахава сбросили с себя иго зависимости от них ( 4Цар. 3:5 ); воевали с сыном Ахава Иорамом и были им вместе с Иосафатом, царем Иудейским, разбиты на голову. Тогда то несчастный царь Моавитский Меса (в славянском: Моса), как говорит священ. писатель 4 книги Царств, „взял сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо его, и вознес его во всесожжение на стене 23 “ ( 4Цар. 3:27 ). Такой страшный и возмутительный поступок Месы заставил Израильтян оставить его и удалиться в свою землю. Таким образом Моавитяне справедливо обречены были на истребление, о котором гов. св. пр. Амос, говорили и другие Божии пророки: Исаия (гл. XV,XVI), Иеремия (гл. XLVIII), Иезекииль ( Иез. 25:9–11 ) и Софония ( Соф. 2:9 ). Неизвестно. когда исполнилось это пророчество; но исполнялось оно, можно полагать, в разное время: Моавитяне были истребляемы Евреями до и после разделения царства Иудейского. Салманассар, разрушив Самарию ( 4Цар. 17:5 ), опустошал и те земли, где жили Моавитяне. Сам Господь Бог , посылая чрез св. прор. Иеремию клады и узы (кандалы и ярмо) к царю Моавитскому, объяснил, что эти символы означают порабощение Моавитян царем Вавилонским Навуходоносором и порабощение это продолжится до того времени, „пока не придет конец его земле и ему самому“ ( Иер. 27:7 ). „Вот он (Навуходоносор) как орел, налетит, распростерши крылья свои на Моава (гов. Господь чрез св. пр. Иеремию); возьмут города и крепости отнимут,.... истребится Моав из числа народов за то, что восстал на Иегову.... Но Я возвращу пленных Моавитян (т. е. из Халдеи. Иер. 48:40–47 ). По освобождении из Вавилонского плена, возвратившиеся Моавитяне покорены были 24 сыном Иоанна Гиркана Ианнеем (или Александром ок. 100 г. до Р. X.), а после опустошения и покорения Сирии и Палестины Римлянами имя Моавитян исчезает из истории – „Моав истреблен из числа народов.“ Так исполнилось пророчество св. Амоса и над Моавитянами! 25

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1572–1582 гг. Скульп-тор Х. Б. Монегро Рассказ о реформе И. во 2-й Книге Паралипоменон (34. 1 - 35. 19), который, по-видимому, зависит от 4 Цар 22. 1 - 23. 28, позволяет выделить 3 этапа осуществления религ. реформы И.: в 8-й год царствования (ок. 632/631) юный царь начал «прибегать к Богу Давида» (2 Пар 34. 3); в 12-й год (628/627) И. уничтожил идолопоклоннические жертвенники и объекты в Иерусалиме, Иудее и «по всей земле Израильской» (34. 4-7); в 18-й год правления (622/621), «по очищении земли и дома Божия», т. е. храма (2 Пар 34. 8; ср. рассказ 2 Пар 33. 15-16 об очищении храма дедом Иосии царем Манассией ; в отличие от версии в 4 Цар 23 подробности очищения храма в 2 Пар не приводятся), И. ремонтировал Иерусалимский храм, в ходе работ первосвященник Хелкия обнаружил «книгу закона Господня, данную рукою Моисея» (2 Пар 34. 14). Ознакомившись с содержанием книги, царь заключил договор пред Господом, обязуясь соблюдать записанные в ней законы, и устроил в Иерусалиме празднование Пасхи и праздник опресноков в течение 7 дней. И. утвердил постоянное пребывание ковчега завета в храме (2 Пар 35. 3). По его указанию были учреждены священнические череды в соответствии с предписаниями Давида и Соломона (2 Пар 35. 3-5, 10). При И. деятельность пророков Софонии (Соф 1. 1) и Иеремии (Иер 1. 2) во многом способствовала осуществлению проводимых царем религ. реформ. Об успехе религ. реформы И. убедительно свидетельствуют т. н. лахишские письма (остраконы), которые включают список личных имен, содержащих имя Господа (YHWH) в сокращенной форме, при этом отсутствует именование к.-л. языческого божества ( Horn. 1988. P. 139-141). Но, как свидетельствуют пророки Иеремия и Иезекииль, отдельные группы в Иудее и егип. диаспоре какое-то время еще продолжали совершать языческие обряды (ср.: Иер 7. 18; 44. 15, 17-19, 25; Иез 8. 5-16), заявляя, что бедствия обрушились на них именно после того, как они прекратили поклоняться языческим божествам (Иер 44. 18; ср. упоминания об этом в т. н. элефантинских папирусах (V в.)).

http://pravenc.ru/text/673725.html

Elias J. W. 1 and 2 Thessalonians. Scottsdale (AZ): Herald Press, 1995. (Believers Church Bible Commentary). Fee G. D. The First and Second Epistles to the Thessalonians. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2009. (The New International Commentary on the New Testament). Frame J. E. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Paul to the Thessalonians. Edinburgh: Clark, 1912. (The International Critical Commentary). Hendriksen W. Exposition of I and II Thessalonians. Grand Rapids (MI): Baker, 1955. (New Testament Commentary). Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles to the Colossians, to the Thessalonians, to Timothy, to Titus and to Philemon. Minneapolis (MN): Augsburg, 1946.           Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles to the Colossians, to the Thessalonians, to Timothy, to Titus and to Philemon. Minneapolis (MN), 1946. Р. 340.         Best E. A Commentary on the First and Second Epistles to the Thessalonians. San Francisco (CA), 1972. (Harper " s New Testament Commentary). Р. 203.         Bruce F. F. 1 and 2 Thessalonians. Waco (TX), 1982. (Word Biblical Commentary; vol. 45). P. 108.         Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С. 225; Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles. Р. 340.         Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам. С. 225.         Hendriksen W. Exposition of I and II Thessalonians. Grand Rapids (MI), 1955. (New Testament Commentary). P. 120.         Ibid.         Ам. 5, 18–20; Иез. 13, 5; Ис. 2, 12; 13, 6; Иер. 46, 10; Зах. 14, 1; Соф. 1, 7; Мал. 4, 5; Иоил. 1, 15; 2, 1; 3, 14.         См.: Тиров Ф., свящ. Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. М., 2005. С. 262.        Феодорит Кирский, блж. Творения. М., 2003. С. 486.        Bruce F. F. 1 and 2 Thessalonians. P. 110.        Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам. С. 229.        Рим. 2, 5; 1 Кор. 4, 3–5; Лк. 21, 34.

http://bogoslov.ru/article/6173995

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

10 Заглавие этого слова: «Яко, восходя Господ на небеса, вдаде апостолом два завета, ветхий и новый; сия приемше святые апостолы, таже по них церковные пастыри и учители, иже вси духом божественным наставляеми она убо оставиша, она же узаконоположиша и предаша святей церкви; сия вся церковнае предания, писанная и неписанная, узаконенная нам от святых апостол и богоносных отец наших, непреложно подобает соблюдати. Слово 3». 11 Заглавие: «Яко прияхом предания писаная и неписаная, и да знаменуем лице своё крестообразно, и еже на восток обращатися в молитвах, и зрети и покланятися. Слово 4». 12 Заглавие этого слова: «О воплощении Господа нашего Иисуса Христа, воистину проповедуем Того совершенна Бога, и совершенна человека, а не яко злые еретици нечестивно глаголют, по воплощении Господу нашему Иисусу Христу едино естество точию божества иметь. Слово 5». 16 Заглавие: «О премудрости смотрениа Господня вочеловечения, яко премудростию прехитри злаго хитреца диавола, да вся верующая в Он спасе и спасает. Слово 7». 17 Заглавие слова: «Яко подобает до властем послушание имети и честь им воздати, и еже на враги Божьи. Слово 8». 18 Заглавие его: «Не подобает мужу от жены, ни жене от мужа разлучатися, разве блудныя вины. Слово 14». 19 Заглавие его: «По евангельскому словеси не подобаетъ мужу от жены, я жене от мужа разлучатися, аще не блудныя вины, обычай же о сих иная удержа. Слово 15». 21 В древнейшем списке «Соборника» Даниилова, принадлежащем Моск. Д. Академия, недостаёт всей этой последней части 16-го слова, и она переписана для нас со списка этой Сборника Москов, синод, библиотеки. 22 В упомянутом выше (примеч. 5) рукописном Сборнике Новгор. Соф. библ., 1281, вслед за этими тринадцатью сочинениями Даниила, из которых каждое названо в заглавии своём словом (слово 1, слово 2... и, наконец, слово 13-е) и каждое прямо приписывается Даниилу, помещено послание к царю Ивану Васильевичу IV, которое потому некоторые усвояют также Даниилу (Восток. Опис. Рум. Муз. 158; преосв Филар. Обз.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5 Смотри также:  Пс.15:2 ;  Пс.61:10 ;  Рим.3:13 . 6 Смотри:  3Цар. 22:22-23 ; 2Парал.18:21;  Деян. 5:3 . 7 Смотри также:  Лев. 6, 3 ;  1Тим.1:9-10 . 8 Следует отметить, что и ветхозаветные праведники: 1. ненавидели ложь, лукавство, неправду и лицемерие ( Пс. 118 , ст. 104, 128, 163;  Притч. 13 , ст. 15), 2. всячески избегали подобных прегрешений ( Иов. 31:5 ;  Соф.3:13 ), 3. Отвергали тех, которые ходят во лжи ( Пс.39:4 ;  Пс.100:7 ;  Пс.143:11 ). 9 Архим. Макарий “Поведение древних xpucmuah”. I uзд. – Спб. 1858 r., II uзд. – Москва, 1996 г. 10 Там же. 11 Тертуллиан  “Избранные сочинения”, Москва, 1994 г. 12 Сравни:  2Кор.6:14-15 . 13 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 176. 14 “Писания мужей апостольских”, Рига, 1994 г. “Учение двенадцати апостолов”. 15 Там же.  Ерм  “Пастырь”, зап. 3. 16 Там же. “Послание  апостола Варнавы ”, rл. IV. Это либо перифраз слов Господа:  1Ин.5:7 , либо автор слышал эти слова от Самого Христа или от кого-то из Его ближайших учеников. 17 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 18 Еп. Игнатий (Брянчанинов) , «Отечник», С.-Петербург, 880 г., стр. 178. 19 Игум.  Марк (Лозинский)  “Отечник проповедника”, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 г., стр. 200. 20 Григорий Дьяченко  “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314. 21 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 22 Там же. 23 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198. 24 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., m. IV, стр. 85. 25 Там же, стр. 82. 26 Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., m. II, стр. 203. 27 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., m. III, стр. 152. 28 Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” ( Лук. 16:1–17 ). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.).

http://azbyka.ru/istina-i-lozh-v-svete-x...

106 . Отлученный от причащения или от Церкви в одной поместной церкви, не может быть восстановлен в церковном общении другой поместной церковью (Ап. 12, 13, Соф. 1 , Ант. 2). 107 . Брак есть благословенный Богом союз мужа и жены, и Церковь , утверждая достоинство этого союза, осуждает презирающих брачную жизнь (Ап. 51; Гангр. 1, 4, 10, 14, 21; Вас. В. 77). 108 . Да хранится святость супружеского союза. Всякий нарушающий эту заповедь Божию, как прелюбодей, подлежит церковному наказанию (Григ. Нис. 4; Анкир. 20; Вас. В. 31, 36, 39:58). 109 . По высоте своего назначения брак должен быть единым, по образу союза Христа с Церковью, но Церковь считает возможным благословение другого брака в случае прекращения прежнего (Неон. 3; Вас. В. 4, 37, 41, 77:80). 110 . Браки не благословляются Церковью до 4-й степени кровного родства, до 3 степени двухкровного родства (свойства) и в первой степени трехкровного родства (VI Вс. с. 54; Неок. 2; Вас. В. 23, 68, 78:87). 111 . Церковь признает возможным прекращение брака в случае прелюбодеяния ( Мф.5:32; 19:9 ), и в иных случаях, фактически разрушающих брачный союз. VIII. Клир 112 . К клиру принадлежат: чтецы, поставленные через епископское руковозложение для участия в богослужении, иподиаконы, диаконы, пресвитеры и епископы. 113 . Для вступления в клир требуется возраст не менее 18 лет. 114 . Основным условием для принятия в клир является непорочная жизнь (Ап. 61; I Вс. с. 9, 10; Неок. 9, 10; Лаодик. 12; Вас. В. 3, 69:89). 115 . Двоебрачный, а также женившийся на ведущей предосудительную жизнь, не может быть членом клира (Ап. 18; Неок. 8). 116 . Члены клира, особенно несущие пастырское попечение, должны иметь соответствующее образование (VII Вс. с. 2; Харф. 25; Лаод. 12). 117 . Увечный может быть членом клира, если род увечья не препятствует нормальному выполнению обязанностей клирика (Ап. 77:78). 118 . Возводимый в сан епископа или пресвитера должен предварительно прослужить некоторое время в низших степенях клира, достаточное для выявления его способности к пастырскому служению (Ап. 80; I Вс. с. 2; Сард. 10; Двукр. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В воспоминание торжественного Входа Господня в Иерусалим Святая Церковь установила праздник, который совершается за шесть дней до Пасхи и принадлежит к числу двунадесятых подвижных праздников. Он ведет свое начало из глубокой древности христианской. В III веке святой Мефодий, епископ Тирский, или Патарский, говорил в этот день поучение, а в V веке праздник Входа Господня был уже общеизвестным и торжественным, как видно из слов святых отцов: святого Епифания (403 г.), святого Кирилла Александрийского (444 г.), святого Прокла, архиепископа Константинопольского (446 г.). Сей праздник называется также Вербным, Цветоносным воскресением, или Неделей Ваий – от ветвей, которые благословляются и раздаются верующим на утрене, чтобы живее изобразить первоначальное сретение Господа в Иерусалиме. О пальмовых ветвях как богослужебной особенности этого праздника говорит в своем поучении святой Прокл, архиепископ Константинопольский. В паремиях читается: в первой ( Быт. 49:1–2, 8–12 ) – пророчество Иакова о великом Потомке Иуды, во второй ( Соф. 3:14–19 ) – пророчество Софонии, призывающее дщерь Сионову к духовной радости, и в третьей ( Зах. 9:9–15 ) – пророчество Захарии, предвозвещающее дщери Сионовой о пришествии кроткого Царя. Утреннее Евангельское чтение ( Мф. 21:1–11, 15–17 ) излагает историю священного события, а на Литургии ( Ин. 12:1–18 ) – повествует о вечере в Вифании; чтение из Послания святого апостола Павла к Филиппийцам ( Флп. 4:4–9 ) преподает наставление о мире Божием, превосходящем всяк ум. Канон праздника составлен святым Космою Маюмским и по содержанию своему, глубокому чувству, господствующему в нем, и блестящему выражению есть одно из превосходнейших произведений святителя. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа Светлый праздник Святой Пасхи Тропарь, глас 5 Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак, глас 8 Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

37), в святцы Коряжемского мон-ря 1621 г.- под 9 нояб., 6 янв. и 11 марта (ГИМ. Унд. 237. Л. 71, 111 об., 149 об.). В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634) говорится: «[Марта] в 11 день: Еуфимия, архиепископа Новгородскаго; благовест в лебедь, трезвон середней» (РИБ. Т. 3. Стб. 57). Имя Е. включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор учрежден ок. 1831). Ист.: Повесть о Евфимие, архиеп. Новгородском// Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Вып. 4. С. 16-26 [Житие Е. по ркп. РНБ. Соф. 1402]; Житие иже во святых отца нашего Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца//Новгородские ЕВ. 1897. 8. Ч. неофиц. С. 501-515 [Житие Е. по неизв. списку]; Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4. Ч. 2. С. 50-53 [Проложная ред. Жития Е.]; НПЛ. С. 415-427; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 433-444; Т. 5. Вып. 2. С. 133-143; Т. 16. Стб. 178-197; Т. 18. С. 22, 192, 204, 211, 212; Повесть об Ионе, архиеп. Новгородском//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232, 234, 238, 242, 252. Лит.: СИСПРЦ. С. 94-95; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 67-77; Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879. С. 118-119; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 186-189; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 46-47; Зверинский. Ч. 2. С. 223; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 71; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 79-82; Голубинский. Канонизация святых. С. 82, 103; Яблонский В. М. Пахомий Серб и его агиогр. писания: Биогр. и библиогр.-лит. очерк. СПб., 1908. С. 80-83; Греков Б. Д. Новгородский дом Св. Софии. СПб., 1914. Ч. 1. С. 30-31; Порфиридов Н. Г. Др. Новгород: Очерки из истории рус. культуры XI-XV вв. М.; Л., 1947. С. 263-265; Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961. С. 237-263; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 14, 37, 46, 89-91, 93, 94, 97, 104-107, 109, 110, 114, 136, 151, 189; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э.

http://pravenc.ru/text/187753.html

Сие чудотворное изображение Господа Вседержителя находится вверху на своде средней главы или купола Софийского собора. О мере сего изображения в летописи говорится так: от венца до пояса пол 4 сажени, и около венца 43 пяди, носу длина пол 4 пяди, устне полторы пяди, очи пол 2 пяди, руки сжатая длань 6 пядей, а простертая длань 8 пядей, подпись: Иисус Христос по 14 пядей, Архангелы и Херувимы по окна написаны стоящие по 16 пядей, а Пророки написаны промеж икон стоящие по 18 пядей мерных, а внутри головы кругом, где окна, 12 саж. от Спасова образа ото-лба до моста церковного 15 мерных сажень. А писали Спасов образ годищное время и боле. (Новг. III летописи под 6635 год. стр. 211). 4. Чудотворная икона св. Исповедников Христовых Гурия, Самона и Авива. Сия весьма древняя икона сделалась известною со времени чудотворения или знамения, бывшего от ней в 1410 году. Об этом знамении в Новгородской 1-й летописи, под упомянутым годом, сказано: «сотворися знамение во святой Софии от иконы св. мучеников Гурия, Самона и Авива месяца декабря 21 дня». А в Новгородской III летописи объясняется, что знамение это от иконы было о судех церковных при Архиепископе Иоанне, устроившем ради него церковь у Софии со Владычня двора. Архиепископ Иоанн III в своем послании советует новгородцам приносить очистительную присягу пред иконою св. исповедников Христовых: Гурия, Самона и Авива, так как от неё было знамение, оправдывающее правых и обличающее виновных. Вот сами слова Святителя Иоанна, заключающиеся в его послании по этому поводу. «Слышу я, говорит он, что у нас, по случаю великой и малой пропажи, ходят ко кресту. Это делаете вы не по Божию закону. Здесь дал нам Бог знамение св. исповедников Гурия, Самона и Авива диакона, так что Божией милостью, многие правые оказываются правыми, а виноватые подпадают казни. И мы послали к вам икону тех св. исповедников в церковь Божию: то что вы ходили ко Кресту, мы вам возбраняем; но ходите к знамению Божиих св. исповедников. (См. Христ. чт. за январь месяц 1857 г. стр. 44 и 45 или рукоп. служ. Новг. Соф. библ. XVI в. в 4 72 стр. 114 –116).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010