964 Г. Тюрнин в недавно изданном им исследовании «Книга пророка Софонии» (Сергиев посад, 1897 г.) переводит эти стихи так: «истреблю совершенно с лица земли – говорит Иегова – истреблю людей и животных, истреблю птиц небесных и рыб морских, и положу преткновение нечестивым и искореню беззаконных с лица земли – говорит Иегова». В занимающем нас вопросе это изменение перевода не имеет значения, но важно толкование, которое автор дает этому месту. «Под словом во 2–3 ст., говорит он, нужно разуметь не только землю Израильскую, или даже Иудею, как думают некоторые, но вообще землю, как место обитания живых существ. В пользу такою понимания говорят следующие соображения: 2–3 ст. напоминают ближе всего грозный приговор Иеговы над допотопным миром – приговор, которым этот мир осуждался на погибель: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил: от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю» ( Быт.6:7 ). А здесь речь несомненно о всей земле»… (Ч. 2 стр. 7). Таким образом, он устанавливает обратное отношение текстов сравнительно с тем, которое стремятся утвердить другие экзегеты: на основании 2–3 ст. 1 гл. книги пророка Софонии он не хочет ограничить смысл библейских выражений о потопе, наоборот, на основании этих выражений хочет расширить смысл пророческой речи. Но в дальнейшем изложении г. Тюрнину приходится установить, что дело опустошения Господь Бог, по пророку, имеет совершить посредством нашествия сильного и многочисленного неприятеля ( Соф.1:12–18, 2:4–14 ), который сам должен жить на какой-либо земле и который, конечно, эту землю не станет подвергать опустошению. По этому, благополучно противореча самому себе, г. Тюрнин на дальнейших страницах своей книги видит в пророчествах Софонии только картину полного и конечного опустошения стран востока» (11 стр. и след.), конечно, и это – слишком много, но все-таки меньше опустошения всей земли. 965 Об этом приношении своем митрополит писал, между прочим, преосвящ. Иосифу, еписк. Оренбургскому, впоследствии Воронежскому, от 13-го дек. 1851 г. – См. Чт. общ. люб. дух. просвещ. 1871 г., н. 29, стр. 39. – О том же писал Владыка преосвящ. Гавриилу, архиеп. Рязанскому в письме от 6-го апр. 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 Гранстрем Е. Э. П очему митрополита Климента Смолятича называли «философом»//ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 24–25. 8 Синицына Н. В. С казания о преподобном Максиме Греке . М., 2006. С. 76. 9 Там же. С. 89. 10 Там же. С. 93. 11 Там же. С. 78–79. 12 Ржига В. Ф. Н еизданные сочинения Максима Грека //Byzantinosla- vica. Prague, 1935–1936. Т. VI. S. 99, 101. 13 DenissoffE. Maxime le Grec et l " Occident. P. 81–90. 14 Сочинения князя Курбского. Т. 1. Сочинения оригинальные. Изд. Г. 3. Кунцевича//РИБ. СПб., 1914. Т. 31. С. 476. 15 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 84–85. 16 Там же. С. 98–101. 17 Там же. С. 345. 18 РНБ. Соф. 78 . «Фонкич Б. Л. Н овый автограф Максима Грека . В кн.: Фонкич Б. Л. Г реческие рукописи и документы в России в XIV – начале XVI11 в. М., 2003. С. 74–79; его же. Русский автограф Максима Грека . Там же. С. 80–84. 20 Амфилохий, архим. Палеографическое описание греческих рукописей XVXVII вв. определенных лет. М., 1880. 21 См. гл. вторую, прим. 25. 22 DenissoffE. Op. cit. P. 84–86. Глава вторая ИТАЛИЯ 1 Сочинения преп. Максима Грека . Казань, 1862. Ч. 3. С. 114; итальянский перевод («Narrazione terribile е memorabile del monaco Massimo il Greco e sul perfetto stile di vita monastico») см. в приложении к статье: Sinitsyna N. V. M assimo il Greco, Firenze, Savonarola. In: Giorgio la Pira et la Russia. FirenzeMilano, 2005. P. 265–304. 2 Преп. Максим Грек . Сочинения. М„ 2008. Т. 1. С. 288–289, 177. 3 Там же. С. 345. 4 Казакова Н. А. «Исхождение» Авраамия Суздальского (Списки и редакции)//ТОДРЛ. Т. XXXIII. Л., 1979. С. 55–66. 5 Иконников В. С.  М аксим Грек и его время. Киев, 1915. С. 114–115; Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М., 1986. С. 261, 267–269, 274; ШастельА. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного/Пер. с фр. А. И. Зубкова. СПб., 2001. 6 Кудрявцев О. Ф. Ф лорентийская Платоновская Академия. Очерк духовной жизни ренессансной Италии. М., 2008. С. 261; DenissoffE. Maxime le Grec et l " Occident. P. 249.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

23, 21–23. Празднование Пасхи. В 18-й же год Иосии, еще более торжественно, чем при Езекии, в Иерусалиме была отпразднована Пасха при огромном стечении народа, не только иудеев, но и уцелевших израильтян северных колен. Выбор Пасхи для торжественного празднования в Иерусалиме не был случайным, но являлся частью религиозной реформы, так как это был первый и главный праздник религиозного года, в то время как важнейшим праздником ханаанизированного культа Иеговы в северном царстве был осенний праздник Кущей. Значительно подробнее, чем в 4Цар. 23, 21–23 , описывается празднование Пасхи при Иосии во 2Пар. 35, 1–19 . Здесь сообщается время празднования (14-й день первого месяца; ст. 1), говорится об упорядочении Иосией черед священников и левитов «как предписано Давидом... и Соломоном» (стт. 2, 4, 5), указывается огромное число принесенных жертв. 23, 24. Продолжение религиозной реформы, согласно ст. 24, имело целью уничтожение остатков язычества: вызывателей умерших, волшебства, терафимов и (домашних) идолов. 2 В религиозных преобразованиях Иосия, также как ранее Езекия, несомненно, был поддержан современными ему неписьменными пророками (Олдама) и пророками-писателями, которые снова стали появляться после пятидесятилетнего духовного мрака при Манассии и Амоне. СОФОНИЯ, начавший пророчествовать ок. 630 г, предвозвестил уничтожение различных видов идолослужения ( Соф. 1, 8 ). Несколько позднее, в 13-й год Иосии (627 г.), за четыре-пять лет до реформы 622 г., был призван к пророческому служению ИЕРЕМИЯ и продолжал его до катастрофы 586 г. Ко времени служения при Иосии относятся речи Иеремии, посвященные завету и наказанию иудеев-вероотступников ( Иер. 11, 1–17; 17, 19–27; 12, 1–6 ). Пророк НАУМ, начавший свое служение, вероятно, после смерти Ашшурбанипала (635/27) предвозвестил падение Ниневии и Ассирии. Реформы Иосии на территории Иудеи и павшего северного царства, исходившие из религиозных побуждений и целей, одновременно являлись также средствами освобождения от ассирийской зависимости и воссоединения всех колен в едином государстве. В это время весь древний мир был свидетелем неуклонного падения и агонии Ассирии. В 612 году Киаксар мидийский и Набополасар вавилонский, наконец, взяли и разрушили Ниневию. Царь Синшаруишкун (Сарданапал) погиб. В Харране, на севере страны, новый ассирийский царь Ашшурубаллит держался еще семь лет в надежде восстановить Ассирию в союзе с энергичным фараоном Нехо II (Нехао в РПС).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Грех, умерщвляющий наши души, крайне живуч, лукав, деятелен, всякую минуту влечет нас в плен, смущает, омрачает, теснит, палит, расслабляет, оскверняет и умерщвляет наши души, преданные миру, а не Господу. Но, хотя грех иногда сладок, а умирать из-за него душой никому не хочется и всякий грешник желает и ищет приволья и сердечного простора и веселья. Но нечестивым нет радости, говорит Господь, только неповинным сердцам свойственна истинная радость: «скорбь и теснота постигают всякого, творящего злое» ( Рим.2:9 ). Чтобы избавиться грешнику от скорби и тесноты, или от смерти греховной, нужно примириться с Богом. которого он прогневал и непрестанно прогневляет грехом, от которого сам удаляется в страну далече, к диаволу. Нужно искреннее покаяние, и как мы постоянно согрешаем, то нужно постоянное покаяние тайное, пред очами Божиими, и в известное время открытое перед священником. Через покаяние умирающая душа воскресает, столько раз, сколько грешник, согрешая, кается сердечно, так что если сто раз человек умрет на день грехом, и сто раз покается искренне, то сто раз и воскреснет. Елижды аще падеши, востани, и спасешься, говорит Писание. О, какой бесценный, величайший дар нам дарован от Бога – вера наша и покаяние пред Богом! через веру и покаяние мы ежедневно оживляемся, воскресаем, примиряемся с Богом, обновляемся. В даровании грешникам покаяния до конца жизни временной Господь являет величайшую к нам, грешным, любовь и благость, величайшие свои щедроты. Нет числа нашим грехам, но нет числа и щедротам Божиим в помиловании нас грешных, но грешников искренно кающихся: ибо на нераскаянных почиет вечно ярость Его ( Евр.10:27 ; Соф.1:18 ). Итак, грешник, «востани, спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» ( Еф.5:14 ). Вспомни свои грехи, сколь они тяжки и велики, сколь безрассудны, дерзки, наглы, гибельны, как они бесчисленны, – испусти токи слез: и увидишь, как благодать воскресит умершую душу твою. Но, воскреснув, старайся не умирать вновь: цени великий дар Божий: дар очищения, освящения, оживления, воскрешения твоей умершей грехом души; не попирай сокровища благодати и милости Божией, чтобы тебе не умереть вовеки. Молитвой и покаянием поддерживай непрестанно общение с благодатью, причащайся чаще Источника жизни – пречистых животворящих Таин: они совершают величайшее чудо обновления и оживотворения душ, умирающих грехами. Одолевай влечения ко греху. Господь, предостерегая Каина от задуманного братоубийства, говорит ему: «грех влечет тебя к себе, но ты преодолевай влечение» ( Быт.4:7 ). Это должен знать и помнить каждый грешник – и господствовать над грехом, одолевать грех, a не поддаваться ему, какой бы он ни был: гнев ли, гордость ли, пьянство, или нечистота, или зависть, корыстолюбие, жестокосердие, скупость или тоска и уныние, леность ли и рассеянность, небрежность к делу и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Софонии I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Об авторе книги известно только его имя и имена его предков на протяжении четырех поколений ( Соф. 1:1 ). Родословие заканчивается на некоем Езекии, которого некоторые комментаторы отождествляют с царем Иудеи; по времени такое отождествление возможно, хотя и не доказано. Софония, видимо, жил в Иерусалиме, во всяком случае, здесь он возвестил свое пророчество; об этом свидетельствует тот факт, что Софония называет этот город «место сие», а также упоминает целый ряд точных характеристик столицы Иудеи. Выступление Софонии приходится на время царствования ⇒ Иосии (639–609 гг. до Р.Х.) и предшествовало разрушению Ниневии ( Соф. 2:13–15; 612 г. до Р.Х.). Из Соф. 3 (см. также Соф. 1:4 ; «остатки Ваала»), видимо, следует, что реформа Иосии, начатая в 628 г. до Р.Х., находит свое завершение с находкой Книги Закона и с празднованием Пасхи 622 г. до Р.Х. Проведение этого праздника натолкнулось на сопротивление князей, судей, пророков и священников ( Соф 3 и след.). Т.о., Софония – современник молодого пр. Иеремии, который был призван на служение в 627 г. до Р.Х. Подлинность книги оспаривается с конца прошлого столетия, однако, по мнению совр. исследователей ВЗ, для этого нет основательных причин. II. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ Заголовок ( Соф. 1:1 ). I. Суд, грозящий Иудейскому царству ( Соф. 1Соф. 2:3 ): 1 . Суд за грехи Иудейского царства ( Соф. 1:2–13 ); 2 . Судный день Господа ( Соф. 1:14–18 ); 3 . Призыв к обращению ( Соф. 2:1–3 ). II. Суд над народами ( Соф. 2:4–15 ) и обетование остатку Израиля: 1 . Суд над филистимлянами ( Соф. 2:4–7 ). 2 . Суд над Моавом и Аммоном ( Соф. 2:8–10 ). 3 . Суд над народами запада и юга ( Соф 2 и след.). 4 . Суд над Ассирией ( Соф. 2:13–15 ). III. Горе ожесточившемуся Иерусалиму ( Соф. 3:1–7 ). IV. Гнев Господень на Последнем суде и грядущее спасение ( Соф. 3:8–20 ): 1 . Только остаток из язычников и иудеев выстоит на суде ( Соф. 3:8–13 ). 2 . Спасение для Иерусалима ( Соф. 3:14–20 ). III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Тем не менее пророк не теряет надежды (Мих 7:7). Она выражается в глл. 4–5, развивающих созданное пророком Амосом мессианское учение об “остатке” (Мих 4:7; 5:2) и возвещающих рождение мирного Царя в Ефрафе, Который будет пасти стадо Господне (5:1–5). Влияние пророка Михея было длительным; современники Иеремии знали и цитировали слово против Иерусалима (Иер 26: 18). Новый Завет прежде всего воспринял текст о приходе Мессии из Ефрафы-Вифлеема (Мф 2:6; Ин 7:42). Книга пророка Софонии Судя по надписанию этой небольшой книги, Софония выступал как пророк при царе Иосии (640–609 до Р. Х.). Его обличения чужеземных мод (Соф 1:8) и культа ложных богов (Соф 1:4–5), обвинения первых лиц при дворе (1:8) и молчание о царе указывают на то, что он проповедовал до религиозной реформы и во время несовершеннолетия Иосии (между 640 и 630 гг.), то есть начал свою деятельность незадолго до Иеремии. Иудея, у которой Сеннахирим отрезал часть территории, находилась под владычеством Ассирии, и период безбожного правления Манассии и Амона повлек за собой религиозный упадок. Но теперь ослабление Ассирии пробудило надежду на новый национальный подъем, который необходимо должен был сопутствовать религиозной реформе. Книга распадается на четыре краткие части: день Господень (Соф 1:2–2:3); против язычников (Соф 2:4–15); против Иерусалима (3:1–8); обетования (3:9–20). Были попытки без достаточных оснований выделять некоторые речения против язычников и все обетования последней части как не аутентичные. Как все пророческие книги, книга Софонии подвергалась переработке и включает дополнения, хотя и немногочисленные. Под влиянием Второисайи находятся в особенности провозвестия обращения язычников (Соф 2:11 и 3:9–10), выпадающие из текстовой последовательности; весьма спорна изначальность малых псалмов (Соф 3:14–15 и 3:16–18а), а последние стихи книги (Соф 3:18б–20) единодушно относят ко времени плена. Коротко говоря, миссия пророка Софонии заключается в провозвестии дня Господня (ср. книгу пророка Амоса), — катастрофы, которая разразится для язычников так же, как и для Иудеи. Иудея осуждена из-за религиозного и нравственного падения, происходящего вследствие гордыни и превозношения (Соф 3:1,11). Пророку Софонии свойственно глубокое понимание греха, позволяющее вспомнить Иеремию; грех — это личное посягательство на Бога Живого. Кара язычникам — предостережение (Соф 3:7), которое должно обратить народ к послушанию и смирению (Соф 2:3); спасение обещано только смиренному и малому “остатку” (Соф 3:12–13). Представления о Мессии у пророка Софонии лежат в той же плоскости, которая, безусловно будучи ограниченной, тем не менее демонстрирует внутреннее духовное ядро обетования. Книга пророка Софонии не оказала большого влияния; Новый Завет обращается к ней лишь единожды (Мф 13:41). Описание дня Господня (Соф 1:14–18) сказывается в книге пророка Иоиля. Книга пророка Наума

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

У всех этих приделов колокольня соборная была одна. Первоначальное построение колокольни при Соф. соборе, без сомнения, должно относить ко времени построения самого собора, хотя в летописях о сем и не упоминается. Что действительно в XI веке была Софийская колокольня, это видно из повествования о приходе в Новгород. полоцкого князя Всеслава Брячиславича, снявшего с оной колокольни колокола в 1066 году, чрез 14 лет после построения собора 204 . Впрочем не должно думать, что после такового разорения собор надолго оставался без звона. В 1106 году, когда преп. Антоний Римлянин приплыл к Новгороду во время утрени, то слышал в нем великий звон подобный звону в других больших того времени городах 205 . На каком же именно месте была первоначальная соборная колокольня, неизвестно. Место нынешней колокольни известным становится с XV века. Именно, в 1431 году прежняя колокольня, от чрезвычайного наводнения, бывшего в Новгороде, вместе с стеною обрушилась. В 1436 году св. Евфимий, архиепископ новгородский, на прежнем месте поставил колокольню, до ныне существующую 206 . Как поставленная на старом месте, она должна иметь сходство с тою, которая была до XV века. Нынешняя колокольня находится подле кремлевской восточной стены на юго-восток от Соф. собора 207 . По виду своему она имеет сходство с колокольнями ростовского Успенского собора и Спасо-Евфимиева суздальского монастыря 208 . Именно, колокольня сия архитектуры готической, продолговатая, щитообразная, наподобие стены. На верху ее, между 6-ю столбами и 5-ю окнами или вернее пролетами, повешены колокола, а под кровлею посредине устроена небольшая глава, обитая белым железом; крест на ней железный, прорезной, осмиконечный, позолочен, с крестиками по концам и с полулунием под ним. Длина колокольни 10 саж. 2 аршина, столько же и высота, а широта 3 саж. 1 арш. 4 вершка. На ней помещаются 18 колоколов, из коих 5 больших и 13 малых. В XVII веке, кроме этой главной колокольни, при Соф. соборе была еще особенная колокольня у придельной Предтеченской церкви, именуемой темничною 209 . Но эта колокольня давно уже не существует. Что касается до колоколов, при-надлежавших к Соф. собору и находившихся на его колокольне; то у св. Софии о вечевых колоколах упоминается в XIII, XIV и XV веках 210 . Из церковных же колоколов Соф. собора, по летописям, первый делается известным слитый в 1342 году московским мастером Борисом, по приказанию новг. архиепископа Василия 211 . В XVI веке, кроме семи малых колоколов 212 , были два колокола: Макарьевский и Пименовский , из коих первый, в 350 пудов, был вылит 1530 года, в день рождения Uoahha IV , а второй в 300 пудов, Иоанном IV взят в Москву и свезен в Александрову слободу 213 . В XVII веке отмечен в летописях колокол в 1614 пудов, слитый в 1660 году при митрополите Макарии и остающийся доселе в целости 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Соф . 96/637, ф. 312 Требник. Рубеж XVI-XVII вв. 4°. 229 л. Украинский. Филиграни: 1) Герб Слеповрон, вид: Сииярска-Чаплицка, 938 (1605 г.); 2) Герб Абданк, вид: Каманин, Витвицкая, 452 (1600–1604 гг.) и 190 (1598–1600 гг.) Записи: л. 119 – «Сеи требник священого иерея Фтеодосия Староселского, дал за него доиницю жита отцу Петру Заблоцкому, борши на парахие уго болези он биет за пана Ерлича. А тои час жито...» (далее нрзб.); л. 179 об. – «Тоже ми не мило грихи плодити» (нрзб.). Часть листов утрачена. Содержание: л. 37 об.–44 об. – чин исповеди; л. 41–41 об. – поновление (без начала); л. 41 об.–42 об. – молитва разрешительная (без конца); л. 44 об.–50 – чин причащения больного; л. 220–228 об – чин исповеди священников (без конца); л. 220 об.–224 об. – поновление священникам; л. 224 об.–225 об. – поновление; л. 227–228 об. – молитва разрешительная (без конца). Соф. 97 /98, ф. 312. Требник. 1620–1630-е гг. 2°. 162 + 2 л. Украинский. Филиграни: 1) Герб Амстердама с подвеской CVN и контрамаркой BEAUVAIS, вид: Дианова. Герб Амстердама. 387 (1711–1719 гг.); 2) Лев в щите, вид: Каманин, Витвицкая, 475 (1626 г.); 3) Орёл одноглавый, не отожд ; 4) Колесо, не отожд.; 5)      Рожок, тип: Каманин, Витвицкая, 778, 777 (1622–1623 гг.); 6) Лилия, вид: Каманин, Витвицкая, 609 (1621 г); 7) Герб Глаубич, вид: Синярска-Чаплицка, 1200 (1630–16.36 гг.); 8) Двуглавый орёл, не отожд. Запись: л. 1 – «Книга монастыря Межигорскаго» (XVII –XVIII вв.). Содержание: л. 1–8 чин исповеди; л. 5 об.–8 – молитва разрешительная; л. 9–14 – чин исповеди; л. 11 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91). Соф. 101 /102, ф. 312. Требник. 1750-е гг. 4° 137 л. Украинский. Филигрань: «АГФБ=вензель AG», вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 29 (1752–1754 гг.). Записи: л. 3–5 – «О книге иеромонаха Рафаила Голосеиския пустыни началника 1769 года марта 18 день» (зачеркнуто); л. 7–8 – «Сия книжка рекома Исповедник иеромонаха Феодора Лесницкаго» (XVIII в., зачеркнуто); л. 9–16 – «Сия книга глаголемая Исповедание иеродиякона Антония, дарована иеромонахом Панфилом покойным в року 1788 месяца марта дня 4»; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Блж. Феодорит: «Яко близ день Господень великий, близ и скор зело. Пророк назвал день великим, потому что подвергнутся в оный не какому-либо легкому вразумлению, но решительному наказанию» ч. V, Толк, на пр. Софонию, гл. 1]. Во время святительства св. Григория Двоеслова , папы Римского, внезапная буря опустошила многолетние виноградники, разрушила дома и ниспровергла до основания многие храмы. И, как пишет св. Григорий, многие здоровые и невредимые люди с вечера думали, что завтра они будут делать то и то, но в эту самую ночь погибли под развалинами. Это подвигло св. отца на такие размышления: «Но нам, возлюбленнейшие, должно размыслить, что для совершения сего [бедствия. – Г.Ф.] невидимый Судия подвиг дыхание самого тонкого ветра, возбудил бурю из одного облака и – потряс землю, поколебал основания стольких зданий. Что же Сей Судия сотворит, когда Сам лично приидет, и гнев Его возгорится на отмщение грешникам... Итак, возлюбленнейшие братия, непрестанно имейте перед очами день тот, а что кажется трудным для верования, то облегчается сравнением. Ибо об этом дне у пророка сказано: близ день Господень великий, близ и скор зело, глас дне Господня горек и жесток учинися. Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля ( Соф. 1:14–16 )» кн. 1, Беседа 1]. Велико и страшно будет явление Господне в день Его. Св. Григорий Двоеслов своеобразно размышляет об этом: «Какой ужас видеть прогневанным Того, Кого и спокойного-то не может постигнуть ум человеческий! Правильно взирая на этот день, пророк говорит: день гнева день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля ( Соф.1:15 )» Беседа 12, п. 4]. Бог непостижим и страшен в безмолвии и спокойствии – каков же Он в волнении и гневе?!. Поражает гладь океана – каковы же его штормовые волны и сила пришедшей в движение воды?! О страшном суде Божием св. отцы сказали очень много. Вот одно суждение Климента Александрийского , подкрепленное словами пророка Софонии о дне Ягве. Климент, учитель Александрийской Огласительной школы, борется против увлечения женскими украшениями: «Мне утомительно и противно и перечислять такое множество украшающих вещей. Дивно мне, что наши жены не изнемогают под такой тяжестью... Живописец Апеллес, раз увидев, что один из его учеников рисует так называемую «золотую Елену» [Афродиту. – Г.Ф.], сказал: «А, любезный, не в состоянии будучи нарисовать прекрасной Елены, рисуешь ты богатую?» Такими Еленами состоят и теперешние наши женщины; не представляют они собой истинной красоты и суть только богато наряженные куклы. Дух Святый предрекает им через Софонию: ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа ( Соф. 1:18 )» педагог, кн. 2, гл. 12].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Во всяком случае известно, что спустя несколько времени, монастырь в 1558 году 17 августа весь выгорел 1413 . Вскоре после построения каменной величественной церкви, Сыркова пустынь начала процветать. В конце XVI века, около 1585 года, выдавалось Сыркову монастырю из Соф. дома руги 2 рубли игумену с братиею на воск, на ладон и на темьян 1414 . В начале XVII века, по росписи церквей 1615 года, в монастыре были: «храм камен пречистая Владимирская; трапеза древянная, а в ней храм Никола чудотворец, да в роще храм древян Вознесенье Христово». 1415 . Когда именно учрежден сюда крестный ход, неизвестно. Но в первой половине XVII века он каждогодно совершался со всем торжеством в день праздника, 26 августа. В этот день с рассветом был благовест к молебну и чрез час владыка новгородский ходил с крестным ходом в Сыркову пустынь. На пути пели молебен в пять статей: 1-я статья Успению и святителю Никите; 2-я Благовещению и св. Николаю на Разваже; от Розважи шли за город в Козмодемьянские ворота по старой дороге; 3-я статья Знамению и святителю Иоанну против Спаса, что в Калачниках; 4-я статья на Голыневе у креста за всяко прошение и Александру Свирскому ; 5-я статья Владимирской Божией Матери и трем святителям московским. В пустыни вместе с иноками сырковскими встречал владыку вяжицкий игумен, совершивший здесь праздничную вечерню и утреню. По приходе в пустынь, владыка освящал здесь воду пред церковию, отирал губою кресты и иконы Соф. собора, а иконы в церкви приказывал отирать архимандриту, благословлял крестом и окроплял св. водою себя и народ, и за тем отпускал крестный ход в город. После того входил в церковь со служащими, прикладывался к иконам по тогдашнему обычаю 1416 , совершал литургию и по окончании, отправлялся домой 1417 . В конце XVII века, в Сырковой пустыни, кроме соборной каменной церкви во имя Сретения пресвятой Богородицы с приделом, была каменная церковь Вознесения Господня четырехпрестольная с трапезою. Сия последняя церковь в 1694 году названа новым строением. Была еще в роще деревянная церковь во имя преподобного Феодосия, принадлежавшая также к монастырю 1418 . Не смотря на все устройство монастыря и на уважение, какое имели к Владимирской чудотворной иконе, архимандрит Вяжицкого монастыря Боголеп хотел сделать Сыркову пустынь приписною к своему монастырю, представив начальству разные к тому предлоги, и успел было в своем намерении. Но вскоре клевета и несправедливость архимандрита открылись. В 1694 году сначала царскою (14 Февраля), а потом патриаршею (18 июля) грамотами Сырковская пустынь опять была отписана и оставлена самостоятельною 1419 . До XVIII века Сырков монастырь был мужеским и управлялся строителями. И с XVIII века он переименован на женский и назван Новодевичьим. Штат переведен в него из упраздненного Росткина Предтеченского монастыря, находившегося в Новгороде на Соф. стороне, на Забаевской улице, между нынешними церквами Фло- ровскою и Феодоровскою 1420 . В 176 (году женский монастырь положен во 2-й класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010