В Священном Писании, у св. отцов и в церковном лексиконе имеется ряд наименований для разных степеней спасения и святости. Ниже перечисляются наиболее употребительные из них. Совершенно очевидно, что этими терминами не исчерпываются все степени спасения, которым нет числа, имея в виду бесчисленное число промежуточных степеней. Также нельзя думать, что эти наименования можно расположить точно в какой-то правильной очередности. Глубины души человеческой могут постигаться лишь Господом, и лишь Он может определить для каждой души христианской ее место в Царстве Небесном. «Помилованные» . По словам Господа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5, 7 ). Это те люди, которые проявляли в какой-то мере милосердие к ближним. Однако здесь нельзя говорить с уверенностью о достижении ими полноты блаженства в Царстве Небесном, если они, может быть, перешли в тот мир, еще не изжив вполне своих страстей и пристрастий. В жизнеописании старца Силуана (схиархимандритом Софронием) рассказывается такой случай. Один монах-пустынник много плакал о том, что в миру люди погибнут от грехов. Как рассказал он старцу Силуану, однажды ему явился Господь и спросил «Что ты плачешь?» Монах молчал. Господь говорит: «Разве ты не знаешь, что тех, кто Мне молится, Я всех помилую». Я подумал. «Если Господь так всех помилует, то зачем; же мы – монахи – так себя мучаем и несем такие тяжелые подвиги?» Тогда Господь, отвечая на мои мысли, говорит: «Кто так подвизается, те будут Моими друзьями. А остальных Я только помилую». И отошел Господь. (Дается в пересказе, прим. авт.). «Спасшиеся». Как пишет ап. Павел: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3, 14–15 ). Для этой группы верующих характерно их стремление послужить Господу, хотя, может быть, и не всегда удачное. Как видно из текста Священного Писания, и в одной категории душ человеческих, достигающих Царства Небесного – «спасшихся» – уже имеется большое различие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

В состоянии озарения Свыше созерцает человек евангельскую истину как отражение жизни Самого безначального Бога в плане нашей Земли. В явлении Нетварного Света познается слава Христа, как Единородного от Отца, – слава, которую апостолы видели на Фаворе. Его, Света, снисхождение на нас является как бы «личным откровением», в силу которого Евангельское откровение становится духовно родным. Сие откровение может быть дано ВНЕЗАПНО. Но данное внезапно, в мгновение ока, как сверкание молнии в ночи, оно усваивается человеком в полноте через долгий аскетический подвиг. С момента осияния его существенное содержание бывает внутренно, бытийно ясным, и в душе нет движения к изъяснению в рациональных понятиях пережитого опыта благодати. Но ей естественно стремление ко все большей полноте духовного ведения. Данное от Бога, это личное откровение категорически достоверно, хотя и не поддается описанию. Однако опыт Вселенской Церкви, единство которого удивительным образом проявляется во всех веках жизни святых, придает и личному опыту каждого из нас достоверность и категорический характер. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). В этом – объективность. Апостол Петр категорически заявил синедриону: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Апостол Иоанн говорил о «том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Ин.1:1). И апостол Павел, говоривший, что мы теперь знаем только «отчасти» (1Кор.13:12), все же постановил: «Если кто проповедует иначе, чем мы проповедали вам, то да будет сей анафема, хотя бы это был и ангел с небесе» (Гал.1:8–9). Ипостась, как любовь, для своего осуществления нуждается во встрече с другой или другими ипостасями. Мы видим это из откровения Святой Троицы. Так же и с человеком. Сотворив Адама, «Господь сказал: не хорошо человеку быть одному» (Быт.2:18). Но способна ли тварь вступить в общение с Творцом? Он открылся нам в Имени – АЗ ЕСМЬ СЫЙ.

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

В судьбах наших всегда есть нечто общее с каждым из них. Боролся Израиль с Богом; а кто из нас не борется? Весь мир даже доселе погружен в отчаяние, нигде не находя исхода. В томительном борении вся земля обвиняет Его в страданиях своих. Жизнь – непростая вещь, и нелегко проникнуть в глубинный смысл Бытия. Оставаться всегда подавленным мраком неведения – и унизительно, и отвратительно скучно. Дух наш ищет непосредственной беседы с Ним, Тем, Кто нарушил мой покой не-бытия и бросил в эту бессмысленную трагикомедию. Мы хотим знать: в ком неправда? В нас ли самих, или в Нем, Творце? Нам кажется, что мы пришли в сей мир помимо нашей воли, быть может, против нашего согласия. Помнит ли кто из нас такой момент, когда он был спрошен: хочешь ли родиться в эту жизнь? Открывая, конечно, заранее – какова она. Имели ли мы возможность отказаться от дара сего? Правы ли мы, приписывая «безумие Богу» (ср. Иов.1:22)? Если нет вечной жизни, то откуда в человеке заложено стремление к ней? Где смысл нашего явления в мир? Чтобы все потом исчезло в бездонном мраке забвения? Когда же придет конец этому отвратительному зрелищу? Неужели все – лишь злая насмешка над человеком? Вот, я слышу иной голос: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:37–38). Не принять ли мне с верой этот призыв Христа и действительно бороться за достижение Царства непреложной любви Отца, идти путем, который Он, Христос, указал нам? Если нам не дано сотворить ничего из «ничто», то и сама идея о вечности не может родиться в нас. Ее присутствие в нас было бы онтологически невозможным. Внимательно наблюдая за ходом окружающей нас действительности, мы замечаем, что всякая реальная нужда имеет в космическом бытии возможность удовлетворения, только нужно найти доступ к сему средству. И в истории научного прогресса многие казавшиеся чрезмерно дерзновенными идеи осуществились ныне на наших глазах. Почему бы мне усомниться, что моя жажда блаженного бессмертия и вечного единения с Творцом также осуществима?

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

В такой миг он получил это духовное известие от Бога. И он сам говорит, что ответил Богу в благодати: «Сейчас ли Ты говоришь это мне? Когда старец умер и его кладут в гроб? Почему Ты столько лет не говорил мне этого? И оставлял меня 42 года?» Он ушел на Святую Гору в 20 лет, и ему было 62, когда старец почил. Целых 42 года — молодым человеком пришел на Святую Гору и состарился, проходя это мученическое повиновение. «Какой смысл это имеет для меня сейчас, когда он умер?» И Бог ответил ему: «Если бы ты ушел (раньше), ты бы погубил себя!» Бог так ему ответил. Разумеется, то, о чем я вам говорю, не вдохновляет, и, естественно, мы не обладаем их мерой. Не каждый день появляются такие старцы. Не думайте, что старец Софроний, авва Ефрем или те великие старцы, жития которых мы читаем, проводили безмятежную жизнь. Напротив, их жизнь была мучением, каждый день труд, боль, скорбь, слезы, пот и борьба. Эти люди не видели покоя в своей жизни. И то, чем они занимались, тоже не шло как хотелось бы, но что в глазах людей казалось утратой и унижением, в очах Божиих, однако, было их славой. В конечном счете, они были прославлены Богом, поскольку прошли этот путь бесславия, терпения, веры, отказа от утешения, надежды на одного только Бога и ни на кого больше. В конечном счете, таково послание Божие, проходящее сквозь всё это: «Не надейся ни на что другое, кроме Бога! В Нем да будет твоя надежда, и только в Нем ты найдешь утешение и благодать». И продолжим далее текстом псалма: А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого (Пс. 118: 127). То есть во всём этом я открыл, что заповеди Твои дороже всего в этом мире: золота, жемчугов, бриллиантов. Самое дорогое — это Ты и Твои заповеди, Твое слово. Поэтому я возлюбил Тебя больше всего, и не счел, что что-либо другое заслуживает любви, и открыл, что любовь Твоя превосходит всякую иную любовь на этом свете. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. Дивны откровения Твои; поэтому хранит их душа моя (Пс. 118: 128–129).

http://pravoslavie.ru/64772.html

– В чем ты нуждаешься? Можем помочь. Я перекрестился: – Сейчас Рождественский пост. Дайте указание, чтоб мне давали постную пищу. Он тут же вызывает начальника охраны: – Запишите, до какого времени он не будет принимать общую пищу. – До Рождества Христова, – говорю. И мне стали носить: лук, картофельное пюре с постным маслом, огурчики, чай. Сокамерники мне завидовали: «Что это, тебя отдельно кормят, а нам всякую бурду дают». После всего этого – суд. Областной уполномоченный и секретарь райисполкома просили: – Осудите его так, чтобы он больше не вернулся. – Вы что-нибудь к ним имеете? – спрашивает меня судья. – Имею. Вот мы перед судом и должны говорить только правду. Скажите суду те слова, которые вы говорили, выдавая нам документ. – Я жалею, что выдал его, – недовольно отвечает уполномоченный. – Нет, вы скажите суду то, что вы тогда говорили. И чью вы потом исполнили волю. Он – за прежнее. Тогда я перекрестился и ответил: – Я недостоин вам говорить, но Сам Господь скажет, чью вы исполнили волю. Откройте Евангелие от Иоанна Богослова восьмую главу и читайте: стих сорок третий и дальше. А сам я не знал, что там написано. Что пришло мне в голову, то и сказал. – Что ты нас учишь?! – возмутился судья. – Мы сами знаем! – Вы знаете, так он не знает. Судья тоже не знал. А там написано... «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Приговор суда был такой: две с половиной тысячи рублей уплатить уполномоченному за порчу костюма и рубашки, полторы – за мебель, и пять лет тюремного заключения. Привезли в тюрьму, начали обыскивать, чтобы ничего острого не было. А на мне крестик и два образка на веревочке, Матерь Божия и Святитель Николай. Охранник – раз! – и обрезал. Я возмутился. Они:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в этом роде. Архангел, увещевая Пр. Деву не бояться его, говорит, что он сам объят страхом и трепещет Ее, потому что он только служитель Божий, а Она будет матерью Бога. «Почему Ты боишься того, который сам боится Тебя? спрашивает арх. Гавриил Пр. Деву, – почему Ты устрашаешься того, который сам устрашен Твоим достоинством? Почему Ты трепещешь того, который сам поражен Твоею благодатию» и т.д. «Не бойся, Мария, продолжает архангел, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца» ( Лук. 1, 30–33 ). Высказавши эти слова, архангел затем объясняет их. «Вот Ты зачнешь во чреве, говорит он, но не думай о зачатии других женщин, ибо Ты зачнешь во чреве безсеменно, зачатием неизреченным, божественвым, помимо супружескаго общения. «Родишь Сына», природа Котораго не подвластна времени и смерти, но Который имеет природу вечную; «родишь Сына», Который по плоти будет видимым, но Который по безтелесвому Своему существу пребывает невидимым и т.д. «И наречешь имя Ему Иисус», что значит – Спаситель, дабы уже из самаго имени открывалось, что Его рождение будет спасительно для всех людей». Объясняя, далее, слова «Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго», архангел Гавриил говорит, что имеющийся родиться от Пр. Девы отрок всегда велик и всегда есть Сын Всевышняго, и что выражения «будет» и «наречется» употреблены в отношении к Его человеческой природе. – На это приветствие архангела Пр. Дева, зная законы человеческого рождения и чувствуя Себя вполне невинною, отвечает: «как это будет, когда я не знаю мужа? как я могу поверить твоим словам, продолжает Дева, когда они так далеко отстоят от законов человеческого рождения? Я знаю много рождающих жен, но не зваю ни одной, которая родила бы помимо супружескаго общения. Каким образом со мною, не знающей этих путей природы, может случиться то, что ты говоришь? Как я могу быть матерью, когда не знаю мужа? Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Верно. Говоря иначе, наша боль не на психологическом уровне, она возникает из сравнения не с другими человеческими существами, но с Самим нашим Творцом, как Он открылся нам во Христе Иисусе. Сначала мы исповедуем всю нашу жизнь, совершаем общую исповедь, и получаем прощение, а также сожалеем о всем, но через некоторое время это проходит. В то время как сокрушение, что ты не в состоянии дать Богу то, чего Он достоин, не имеет конца; и мысль покаяния состоит в том, что это должно продолжаться бесконечно – дух покаяния должен сопровождать нас во все дни нашей жизни. Если Святой Павел говорит нам, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим. 1, 15 ), то не имеет в виду ранее совершенные грехи, но имеет в виду Христа, Который открылся ему, и то, как он далек от Него. Внешне Священное Писание будто отсутствует в молитвенной жизни православного христианина. Что Вы думаете по этому поводу? Я считаю, что все молитвы Православной Церкви, которые даны нам нашей Традицией, основаны на Писании. Писание становится языком христианина, и он молится, используя Писания, так как эти слова, даны нам от Духа Святого, так что, когда мы молимся словами, которые нам дал Святой Дух, Он Сам молится вместе с нами. Нам не должно быть страшно, но мы должны думать так: скажем, когда мы хотим стать писателями, то сначала должны изучить грамматику и синтаксис языка, а когда мы их освоим, то можем разработать свой собственный стиль, который будет правильным и исполненным смысла. Такова и наша жизнь в Церкви: сначала мы должны усвоить дух молитвы, который дается Церковью , а затем, конечно, мы свободны следовать тому же духу, пользуясь Писаниями и совершая наши собственные молитвы к Богу. Принцип такой же, как данный Святым Павлом в Послании к Тимофею: все освящается словом Божиим, прошением и молитвой ( 1Тим. 4, 4–5 ). То есть каждый раз, когда мы совершаем молитву, основываемся на Слове Божьем, начинаем с него и затем изображаем свой призыв, выражаем свою просьбу, свою молитву. Сама Литургия основана таким образом, каждый литургический акт основан так же. Сначала мы ставим слова Господа в качестве основы, а затем совершаем прошение посредством молитвы, так что благодать Святого Духа дает ей жизнь. Это и есть литургический принцип. Некоторые Отцы Церкви говорят о трех этапах духовной жизни: очищение, просвещение и обожение. Отец Софроний по-иному видит духовное восхождение. Расскажите, пожалуйста, немного об этом и о том, как он пришел к другому разделению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Во время поездки к отцу Серафиму я вспоминал о моем прошедшем времени в жизни. Беспечное детство, шальная юность, армия (флот), создание семьи и, наконец, – Церковь . В те годы заканчивалась эпоха Брежнева. Открытых гонений на Церковь уже не было. Храмы, как при Хрущеве, никто не закрывал, но и новых строить не разрешали. Совет уполномоченных по делам религий следил за этим зорко. Посещающих церковь считали не совсем нормальными, а о приобретении православной литературы не могло быть и речи. «Журнал Московской Патриархии», выходивший раз в месяц и доступный в основном, только священникам, наполовину был заполнен отчетами о конгрессах и конференциях. Однако стремление к Богу, желание найти путь к Нему через испытания, насмешки и скорби, никогда не оставались без-результатными. «Грядущаго ко Мне не изжену вон», – сказал Господь ( Ин. 6:37 ). И я шел, почти наугад, но с каким-то внутренним доверием к Нему, распятому и за меня, и за весь мир. И Он не оставлял меня. Я это чувствовал и видел но всем том, что совершалось тогда во мне и вокруг меня. Стоило случиться в те дни какому-нибудь печальному событию в моей жизни, как тут же Господь посылал утешение и как бы говорил: «Не бойся, ободрись, Я с тобой». Так, едва переступив порог храма, я был подвергнут суровому испытанию: внезапно умерла мама. В это время моя семья была очень далеко от меня. Жена с дочерью уехала на Дальний Восток погостить к родным. И буквально на другой день мама, до этого почти не болевшая, в одночасье была сражена инфарктом. Еще не старая (ей только исполнилось шестьдесят), она оставила этот мир. Я был потрясен ее смертью . Все вокруг внезапно изменилось: я смотрел на жизнь совсем другими глазами. И в это время Господь послал мне глубоко верующего человека, который не дал впасть в отчаяние. «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает», – сказано в Святом Евангелии ( Евр. 12:6 ), И я знал, что принят Им. Я не просто ощущал это, но был в этом уверен. А затем друзья, связанные со мной многолетними узами дружбы, вдруг стали отдаляться от меня. Причиной послужило мое постоянное посещение храма. Я ничего не мог понять и задавал себе один и тот же вопрос: почему? Ведь столько было заверений и клятв – дружить до гробовой доски. Как же так? Тогда я еще не понимал слов Христа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:19 ). «Слава Богу за все!» – говорю я сейчас, вспоминая прошедшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Возвращение ко Христу» – «Я есмь Сущий» Сын, Слово Божие, Своим вочеловечением воздвиг человека к прежней славе и вознес его еще выше, поскольку Сам Он – безгрешный, Он воспринял смертную и страстную человеческую природу и обожил ее. В деле Божественного вочеловечения проявляется любовь Божия к человеческому роду. Человеколюбие Божие проявляется лично к каждому человеку, которого Он призывает войти в новую жизнь и обратиться от мрака неведения к евангельскому свету. Не об этическом обращении идет речь, а об онтологическом возвращении в рай. Это обращение совершается не через размышления о благочестии, а через откровение Самого Бога. В какой-то момент Сам Бог являет Себя, и тогда человек постигает глубину своего падения. Апостолу Павлу явился Сам Христос в нетварном свете и спросил его: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» 105 . До этого момента Савл думал, что боролся с новой ересью во имя ветхозаветного Бога, Которого он, однако, не познал как Личность. Христос же открыл ему, что Он есть Личность, Живой, что Он есть Слово Божие, Которое явилось пророкам как бесплотное Слово и вочеловечилось ради спасения людей, и что Он есть Глава Тела Церкви. То же случилось и с апостолом Петром, когда тот отрекся от Христа. По свидетельству евангелиста Луки, тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». И, выйдя вон, горько заплакал 106 . Плач и тотальное глубокое покаяние объяли апостола Петра, когда на него воззрел Христос, пронзив все его существо энергией – откровением Петру о его великом падении. Это мы видим и в притче о блудном сыне. Покаяние младшего сына в притче произошло не под гнетом чувств, рассудка или человеческих состояний и стремлений, а от воспоминания любви отца и жизни в отчем доме. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Возможно, однако, их понимать и иначе: само по себе наивысшее напряжение Бытия, в своей неисчислимой динамике, может переживаться как «движение». Но вернее исходить в нашем суждении о вечности из Христа-человека, Который есть, несомненно, мера всех вещей и основание всякого познания. Если Он, как Сын Человеческий, вошел во Святая Святых Троичного Божества и воссел одесную Бога и Отца, то и для людей обетована та же конечная слава: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на Престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам» ( Откр.3:21–22 ). И еще: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ). О современном человечестве Сотворение свободных персон – заключало в себе «риск творения». Отсутствие детерминации извне создавало возможность отступления твари, то есть падения и последовавшего затем трагизма всей истории нашего мира. Гуманизм, зародившийся в эпоху Возрождения, вначале носил в себе элементы христианского влияния, но главным импульсом его было художественное и культурное творчество, вдохновленное древней классической Грецией. Параллельно с этим зарождается и экспериментальная наука. Дальнейшая эволюция гуманизма связывалась со все возраставшим отрывом от Бога и культом человека: все для человека, являющегося наивысшей ценностью в бытии космоса. Нетрудно усмотреть в этом движении «возрождения» райского падения с новой силой в истории человечества. Всякий гуманизм, в силу частичного и более полного удаления от Бога, снижает уровень человека, и он становится «продуктом природы», подвластным тварным, космическим, стихиям и своим же абстрактным идеям. Адаму – Всечеловеку, сотворенному «по образу» для бытия «по подобию» своему Творцу, в сущности нет выбора иного, как реализовать в себе сей образ и подобие через сообразование жизни своей с Его, Творца, волею. Бог, как Абсолютное Бытие, не мог бы почтить Адама выше, чем совершил сие – предложив Адаму и его потомству быть с Ним вечно. Следовательно, гуманисты правы, считая человека венцом творения, но они ошиблись, не поняв, что им не дано сотворить их собственный мир в отказе от своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010