Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по грамоте, данной в 1689 г. митр. Сибирским и Тобольским Павлом ( 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным строителем, т. е. организатором и распорядителем всех строительных работ, был иркутский житель Влас Сидоров. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Грамотой митр. Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по рекам Китою и Ангаре, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-рю принадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного рогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Приписных крестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юридической защитой монастырской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по рекам Ушаковке и Ангаре и рыболовные места в верховьях p. Ангары. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закрылась благодаря энергичной деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) , к-рый добился, чтобы из Центр. России в Иркутск прислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами. При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

http://pravenc.ru/text/674063.html

Т.Р. Руди Канонизация новомучеников современной Русской церковью Симона Мерло В августе 2000 г. в Москве в храме Христа Спасителя торжественный юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал 1.097 мучеников и вероисповедников XX в., причисленных к лику святых вместе с другими 57 лицами, жившими в дореволюционной России или принявшими мученичество не в советскую эпоху. В Русской Православной Церкви ещё никогда не происходила канонизация в подобных масштабах. Долгий и трудный путь к канонизациям 2000 г. имеет основополагающее значение для современной Русской церкви. Это событие отразилось на интерпретации истории Русской церкви XX в. и в этом смысле имело важное историографическое значение. Прецеденты Последние канонизации, осуществлённые в России до окончательного перехода власти к большевикам, относятся к 1918 г. Тогда Поместный собор Русской церкви возвёл в сан святого мученика митрополита Астраханского Иосифа, преставившегося в 1671 г., и епископа Софрония (Кристалевского; 1704−1771). С установлением советского режима практика причисления к лику святых прервалась. С 1960-х гг. это начинание перешло к Русской церкви за рубежом, состоявшей из архиереев, священнослужителей и мирян, выехавших из России после революции, которые установили место своего пребывания сначала в сербском городе Сремские Карловцы (Sremskie Karlovcy), потом в Джорданвилле (США) 1912 . Эта церковь , с 1927 г. прервавшая всякие сношения с Москвой, в 1964 г. канонизировала Иоанна Сергеева (Кронштадтского), приходского священника церкви Св. Андрея в Кронштадте, крупную фигуру российской духовной жизни рубежа XIX–XX вв. За этой первой канонизацией в 1981 г. последовало возведение в сан святых «собора новомучеников и вероисповедников русских» 1913 . Среди «Джорданвилльских святых» были представлены члены императорской фамилии: последний царь Николай II, царица Александра Фёдоровна, их дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, царевич Алексей и их слуги. Собор Русской церкви за рубежом не дал точного списка остальных святых, ограничившись только заявлением, что акт канонизации касался всех мучеников и вероисповедников при коммунистическом режиме, известных и неизвестных. Этим жестом Русская церковь за рубежом намеревалась скорее совокупно освятить мученичество, совершившееся в Советском Союзе в XX в., чем выделить отдельных лиц, его претерпевших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Делегация АлександроНевской лавры приняла участие в презентации документального фильма о святителе Софронии в Иркутске 9 февраля 2015 г. 16:57 В первые дни февраля 2015 года представители Александро-Невской лавры посетили Иркутск и приняли участие в презентации фильма о Сибирском чудотворце святителе Софронии (Кристалевском). Насельник и заведующий канцелярией монастыря монах Лев (Чихирин) и руководитель иконописно-реставрационной мастерской обители Дмитрий Мироненко прибыли в Иркутск по приглашению иерея Павла Телегина, настоятеля строящегося Софрониевского храма в селе Шаманка Иркутской области. Общение с Александро-Невской лаврой было начато сибиряками еще в июле 2014 года, когда делегация из Иркутской епархии во главе с отцом Павлом и старостой Софрониевского прихода Светланой Гладковой посетила Санкт-Петербург в рамках духовной и научно-изыскательской экспедиции «Со святителем Софронием от Иркута до Невы и Днепра». Экспедиция, в ходе которой велись съемки документального фильма, посетила места, связанные с жизнью и служением святителя Софрония в России и на Украине. Творческая группа побывала и в старейшей монашеской обители северной столицы, в которой святитель Софроний Иркутский провел 12 лет — семь лет в должности наместника. Именно из Александро-Невской лавры в 1754 году уже в сане епископа святой был направлен Святейшим Синодом на миссионерское служение в Сибирь. По благословению наместника лавры епископа Кронштадтского Назария помощь иркутским гостям в работе над фильмом оказали главный хранитель фондов библиотеки монастыря Н.Д. Голубятникова, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Д.Г. Мироненко, заведующий канцелярией монах Лев (Чихирин), а также благочинный лавры архимандрит Никита (Марков) и пресс-центр монастыря. 31 января в рамках своего визита в Иркутскую епархию делегаты от Александро-Невской лавры посетили храмы и места, связанные с именем святителя Софрония, а также православную общеобразовательную гимназию г. Ангарска, с которой гостей познакомил руководитель отдела религиозного образования Иркутской епархии протоиерей Владимир Килин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 18.01.1877, Москва - 20.09.1937, Бидаикское отд-ние Карагандинского ИТЛ), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.), митр. Горьковский. Из семьи диакона. Окончил Заиконоспасское ДУ и Московскую ДС (1897). В 1898 г. поступил в МДА. Во время учебы 8 марта 1900 г. принял монашество с именем Евгений. 5 апр. того же года рукоположен во диакона, 25 марта 1902 г.- во иерея. Окончил МДА канд. богословия и был определен 12 авг. 1902 г. преподавателем сектоведения в Черниговскую ДС. Читал лекции по обличительному богословию, истории рус. раскола и местных сект. За доклад «О состоянии раскола и сектантства в Черниговской епархии» удостоен 12 нояб. 1902 г. благодарности епархиального начальства. Был активным членом совета братства во имя св. кн. Михаила Черниговского. Заведовал библиотекой-читальней, был организатором религиозно-нравственных чтений для народа в здании братства. 4 авг. 1904 г. назначен инспектором Черниговской ДС. Сщмч. Евгений (Зернов), еп. Киренский. Фотография. 1913 г. (РГИА) Сщмч. Евгений (Зернов), еп. Киренский. Фотография. 1913 г. (РГИА) С 15 марта 1906 г. ректор Иркутской ДС. 25 марта Черниговским еп. Антонием (Соколовым) в Сретенском храме черниговского Троицкого мон-ря возведен в сан архимандрита. Е. сумел успокоить жизнь семинаристов, в крайнем раздражении выступавших против начальства ДС, и привести учебно-воспитательный процесс в порядок, действуя без применения репрессивных мер. Он являлся внимательным и тактичным руководителем и одним из лучших преподавателей семинарии, заслужил любовь и уважение как студентов и преподавателей семинарии, так и духовенства и всей паствы Иркутска. Имел замечательный дар проповедника, проводимые им по воскресным дням в семинарской церкви внебогослужебные собеседования посещали помимо учеников семинарии и иркутская интеллигенция, и простой народ. Являлся председателем епархиального училищного совета, редактором «Иркутских ЕВ», членом миссионерского комитета, братства во имя свт. Иннокентия, Российского географического об-ва. 18 марта 1909 г. участвовал в комиссии по освидетельствованию останков свт. Софрония (Кристалевского) . В 1910 г. сделал на Иркутском миссионерском съезде доклад «О постановке миссионерских предметов в духовных семинариях», все положения к-рого были единогласно приняты. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1908).

http://pravenc.ru/text/186937.html

Тобольский подлинник чудотворной Абалацкой иконы, как считалось, был унесен белогвардейцами за рубеж, но в Иркутске, в Знаменском соборе сохранился ее список. О достойном почитании этой святыни заботился архиепископ Вениамин. Позаботился он и о почитании памяти сибирского чудотворца святителя Софрония Иркутского. К сожалению, мощи Иркутских святых Иннокентия и Софрония на тот момент были утрачены, имелись лишь частицы в больших иконах в Знаменском соборе бывшего Знаменского монастыря, который стал кафедральным, и где расположилось епархиальное управление. Прославление Святителя Софорония (Кристалевского) в лике святых совершилось на Поместном соборе 1917 года, а торжественная служба в честь его канонизации, отложенная из-за смуты, состоялась лишь 30 июня 1918 года ст.ст. и была последней подобной службой, совершенной в России перед наступлением мрачных времен большевизма. 13 июля н.ст. 1958 года под руководством владыки Вениамина состоялось большое духоподъемное торжество в честь 40-летия прославления в лике святых Иркутского епископа и чудотворца Софрония. На торжество по благословению Святейшего Патриарха Алексия прибыл друг владыки, знаменитый миссионер и просветитель митрополит Новосибирский и Барнаульский Нестор (Анисимов). Из писем владыки Нестора следует, что он очень ревностно следил за тем, как в Иркутске чтут память святителя Софрония. Ведь он был членом Поместного Собора 1917-1918 года, который прославил этого иркутского святого. В честь большого духовного праздника в Иркутске 13 июля 1958 года, владыка Нестор составил текст молитвенного обращения к сибирскому святителю и чудотворцу. В 1971 году, когда исполнялось 200-летие преставления Софрония Иркутского, эта молитва была опубликована в «Журнале Московской Патриархии». Впечатлением от торжества и поездки в Иркутск Новосибирский митрополит поделился со святителем Афанасием (Сахаровым) в своем письме 24 июля 1958 года: «… Радостное и духовно-светлое церковное торжество у сибирских святынь (в больших иконах св[ятые] мощи святителя Софрония и Иннокентия), Абалацкая икона Божией Матери – сибирская святыня. Служение, поездка на Байкал, в храмы Иркутской епархии – все это прекрасно и духовно-радостно.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

как заместитель еп. Забайкальского Мелетия, обсуждал проекты соборных постановлений о приходском уставе, бракоразводных вопросах и др. Возможно, был одним из инициаторов прославления Иркутского еп. свт. Софрония (Кристалевского) . В кон. 1917 или в нач. 1918 г. подвергался кратковременному аресту, но не изменил своих убеждений, выступал как противник революции и большевизма. Во время обсуждения Патриаршего воззвания об анафематствовании гонителей Церкви 22 янв. 1918 г. характеризовал большевизм как сатанизм и антихристианство, называл революционную смуту карой Божией за вероотступничество, измену и предательство. Е. также обличал интеллигенцию, подготовившую свержение монархии. 17 февр., во время обсуждения соборного постановления по поводу ареста Камчатского еп. Нестора (Анисимова , впосл. митрополит), заявил: «Раз Собор должен сделать выступление, то не по отношению к одному лицу. Собор должен выразить негодование и призвать верующий народ к защите страждущих в подобных случаях». 2 июня (по др. данным, 30 мая) 1918 г. по обвинению в «погромной агитации» Е. был арестован вместе с прот. Иоанном Восторговым, с к-рым Е. связывали давние дружеские отношения, а также совместная миссионерская работа и деятельность в СМА. Помещен в Бутырскую тюрьму. 5 сент. расстрелян около Братского воинского кладбища (по др. данным, на Ходынском поле) вместе с прот. Иоанном и бывш. высшими гос. чиновниками (сенатор С. П. Белецкий, министры внутренних дел Н. А. Маклаков и А. Н. Хвостов, председатель Гос. совета И. Г. Щегловитый). Смерть принял спокойно, перед расстрелом благословил др. приговоренных. Погребен в общей безвестной могиле на месте казни. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899). М., 1902; Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию христианства и общеевропейской культуры. Чита, 1905; В защиту православной противоязыческой миссии. Чита, 1907; Иргень - место святое.

http://pravenc.ru/text/182103.html

По преданию, первым игуменом монастыря был Иосиф, который управлял обителью до глубокой старости. Это был ревностный подвижник, направлявший братию к строгой монашеской жизни. Монастырский Синодик сохранил для нас имена и других Красногорских игуменов: Иоиль, Гавриил, Рафаил, Герман, Софроний, Досифей и последним настоятелем был архимандрит Иоиль. Из них особенной любовью обитель чтит память выдающегося подвижника благочестия и насельника Красногорского монастыря святителя Софрония (Кристалевского), впоследствии епископа Иркутского и Нерчинского, ныне причисленного Православной Церковью к лику святых. Святитель Софроний (в миру Стефан) родился в Малороссии в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был простолюдин, служивый, крестьянского происхождения. Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У Стефана были еще два брата и сестра Пелагея. С возрастом Стефан поступил учиться в Киевскую Духовную Академию, где в то время обучались два других будущих святителя: Иоасаф, епископ Белгородский (+1754) и Павел, митрополит Тобольский (+1770). Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Свято-Преображенский монастырь (позднее переименован в Свято-Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат, имя которого неизвестно. 23 апреля 1730 года он принял монашеский постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос:”Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех Святых”, предусказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. О последующем периоде жизни Софрония в его послужном списке говорится следующее: ”После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по Указу Переяславской епархии преосвященного Арсения (Берлова)в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет, по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года”.

http://sobory.ru/article/?object=13959

29 окт. 1907 г. И. был назначен окружным наблюдателем церковных школ поволжских епархий и синодальным проповедником-миссионером, за ним сохранялась должность члена Училищного совета. И. был освобожден от должности московского проповедника-миссионера и причислен к ц. Св. отцов семи Вселенских Соборов при Синоде. В нояб. направлен по делам церковных школ в Подольскую, Ставропольскую и Туркестанскую епархии. В нач. 1908 г. по высочайшему повелению совершил поездку в сибир. епархии, чтобы «наметить главнейшие пункты, в которых требуется немедленное содействие Церкви религиозным нуждам населения». В ходе этой командировки И. участвовал в обретении и освидетельствовании мощей свт. Софрония (Кристалевского) , еп. Иркутского. В июле 1908 г. выступил на IV Всероссийском миссионерском съезде в Киеве с докладами об опасности сектантства и о необходимости борьбы с пропагандой социализма, он считал эту деятельность одной из главных задач духовенства. В докладе говорил о том, что вероисповедные вопросы не должны рассматриваться Гос. думой, их можно решать только церковным собором или Синодом с последующим утверждением императором. В марте 1909 г. он посетил 8 переселенческих сибир. и дальневост. епархий с проверкой духовных семинарий и епархиальных духовных уч-щ; др. его задачей было определить: возможно ли открытие новых приходов и школ. Синод также поручил И. изучить состояния дел в Пекинской духовной миссии и уладить разногласия между Пекинской миссией и Владивостокской епархией по поводу управления приходами Сев. Маньчжурии. Кроме того, И. должен был ознакомиться с состоянием рус. духовных миссий в Корее и Японии. 9 сент. 1909 г. И. был назначен Синодом настоятелем Князь-Владимирской ц. при Московском епархиальном доме, членом Московского духовно-цензурного комитета. И. предложил организовать пастырско-миссионерские курсы для подготовки священников и учителей переселенческих приходов, издавал методические пособия для обучения слушателей. Первые пастырские курсы были организованы в Москве, занятия проводились с окт. 1909 по февр. 1910 г. Обучение на курсах велось по оригинальной методике, по которой предполагалось участие слушателей в пастырской практике. Программа включала посещение лекций, участие в богослужениях, произнесение проповедей, беседы с сектантами, паломнические поездки. Десятки слушателей, окончивших курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Церкви. И. видел в пастырских курсах путь к возрождению церковной жизни: «Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными,- и тогда посрамится всякое сектантство».

http://pravenc.ru/text/469081.html

8 авг. 1917 г. на Предсоборном совещании Рижской епархии в Юрьеве избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Поддержал обращение латыш. и эст. участников Собора о передаче управления их приходами викарным епископам тех же национальностей. Представил в Синод проект создания в Рижской епархии 2 викарных кафедр, составил проект инструкции с обозначением прав и обязанностей латыш. и эст. викарных епископов. В процессе обсуждения поддержал предложение Старицкого еп. сщмч. Иоанна (Поммера ; впосл. архиепископ Рижский и всея Латвии) о разделении Рижской епархии с выделением эстонской ее части в новоучреждаемую Ревельскую епархию. При подаче соответствующего представления Патриарху св. Тихону И. одновременно подал ходатайство о своем переводе на Рязанскую кафедру, освободившуюся после удаления оттуда по требованию «прогрессивного духовенства» архиеп. Димитрия (Сперовского) . 20 нояб. 1917 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Продолжал участвовать в работе Поместного Собора. Выступил в дискуссии при обсуждении доклада отдела Собора о духовно-учебных заведениях, твердо защищал «существующую систему пастырского образования» и призывал «сохранить духовные семинарии в том виде, в каком они существуют». 18 апр. 1918 г. участвовал в принятии Деяния о прославлении свт. Софрония (Кристалевского) , еп. Иркутского. Постановлением Патриарха Тихона от 25 апр. 1918 г. ко дню Св. Пасхи среди др. архипастырей был награжден правом ношения креста на клобуке. В апр. 1918 г. в связи с обострившейся обстановкой в Рязанской епархии И. по благословению Патриарха Тихона вынужден был покинуть Собор и отбыть на свою кафедру. С его прибытием в Рязань церковная смута на время прекратилась, поскольку, по словам одного из современников, «архиепископ был свой родной и благодушный, и тактичный, а главное терпеливый». Старец Зосимовой пуст. иеросхим. Алексий (Соловьёв) отзывался об И., как о великом подвижнике и достойном святителе. Между тем отношение новых властей к правосл. Церкви становилось все более нетерпимым. Во время епархиального съезда духовенства (заседание проходило под председательством И.), в зал ворвались вооруженные красноармейцы. Съезд был закрыт, неск. участвовавших в нем священников арестовали. Вскоре И. также был подвергнут кратковременному аресту без предъявления обвинения. Выселенный из своих покоев, он проживал в канцелярии личного секретаря, затем в темной сырой комнате в архиерейском доме. Скончался от воспаления легких и был погребен в юж. части алтаря Архангельского собора Рязанского кремля - усыпальницы Рязанских архиереев.

http://pravenc.ru/text/469544.html

В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кристалевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной - во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора - придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.

http://pravenc.ru/text/674063.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010