Т.Р. Руди Канонизация новомучеников современной Русской церковью Симона Мерло В августе 2000 г. в Москве в храме Христа Спасителя торжественный юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал 1.097 мучеников и вероисповедников XX в., причисленных к лику святых вместе с другими 57 лицами, жившими в дореволюционной России или принявшими мученичество не в советскую эпоху. В Русской Православной Церкви ещё никогда не происходила канонизация в подобных масштабах. Долгий и трудный путь к канонизациям 2000 г. имеет основополагающее значение для современной Русской церкви. Это событие отразилось на интерпретации истории Русской церкви XX в. и в этом смысле имело важное историографическое значение. Прецеденты Последние канонизации, осуществлённые в России до окончательного перехода власти к большевикам, относятся к 1918 г. Тогда Поместный собор Русской церкви возвёл в сан святого мученика митрополита Астраханского Иосифа, преставившегося в 1671 г., и епископа Софрония (Кристалевского; 1704−1771). С установлением советского режима практика причисления к лику святых прервалась. С 1960-х гг. это начинание перешло к Русской церкви за рубежом, состоявшей из архиереев, священнослужителей и мирян, выехавших из России после революции, которые установили место своего пребывания сначала в сербском городе Сремские Карловцы (Sremskie Karlovcy), потом в Джорданвилле (США) 1912 . Эта церковь , с 1927 г. прервавшая всякие сношения с Москвой, в 1964 г. канонизировала Иоанна Сергеева (Кронштадтского), приходского священника церкви Св. Андрея в Кронштадте, крупную фигуру российской духовной жизни рубежа XIX–XX вв. За этой первой канонизацией в 1981 г. последовало возведение в сан святых «собора новомучеников и вероисповедников русских» 1913 . Среди «Джорданвилльских святых» были представлены члены императорской фамилии: последний царь Николай II, царица Александра Фёдоровна, их дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, царевич Алексей и их слуги. Собор Русской церкви за рубежом не дал точного списка остальных святых, ограничившись только заявлением, что акт канонизации касался всех мучеников и вероисповедников при коммунистическом режиме, известных и неизвестных. Этим жестом Русская церковь за рубежом намеревалась скорее совокупно освятить мученичество, совершившееся в Советском Союзе в XX в., чем выделить отдельных лиц, его претерпевших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того как члены Поместного Собора узнали о низложении Временного правительства в Петрограде (см. Октябрьская революция 1917 г .), на заседании 30 окт. 1917 г. было принято решение немедленно приступить к избранию Патриарха. 31 окт. тайным голосованием были определены 3 кандидата на Патриарший Престол: А., митр. Тихон и архиеп. Антоний (Храповицкий) . По свидетельству митр. Евлогия (Георгиевского) , А. «возможности стать Патриархом ужасался и только молил Бога, чтобы «чаша сия миновала» его». 5 нояб. в храме Христа Спасителя жребием на Патриарший Престол был избран митр. Тихон, 21 нояб. состоялась интронизация. 28 нояб. А. был возведен в сан митрополита и с этого времени председательствовал на большинстве соборных заседаний, 7 дек. 1917 г. А. был избран членом Свящ. Синода. По окончании 1-й сессии Собора 11 дек. 1917 г. А. прибыл в Новгород, где устанавливалась советская власть. 7 янв. 1918 г. были проведены обыски в квартирах преподавателей Новгородской ДС, мн. горожане вышли на площадь к зданию бывш. Дворянского собрания, где с дек. 1917 г. размещался исполнительный комитет совета рабочих и солдатских депутатов, и потребовали прекращения обысков и освобождения арестованных представителей общественных орг-ций, выступивших в защиту Учредительного собрания. Когда люди появились на площади, началась стрельба из пулеметов, были убитые и раненые. Только благодаря переговорам А. и еп. Алексия (Симанского) с председателем исполкома совета удалось остановить кровопролитие. 15 янв. 1918 г. А. выехал в Москву на 2-ю сессию Поместного Собора, где руководил работой пленарных заседаний. В повестку дня сессии включены были вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов, однако главным вопросом стало обсуждение декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , принятого Совнаркомом. В постановлении Собора декрет характеризовался как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения» и всякое участие в его проведении расценивалось как несовместимое с правосл. исповеданием, караемое вплоть до отлучения от Церкви. Приняты были также определения «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» (18 апр. 1918), «О мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни» (19 апр. 1918). 15 (28) февр.1918 г., выступая на торжественном заседании, посвященном памяти убиенного в Киеве сщмч. Владимира (Богоявленского), А. подчеркнул: «Такие жертвы, какова настоящая, никого не устрашат, а напротив, ободрят верующих идти до конца путем служения долгу даже до смерти!» 6 марта (21 февр.) А. был избран в Высший церковный совет от Свящ. Синода, 18 апр. принял участие в деянии Собора о прославлении в лике святых еп. Иркутского Софрония (Кристалевского) .

http://pravenc.ru/text/76250.html

Судя по всему, и священником он был прекрасным. По крайней мере, его проповеди стали в городе очень популярными. По воскресеньям он проводил в семинарской церкви внебогослужебные собеседования, и помимо семинаристов, в небольшой храм Сошествия Святого Духа набивалась толпа и простого люда, и иркутской интеллигенции. Шел от него какой-то аромат если не святости, то благочестия. В марте 1909 года отцу Евгению довелось стать участником комиссии по освидетельствованию останков епископа Иркутского Софрония (Кристалевского), управлявшего епархией с 1753 по 1771 год – основателя Иркутской семинарии и миссионера. Мы еще вспомним этого святителя – будущий епископ Евгений во многом повторит его путь. Архимандрит Евгений (Зернов) Якутия получила еще одного небесного покровителя Ректора явно тянуло к миссионерству. Был он и членом миссионерского комитета, и братства во имя святителя Иннокентия Иркутского (выдающегося миссионера начала XVIII века), и Российского географического общества, и доклады на миссионерских съездах, в сибирских епархиях регулярных, делал. А после хиротонии во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, то немногое, что успел сделать за всего полтора года в окормляемом им Киренском уезде – огромное для того времени миссионерское путешествие. Здесь – поднимем глаза на два абзаца выше. Святитель Софроний Иркутский. За годы своего архиерейства успел совершить поездки в Нерчинск, Киренск и Якутск – тогда Якутия входила в состав Иркутской епархии. Во времена епископа Евгения Якутская и Вилюйская епархия была уже самостоятельной, и Киренский уезд в нее не входил. В 2014 году Ленское благочиние Якутской епархии выпустило книгу на основе дневников сопровождавшего епископа Евгения в его поездке по Киренскому уезду священника Николая Пономарева. Это очень трогательные записки: в них автор даже не в интонациях (интонация подчиненного по отношению к начальнику может быть весьма возвышенной безо всяких к тому оснований), а в фактах показывает скромность молодого архиерея.

http://pravmir.ru/v-tyurmu-dlya-episkopa...

В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кристалевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной - во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора - придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.

http://pravenc.ru/text/674063.html

(14) Сергий (Тихомиров, 1863 или 1871-11.8.1945), митрополит Японский — уроженец Новгородской епархии. Учился в Санкт-Петербургской Духовной академии (1892— 1896). Пострижен в монахи (1895), рукоположен во иеромонаха. Инспектор Санкт-Петербургской Духовной семинарии (1896), архимандрит (1899), ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии, ректор Петербургской Духовной академии (1905). Хиротонисан во епископа Ям-бургского, викария Санкт-Петербургской епархии (6.11.1905). Епископ Киотоский и помощник начальника Русской духовной миссии в Японии (21.3.1908). Епископ Японский и начальник Русской духовной миссии (19.5.1912). Архиепископ (1921), митрополит (1931). С 4.9.1940 на покое. (15) Павел (Ивановский, 1874–1919), епископ Никольск-Уссурийский — родился в Тульской епархии. Окончил Тульскую духовную семинарию (1895), пострижен в монахи (1896) и посвящен во иеромонаха. Назначен миссионером в Забайкальскую епархию, причислен ко Владивостокскому архиерейскому дому (1900), окончил Восточный институт во Владивостоке (1904). Возведен в сан архимандрита и назначен начальником Корейской миссии в Сеуле. Перевел на корейский язык богословские книги. Хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии (24.6.1916). Вместе с Нестором, епископом Камчатским и Петропавловским, в числе 39 архиереев Русской Православной Церкви подписал в Москве 5.4.1918 г. “Деяние Священного Собора Православной Российской Церкви о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского”. Епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии (1918). Скончался от сыпного тифа по дороге в Новочеркасск, где и погребен. Составил акафист святым Апостолам Петру и Павлу. (16) Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), — уроженец Полтавской губернии, родился 8.9.1705 г. в знатной малороссийской семье. Воспитанник Киевской духовной академии, во время учения в которой принял монашеский постриг, а затем там же преподавал. Определен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря под Лубнами (1737), а позже (1744), будучи посвящен в архимандрита, переведен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Хиротонисан во епископа Белгородского (2.6.1748). Вел истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Скончался во время объезда епархии 10.12.1754 г. Совершавшиеся на его могиле чудеса послужили основанием к местному почитанию святителя, а затем и к общероссийскому прославлению его 4.9.1911 г., совершившемуся в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Великого князя Константина Константиновича. На докладе обер-прокурора Святейшего Синода император Николай II написал 10.12.1910 г.: “Благодатным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского. Приемлю предложение Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием”. Вскоре после прославления святителя Государь с Государыней приезжали поклониться его святым мощам.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

В 1853 г., когда перестилали пол в кафедральном иркутском Богоявленском соборе, Н. освидетельствовал мощи свт. Софрония (Кристалевского) . Весной 1854 г. в Иркутске в силу обстоятельств оказались 3 архиерея: Н., назначенный к переводу на Ярославскую кафедру, Афанасий (Соколов), прибывший 14 марта на место Н., и гостивший в Иркутске архиеп. Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов). По этому поводу за обедом у городского головы Н. сказал: «Вот мы трое сидим рука об руку, а представляем собою три части света: я - Европу, преосвященный Афанасий - Азию, а преосвященный Иннокентий - Америку» (Шутка покойного архиеп. Нила//Ярославские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. 17. С. 136). 24 дек. 1853 г. Н. был переведен в Ярославскую и Ростовскую епархию. 18 мая 1854 г. по 1-му летнему пути он покинул Иркутск, забрав личный архив и часть своей б-ки (о составе архива: Правосл. духовные писатели. 2016. С. 25). 24 июля 1854 г. прибыл в Ярославль, с мая 1856 по май 1858 г. присутствовал в Синоде. В столице исполнял обязанности цензора, представил отзывы на труды прот. М. И. Богословского «Свящ. История Нового Завета» (СПб., 1859), П. П. Пекарского «Наука и лит-ра в России при Петре Великом» (СПб., 1862. 2 т.) и др. (Правосл. духовные писатели. 2016. С. 26-27). В авг. 1856 г. в Москве принял участие в торжествах по случаю коронации имп. Александра II Николаевича, Н. были пожалованы панагия с алмазами и большая золотая медаль. 30 мая 1858 г. служил вместе с др. архиереями при освящении Исаакиевского собора, награжден большой серебряной медалью. 5 июля 1858 г. вернулся в Ярославль. Во время пребывания в С.-Петербурге Н. подготовил к изданию сочинение о буддизме, над к-рым работал с нач. 50-х гг. XIX в.- «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858). Этот труд содержит исторический очерк о распространении буддизма в Забайкалье и Прибайкалье, изложение буддийского учения, этнографические сведения; основан на монголоязычных источниках, среди к-рых не только бурят. дацанские издания, но и пекинские и ургинские ксилографы. Работа Н. была признана одним из лучших исследований о буддизме на рус. языке. Подготовительные материалы к исследованию находятся в ГА Ярославской обл. Книга встретила критику со стороны свт. Филарета (Дроздова), писавшего 16 июля 1858 г. обер-прокурору А. П. Толстому : «Видно и огромная петербургская цензура преклонилась пред важностию лица, а не пред чистою истиною веры. Призванный добрый совет едва ли позволил бы также поставить имя православного архиерея на книге о буддизме, в которой подробное описание устава буддийского богослужения с подробностями, только очевидцу доступными, и прочих нелепостей буддизма пересыпано необъясненными монгольскими словами, и - латинскими стихами из Горация, Овидия, Лукреция, и пр.» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 4. С. 339-340).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

В Иркутске прошли чтения, посвященные 100-летию канонизации епископа Иркутского Софрония (Кристалевского) 25 мая 2018 г. 17:19 24 мая 2018 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, День славянской письменности и культуры, в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского прошли чтения, посвященные 100-летию со дня канонизации святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского, — «Иркутск православный: духовные связи и влияния». С приветственными словами к участникам конференции обратились: директор библиотеки Л.А. Сулейманова, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан , секретарь Иркутской епархии священник Стефан Бажков. В мероприятии, подготовленном областным министерством культуры, библиотекой им. И.И. Молчанова-Сибирского, а также Иркутской и Братской епархиями Иркутской митрополии , приняли участие научные работники Санкт-Петербургского и Иркутского государственных университетов, Санкт-Петербургской духовной академии , сотрудники научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, Государственного архива Иркутской области, Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, Иркутского областного краеведческого музея, иконописцы, педагоги, православное духовенство. Иркутская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вы искали: «Софрония Кристалевского ». Такого документа нет в нашей базе данных. Возможно, он ещё не опубликован. Попробуйте воспользоваться полнотекстовым поиском . Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Софpония ...

Хомутово. Церковь Софрония, епископа Иркутского. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Софрония, епископа Иркутского Год постройки:Между 1924 и 1936. Адрес: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Кирова, д. 87 Координаты: 52.476793, 104.411812 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Хомутово был небольшой, переделанный в годы гонений на Церковь из простого дома, деревянный храм в честь святого Софрония Кристалевского, третьего Епископа Иркутского. Этот храм был открыт в 1924 году и просуществовал всего чуть более десятка лет. Он был  насильственно закрыт 1 апреля 1936 года. Первым и последним настоятелем этого храма был протоиерей Павел Постников, коему в то время было уже 109 лет. Отец Павел служил в священном сане с 1890 года и в годы советской власти претерпел жестокие гонения по отношению к себе и к своей семье. К примеру, в 1930 году он был осуждён Оёкским нар. судом за: 1) Крещение ребёнка без регистрации в органах ЗАГС; 2) Опоздание в уплате гарцевого сбора; 3) Агитацию против советских властей. Отца Павла Постникова очень любили его прихожане - жители с. Хомутово и д. Поздняково, но он после закрытия Софроньевского храма пропал безвести. Ещё в селе была часовня в районе поселения Барки и часовня Святого Креста в д. Талька, где она стояла на взгорке — прямо над центром поселения. Сегодня церковь Святого Софрония сохранилась в виде сильно запущенного жилого дома по улице Кирова и она ждёт своего звёздного часа - дня возрождения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39508

Как явствует из приведенного текста, о. Софроний был всецело на стороне реалистов и идеалистов, пророков и поэтов, а не на стороне номиналистов, рационалистов, ученых и технократов. В то же время он не отрицает, что неподобающие действия были допущены обеими сторонами в споре. В книге о преподобном Силуане Афонском о. Софроний говорил о том, что имяславские споры привели к вполне удачным догматическим результатам   . Вряд ли под этими результатами он имел в виду сочинения С. В. Троицкого или Послание Святейшего Синода от 18 мая 1913 года. Скорее, он говорил о сочинениях»ученых имяславцев», в частности, о»Философии Имени»о. Сергия Булгакова, которого знал лично и глубоко почитал как богослова (влияние Булгакова прослеживается во многих аспектах богословия о. Софрония). Возможно, он имел в виду и»Апологию»иеросхимонаха Антония (Булатовича), которая имелась в его личной библиотеке. Во всяком случае, в своих размышлениях об имени Божием, содержащихся в трактовке»О молитве Иисусовой», о. Софроний обнаруживает значительную близость к обоим авторам. Имя Яхве и имя»Иисус» Изложение учения об имени Божием архимандрит Софроний начинает с рассмотрения ветхозаветных свидетельств о призывании Бога и описания синайского откровения Бога Моисею. В этом откровении о. Софроний видит прежде всего явление персонального Бога, а в именах Божиих — атрибуты Бога, названные Им Самим. Поскольку каждое ветхозаветное богоявление воспринималось как непосредственное действие Божие, то и всякое имя Бога, открытое в этом богоявлении, воспринималось как Его живое присутствие: Подобно тому, как в жизни каждого из нас Бог открывается постепенно, так и в истории человечества, как она представлена в Библии,«многократно и многообразно»   являлся Он отцам и пророкам с возрастающей силой и глубиной. Первое упоминание о еще неясном призывании Бога:«У Сифа… родился сын, и он нарек ему имя Енос; тогда начали призывать Имя Господа»   . Затем открывается Бог Аврааму, Исааку и Иакову со все расширяющимся горизонтом:«Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем»Бог Всемогущий», а с именем Моим Яхве    — не открылся им»   . Восполнил Бог откровение о Себе:«И сошел Господь в облаке, и остановился близ него (Моисея) и провозгласил Имя Яхве. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода»   . Итак, сначала Бог открылся Моисею как персональный и единственно воистину Сущий, с неведомыми еще атрибутами. Последующее откровение раскрывает свойства сего Аз есмъ как Бога милостивого и человеколюбивого. Но и это было неясным, и Моисей сознавал неполноту усвоенного им познания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010