Канон, авторство которого приписывается «Иоанну Монаху» (т. е. прп. Иоанну Дамаскину ?), сохранился в единственной рукописи Paris, gr. 341, 1325 г. Вероятно, именно по этой причине канон, на который указывал еще митрополит Софроний (Евстратиадис) 41 , не вошел ни в «Analecta Hymnica Graeca», ни в указатель, составленный Еленой Папаилиопулу-Фотопулу: первое издание подготовлено на материале рукописей библиотек Южной Италии, а второе описывает книгохранилища греческого Востока, но Национальная библиотека Парижа не попадает ни в ту, ни в другую категорию. Канон написан на 4-й глас, па ирмосы ισωμεν τ Κυρ· ( Поимъ гдеви:). Начало первого тропаря: γγελος πρωτοσττης κει ορανθεν σοι φθεγγμενος· – ( Агглъ предстатель съ нбсе ти веща:), – напоминает начало Акафиста Пресвятой Богородице. Вполне возможно, что этот канон, как и предшествующий, представляет собой переделку ставшего уже классическим текста – в данном случае, Акафиста (что заставляет усомниться в возможности атрибуции канона при. Иоанну Дамаскину ). 2.6. Канон авторства Мануила Ритора Как минимум, в трех рукописях сохранился канон, принадлежащий Мануилу Ритору, то есть Мануилу Коринфскому, выдающемуся греческому просветителю и богослову второй половины XV – первой трети XVI в., имевшему титулы великого ритора и, по принятии монашества и диаконского сана, хартофилакса Константинопольской Патриархии. Его наследие достаточно обширно и отражает широкий круг его интересов – от православной догматики, гимнографии и церковной музыки до античной философии и риторики. Канон Благовещению его авторства демонстрирует это самым непосредственным образом: Сын Божий назван здесь «Сыном Олимпийским», язык намеренно стилизован под образцы античной поэзии и так далее 42 . Несмотря на имеющиеся в каноне указания на глас (4-й), ирмосы и проч., это написанное ямбическими пятистишиями сочинение явно не предназначалось для богослужения и представляет собой чисто литературный опыт, интересный для исследователей новогреческой словесности, но бесполезный с точки зрения литургического анализа. 2.7. Анонимный канон

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Канон авторства Георгия приводится в достаточно большом числе рукописей либо в качестве второго канона самого праздника Благовещения, либо в качестве канона предпразднства 33 . Канон имеет двойной акростих – в тропарях: Χαρς με τς σς πλσον, ελογημνη (Радостью Твоей меня наполни, Благословенная), в богородичнах: Γεωργου [η] 34 . Наличие акростиха, типичного для гимнографа Георгия, обычно отождествляемого с одним из епископов Никомидии IX в. 35 , а также стилистические особенности текста позволяют уверенно включить этот канон в круг аутентичных произведений Георгия – в отличие от канона предпразднства из печатной греческой Минеи, приписываемого этому автору ошибочно 36 . Канон написан на 4-й глас, на ирмосы νοξω τ στμα μου· ( верз уста мо:). Начальные слова первого тропаря: Χαρν τν νκφραστον κα κατληπτον σμερον· ( Радость неизреченню и непостижимю днесь:). В каноне имеется 2-я песнь. Песни канона с 1-й по 6-ю имеют форму диалога между Приснодевой и архангелом, финальные три песни содержат различные прославления, обращенные к Богоматери. Мы предполагаем осуществить издание канона в одной из следующих публикаций. 2.3. Канон авторства Иосифа Первым на этот канон указал митрополит Софроний (Евстратиадис), ссылавшийся на рукопись Athos. Laur. Δ 25 37 , где произведение Иосифа предписано петь в попразднство Благовещения. В другой известной к настоящему времени рукописи, Athen. Mus. Benaki 94 (ТА 251), канон усвоен предпразднству. Канон имеет акростих: Εαγγελζου, κσμος, ες σωτηραν. ωσφ (Благовествуй, вселенная, во спасение. Иосифово). Можно уверенно утверждать, что автором канона является прп. Иосиф Песнописец. Канон написан на 4-й глас, на ирмосы Τρισττας κραταιος· ( Начало первого тропаря: ξ ψους Γαβριλ πιστς ν τ πλει Ναζαρτ· ( Съ высоты представъ во граде назарете:). 2-я песнь в каноне отсутствует 38 . 2.4. Канон авторства патриарха Филофея (Коккина) Канон, автором которого является знаменитый последователь и современник свт. Григория Паламы , патриарх Константинопольский свт. Филофей (Коккин), сохранился в рукописи Hieros. S. Sep. 303, впервые описанной Афанасием Пападопуло-Керамевсом 39 . Канон представляет собой переделку канона прп. Косьмы Маюмского на Неделю ваий и поэтому написан на те же ирмосы 4-го гласа φθησαν α πηγα τς βσσου· ( вишас источницы бездны: – начало первого тропаря в произведении Филофея совпадает с началом ирмоса) и имеет тот же акростих: σανν Χριστς ελογημνος Θες (Осанна, Христос Бог благословенный) 40 . 2.5. Канон авторства Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Двенадцатый и последний текст (греч. стр. 186–210, русск. 209–243) представляет также впервые ныне издаваемое житие преподобного Антония Нового, жившего в первой четверти IX века 14 . Текст его из Венского cod. hist. graecus 31 переписал для меня тамошний ученый диакон Софроний Евстратиадис, а летом 1906 г. я сам сличил половину его копии с рукописью в Вене. Другой список доселе не известен. Следует, однако, заметить, что кроме нашего текста существовал и другой, отличный от него, из которого большой отрывок известен нам по аскетическому сборнику Павла Евергетина, жившего в XI веке 15 . В заключение этой краткой библиографической заметки о собранных в настоящем выпуске агиологических текстах считаю долгом выразить мою живейшую благодарность многоуважаемому академику В. В. Латышеву, который с величайшею готовностью принял на себя труд перевода на русский язык всех этих текстов и указал нам на некоторые недосмотры, вкравшиеся при их печатании. А. Пападопуло-Керамевс . 15 апреля 1907 года. I. Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами Сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Савы. (Память 20 марта) 1 . Достойно есть тем, которые еще не очистили себя от тины грехов, но одержимы еще страстями в уме, непрерывно упражняться в молчании и с тайными стенаниями молить владеющего сердцами и утробами Христа (Ср. Иор. XVII, 10; XXI, 12) даровать свободу от одержащего рабства и не предавать себя необдуманно писаниям словес, долженствующим читаться во всеуслышание церкви и святого собрания, наиболее боясь божественного прещения, говорящего к таковым через пророка: «Грешнику же рече Бог , вскую ты поведаеши оправдания моя» ( Ncaл. XLIX, 16. 1 ) и т. д. Если же к сему случится кто-либо совоспитанным с невежеством и непричастным учению в словесах, то сколь великий возбудит смех своим дерзновением и вместе безумием, будучи лишен всякого прощения за то и другое. Но что сделать мне, исполненному всех этих мыслей и стремящемуся скрыть и заключить себя в обители молчания, но побуждаемому велением святого пастыря, поражаемому им в сердце как бы бичом духовным и боящемуся опасности ослушания, тяжкой и невыносимой? Итак, считая дело благопослушания лучшим и полезнейшим, я предаю себя отеческому велению, уповая на его молитвы, укрепляясь ими и привлекая на отверстые уста мои благодать Духа свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вы искали: «Софроний Евстратиадис ». Такого документа нет в нашей базе данных. Возможно, он ещё не опубликован. Попробуйте воспользоваться полнотекстовым поиском . Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/ Софроний ...

1651 Théodule Ribot, «La psychologie des sentiments», Paris, 1896, pp. 313—314; Cf: Hermann Usener, «Götternamen», Bonn, 1896, S. VI. 1652 Нельзя не обратить внимания на интереснейшую в этом отношении, и единственную в своем роде попытку дать алфавитную симфонию этих гимнографических символов, произведенную покойным преосв. мигроп. б. Леонтопольским Софронием Евстратиадисом Θεοτκος ν μνογραφα . Paris, 1930, pp. †96. 1653 В этом отношении интересна книга, к сожалению, без любви к Церкви и без благоговения написанная Remy de Gourmont, «Le Latin Mystique», Paris, 1930, passim. 1654 MPGr. t. 90, col. 372 B. 1655 «Mystagogia», cap. 2, — MPGr. t. 91, col. 669 BC. 1656 «О символическом богословии» в «Труд. Киев. Дух. Ак.» за 1911 г. ноябрь стр. 538—540. 1657 ibid., pp. 541; 552. 1658 Homilia 3, MPGr. t. 151, col. 36 B. 1659 Ennead. III, ib. II, cap. 3. 1660 ibid., ΠΙ , 2, 3. 1661 Homilia, 26,— MPGr. t. 151, col. 332 С — 333 С. 1662 «De Hesychastis», 7. MPGr. t. 150, col. 1108 D — 1109 A. Cf: «De divin. nomin.», IV, 9, — MPGr. t. 3, col. 705 AB. 1663 ibid., col. 1109 C. 1664 MPGr. t. 150, col. 1120 C. 1665 «De div. nomin.» IV, 13. — MPGr. t. 3, col. 712 AB. 1666 Cap. phys. theolog. 35, 36 — MPGr. t. 150, col. 1144 В — 1145 Ä 1667 Cap. 37, — col. 1145 BC. 1668 Cap. 40, — col. 1148 C. 1669 Cap. 38, — col. 1148 A. 1670 Cap. 39, — col. 1148 B. 1671 Cap. 40, — col. 1149 A. 1672 «Amphilochiana», 36. — MPGr. t. 101, col. 256 A. И дальше св. Фотий говорит об отображении в человеке «Несказанного и Непонятного и созерцаемого в Боге и Царства, и Премудрости, и Творчества, и неиссякаемого, бесстрастного и единосущного Отцу Логоса». (col 256 С.). 1673 Прот. С. Булгаков. «Главы о Троичности» в «Правосл. Мысль» вып. 1, Париж 1928, стр. 31. 1674 Emil Brunner, «Philosophie und Offenbarung», Tübingen, 1925, Ss. 17—18. 1675 «Cap. phys., theolog. etc.», 61, — MPGr. t. 150, col, 1164 D — 1165 A. Cf: Homil. 19. — MPGr. t. 151, col. 260 Ä 1676 MPGr. t. 150, col. 1165 CD. 1677 A. Sabatier, op. cit. p. 391.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

   ibidem, 4, col. 405 D — 408 A.    «Mystag.», cap. I. — MPGr. 91, col. 664 D.    ibid., cap. 7, — col. 685 A.    Hans Urs v. Balthasar, «Die kosmische Liturgie».    Ennead. III, 2, 3.    Stromat. VI, 9,— MPGr. t. 9, col. 293 B.    «Tim.», 90 A.    «Phaed.», 80 AB.    «Ennead.», 1, 2, 3.    Richard Hamann, «Das Symbol», Berlin, 1902, passim.    A. Sabatier, «Esquisse d " une philosophie de la religion», Paris,1898, p. 390.    Очень интересней является в данном отношении статья В. Вейдле, «Знак и символ» (Набросок вступления, к общей теории знака) в «Богосл. Мысль», Париж 1942, стр. 25—40, где приведена и литература этого вопроса,    E. Brunner, «Das Symbolische in der religiosen Erkenntnis», Tübingen, 1914, S. 29—30.    A. Sabatier, op. cit. pp. 393—394.    E. Brunner, op. cit. S. 61. Cf: E. Troeltsch, «Wesen der Religion und der Religionswissenschaft», II Band Gesammelt. Werken, Tübingen, Ss. 480—482.    Théodule Ribot, «La psychologie des sentiments», Paris, 1896, pp. 313—314; Cf: Hermann Usener, «Götternamen», Bonn, 1896, S. VI.    Нельзя не обратить внимания на интереснейшую в этом отношении, и единственную в своем роде попытку дать алфавитную симфонию этих гимнографических символов, произведенную покойным преосв. мигроп. б. Леонтопольским Софронием Евстратиадисом Θεοτκος ν μνογραφα. Paris, 1930, pp. †96.    В этом отношении интересна книга, к сожалению, без любви к Церкви и без благоговения написанная Remy de Gourmont, «Le Latin Mystique», Paris, 1930, passim.    MPGr. t. 90, col. 372 B.    «Mystagogia», cap. 2, — MPGr. t. 91, col. 669 BC.    «О символическом богословии» в «Труд. Киев. Дух. Ак.» за 1911 г. ноябрь стр. 538—540.    ibid., pp. 541; 552.    Homilia 3, MPGr. t. 151, col. 36 B.    Ennead. III, ib. II, cap. 3.    ibid., ΠΙ, 2, 3.    Homilia, 26,— MPGr. t. 151, col. 332 С — 333 С.    «De Hesychastis», 7. MPGr. t. 150, col. 1108 D — 1109 A. Cf: «De divin. nomin.», IV, 9, — MPGr. t. 3, col. 705 AB.    ibid., col. 1109 C.    MPGr. t. 150, col. 1120 C.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), митр. Пентапольского, отражающем календарную практику совр. греч. Церквей, под 5 нояб. помещена память П. как епископа в Путеолах вместе с теми же апостолами от 70 (кроме Филолога) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 135). В «Новом Синаксаристе» добавлено, что П. был епископом в Путеолах, в Италии ( Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 57-58); в рус. версии уточнение: «в Кампании» ( Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 63). Память П. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. традиции, представлена под 24 сахми (4 нояб.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. T. 15. Fasc. 3. P. 421). В 80-х гг. XVI в. при составлении Римского Мартиролога кард. Ц. Бароний внес в него память П. и Филолога под 4 нояб. (MartRom. Comment. P. 497). В комментарии он отметил, что П., согласно свидетельству Ипполита Римского, был епископом Путеол, а согласно Дорофею Тирскому - епископом Неаполя (Martyrologium Romanum. Venetiis, 1587. P. 499). В основе этой версии, широко представленной в лат. агиографических и исторических сочинениях XVI-XVIII вв., лежал лат. перевод сочинения Дорофея, где πσκοπος ν [Νε] Ποτιλοις было ошибочно передано как episcopus Neapolitanus (ActaSS. 1894. Nov. T. 2/1. P. 222-224). В совр. календаре Римско-католической Церкви память П. отсутствует. Вероятно, из комментария к Римскому Мартирологу этот ошибочный вариант попал в «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского и до наст. времени воспроизводится в правосл. изданиях (см., напр., комментарий к богослужебной Минее РПЦ, в к-рой П. назван епископом Неаполитанским - Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 148). Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. C. 108-109; Stramare T. Patroba//BiblSS. 1968. Vol. 10a. Col. 414-416; Lampe P. Patrobas//ABD. 1992. Vol. 5. P. 186; idem. From Paul to Valentinus: Christians at Rome in the First Two Centuries/Transl. M. Steinhauser. Minneapolis, 2003; Jewett R., Kotansky, R. D. Romans: A Соттепт. Minneapolis, 2007.

http://pravenc.ru/text/2579782.html

В совр. греч. и рус. богослужебных книгах помещены разные последования К. М.- в них совпадает только отпустительный тропарь К. М. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ). Богослужебное последование К. М., содержащееся в совр. рус. Минее (Минея (МП). Окт. С. 293-306) восходит к древней греч. службе К. М., известной по рукописям XI-XII вв. (и более поздним) и схематично изданной Софронием (Евстратиадисом) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), Μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 257-258). Из этой службы в рус. Минею были включены кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа     (Κεκοσμημνος ρετας); канон, приписываемый Феофану Начертанному, с акростихом        (Κοσμν παιν τν μελουργν προφρνως) 4-го гласа, ирмос:      (Θαλσσης τ ρυθραν πλαγος), нач.:       (Καλλνας τν ρετν τν βον σου) (также см.: Παπαδπουλος-Κεραμυς Α. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. 1894. Τ. 2. Σ. 132; Ταμεον. Σ. 58); цикл из 3 стихир-подобнов, седален. Богослужебное последование К. М., помещенное в совр. греч. Минее (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 139-150) помимо отпустительного тропаря содержит: анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Ως θεος ς φωτοφρος, Οσιε (Яко боговдохновенный, яко светоносный, преподобне); 2 самогласна, 3 цикла стихир-подобнов; ексапостиларий. По рукописям известны дополнительные песнопения К. М.: икос, 3 самогласные стихиры, цикл стихир-подобнов, 3 ексапостилария (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), Μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 257-258). Лит.: PG. 98. Col. 455-524; Christ, Paranikas. Anthologia. P. 161-204; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 238-246; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1897. Τ. 4. Σ. 271-350; idem. Ανκδοτον σμα το μελδο Κοσμ//BZ. 1905. Bd. 14. N 2. S. 519-526; Карабинов. Постная Триодь. 1910. С. 112-114; Chappet A. Cosmas de Maiouma//DACL. 1914. Vol. 3. Pt. 2. Col. 2993-2997; É mereau C.

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Июнь. Ч. 1. С. 415); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Θς νοητν κα ορνιον (Свет мысленный и небесный...) с икосом (Μηναον. Ιονιος. Σ. 82), кондак 3-го гласа      с икосом (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 421; греч. оригинал этого кондака известен по рукописям - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 253); каноны: авторства Феофана Начертанного (в совр. греч. Минее автор не указан, однако этот же канон упом. в Евергетидском Типиконе под авторством Феофана - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 460) с акростихом Ονουφρ τν ανον ξδω πθ (Онуфрию песнь воспою радостно) 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Ολον Χριστν εσοικισμενος (Всего Христа воспринявшего) (Μηναον. Ιονιος. Σ. 80-84); анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос:     нач.:        (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 415-424; греч. оригинал этого канона с бóльшим числом тропарей известен по рукописям - см.: AHG. T. 10. P. 36-49; митр. Софроний (Евстратиадис) считает автором этого канона Германа I К-польского, хотя в рукописях атрибуции разнятся - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1951. Τ. 50. Σ. 319-320); 2 цикла стихир-подобнов (в рус. Минее - только 1), 2 самогласна; седален и светилен. По рукописям известны песнопения О. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Αστρ φαεινς δεχθης τος μονζουσιν (Звезда сияющая явился монашествующим...) с икосом, иной кондак 2-го гласа Το κσμου λιπν τν πσαν (Мирское все оставив...) с икосом (см.: Ibid. Σ. 319); каноны: авторства Иосифа Песнописца с акростихом Ονουφρ παινον εκτως πλκω. Ιωσφ (Онуфрию похвалу достойно составляю. Иосифов), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Ολολαμπ σε στρα τας ρετας (Сияющую тебя звезду добродетелями), канон с именем автора ( Георгия , еп. Никомидийского) в акростихе богородичнов 2-го гласа с тем же ирмосом, нач.: Ο νεουργν ς δεσπτης κα ποιητς (Вновь творящий как Господь и Создатель) и еще 6 других (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля). А. упомянут в греч. Минеях и в «Синаксаристе» Никодима Святогорца ; из приведенного там двустишия следует, что он погиб от меча. Наряду с ним в нек-рых вариантах Миней (изд. И.Делеэ) упоминается мч. Сава. Судя по именам, они происходили из Палестины, Сирии или Месопотамии. Преосв. Софроний Евстратиадис считает, что они пострадали вместе с Прокопием , вмч. Кесарие-Палестинским, чья память отмечается в тот же день. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. память святого внесена под 8 июля в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 303). Ист.: ActaSS. Iulii. T. 2. Col. 578. Лит.: Labourt J. Abdas (2)//DHGE. T. 1. Col. 62; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 62. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82434.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010