Это празднование не было включено в греч. Синаксари и Минологии, однако было воспринято в лат. традиции (с не вполне объяснимым смещением даты памяти): под 26 марта Петр I упоминается в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. P. 162), и, по-видимому, еще не отождествляется с П. В Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) под 9 марта обозначена память свт. Григория Нисского (MartAdon. 1984. P. 100). Поскольку указанная дата скорее всего являлась изначальным днем памяти Севастийского святителя, здесь можно предположить последовательно происходившие отождествление Петра I с П. и замену памяти последнего памятью брата. Кард. Ц. Бароний при составлении Римского Мартиролога уже однозначно отождествляет Петра I Севастийского с братом Василия Великого и указывает его память под 9 янв. (MartRom. P. 21). Наиболее вероятной причиной указания именно этой даты является то, что на следующий день совершается память свт. Григория Нисского. Совр. Римский Мартиролог содержит память П. под 26 марта (MartRom (Vat.). P. 195). Память П. отсутствовала в слав. традиции до труда свт. Димитрия , митр. Ростовского, к-рый заимствовал память П. под 9 янв., вероятно, из Римского Мартиролога ( Димитрий Ростовский , свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 2. Л. 194 об.). Память Петра I Севастийского он в свою книгу не включил. В итало-греческой восточно-католич. традиции празднование в честь П. также совершается 6 февр. (см.: Martinov. Annus ecclesiasticus. P. 63 со ссылкой на изд. Martyrologium in usu nonnullorum Italo-graecorum Ord. S. Basilii. R., 1848); предположительно, первоначально под этой датой могла размещаться память Петра I Севастийского, однако со временем под влиянием авторитета Римского Мартиролога святой, память к-рого совершалась в этот день, стал отождествляться с П. В позднейшей греческой традиции память П. также не была воспринята: прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» и бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) в «Агиологии» не упоминают ни Петра I, ни брата Василия Великого. Только иером. Макарий Симонопетрит в «Новом Синаксаристе» приводит память П. со ссылкой на слав. традицию ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 5. Σ. 107 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 128)), отличая его от Петра I.

http://pravenc.ru/text/2580096.html

174 1 Любопытно указать, что и Григора отметил в литературных произведениях Григория «благородную музыкальность и аттически звучащую речь». – Таким образом, «Автобиография» Григория Кипрского , представляя значительный литературный труд патриарха, раскрывает и одну из сторон его просветительной деятельности. Важное историческое значение имеют и многочисленные письма патриарха Григория, которые теперь опубликованы Леонтопольским митрополитом Софронием Евстратиади в александрийском журнале « κκλησιαστικς Φρος» (с 1908г.). Письма отличаются, как и автобиография, простотой и ясностью изложения, хорошим литературным языком, богатым и разнообразным содержанием. Корреспондентами патриарха были император Андроник Палеолог, его ученик, великий логофет Феодор Музалон, учёный Георгий Акрополит, многие современные церковные и гражданские деятели Византии. В письмах речь идёт об унии с Римом, об арсенитском расколе, архипастырской деятельности патриарха ввиду смут и волнений в Церкви, и т. д. Как церковный оратор, патриарх Григорий известен «Словом в честь святого и великомученика и победоносца Георгия». 175 Это – обширное слово, произнесённое в день памяти великомученика в одном из храмов, посвящённых его имени, содержащее подробный рассказ о жизни святого и чудесах, им совершенных, проникнутое чувством благоговейного к нему почитания. Писатель является здесь красноречивым оратором, хорошо знающим Св. Писание, излагающим свои мысли в музыкальных периодах аттической речи, которую он изучил в совершенстве, – в логической последовательности, без вычурных риторических форм и приёмов. Такими же литературными достоинствами отличается «Похвальное слово св. Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским ». 176 Мадит – город на европейском берегу Дарданелльского пролива, где св. Евфимий и занимал кафедру в начале XI b. Византийцы глубоко чтили память этого чудотворца, как об этом свидетельствует и писатель XI b. Михаил Пселл в похвальном слове патриарху Михаилу Керулларию, который во время своего изгнания посетил Мадит исключительно для поклонения мощам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Внутреннее неустройство много препятствует ее благосостоянию; нет в ней ни общежития, ни прежних знаменитых старцев, к-рые до восстания греческого служили образцом для всей Горы и поддерживали прежнюю ее славу» ( Муравьёв. С. 319). Агиасма прп. Афанасия. Фотография. 70-е гг. XIX в. Агиасма прп. Афанасия. Фотография. 70-е гг. XIX в. Постепенно стали возвращаться беженцы и начались восстановительные работы. В 1852-1854 гг. на средства архим. Вениамина был расписан нартекс и экзонартекс кафоликона. В 1874 г. в сев. корпусе мон-ря было построено помещение для новой б-ки. В 1887 г. был сооружен мраморный иконостас в кафоликоне, в 1892 г. возобновлена часовня Живоносного Источника над Агиасмой прп. Афанасия ( Σμυρνκης. Σ. 383, 390; Μαμαλκης. Σ. 518-519). С кон. XIX в. по 1930 г. в В. Л. действовала школа. В 1878 г. проигум. Хризостом Лавриот и Александр Лавриот (Ефморфопулос) приступили к обработке и упорядочиванию монастырского архива. На основании архивных материалов Александр Лавриот († 1905) написал ок. 117 работ и исследований, посвященных истории Св. Горы и В. Л. в частности. В авг. 1898 г. В. Л. посетил свт. Нектарий Эгинский, митр. Пентапольский. В 1905 г. В. Л. пострадала от землетрясения, были разрушены мн. здания (параклисы, башня Архангелов, колокольня и др.). В 1905 г. построены здание синодикона и параклис св. Параскевы, в 1911 г. восстановлен параклис св. Михаила Синадского. После освобождения Сев. Греции от османского владычества (1912) у афонских мон-рей появилась возможность приступить к пересмотру своей внешней и внутренней жизни, в 1914 г. В. Л. на непродолжительное время перешла на общежительный устав ( Δωρθεος, μον. Τ. 1. Σ. 231). В 1-й пол. ХХ в. В. Л. была ведущим научным центром изучения истории Афона и святогорской традиции. С 1919 г. мон. Спиридон Лавриот (Кабанас) начал издавать научный афонский ж. «ρδβλθυοτεΑθως», первой публикацией к-рого стала «Диоптра» Филиппа Пустынника. В 1925 г. совместно с Софронием (Евстратиадисом), бывш. митр. Леонтопольским, он опубликовал каталог рукописей, хранящихся в б-ке В.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Ап. Иоанн с учеником Прохором. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. X в. Мон-рь Дионисиат (Cod. Dionys. 588. Fol. 225v — 226) Первые попытки каталогизации афонских рукописных собраний предпринимались еще в XVIII в. Иерусалимским Патриархом Хрисанфом Нотарой и Неофитом Мавромматисом, митр. Навпакта и Арты. В 1801 г. появился весьма несовершенный указатель англичан Ханта и Карлайла. Наконец, в кон. XIX в. греч. ученый С. Ламброс составил каталог греч. афонских рукописей, описывающий 6618 кодексов из собраний мон-рей (кроме Вел. Лавры и Ватопеда), Протата и скитов св. Анны и Кавсокаливийского ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895-1900. 2 vol.). Каталог 1536 рукописей Ватопеда составил вместе с Аркадием Ватопедским митр. Софроний (Евстратиадис) (Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Monastery of Vatopedi on Mt. Athos. Camb. (Mass.) etc., 1924), он же издал каталог 2046 рукопией Вел. Лавры, подготовленный Спиридоном Кабанасом (Κατλογος τν κωδκων τς Μεγστης Λαρας τς ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει. 1925). Эти основные каталоги дополняют описания, к-рые составили Евлогий Курилас (более 500 кодексов из б-к Кавсокаливийского скита, скита св. Анны и др.), Евдоким Ксиропотамский (84 ркп. из Ксиропотама), Евфимий Дионисиатский (218 ркп. из Дионисиата), М. Манусакас (15 ркп. мон-ря Ставроникита), Пантелеимон Лавриот (165 ркп. Вел. Лавры), Герасим Микраяннанит и др. (см. также: Πολτης Λ. , Μανοσακας Μ. Ι. Συμπληρωματικο κατλογοι χειρογρφων το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1973 ). С 50-х гг. XX в. ведется активная работа по микрофильмированию афонских рукописей; наиболее полным собранием микрофильмов располагает Патриарший ин-т патристических исследований в мон-ре Влатадон (Фессалоника). Согласно Уставу, «желающий посетить библиотеки Свящ. Монастырей обязан предъявить в Свящ. Кинот письменные рекомендации Министерства иностранных дел Греции или Вселенской Патриархии, с которыми он находится в непосредственной переписке» (ст. 185). С 70-х гг. XX в. наблюдается тенденция к централизации рукописных собраний А. Книги мн. скитов и келлий, закрывшихся из-за отсутствия насельников, были переданы в б-ки главных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Богатейшими собраниями рукописных и печатных документов обладали греческие монастыри, однако многолетнее иноземное иго, разорительные набеги пиратов, секуляризация, проведенная баварскими королями, пожары и войны серьезно истощили эти архивные собрания. Тем не менее в работе с ними заложен серьезный исследовательский потенциал – значительная часть монастырских архивов до сих пор остается малоисследованной. Кроме того, на рубеже 19–20 вв. в Греции появляется ряд государственных и частных архивных собраний, часть из которых содержит интересные документы по разным периодам церковной истории 1239 . Лишь в конце 19 в. в среде греческих книжников и ученых появляется серьезное движение по защите афонского наследия и прекращению утечки рукописей. Человеком, заложившим основу организации и охраны афонских библиотек, был Спиридон Ламброс (1851–1919), родоначальник греческой византинистики. По поручению Греческого парламента он предпринял две поездки на Афон в 1880 и 1895 гг., результатом которых стало издание 2–хтомного каталога греческих рукописей Афона. Всего в нем описано 6 618 рукописей из всех афонских монастырей, кроме Лавры и Ватопеда 1240 . Каталог 1 536 рукописей Ватопеда издал митрополит Леонтопольский Софроний Евстратиадис (1924). Он же помог лаврскому монаху Спиридону Камбанаосу в публикации каталога 2 046 рукописей Великой Лавры (1925). Каталоги Ламброса и Евстрадиадиса дополнил целый ряд исследователей 1241 . Преосвященный Порфирий (Успенский) , Ланглуа, Эммануил Гедеон предприняли издание ряда найденных на Святой Горе рукописей 1242 . Этапным стало собрание рукописных документов, опубликованное Ф. Мейером 1243 . Издавали рукописи и многие греческие ученые: А. Лавриотис 1244 , Г. Смирнакис 1245 , Д. Петракакос 1246 , X. Ктенас 1247 , Г. Нандрис 1248 . Начало системного издания афонских рукописей относится к концу 19 – началу 20 в. В 1873 г. были опубликованы рукописи Пантелеймонова монастыря, найденные преосвященным Порфирием. В дальнейшем издательская программа реализовывалась совместными усилиями французских и русских ученных. Были опубликованы некоторые рукописи Ксенофонта (1903), Пантократора (1903), Эсфигмена (1906), Зографа (1907), Хиландара (славянские: 1910; греческие: 1915), Филофея (1913). Серия получила название Actes del’Athos. Дальнейшей работе помешала революция и Первая мировая война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прп., затворник (пам. 24 марта). Время и обстоятельства жизни З. неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) обозначено только имя. В греч. стишном Синаксаре Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 413) З. назван преподобным, в греч. стишном синаксаре XII в. (Paris. gr. 1575) - монахом и затворником (греч. γκλειστος). Согласно рукописной греч. Минее XV в. (Paris. gr. 342), З. подвизался в Харсиане. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, пишет, что З. жил в Харсикии. Возможно, речь идет о Харсианской обл. в Каппадокии, где находился мон-рь, основанный прп. Никифором (пам. 23 окт.). В греч. служебной Минее XVI в. (ГИМ. Син. греч. 296. Л. 268 - Владимир (Филантропов) . Описание. С. 410) отмечена память преподобного З., подвизавшегося на горе Латр (Латм). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), З. жил на горе Латр, на что косвенно указывает память прп. Авраама Латрийского, отмеченная под 26 марта. В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца было высказано предположение, что З. являлся сыном прп. Кариона (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.), подвизавшимся вместе с отцом в одном из мон-рей в Скиту (Египет). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 177-180, 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 66-67, 95) приводится 6 изречений о Захарии. Однако, по мнению Софрония (Евстратиадиса), отождествление З. со скитским подвижником невозможно из-за прямого указания источников на место его пребывания вне Египта. В акростихе канона в честь З. обозначено имя Иосиф. Возможно, автором канона является прп. Иосиф Песнописец († 886). Канон не содержит никаких дополнительных сведений о святом (AHG. T. 7. P. 264-274). Перевод канона помещен под 24 марта в южнослав. Минее (ГИМ. Хлуд. 154), XIV в. В календаре РПЦ З. назван Отверстым, однако в источниках эпитет не объясняется. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 482; SynCP. Col. 557-558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 131-132.

http://pravenc.ru/text/182671.html

PG. Т. CLX. См. также Δημητρακηονλος. ρθδοξος λλς, 98–105; Krumbacher. Geschichte der byz. Litteratur. § 41. 440 μφιλ χια (издание Софокла Экономоса), 181–182. Ср.: Православный Палестинский сборник. СПб., 1892. Т. XI, выпуск 1. С. 5–7. 442 Migne. PG. Т. CXVIII-CXIX. – В русском переводе имеются толкования Икумения на Пасторские послания ап. Павла к Тимофею и Титу (Киев, 1888). 443 Творения Феофилакта изданы у Migne’я. PG. Т. CXXIII-CXXVI. Русский перевод Благовестника, толкования посланий ап. Павла и Соборных посланий был исполнен Казанской Духовной академией. 444 Migne. PG. Т. СХХХ. – О других изданиях трудов Зигабена см. у Крумбахера (§ 21). Русский их перевод был сделан в Киеве и Туле. 445 В заключение отметим важное научное значение сочинения византийского писателя Михаила Гликаса (XII b.) Ες τς πορας τς Θει ς Γραφς κεφλαια, изданного митрополитом Софронием Евстратиади. θναι, 1906. Σ. 353–356, и содержащего богословско-экзегетические исследования по поводу недоуменных мест из Св. Писания Нового и Ветхого Завета. Писатель имел обширные и глубокие познания в богословии и дал весьма полезный и основательный комментарий к библейскому тексту. 449 Также Никон (XI b.), монах Раифского монастыря на Синайском полуострове, написал аскетический труд «Изъяснение божественных заповедей Господа», который ещё не издан. Он представляет краткое аскетическое руководство для монахов, составленное для замены многих книг аскетического содержания, которыми иноки, вследствие нашествия сарацин, не могли пользоваться. Толкования изречений Спасителя изложены в 63 главах по руководству Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Афанасия Великого , Климента Римского , Игнатия Богоносца и других отцов и соборных определений. Материал изложен без строгой системы и даёт практические наставления аскетического характера. Не издан и другой небольшой труд Никона «О посте Богоматери (Успенском)». Иоанн, патриарх Антиохийский (1093–1103), составил «Речь о монашеской Дисциплине и о получающих монастыри в дар и извлекающих из них прибыль» (Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Обширное собрание глав, дошедшее до нас в составе кодексов Barb. gr. 420 и 592, нередко соотносят с другим, как будто бы, самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда , как и «Исихастское утешение» упомянутым в «Профеории» к последнему (в рукописи Vat. gr. 736): «Исихастским обучением (или посвящением)» (συχαστικ γωγ), поскольку в Barb. 420 на верхнем поле л. 32 12-ю главу предваряет следующая запись: ντεθεν συχαστικς γωγς βιβλον (πρτ)ον («Отсюда начинается первая книга “Исихастского обучения”» 21 . Действительно, на верхнем поле над 12-й главой в рукописи Barb. gr. 420 имеется такая запись. В «Профеории» Каллист Ангеликуд говорит, что в одной книге он поведал «о славе Божией», и «воистину блажен тот, кто... сначала читает то, что [написано] о славе Божией, а потом настоящее [сочинение]»; завершается «Профеория» так: «То называется “Исихастское обучение”, а другое – “Исихастское утешение”.» 22 . Можно ли считать «Исихастским обучением» собрание, состоявшее изначально не менее чем из 222 глав 23 и сохранившееся в составе рукописей Barb. gr. 420 и 592? Тематически оно не менее разнообразно, чем так называемое «Исихастское утешение», и никак не сводится к описанию созерцания «славы Божией». Либо Каллист Ангеликуд не следовал точно намеченному в «Профеории» плану, либо и здесь, как и в случае с «Исихастским утешением», мы имеем дело с собранием, границы которого довольно свободны, чтобы не сказать «размыты», а содержание не ограничивается какой-либо одной темой. Именно поэтому такое собрание вряд ли может восприниматься как отдельное целостное сочинение и таким образом быть отождествлено с «Исихастским обучением». Однако «Исихастское обучение» – это и не 115 глав, сохранившихся в рукописи Iber. 506 24 , поскольку это собрание дошло до нас полностью и 12-я глава из рукописи Barb. gr. 420 там отсутствует. Еще одно собрание, состоящее сегодня из 92 глав, до недавнего времени считалось сохранившимся только в рукописях XVIII в. 25 (На одной из них – Karakall. 72(1585) 26 была основана публикация под новым заглавием в «Добротолюбии» в 1782 г. 27 ). Однако в минувшем году в поле зрения исследователей наследия Каллиста Ангеликуда попала ценнейшая рукопись из собрания афонского монастыря Ватопед: Cod. Athous Vatop. gr. 610 28 . Эту рукопись нельзя назвать полностью неизвестной: в свое время она была каталогизирована и ее описание (весьма скудное) вошло в известный каталог рукописей Ватопедской обители, составленный иеродиаконом Аркадием Ватопедским и Софронием Евстратиадисом, бывшим архиепископом Леонтопольским. Приведем здесь это описание полностью:

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

В греч. календарях память И. С. отмечается 21 февр. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 236; Δπτυχα. 2009. Σ. 41). Кроме того, некий К-польский архиеп. Иоанн, упоминаемый под 30 или 31 авг. вместе с К-польскими архиепископами Александром I и Павлом III ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386), является, по мнению И. Делеэ и митр. Софрония (Евстратиадиса), одним лицом с И. С., поскольку 31 авг. упомянут как день смерти этого святого (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233). Однако существуют др. трактовки этой календарной записи: в комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца И. С. отождествлен с Иоанном II Каппадокийцем ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 292-294), а архиеп. Сергий (Спасский) считал, что речь идет об Иоанне IV Постнике ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Последняя т. зр. отражена в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). Ист.: Eustathius. Vita Sancti Eutychii. 39-41//PG. 86b. Col. 2320-2321; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38, V 13; Theoph. Chron. P. 240-241, 243, 248; Nicheph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 455; Victor Tununensis. Chronicon//PL. 68. Col. 937; Niceph. Const. Chronogr. P. 118; SynCP. P. 749; Mich. Syr. Chron. IV 30, X 31// Idem. T. 2. P. 249, 292-294, 296-297; Ioan. Ephes. Hist. eccl. 1935. Vol. 2. P. 105-106. Изд.: Бенешевич. ДСК. 1906-1907. Т. 1; Bene š evi V., ed. Ioannis Scholastici Synagoga L titulorum ceteraque eiusdem opera iuridica. Münch., 1937. Vol. 1. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Т. 3. С. 80; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; DTC. T. 8. Col. 829-831; Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юрид. сборники Иоанна Схоластика: (К древнейшей истории источников права греко-вост. Церкви). СПб., 1914; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 144, 422-423; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. Vol. 2. P. 687-690; Va š ica J. Collectio 87(93) capitulorum dans les nomocanons slaves//Bsl. 1959. Vol. 20. P. 1-8; u ek I. Kormaja Kniga: Stud. on the Chief Code of Russ. Canon Law. R., 1964; Ven, P. van den. L " accesion de Jean le Scholastique aux siège patriarchal de Constantinople en 565//Byz. 1965. Vol. 35. P. 320-352; Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late VIth Cent.//Byz. 1980. Vol. 50. P. 5-17; CPG, N 7550-7551; Wal, N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985; RegPatr, N 521-529; ODB. Vol. 2. Col. 1047; EEC. Vol. 1. P. 439; Maksimovi K. Aufbau und Quellen des altrussischen Ustjuger Nomokanons//FM. 1998. Bd. 10. S. 477-508; Белякова Е. В., Щапов Я. Н. Новеллы императора Юстиниана в рус. письменной традиции: К истории рецепции римского права в России. М., 2005. С. 15-39.

http://pravenc.ru/text/469582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (IV в.), мч. Персидский (пам. 13, 14 апр.). Согласно краткому синаксарному сказанию, Е. по происхождению был перс. Уверовав во Христа, он пришел к сщмч. Симеону , еп. Персидскому (пам. 17 апр.), чтобы тот наставил его в христ. учении. Вернувшись домой, Е. проповедовал приходившим к нему язычникам, многих обратил к вере и крестил. Об этом было доложено царю, к-рый приказал схватить Е. На допросе, видя непоколебимость мученика, царь передал его верховным жрецам и повелел им заставить Е. отречься от Христа. После долгих мучений Е. был обезглавлен. Особенностью синаксарного сказания является изложение проповеди Е. в формулировках, близких к определениям Вселенского IV Собора (451). Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, сообщает, что в рукописи Великой Лавры XIV в. (Ath. Laur. I 70) содержится сказание о Е. и Зоиле Римлянине , согласно к-рому они добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в нечестии и отступничестве. Тогда правитель приказал колесовать Е. Видя стойкость мученика, Зоил не поддался на уговоры идолопоклонников и после долгих пыток оба были усечены мечом (в двустишии Зоилу говорится, что он был повешен на древе). Болландист П. Петерс отождествляет Е. с мч. Азатом (Азадом, Гухиштазадом), евнухом персид. царя Шапура II (309-379), упоминаемым в Житии сщмч. Симеона Персидского. Имя Азат в персид. языке соответствует греч. Елевферий (свободный) и является составной частью имени Гухиштазад, 1-я часть к-рого, означающая «лучший», по всей видимости, могла опускаться. Др. основанием для отождествления послужил фрагмент Мученичества Махдукта , Адхурпарва и Михрнерсеса, пострадавших в 318 г. в г. Карка-де-Ледан (BHO, N 1106). Спасаясь от преследований, мученики укрылись в пещере на горе Берайн. Тогда царь Шапур отправил на их поиски одного из своих придворных евнухов - Гухиштазада. Однако святые обратили его ко Христу и, предсказав ему мученическую кончину, направили к сщмч. Симеону Персидскому, чтобы тот крестил его.

http://pravenc.ru/text/189709.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010