29 Имеется в виду “Положение о созыве поместного собора православной российской церкви 1923 г.” от 1 февраля 1923 г. Опубл.: Поместный собор. Симбирск, 1923. С. 3–7. 30 Это было следствием политики ГПУ. Е. Тучков указывал, что необходимо “провести предсоборную кампанию, дабы на собор не попало большинство церковников черносотенно Тихоновского толка”. — ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 372. Л. 92; Архивы Кремля. Кн. 2. С. 345. 31 В сентябре 1922 г. на сторону ВЦУ перешел епископ Новониколаевский Софроний (Арефьев), см. Священник Михаил Фаст. История Томской епархии (1917–1944). Дисс… канд. богословия. МДА. Сергиев Посад, 2000. С. 99. Тогда же обновленцев поддержал находящийся на покое и проживавший в Томске бывший епископ Акмолинский, викарий Томской епархии Гавриил (Воево­дин), см. Там же. С. 98–99. Третьим епископом, упомянутым архиепископом Иларионом, очевидно, является бывший епископ Красноярский и Енисейский Назарий (Андреев), который в сентябре 1922 г. под давлением ГПУ покинул кафедру и выехал в Томск в распоряжение обновленческого Сибирского церковного управления, см. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 40. 32 21 сентября 1922 г. указанными выше тремя архиереями был рукоположен вдовый протоиерей Иоанн Завадовский в викарного епископа Бийско-Алтай­ской епархии. 24 сентября 1922 г. вдовый протоиерей Николай Чижов ими был произведен во епископа Иркутского, см. Священник Михаил Фаст. Указ. соч. С. 48; Обновленческий раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. М., 2002. С. 768, 877–878). 33 Блинов Петр Федорович (род. ок. 1890 — репрессирован ок. 1938 г.), один из лидеров обновленческого движения, организатор “Сибирской Живой церкви” и обновленческого “Сибирского Церковного Управления” (СибЦУ или “Сиб­церковь”), у обновленцев носил титулы “митрополит всея Сибири”, “председатель сибирской церкви”. Лжехиротония, произведенная Иоанном Завадовским и Николаем Чижовым, состоялась 8 октября 1923 г. в Томске. Вершиной обновленческой деятельности П. Блинова стало председательствование на проходившем в Храме Христа Спасителя Всероссийском поместном соборе обновленцев (29 апр.–9 мая 1923) и возглавление депутации этого лжесобора к Святейшему Патриарху Тихону, которому П. Блинов огласил и вручил соборное определение. На соборе 1923 г. П. Блинов возглавлял группу из 60 депутатов сибирских обновленцев под названием “Сибирская группа Живая церковь”.

http://pravmir.ru/publichnyie-disputyi-s...

В марте произошло событие, нарушившее жизнь четырнадцатого коридора. Кто-то узнал, что произошла покража в каптерке и по этому случаю объявляется голодовка всей тюрьмы. Протесты должны выражать сами арестанты и особым образом. Они должны подходить к открытым окнам и кричать: «Прокурора!.. Прокурора!..» И так целый день. Была ли кража, или ее не было, – неизвестно. Но горы каши валялись перед окнами камеры. Арестанты реагировали по-своему. Отец Алексий решил присоединиться к голодовке, объявленной камерой. Я же решил спросить совета у епископа Петра Тверского. Тот дал отрицательный ответ: «Это не наше средство… Мы не видели ничего… Мы – заключенные… Будем воздержаны от голодовки…» К нам присоединились евреи. Утром раздали пайки хлеба, согласившиеся голодать его не брали. Я взял свой паек. Целый день кричали «прокурора», на ночь замолкли. А утром прекратили голодовку. За это или по другому делу надзиратель нашего четырнадцатого коридора Павел Соколов через три месяца оказался в Соловках. Наша камера оказалась раскассированная. Я и отец Алексий оказались в тринадцатом коридоре, в общей камере на 75 человек. Здесь же был уже архиепископ Новониколаевский Софроний (Арефьев). Здесь же находился священник московской церкви, взятый за изъятие ценностей, страшно тосковавший, вспоминавший домашнюю обстановку, кофе, чай, белый хлеб. Услышав, что в тринадцатом коридоре, в соседней камере находится группа духовенства, я попросил дежурного по коридору перевести меня туда под предлогом – «к своим землякам». Просьба была уважена, и я был переведен. Там оказались: настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий, впоследствии архиепископ Новониколаевский и Якутский, архиепископ Киевский Димитрий, священник о. Василий Славучевский, владевший приятным первым тенором. Я оказался недостающим для трио вторым тенором. Бас был готовым, – о. архимандрит Алексий, который обрадовался моему приходу. В субботу староста камеры нашей, уголовный преступник Цыган, заявил: «Так как с нами сидит духовенство, епископы и прочие, то я считаю нужным воспретить матерщину и прочую брань, и сквернословие из уважения к ним… А ты, Васька, – чтобы я не слышал в камере нашей жалоб на покражу мыла и прочего!..» Васька, мелкий уголовник, дал свое согласие, затем обратился к епископу с вопросом: «Желаете сегодня и завтра совершить службу, то я дам согласие своей камеры…» Архимандрит Донского монастыря выразил свое удовольствие, и здесь перераспределил обязанности: архиепископ Димитрий Киевский за священника, остальные – хористы и чтецы. Архимандрит – за регента. Остальные в камере обязались поддерживать порядок. Мы, хористы, согласились петь нотное: «Блажен муж», «свете тихий…» Архимандрит солировал: «Блажен муж… блажени вси…», «Ныне отпущаеши…» Дворецкого, «Хвалите имя Господне…» Архангельского. Впечатление в камере – сильное. Голоса прекрасные оказались и среди духовенства. Внимал и надзиратель, по временам через окошечко дверное приговаривал нам, поющим: «Потише…»

http://pravmir.ru/tyuremnaya-pasxa/

Варфоломей, митр. Новосибирский и Барнаульский. Фотография. 50-е гг. XX в. Варфоломей, митр. Новосибирский и Барнаульский. Фотография. 50-е гг. XX в. В февр. 1922 г. было учреждено Новониколаевское вик-ство Томской и Алтайской епархии. Указом Синода от 20 февр. 1922 г. (ГА Новосибирской обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 149. Л. 108) епископом Новониколаевским был назначен Софроний (Арефьев) - первый архиерей, имевший местом своего служения Новониколаевск. В 1922 г. в стране была развернута кампания по изъятию церковных ценностей , затронувшая и Сибирь. Новониколаевская «тройка» приступила к работе в марте 1922 г. К кон. авг. 1922 г. в Новониколаевской губ. было изъято 18 пудов 15 фунтов серебра, 12 серебряных риз: в Каинском у.- 23 фунта серебра, в Черепановском у.- 2 пуда 36 фунтов, в Каменском у.- 3 пуда 20 фунтов, в Каргатском у.- 4 пуда 7 фунтов, в Новониколаевском у.- 7 пудов 27 фунтов серебра (Информационно-политическое письмо 1 Новониколаевского губкома РКП(б) секретарям укомов и райкомов//Там же. Ф. П-10. Оп. 1. Д. 175. Л. 18). Летом 1922 г. еп. Софроний присоединился к обновленчеству , чьи позиции в Сибири были сильны. Новониколаевск стал центром Сибирской обновленческой митрополии, образованной сторонниками еп. Софрония в нач. окт. 1922 г. на съезде духовенства и мирян Новониколаевской губ. Съезд объявил о разрыве с обновленческим Сибирским церковным управлением в Томске и избрал Временное церковное управление (ВЦУ) Сибирской митрополии, включившее 3 священнослужителей и 2 мирян под председательством еп. Софрония. Это вызвало серьезный конфликт с Сибирским церковным управлением в Томске во главе с Петром Блиновым , объявившим о создании Сибирской митрополии в своей юрисдикции и одновременно об организации обновленческой Новониколаевской епархии во главе с «епископом» Александром Авдентовым (1922-1923). В кон. 1922 г. конфликт внутри обновленческого движения разрешился после вмешательства в него полномочного представительства ГПУ по Сибкраю, арестовавшего руководство ВЦУ Сибирской митрополии во главе с еп. Софронием и организовавшего перевод Сибирского церковного управления из Томска в Новониколаевск. Однако, когда обновленцы попытались организовать в Новониколаевске 1-й обновленческий съезд духовенства и мирян губернии, оказалось, что раскольники не имеют поддержки со стороны большинства духовенства и верующих. По данным сводки VI отд-ния Секретного отдела ГПУ от 14 сент. 1922 г. «О расколе духовенства за период с 15 июля по 20 авг. 1922 г.», «Сов. Сибирь слабо откликается на церковный вопрос», т. е. не поддерживает антиправосл. кампанию (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 331).

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Он часто говорил об удушении, рассказывал, как Малюта Скуратов удавил митрополита Филиппа. Предчувствия оправдались Владыка предчувствовал, и какой именно смертью умрет. Он часто говорил об удушении, рассказывал близким о том, как Малюта Скуратов удавил митрополита Филиппа. Однажды при переезде на другую квартиру владыке Памфилу предложили домик, стоящий внутри огорода, а он сказал: «Нет, не подходит, здесь задушат – и никто не узнает» . Предчувствия оправдались: он умер 23 января – на следующий день после памяти митрополита Филиппа, задушенного Малютой. Ранним утром его нашли стоящим на коленях под яблоневой веткой с петлей на шее. Никто не верил в самоубийство владыки Памфила. Люди говорили: «Как это – вчера еще говорил проповедь о вечной жизни, мужественно терпел все насмешки и надругательства, а сегодня повесился…» Церковь отказалась хоронить «самоубийцу» (ясно, что на то было распоряжение властей). Один верующий сказал: «Коли вы не берете, я возьму тело епископа Памфила в свой дом». Тогда владыку разрешили похоронить. Принесли тело в Георгиевский храм и поставили его в Феодоровском приделе, в углу, около иконы Божией Матери «Троеручица». Все духовенство боялось совершать погребение. Согласился отпеть его как простого монаха только самый младший священник отец Иоанн. Он служил чин погребения и всё время плакал. Как дойдет до слов «монаха Памфила» – так служба прерывается, рыдает священник и вся церковь. Стон и плач! А вскоре отец Иоанн исчез… Похоронили владыку на старом кладбище слева от входа, недалеко от главной аллеи (вход с ул. Северной). Всем миром поставили скромный памятник из серой крошки. На постаменте написано: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Лясковский Петр Александрович. 25 января 1936 года. 65 лет». Приехавший на смену владыке Памфилу епископ Софроний (Арефьев), узнав, что епископа Памфила поминают как простого монаха, собрал все материалы о нем и поехал в Москву. Когда он вернулся, владыку Памфила стали поминать как епископа и до сих пор так поминают.

http://pravoslavie.ru/89894.html

В октябре 1917 года, совершив длительный путь из Ирана в Семиречье, в Верный, на новую Верненско-Семиреченскую кафедру прибыл Преосвященный Пимен (Белоликов) , бывший епископ Салмасский. Молодой тридцатисемилетний Владыка, кандидат Киевской Академии, православный публицист, прекрасно знавший тюркские наречия, имел многолетний опыт миссионерского служения на Востоке. Он духовно окормлял находившиеся в Персии казачьи войска. Все это было немаловажно для его нового служения в православном оазисе на китайской границе. Прибыв в Верный за две недели до октябрьского переворота, свой талант проповедника и организатора церковного дела Владыка Пимен отдал на защиту Православной Церкви. Он много и вдохновенно служил в верненских храмах, неустанно проповедовал с церковного амвона, его беседы в Доме религиозно-нравственного просвещения собирали множество народа. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником — Пермским епископом Андроником, будущим мучеником, епископ Пимен разоблачал демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывал к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы Павлом Виноградовым как «контрреволюционные речи с амвона». Откровенная позиция преосвященного Пимена обрекла его на мученическую смерть. В конце лета — начале осени 1918 года он был тайно убит по приказу исполнительного комитета верненского РСДРП. С момента гибели епископа Пимена вплоть до 1927 года Алма-Атинская кафедра оставалась пустующей. Назначенные на нее: в 1919 году епископ Софроний (Арефьев) и в 1921 — епископ Леонид (Скобеев) — так и не доехали до места своего назначения. Первый предпочел ей Якутскую кафедру, а второй, промедлив до 1922 года,— обновленческий раскол. После октябрьского переворота в Верном в первую очередь были закрыты церкви, имеющие прямое отношение к народному образованию и воспитанию: церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия при мужской гимназии, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при женской гимназии, приютская Александро-Мариинская церковь, а также тюремная церковь апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Новосибирская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Новосибирской области [ править править код ] До революции 1917 года церковная жизнь в Новониколаевске (с 1926 г. - Новосибирск) в значительной степени была связана с православными миссионерскими традициями: в Александро-Невском храме в начале XX в. во время своих миссионерских путешествий по Сибири совершал Богослужения святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский и Алтайский. В храмах Новониколаевска служили священники из миссионерской династии Россовых. Близость Алтайской духовной миссии оказывала благотворное влияние на развитие просветительной и благотворительной церковной деятельности в Новониколаевске. До 1924 года на территории современной Новосибирской области было 310 православных храмов и молитвенных домов. Эти приходы (кроме части Чистоозерного, Купинского, Татарского и Усть-Таркского районов) входили в Томскую епархию. В феврале 1922 года учреждено Новониколаевское викариатство Томской епархии. Епископом Новониколаевским назначен Преосвященный Софроний (Арефьев), который в конце 1922 года был арестован. Это позволило утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Новониколаевск становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. На рубеже 20-х — 30-х началось массовое закрытие и разрушение храмов. Были арестованы, расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения несколько сот священнослужителей и мирян Новосибирской епархии: протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин (канонизированы Русской Православной Церковью в 2002 г.), архиепископ Сергий (Васильков), архимандрит Сергий (Скрипальщиков), протоиереи: Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, священники: Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиакон Григорий Солодилов и многие другие. В конце 30-х годов были закрыты все церкви на территории области, кроме единственной — Успенской кладбищенской церкви в Новосибирске. Этот маленький храм стал на короткое время кафедральным для прибывшего в Новосибирск в августе 1943 года архиепископа (впоследствии митрополита) Варфоломея. Трудами и молитвами владыки открыты многие храмы на огромной территории от Урала до Тихого океана. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирская_...

1918–1921: 1921–1921: Серафим Чичагов 28 .09(11.30).1921 –30.01(12.02)1922: Георгий Ярошевский , в. у. 1921–1922: Владимир Тихоницкий, в. y., паки 30 .01(12.02).1922–21.01(08.02).1923: Георгий Ярошевский 14(27).02.1923–1948: Дионисий Валединский 1945–1946: Тимофей Штретер, в. у. Васильсурская 25 .07(07.08).1920–03(16).06.1922: Макарий Знаменский Васильсурская (обн.) 03(16).06.1922–: Макарий Знаменский Вашингтонская (заруб.) 1934–: Антонин 1934–1939: Антоний Покровский Белижская 06(19).12.1923–1924: Алексий Буй 03(16).06.1924–1925: Нектарий Трезвинский 03(16).01.1926–1926: Иона Лазарев Алексий Велижско-Высочанская (обн.) 25 .06(08.07).1923–1929: Михаил Свидерский Великолукская (обн.) 1929–1934: Михаил Свидерский Великолукская и Торопецкая Григорий 16(29).05.1926–02(15)-09.1927: Макарий Звездов 16(29).09.1927–1930: Тихон Рождественский 1930–1934: 14(27).05.1934–1934: Иоанн Троянский. в. у. 07(20).07.1934–1934: Серафим Протопопов 1934–1936: Иоанн Троянский(?) –1947: Великопермская см. Пермская Великоустюжская 1909–1924: Алексий Бельковский, паки 10(23).03.1924–06.1925: Феодор Яцковский 1925–27.11 (10.12). 1925; Варсонофий Вихвелин 1925–1926: Иринарх Синеоков-Андреевский 14(27).12.1927–09(22).03.1932: Софроний Арефьев 09(22).03.1932–11(24).08.1933: Серафим Трофимов 09(22).1933–11(24).08.1933: Николай Клементьев, в. у. 11(24).08.1933–01.1936: Николай Клементьев 01 .1936–20.06(03.07).1937: Питирим Крылов Великоустюжская (обн.) 27 .09(10.10).1923–1925: Николай Орлов 2 07(20).02.1925–1925: Михаил Постников 25 .02(10.03).1925–1925: Кирилл Ильинский 11(24).04.1925–21.01(03.02).1927: Николай Ашихмин 1927–1933: 1933–09(22).04.1936: Иоанн Тюрин 09(22).04.1936–13(26).07.1942: Михаил Соколовский Вельская 17(30).01.1910–1921: Антоний Быстров 1921–1923: 08(21).10.1923–1927: Николай Караулов Вельская (обн.) 05 .1934–1935: Николай Поспелов Веневская 01(14).01.1924–1925: Флавиан Сорокин 1925–1928: 05(18).12.1928–1928: Флавиан Сорокин, паки Венская (заруб.) 1939–: Василий Павловский – 1946:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

28 .05(10.06).1923–19.08101.09).1923: Александр Введенский 2, в. у. 1922–1924: Софроний Арефьев, в. у. Новосибирская и Барнаульская 15(28).09.1924–17(30).04.1937: Никифор Асташевский 08(21).05.1935 –05(18).05.1937: Сергий Васильков, в. у. 1937–1943: 26 .02(11.03).1943–19.05(01.06). 1956: Варфоломей Городцов Новосильская 1920–1921: Корнилий Соболев 09(22).05.1921–24.08(06.09).1924: Варлаам Пикалов Новоторжская 08(21).03.1920–1927: Феофил Богоявленский 13(26).07.1927–16(29).01.1928: Андрей Комаров 1928–1928: Захария Лобов 01(14).06.1929–1929: Григорий Козырев 01 (14).03.1929–03(16).04.1930: Феодор Яцковский 04(17).05.1931–30.12(12.01).1931: Павел Чистяков 1931–1932: 22 .11(05.12).1933–08.1936: Агапит Борзаковский Новоторжская (обн.) 09 .1931–09.1931: Гавриил Ольховик Новохоперская Павел Крылов Новохоперская (обн.) 18 .02(03.03).1925–22.09(05.10).1926: Василий Павлов Новочеркасская см. Донская Новочеркасская (григ.) 1931–06(7).1943: Фотий Топиро 04(17).04.1932–1934: Иулиан Симашкевич, в. у. Новочеркасская (обн.) 28 .03(10.04).1925–02(15).10.1925: Пётр Рождественский 03(16).10.1925–03(16).01.1926: Георгий Добронравов 1926–1934: 1934–1937: Иулиан Симашкевич Ногинская 1921–17(30).10.1923: Никанор Кудрявцев 01(14).10.1923–1929: Платон Руднев Ногинская (обн.) 08(21).08.1922–29.11(12.12).1922: Николай Федотов 1922–1925: 10 .1925–10(23).02.1926: Георгий Жук Нолинская 19 .09(02.10).1928–20.10(02.11).1928: Авраамий Чурилин 1928–1929: Александр Малинин 1929–13(26).03.1932: Георгий Анисимов Нолинская (обн.) 03 .(16)03.1924–20.03(02.04).1925: Николай Тихвинский Нью-Джерсийская (заруб.) Виталий Максименко Нью-Йоркская см. Американская Няндомская 29 .01(11.02).1930–29.07(11.08).1931: Аполлос Ржаницын Няндомская (обн.) 14(27).03.1930–29.01(11.02).1931: Николай Смирнов Овручская –1924: Максим Жижиленко Одесская 08(21).03.1913–28.09(11.10).1917: Назарий Кириллов 09(22).02.1918–1921: Платон Рождественский 1919–1920: Феодосий Феодосиев, в. у. 1920–13(26).06.1921: Алексий Баженов, в. у. 16(29).05.1921–1923: Парфений Брянских. в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Положение патриарха Тихона в те годы охарактеризовал священномученик Петр (Полянский) : «Святейший в настоящее время находится в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны, нужно подчиниться гражданской власти, а с другой – в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению Церкви». Ради сохранения Церкви и возможности вести борьбу с расколом новый Синод заявил об отмежевании от контрреволюции и предписал поминать власть за богослужением. Удаление от политических вопросов способствовало сохранению единства Церкви и осуждению раскола. В посланиях от 15 июля и от 5 августа 1923 г. патриарх Тихон объявил обновленческую структуру раскольничьей, а все ее таинства безблагодатными. Восстановление патриаршего управления привело к массовому возвращению тех, кто отпадал в раскол. Кающиеся часто приносили покаяние перед всем народом. 27 августа 1923 г. принес покаяние перед патриархом митрополит Сергий (Страгородский) . Вернулись в Церковь и другие архипастыри – Анатолий (Грисюк) , Серафим (Мещеряков), Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Софроний (Арефьев). В 1924 г. вернулся в Церковь и отпадавший в обновленческий раскол епископ Александр (Трапицын). В Церковь переходили также архиереи обновленческого поставления. Вопрос о признании их сана решался в индивидуальном порядке. В 1924 г. был принят в сане игумена будущий священномученик Антоний (Панкеев), получивший «архиерейство» в расколе. Вскоре он был рукоположен патриархом Тихоном во епископа Мариупольского. В том же году были приняты в архиерейском сане Петр (Савельев) и Ианникий (Чанцев), а в 1925 г. – Александр (Белозор). В Петрограде успешно действовал рукоположенный в сентябре 1923 г. епископ Лужский Мануил (Лемешевский) , кафедральным собором которого стал поначалу маленький храм святых Косьмы и Дамиана. Под влиянием епископа Мануила в Церковь вернулись из раскола монахи Александро-Невской лавры. К концу года из 113 петроградских обновленческих церквей 85 присоединились к Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

118. [Список прославленных в лике святых новомученников и исповедников российских XX века. Деяние Собора о канонизации других святых XVIII–XX вв.//Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: деяние юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века: Юбилейный Архиерейский Собор. М., 2000. С. 90–112. 119. Фаст, М. В., Фаст, Η. П. Нарымская Голгофа: материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. Из содерж.: [Софроний (Арефьев), архиепископ]. С. 49–54,117–118, 356. 120. Фигуры старых Соловков//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 167–169. 121. Акиньшин, А. Н. «Виновным себя ни в чем не признаю»: [дело «буевцев " 1//Встреча. 1992. С. 34–37: ил. 122. Акиньшин, А. Н. Крест: судьба епископа Алексия Буя//Воронежский курьер. 1992. 10, 13 янв. 123. Алексий (Буй)//России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 822. 124. Андреев, И. М. Епископ Максим Серпуховский (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере//Православный путь (США). 1951. С. 61–70. 125. Горюнов, Ю. П. Возьми крест свой...: Нижегородские священники Державины и их родословие. СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2012. 431 с., л. ил., портр. 126. Житие священномучеников Назария (Грибкова) и Георгия (Колоколова) и мученика Петра (Царапкина)/авт.-сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь: Булат, 2002. 22, с.: ил., портр. 127. Иеромонах Иларий (Лыюров)//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 181–182. 128. Иоанн. Серафим, патриарх Соловецкий. М.: Правосл. Церковь Божией Матери Державная, 2001. 254, с.: цв. ил. 129. Лозина-Лоэинский, В. Из Соловецких тетрадей/авт. предисл. Ф. Погодин//Ученые записки/Рос. правосл. ун-т ап. Иоанна Богослова. М.: Отдел религ. образования и катехизации РПЦ, 1995. 1. С. 188–199.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010