влияния болг. и серб. книжниками выступают также гиперкорректные формы в ряде южнослав. памятников XIII-XIV вв. (не обладающих др. признаками явления), в к-рых слова «русы», «русский», «рушскый» заменяет исходное правильное чтение, с Русью не связанное. Таковы, напр.: «Проиде... северьскуу, и Рушьску (вместо «ужску» - южную), и западну земя» в икосе службы равноап. Константину (Кириллу) Философу в Скопской Минее Праздничной XIII в. ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312. С. 294); «И Халдеомь, и Русомь (вместо: «Ассуромь» - ассирийцам) дасть звездучтение и вльхвование» в переделке «Сказания черноризца Храбра» в составе Берлинского сб. нач. XIV в. (Berlinski sbornik. 1988. Л. 72 об.). Примеры представляют параллель к чтению «рушьскыми письмены» в гл. 8-й пространного Жития равноап. Константина (Кирилла) и весьма показательны, поскольку оба памятника отмечены печатью редактирования болг. книжниками (в скопском списке службы прилагательное «словенский» последовательно заменено на «болгарский», в берлинской переработке «Сказания» наряду со «словенскими» упоминаются и «болгарские» книги). Продукция древнерус. скрипториев оказала заметное влияние на книжное письмо и оформление южнослав. кодексов. Известны случаи работы (во 2-й пол. XIII в.) восточнослав. книгописцев из разных регионов на слав. Балканах: новгородца, участвовавшего в 1262 г. (1-й писец) в переписке в Сербии Иловицкой Кормчей ( 1981), выходца из галицко-волынских земель, переписавшего во 2-й пол. XIII в. на греч. палимпсесте Евангелие-апракос (Евангелие Верковича - РНБ. F.n.I.99; СКСРК, XIV. Вып. 1. Прил. 2. С. 605-606. 16) и др. По наблюдениям югослав. археографов сер.- 2-й пол. XX в. ( Мошин. 1998. С. 70-75; Д. Paзboj писма у Cpбuju до XV в.//Славянска naлeorpaфujя и дипломатика. София, 1985. Кн. 2. С. 66-67), каллиграфические почерки южнослав. рукописей кон. XII - 2-й пол. XIII в. сформировались под воздействием более ранней и совр. ей восточнослав. графики. Для нек-рых серб. рукописей XIII в.

http://pravenc.ru/text/180423.html

София, 1980. С. 5-101; Сп. Српски рукопис Хронографа западноруске и jeзuka. Београд, 1957. Кн. 5/6. Св. 1. С. 187-190; он же. Стари српски писци руске народности од kpaja XV до kpaja XVII в.//ГФФНС. 1960. 5. С. 199-218; он же. Jyжhocлobehcko-pycke културне везе до почетка XVIII в.//ЗбMCKj. 1965. 13. Бр. 2. С. 261-309; он же. и код Срба у Ср. веку и у турског доба. Нови Сад, 1967; C. Руски ymuцaj на српско сликарство XVI и XVII в.//Старинар. Н. С. Београд, 1961. 12. С. 91-109; он же. Хиландар и Pycuja у XVI-XVII о Cbemoj Гори. Београд, 1995. С. 143-170; Адрианова-Перетц В. П. Древнерусские лит. памятники в югославянской письменности//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 5-27; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со слав. странами и Византией. М., 1969. С. 146-166; Атанасов П. Московские старопеч. Прологи и болг. рукописные книги в XVII-XVIII вв.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 154-170; он же. Българо-руски литературни връзки през XVII и XVIII в. София, 1986; Рогов А. И. Связи Руси с балканскими странами в области изобразительного искусства в XVI-XVII вв.//ССл. 1976. 3. С. 57-65; он же. Культурные связи России с балканскими странами в 1-й пол. XVII в.//Связи России с народами Балканского п-ова: 1-я пол. XVII в. М., 1990. С. 114-137; Братков Миней: Кратак приказ//Зб. ucmopuje Београд, 1977. 10. С. 21-40; она же. «Русизми» у зборнику попа В. Мошина. Београд, 1977. С. 129-132; она же. Спис о паду Цариграда 1452 г. и српски хронографи: Прилог ucmopuja. 1980. Год 13. Бр. 49. С. 25-69; 1981. Бр. 50. С. 183-231; Бр. 52. С. 571-601; она же. Жанр српског родослова и Pycuja//Зб. Матице Српске за славистику. Нови Сад, 1994. Бр. 46/47. С. 45-70; она же. О cpnckoj peцenцuju «Хронике света» Мартина Белског//100 година полонистике на Ун-ту у Београду. Београд, 1996. С. 146-167; она же. Хронограф из Свете Горе: О раду непознатог светогорца//Архпр. 1998. 20. С. 93-128; она же. Руски летопис о доласку стараца из атонског Св. Nahmeлejмoha у Москву kpajeм XV в.//ГФФНС. 1999. 27. С. 119-128; она же.

http://pravenc.ru/text/180423.html

  Взаимодействие с Поместными Православными Церквами Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.). В 2005 г. в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Фeoфuлa III . В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.   Межхристианские отношения и сотрудничество Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

http://patriarchia.ru/db/text/547091.htm...

Куев К., Пешков Г. 1986 – Събрани съчинения на Костантин Костенечки. Изследване и текст. София, 1986. Максим Грек 1910 – Сочинения преп. Максима Грека в русском переводе. Часть первая. Нравоучительные сочинения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910. Максим Грек 1911 – Сочинения преп. Максима Грека в русском переводе. Часть третья. Разные сочинения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1911. Максимович К.А. 1998 – Пандекты Никона Черногорца в древнерусском переводе XII в. (юридические тексты). М., 1998. Нестеровский Е. 1895 – Литургика, или Наука о богослужении Православной Церкви. Ч. I. Курск, 1895. Рассуждения 1896 – Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке/Собрал и объяснил И. В. Ягич. СПб., 1896. Соболевский А.И. 2005 – Славяно-русская палеография. 4-е изд. М., 2005. Сочинения 1862 – Сочинения преп. Максима Грека . Ч. III. Казань, 1862. Стоглав 2000 – Емченко Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. Ягич 1886 – Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 гг. Труд орд. акад. И. В. Ягича. СПб., 1886. Friberg – Analytical Greek New Testament. Greek Text Analysis. Ed. by B.Friberg and T.Friberg. Grand Rapids, 1981. Latin Dictionary – Oxford Latin Dictionary. Oxford, 1968. Lampe – A Patristic Greek Lexicon. Ed. by G.W.H. Lampe. Oxford, 1976. Liddel, Scott – A Greek-English Lexicon. Compiled by H.G. Liddel and R. Scott. Oxford, 1996. Louw, Nida – Greek-English Lexicon of the New Testament Based on Semantic Domains. Ed. by J.E.Louw andE.A.Nida. 2 vols. NY, 1988–1989. Pelin V. 1994 – The correspondence of abbot Paisie from Neants (III). Letter to Teodosie, archimandrite at the Sofroniev Hermitage//Revue des etudes Sud-Est Europeennes, t. XXXII, 3–4,1994. Thayer – A Greek-English Lexicon of the New Testament, Being Grimm " s Wilke " s Clavis Novi Tes-tamenti. Translated, Revised and Enlarged by J.H.Thayer. London, 1889. B.A. Ромодановская (Россия, С.-Петербург). О названии сочинения максима грека «Сказание о птице неясыти» 794

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1998. С. 143-152. (Тр. ГИМ; Вып. 100); Matejko L. К poézii Zlatého veka//Slovensko-bulharské jazykové a literárne vzt " ahy. Brat., 1998. S. 25-31; Йовчева М. Новооткрити химнографски произведения на Климент Охридски в Октоиха//Palaeobulgarica. 1999. Год 23. 3. С. 3-30; она же. Гимнографич. наследие кирилло-мефодиевских учеников в рус. книжности//ДРВМ. 2002. 2 (8). С. 100-112; она же. Проблемы текстол. изучения древнейших памятников слав. гимнографии//La poesia liturgica slava antica. София; R., 2003. С. 56-78; она же. Солунският Октоих в контекста на южнослав. Октоиси до XIV в. София, 2004. (КМС; 16); она же. Акростихът в старобългарския канон за Св. Троица като свидетел произхода на творбата//Црквене cmyдuje: Центра за црквене cmyдuje. Ниш, 2005. Год. 2. Бр. 2. С. 299-311; Мошкова Л. В. Гимнографич. произведения Климента Охридского: (Структурно-содержательные особенности)//Славяноведение. 1999. 1. С. 5-21; она же. К вопросу о составе переславских Миней 1-й четв. XV в. (сент.-окт.)//ДРВМ. 2006. 1 [в печати]; Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исслед. М., 1999; Ханник К. Начала слав. гимнографии в кирилломефодиевскую эпоху//Thessaloniki - Magna Moravia: Proc. of the Intern. Conf. Thessal., 1999. С 347-354; Крашенинникова О. А. Три канона из Октоиха Климента Охридского//Славяноведение. 2000. 2. С. 29-41; Mare š F. V. «Hospodine, pomiluj ny»// Idem. Cyrilometodjska tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 403-476; Нечунаева Н. А. Минея как тип славяно-греч. средневек. текста. Таллин, 2000; Федоскина Е. С. Покаянный канон Климента Охридского в составе древнеслав. Октоиха//ВМУ: Филол. 2000. 3. С. 75-83; Podskalsky G. Theologishe Literatur des Mittelalters in Bulgarian und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 425-470; Верещагин Е. М. Церковнослав. книжность на Руси: Лингвотекстол. разыскания. М., 2001; Кравецкий А. Г. , Плетнева А. А. История церковнослав. языка в России, кон. XIX-XX в. М., 2001; Пентковский А. М. , Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в визант.

http://pravenc.ru/text/165013.html

77 Брандт Р. Ф. Павел Иосиф Шафарик как исследователь славянских языков и письмен//Древности. Труды Славянской комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. 2. (1898). С. 7. 84 По замечанию комментатора книги Г. Подскальского «Христианство и богословская литература в Киевской Руси (СПБ., 1996) К. К. Акентьева, на данный момент возобновлен поиск «следов более древнего (вплоть до VIII в.) происхождения глаголицы, как одного из «миссионерских алфавитов» Христианского Востока». Им обращено внимание на следующие интересные работы: Прохоров Г. М. Глаголица среди миссионерских азбук//ТОДРЛ. T. XLV (1992). С. 178–199; Лурье В. М. Около Солунской легенды: из истории миссионерства в период монофелитской унии//Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С. 23–52. (См.: Акентьев К. К. Комментарий издателей//Подскальский Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). СПб., 1996. С. 512). 85 Свежим аргументом в пользу глаголицы можно считать появление на аукционе «Кристис» редкой вещи – глаголической Псалтири, написанной архаическим вариантом глаголицы. Как полагают ученые, этот «круглый», очень древний вид глаголического письма, использовавшийся или в Болгарии, или в Македонии, ближе всего стоит к первому славянскому алфавиту, созданному св. Константином-Кириллом в середине IX века. Интересно в этом обнаруженном раритете также и то, что в начале каждого псалма на полях имелись кириллические приписки, что говорит об их позднем происхождении (Франклин С. Глаголическая Псалтирь: неоконченное повествование//Итоги. 13 октября 1998. С. 56–57). 91 Впрочем, в научной литературе до сих пор нет единства по вопросу о том, действительно ли Упирь Лихий в 1047 году списывал свою книгу с глаголического протографа (см.: Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI-XIV веков на пергаментных кодексах. М., 1998. С. 58). 93 Флоря Б. И. Комментарии к Сказанию Черноризца Храбра «О письменах»//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 178. 98 Там же. См. так же: Нанков С., прот. Превод на църковно-богослужебните книги в Болгария//ГДА. T. XV(XLI) (1965–1966). София, 1966. С. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

М., 1998. Т. 3. Лит.: Архангельский А. С. К изучению древнерус. литературы; Творения отцов Церкви в древнерус. письменности. СПб., 1888; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом житии Феодосия//ИОРЯС. 1896. Т. 1; Beck B. Die griechischen Lebensbeschreibungen des Athanasius auf ihr gegenseitiges Verhältnis und ihre Quellen untersucht. Jena; Weida, 1912; Winkelmann F. Untersuchungen zur Kirchengeschichte des Gelasios von Kaisareia. B., 1966. S. 49, 121-123. (Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin. Klasse f. Sprachen, Lit. u. Kunst; 1965. N 3); V öö bus A. Entdeckung einer unbekannten Biographie des Athanasius von Alexandrien: Eine angeblich von Amphilochius von Ikonium verfasste Vita//BZ. 1978. Bd. 71. S. 36-40; Попконстантинов К. , Константинова В. Към въпроса за черноризец Тудор и неговата приписка//Старобългарска литература. София, 1984. Кн. 15. С. 110-111; Winkelmann F. Zur Überlieferung der Vita Athanasii praemetaphrastica BHG Nr. 185//Opes Atticae. Steenbrugge, 1990. P. 455-463; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (Статья 2-я: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196-225; Stiernon D. Atanasio, vescovo di Alessandria//Enciclopedia dei santi: Bibliotheca Sanctorum. R., 1998. T. 2. P. 522-547; Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; H ä gg T. Photius as a Reader of Hagiography: Selection and Crimicism//DOP. 1999. Vol. 53. P. 43-58; Щеголева Л. И. Житие святого Афанасия Александрийского в переводной литературе Древней Руси//Мир житий. М., 2002. С. 12-15, 18. О. В. Лосева Гимнография В дни памяти А. В. (18 янв. и 2 мая) Типикон Великой ц. IX-XI вв. предписывает петь последование А. В. с тропарем и чтениями на литургии. Тропарь по 50-м псалме и входе свидетельствует об особом почитании святителя в К-поле. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 200-202, 278). Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322, 342), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в.

http://pravenc.ru/text/76946.html

7 Васильевский В. Г. 1) Материалы для внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1878. 4.202. С. 161; 2) Законодательство иконоборцев//ЖМНП. 1878. Ч. 199. С. 287. 10 Там же. С. 415. – Ученый показал близость этих институтов в Византии XI-XII вв. и западной бенефициарной системы. 12 Подробную биографию ученого и список его научных трудов см: Горянов Б. Т. Федор Иванович Успенский. .. С. 54–60. 13 Успенский Ф. И. 1) К истории крестьянского землевладения в Византии//ЖМНП. 1883. Ч. 225. С. 45; 2) Следы писцовых книг в Византии//ЖМНП. 1885. Ч. 230; См. также: Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. II. М., 1998. С. 198–203. 14 Успенский Ф. И. К истории крестьянского землевладения. .. С. 120; См.: Курбатов Г. Л. История Византии... С. 111. 15 Успенский Ф. И. 1) Значение византийской и южнославянской пронии//Сборник по славяноведению в честь В. И. Ламанского. СПб., 1883. С. 56; 2) История Византийской империи. Т. III. M., 1998. С. 90. 16 Успенский Ф. И. Уклон консервативной Византии в сторону западных влияний//ВВ. 1916. Т. 22. С. 22–39. 17 Прежде всего следует отметить работы: Успенский Ф. И. 1) Наблюдения по сельскохозяйственной истории Византии//ЖМНП. 1888. Окт. (в ней исследователь изучал формы зависимости париков и организацию византийского земельного хозяйства); 2) Мнения и постановления константинопольских поместных соборов XI-XII вв. о раздаче церковного имущества (харистикарии)//Известия Русского археологического института в Константинополе. 1900. Т. V. 19 Панченко В. А. Крестьянская собственность в Византии. (Земледельческий закон и монастырские акты)//ИРАИК. Т. IX. София. 1904. Курбатов Г. Л. История Византии... С. 118; См. также: Сюзюмов М. Я. Научное наследие Б. А. Панченко//ВВ. 1964. Т. 25. С. 36. 20 Б. А. Панченко признавал развитие феодализма в Византии, но понимал его как «количественное уменьшение частной собственности крестьян путем: а) пожалования земли, населенной крестьянами, пожалования поземельного налога в пользу землевладельца, пожалования права патроната над населением (прония) и б) развития присельничества» (Панченко Б. А. Крестьянская собственность. .. С. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1239 Ioannis Malalae Chronographia ex rec. L. Dindorfii. – Bonnae, 1831. – P. 431; Иоанн Молола. Хронография. Книга XVIII//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история/Пер. A.A. Чекаловой. – СПб., 1998. – С. 470; Иоанн Малала. Хронография/Пер. A.A. Самуткиной// Евагрий Схоластик . Церковная история. Книги III–IV/Пер.с греч., коммент. И.В. Кривушина. – СПб., 2001. – С. 339 1240 Ср.: Прокопий Кесарийский. Война с персами. I. XII. 8//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история/Пер. ст., коммент. A.A. Чекаловой. – М., 1993. – С. 36; Прокопий Кесарийский. О постройках. III. VII. 12//ВДИ. – 1939. – – С. 249). См.: Виноградов Ю.Г. Позднеантичный Боспор и ранняя Византия//ВДИ. – 1998. – – С. 234–246; Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 77–80,94; Сазанов A.B. Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского времени. – С. 28–30,32–34. 1243 Феофан сообщает об этих событиях под 6178 годом от сотворения мира по александрийской эре (1 сентября 685 – 31 августа 686 г.) (Theophanis Chronographia... – P. 363). 1244 См.: Прокопий Кесарийский. Война с готами/Пер. С. П. Кондратьева, вступ. ст. З.В. вальцовой. – М., 1950. – IV. 5.13.14; Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J. Haury, G. Wirth. – Lipsiae, 1963. – P. 505 1245 Чичуров И.С. Указ. соч. – C. 39, 63. На этом основании Фанагорию нельзя считать «апанажем» – уделом каганата, выделенным хаганом Юстиниану II (ср.: Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. – Екатеринбург, 2001. – С. 43). 1249 Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiarum/Ope ab Im. Bekkero. – Bonnae, 1838. – Vol.l. – P.779.7. 1251 Ср.: Гельцер Г. Очерк политической истории Византии//Очерки истории Византии/Под ред. В.К. Бенешевича. – СПб., 1912. – Вып. 1. – С. 59; История Византии. – М., 1967. – Т. 2. – С. 45; Ангелов Д. История на Византия (395–867). – София, 1973. – Ч. 1. – С. 268; Дашков С. Б. Императоры Византии. – М., 1997. – С. 119; Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 46–47; Круглов Е.В. Некоторые проблемы анализа особенностей обращения византийских монет VI–VIII вв. в восточноевропейских странах//Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т.1. – С. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 1985–2003. 4 т. Культура Византии. [I-III]. M., 1984–1991. Православная энциклопедия. М., 1999–2010-. Т. 1–23– [до буквы И]. A [Blackwell] Companion to Byzantium/Ed. L.James. Oxford, 2010. A [Blackwell] Companion to Greek Rhetoric. Oxford, 2007. The Blackwell Companion to Late Antiquity. Oxford, 2009. The Blackwell Companion to the Eastern Christianity/Ed. K. Perry. Oxford, 2010. The Cambridge History of Christianity. I-II, Cambridge, 2006–2007. The Cambridge History of Early Christian Literature. Cambridge, 2004. The Cambridge History of Greek and Roman Warfare. Cambridge, 2007. 2 vol. The Cambridge History of Iran. Ill: The Seleucid, Parthian and Sasanian periods. Cambridge, 1983. 2 vol. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambridge, 1967. The Cambridge History of the Byzantine Empire, с 500–1492/Ed. J. Shepard. Cambridge, 2008. The Cambridge Medieval History, IV: The Byzantine Empire/Ed. J.M. Hussey. Cambridge, 1966–1967. 2 vol. Dictionnaire d " histoire et de geographie ecclesiastique. Paris, 1912–2009-. T 1–29– [до слова Lombardi]. Di Berardino A. (ed.). Patrology: The Golden Age of Latin Patristic Literature from the Council of Nicea to the Council of Chalcedon. Westminster, 1986. Di Berardino A. (ed.). Patrology: The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750). Cambridge, 2006. Encyclopedia of the Early Church/Ed. A. di Berardino. Cambridge, 1992. 2 vol. Late Antiquity: a guide to the postclassical world/Ed. G.W. Bowersock e.a. Cambridge (Mass.), 1999. Le Monde byzantin, I-II (330–1204). Paris, 2004–2007. Lexikon der antiken christlichen Literatur/Hrsg. S. Döpp, W. Geerlings. Freiburg, 1998. Lexikon der Byzantinistik/Hrsg. J. Irmscher. Amsterdam, 1998–1999. Bd. 1–2 [прервался на слове Elfenbein]. Lexikon der christlichen Ikonographie/Hrsg. E. Kirschbaum u.a. Rom u.a., 1968–1976 (Nachdr., 1994). 8 Bde. Lexikon des Mittelalters. München, 1977–1999 (Nachdr.: 2009). 8 Bde.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010