Ашешова А. Н. Рукописное наследие Н. В. Покровского в Отделе рукописей и редких книг Российской Национальной библиотеки//ЦА. 1998. Вып. 4. С. 19–24. Белова Н. А. Н. В. Покровский и Императорская Археологическая комиссия (по документам Рукописного архива ИИМК РАН)//Там же. С. 46–49. Бовкало А. А. Н. В. Покровский – инспектор Санкт-Петербургской Духовной академии//Там же. С. 52–59. Бутова Р. Б. Н. В. Покровский и его роль в возникновении церковно-археологических музеев//Там же. С. 63–65. Жервэ Н. Н. Н. В. Покровский и XV Археологический съезд//Там же. С. 107–108. Залесская В. H. Н. В. Покровский о принципах чтения греческих криптограмм//Там же. С. 108–110. Савельев Ю. Р. Роль церковной археологии и литургики в архитектурной медиевистике второй половины XIX – начала XX вв.//Там же. С. 275. Щенникова Л. А. Книга Н. В. Покровского «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских»//Там же. С. 333–336. А. Г. Т. Материалы к библиографии Н. В. Покровского //Там же. С. 351–369. Жервэ H. H. Н. В. Покровский и новгородские древности//София. 1998. 4. С. 24–25. Мусин А., диакон. Церковно-археологическая конференция, посвященная 150-летию Н. В. Покровского (1848–1917)//София. 1998. 4. С. 21–24. Алексеев А. А. Николай Васильевич Покровский – доктор церковной истории//Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999. С. 3–10. Кызласова И. Л. Очерки истории изучения византийского и древнерусского искусства: (по материалам архивов). М., 1999. С. 5–7, примеч. 32–44. Мусин А. Е. 150 лет со дня рождения Н. В. Покровского //НИС. 1999. Вып. 7 (17). С. 262–266. Щукина Е. С. Две редкие медали памяти русских археологов в собрании Эрмитажа//Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского (14.II.1908–15.X.1990): Тезисы докладов. СПб., 1999. С. 79. О памятной медали в честь 35-летия научной деятельности Покровского, отчеканенной по заказу СПбАИ в 1913 г. на Петербургском монетном дворе (медальер М. А. Скудное) в трех металлах – золоте, серебре и бронзе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 86-87. 91-92). Настоящее их местонахождение неизвестно. Изображения Г. Л. имеются также на крышках чеканных серебряных ковчегов-реликвариев XVIII в. и рубежа XVIII-XIX вв., находящихся в музее Лесновского мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р... 2000. С. 87-88; кат. 23, 24). Изд. житий: Ламанский В. И. О нек-рых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филол. и ист. примечаниями//ЗИАН. 1864. Т. 6. 1. С. 120-122 [проложное]; Сланкаменац П. Легенде о jyжhocлobehckuм анахоретима//ГСНД. 1925. 1/1. С. 232-233; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 395 [проложное]; 396-400 [пространное]; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. на И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 61, 223-224 [новоболг. перевод проложного жития, коммент.]; Велев И. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со кратка peдakцuja//Спектар. Ckonje, 1990. 15. С. 21-38; он же. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со опширна peдakцuja//Там же. С. 49-66; Миловска Д. , Таковски J. Македонска жumujha лит-ра IX-XVIII в. Ckonje, 1996. С. 109-113 [македон. перевод]; Павлова Р. Пролог Рс 705 от Нар. б-ката на Сръбия в Белград//Palaeobulgarica. 1996. 2. С. 120-121; Павлова Р. , Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 133. Лит.: В. Правосл. монаштво и ман-ри у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920; Милановац, 2002р. С. 27-29; Г. Записи и натписи//Зб. за ucmopujy jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1. С. 253-254; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 31-33; В. Локални хагиографии во Makeдohuja. Ckonje, 1977. С. 42; Георгиев Е. Литература на Втора българска държава. София, 1977. Ч. 1: Лит-ра на XIII в. С. 162-163; Янкова В. Циклътъ български аскетични жития и търновска агиографска традиция от XIII-XIV вв.//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Кн. 5: Паметници. Поетика. Историография. С. 187, 188-191; Велев И. Свети Гаврил Лесновски во книжевната mpaдuцuja. Ckonje, 1996; М. М. Житиска икона на Свети Гаврил Лесновски//Културно наследство. Ckonje, 1996. Т. 19-21. С. 165-191; Поп-Атанасов , Велев И. , М. Скрипторски центри во средновек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145, 156-157; С. Ман-р Лесново. Београд, 1998. С. 23-25; Поповска-Коробар В. Лесновски ман-р Св. Архангел Михаил и Св. Гаврил Лесновски. Ckonje, 2000. С. 7-8, 20, 22, 24, 26, 32, 38, 40-42, 49, 52, 54, 67-70, 78-79, 82-83, 84-85; Podskalsky G. Theologishe Literatur des Mimmelalmers in Bulgarien und Serbien (865-1459). Мüпсн., 2000. S. 107, 120, 293-294.

http://pravenc.ru/text/161373.html

Лит.: Маслов С. И. Отрывок Христинопольского Апостола, принадлежащий б-ке Ун-та св. Владимира//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 4. С. 229-269; Mathiesen R. Handlist of Manuscripts Containing Church Slavonic Translations from the Old Testament//Полата кънигописьная. Nijmegen. 1983. N 7. P. 3-48; Алексеев А. А., Лихачева О. Л. Библия//СККДР. Вып. 1. С. 68-83; Olmsted H. М. A Learned Greek Monk in Muscovite Exile: Maksim Greek and Old Testament Prophets//Modern Greek Studies Yearbook. Minneapolis, 1987. Vol. 3. P. 1-73; Zlatanova R. Zur slawischen Übersetzung des Zwölfprophetehbuchs//Anzeiger fur slavische Philologie. Wiesbaden; Graz, 1992. Bd 21. S. 156-181; Христова Б. Тълкуванията на старозаветни и новозаветни книги в средновек. бълг. култура//Старобългаристика. 1994. 2. С. 76-81; Бабицкая М. Б. Источники Изборника XIII в.//Bsl. 1995. Vol. 56. N 3. P. 631-635; Николова С. К истории текста книг Царств в слав. письменности//Jews and Slavs/Ed. W. Moskovich e. a. Jerusalem, 1995. Vol. 3. P. 54-68; Thomson F. J. The Slavonic Translation of the Old Testament//Interpretation of the Bible. Ljubljana; Sheffield, 1998. P. 605-920; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999; Творогов О. В. Древнерусская книжность XI-XIV вв.: Кат. памятников//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 3-45; 2006. Т. 57. С. 368-430; 2008. Т. 59. С. 382-478; Димитрова М. Една поема на Михаил Псел в ръкопис 2/24 от Рилската света обител//Власт-Образ-Въобразяване. София, 2005. С. 130-161. (Mediaevalia Christiana; 1); она же. Песен на Песните в ръкопис 2/24 от Рилския манастир//Acta palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2. P. 60-82; она же. Сложни думи в превода на тълкуванията от Теодорит Кирски на «Песен на Песните» (по ръкопис 2/24 от Рилския манастир)//Културните текстове на миналото: Носители, символи и идеи. София, 2005. Т. 4. С. 213-230; она же. Преводачески решения в един късен превод на Тълкувания към Песен на Песните, запазен в Рилския ръкопис 2/24//Български език. София, 2010. 3. С. 7-18; MacRobert C. M. The Compilatory Church Slavonic Catena on the Psalms in three East Slavonic Manuscripts of the 15th and 16th Cent.//Slavia. Praha, 2005. Ro. 74. Seš. 2/3. S. 213-238; Христова-Шомова И. Двата славянска превода на катената на Книга Йов//Palaeobulgarica. 2006. Т. 30. 2. С. 3-26; Miltenov Y. The Slavonic Translation of the Minor Prophets with Commentary: A Textological Approach//Scripta and e-Scripta. Sofia, 2009. Vol. 7. 135-179; idem. The Slavonic Translation of the Minor Prophets with Commentary: Rare Words and Lexical Markers//ΤΟΞΟΤΗΣ: Studies for S. Parenti. Grottaferrata, 2010. P. 289-300. (Ανλεκτα Κρυπτοφρρης; 9); Яcihobcьka О. Катени як жанр герменевтичноï лimepamypu: Biзahmiйcьka mpaдuцiя i слов " янська peцenцiя (на npukлaдi Кристинопольського Апостола XII ст.)//Княжа доба: icmopiя i культура. Льbib, 2010. Вип. 3. С. 72-103.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зверинский Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: С библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 т. 2005р ЗВОРАО Записки Восточного отделения РАО. СПб., 1887-1912. 20 т. Здравомыслов. Словарь иерархов Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г.//РНБ ОР. Ф. 102 ЗИАН Записки Имп. Академии наук. СПб., 1862-1895 ЗИНУ Записки Имп. Новороссийского ун-та. Од., 1867-1913. 113 т. ЗИФФ Записки историко-филологического факультета С.-Петербургского ун-та. СПб., 1876-1918. 143 ч. ЗЛУ Зборник Матице Српске за ликовне уметности. Нови Сад, 1965-. Кн. 1-. ЗМВЭМН Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-1917 гг.)/Ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 1998 ЗМИАИ Записки Московского имп. Археологического ин-та. М., 1909-1916. Т. 1-39 ЗНТШ Записки науковаго товариства iм. Т. Шевченка. Льbib, 1893-. Т. 1-. ЗОЛКА Записки Общества любителей кавказской археологии. Тифлис, 1875. Вып. 1-. ЗОРСА Записки Отделения русской и славянской археологии Русского Археологического общества. СПб., 1851-1918. 13 т. ЗРАГ Записки Русской академической группы в США. Н.-Й., ЗРАО Записки Русского Археологического общества. М., 1847-1863. 14 т.; Н. с. СПб., 1886-1902 ЗРВИ Зборник радова Византолошког ин-та. Београд, 1952-. ИА Исторический архив. М.; Л., 1936-1953. М., 1955-. ИАБ Исихазм: Аннот. библиогр./Сост.: А. Г. Дунаев и др.; ред.: С. С. Хоружий. М., 2004 ИАИ Известия на Археологическия ин-т. София, 1927-. ИАН Известия Академии наук. М., 1918-. ИБИД Известия на Българското историческо дружество в София. София, 1944-1948, 1967-. ИБ ОВЦС МП Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 1968-. ИВ Исторический вестник. СПб., 1880-1917 ИВАД Известия на Варненското археологическо дружество. Варна, 1908-1964. 15 кн. ИВЛ История всемирной литературы. М., 1983-1991. 8 т. ИДРДВ История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. М., 1976-1989. 5 т. ИЗ Исторические записки. М., 1937-. Изб. 1076 Изборник Святослава, 1076 г. ГПБ. Эрм. 205: Ркп. Изд.: Изборник 1076 г./Подгот.: В. С. Голышенко и др. М., 1965 ИзвГАИМК Известия Гос. академии истории материальной культуры. М.; Л., 1921-1935 ИзвКавИАИ Известия Кавказского историко-археологического ин-та. Тифлис, 1923. Т. 1; 1927. Т. 2; 1925. Т. 3 ИзвОЛЯ Известия АН СССР. Отд. лит-ры и языка. М., 1928-1991 (с 1992 - Известия АН: [Журнал РАН], сер.: лит-ра и яз.) 1 ... ← предыдущая 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=8

87 Кожухаров Ст. Към въпроса за обема на понятието «старобългарска поезия»//Литературна мисъл, 1976, 7, 53. Об изобразительном житийном цикле см.: Прашков Л. Хрельовата куда. София, 1973; Бакалова Е. Към интерпретацията на найранния житиен цикъл за Иван Рилски в изобразителното изкуство//Кирило-Методиевски студии, 1986, 3, 146–154 (=Bakalova Е. Zur Interpretation des fruhesten Zyklus der Vita des HI. Ivan von Rila in der bildenden Kunst//Festschrift fur Klaus Wessel zum 70. Geburtstag (in memoriam). Munchen, 1988, S. 39–48.) 88 Об этом житии см.: Иванова Кл. Житието на Петка Търновска от Патриарх Евтимий. Източници и текстологични бележки//Старобългарска литература, 1981, 8, 13–37; Иванова Кл. Патриарх Евтимий. София, 1986, 79, 116–119. 91 Georg J., Herzog zu Sachsen. Der Heilige Spyridon. Seine Verehrung und Ikonographie. Leipzig–Berlin, 1913; Van der Ven P. La legende de St. Spyridon, eveque de Trimithonte. Louven, 1953; Βος, θαματα και ακολουθα του αγου Σπυρδωνος. Κρκυρα, 1993. О культе этого святого в Болгарии см.: Бакалова Е. Св. Спиридон в православната църковна традиция и фолклора//Медиевистика и културна антропология. Сборник в мест на Д. Петканова. София, 1998, с. 319–325. 94 My thanks to Alexei Lidov, who organised the conference, and to Ada and Leonid Beliaev for their kind hospitality. 96 Baynes N. H. The supernatural defenders of Constantinople//Analecta Bollandiana 67 (1947), p. 165–177 and reprinted in: Baynes N. H. Byzantine Studies and Other Essays. London, 1955, p. 248–260. 97 See, for example: Kalavrezou I. Helping hands for the empire: imperial ceremonies and the cult of relics at the Byzantine court//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Washington, 1997, p. 53–80. 98 Theophanes. Chronographia, AM 5920; Vita Melaniae, ch. 55ff; Marcellinus comes, Chronicle, a. 439.2. 99 Cameron A. The empress and the poet: paganism and politics at the court of Theodosios II//Yale Classical Studies 27 (1982), p. 217–90; Clark E. A. Claims on the bones of St Stephen: the partisans of Melania and Eudocia//Church History 51 (1982), p. 141–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

София, 1992; Пикио Р. Мястото на старата българска литература в култура на средновековна Европа// Он же. Православного славянство и старобългарската културна традиция. София, 1993. С. 137-170; Gjuzelev V. Bulgarien zwischen Orient und Okzident: Die Grundlagen seiner geistigen Kultur vom 13. bis zum 15. Jh. W.; Köln; Weimar, 1993; Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 276-298; Тъпкова-Заимова В., Милтенова А. Историко-апокалиптчната книжнина във Византия и в средновековна България. София, 1996; Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 113-144, 223-233, 259-263, 314-316, 319-324, 348-355; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности IX-XV вв. Иваново, 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 35-62, 64-85, 93-115, 124-141, 144-162, 165-168, 175-205, 208-219, 227-269, 276-355, 425-454, 471-487, 494-509, 513-517; Литаврин Г. Г. Христианство в Болгарии в 927-1018 гг.//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия. М., 2002. С. 133-189. Византия и Сербия Серб. племена, поселившиеся в зап. части Балканского п-ова в правление имп. Ираклия в качестве пактиотов, вскоре с ослаблением империи стали от нее по существу полностью независимы. Регион, в к-ром формировалась средневек. серб. государственность, совпадал с территорией совр. Сербии лишь частично, в ее юж. и юго-зап. областях, и включал помимо этого юг совр. Боснии и Герцеговины, Юж. Далмацию, Черногорию и сев.-запад Албании. Длительное время (по крайней мере до X в.) эта область не была единой в политическом отношении, а состояла из разрозненных территориально-племенных княжений, наиболее значительными среди к-рых были приморская Дукля (Зета) и континентальная Рашка, в X-XII вв. попеременно выступавшие в роли центра гос. объединения серб. земель. Окраинное положение относительно основных центров В. и.

http://pravenc.ru/text/372678.html

899 Ioannis Chrysostomi Opera omnia quae extunt... Opera et studio В. De Montfaucon/Accurant et denuo rec. J.-P. Migne//PG. –1862. – T. 48. – Col. 560. 900 Белков В.И. Градът в Тракия и Дакия през късната античност (IV–VI вв.). Проучвания и материали. – София, 1959. – С. 146–147; Димитров Д.П. Стил и дата на стенописите от късноантичната гробница при Силистра//Археология. – 1961. – Кн. 1. – С. 10–21; Милчев А., Георгиев П. Раннохристианска гробница съ стенописи край С. Осеново, Врачанско//Известия на народний музей. – Варна. – 1981; – Кн. 17 (32). – С. 9–12; Овчаров Д. Архитектура и декорация на старохристиянските гробници в нашите земи//Археология. – София, 1977. – Год. 19. – Кн. 4. – С. 25–27; Овчаров Д., Ваклинова М. Ранновизантийски паметници от България IV–VII век. – София, 1978. – С. 28–29. 901 Диатроптов П.Д. Еще раз о датировке росписей херсонесских христианских склепов//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 35. 902 Склеп 1904 (1853) г. у южного загородного храма Богоматери Влахернской: на правой стене изображена мужская фигура в подпоясанной желтой тунике и штанах, видимо, с двумя свечами в вытянутых руках (Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на юге России. – СПб., 1914. – С. 455); склеп 1905 г. к югу от храма Богоматери Влахернской: изображение двух горящих высоких свечей, слабо суживающихся кверху, бледно-желтого фона, оттененные коричневой краской, зафиксировано на стенах по обеим сторонам лежанки – локулы (Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 40–41, 44–45; Косцюшко-Валюжинич Д.Н. О результатах раскопок последнего времени в Херсонесе//ИТУАК. – 1911. – – С. 54; Ростовцев М.И. Указ. соч. – С. 458–263, табл. CVIII, 1, 6); склеп 1909 г. в северо-западной оконечности города, за западной оборонительной стеной: на задней стене склепа – фигура юноши, одетого в тунику и белый стихарь или далматику, который держит обеими вытянутыми руками большую зажженную свечу (Ростовцев М.И. Указ.соч. – С. 467–469, табл. CV, 2). О датировке росписи склепов см.: Зубарь В.М. По поводу датировки христианской росписи склепов из некрополя Херсонеса//Научно-атеистические исследования в музеях. – A., 1988. – С. 3–12; Зубарь В.М., Хворостяный А.И. От язычества к христианству. – К., 2000. – С. 58–98, Диатроптов П.Д. Еще раз о датировке... – С. 34–37; Зубарь В.М. Еще раз о датировке раннехристианской росписи склепа исследованного в 1998–1999 гг. на территории некрополя Херсонеса//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 80–82; Завадская И.А. Декоративно-символическая система росписи херсонесских христианских склепов как хронологический индикатор//Символ в философии и религии: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2004. – С. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1982. Кн. 5. С. 47-56; И. Сумрак Buзahmuje: Време Jobaha VIII Палеолога (1392-1448). Београд, 1984; Панов Б. Средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1985. Т. 2-3; Матанов Х. Югозападните Болгарски земи през XIV в. София, 1986; он же. Княжеството на Драгаши: Към историята на Североизточна Македония в предосманската епоха. София, 1997; Р. Обласни господари у Buзahmuju kpajeм XII и у првим дeцehujaмa XIII века//ЗРВИ. 1986. Т. 24/25. С. 151-289; он же. Време Jobaha V Палеолога (1332-1391). Београд, 1993; он же. Свети Сава и смрт обласног господара Стреза//Свети Сава у cpnckoj ucmopuju и mpaдuцuju: научни скуп/Уред. С. Београд, 1998. С. 51-61; Краткая история Болгарии: С древнейших времен до наших дней. М., 1987; Събев Т. Самостойна народностна Църква в Средновековна България. София, 1987; Алексова Б. Enuckonuju на Брегалница: Први словенски црковени културно-просветен центар во Makeдohuja. Прилеп, 1989; eadem (Aleksova B.). Loca sanctorum Macedoniae: The Culm of Marmyrs in Macedonia from the 4th to the 9th Септ. Prilep; Skopje, 1997; она же. Cmapoxpucmujahcku црковни центр во Makeдohuja//Cmapoxpucmujahckama apxeoлoruja во Makeдohuja. Ckonje, 2003. С. 7-40; Kravari V. Villes et villages de Macédoine occidentale. P., 1989; Be š evliev V. Protobulgaren an der Bregalnica (Makedonien)//JÖB. 1992. Bd. 42. S. 240-245; Ангелов П. Българите в Македония през средните векове (VII-XIV в.)//Македонски преглед. 1994. Год. 17. Кн. 1. С. 27-50; К. Neлarohuja во средниот век: Од на Словените до под турска власт. Ckonje, 1994; он же. Велешката област во XIII век//Гласник/Ин-т за национална ucmopuja. Ckonje, 2001. Т. 45. Бр. 2. С. 81-94; Македония: История и политическа съдьба/Под ред. П. Петров. Стара Загора, 1994. Т. 1: От Античността до 1912 г.; Б. Денешните територии на Република Македониа и Република Aлбahuja во VII и VIII в.//Цивилизации на почвата на Makeдohuja. Ckonje, 1995. С. 153-182; Soustal P. Makedonien: Geschichte//RBK. 1995. Bd. 5. Sp. 982-1007; И. Средновековни градови и тврдини во Makeдohuja.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Цейтлин 1988 – Цейтлин Р. М. Лексика славянских языков X–XI – XIV–XV вв. (результаты сопоставительного исследования)//Славянское языкознание. Х Международный съезд славистов. София, сентябрь 1988 г. Доклады советской делегации. М., 1988. С. 369–388. Цибранска 1998 – Цибранска М. Текстове на църковното право в ръкопис 48 от XV в. в сбирката на БАН//Раlаеоbulgаriса/Старобългаристика. Т. 22. 1998. 1. С. 49–64. Шеламанова 1966 – Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР//Археографический ежегодник. 1965. М., 1966. С. 177–272. ЭССЯ – Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Под ред. акад. О. Н. Трубачева. Т. 1–. М., 1974–. Aitzetmüller I–VII – Aitzetmüller R. А. Das Hexaemeron des Exarchen Johannes. Bd. I–VII [Bd. VII: Wortregister von Linda Sadnik]. Graz, 1958–1975. Beneševi 1908 – Beneševi V. Die «Gebote der heiligen Väter» nach dem Euchologium Sinaiticum//Jagi–Festschrift. Zbornik u slavu Vatroslava Jagia. Berlin, 1908. S. 591–596. Berl. Sbornik – Berlinski Sbornik. Vollständige Studienausgabe in Originalformat von Ms. (Slav.) Wuk 48 aus dem Besitz der Staatsbibliothek Preussischer Kulturbesitz, Berlin und von Ms. О.р. I.15 der Staatlichen öffentlichen Bibliothek «М.Е. Saltykov–Šedrin», Leningrad. Eing. u. hrsg. von Heinz Miklas, mit einem Anhang von V. М. Zagrebin. Graz, 1988. Boerio 1856 – Boerio G. Dizionario del dialetto veneto. Venezia, 1856 [переизд.: Firenze, 1993]. Cibranska 1998 – Cibranska М. Le аконъ Соудныи Людьмъ du point de vue de la lexicolog1ie et de la lexicographie historique//Etudes Balkaniques, 3–4. 1998. Р. 196–210. Du Cange I–X – Du Cange Charles du Fresne, D. Glossarium mediae et infimae latinitatis. Т. I–X. Graz, 1883–1887. Feist 1909 – Feist S. Etymologisches Wörterbuch der gotischen Sprache (mit Einschluss des Krimgotischen). Halle, 1909. Geitler 1882 – Geitler L. Euchologium. Glagolski spomenik manastira Sinai brda. Zagreb, 1882. Grünenthal 1910 – Grünenthal О. Die Übersetzungstechnik der altkirchenslavischen Evangelienübersetzung//Archiv für slavische Philologie. Bd. XXXI. 1910. S. 321–366; 507–528.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Особо нужно сказать о Фёдоре Достоевском и Владимире Соловьёве. При всей своей предельной (иногда даже запредельной) духовности Достоевский входил порой в такие глубины земли-плоти, которых до него не касался почти никто. Как говорит Митя Карамазов в предвидении своей каторги, «я и из-под земли свой гимн петь буду!». Уже в первом большом романе своего «пятикнижия», в «Преступлении и наказании», «святая блудница» Сонечка советует убийце Раскольникову идти и целовать землю во очищение от греха. В «Бесах» хромоножка Лиза прямо говорит, что Богородица «мать – сыра земля есть». Наконец, в катарсическом финале «Братьев Карамазовых» «инок в миру» Алёша бросается на землю, обнимает её и встает после этого мужественным непреклонным бойцом. Развернутую религиозно-философскую концепцию софийности бытия предложил, как известно, Вл. Соловьёв. Соловьёвская идея Всеединства – и прежде всего его трактовка богочеловеческого процесса в мировой истории – может быть интерпретирована по-разному, но в любом случае она читается как художественно-философский символ: претворение бесконечного в конечном, небесного в земном [Казин, 2022]. В русской философии второй половины XIX века Вл. Соловьев явился наиболее последовательным теоретиком (и практиком) символизации духа через многообразие жизни и культуры. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8) и никто не силах закрыть ему доступ в избранный круг неба и земли. Тогда пришлось бы вычеркнуть из Библии слова Премудрости Божьей, которая говорит о себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий своих, искони. Тогда я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время» (Притчи 8:22–30). Тогда надо разрушить софийские соборы Новгорода и Киева. Тогда и пушкинский «гений чистой красоты» может показаться чем-то языческим… София как отблеск небесного сиянья в земной юдоли – это реальность, доступная философскому и художественному умозрению. Софийность – она же «голубиность» – это «преображение материи чрез воплощение в ней другого, сверхматериального начала» [Соловьев, 1906, 37]. Это красота как фундаментальное качество вселенной – любовное произведение архитектора Неба и Земли. Сотворённая вселенная – это не мёртвое чудище, а его любимое дитя. София, которая являлась Соловьеву и его последователям – это «мир в Божьем луче» (по выражению И.А. Ильина [Ильин, 1998, 477]), это предвестие встречи твари и Творца в прощении любви. В русском космосе Творец мыслит и держит тварь (человека и его бытие), а не наоборот, как в новоевропейском ramio-фuлocoфcmbobahuu и ego-uckyccmbe. Русская интерпретация образа Софии у Соловьева – «это взгляд на сущее " снизу " , с чисто имманентной точки зрения. Здесь акцент падает не на богословскую вертикальную перспективу. Вертикаль остаётся горизонтальной, при том, что она остаётся сама собой. Это и есть русская София, русская душа, озаряющая своим присутствием низины мира, живущая в материи, в пространстве» [Дугин, 2013].

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/go...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010