Белосток. Церковь Софии, Премудрости Божией. Biaostocka cerkiew Hagia Sophia Церковь. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 1987 и 1998. Архитектор:Михал Балаш Адрес: Польша, г. Белосток, ул. Травяная, д. 9 (15-161 Biaystok, ul. Trawiasta 9) Координаты: 53.155655, 23.201083 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея создания храма «Святой Софии – Премудрости Божией» в Белостоке возникла в 1986 году во время перелёта Константинополь-Варшава. Тогдашний предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Василий, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (с 1998 г.  митрополит), а также протоиерей Александр Хилимонюк, настоятель прихода «Всех Святых» в Белостоке, возвращались после визита у Вселенского Патриарха Димитрия I. Будущие основатели храма, гостившие тогда у Патриарха, посетили знаменитый собор «Святой Софии» в Константинополе, но помолиться в нем они не смогли, поскольку это запрещали турецкие законы. Интересно, что кроме Константинополя, храмы «Святой Софии» были и на территории СССР. Однако, в этих храмах молиться было нельзя, поскольку в СССР религия была вытеснена из жизни общества, а государство на протяжении семи десятилетий боролось со всеми религиозными конфессиями. «Если еще один храм будет построен в Белостоке, пусть будет посвящен Святой Софии. Пусть хотя бы в этой церкви Премудрости Божией будет продолжаться молитва», – подумали тогда делегаты. Храмы «Айя Софья» «Святой Софии – Премудрости Божией» наиболее величественные, красивые. Их основывали императоры и князья в Константинополе, Софии, Охриде, Киеве, Полоцке, Великом Новгороде и Салониках. Позже, в новейшее время, храмы в честь Премудрости Божией были также построены в Вашингтоне, Лос-Анжелес, Лондоне, Базеле (Швейцария), Харбине (Китай). 18 июня 1982 г., тогдашний архиепископ Белостокский и Гданьский Савва создал новый приход «Всех Святых» при кладбищенском храме с аналогичным названием в Белостоке на улице Высоцкого, д. 1. Этот приход в будущем станет «матерью» новой православной общины «Святой Софии - Премудрости Божией». Настоятелем прихода «Всех Святых» был назначен отец Александр Хилимонюк, викарий кафедрального собора святителя Николая в Белостоке. Именно на его плечи был возложен труд первого, очень сложного этапа - строительства храма «Святой Софии» и организации вокруг него приходской общины.

http://sobory.ru/article/?object=30498

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), патриарх К-польский (с 458). Родом из Антиохии, в 458 г. был пресвитером храма Св. Софии в К-поле, избран на столичную кафедру после кончины свт. Анатолия . Г. продолжал политику своего предшественника, направленную на закрепление догматических и канонических определений Вселенского IV Собора (Халкидонского), в т. ч. в отношении церковно-политического статуса К-польской кафедры. При его активном участии монофизит Тимофей II Элур , незаконно занявший Александрийскую кафедру после убийства правосл. патриарха сщмч. Протерия (457), был по приказу имп. Льва I низложен и сослан в Гангры (янв. 460). В К-поле против Г. сложилась партия сторонников низложенного Тимофея Элура, куда входили пресв. Акакий , буд. патриарх К-польский, и некий гимнограф Тимокл, поддерживаемые влиятельными придворными. Ок. 469 г. Петр Гнафевс при помощи стратига Востока Зинона , буд. императора, сверг Антиохийского патриарха Мартирия и занял его кафедру. Мартирий приехал в столицу, чтобы искать помощи, в т. ч. и у Г.; вернуться на свою кафедру ему не удалось, но под влиянием Г. имп. Лев I приказал выслать Петра, к-рый, узнав об этом, бежал. Патриархом Антиохийским стал Юлиан . Во время патриаршества Г. состоял в дружеских отношениях с прп. Даниилом Столпником ( Delehaye H. Vita S. Danielis Stylitae//AnBoll. 1913. T. 32. P. 158), к-рого он рукоположил во пресвитера. Г. упоминается в житии его современника прп. Маркиана, эконома Св. Софии. При Г. в К-поле консул Студий построил храм во имя Иоанна Предтечи, куда переселилась часть братии мон-ря акимитов , положив начало Студийскому мон-рю . После кончины Г. К-польскую кафедру занял его противник Акакий. Приверженцы Халкидонского Собора почитали Г. как последнего правосл. патриарха, затем, до 518 г., К-польский престол занимали сторонники «Энотикона» имп. Зинона ( Theoph. Chron. P.

http://pravenc.ru/text/162100.html

Багратионовск. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Карта и ближайшие объекты Багратионовск — это небольшой городок на юге Калининградской области, на самой границе с Польшей. Живописно расположились его дома под красными черепичными крышами на отлогих склонах большого холма. Туда, на его вершину, неторопливо взбираются узкие улочки, мощеные серой брусчаткой, там, на высоте, белоснежный храм устремляет в небо золоченые купола, точно плывет над городом Царевна-лебедь, осеняет его светлыми крылами, радует переливчатым гортанным зовом — звоном колокольным. Далеко разносится эта песнь —слышит ее польский крестьянин, распахивающий по весне великие пястовские земли. Видит в ясный день парящие над землей купола и кресты и, может быть, скинет шапку, перекрестится: Езус — Мария! Жива православная Русь! Вот она, рядом, могучая и вечная, превознесенная до небес. В 1807 году на этом холме стоял князь Багратион и принимал тревожные реляции. Отдавая скупые приказы надеялся спасти разрозненные отряды отступающей русской армии, надеялся сдержать натиск неисчислимого Наполеонова войска. Но нет, не укрепился, не удержался в этом маленьком городе с древнеславянским названием Илава. Возможно, произнес тогда прославленный полководец: «С верой в Бога, с надеждой на пресвятую Богородицу, любовью к матушке-России, мудростью и сноровкой русского солдата одолеем все же силу вражию!» И помыслить не мог боевой генерал, что через двести лет прусский городок Прейсиш-Эйлау станет русским Багратионовском, а на холме будут гореть золотом купола русской церкви в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. После победы над фашисткой Германией Багратионовск представлял собой духовную пустыню. В то время и до 1985 года Калининградская область была гордостью кремлевских идеологов — самая атеистическая в Союзе, ни одного храма. Но подспудно, загнанная глубоко внутрь, жила в людях тяга к православию. Точно в первые века христианства, верующие собирались тайно, ездили в монастыри, в те города, где сохранились действующие храмы, чтобы покрестить детей, отпеть усопших, повенчать молодых.

http://sobory.ru/article/?object=06351

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА Никита, поставленный митрополитом Киевским в К-поле, приезжает в Киев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 26) Никита, поставленный митрополитом Киевским в К-поле, приезжает в Киев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 26) († 9 мар. 1126), митр. Киевский (1122-1126). По происхождению грек. Поставлен в К-поле патриархом К-польским Иоанном IX Агапитом после того, как в апр. 1121 г. скончался митр. Киевский Никифор I . В Киев Н. прибыл в 1122 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292; Т. 2. Стб. 286), вероятно, 15 окт. (эту дату содержит надпись некоего Судилы на стене киевского Софийского собора: «Месяца октября в 15 день при(ш)ьлъ Никита» ( Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: (По мат-лам граффити XI-XVII вв.). К., 1976. 112. С. 38-39, 211, 214. Табл. XVIII-XIX; Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей// Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2004. Т. 11: Из раскопок 1997-2000 гг. С. 271-272. 112 (уточненное прочтение надписи)); нельзя исключать, впрочем, и того, что в граффити упом. не Киевский митрополит, а Новгородский свт. Никита (1096-1109), вполне вероятно посещавший Киев во время своего епископства). По гипотезе А. Е. Мусина, Н. мог быть 1094 г. до поставления в митрополиты схартофилаксом (хранителем документов и книг) и диаконом собора Св. Софии, как и его предшественник Никифор I; подобно последнему, хартофилакс Никита состоял в переписке с архиеп. Охридским Феофилактом Болгарским (1078-1107), бывш. диаконом Софийского собора ( Мусин А. Е. Загадки дома Св. Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 68). В том же 1122 г., когда Н. прибыл в Киев, в Византии состоялось бракосочетание внучки блгв. кн. Киевского Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и дочери блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича с «царем» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2565386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV АВТОРИАН [Греч. Μιχαλ Ατωρειανς] († 13.11.1213 или 26.08.1214, Никея), патриарх К-польский в изгнании в Никее (с 20 марта 1208). М. А. начал службу в ведомстве Великой ц., стал протонотарием, затем хартофилаксом патриарха Иоанна X Каматира (1198-1206). В этом качестве в марте 1200 г. он составил соборный документ об осуждении ереси Михаила (Мирона) Сикидита о тленности евхаристических Даров (RegPatr, N 1195). Между 1200 и 1206 гг. М. А. стал великим сакелларием. В похвале М. А., произнесенной диаконом собора Св. Софии Сергием, сказано, что М. А. удалился на Вифинский Олимп, чтобы посвятить себя монашеской жизни, но по повелению имп. Феодора I Ласкаря он был выведен из уединения и избран патриархом ( Loukaki. 1994. P. 165). Патриарший престол на этот момент пустовал уже ок. 2 лет, поскольку Иоанн X Каматир ответил отказом на предложение Феодора и не переехал в Никею из Дидимотиха, где скрывался после взятия К-поля крестоносцами, и письменно отрекся от Патриаршества. К-польский клир через богослова и церковного деятеля Николая Месарита обратился к Феодору с просьбой созвать церковный Собор и избрать нового патриарха. Феодор собрал к-польский клир в Никее в 3-ю неделю Великого поста 1208 г., попросив всех не имевших возможности присутствовать лично отправить послание с указанием кандидатуры на престол ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 25-25; RegImp, N 1679). Церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул указывает в качестве даты избрания М. А. правильные число и месяц - 20 марта, но ошибается в индикте (называет 9-й вместо 11-го), что привело к появлению в научной лит-ре неверной датировки начала Патриаршества М. А. 1206 годом ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 5-12; Laurent. 1969. P. 129-133). Попытка датировать начало Патриаршества М. А. 1207 годом ( Γουναρδης. 1985. Σ. 65-70) неубедительна ( Georg. Acrop. 2007. P. 83). Став 1-м К-польским патриархом в изгнании, М. А. сразу предпринял шаги для укрепления авторитета имп.

http://pravenc.ru/text/2563670.html

1. Введение Источником литургической традиции Русской Церкви является К-польская Церковь , богослужение которой (см. Византийский обряд) было перенесено на русскую почву в X–XI вв. Помимо К-поля на русское богослужение оказали сильное влияние обычаи мон-рей св. горы Афон. Практика южнославянских Церквей – Болгарской и Сербской отразилась в русском богослужении в меньшей степени, совсем незначительным было латинское влияние. Постоянно изменяясь, пережив в ходе своего развития две крупные реформы, русское богослужение не только обогатилось прекрасными текстами и последованиями русского происхождения, но и сохранило многие сокровища литургического наследия Др. Церкви, забытые другими Церквами. Православное богослужение состоит из двух составляющих: вневременной – литургии и таинств и связанной со временем – служб суточного круга и сложной системы праздников годовых подвижного, неподвижного и седмичного кругов. В христианской Церкви после IV в. выработались два типа богослужения – кафедрально-приходское и монастырское. В IV–X вв. монастырское богослужение сильно отличалось от кафедрального составом служб суточного круга, но литургия в мон-рях совершалась так же, как и в приходских храмах. К Х в. в К-поль-ской Церкви в кафедральном богослужении использовался Устав Великой церкви (церкви Св. Софии в К-поле), а в монастырском – Студийский устав (устав к-польского Студийского мон-ря). Уставы почти не регламентировали чинопоследования литургии и таинств, записывавшиеся в Евхологиях. Основой Студийского устава был Часослов палестинской лавры прп. Саввы Освященного, являвшийся основой также устава самой лавры прп. Саввы – Иерусалимского (савва-итского). Кроме того, студийский устав использовал систему праздников Устава Великой цер-кви, причем скупая гимнография Устава Великой церкви дополнялась песнопениями студий-ских и палестинских авторов. Литургия и таинства в Студийском мон-ре совершались по кафе-дральному Евхологию церкви Св. Софии. Русская Церковь до XIV в. использовала Студийский устав и связанный с ним корпус богослужебных книг. Литургия и таинства до XIV в. совершались по чинопоследованиям к-польского Евхология X–XI вв.; в XIV–XV вв. эти чинопоследования сменились более поздней византийской редакцией XIII–XIV вв. В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава – неосавваитский, выработанный на Афоне. Смена уставов прошла без потрясений в силу сходства Иерусалимского и Студийского уставов, имевших одну основу. В XV – сер. XVII в. литургическая традиция Русской Церкви постоянно обогащалась новыми текстами и последованиями, но существенных изменений не претерпела. Находившаяся в XV – сер. XVII в. в составе Литвы и Польши Западнорусская митрополия испытывала католическое влияние, отразившееся в богослужении и в западнорусских литурги-ческих книгах этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПАДЕНИЕ СОФИИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦАРЯ ПЕТРА ДО ПЕРВОГО АЗОВСКОГО ПОХОДА Значение Петра и совершенного им переворота. – Воспитание Петра. – Учителя-иностранцы. – Строение судов. – Женитьба Петра. – Столкновение с правительницею. – Намерение Софьи венчаться на царство. – Вражда Софьи к царице Наталье Кирилловне. – В. В. Голицын и Шакловитый. – Напрасное старание поднять стрельцов. – Неудовольствия со стороны Петра. – Сбор стрельцов в Кремле 7 августа. – Бегство Петра в Троицкий монастырь. – Напрасные попытки Софьи примириться с братом. Стрельцы принуждают ее выдать Шакловитого. – Розыск Шакловитого; ссылка Голицыных. Распря между близкими к Петру людьми по поводу Голицыных. – Казнь Шакловитого с товарищами. – Новые доносы на князя В. В. Голицына и отягчение его участи. – Розыск и казнь Медведева. – Отстранение Софьи от правительства и заключение ее в монастырь. – Продолжение доносов. – Новое правительство. – Ссора князя Бориса Голицына с Долгорукими. – Лефорт. – Царские потехи. – Компания. – Состояние общества. – Дела малороссийские. – Положение русских людей в польских областях. – Мазепа и Палей. – Дела об откупе. «В одном государстве царственный ребенок, вследствие семейной вражды, гонения от родственников, подвергался страшным опасностям, спасся чудесным образом, воспитывался в уединении, среди низких людей, набрал себе из среды этих людей новую храбрую дружину, одолел с нею противников и стал основателем нового общества, нового могущественного государства, проводил всю свою жизнь в борьбе и оставил по себе двойную память: одни благословляли его, другие проклинали». – О ком это идет речь? что это хотят нам повторять старую сказку о Кире и Ромуле: кто ей теперь верит? Сказывается не сказка, не о Кире и Ромуле идет речь, приводятся неоспоримые известия о русском царе Петре Алексеевиче, который жил в конце XVII и начале XVIII века; пора оставить толки о сказках, о мифах и подмечать общие законы исторических явлений. Мы видели, что во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на восток он начал поворачивать на запад, поворот, который должен был необходимо вести к страшному перевороту, болезненному перелому в жизни народной, в существе народа, ибо здесь было сближение с народами цивилизованными, у которых надобно было учиться, которым надобно было подражать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Имп. Лев I. Золотой солид. Аверс. Реверс. 457–474 гг. [Греч. Λων; лат. Flavius Valerius Leo] (Фракиец, Старший, Великий; 401 - 18.01.474, К-поль), восточнорим. (визант.) имп. (с 7 февр. 457). Большинство визант. авторов называют его выходцем из пров. Фракия (ныне Болгария). Историк Кандид Исавр (кон. V в.) указывает, что родиной Л. была пров. Дакия (диоцез Иллирик, ныне Сербия; Phot. Bibl. 79). Историк Иордан (сер. VI в.) сообщает, что Л. происходил из племени бессов фракийского народа, обитавшего в районах среднего и верхнего течения р. Гебр (ныне Марица). Т. о., сведения о происхождении Л. основаны на указаниях Кандида Исавра и Иордана, позднейшие визант. хронисты лишь обобщенно называют Л. фракийцем. Он былженат на Верине (ум. в 484), в браке имел дочерей Ариадну (императрица с 474; ум. в 515) и Леонтию, а также сына, к-рый род. в 463 г., но прожил всего 5 месяцев (Vita S. Danielis Stylitae. 38). Л. поступил на военную службу и постепенно продвигался к высоким чинам. К 457 г. он был трибуном старшей схолы маттиариев, расквартированной в Силимврии (ныне Силиври) близ К-поля. Выдвижение Л. на имп. престол все авторы приписывают влиянию на гос. дела могущественного магистра армии презентала Аспара. Отец Аспара Ардабурий, алан по происхождению, выдвинулся на военной службе при имп. Феодосии II (408-450), был женат на дочери гота Плинты, консула 419 г., и сам был консулом в 427 г. Аспар был консулом в 434 г., старший сын Аспара Ардабурий (Ардавурий) - в 447 г. Аспар и Ардабурий-мл. играли значительную роль при к-польском дворе. Им обязан был своим выдвижением предшественник Л. имп. Маркиан (450-457). О характере связей между Аспаром и Л. сведений нет, однако Л. был обязан Аспару своим выдвижением. У византийских хронистов XII в. Иоанна Зонары и Константина Манасси есть рассказ о том, что Л. обещал сделать его младшего сына Патрикия цезарем и своим преемником, т. к. ни сам Аспар, ни его старший сын Ардабурий, будучи арианами, не могли претендовать на престол. 7 февр. 457 г. в военном лагере в Евдоме близ К-поля в присутствии ряда военных командиров, членов синклита и К-польского патриарха Анатолия Л. был избран и представлен войску, к-рое встретило его криками одобрения. Церемония была продолжена в храме Св. Софии в К-поле, где патриарх Анатолий возложил на голову Л. имп. диадему. Об организации церемонии избрания Л. сохранился подробный отчет в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.; Const. Porphyr. De cerem. 410-417; Дагрон. 2010. С. 86-93). Его сведения считаются вполне аутентичными только в части описания событий в Евдоме, однако именно ритуал в соборе Св. Софии был 1-й церковной коронацией в истории христ. Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

Ковчег архиеп. Дионисия Суздальского. 1383 г. (ГММК) История создания ковчега изложена во вкладной надписи, размещенной по периметру центрального квадрата (опубл.: Рыбаков. 1964. С. 16-17. 54. Табл. XXXVI-XXXVII; Стерлигова. 1999. С. 283; Она же. 2000. Кат. 5. С. 45-47). В надписи упоминаются патриарх К-польский Нил и вел. кн. Суздальский и Нижегородский Димитрий Константинович. Реликвии были принесены в 1381 г., о чем сохранились сведения в рус. летописях (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 147-148; Т. 18. Л. 263 об.; Т. 23. С. 129; Т. 25. С. 210-211). Б. А. Рыбаков, анализируя исторические источники, обосновал дату создания памятника как период янв.-июнь 1383 г. После смерти архиеп. Дионисия и вел. кн. Димитрия Константиновича в ходе междоусобной борьбы его наследников ковчег мог быть в 1392 г. перенесен в Суздаль и «заздан в стене» кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, стараясь скрыть мощевик такого размера и значения в церковном здании, князья полагались не только на надежность укрытия, но и следовали к-польской практике поклонения Страстям Господним. По свидетельству паломника Антония Новгородца, в К-поле реликвии Страстей были вмонтированы в стену алтаря Св. Софии ( Айналов Д. В. Примечание к тексту книги «Паломник» Антония Новгородца//ЖМНП. Н. с. 1906. Ч. 3. 6. С. 259). В XIV-XV вв. запечатанные имп. печатью Страстные реликвии использовали в богослужениях Великого четверга в Св. Софии К-польской, куда их приносили из ц. вмч. Георгия в Манганах, позднее - из ц. прор. Иоанна Предтечи в Петре ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 342, 369. (DOS; 19)). Обладание святыней подобного рода сближало храмы Нижегородско-Суздальского княжества с визант. столицей, освящало власть епископа и князя, создание новой кафедры и укрепляло статус столицы великого княжения. В 1401 г. ковчег был обретен и торжественно перенесен в Москву - столицу вел. княжества, где стал одним из главных сокровищ государевой казны, передаваемых в правящей семье по наследству (ДДГ. С. 59. 121).

http://pravenc.ru/text/1841626.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010