Ольга дома не ночевала. «…Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов, мы ленивы и нелюбопытны…» (Пушкин. «Путешествие в Арзрум») «Благословен час, когда встречаем поэта. Поэт брат дервишу. Он не имеет ни отечества, ни благ земных, и между тем как мы, бедные, заботимся о славе, о власти, о сокровищах, он стоит наравне с властелинами земли и ему поклоняются» (Слова пленного турецкого паши в адрес Пушкина при взятии Арзрума) 25 марта Звонил Тонино из Рима. Разговаривал, конечно, через Лору. Мне в этом году присудили премию «Донателло» (это их Оскар. Это очень важная премия. Сизов хочет, чтобы я выступил в пятницу на совещании… Итальянцы будто бы собираются представит иск на сто тысяч долларов или около того, если я не буду делать их картины. 28 марта Я нашел, откуда цитата Ф. Энгельса: К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, изд. 2-е, т. 37, с. 36. Письмо к Маргарет Гаркнесс. Лондон апрель 1888 г. Опять звонила Лора. Говорила о премии Висконти. Это премия, учрежденная после смерти Висконти. Вручается ежегодно иностранным кинематографистам. До этого была вручена Брессону (что очень хорошо) и Вайде (что несколько хуже). Премия будет мне вручена в сентябре на специальном торжестве. Премия очень почетная будто бы. Написал для Араика сценарий двухчастевой короткометражки. Записал телефон Софии в Стокгольме. У нее письмо Бергмана для меня. Сразу же, приехав в Рим, позвонить ей: до 12 (по моск. времени) она всегда дома. Как только появлюсь в Риме, немедленно следует начать договариваться с продюсером. Может быть, надо просить сразу поселить меня где-нибудь в квартире. 30 марта Хочу переписать некоторые призы, которые получили мои картины. «Каток и скрипка», 1960: 1. 1-я премия на кинофестивале студенческих работ в Нью-Йорке, 1961 г. «Иваново детство», 1962: 2. Венеция — Гран-при «Золотой лев Св. Марка», 1962 г. 3. Сан-Франциско — «Золотой мост» лучшему режиссеру, 1962 г. 4. Акапулько — «Голова Паленке», 1962 г. 5. Варшава — приз Клуба польских кинокритиков за лучший фильм, 1963 года, 1964 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

7195. ЗАСЕДАНИЕ Международного секретариата ХМК. Минск, 15–19 сентября 1986 года: 1. Приветственная телеграмма Святейшего Патриарха Пимена участникам заседания. 2. Коммюнике. – 1987, 1, 47. 7196. ЗАСЕДАНИЕ Международного секретариата ХМК в Софии. – 1988, 1, 46. 7197. ЗАСЕДАНИЕ Международного секретариата ХМК в Надаржине. (Хроника). – 1988, 9, 72. Международные комиссии изучения ХМК 7198. КРАВЧЕНКО А., прот. Заседание Богословской комиссии ХМК “Богословие и мир” в Цвайфалле, ФРГ. – 1984, 3, 49. 7199. КОММЮНИКЕ Международной комиссии ХМК. – 1984, 10, 38. 7200. И.Б. Заседание Комиссии ХМК “Солидарность, освобождение и развитие”. – 1985, 10, 52. 7201. НА КОНФЕРЕНЦИИ Комиссии ХМК “Женщины за мир и справедливость”. – 1985, 11, 54. 7202. ЗАСЕДАНИЕ Богословской комиссии ХМК. – 1987, 8, 52. 7203. ЗАСЕДАНИЕ подкомиссии ХМК “Ближний Восток”. Коммюнике. – 1987, 12, 48. 7204. ЗАСЕДАНИЕ финансово-ревизионной комиссии ХМК. (Хроника). – 1989, 11, 44. Сотрудничество ХМК с другими организациями 7205. ПОЕЗДКА в Японию делегации ХМК. – 1984, 5, 53. 7206. ПОЕЗДКА митрополита Киевского Филарета в США. – 1986, 5, 41. Другие материалы ХМК (региональные ХМК и др.) 7207. КОНФЕРЕНЦИЯ регионального комитета ХМК в ФРГ. – 1984, 5, 56. 7208. Л.К. Заседание Регионального комитета ХМК в Чехословакии. – 1984, 9, 51. 7209. РЕГИОНАЛЬНЫЙ комитет ХМК в борьбе за мир и справедливость. – 1984, 9, 52. 7210. АФРИКАНСКАЯ консультация ХМК: 1. Коммюнике. – 1984, 10, 36. 2. Положение в Южной Африке. – 1984, 10, 37. 3. Декларация о Намибии. – 1984, 10, 37. 7211. КОММЮНИКЕ II ассамблеи Азиатской Христианской Мирной Конференции. (Амаги Сансо, Япония, 15–19 октября 1984 года). – 1985, 7, 48. 7212. И.Б. Заседание Комиссии ХМК “Солидарность, освобождение и развитие”. (По приглашению Польского регионального комитета ХМК). – 1985, 10, 52. 7213. ЗАСЕДАНИЕ Африканской Христианской Мирной Конференции. (Хроника). – 1986, 10, 58. 7214. НА КОНФЕРЕНЦИИ Регионального комитета ХМК в ФРГ. – 1987, 7, 51. 7215. ТРЕТИЙ миротворческий семинар в Торгау. – 1987, 10, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Те, которые были свидетелями того, с какой смелостью генерал Лефорт выдержал гнев раздраженного царя в Пилаве и Королевце, не могут достаточно нахвалиться им. Будучи кальвинистом, Лефорт не мог обуздывать врожденную ненависть к католичеству и потому причинял даже своей жене много неприятностей, пока царь по своей великой справедливости, которую невозможно довольно прославить, не укротил жестокость Лефорта. Реформатский пастор Стумпф всенародно с кафедры укорял Лефорта в сладострастии. Впрочем, Лефорт, приобретя верностью расположение государя, услужливостью расположение равных себе и, наконец, любезностью характера расположение всех, пользовался весьма умеренно властью, соединенной с его положением. Когда Лефорт умер от горячки, сожаление многих и слезы самого государя сопровождали его в могилу. Жалование его состояло из 1000 рублей. Преименитый господин Патрик де Гордон по происхождению принадлежит к одной из знатнейших шотландских фамилий. Он находился сперва в шведской и польской службе, потом, по несчастным случайностям войны, был взят москвитянами в плен и, вступив по принуждению в русскую военную службу, так отличился воинскими способностями, что был пожалован полководцем и долгое время пользовался этим положением, не имея соперника. Наконец его возненавидел Василий Голицын, сторонник честолюбивой Софии. Этот самонадеянный временщик, пренебрегая молодостью царей, присвоил было себе неограниченную власть, а теперь, сосланный в Сибирь, терпит заслуженное наказание за свои самовластные поступки во время своего владычества. Он низвел Гордона из самого высокого чина генеральского на самый низкий, унтер-офицерский; но, хватаясь завистливыми зубами за острый геркулесов жезл, Голицын сам поранил себе рот, ибо открылись его противозаконные и вредные для Московского государства сношения с пограничным народом, и он, как государственный преступник, за свои тяжкие преступления был бы лишен и жизни, и имения, если бы государь, полагая основание не только своей власти, но вместе с тем и своей милости, не заменил назначенную Голицыну по приговору смертную казнь ссылкой.

http://sedmitza.ru/lib/text/439290/

З. как «дерзновение» (παρρησα): Сократ свидетельствует, что И. З. обличал вину правителей «с большим дерзновением» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 5). Об этом упоминается и у еп. Палладия ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 5//SC. 341. P. 116), Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. eccl. V 28), и в Житии, надписанном именем еп. Мартирия (Paris. gr. 1519. Fol. 456a, 462b). Первый серьезный конфликт с властью в лице Евтропия произошел у И. З. на следующий год после вступления на кафедру. В 399 г. Евтропию был пожалован консулат (впервые - евнуху), и препозит находился в зените могущества. Его жадность вызывала нарекания многих: он продавал должности, попустительствовал вымогательствам своих сторонников, способствовал конфискациям имущества, получая при этом долю. И. З. открыто порицал деятельность евнуха, более всего его вмешательство в дела Церкви (см.: Demougeot.1951. P. 192-193). Евтропий вводил установления, затрагивавшие религ. жизнь, не желая автономности и финансового укрепления К-польской Церкви, стремился контролировать ее. Кульминацией стала попытка Евтропия отменить право убежища (ius asyli), унаследованное христ. храмами от языческих. Евнух, желая наказать нек-рых укрывшихся в храме людей, провел закон, лишающий церкви этой привилегии и упраздняющий неприкосновенность уже находящихся там беглецов. Однако в июле 399 г. он сам, впав в немилость у имп. Аркадия, попытался воспользоваться правом убежища в ц. Св. Софии ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 5; Sozom. Hist. eccl. VIII 7; Zosim. Hist. V 18; Philost. Hist. eccl. XI 6). И. З. позволил Евтропию остаться в храме и уговорил преследователей разойтись, но на следующий день (скорее всего в воскресенье) при большом стечении народа И. З. произнес проповедь, в к-рой резко обличил поверженного (In Eutropium; CPG, N 4392). Несмотря на попытку И. З. добиться помилования Евтропия, эта проповедь, согласно Сократу и Созомену, возмутила нек-рых слушателей язвительными словами в адрес человека, вынужденного просить помощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

А.М. Панченко задается вопросом: «Какую же культурную ценность противопоставили этой древнерусской ценности “новые учители”? Ключевые слова, которые отмыкают двери барочного полигисторства, – слова “науки” и “премудрость”. Манифест этого литературного товарищества – вирши Сильвестра Медведева “Вручение царевне Софии Привилия на Академию”, которым в качестве эпиграфов предпослан десяток цитат из Книги премудростей Соломона. Среди них фраза “Взыщите премудрости, да живы будете” (Прем. 9: 6). Показательно, что Аввакум посвятил этой фразе особую статью в своей “Книге толкований”: “Кую премудрость, глаголет, взыщите? Ту ли, ея же любит Павел митрополит (Павел, с 22 августа 1664 года митрополит Варский и Подонский, знаток латыни и польского. – Прим. А.М.Панченко. ) и прочии ево товарищи, зодийщики? Со мною он, Павел безумной, стязаяся, глаголющи: велено-де, п , научатися премудрости алманашной и звездочетию, писано де: взыщите апремудрость, да поживете. Не знает Писания, дурак, ни малехонько!.. Писание глаголет: взыщите премудрость, да поживете, и исправите в ведении разум, еже есть Божия премудрость, – любы, милость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, вся сия исправляти в ведении и разуме духовнем, и не примешивати блудень и похотей внешних к духовному жительству”. Трудно выразиться яснее. Для традиционалиста Аввакума “премудрость” – это нравственное совершенство, а для его оппонентов – это некий интеллектуальны феномен, “наука”. Интеллект ненасытен, он требует все новой и новой пищи. Для Аввакума книга – духовный наставник, а для “новых учителей” – ученый собеседник. Чем меньше человек прочитал книг, тем ниже ценится он в среде интеллектуалов. Чем больше его библиотека, тем он почтеннее» . Крупная частная библиотека – это явление барокко. Личные библиотеки Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Стефана Яворского по численности в них книг превосходили многовековые книжные собрания крупнейших русских монастырей. Особенно выделялась библиотека Феофана Прокоповича. Это были хорошо продуманные по своему составу собрания книг: по богословию, истории, красноречию, в том числе и зарубежных авторов на латинском, польском, греческом языках. Понятно, что традиционные приверженцы «одной книги» вызывали у европейски образованных «новых учителей» не только снисходительную улыбку, но и мнение об их необразованности.

http://pravoslavie.ru/4506.html

Для королевской армии осада Полоцка оказалась долгой и трудной. Гарнизон храбро сражался, отбивая приступы. Для деревянной Полоцкой крепости была заготовлена новинка — каленые ядра, которые должны были поджечь деревянные укрепления, но шли дожди, и поэтому поджечь крепость никак не удавалось. Лишь 29 августа, более чем через три недели после начала осады, венгерским наемникам удалось добиться этой цели: они подожгли стены смоляными факелами. Город был уже охвачен пожаром, но гарнизон еще сутки продолжал обороняться. Затем, однако, один из воевод, Петр Волынский, и стрельцы начали переговоры о сдаче. Петр Волынский принадлежал к числу людей, обиженных царем, — по сообщению польского хрониста Рейнгольда Гейденштейна, он жаловался королю, что сидел в тюрьме по доносу главного из полоцких воевод князя Василия Телятевского. Другие воеводы вместе с архиепископом укрылись в соборе Святой Софии и были там арестованы и доставлены королю. 1 сентября Баторий въехал в город. На этом военная кампания не закончилась. Освободившиеся после взятия города войска Баторий направил к Соколу. Военачальникам Батория снова удалось поджечь город, и 25 сентября он был взят приступом. Один из воевод, Борис Васильевич Шеин, был убит, другой, Федор Васильевич Шереметев, попал в плен. Гнев, охвативший царя при получении известий о военных неудачах, обрушился на его советников. Об этом подробно рассказывал оршанскому старосте Филону Кмите его лазутчик в Смоленске, сын боярский Матвей Цедилов. «Вы, нечестивый род, — обличал царь своих советников, — говорили, что Полоцк и Сокол неприступны и что король не сможет захватить эти замки, и вот Полоцк и Сокол потеряны, воины и все другие люди повергнуты». Царь обвинял их в тайном сговоре с литовцами. Главной жертвой его гнева стал глава земской Думы князь Иван Федорович Мстиславский. «Ты, старый пес, до сих пор проникнутый литовским духом, ты мне говорил, чтоб я послал тебя с сыновьями в Полоцк для противодействия польскому королю. Ясно мне (теперь) твое коварство: ты хотел нарушить присягу и подвергнуть крайней опасности моих сыновей». И, взяв палку, стал бить необычным способом, так что по лицу и рукам потекла кровь, спина распухла, и не перестал бить, пока не сломал палку».

http://sedmitza.ru/lib/text/438986/

Познакомился немного с польскими философами, — общий тон и стремления очень симпатичны, но положительного содержания никакого, — пара нашим славянофилам»  . Ввиду этого и, кроме того, желая оставаться в пределах идей церковных, я позволю себе отложить анализ мистических произведений до работы более специальной и ограничусь пока лишь приведением одного отрывка, разъясняющего идею Софии. Этот содержательный отрывок извлечен из рукописи нашего замечательного мистика графа М. И. Сперанского, носящей заглавие «Ομοοσιος. Первый мир» и относящейся, вероятно, к 1812–1814 годам  . Занимающая нас рукопись в числе многих других, хранится в императорской Публичной библиотеке; мною же заимствован приводимый отрывок — из еще не напечатанных «Материалов к изучению мистицизма М. М. Сперанского», А. В. Ельчанинова. Вот этот содержательный отрывок, поучительный для нас тем более, что гр. М. М. Сперанский получил образование Богословское и православное и имеет авторитетное, — хотя, быть может, и поспешное, — засвидетельствование своего православия от преосв. Епископа Феофана Затворника  . «Подобно жене сия первая жена была не создана и не рождена; но устроена (aedificata) отделением части собственного бытия Сына и сие есть первое и исконное отделение, первая жертва покорности, принесенная Отцу, первая степень того умаления (eximinationis), которое впоследствии доведено до самой смерти и смерти крестные. Имя жене София. Она есть то знание, которое имеет Отец и Сын; но она есть созерцание их желания, зерцало, во коем Слава их отражается. В отношенш ко Отцу она есть дщерь его: ибо составляет часть его Сына. В отношении к Сыну по закону Отчей любви она есть сестра его. В отношении же закону в воспроизведении она есть его невеста. В отношении к будущим рождениям она есть мать всего вне Бога сущего; ибо сама она есть первое внешнее существо. Сын передал устроение закона бытия жене. Себе же оставил только закон любви подобно тому как Евва уделением славы, бывшей первоначально в Адаме, получила право быть мати всем живущим на земли: так предвечная Евва подобным сему уделением небесного семени соделалась мати всех сущих на небеси. Но сии рожденные что суть? — боги; ибо, во–первых, семя их в начале есть божественное, а, во–вторых, самое семя сие было бы бесплодно, если бы сила Сына, яко мужа, не осенила их мати, яко жену. Таким образом возник мир духов первозданных — типы и образы всех грядущих созданий. И лик бесплотных Ангелов возопил: " Слава в вышних Богу " , земли когда еще не было».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Характерной чертой визант. табелей о рангах является включение в них высших церковных иерархов. В «Тактиконе Бенешевича» первые 4 степени выглядят следующим образом: 1) автократор, 2) василевс, 3) папа Римский, 4) Патриарх К-польский; на 16-м месте значится архиепископ Болгарии. Очень высокие ранги (выше патрикиев и стратигов) занимают синкеллы Римского, К-польского и проч. Патриарших престолов, к-рые выполняли функции представителей Патриархов при имп. дворе. Митрополиты, автокефальные архиепископы и епископы присутствуют во всех тактиконах и занимают места вслед за фемными стратигами. Ниже располагаются эконом Великой ц. (собора Св. Софии, Патриаршей резиденции) и эконом Неа-Экклесиа (Новой ц.) в имп. дворце. В самом конце «Тактикона Успенского» среди гос. чинов упоминаются царские пресвитеры, священники и диаконы (βασιλικο πρεσβτεροι, παπδες, δικονοι). Среди военных чинов высшую степень занимал стратиг фемы Анатолик. За ним следовал доместик схол, в VIII-IX вв. командовавший вооруженными силами (с X в. было 2 доместика, Востока и Запада), далее стратиги фем Армениак, Фракисий, комит Опсикия и стратиги др. фем. Список военачальников замыкали друнгарий флота (δρουγγριος τν πλομων) и командиры полков имп. гвардии (не считая доместиков схол и экскувитов, занимавших высокие ранги) - друнгарий «чисел» (ριθμν), этериарх, доместики иканатов (καντων), «нумеров» (νουμρων), оптиматов (πτιμτων) и др. В ходе победоносных войн 2-й пол. X - нач. XI в. возникли многочисленные мелкие фемы в Сирии, Армении, Болгарии и Италии. На первые места в военной иерархии, потеснив фемных стратигов, выдвинулись дуксы, или дуки (в Антиохии, Месопотамии, Халдии, Фессалонике и Адрианополе), а также катепан (κατεπνω) Италии. В XI в. процесс вытеснения из армии стратиотского ополчения отрядами наемников и военной аристократией привел к упадку фемной системы; на местах вновь появилась параллельная военная и гражданская администрация. В 3-й период для гос. структуры В. и. характерно противостояние 2 принципов: традиционного стремления к политическому единству вокруг престола и местных интересов феодальной знати, стремившейся к обособлению от центра и к защите своих личных интересов.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ок. 1407, София - 26.03.1437, Адрианополь (совр. Эдирне, Турция)), болг. мч. Адрианопольский или Софийский старший (пам. болг. 26 марта). Повествование о мучениях Г. содержится в единственном греч. сборнике XVI в. (Marc II 50; 235а - 242а) и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге К-польский патриарх Иосиф II. Автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную лит-ру и старается подражать ее стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Г. о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное лит. произведение. Язык оригинала неизвестен. Греч. текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В 2-3 местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греч. текст был издан Х. Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен ранее ( Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 209-210; BHG, N 2160). В 1971 г. греч. текст был издан А. Михайловым и сопровожден переводом на болг. язык ( Михайлов. С. 407-411). Рассказ повествует о муже 30 лет с красивым лицом, но «с более красивой душой», рожденным в Софии, по делам военной службы находившемся в Адрианополе. Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к к-рому он пришел починить оружие, Г. стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Г. был приведен к правителю города, к-рый, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Г. отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда Г. подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от правосл. веры. Твердость Г. разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности Г. выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак.

http://pravenc.ru/text/164181.html

Такое решение, хотя и не отнимало надежду у православных, не могло не огорчить их, и особенно казаков, тем более что последние честно исполнили принятое на себя пред королем обязательство: они храбро сражались против турок и были главными виновниками победы, одержанной польским войском под Хотином и окончившейся заключением мира (8 октября). Недовольство казаков и недоверие к королю скоро выразилось. Когда Сагайдачный, тяжело израненный в битве, возвратился в Киев (около 14 ноября), где имел собственный дом, казаки, обыватели киевские, подали ему, гетману, и всему запорожскому войску просьбу, в которой, между прочим, говорили: «Старайтесь о митрополите православном и о церкви св. Софии, чтобы быть ему под благословением патриаршим... смилуйтесь о свободе угнетенных братьев наших и православных церквей во Львове, Перемышле, в Бресте, Вильне, Могилеве и во всем королевстве польского короля и сами промышляйте о христианстве. А чрез своих послов, которых мы посылаем до короля, мы никогда ничего не добьемся, ибо ляхи издавна привыкли больше обольщать нас хитростию и обещаниями, нежели исполнением обещания». Как бы в ответ на это гетман и все запорожское войско вписались в киевское Богоявленское братство и таким образом открыто приняли на себя обязательство быть покровителями и защитниками православия во всем крае . Король думал задобрить казаков. По ходатайству королевича Владислава, бывшего главным вождем польской рати и свидетелем храбрости казаков под Хотином, Сигизмунд III прислал гетману и всему запорожскому войску свою похвальную грамоту (от 12 генваря 1622 г.) за их военные подвиги и вместе — четыреста тысяч битых талеров для раздачи войсковой черни, четыре тысячи червонцев гетману с старшинами и особо гетману — королевскую хоругвь, булаву в три тысячи талеров и цепь в пятьсот талеров. Сагайдачный благодарил короля за милость и подарки письмом от 15 февраля, но тут же жаловался на польских магнатов-помещиков, которые во время его отсутствия с войском делали крайние притеснения прочим казакам, оставшимся дома.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010