Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Димитрия Солунского. Ιερς νας Αγου Δημητρου Карта и ближайшие объекты Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века. С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).  В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог " . С сайта http://fakty-o.ru Базилика Святого Димитрия - пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии - над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

http://sobory.ru/article/?object=16863

5) Апокрифы смешанного содержания, Сказания о Лице Спасителя и Богоматери. Первоевангелие Иакова Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов Евангелие Никодима Послание Пилата к Тиверию Кесарю Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии Сказания о сошествии Иисуса Христа во ад. Слово Евсевия, Епископа Александрийского о вшествии Иоанна Предтечи во ад Слово в великую субботу Св. Епифания, архиепископа Кипрского Слово. в субботу шестую поста на воскресение друга Божиа. Лазаря Сказание об Иуде предателе Легенда об Иерействе Иисуса Христа Переписка Иисуса Христа с Авгарем и сказания о нерукотворенном образе Месяца августа 16 день. Принесение нерукотвореннаго образа Господа нашего Иисуса Христа. Сказание о нерукотворенне образе Господа нашего Иисуса Христа Повесть списана иже во святых отцем нашим Григорием епископом Ниским. о обретении нерукотворенаго образа Господа нашего Иисуса Христа. иже в Камулианех Принесение нерукотворенаго образа Господня от Едеса в Царьград Послание Авгаря царя к Господу нашему Иисус Христу Отписание Господа нашего Иисус Христа. Послано с Ананиею борзоходцем. к Авгарю царю в град Едес Повесть о нерукотворенном образе императора Константина Багрянороднаго Слово Иоанна Богослова на Успение Божией Матери Легенда о кровоточивой жене Веронике, поставившей образ Спасителя в Панеаде Слово о успении Божией Матери Иоанна, архиепископа Солунского Житие Пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы Апокрифические сказания Эсхатологического характера. Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеонской I II Вопросы Иоанна Богослова Господу Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Беседа трех святителей Беседа святых трех святителей, Василия великаго кесарийскаго и Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с толкованием от патерика римскаго Устроение словес Василия и Григория Феолога и Иоанна Беседа трех святителей Сказания об Иисусе Христе, Богоматери и апостолах, вошедшие в хронографы Луцидариус Предисловие Часть I Часть II Часть первая. Книги сея Часть вторая. Книги сея Предисловие. Общий обзор апокрифических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Ксенофонта По местному монастырскому преданию, К. п. м. был основан ок. 520 г. прп. Ксенофонтом (пам. 26 янв.), к-рый построил здесь маленький храм вмч. Димитрия Солунского (ныне пристроен к старому кафоликону). Др. легенда гласит, что во время иконоборческих гонений к обители чудесным образом приплыла икона вмч. Георгия Победоносца, пущенная по воде одним благочестивым христианином, чтобы спасти от еретиков, которые пытались сжечь ее и пронзили ножом (следы огня и рана под подбородком видны до сих пор; искусствоведы датируют эту икону XIII в.). На берегу, в том месте, куда была вынесена волнами икона вмч. Георгия Победоносца, забил источник целебной воды. Над ним возведена часовня. Однако благодаря историческим источникам установлено, что ктитор мон-ря прп. Ксенофонт (пам. греч. 24 апр.) жил в кон. Х - нач. XI в.: он упоминается в актах афонских мон-рей с 998 (Actes de Vatopédi. 2001. N 2) по 1018 г. (Ibid. N 5). Он построил небольшой собор во имя вмч. Георгия Победоносца. О прп. Ксенофонте также говорится в Житии прп. Афанасия Афонского, который исцелил от смертельной болезни его брата Феодора (Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982. P. 97-99. (CCSG; 9)). В старости прп. Ксенофонт передал Феодору руководство мон-рем, и тот занимал пост игумена по крайней мере до 1035 г. (Actes de Lavra. 1970. N 29). На Афоне подвизался еще один член этой семьи: двоюродный брат прп. Ксенофонта Феодул основал обитель свт. Николая Чудотворца «ту Хрисокамару», которую он в нач. XI в. передал К. п. м. (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Путешественники XIX в. видели над входом в старый монастырский собор надпись с годом основания обители: 976 или 979 г. Эта надпись не сохранилась, но дата основания, по мнению исследователей, вполне вероятна ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 24-25). В любом случае мон-рь возник после 972 г., т. к. составленный в этом году Типикон Иоанна Цимисхия не упоминает ни прп. Ксенофонта, ни его мон-рь. Официально в мон-ре считают 998 г. датой своего основания по 1-му упоминанию в источниках; монастырские власти приурочили к 1998 г. празднование 1000-летия мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Давида Солунского. Монастырь Латому Церковь. Действует.   Престолы: Давида Солунского Год постройки:приблизительно 450 - 550. Адрес: Epimenidou 17, Thessaloniki 546 33, Греция Координаты: 40.641764, 22.952228 Проезд:ближайшая к храму остановка автобусного маршрута N.22 Osios David; из центра Салоник сюда можно подняться пешком (около 20 минут) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Латому основан в конце V — начале VI веков, в настоящее время имеет статус приходского храма, так как из всех строений осталась только церковь преподобного Давида. Однако в народе храм до сих пор именуется монастырем Латому. Будет ли восстановлена обитель, пока не известно. Принадлежит Фессалоникийской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Свое название (Латому — каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев. Главный храм монастыря, церковь святого Давида, был построен на месте римского сооружения в конце V — начале VI веков. Своё название в честь святого Давида Солунского церковь получила только в XX веке, а ранее была посвящена Христу Спасителю. Существует следующая легенда, связанная с её строительством. У императора Максимиана была дочь Феодора — тайная христианка, которая попросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений. Отец выполнил её просьбу. По заказу Феодоры в одной из ниш бани была тайно сделана мозаика с изображением Христа, которая закрывалась шкурой быка. Впоследствии Феодора претерпела мученическую смерть, мозаика была сокрыта при перестройке строения и была обнаружена после землетрясения в IX веке. В 1430 году храм был обращен в мечеть, фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ в XX веке. Тогда же под полом храма были обнаружены захоронения монахов. Архитектура церкви относится к периоду зарождения крестокупольных церквей — в центре сооружения, где арки образуют крест, устроен квадратный барабан, покрытый купольным сводом. В период турецкого владычества храм сильно пострадал: западная часть постройки была разрушена, вход был перенесен на южную стену.

http://sobory.ru/article/?object=46327

Солдатское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В сентябре 2014 года в Липецкой епархии свершилось радостное событие – возрожден из руин великолепный Успенский храм села Солдатское Тербунского района. Святыню восстанавливали «всем миром». Возглавил организационные работы по ремонту и реконструкции благотворитель прихода Петр Алексеевич Жданов. Каменная церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов, или церковь Пятидесятницы, была построена в 1815-1819 гг. на средства прихожан на месте старого деревянного храма. В народе осталась легенда, что старая деревянная церковь «была продана в соседнее село Рогачек Ливенского уезда». Новый храм строился из красного кирпича. Главный престол в честь Преполовения Святой Пятидесятницы освящен в 1819 году; в том же году освящен и придельный престол с северной стороны во имя Святого Дмитрия Солунского. Придельный же престол с южной стороны в честь Успения Божьей Матери освящен около 1835 года. Первоначальный вид нового каменного храма имел форму креста. Но в 1895 году старанием священников, церковного старосты и прихожан, храм был расширен пристройкой трапезной и приделов и получил вид корабля. Иконостасы в нем все три – новые. Главный придел обновлен в 1891 году, а придельные – в 1902 году. Особым почитанием прихожан пользуется Скорбящая икона Божьей Матери, выписанная с Афона в 1895 году… Во время расширения храма в 1895 году основным исполнителем строительных работ был уроженец деревни Синяевка Тихон Семенович Семендяев. Высота колокольни достигала 46 метров, но в годы Великой Отечественной войны она была сбита вражеским самолётом. Из священнослужителей упоминаются служившие в храме в начале XX века священники Говоров Николай Михайлович, Калинников Петр. В 1930-е гг. церковь была закрыта, а в 1941-м – перестроена под школу. В 1942 году храм служил госпиталем для раненых солдат. В 1945-1948 гг. церковь переоборудовали для стойла скота. В 1950-е гг. в храме хранили зерно и удобрения. В 1953 году из зернохранилища церковь превратили в мастерскую – установили там мельницу и пилораму. От здания сохранились основной объём (восьмерик на двусветном четверик) с тремя алтарными апсидами и примыкающая с запада прямоугольная в плане вытянутая трапезная в девять световых осей.

http://sobory.ru/article/?object=14799

Великий Новгород. Церковь Димитрия Солунского на Славкове улице. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Дмитрия Солунского с колокольней построена в 1462 г. (1381-1382 г.г.) на основе постройки 1381 года. Отличительная особенность - богатая кирпичная орнаментация завершения стен и барабана. Южный притвор с настенной живописью и колокольня сооружены в 17-ом веке. Западный притвор в 19-ом веке. Реставрация проведена в 1949 году. Использовалась под склад, а в настоящее время в храме расположено коммерческое предприятие. За Федоровским ручьем стоит церковь Св. Дмитрия Солунского, которую поставили жители Славковой улицы в 1381- 1382 гг. в память о победе на Куликовом поле. Почти сразу после окончания строительства храм рассыпался и через год был воздвигнут заново. В 1462 году церковь перестроили, богато украсив кирпичным орнаментом верхние части стен. /Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. Москва,2002 В 1980 г. во время занятий в Государственном архиве Костромской области в одной сборной рукописи XVII в. нам встретилась еще одна поздняя легенда, текст которой до сих пор не был известен в науке. Между тем, он мог бы украсить собой не один только рукописный сборник, доступный двум-трем исследователям. Это " Сказание о чудеси великомученика Христова Димитрия Селунскаго Мироточца, иже есть на Славкове улицы " . Оно читается на л. 86-91об. сборной рукописи нескольких полууставных и скорописных почерков XVII в., хранящейся в ГАКО, ф. 558, оп. 2, 219/230. Новонайденное произведение рассказывает о " чудесах " , якобы случившихся 14 января и 29 января 1627 г. в Новгороде на Торговой стороне на Славковой улице: ночью возле купола храма святого Димитрия Солунского стал раздаваться страшный звон и повсюду разносились звуки чудесной песни. Это происходило не только ночью, но и утром тех дней, до полудня, так что многие могли это слышать. Новгородцы, утверждает автор сказания, толпами стекались к храму. Наместник города князь И. И. Одоевский, его помощники и церковнослужители — никто не мог разгадать тайну: пение слышно, а певцов нигде не видать; некоторым даже казалось, что чудный звон доносится не то из-под купола, не то от креста. Лишь к полудню все стихло. " Чудо " повторилось 29 января того же года. На этот раз священники храма вместе с толпой отправились в Дом святой Софии, чтобы сообщить митрополиту Киприану о случившемся. Митрополит, конечно, принял меры: прочитал поучение пастве, велел отслужить обедню в Димитриевском храме, а сам организовал крестный ход к иконе Знамения Пресвятой Богородицы, находившейся в Знаменской церкви на Ильине-улице. И только после этого звон прекратился, пение стихло. Киприан послал грамоту обо всем случившемся патриарху " всея Русии " Филарету и только после благожелательного ответа последнего велел учредить в Новгороде ежегодное празднование святому Димитрию Солунскому в четвертую неделю Великого поста.

http://sobory.ru/article/?object=00368

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Пантократор     Пантократор Афон           Пантократор сн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685. Пантократор (греч. Μον Παντοκρτορος) — один из православных монастырей на горе Афон. Седьмой в диптихе афонских монастырей.   Святой монастырь Пантократор расположен на северо-востоке полуострова Афон , рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха - командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде).       (Рисунок Григоровича-Барского)     О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: св. Авксентия, св. Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 г. Предположительно, в 1384 г. его брат Иоанн принял на    Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - хранится сегодня в Эрмитаже. Монастырь перестраивался и расширялся в XVI в. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания - это патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 гг., но, к счастью, не полностью.           Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Пантократор в 1744 году. Странник так описал увиденное:           Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 г. Колокольня была построена в XIX в.

http://isihazm.ru/1/?id=506&c_pid=1

12 июня Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей передаст Ярославской епархии древнюю святыню — Корсунский крест 10 июня 2009 г. 13:42 12 июня, в День России, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник передаст Свято-Никольскому женскому монастырю Ярославской и Ростовской епархии одну из его главных святынь — Корсунский крест. По сообщению Ярославской областной газеты «Золотое кольцо», крест-мощевик будет передан епархии на временное хранение. Крест-мощевик под названием «Корсунский» известен в летописи Никольского переславского монастыря с XVII века. По преданию крест в монастырь принесли раскольники из Суздаля в дар за то, что были приняты под кров обители. До закрытия обители в 1923 году крест находился в Никольском соборе по левую сторону иконостаса. После закрытия Никольского монастыря Корсунский крест был перенесен в городской исторический музей, где он и хранился до последнего времени. На протяжении нескольких лет переславский музей участвовал в конкурсе по программе «Культура России» с заявкой на реставрацию Корсунского креста. Но лишь в 2007 году Министерством культуры была выделена часть средств на его реставрацию. Остальная часть была пожертвована благотворителями. Корсунский крест четырехконечный, деревянный, двусторонний, обложенный позлащенной медью два метра тридцать девять сантиметров в высоту с медальонами на обеих сторонах с изображениями праздников и серебряными ковчежцами с частицами мощей 19 святых угодников Божиих. Долго бытовала легенда, что дробницы пусты и мощи в них отсутствуют, но когда весной 2008 года крест был передан в реставрационные мастерские ВХНРЦ им. Грабаря в Москве, то реставраторы, сняв крышки с ковчежцев, обнаружили мощи святых в полной сохранности. В мощевиках креста находятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостола Павла, священномученика Василия, епископа Анкирского, мученика Виктора, благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, мученика Димитрия Солунского, великомученика Георгия Победоносца, священномученика Василия, епископа Амасийского, мученика Агафоника Никодимийского, мученика Меркурия, мученика Евстратия, мученика Ореста, мученицы Христины, мученицы Марины, епископа Игнатия Ростовского, епископа Исаии Ростовского, благоверного князя Василия Ярославского, а также частица манны с могилы апостола Иоанна Богослова. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/672085.htm...

Святой Афон и мир: Архонтесса Маро в городе Серрес и на Святой Горе Там, где легенда сходится с историей, повествование с традицией, приключение с подвигом, обретается архонтесса Маро, одна из самых деятельных женщин времен османского владычества. Андрей, проигумен афонского монастыря Святого Павла (1904 – 2 февраля 1987 г.) В миру Ангелос Эвангелатос родился в деревне Анкон острова Кефалонии в 1904 году. Отец его, Григорий, в конце жизни принял монашеский постриг в монастыре святого Павла. В мирской жизни Ангелос служил в полиции. Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита По случаю недавней канонизации старца Порфирия Кавсокаливита, мы с удовольствием публикуем исследование профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Каселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении великого старца. Поскольку статья была написана до канонизации преподобного Порфирия, в статье уважаемый профессор называет его “отцом” и “старцем”. Восстановить Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь обещают к концу года С 2012 года ведутся работы по восстановлению монастырского архондарика, братского корпуса и храма Святого Великомученика Пантелеимона скита Старого Русика, капитальному ремонту келии Святого Великомученика Дмитрия Солунского, строительству дороги между Свято-Пантелеимоновым монастырём и Старым Русиком. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/afon/page/17/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМПНА [лат. Dymphna] (VII в.?), мц. (пам. зап. 15 мая, перенесение мощей - 27 окт.). Д. почиталась как покровительница фламанд. г. Гел близ Антверпена, где в XIII в. были обретены ее мощи, от к-рых совершались чудеса, преимущественно исцеления бесноватых. Считалось, что молитва к Д. особенно помогает душевнобольным. В сер. XIII в. по повелению еп. Камбре Гвидона Петр, каноник ц. св. Оберта в Камбре, составил Житие Д. Он не обнаружил достоверных сведений о ее жизни и использовал предания, имевшие фольклорную окраску. В основе Жития лежит легенда о сошедшем с ума короле, пытавшемся жениться на своей дочери. Д. приписывается ирл. происхождение. Спасаясь от домогательств отца, она бежала с духовным наставником пресв. Гереберном на континент. Король настиг их в Геле. Обезглавив Гереберна, он снова предложил дочери выйти за него замуж. Видя упорство Д., он отрубил ей голову. Тела убитых заключили в саркофаги и похоронили в пещере. В Геле была построена ц. Д. (XIV в.), при которой возникла коллегия каноников. В храме было отведено особое помещение для больных (Sieckencamere), где они должны были ради исцеления провести 9 дней в молитве и посте. Во время Французской революции 1789-1799 гг. храм был закрыт и национализирован, но вскоре выкуплен прихожанами. В церкви сохранилась деревянная рака XIII в. с мощами Д. и Гереберна, установленная на высоких опорах, а также фрагменты 2 саркофагов VII-VIII вв. и кирпич с надписью: DYMPHNA, сделанной, вероятно, в эпоху Каролингов. Это единственные свидетельства почитания Д. в период раннего средневековья. Из-за специфики почитания Д. Гел стал одним из первых городов, население к-рых заботится о душевнобольных. В кон. XIII в. в городе для них был основан особый приют, до наст. времени существует возникшая на его основе психиатрическая лечебница. Д. изображается с мечом в руке, у ее ног - закованный диавол. Ист.: Acta SS. Maii. T. 3. P. 477-497. Лит.: Falkenstein L. Dinfna e Gerberno//BiblSS. Vol. 4. Col. 618-620; Aubert R. Dymphne//DHGE. Vol. 14. Col. 1245-1246; Delehaye H. Les Légendes Hagiographiques. Brux., 19273, 19734. (SH; 18); Ní Mheara R. Early Irish Saints in Europe: Their Sites and Their Stories. Armagh, 2001. А. А. Анисимова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/178259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010