«Пока веселился о Господе философ, приспел другой разговор и потребовалась работа не меньше предыдущей». За этими словами идет повесть о том, как князь моравский Ростислав, посоветовавшись со своими князьями и с мораванами, отправил к царю Михаилу посольство с просьбой об учителе, который бы мог вести христианскую проповедь на славянском языке. Это в сущности кульминационный момент в легенде, здесь находится узел всего дальнейшего развития и, может быть, ключ к разгадке психологического настроения составителя сказания: «дабы и другие страны, видя это, подобилися нам». Как будто моравское посольство впервые открывает византийскому правительству перспективу политического и культурного влияния в славянских землях посредством христианской проповеди на славянском языке; как будто в Велеграде должна зародиться эта мысль, чреватая важными последствиями и выросшая из соперничества двух империй и двух Церквей; как будто церковная политика не служит выражением задушевных дум и проектов патриарха Фотия! В этой части Паннонской легенды есть несколько мест, которыми вскрывается настроение и намерение автора и доказывается предвзятая цель, с которою она составлена. Таково, между прочим, и выражение: «от вас на все страны всегда добрый закон исходит». Прибытие моравского посольства в Константинополь имело место не позже 862 г. Между прибытием этого посольства и началом деятельности солунских братьев в Моравии в 863 г. легенда помещает изобретение славянского алфавита и перевод Евангелия. В новейшее время, как видно было, получила преобладание мысль, что изобретенная азбука была глаголица 32 . Политическая тенденция этого отдела легенды весьма выразительно указана в письме царя Михаила, которым были снабжены Константин и Мефодий при отправлении их в Моравию. Агрессивный характер, проявляющийся в моравской миссии, не мог входить в соображения скромных монахов, отправленных с проповедью христианской веры в страну, которая уже была просвещена латинскими священниками и входила в церковную организацию немецкого государства, будучи подчинена Пассавскому (Пассау) епископу. Легко понять, что миссионерами руководила высшая церковная и светская власть, имевшая в своем распоряжении особенные средства воздействия на моравский народ – славянский язык проповедников. Но из этого возникли серьезные недоразумения между греческими проповедниками и латинским духовенством, поднявшие спор о церковных правах Рима и Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Во всех славянских странах – православных или католических – чтят память святых Кирилла и Мефодия, но совершенно особенное место почитание славянских просветителей занимает в болгарской культуре. Возможно именно потому, что христианство в Болгарии утвердили именно бежавшие из Моравии ученики равноапостольных братьев. Несмотря на то, что Крещение Болгарии произошло около 865 года, процесс христианизации шел очень медленно. В стране произошло несколько восстаний язычников, богослужение шло на греческом языке, а царь Борис, ставший инициатором принятия христианства, не доверял византийцам и пытался договориться с римским папой. Одновременно и Константинопольский Патриарх – святитель Фотий – не мог найти достаточное количество священников, готовых служить в Болгарии. Поэтому, когда ученики святых Кирилла и Мефодия были изгнаны из Моравии, их с большой радостью приняли в Болгарии. Впоследствии к ним присоединились и другие ученики святых братьев, проданные в рабство по настоянию латинского духовенства и выкупленные византийцами. Благодаря их трудам, за несколько десятилетий Болгария была христианизирована. Одновременно с христианизацией в Болгарию пришло и почитание святых братьев. Более того, среди болгар родилась легенда о том, что святые Кирилл и Мефодий, отлучаясь из Моравии, имели непосредственное отношение к Крещению Болгарии. Под влиянием учеников святых братьев их болгарские последователи выдвинули тезис о том, что славянская письменность священна, поскольку Бог открыл ее такому святому человеку, как Кирилл. Таким образом, во мнении болгар, славянская письменность превозносилась выше греческой, которая осталась еще от языческих времен. Созданные в Болгарии богослужебные тексты подчеркивали, что святые Кирилл и Мефодий были посланы славянам Богом, и отсюда делался вывод, что все славяне входят в сферу влияния Болгарского царства. Таким образом, память о святых братьях и деле их жизни связывалась с духовной и культурной жизнью Болгарии. В X веке почитание святых Кирилла и Мефодия в Болгарии возрастало. Солунские братья стали для болгар знаменем независимости кириллической письменности. Однако уже в конце X – начале XI века почитание святых братьев было приостановлено войнами с Византийскими императорами Иоанном Цимисхием и Василием Болгаробойцей, в результате которых Болгарское царство попало под протекторат Византии, автокефалия Болгарской Церкви была упразднена и вместо нее была учреждена Охридская архиепископия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛГАРСКАЯ ЛЕГЕНДА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 5 , С. 614 опубликовано: 7 августа 2009г. БОЛГАРСКАЯ ЛЕГЕНДА - см. ст. Климент Охридский . Рубрики: Святые Болгарской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Болгарской Православной Церкви Болгарская легенда - см. Климент Охридский См.также: АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); (1774 – 1794)], мч., пострад. от турок (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.) БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ БОРИС († 907), св. равноап. кн. (852-889), креститель Болгарии ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/149671.html

2 из них (Чудо о Радомире и Чудо о Калояне) нашли широкое отражение в греч. и слав. иконографии. Чудо о Радомире ( Ιωακεμ Ιβηρτης. 1940. Σ. 360-361). Болг. царь Радомир был человеком лютого нрава. Любимым его занятием была охота, во время к-рой он травил людей зверями. Доведенные до отчаяния, подданные молили Д. С. избавить их от мучителя. Однажды во время охоты, заманив Радомира в труднодоступное место, великомученик явился перед ним на коне, одним ударом сбросил Радомира с коня и пронзил копьем, а затем стал невидим. Речь идет о Гаврииле Радомире (1014-1015), к-рый был сыном болг. царя Самуила и возглавлял борьбу болгар против визант. завоевания. Он был убит двоюродным братом Иваном Владиславом во время охоты, о чем свидетельствуют нек-рые исторические источники. Чудо о Калояне ( Ιωακεμ Ιβηρτης. 1940. Σ. 369-372). Болг. царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи Д. С. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился Д. С. на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XII – нач. XIII в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XII – нач. XIII в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Ок. 1572 г. (КБМЗ) Калоян был младшим братом основателей Второго Болгарского царства Петра (Феодора) и Асеня (Белгуна). Известно, что он внезапно умер или был убит ночью в своей палатке накануне штурма Фессалоники. Болгары сразу же отступили от города, а убийцы не были найдены. Таинственная смерть Калояна породила много слухов, на основе к-рых и был записан рассказ Иоанна Ставракия. Легенда об убийстве Калояна Д. С. встречается и у зап. писателей Альберика и Робера де Клари (XII-XIII вв.). Следующая по времени редакция Чудес Д. С. принадлежит Константину Акрополиту (кон. XIII - нач. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вы искали: «Солунская легенда». Такого документа нет в нашей базе данных. Возможно, он ещё не опубликован. Попробуйте воспользоваться полнотекстовым поиском . Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/ Солунская ...

394 . Лавров П. Свв. Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. 1. Пространные или так называемые Паннонские жития свв. Кирилла и Мефодия. 2. Житие св. Мефодия. 3. Житие Климента, епископа болгарского. 4. Житие и перенесение мощей св. Климента (Итальянская легенда)//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 135–222. 395 . Лактанций . Божественные установления. Книги I-VII: Пер. с лат., вступ. ст. и указат. В. М. Тюленева. – СПб.: Олег Абышко, 2007. – 512 с. 396 . Лактанций . О смертях преследователей. – СПб., 1998. 397 . Лактанций . О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных Установлений: Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указат. В. М. Тюленева. – СПб.: Олег Абышко, 2007. – 256 с. 398 . Лаоник Халкокондил. История/Пер. и пред. Е. Б. Веселаго//ВВ. – 1953. – Т. 7. – С. 431–444. 399 . Ластивертци Аристакэс. Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци: Пер. К. Н. Юзбашян. – М., 1968. 400 . Латышев В. В. Жития святых епископов Херсонских. Исследования и тексты//Записки императорской Академии наук. – СПб., 1906. – Т. 8. – 3. – Серия 8. – 82 с. 401 . Латышев В. В. Из агиографической литературы//Известия Российской АН. VI серия. – 1918. – Т 12. – 15. – С. 1579–1590 [публ. Жития св. Евдокии и варианта Жития св. Меркурия]. 402 . Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, О Скифии и Кавказе. – СПб., 1893, 1900, 1904. – Т 1. Вып. 1–3; Т 2. Вып. 1. 403 . Латышев В. В. Мефодия патриарха Константинопольского Житие преп. Феофана исповедника . По москов. рукописи 156 изд. с введ, прим. и указат. В. В. Латышев//Записки АН. Серия VIII. – Историко-филол. отд. – Пг., 1918. – Т 13. – 4. – XL, 120 с. 404 . Латышев В. В. О житии преп. Давида Солунского//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1912. – Т 30. – С. 217–251 (с. 236–251 – греч. текст). 405 . Латышев В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – III, 144 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЯ [греч. Αγπη -любовь], мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта). Сведения об А. весьма скудны. Мартиролог Иеронима называет лишь место ее мученической кончины - Антиохию; в вост. источниках упоминается имя ее сподвижницы, св. Марины . Поздняя легенда относит А. к испан. мученикам времен Декиева гонения (см. Деций ) (вероятно, на основании сообщений о перенесении в Испанию ее мощей). Ист.: ActaSS. Mart. Т. 2. P. 31-32; MartHieron. P. 30; Nau F. Martyrologium. Syriacum//PO. 1915. T. 10. P. 7-26. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 875-876. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/63160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЯ [Аполлиния] († 248 или 249), мц. Александрийская (пам. зап. 9 февр.), пострадавшая при имп. Деции , за год до опубликования эдикта о преследовании христиан. Свидетельство о ней сохранилось у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он приводит письмо Дионисия I Великого , Патриарха Александрийского (248-265), обращенное к Патриарху Фабию Антиохийскому. Патриарх Дионисий описывает мученичество А.: язычники выбили ей зубы, вывели за город и угрожали сжечь заживо, если она «не произнесет с ними вместе нечестивые возглашения». А. предпочла броситься в огонь. Поздняя легенда называет А. рим. мученицей, пострадавшей при имп. Юлиане Отступнике (IV в.). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 41; ActaSS. Febr. T. 2. Р. 278-279. Лит.: Kirsch J. P. Apollonie, Apollinie//DHGE. T. 3. Col. 1008. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/75678.html

Хлуд. 195; Вес., Георг., 168); то же находим в житии Кирика и Юлитты – упоминание о 3-х отроках и Данииле во рву львином (АА. SS., Jun., IV, 16, стр. 27 то же и ещё о Сусанне; см. Веселовский, Заметки по литературе и народной словесности, I, СПб. 1883, стр. 13); Кирпичников, Георгий, стр. 39–40, прим. Я нашёл подобное же в рук. Пар. Нац. Библиотеки 1470, IX века, f. 10: св. Ирина надеется: φυλξας Δανιλ ν τ λκκ κα τος τρες παδας ν Βαβυλνι ν καμν λβρου πυρς σκεπσας ατς σετα με etc; Wirth, 131. Быть может, обрабатывая легенды, авторы в данном случае вставляли указанные слова под впечатлением известного им «пещнаго дйства», греч. διταξις (κολουθα) τς καμνου, появление которого в обычае греческой церкви относится ко времени не позже X века (а на Руси, по крайней мере, См. у А. А. Дмитриевского , «Чинъ Пещнаго Дйства» (Визант. Врем., т. I, в. 3–4, стр. 588, 594–597 и др.) Если бы это предложение было принято, то в таком случае в рукописи В 1 , относящейся к XIII в., мы нашли бы один из пунктов для хронологии самого греческого «действа» на пути от XV–XIV века упоминание Симеона Солунского περ τς καμνου, Migne, Patr. gr., 155, стл. 113; о Симеоне apx. Солунском 1406–1429 гг. – проф. Дмитриевский в ук. соч., стр. 554 это известие Симеона относит к XIV в., – см. у М. А. Соколова: «Симеон, арх. Солунский " ·в Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв., 1894, Май-Июнь, отд. I, стр. 518–558; 2) время написания Иверской рук. 1120–1457-й год; см. Дмитр., о. с., стр. 585] назад к X–IX вв. В то же время я не устраняю влияния «прологов». См. Истрина, Александрия русск. хрон., М. 1893, стр. 179. 703 Заметки о языке списка см. у Соболевского, Изв. Отд. русск. яз. и слов., т. X, кн. 1, стр. 113 слл. 704 Геронт (Геронтий) не собственное, но нарицательное имя: вообще «старец, старик», как указал Кирпичников, стр. 35, прим. 2-е. В дополнение к этому, как на аналогию, укажу на имя: Геронтий=старец в пьесе царевны Наталии: «Комедии Евдокии мученицы». См. Шляпкина, «Царевна Наталия Алексеевна и театр её времени», в Памятниках Др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1962 г. В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия:  Сие заповедаю вам, да любите друг друга , — говорит Господь Своим ученикам. - Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня  ( Ин.15:17-21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010