Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово   Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неба сошел и крестную смерть претерпел. Искренно нелицемерно любит Бога тот, кто заповеди Его соблюдает, из коих первая — это любовь к ближним, вменяемая Спасителем нашим Себе Самому. Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол Херувимский Деву: ясли вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающее величаем (Песнь 3. Ирм.) Рождество или воплощение Христа Спасителя нашего последовало по великому милосердию и снисхождению Божию к падшему человеческому роду. Господь, приняв на Себя естество человеческое, тем самым восхотел возобновить его, спасти от вечной погибели. Сидящим во тьме и сени смертной воссиял Божественный свет. Возрадовалось небо и небожители, возрадовалась земля и земнородные о таком неизреченном благоволении Божием. Возрадуемся и мы, встречая этот великий праздник, подобно тому, как радовались и славословили Бога Ангелы с пастырями и Богомудрые волхвы, которые в чувствах благоговейной признательности к Рождшемуся не ограничились одною лишь радостью, но принесли Ему в дар самое лучшее и драгоценное, что имели. Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неба сошел и крестную смерть претерпел. Искренно нелицемерно любит Бога тот, кто заповеди Его соблюдает, из коих первая — это любовь к ближним, вменяемая Спасителем нашим Себе Самому, и так докажем делом, что любим Спасителя своего, разделим с неимущими насущный хлеб наш, оденем требующих одеяния, и в иных многих горьких нуждах и скорбях поможем по силе своей нуждающимся, тогда будет у нас истинный светлый праздник, тогда и Рождшийся от Пречистой Девы сподобит нас Своего Божественного пришествия и усладит наше празднество.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=249...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Иероним (Соломенцев). Привычка есть вторая природа Иероним (Соломенцев). Привычка есть вторая природа   Публикуем дневники афонского старца Иеронима. Известный духовник русского монастыря рассуждает о том, как победить страсть. Замечательные рассуждения о простых вещах, не утратившие своей акутальности и сейчас. Заметим, что в духовной жизни простые вещи понять граздо труднее, чем сложные. Так устроен механизм восприятия человека.  - Афон О страстях и привычках Страсти незаметно примешиваются ко всякому доброму делу. Опытные знают различие браней вблизи предметов, возбуждающих страсти, и вдали от них: иное дело — побеждать страсти в уединении, а иное — в общежитии. Да и в общежитии неравные трудности в борьбе со страстями по причине разных должностей и занятий: иное дело — хранить мирное состояние духа сидящему с рукоделием в келлии, а иное — находящемуся на должности при исправлении разных общих нужд. Для последнего потребен сугубый труд. «Привычка обращается в природу, привычка есть вторая природа» — такая поговорка существует в народном разговоре, она взята из опыта. Все ее произносят, но не все знают ее значение.   Христианину полезно задавать себе вопрос: что такое есть природа и какие ее законы или свойства? Природа имеет законы или свойства неизменяемые, непобедимые. Например, закон дыхания ничем невозможно заменить или сохранить. Долго ли человек может жив быть без дыхания? Также и законы питания, и пития, и сна ничем невозможно заменить. Долго ли человек может без пищи и пития прожить, также и без сна? Зная это, можно верно познать и значение привычки, почему она обращается в природу. Например, если кто привыкает к пьянству, то оно обращается тому в природу неодолимую; так же, как нельзя быть без пищи и пития и без сна, так и привыкшему к пьянству кажется невозможным жить без пьянства.   То же бывает и с другими привычками — например, если кто привыкнет к какой-либо страсти: к блуду, обжорству, гордости, тщеславию или гневу, злоречию, лености, воровству.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=262...

Наше дело с греками, благодарение Богу, решается в нашу пользу. Мне писал брат мой двоюродный Иван Маркович Соломенцов, что он желает прибыть ко мне для свидания со мною. Если Вам будет удобно взять его с собою, то я Вас прошу о сем. Я об этом говорил Михаилу Сергеевичу, ибо он знает его хорошо. По моему мнению, путешествие Ваше, которое Вы хотите сделать по русским святым местам, для Ивана Сергеевича будет не на пользу души его, ибо он в таком случае увидит много соблазнов, кои могут охладить благодатную теплоту его к монашеству. Впрочем, разве побываете в не многих местах и будете удаляться от знакомства с многими советниками непрошеными, которые сами навязываются со своими советами и тем расстраивают благочестивых людей, как то делает прельщенный Иона, строитель Выдубецкого скита в Киеве, ибо он только и знает, что укоряет Святую Гору, а незнающие верят ему и вредятся от него. Прошу Вас, приложенное при сем письмо не замедлите передать Ивану Сергеевичу, ибо оно для него нужно. Прошу передать мой поклон и благословение супруге Олимпиаде Васильевне. Господь да поможет Вам в Вашем святом деле спасения. Остаюсь любящий Вас брат Ваш духовник Иероним 4 мая 1875 года Благословение Божие да пребудет с Вами. Мы уже извещали Вас о получении бубликов и прочего, теперь извещаю Вас, что я послал к Вам двое хороших четок для Олимпиады Васильевны, по получении которых уведомите меня. Из Валуек пишет ко мне брат мой Иван Маркович Соломенцов, который желает побывать у нас на Афоне. Я писал ему, чтобы он побывал у Вас для узнания о путешествии к нам. Прошу Вас, позаботьтесь о нем. Иван Сергеевич кланяется Вам, и он пишет к Вам о нем, чтобы Вы из его денег, оставшихся у Вас, дали б ему, Ивану Марковичу, на дорогу 50 рублей. У нас в обители, слава Богу, все хорошо. Но вдали от Афона Сербия и Черногория начали воевать с Турцией. Я думаю, что из газет Вы уже знаете о сем. Отец Макарий, игумен, кланяется Вам, и вся братия поминает Вас. Испрашивая Вам благословение свыше и Олимпиаде Васильевне, остаюсь помнящий Вас Ваш брат

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Недавно профессор МГУ, директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубарева привела удручающую цифру: средняя продолжительность жизни среди сельских мужчин в регионах Нечерноземья не превышает 51 года. Чтобы решить демографическую проблему, нужно не только поощрять рождаемость, но принимать меры и для продления человеческой жизни. По сравнению с развитыми странами она у нас неприлично коротка. А продолжительность жизни и есть самый верный показатель и качества власти в любой стране, и качества общества в целом. Роковая черта, которую, как утверждают специалисты из Всемирной организации здравоохранения, нельзя переступать, — это потребление 8 литров чистого алкоголя на душу населения. Россия почти в два с половиной раза превысила эту роковую дозу. Сегодня потребляется уже 18 литров спирта на человека. Для сравнения: потребление в Турции — 1,3, в Швеции — 5,2, в Финляндии — 6,6, в США — 8,4. Что такое 18 литров спирта? Много или мало? Это соответствует 45 литрам водки или 90 полулитровым бутылкам. Таково потребление в среднем на душу населения, включая и младенцев, и старух, и непьющих. Мужчины, а их в стране меньше, чем женщин, выпивают 80 процентов общего объема спиртного. Главные потребители в возрасте от 15 до 65 лет. А это означает, что на одного взрослого мужчину приходится 244 бутылки в год!!! У меня сохранилась запись ключевых моментов продолжительной беседы с М. Соломенцевым, возглавлявшим Комиссию Политбюро ЦК КПСС по борьбе с алкоголизмом. Апрель 1984 года, я работал тогда в “Известиях”. Соломенцев говорил, что в стране насчитывается 25 млн пьяниц. Кто же в этих условиях может защищать страну? — вопрошал он. 90 процентов дебильных детей рождалось от пьющих родителей: для них уже не хватало специальных школ. Почти половина бюджета советского здравоохранения уходила на борьбу с последствиями алкоголизма. Практически 100 процентов осужденных за хулиганство совершали проступки в пьяном виде. И три четверти всех уголовных дел. Нужно, просил Соломенцев, постоянно разъяснять в газете, к чему ведет тяга к выпивке. Он передал аналитическую справку профессора Н. Загоруйко из Сибирского отделения АН СССР о масштабах беды, ее последствиях и причинах. В этой справке была представлена картина конкретная и ужасающая. Совершенно беспросветной была ситуация с народами Севера. Загоруйко приводил данные якутского мединститута по Чукотке: повальное пьянство. Вряд ли статистика с тех лет улучшилась и по Чукотке, и по стране в целом. “Алкоголизм и пьянство, — писал Н. Загоруйко, — это большое социальное бедствие. Этот фактор вырос в силу, которая является одним из основных препятствий на пути достижения всех главных целей нашей партии и государства”. И профессор делал вывод: “Главная причина роста алкоголизма и пьянства — незнание масштабов и темпов нарастания вредных социальных последствий алкоголизма в нашем обществе”.

http://pravoslavie.ru/29632.html

8 . При помощи молитвы со вниманием изучать святоотеческие творения, священную историю и церковную, особенно деяния святых Вселенских Соборов, и во всем с ними сообразовываться. «Читайте почаще писания святых отцов – они вас просветят, и вы скоро сами увидите, что следует вам делать, – наставлял старец духовных чад. – Вы имеете книги отеческие, читайте же их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу, неприметным образом подвигнут вас впредь к добродетельной жизни» с. 638]. При этом надо «читать неспешно, без всяких пропусков, со вниманием, с рассуждением, с замечанием, с приложением к образу своих мыслей и своей жизни, а паче всего – с несумненною верою, ибо в злохудожную душу не внидет премудрость» с. 562]. 9. Читать душеполезную литературу. «Чтобы поддерживать свое духовное устроение, так сказать, согревать в себе дар Божий, необходимо, – советовал батюшка, – хотя понемногу каждодневное чтение. Чтение всячески должно быть тогда, когда нет молитвы, и оно должно иметь целью ее возбуждение. Прекратить же оное, когда возбудится молитва . Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего» с. 532, 808]. «Книги, духовные конечно, верные друзья и собеседники нелицемерные; читая их, можно познавать путь Божий и обрести Самого Бога, равно как и в молитве» с. 796]. «Если вы будете внимать любопытным новостям, то тогда некогда будет вам заниматься чтением священных книг или молитвою; новостям конца не будет, а жизни нашей буде конец; надо смотреть нам, чтобы не упустить время к покаянию, того ради хорошо не обращать внимания на новости, которые разоряют нас вконец. Блажен, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей – таковой скоро исцелит свои душевные раны и достигнет любовь Божию» с. 626]. 10 . Понуждать себя к молитве. Старец неустанно напоминал, что молитва «для всякого христианина столько нужна, как пища и душа для тела» с. 553]. «Старайтесь, – призывал он, – неослабно пребывать в молитве, по глаголу Господню: “Непрестанно молитеся, да не внидете в напасть” ( Мф. 26, 41 ; 1Фес. 5:17 )» с. 686].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

Кодекс москвича: под знамена какой идеи? Московские власти планируют в ближайшее время разработать специальный свод правил, который, по их мнению, поможет освоиться приезжим. В кодексе москвича будет объясняться, например, что в Москве нельзя жарить на балконе шашлыки и резать во дворе баранов, ходить по городу в национальной одежде, будет предписано говорить по-русски. Поможет ли подобный документ ассимиляции приезжих? 22 июня, 2010 Московские власти планируют в ближайшее время разработать специальный свод правил, который, по их мнению, поможет освоиться приезжим. В кодексе москвича будет объясняться, например, что в Москве нельзя жарить на балконе шашлыки и резать во дворе баранов, ходить по городу в национальной одежде, будет предписано говорить по-русски. Поможет ли подобный документ ассимиляции приезжих? Московские власти планируют в ближайшее время разработать специальный свод правил, который, по их мнению, поможет освоиться приезжим. В кодексе москвича будет объясняться, например, что в Москве нельзя жарить на балконе шашлыки и резать во дворе баранов, ходить по городу в национальной одежде, будет предписано говорить по-русски. «Жизненный уклад Москвы базируется на русской культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться», — говорит Михаил Соломенцев, глава столичного комитета межрегиональных связей и национальной политики. В то же время, некоторые положения будущего кодекса вызывают неодобрение у ряда публичных деятелей. Так, например, вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев напоминает о том, что  «каждый россиянин, будь он татарин, башкир или осетин, имеет право говорить на своем родном языке, придерживаться своих национальных традиций, где бы он ни находился, в том числе и в Москве». Поможет ли подобный документ ассимиляции приезжих? Своим мнением с порталом « Правмир » поделились два известных московских священника. Протоиерей Максим Козлов , настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ: Идея создания кодекса москвича сама по себе положительная. Насколько мне известно, там проговариваются некоторые неюридические моменты поведения, которые представляются как желательные. Также насколько ясно из того, что я читал, в кодексе есть нечто о корректности поведения национальных меньшинств, приехавших граждан – мне тоже представляется весьма важным, чтобы проведение национальных обычаев, забой животных и так далее никоим образом публично не производились.

http://pravmir.ru/kodeks-moskvicha-pod-z...

«Смелость и оригинальность» нового министра вскоре по достоинству оценят и военные, и штатские граждане страны. Так, в январе 1986 г. Шеварднадзе, находясь с официальным визитом в Токио, заявил, что отныне Япония вправе поднимать на переговорах с СССР любые вопросы, включая территориальный . В период с 1985 по 1986 г. в МИД сменилось 35 послов, а к маю 1987 г. были заменены 7 из 9 заместителей министра, 7 из 10 послов по особым поручениям, 8 из 16 заведующих территориальными отделами, 68 из 115 послов. Новые послы были назначены в ведущие страны Запада . Люди, воспитанные «мистером нет» - Андреем Андреевичем Громыко, – покидали внешнеполитическое ведомство. 22—23 октября 1985 г. в Софии на закрытом заседании членов Политического консультативного комитета стран ОВД Горбачёв заявил о том, что СССР уважает независимость коммунистических партий и выступает за расширение самостоятельности своих партнёров из Восточной Европы, «каждая страна и каждая партия должны сами отвечать за свою политику перед собственным народом и опираться прежде всего на собственные силы» . Исключительно важную роль в разрушении СССР сыграла бездумно/преступно (по факту – разницы никакой!) проведённая в рамках «ускорения» в 1985-1987 гг. т.н. «антиалкогольная кампания». Инициаторами кампании выступили члены Политбюро ЦК М.С. Соломенцев и Е.К. Лигачёв, которые полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм ( если в СССР на душу населения приходилось 11 литров крепких напитков, 19 литров вина и 23 литра пива, то во Франции 6 литров крепких напитков, 90 литров вина и 44 литра пива ). Что ж, благими помыслами дорога в ад вымощена. 7 мая 1985 г. были приняты Постановление ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совета министров СССР 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»), которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. 16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу мерами административного и уголовного характера.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/18/...

Все это подразумевает наличие общих задач, общих проблем и коллективный подход при их решении, если не конкретными действиями, то уж, конечно же, молитвой и сопереживанием. Но и это еще не все. Общежитие, которое делает души и молитвы братии едиными, а также ставит общие для всех цели и задачи для решения всеми общих проблем, предполагает и единое управление. Созидать, воодушевлять и управлять этим единым духовным организмом должен только один руководитель. Не некий бездушный администратор со штатом исполнителей его воли, а мудрый и любящий отец, Богом избранный и Богом поставленный, а потому и ответственный за всех и за все содеянное перед Единым Богом. И в данном случае этот руководитель опирается не на наемников, а на сплоченную, единодушную братию, где младшие без сомнения, по Апостолу, подчиняются в духе братской любви и единомыслия старшим. В его руках при мудром, опирающемся на благодать Святаго Духа управлении братство — это пластичная и в то же время устойчивая сила, готовая всегда по первому призыву своего пастыря мобилизоваться для выполнения любой духовной задачи, сохраняя при этом все черты своего призвания: и братскую любовь, и послушание, и желание трудиться для общего блага, и молитвенность. Мы должны понимать, что общежитие в духе взаимной братской любви не имеет ничего общего со сходбищами, празднословием или смехотворством. Эти пороки растлевают дух его. Парадокс истинного общежития в том и заключается, что иноки, живя, трудясь, молясь, питаясь вместе, искренне любя друг друга, в то же время стараются избегать излишнего общения друг с другом, имея желание пребывать единственно с Богом. Сходбища, свойственные живущим в миру, заменяются у них богослужебным собранием; празднословие — славословием и песнопениями за богослужениями; пиры и застолья — скромной братской трапезой. Любовь выражается не столько внешними проявлениями, сколько духовными, внутренними. Терпение поруганий и укоризн, снисхождение к немощам друг друга и прощение обид, радость о преуспеянии ближнего и скорбь в несчастиях, искоренение подозрительности и зависти — все это есть превосходнейшее проявление настоящей братской любви.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Благоразумная твердость, с одной стороны, мудрое рассуждение, растворенное терпением — с другой, над всеми же сими — непоколебимое смиренное упование на Вседержителя Всемогущего Бога, воскриляемое молитвой, сделали свое дело и принесли долгожданный мир. Несколько лет молилась братия о даровании их старцу верного и преданного помощника. В 1851 году на Святую Гору приехал тульский купец Михаил Иванович Сушкин. Промыслом Божиим чудесно устроилось пострижение молодого подвижника по причине смертной опасности в великую схиму. Также чудесным образом сразу же после пострижения устроилось и его исцеление. Чутко всматривавшийся во все события отец Иероним, желавший рассмотреть все стези Промысла Божия, увидел во всем происшедшем особое Божие благоволение и смотрение. Помолившись, он был извещен о том, чего хочет Бог. «Вот человек, которого мы просили у Господа», — скажет он. В постриге купец Михаил Иванович получил имя Макарий. Новопостриженный схимонах с первых же дней стал ближайшим учеником отца Иеронима, которого он начал готовить к великому служению, не давая, между прочим, никакой пищи тщеславию, довольно сокрушая его укоризнами, посрамлениями и уничижениями. Афонский старец Макарий (Сушкин) В 1853 году отец Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 1856 году — во иеромонаха и сразу же назначен вторым духовником русской братии. Обязанности духовника по-прежнему исполнял сам отец Иероним, к которому братия шла для разрешения искушений, не имея пока еще доверия к новому старцу. Такое назначение было необходимо, для того чтобы возвысить будущего преемника в глазах всей братии, чтобы они видели высоту горизонта, на котором начертан путь его призвания. С этой же целью отец Иероним по временам отступал в сторону или даже вовсе удалялся из обители как бы в уединение, чтобы не затенять своим авторитетом робкую пока еще личность нового старца, скромного и непритязательного по природе, за действиями которого тем не менее следил пристально, поправляя его в случае необходимости. Таким образом, после пресвитерской хиротонии отец Макарий становится предстоятелем русского братства, пока еще номинальным, но влиятельным, с очевидной перспективой на самостоятельность в будущем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Что нам мешает приблизиться к Богу. Иеросхимонах Агафодор (Буданов) Что нам мешает приблизиться к Богу. Иеросхимонах Агафодор (Буданов) Как с приближением утреннего рассвета уменьшается ночная тьма, так бывает и с тем человеком, когда он начинает, хотя и понемногу, стараться уклоняться от всего сказанного... Иеросхимонах Агафодор (Буданов) — выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии антипросоп и духовник обители. Предлагаем часть рукописей отца Агафодора, содержащих подробное описание духовного опыта автора. Как бывает с плодовым деревом, когда вокруг него нет вблизи никаких других  растений,  оно,  возрастая  на  свободе, приносит  хорошие  плоды. А если другие растения мешают ему и отнимают силу у него, то оно остается бесплодным. Так бывает и с человеком, когда он хотя и старается иметь внимание и Божью память, но страсти при этом сильно действуют в его сердце и подавляют всякое духовное делание, оставляя его без плода духовного. Страсти хотя и живут в человеке, но действие их может или усиливаться, или уменьшаться. Усиливается действие страстей по многим причинам: от невоздержания в пище, питье, в не сохранении потенции чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания; от многословности, от многопопечительности, от пристрастия к чему бы то ни было, от суеты, от обращения с людьми, от нарушения совести.   Все эти причины, отнимая у человека внимание к себе, Божью память, непрестанную чистую молитву и вообще всякий плод духовный, заглушают, как терния и плевелы, всякое плодовитое растение. Но древо «плод», посаженное при исходящих водах (внимания, памяти Божьей, чистой непрестанной молитвы, воздержания, беспопечительности, беспристрастия, уединения, безмолвия, памяти смертной и страха Божьего), даст плод в свое время. Как с приближением утреннего рассвета уменьшается ночная тьма, так бывает и с тем человеком, когда он начинает, хотя и понемногу, стараться уклоняться от всего вышесказанного, увеличивающего действие страстей, и в нем также по мере уменьшения повода к раздражению страстей они уменьшают свое действие (на человека). От этого ум приходит в спокойное состояние, зарождается внимание, память Божья, чистая непрестанная молитва и прочее т. п. ...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=291...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010