( Лук. 16:19–31 ). Притча о «Богатом и Лазаре». Эта притча занимает особое место среди других притч. Замечательна она тем, что в своих символах приоткрывает завесу загробной жизни человека. В первых словах говорит эта притча о человеческих взаимоотношениях на земле. Богач в притче олицетворяет тех, кто эгоистически пользуется земными благами, совершенно не думая о несчастных, обездоленных, тех кто отвергает в своей жизни Заповеди Божии , толи по неверию, толи по недомыслию. Об этих людях в следующих словах свидетельствует многострадальный Иов: «Они говорят Богу: отойди от нас, не хотим знать путей Твоих. Что Вседержитель, чтобы служить Ему? И что пользы, чтобы прибегать к Нему?» Нищий Лазарь олицетворяет собою страдающее, часто лишенное самых необходимых земных благ, человечество, людей бедных и больных. Подобно праведному многострадальному Иову, возможно и Лазарь вопрошал в душе своей о причине своих страданий, но он никогда не возроптал на Вседержителя, молчаливо, в терпении и смирении, неся свой жизненный крест. И вот, умер богатый и его похоронили; умер и нищий и он был отнесен на «лоно Авраама»... И далее, в символических образах, в притче приоткрывает Господь тайну судьбы и потусторонних отношений людей праведных и неправедных. Одни сопровождаются Ангелами на «лоно Авраама», другие нисходят на место мучений, в «ад». Что такое «лоно Авраама»? Это место – противоположное «аду». «Лоно Авраама» – это, можно сказать, символ преддверия Царства Божия, в то время как «ад» – есть преддверие вечного осуждения, «тьмы внешней». Притча о «Богатом и Лазаре» говорит о том, что «загробный мир», по-еврейски «шеол», включает в себя и преддверие Царства Божия и преддверие «вечнаго осуждения». «В доме Отца Моего обителей много», – говорит Христос. Между этими двумя обителями: преддверием Царства Божия и преддверием «тьмы внешней», – «утверждена великая пропасть», так что, как говорит страждущему богачу Авраам, «хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Умершие, однако, видят друг друга, но помощь одних другим там невозможна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Напиши слова Мои в сердце своем и размышляй о них прилежно: великая нужда тебе в них будет во время испытания. Что не понял ты, когда читал, то уразумеешь в день посещения. Сугубо испытаю Я избранных Своих: и в искушении испытаю, и в утешении, и два урока им полагаю ежедневно: один – на обличение пороков, другой – на увещание к возрастанию в добродетелях. Кто имеет слова Мои и отвергает их, имать Судящего ему в последний день. Молитва к испрошению дара благоговения. Господи, Боже мой! Ты все мое благо. И кто я – что дерзаю к Тебе своим словом? Я нищий из нищих, раб Твой и червь ничтожный, нищий и презренный более всякого помышления и всякого слова. Но за то помяни меня, Господи, что я ничто – и ничего не стою, и ничего нет у меня. Ты Един благ и свят и праведен: Ты все можешь, все даруешь, все исполняешь, и только грешника оставляешь в скудости. Помяни милости Твои, Господи, и исполни сердце мое Твоею благодатию: нет Твоего хотения, Господи, да пребудет дело рук Твоих праздно. Как мне себя стерпеть в здешней бедственной жизни, если Ты меня не укрепишь милостью Своей и благодатью? Не отврати лица Твоего от меня, не удали от меня посещение Твое, и утешения Твоего не отними от меня, да не будет душа моя яко земля безводная Тебе. Научи мя, Господи, творити волю Твою; научи меня достойно и в смирении ходить перед Тобою, ибо вся мудрость моя в Тебе и Ты в истине знаешь меня, и познал меня, прежде чем создан был мир, и прежде чем родился я в мире. 1) Ин.6:63. 2 ) Ис. 93:12,13. 3 ) Ис. 23:4. 5 ) Ин. 12:48. 7 ) Пс. 142:6,10 . Глава 4. О том, что должно ходить пред Богом о смирении и в истине Сын Мой, ходи предо Мною в истине, и в простоте сердца своего всегда ищи Меня. Кто ходит предо Мною в истине, безопасен будет от суетных напастей, и истина освободит его от соблазнителей и от клеветы нечестивых. Если истина освободит тебя, по правде свободен будешь, и не станешь заботиться о суетных речах человеческих. Истинно слово Твое, Господи. Будь мне по слову Твоему. Истина Твоя сама да научит меня, сама да соблюдет меня и да сохранит до конца спасительного; сама да освободит меня от всякой дурной и беспорядочной привязанности, – и стану я ходить с Тобою в великой свободе сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Не так они возвещают ее, чтобы раз или два поговорили что-нибудь о бедных, и потом отступились; не так, чтобы одни упоминали о милосердии, а другие нет, или некоторые говорили о нем больше, а другие меньше, как будто бы оно не было важным и крайне нужным предметом. Нет, они все, и каждый в особенности, почитая эту заповедь главной, или одной из главных, с ревностью побуждают нас к исполнению ее то увещаниями, то угрозами, иногда упреками, а иногда и похвалами милосердым, и все это для того, чтобы непрестанными напоминаниями об этой заповеди усилить ее действие в сердцах наших. Сказано: «страсти ради страдания нищих и воздыхания бедных, ныне восстану, говорит Господь» (Пс.11:6). Кто же не убоится восстающего Господа? И в другом месте: «восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных» (Пс.9:33). Отклоним молитвой такое возвышение руки Божией и не пожелаем видеть ее возносимой на непокорных или, что еще тягостнее, наводимой на жестокосердых. И еще: «не забывает вопля угнетенных; не навсегда забыт будет нищий» (Пс.9:13, 19); «очи Его на нищего зрят» (Пс.10:4); а такое призрение лучше и превосходнее, нежели приникновение веждей. «Вежды же Его испытывают сынов человеческих», что есть уже как бы низшее и второстепенное назирание. Но может быть, скажет кто-нибудь, что здесь говорится о нищих и убогих, неправедно притесняемых. Не спорю; но и это самое должно побудить тебя к человеколюбию. Если так много печется Господь о бедных, когда их обижают; то конечно еще больше наградит тебя за них, когда они получают от тебя благодеяния. Кто «ругается над нищим, тот хулит Сотворившего его» (Притч.17:5); то пекущийся о творении чтит Творца. Опять, когда ты слышишь слова: «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого Господь создал» (Притч.22:2), то не думай, будто Господь создал одного нищим, а другого богатым для того, чтобы ты еще больше мог нападать на нищего, ибо неизвестно, от Бога ли произошло такое разделение. В этих словах Писания показывается только то, что и нищий, и богатый равно созданы Богом, хотя и неодинакова внешняя их участь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Неделя 22-я по Пятидесятнице Сегодняшнее чтение Евангелия заставляет нас задуматься о самом главном: какая конечная цель, какой смысл жизни? Как нам жить? Господь Иисус Христос сказал такую притчу. Был один богатый человек. Он одевался в дорогую одежду и каждый день устраивал богатый пир. Был также один нищий по имени Лазарь. Он лежал у ворот этого богача, покрытый ранами, и хотел питаться хотя бы крохами, которые падали со стола богача, и собаки приходили и лизали его раны. Умер нищий, и душа его была отнесена Ангелами в Царствие Небесное, к Аврааму. Умер и богач; тело его похоронили (см.: Лк. 16:19–22 ), а душа его попала в мучение, или в ад. Будучи в мучениях, богач поднял свои глаза и увидел вдали, в Царствии Небесном, Авраама и Лазаря и воскликнул: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем ( Лк. 16:24 ). Но Авраам отвечал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ( Лк. 14:25–26 ). Тогда богач просил послать Лазаря к братьям, чтобы их предупредить, но Авраам отвечал: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их ( Лк 14:29 ), а, если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 14:31 ). Таков рассказ Спасителя. Он говорит о жизни вечной, о блаженстве и мучении в ней. Жизнь человека не кончается на земле, не ограничена несколькими десятками лет – она вечна. Каков же смысл нашей жизни, какая цель, как нам жить? Жить так, как хочешь жить там. Какую одежду приобретешь для души здесь, в той окажешься и там. Будешь жить здесь без Бога, без Его заповедей, нам для жизни данных, будешь и там без Бога, в мучении. Это так просто, так ясно; пусть будет только память об этом, и вся наша жизнь изменится к лучшему. Ведь слова о жизни вечной принадлежат Самому Господу Иисусу Христу. Исцеление десяти прокаженных. (Лк 17:12–19)

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но не для всех одинаково раскрывается в мире эта тайна. И она не может быть ни понята, ни принята во всем ее благословении вне чистых путей усыновления Богу, вне великой к Богу любви. Лишь эта любовь (пусть тайная, пусть молчаливая) раскроет до конца и оправдает все страдания. То, к чему мы идем, слишком велико. То, что мы здесь оставляем, слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания. Диалог с Авраамом «Некоторый человек был богат...» И богатство его шло на то, что он «каждый день пиршествовал блистательно». Тут начинается евангельская диалектика: неподалеку от него лежал на земле «некоторый нищий, именем Лазарь» ( Лк. 16:19–20 ). Человечность Лазаря подчеркивается тем, что у него есть имя, а богач оставлен анонимом. Праведник всегда глубоко личен, а грешник безымян и безличен в своем зле. Лежа у ворот богатого, Лазарь «желал напитаться крошками, падающими со стола богача». Сколь он был жалок, видно из того, что «псы приходя лизали струпья его» (21) 5 . Такова была в том месте ситуация социальная и духовная. Но прошло земное время человеческое. И начался второй акт жизни. Умер нищий, и так сказано о судьбе его: «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (22). А когда умер богач, «похоронили его» (22). Тут сказано проще, и за этой простотой таится многое, значительное и трагическое. Евангелие нас переносит в загробную обстановку. Обстановка эта имеет к нам самое близкое отношение. Эгоистический богач, соответственно своему внутреннему состоянию, находится в аду, в месте, адекватном его эгоистической любви. Он любил на земле только самого себя – и очутился в той области духовной, где любят лишь себя. И так как это противно природе человека, он там мучается. Разгадка этих мучений проста и не нуждается в абстрактной юриспруденции. В области страданий наступает следующий акт драмы: в страдающем богаче просыпается, прежде всего, чувство самосохранения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

«О Господе похвалится душа моя». Он соделал уже меня именитым, и еще соделает славным. «Да услышат кротции и возвеселятся». «Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе». Не довольствуется тем, чтобы одному слагать песнь, но сообщников в кротости делает сообщниками и в песнопении. Потом показывает причину благодарения. Пс.33:5 .  Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. «Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя». Помолился я Господу, говорит Пророк; и превозмог все бедствия. Пс.33:6 .  Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Ибо кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умнаго света. Так и у великаго Моисея прославилось его видимое лице. Сие сказал уже Давид и выше: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс.4:7 ). Так, сделав воззвание к единонравным, во образец им предлагает себя самаго. Пс.33:7 .  Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. «Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и». Из того, что совершилось со мною, говорит Пророк, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; потому что меня, человека незначительнаго и пастыря овец, сподобил Своего промышления, и сделал, что превозмог я врагов. Пс.33:8 .  Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их». С сим согласны и слова Апостола, потому что так говорит об Ангелах: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1, 14 )? Так и блаженный Иаков, молясь, сказал: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» ( Быт. 48, 16 ). Так и патриарх Авраам говорил чудному рабу: «Господь Бог послет Ангела Своего пред лицем твоим, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт. 24, 7 ). Так и блаженный Захария сказует: «Ангел глаголяй во мне» ( Зах. 1, 9 ). Пс.33:9 .  Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

О том, что вредит душе богачей Самый убогий нищий, не имеющий никаких благ земных, но служащий Богу, часто бывает богаче самых богатых людей мира. 31 января, 2016 Самый убогий нищий, не имеющий никаких благ земных, но служащий Богу, часто бывает богаче самых богатых людей мира. Проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (Лк., 91 зач., XVIII 18-27.) святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Вы слышали сегодня Евангельское чтение о богатом юноше, который не пожелал раздать имение свое, чтобы наследовать Царство Небесное. Тогда Господь сказал, что богатому труднее войти в Царство Небесное, чем верблюду пройти через игольное ушко. Как будто нам теперь не благовременно говорить о богатстве, потому что в стране нашей не стало богатых, все равны. Но думаю, что, выслушав слово мое, вы увидите, что всегда и во все времена благовременно говорить о богатстве. Прежде чем разъяснить вам слова Христа, обращенные к богатому юноше, послушайте то, что написал св. ап. Иаков о богатых: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника; Он не противился вам» (Иак. 5,1-6). Видите, какие страшные слова сказал св. ап. Иаков о богатых, как грозно обличил их? А что может быть более грозным, чем слова Господа Иисуса Христа о том, что богатому трудно войти в Царство Божие? Почему же это так? В те времена, когда Господь пришел на землю, в народе израильском господствовало мнение, что богатство — это Божие благословение; богатых почитали, уважали и воздавали им великую честь. Когда Господь сказал эти Свои удивительные слова о богатстве, мешающем войти в Царствие Божие, ученики Его с удивлением спросили: «Кто же может спастись?» Ведь и они считали богатых благословенными Богом, значит, если уж богатые не спасутся, то кто же? Господь им сказал: «Невозможное человекам возможно Богу».

http://pravmir.ru/o-tom-chto-vredit-dush...

Один св. Отец VI века, память которого мы будем прославлять через воскресенье, преподобный Иоанн Лествичник , написавший книгу “Лествица духовная” (по-русски — лестница), изображает это наше спасение вечное, этот труд по приобретению духовной красоты нашей после покаяния в виде лестницы, имеющей много ступеней и подымающей нас от земли к небу. И Господь наш Иисус Христос в Своей нагорной проповеди указывал нам на основные ступени в этой духовной лестнице, по которой мы грешники, ищущие вечного спасения, должны подниматься после своего покаяния, чтобы покаяние было истинным, чтобы оно приносило “плоды достойные покаяния”, о чем про” поведывал еще св. Иоанн Предтеча. Что сказал Господь Иисус Христос, вы знаете; Св. Церковь часто эти слова повторяет: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят; блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими”. Говоря о том, как должен христианин трудиться над своей склонной ко греху душой, Господь Иисус Христос не устрашает нас трудностью добродетелей христианских, не поражает нас и какой-либо их высотой. Он услаждает наше сердце; Он называет блаженными, вечно счастливыми тех, кто исполняет Его заповеди и кто по ступеням Его заповедей будет своей душой подниматься к небу после горьких жгучих слез раскаяния в своих греховных сквернах. Говорит Господь Спаситель: “Блаженны нищие духом”. Какой же неразумный или равнодушный человек отвергает то блаженство, которое предлагает ему Господь — войти в двери Царства Небесного? Нищие духом войдут в Царство Небесное. А что такое нищета духовная? Нищий в земном смысле — это тот, кто ничего не имеет; кто все ждет от своих благодетелей. Ждет, когда кто-нибудь даст ему на кусок хлеба. Он не имеет жилища и ждет, когда кто-нибудь его приютит; он не имеет достаточной одежды, пока сострадательный человек не подаст ему на эту одежду. И нищий духовно, о котором говорит Господь Иисус Христос, это тот, кто сознает себя духовным бедняком, сознает, что у него ничего нет доброго в сердце, что ему нужно много сделать, пока он живет, чтобы удостоиться радости быть со своим Господом;

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Он никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, обогнав патриарха и переменив одежду, снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяние и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?» Для меня важно научиться быть милостивым прежде всего к себе самому, тогда я смогу быть по-настоящему милостив и к другим. А это невозможно без 11 Шага, без молитвы и углубленного предстояния перед Богом. Иногда 11й Шаг дается мне с величайшим трудом. «Иногда бунт внутри меня так велик, что я вообще не хочу молиться» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 119). В такие минуты я приостанавливаюсь, беру паузу и читаю молитву о душевном покое. Если я не хочу вернуться на дорогу, где я лежал окровавленный, израненный и полумертвый, я буду духовно трудиться и расти. Подвиг сегодняшнего дня — с состраданием и любовью взглянуть на себя; моя задача на этот день — оказать милость тому, с кем сведет меня Господь. 26 ноября. Память святителя Иоанна Златоустого ( Лк.14:25-35 ) Сегодня я прочитал: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником». И еще: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство — просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27, 31-33 ). В программной литературе АА не раз повторяется фраза: «Мы ни с кем и ни с чем не боремся.» Что это значит? А именно то, что идти с десятью тысячами — с моей силой воли, решимостью — против ста тысяч — «хитрого, властного, сбивающего с толку» алкоголизма — неразумно. Я много раз бросал пить, давал зароки, героически держался. Все это не работало до тех пор, пока я «не отрешился от всего, что имею», пока я не пригласил в мою жизнь Бога.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

" Они, – как говорил праведный Иов, – проводят дня свои в счастьи, и мгновенно (т. е. без страданий) нисходят в преисподнюю. А между тем, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим знать путей Твоих. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» ( Иов.21:13–15 ). С другой стороны, «нищий Лазарь» олицетворяет собою страдающее, часто лишенное самых необходимых земных благ, человечество; людей больных и бедных. Может быть Лазарь, как в свое время и праведный Иов, в душе вопрошал Бога о смысле и причине своих страданий, но он никогда не роптал на Вседержителя. Свой жизненный крест он нес молчаливо, терпеливо и смиренно, вплоть до самой своей смерти. Но вот: «умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраама. Умер и богач, и похоронили его...» И далее, в свойственных притчам, символических образах, приоткрывается тайна судеб и потусторонних отношений людей праведных и неправедных. Души одних относятся Ангелами на «лоно Авраама»; души других, после погребения бренного тела в земле, нисходят куда-то глубоко в ад, «место мучений». «И в аде, будучи в муках», – как далее повествует притча, – «он (т. е. грешный богач) поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив, сказал: «Отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем...» «Лоно Авраама», по воззрению древних евреев, есть нечто противоположное »аду»; – это место пребывания душ ветхозаветных праведников Авраама, Исаака, Иакова и прочих пророков, заключивших вечный завет Израиля с Богом и ожидающих пришествия Мессии Освободителя. В видении горящего и несгорающего куста на горе Хориве, Бог сказал Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова...» ( Исх. 3:6 ). Христос же, в своей беседе с саддукеями о всеобщем воскресении, к этим словам добавил: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. «Ибо у Него все живы...» ( Лк. 20:38 ). Можно сказать, что «лоно Авраама» есть символ преддверия Царства Божия, тогда как ветхозаветный «ад» есть преддверие вечного осуждения. По-еврейски «шеол», – место пребывания всех вообще умерших в ожидании пришествия Мессии и Суда над праведными и неправедными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010