«Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Русии бьет челом богомолец ваш Государев Благовещения Пресвятыя Богородицы, что у вас Государей на сенях, поп Иван. Был я нищий ваш Государской богомолец по нашему Государскому указу посылай в Датские немцы с вашими Государевыми послами и по вашему Государеву указу, что видела скверного закона их, или что слышал где в немца зломудрство их и протии их многих ересей, что где говорил и сколько мне грешному Господь Бог открыл разумети и поколику от тебя Государя просвещен и научен. И то все от Божественного Писания собрав ответы 47 глав, да напасав, отдал тебе великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Русии, и да ты, великий Государь, рассмотрев исправиши и просветиши мое недоведение или омрачение уму. И аще, Государь, то списанецо мое исправишь, идеже аще что будет погрешил, или на скудость ума недоразумех, и твоим Государевым исправлением впредь вам же Государем те ответцы приготовятся противу многоразличных ересей Немецких, понеже, Государь, от юности Лютори и Кальвини учат книгу у себе глаголемую Катихизис, иже на православную нашу веру христианскую. Сам сатана первых научил начальников злобе их так выложити, юже отнюдь православным не подобает ни зрети в ню ниже мало что слышати от нея, есть бо прелести исполнена великия. Списаньецо ж се, яже утебе великаго Государя, яже твоим Государевым святительским повелением и учением намороковал, во всем той еретической книге Катихизису противится и обличает ю. А мнится мне, Государь, наудачу та книжица не пригодится ли впредь в Посольском приказе держати для нашей братии попов крестовых, которым лучается ездити с вашими Государевыми послами во Полшю, в Немецкие земли, или будет и мирским людем, либо о чем Немцы Лютори или Папежники попросят или посмеют по своей ереси, и в той, Государь, книжке многие ответы собраны от Божественных Писаний против их прелести, а наипаче, Государь, как тебе Государю. Бог известит о ней, где она пригодится или нет. Да у меня, Государь, грешного есть и иные ответы против же их закона и злого учения, но за настоящую нужду, яже к тебе, Государь, от всей земли, от всего народа Российского исправления не могу, Государь, времени улучити, чтоб тебе, Государь, таковые ответы самому известны были и мне бы без твоего Государева исправления не погрешити и не погибнути душевнее и телеснее» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Левит целиком. Числ 1–9; 10.1–28; 13.1 –17а, 21, 25–26а, 32а; 14.1–2, 5–7, 10, 26–30, 34–38; 15; 16.1а, 2б-11, 16–24, 27а, 32б, 35–50; 17; 18; 19; 20.1а, 36–4, 6–13, 22–29; 21.4а, 10–11; 22.1; 25.6–18; 26; 27–31; 32.1–4, 16–19, 28–33; 33–36. Втор 4.41–43; 32.48–52; 34 .1а, 7а-9. D. IV Священная история (ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, Книга войн Ягве, Книга Яшар 126 , эпос, законодательные тексты, летописи. Первоначально эта история начиналась Второзаконием, за ним следовали книги: Иешуа (Иисуса Навина), Судьи, Самуил (и-2 Царств), и Цари (3–4 Царств). Завершена в VI в. до Р. Х. в Вавилоне. Охватывает время от смерти Моисея (XIII в. до Р. Х.) до смерти Навуходоносора II (562 г. до Р. Х.) 127 . Chr. V Священная история (ХРОНИСТИЧЕСКАЯ); источники: летописи, документы, записи Ездры и Неемии. Составлена ок. III в. до Р. Х. Начинается общечеловеческой родословной (от Адама) и завершается описанием реформ Ез-дры. Состав: 1–2 Книги Паралипоменон (Хроник), 1 Книга Ездры и Книга Неемии. Словарь терминов АГИОГРАФЫ (от греч. Агиос – святой и графе – писание) – греч. наименование последнего раздела ветхозаветного канона, называющегося в еврейской традиции «Писания». В русской православной традиции – учительными книгами. АПОКАЛИПТИКА (от греч. апокалипсис, откровение) – общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан, Иоиль, Откр, частично Ис, Иез, из апокрифов Енох, Апок. Варуха и др.). АПОКРИФЫ (от греч. апокрифос – сокрытый) – книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не включенные в канон. БЕДНЫЙ, или НИЩИЙ (евр. анав, множ. – анавИм; или эвйОн, множ. – эвйонИм) – слово, означающее не только неимущего человека, но и праведника, который, не возлагая надежд на земные блага, во всем уповает на Бога. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ – термин, прилагаемый к каноническим книгам Св. Писания, означает, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно-для своего обогащения. 35 . Савва Вишерский, основатель Савво или Саввино – Вишерского монастыря, который находится в 7-ми верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года. В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого написати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 126 , т. е. установил местное празднование преподобному в монастыре. Память 1-го Октября 127 . 36 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, по свидетельству очень мало надежного жития его скончавшийся в 1303-м году, по на самом деле, как кажется, живший гораздо позднее, – в конце XIV – начале XV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-ы году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в великокняжеском войске под Казань благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца Июля в 8-й день 128 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню под гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большего своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования) 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Логика «теологии процветания» выглядит примерно следующим образом: Как считают «теологи процветания», мы избавлены от закона искупительным подвигом Иисуса Христа ( Гал. 3:13–14 ), болезнь и бедность – проклятие закона, значит, мы уже избавлены от болезни и бедности. А. Мадубуко: «Он умер, чтобы мы могли быть спасены от смерти и вошли в реальность жизни с избытком». «Он вывел нас... из нищеты – в процветание, ... из болезни – в здоровье» с. 126]. «Ты можешь начинать торжествовать на основании того, что Иисус восторжествовал над бедностью, грехом, сатаной и этим миром... Болезнь побеждена. Нищета и оковы разрушены... Ты освобождаешься, чтобы царствовать, ... брать власть, процветать» с. 180]. А. Ледяев: «Откуда страдания – по причине греха. Иисус Христос победил грех и нас вновь возвращает в Эдемский сад. И мы не стесняемся говорить, что мы процветаем, что Иисус даёт здоровье, красоту, счастье» Такое понимание искупления приводит к убеждению: М. Дарбинян: «Бог хочет, чтобы Его церковь была богатой. Бог хочет, чтобы Его дети встали на путь божественного процветания!» с. 261]. К. Хейгин: «Бог желает, чтобы его дети ели самое лучшее, Он желает, чтобы они одевались во всё лучшее, Он желает, чтобы они ездили на самых хороших машинах; Он желает, чтобы они имели самое лучшее во всём» с. 62]. М. Дарбинян: «Бог хочет, чтобы ты жил по-царски и мог позволить себе все! Бог хочет дать тебе... процветание, дома, машины, квартиры!» «Если у вас простая машина, то просите у Бога «Хаммер». Если у вас квартира, то просите у Бога дом. Если у вас есть трехэтажный дом, то просите у Бога второй, третий дом и благословляйте кого-то» с. 73]. «Я учу о процветании. Члены церкви должны иметь собственность и статус. Это меняет отношение общества к нам» А. Ледяев: «Руководитель организации или церкви – это реклама своего Бога. Если я нищий без машины, без денег, живу в «хрущёвке», и говорю людям: «Люди дорогие, приходите к нам в церковь и у вас будет то, что у меня», извините пожалуйста, во что превращается эта церковь ?»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

   65. Совершенство – сыноположение небесное и обретенное царство, и тогда благодать отъемлет покрывало сатаны, и душа видит Бога.    66. Бесстрастие есть не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обреза­нием сокровенного иудея.    67. От смирения – бесстрастие.    68. Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобрел скоро бесстра­стия: для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие.    69. Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу.    70. Или как еще говорят, что бесстрастие есть воскресение души прежде тела.    71. Сподобившийся такого состояния, находясь еще во плоти, во всех словах, делах и помышлениях имеет всегда правителем обитающего в нем Бога. Бесстрастный уже не сам живет, но живет в нем Христос.    72. Блаженное бесстрастие от земли на небо восставляет нищий ум, и от гноища стра­стей воздвигает убогого, а любовь посаждает его со святыми Ангелами, с князи людей Гос­подних (Пс. 112:7-8).     73. Земля обетованная – состояние благодатной жизни в свободе Христовой.    74. Три отрока – пленники и рабы – сохранили одну свободу и не поклонились идолу, когда в Вавилоне Навуходоносор собрал все подвластные народы.    75. Где есть осуждение (совести), там нет свободы.    76. Свобода, возможная человеку, простирается на то, чтобы противиться диаволу, ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).    77. Свят тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку.    78. Только святые с земли внутренним оком видят небесное.    79. Успение святых есть сон.    80. Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

У каждого народа, у каждой страны есть две истории. Одна – история внешняя, вся сотканная из войн и завоеваний, из политических удач и трагедий, из взлетов и падений. Тут ключевыми словами будут «могущество», «слава», «национальная гордость», «благосостояние державы». И в этой истории, пропитанной кровью и страданием, могущество, слава и благосостояние всегда бывают за счет кого-то другого, всегда бывают торжеством сильных над слабыми, гордых над смиренными. Строятся империи, но строятся всегда на завоевании и подчинении, и для их могущества и славы всегда нужно, чтобы кто-то дрожал в страхе: нужно залить кровью Польшу и подавить венгерское восстание, нужно, чтобы гордые советские танки прогремели по улицам страхом раздавленной Праги, нужны железные занавесы и миллионы до зубов вооруженных бойцов на всех границах, нужно отрицание свободы и безостановочный грохот самовосхваления. И такова всегда и всюду эта внешняя история, которую одну только зубрят в школах и которой одной заставляют восхищаться. Но есть, слава Богу, у каждой страны, у каждого народа и иная история. Есть она и у нашего народа. Сейчас ее стараются замолчать, сделать небывшей, но это невозможно, ибо она всегда просвечивает сквозь кровавую и страшную ткань истории внешней. Творцы же ее – это и есть святые, т.е. люди, с точки зрения истории внешней, бесполезные, если не вредные; чудаки и безумцы, ушедшие от жизни в какую-то мечту. Но проходят века, и распадается могущество, истлевает слава. Где эти древние империи, страхом наполнявшие вселенную, – Ассирия, Вавилон, Персия, Рим? Повсюду в мире видны заросшие травой остатки римских колонн, которые так красноречиво свидетельствуют о нищете и бренности всякого земного могущества, всякой земной славы. Но распятый могущественным Римом нищий и бездомный Учитель продолжает до сих пор царствовать в душах миллионов людей. А вглядываясь во мрак и нищету Древней Руси, мы до сих пор погружаемся в свет преподобного Сергия Радонежского и бесчисленных его святых учеников. Когда все внешнее в этом прошлом покрылось ржавчиной, сгнило и истлело, остается только чистое золото, над которым бессильны века, бессильно время. Великий русский историк В.О.Ключевский написал когда-то книгу «О добрых людях Древней Руси» 126 . Вот эти добрые люди в конце концов одни и остаются, только их светом она, Русь, и светится. И сколько их! В какую глушь ни заглянешь, в какие дебри ни зайдешь, всюду держится и живет память о святом, там просиявшем, именно это место наполнившем светом и любовью. С далекого севера сияют нам Зосима и Савватий Соловецкие, с юга – Димитрий Ростовский и Иоасаф Белгородский , с востока – Тихон Задонский , с запада – Иов Почаевский . И сотни, тысячи других: епископы, монахи, князья, просто хорошие люди, такие как праведная Иулиания Лазаревская, светлый старец Серафим Саровский , мученик-митрополит Филипп Московский, не побоявшийся самому Иоанну Грозному, т.е. страшной и неправедной власти, напомнить о правде, любви и справедливости...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

186 Св. Антоний Великий , родом Египтянин, с 20-летняго возраста и до глубокой старости подвизался в пустынях Фиваиды, нашел множество учеников, которым завещал похоронить его в безвестности, “да никтоже гроба его увесть”; скончался 105-ти лет, в 356 году (Чет, Мин. 17 января). В 461 году мощи его были обретени и перенесены в Александрию, а отсюда, чрез 74 года, – в Царьград (Византия,).-Когда и кем достроен был в Царьграде храм во имя св. Антония, неизвестно; Anonim, из (у Бандури Imper. Orient. t. I. р. 2 et 6; сб. t. II. р. 457. 468) и Кодин упоминают о нем при описании Цареградских стен, построенных Константином Великим и Феодосием мдадшим, и указывают на положение его в виду верфи или пристани, известной под именем св. Антония и находившейся при Золотом роге, между воротами Источника (Аия-капуси) и Хлебными (Ун-капуси).-Называя верфию или пристанью, мы имеем в виду замечание Византия, что 187 Преп. Павел Фивейский-современник Антония Великаго и первый пустынножитель Фиваидский; скончался 113-ти лет, ок. 342–350 года (Чет. Мин. 15 января). По хронике Андрея Доядодо († 1357 г.), тело св. Павла было перенесено в Константинополь и положено в монастыре Перивленты при императоре Мануиле I Комнине (1143 – 1180) (у Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 95; сн. Византия, стр. 553). 188 Лугарево – иногда с прибавлением: поле, составлявшее часть так называемаго Эвдома o котором сказано выше (см. прим. 173). Феофилакт Симокатта говорит: (Дюкамжа, Consmanminop. christ. lib. II. р. 140. 141. Константия, Византия, . Meurs. Not. ad Codin. p. 26 v. 4). 189 Преп. Иоанн Кущник родился в Царьграде от знатних и богатых родителей; оставив тайно родительский дом, он удалился в Вифинию и принял монашество в обители Неусыпающих; но чрез 6 лет возвратился в Царьград и, никем неузнанный, провел остаток жизни, как нищий, у ворот дома своих родителей, в поставленной для него куще, в которой и погребен.Спустя несколько времени, родители Иоанновы (Евтропий и Феодора) построиии над гробом его церковь и при ней “страиноприимницу велию” (Чет. Мин. 15 января. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 126. Византия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Л. Аминь. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (трижды). Когда кончится пение приведенных слов, псаломщик читает 33 псалом: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно во устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и превозносите имя Его вместе. Я взыскал Господа и Он услышал меня, и от всех опасностей избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа все святые Его; ибо нет скудости у боящихся Его. Сиимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. Приидите, дети; послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочешь ли человек жить и любишь ли благоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла, и уста свои от неверных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память их. Взывают праведные и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведнаго, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведнаго погибнут. Избавит Господь души рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет. (Смотри «священныя книги Ветхаго Завета в русском переводе. Издание второе. Спб. В Синодальной типографии. 1878 г.» стр. 878 и 879). Во время чтения священником «заамвонной молитвы», диакон стоит пред образом Спасителя до окончания молитвы. Когда молитва кончится священник входит в алтарь святыми вратами, а диакон – северными дверями. Оба они становятся у жертвенника. Священник читает следующую молитву на потребление даров: «Исполнение закона и пророков, Сам сый Христе. Боже наш, исполнивый все отческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков» (служеб. стр. 57). После сего священник раздает всем присутствующим антидор или остатки той просфоры, из которой на проскомидии был вынут агнец; а диакон потребляет, вкушает все оставшееся в св. чаше, и потом, налив в нее вина и воды, и омыв внутренния стены ея, испивает, и осушив тщательно губкой, дабы ничто не осталось, слагает святые сосуды вместе, покрыв и обвязав их (смотри литургию служ. стр. 126). После раздачи антидора и окончания чтения 33 псалма на клиросе, священник окончательно благословляет народ на выход из церкви со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У богатого и нищего вчерашний день прошел, то же и впредь будет. Богатый имеет сокровище, но с сокровищем имеет и попечение, страх и боязнь, как бы его не лишиться; нищий не имеет сокровища, но не имеет и страха. Богатый боится воров и разбойников; нищий от этого свободен. Богатый вместе с богатством часто и жизни от злодеев лишается; нищий этого не боится, ибо на нищего не нападает разбойник. Богатому многие завидуют, как самое дело показывает; а кому завидуют многие, тому много и козней бывает, ибо зависть без того не бывает; нищий того не опасается, ибо кто нищете позавидует? Богатый осуждению и злословию подлежит из-за скупости и немилосердия; нищий того не знает, ибо кто чего не имеет, того и не дает. Богатый должен расходовать богатство по воли Божией, иначе перед судом Божиим будет виноват; нищий от того свободен. С богатством почти всегда неразлучна гордость, начало всякого греха; нищета учит смирению. Богатство или скупостью связывает, или роскошью и сластолюбием расслабляет сердца богатых; в нищете того нет, ибо что нищему давать, когда ничего сам не имеет? Или на что роскошно жить, когда терпит недостаток? Богатому следует ответ дать перед Богом о расходе богатства; нищий о том не думает. Богатый перед смертью рассуждает, кому и как оставить богатство, нищий о том не заботится. Богатый, умирая, оставляет богатство, нищий как не имел, так и не оставляет. Богатому и при смерти не допускает богатство заботиться о душе своей, а нищий об одной душе своей подвизается. О богатых говорит Христос: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царство небесное» (Мф.19:23). О нищих — не то; но что? «Послушайте, — говорит апостол, — братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его» (Иак.2:5) Да не помыслит кто, что богатство само собой губит и нищета сама собой спасает! Но как неверие с плодами своими к погибели приводит, так «вера, действующая любовью» (Галл.5:6), дверь к вечной жизни отворяет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Господь, приветствуя собравшихся, назвал всех без исключения нищими духом… Одновременно Он «называет собравшуюся пред Ним толпу счастливой … в виду предстоявших для нее возможностей с полным и открытым сердцем и неповрежденным и неизвращенным умом воспринять христианские истины, которые есть самый дух. Ей, этой толпе, которую забросили тогдашние религиозные учители, принадлежит Царство Небесное… Таков ближайший, непосредственный смысл первого блаженства, вполне понятный слушателям Христа и усвоенный ими». В.П. Лопухин полагает, что наиболее адекватное толкование слов «нищие духом» возможно через славянское «смиренные», избранное переводчиками для передачи греческого выражения «нищие духом противления», используемого многими святыми отцами и учителями Церкви. Но, пишет он, это слово применимо лишь при «элементарных объяснениях этого выражения», ибо такой перевод не «вполне достаточен». Для адекватного понимания слов Христа следует постоянно помнить о языке, на котором Он говорил. На древнееврейском и арамейском «нищие духом» произносится как анавим аруах. Анавим – множественное от «ани» (бедный, нищий). Это слово со временем приобрело различные значения: «не имеющий никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий»; «угнетенный и притесняемый, потому что нищий» и, наконец, «тот, кто не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога». Таким образом, слово «ани» стало употребляться для характеристики человека, полностью доверившегося Богу, смирившегося перед Ним. Именно в таком смысле использует это слово (в Синодальном переводе – «нищий» или «бедный») псалмопевец, когда говорит: «Сей нищий воззвал – и Господь услышал и спас его от всех бед его» ( Пс.33:7 ); «Ибо не навсегда забыт будет нищий…» ( Пс.9:19 ); «Бог избавляет нищего» ( Пс.34:10 ); «… по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного» ( Пс.67:11 ); «Да судит нищих народа…» ( Пс.71:4 ); «Бедного же извлекает из бедствия…» ( Пс.106:41 ); «… нищих его насыщу хлебом» ( Пс.131:15 ); «Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его» ( Пс.13:6 ).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010