Целых три уже года прожил земной ангел в той пещере, ангельскую и вышеестественную проводя жизнь, весь чуждый настоящему, весь изменившийся и боговдохновенный, чудо, так сказать, и для самих невещественных и возле Бога находящихся существ. Это он и понимал, именно то, что стал как бы кораблем, наполненным, сколько возможно, товаром добродетелей вследствие принятия всей доступной людям благодати, – ибо дальше Гадир, говорят, не плавают, – и потому задумывает и совершает нечто действительно дивное и богоподражательное. Я не буду решать вопроса о том, удалось ли кому-нибудь из достигших такой высоты добродетели совершить это, но что это весьма хорошо показывает, так сказать, восхождение его на высоту добродетели и богоподобия ныне сущим и потом имеющим быть поколениям, это я всегда буду утверждать. Ибо зная, что Божественное смиренномудрие для всякого рода жизни по Боге есть необходимейшая вещь, связывающая и скрепляющая, как при постройке цемент, по словам одного из наших мудрецов, материал добродетелей, как бы какие большие и малые камни к созиданию душевного дома, а для достигших высоты совершенства по Боге и во всех отношениях полезно и чрезвычайно необходимо, как увеличивающее сокровища и совершенно прогоняющее зверей (духовных), – давно уже зная это из жизни, теперь, как бы с другой стороны начиная, он всецело ему предается, все прочее, так сказать, оставив, а лучше все ему вверив и снова за него взявшись как бы за какую-нибудь запечатанную сокровищницу, прочно сохраняющую в себе множество всяких благ. Поэтому, похвально произнося Божественные те слова: когда исполните, говорит, все побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17:10 ), если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное ( Мф. 18:3 ), а к этому еще: благодатью вы спасены ( Еф. 2:5 ), оправданные даром благодатию Божией (ср. Рим. 3:24 ), ибо как рубище нечистое, говорит, вся праведность наша пред Богом (ср. Ис. 64:6 ), – тотчас удаляется из этого монастыря, уходит в находящееся возле Иордана общежитие подвижников (ασκητν), посвященное имени великого Крестителя и Предтечи, и упрашивает предстоятеля с величайшей скромностью причислить и его к прочим братиям, как у них установлено, и распоряжаться им при всякой надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Аминь. Т.е. между современниками Иисуса Христа. Беседа 25   " Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " (Иоан. 3:5).   1. Никодим не понял слов Спасителя потому, что хотел рассуждать о духовных предметах по-человечески. - Если человек не рождается от воды и Духа, он не может войти в Царство Небесное. - 2 и 3. Вера в невидимое. - Различие между первым и вторым творением. - В первом творении Творец воспользовался землей для создания человека; во втором Св. Дух пользуется водою. - Первый человек был создан с душою живою, второй исполнен Духа животворящего. - Первый человек нуждался в помощи, второй, получая благодать Духа Святого, не нуждается ни в какой иной помощи. - Почему вода нужна для крещения? - Обряд крещения. - Великие тайны, совершенные для нас Иисусам Христом, как побуждения для нас вести добрую жизнь. Оглашенные и их положение в отношении к верным. - Польза милостыни и даров, приносимых Иисусу Христу и малым сим.   1. Малые дети каждый день ходят к учителям, берут уроки и дают в них отчет, и не прерывают этого занятия; бывает и то, что они к дням присоединяют и ночи; и вы заставляете их делать это из-за предметов тленных и временных. Но от вас, людей возрастных, мы не требуем такого труда, какого вы от своих детей. Не каждый день, а только два дня в седмицу мы приглашаем вас к слушанию поучений и притом только на малую часть дня, чтобы облегчить для вас этот труд. Для того и содержание Писания мы разделяем на малые части, чтобы вы удобнее могли усвоять их, влагать в сокровищницу разума и так запечатлевать в памяти, чтобы  вы и сами могли передаваь все (другим) в точности, если только не будет кто слишком сонлив и нерадив или ленивее малого отрока. Итак, приступим опять к продолжению прежде сказанного и посмотрим, как Никодиму, ниспавшему долу, прилагающему слова Христовы к земному рождению и говорящему, что невозможно устаревшему человеку снова  родиться, Христос открывает яснее образ этого рождения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

По преданию, после Введения в храм, Она при храме постоянно и жила. Там Она молилась, там трудилась, была во Святая Святых и как уже сказано, Ангелы Ей там пищу приносили. Как относимся к Божьему храму мы? Для христианина Божий храм должен быть таким, каким он был в древности для псалмопевца, который писал: (Пс.121:1)! Т.е. я возвеселился, услышавши, как мне сказали: пойдем в дом Господень! Так ли бывает у нас, ценим ли мы Божий храм? Любим ли мы Божий храм? Стремимся ли мы в него всякий раз, как только это возможно для нас? Может быть преодолеваем какие-либо препятствия? Сами вы знаете, что далеко-далеко не всегда бывает так. В частности, вот привели Пречистую Деву Марию, маленькой девочкой привели в храм; храм для Нее стал родным. Она в нем жила, около него всегда пребывала. А к сожалению, бывает часто так, что наши дети редко, редко видят Божий храм... Благословенно то дитя, которое благочестивые родители постоянно водят в храм! То, что ребенок в храме получает в благодатной, светлой, освещающей, духовной атмосфере храма — это такая драгоценность, равной которой нет! То, чем запасется молодая душа в эти нежные детские годы, это будет ее сокровище, ее духовный капитал и лучшее противоядие против той пошлости и грязи житейской, с которой она скоро столкнется. И, о если бы, действительно, так бывало, чтобы наши святые храмы всегда были бы наполнены детьми! Но и сами вы видите постоянно, что совсем не так бывает и даже тогда, когда великие праздники. Например, в храме довольно много народу, а детей мало совсем. Вот об этом надлежит подумать всем, не только родителям, но и воспитателям, преподавателям, христианам, всем подумать о том, чтобы дать возможность молодой, едва только распускающейся, расцветающей душе запасаться в Божьем храме этим духовным капиталом. Чтобы человек в свое время мог его использовать и чтобы это было бы его духовным богатством, не только в сей жизни, но и в будущей. Думать и стараться о том, чтобы дети наши действительно приводились бы в храм почаще, чтобы полюбили бы храм и постоянно стремились бы в нем бывать. Раньше бывали, и теперь есть такие семьи, где малые дети настолько любят храм Божий, не тяготясь его службами, что не родители их, а они родителей ведут в храм — «Поскорее, поскорей!» Благословенна та семья, в которой так дело обстоит. Подумаем же об этом, возлюбленные братия, позаботимся, чтобы дети наши вырастали христианами, верными чадами Православной Церкви и любили Божий храм с его благоговейной и молитвенной атмосферой. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Смирение — это неземное сокровище, оно принесено с неба Господом. Противоположный ему порок — гордость — тоже принесен оттуда, но диаволом. Гордость с неба низвержена, а смирение утвердилось там навсегда! Поэтому смирение — это высокая добродетель, высокое качество. Оно свойственно и высоким благородным душам. О Преподобном Сергии сказано, что он смирением возвышаемый, в вечные кровы возлетевший. Таким образом, смирение возносит, воскрыляет, несет на крыльях веры в безбрежную высь голубых небес, и там смиренный блаженствует. Как-то даже странно и таинственно получается: чем ниже ставит себя человек в смирении, тем выше он возносится. И, наоборот, чем выше человек себя мнит, тем глубже он низвергается. " Всякий возвышающий сам себя унижен будет " (Лк. 14, 11; 18, 14). " Смиритесь пред Господом, и вознесет вас " (Иак. 4, 10). Если ты, мой друг, хочешь стяжать красоту смирения, то окинь своим взором окружающий нас мир. Ведь, когда ищут сокровище, то изучают окружающие условия, чтобы легче было найти искомое. А вот мы с тобой решили искать смирения. Что же мы видим везде и всюду, что находим? Прежде всего мы видим, что в нашем грешном мире становится все меньше и меньше смирения, мир беднеет смирением. А раз он беднеет этим сокровищем, то, следовательно, наш мир не возвышается, а принижается, то есть своими идеалами и делами падает все ниже и ниже. Как это может быть, спросишь ты, ведь всюду прогресс, всюду движение вперед, всюду жизнь принимает все более и более совершенные формы? Да, это верно. Внешние условия жизни улучшаются, совершенствуются, а вот сам человек с каждым днем, годом, десятилетием все больше беднеет внутренне, духовно падает, или, правильнее сказать, ниспадает, и идеалы его принижаются. Он в моральном отношении делается все хуже и грубее. Чтобы было тебе яснее, покажу на примере. Раньше, ну, например, в первые времена христианства, к чему христианин стремился, что он ценил больше всего в жизни? Он стремился к вечности, стремился к более совершенной жизни. А временное все, преходящее и гниющее, он считал за мусор. И даже малые дети тогда понимали это правильно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Смирение – это неземное сокровище, оно принесено с неба Господом. Противоположный ему порок – гордость – тоже принесен оттуда, но диаволом. Гордость с неба низвержена, а смирение утвердилось там навсегда! Поэтому смирение – это высокая добродетель, высокое качество. Оно свойственно и высоким благородным душам. О Преподобном Сергии сказано, что он смирением возвышаемый, в вечные кровы возлетевший. Таким образом, смирение возносит, воскрыляет, несет на крыльях веры в безбрежную высь голубых небес, и там смиренный блаженствует. Как-то даже странно и таинственно получается: чем ниже ставит себя человек в смирении, тем выше он возносится. И, наоборот, чем выше человек себя мнит, тем глубже он низвергается. «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» ( Лк. 14:11, 18:14 ). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак. 4:10 ). Если ты, мой друг, хочешь стяжать красоту смирения, то окинь своим взором окружающий нас мир. Ведь, когда ищут сокровище, то изучают окружающие условия, чтобы легче было найти искомое. А вот мы с тобой решили искать смирения. Что же мы видим везде и всюду, что находим? Прежде всего мы видим, что в нашем грешном мире становится все меньше и меньше смирения, мир беднеет смирением. А раз он беднеет этим сокровищем, то, следовательно, наш мир не возвышается, а принижается, то есть своими идеалами и делами падает все ниже и ниже. Как это может быть, спросишь ты, ведь всюду прогресс, всюду движение вперед, всюду жизнь принимает все более и более совершенные формы? Да, это верно. Внешние условия жизни улучшаются, совершенствуются, а вот сам человек с каждым днем, годом, десятилетием все больше беднеет внутренне, духовно падает, или, правильнее сказать, ниспадает, и идеалы его принижаются. Он в моральном отношении делается все хуже и грубее. Чтобы было тебе яснее, покажу на примере. Раньше, ну, например, в первые времена христианства, к чему христианин стремился, что он ценил больше всего в жизни? Он стремился к вечности, стремился к более совершенной жизни. А временное все, преходящее и гниющее, он считал за мусор. И даже малые дети тогда понимали это правильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Посему, ежели хочешь и их, и себя избавить от огня, то много вокруг тебя Лазарей, на них оттряси пламень, каким угрожает тебе богатство, и с ними наследуешь там упокоение (прп. Исидор Пелусиот , 60, 136). Источник. ...Перестаньте пускать стрелы в небо, и вести брань с Законоположником нестяжательности тем, что извлекаете пользу из чужих бедствий (прп. Исидор Пелусиот , 60, 325). Источник. Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, что грешат, а другие даже и не знают, что грешат неисцельно. Ибо сие – не чувствовать недуга, в котором находишься, есть усиление нечувствительности, и оканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Посему о них всего более надлежит жалеть. Ибо делать зло – более достойно сожаления, нежели терпеть зло. Тем, которые делают, угрожает крайняя опасность; а у тех, которые терпят, ущерб касается одного имущества. Притом первые не чувствуют сугубого омертвения. Ибо представляют опыт несовершенного и детского разумения. Весьма малые дети ни во что не ставят того, что действительно страшно, но часто суют руки в огонь, а увидев пустую личину и призрак, приходят в страх и трепет. Подобное сему бывает и с любителями любостяжательности; боясь бедности, которая не страшна, но еще служит поводом ко всякой охранности и скромному образу мыслей, в великое ставят неправедное богатство, которое страшнее огня; потому что и мысли, и надежды обладающих им обращает в прах (прп. Исидор Пелусиот , 61, 40–41). Источник. Сильная и на все отваживающаяся любовь к многостяжательности, не зная сытости, нудит плененную душу идти до крайнего предела зол. Посему будем отражать ее от себя, наипаче в самом начале, потому что, возобладав, сделается неодолимою (прп. Исидор Пелусиот , 61, 94). Источник. Всякая почти другая страсть имеет свою степень зрелости, знает и упадок сил, известно ей и пресыщение, сама собою приходит к концу: но страшная любовь к многостяжательности, будучи не врожденной, но привнесенной откуда-то совне, не знает упадка сил, не признает возможности пресыщения, и веселие ей неизвестно, и конца она не терпит, но всегда...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– А для меня ништо... Мне еще лучше стало... Другие жалуются, а я Бога благодарю... Конечно, до трамвая, бывало, больше заробишь... Да карман был с дырой... Денег не держал. Все, бывало, высыплются. Все в кабак снесешь. А как зашил карман, бросил водочку, другое пошло... Теперь я всем говорю: зашей карман, брось водку, вот и дело у тебя на лад пойдет... III Свою разрушительную работу алкоголь ведет не только в крови и нервах народа. Он совершает разгром не только его экономических сил... Он своим губительным действием проникает и в тайники народной души. Производит разгром его духовных сокровищ. Убивает совесть… Спутывает его нравственные понятия. Как древний искуситель прародителей дьявол , в виде змия, проник в рай, так и пьянству открыли мы доступ в святая святых нашей жизни. Крестины, брак, похороны, праздник, престольный, Пасха, – все у нас обставлено пьянством. Вспомним наши общественные богомоленья, которые не обходятся без выпивки... и во время которых гуляки ходят от ярмарки к ярмарке, от базара к базару, колобродя языком и заплетаясь ногами. Картина того, во что превращается праздничный день вследствие пьянства, как он утрачивает свой христианский характер у пьяного народа, эта картина живыми, яркими красками нарисована народной музой Некрасова. «Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ. По столбовой дороженьке И по окольным тропочкам, Докуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные, и стоном стон стоял. Скрипят телеги грязные, И, как телячьи головы, Качаются, мотаются Победные головушки Уснувших мужиков. Дорога многолюдная Что позже – безобразнее: Все чаще попадаются Избитые, ползущие, Лежащие пластом. Без ругани, как водится, Словечка не промолвится. У кабаков – смятение: Подводы перепутались, И спутанные лошади Без седоков бегут. Тут плачут дети малые, Тоскуют жены, матери, – Легко ли из питейного Дозваться мужиков. Умны крестьяне русские – Одно не хорошо, Что пьют до одурения, Во рвы, в канавы валятся,

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Познай, христианин, это зло и горесть, и будешь беречься этого зла. Берегись змея, берегись зубов звериных, берегись огня, берегись злодея и разбойника, берегись всякого зла, которое телу твоему вредит и временную жизнь отнимает. Грех более змия, более зубов звериных, более всякого злодея и разбойника, более всякого иного зла вредит тебе, и отнимает не временную, но вечную жизнь, погубляет не тело, но душу, и соделывает не временную, но вечную смерть. Что может быть ужаснее сего зла? Сие зло вредит нам даже более самого демона. Ибо и демона грех сделал демоном, который прежде греха светлым Ангелом был. Почему же такого великого и ужасного зла не беречься? Разве хочешь самовольно в явную беду вдаться, как делают те люди, которые сами себя ядом умерщвляют, или мечом пронзают, или вешаются и себя удавляют, или в огонь бросаются и сгорают, или во глубину водную погружаются и утопают, или в прочее явное зло себя ввергают? Правильно эти люди несмысленными и безумными называются, потому что сами себе погубляют. Не более ли безумен и несмыслен тот человек, который, зная, что грех есть ужасное и смертоносное зло, самовольно его касается и предается ему? Христианин! Не видишь сего зла сими очами, но чувствуешь горькие плоды его в совести твоей. Чувствует и мир весь, когда бедами и напастями за грех казнится. Мудрым и блаженным все того называют, который предостерегает себе от всякого зла, и от него уклоняется; намного мудрее и блаженнее тот, который бережется всякого греха. Тот тело и временную жизнь, а этот душу и вечную жизнь сохраняет. Вот мудрость христианская. Вот разум, Божественным просвещенный светом, – чтобы жить в мире осторожно, и беречься всякого греха, и всего со страхом касаться, и суеты мира удаляться и о горнем помышлять, и перед душевными очами везде и всегда Бога иметь, Его верой и святым послушанием почитать! Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ( Еф. 5:15 ). Бывает, что родители детей своих, и прочие люди других людей предостерегают от вредных вещей и случаев, и говорят: «Берегись того и того». Но когда дети или другие люди, не послушав полезного совета, касаются того, от чего их предостерегали, – повреждаются, и так познают вред того, от чего их предостерегали. Так малые дети касаются угля огненного, и обжигаются, и познают, что огонь жжет; касаются люди ядовитого зелья, и повреждаются, и познают его вред.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

184 Т.е. к коринфянам, которые в духовной жизни были еще столь же беспомощны, как и малые дети беспомощны в своей естественной жизни. Часто они следовали влечением и склонностям Божественное откровение. Их-то, следовательно, противопоставляет здесь Ориген ранее упомянутым «более совершенным борцам». 185 Несовершеннолетние во Христе могут лишь молоко переваривать, а не твердую пищу, т.е. они могут постигать лишь начальные основания христианской веры, а не высшие учения, как, например, только что затронутое о святой евхаристии. Оттого это учение в первые христианские столетия, как известно, перед оглашенными еще не было излагаемо, а сообщалось лишь крещенным. 187 Это аллегорическое толкование может быть и умно, но подлинная мысль апостола при нем передана неверно. 188 Другими словами: Обыкновенного верующего с ограниченной силой разумения нужно ценить выше, нежели философа, который хотя и многое знает, но Бога в Его делах не находит: из прекрасной гармонии, т.е. из стройности, одному другого соответствия, во всем равномерности, из общего равновесия, согласия всего друг с другом, заключать к премудрому Творцу не может. 189 Смысл: наставление от посредственного учителя истины было для нас более дорогой духовной пищей, нежели остроумнейшая созерцания какого-нибудь даровитого и владеющего словом лжеучителя. 190 Т.е. так называемые «Семьдесят толковников», короче называемые просто «Семьдесят». Во многих местах ветхозаветных Писаний они подобным же образом образовывали свои греческие слова, как здесь евангелисты; в других случаях те слова были неупотребительны. Подобным образом и в языке латинских церковных писателей и отцов церкви мы встречаем много слов и выражений в классической латыни не встречающихся. Новые идеи часто требовали и новых выражений. 191 Народом, Моей собственностью. С еврейского (по Мандельштаму): «Вы будете Мне сокровищницей»; по переводу, изд. От Св. Синода: «будете Моим уделом»; Вульгата: «Вы будете собственностью Мне». 193 " ες τν οσαν συμβαλλμενος α’ ρτος«: таково данное Оригеном истолкование понятия πιοσιος. Но слово это допускает много толкований. Его можно переложить, например, так: «хлеб, соединяющийся с субстанцией», или: «превращающийся в субстанцию»; или: «для субстанции полезный»; или: «относящийся до бытия и жизни»; или: «для пропитания, для существования необходимый».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Вступив на престол, Лев повелел очистить чудный источник от наносной земли и сору и воздвиг над ним великолепный храм, который получил название «Живоносного Источника», и воистину сделался неисчерпаемым источником чудных действий благодати Божией, по молитвам усердной Заступницы рода христианского. II. Братия христиане! Пресвятая Богородица есть поистине «Мать живых», как называет Ее св. Епифаний, и Живоносный Источник спасения. Чрез Нее нисходят на нас все благословения и дары Божии, и чрез Нее восходят от нас к Богу все молитвы и прошения наши. Она, как светоприемная свеча, Сама просвещаясь неизреченно от Света невечернего, просвещает Собою и всех верующих. Она, как живоприемный и живоначальный источник, Сама преисполняясь благодатью, неоскудно источает ее и всем жаждущим и просящим. Приидите же, братия, почерпнем с весельем от этого живоносного Источника спасения. а)  Что почерпнем? О чем, т. е., будем молиться и чего просить у Матери Божией? Должно просить всего, что нужно и благопотребно для нашей жизни. Будем просить у Нее и благ земных – телесного здоровья, довольства во всем необходимом для жизни, избавления от бед и скорбей, от нужд и обстояний, успеха в честных и полезных делах и предприятиях, благопоспешества в трудах и занятиях наших. Но прежде и паче всего будем просить у Нее благ духовных и вечных – прощения грехов наших, благословения и помощи в делах благих и богоугодных, благодатных даров Духа Божия – духа молитвы и благоговения, духа чистоты и святыни, духа премудрости и разума духовного, духа совета и крепости в добродетели, духа благочестия и страха Божия. Тогда все, потребное для жизни временной, само собою приложится нам. Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33), – это сказал Тот, в руце Коего не только мир весь со всеми его сокровищами и благами, но и самая жизнь и дыхание наше. б)  Когда же и в каких случаях нужно притекать к живоносному источнику благодати – Матери Божией? Всегда и во всех случаях жизни – печальных и радостных, утешительных и скорбных. Малые дети во всем и непрестанно обращаются к своей матери: ей поведают свои печали и огорчения, ей передают свои мысли и чувства, ей поверяют свои желания и намерения, чаяния и надежды, с ней разделяют свои радости и восторги, ибо нигде и ни в ком не находят и не найдут они такого живого и теплого, такого родственного и бескорыстного участия к себе, как у матери. Так и христианин нигде и ни в ком не найдет себе такого живого и родственного, такого благожелательного и милосердного участия к своим нуждам, как у небесной Матери своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010