Итак, братья и сестры, прежде всего нужно устремление души ко Христу, ревность души о Христе. Действительно, посмотрите, сколько силы тратит человеческий род на достижение своего видимого, естественного счастья. Если бы мы могли подсчитать то множество энергии, которую люди тратят каждый день, чтобы добыть то, что они называют счастьем, чтобы насытить и одеть себя, то мы увидали бы, какой громадный запас энергии каждое мгновение извергается в пространство человечеством для достижения этого преходящего, мимолетного счастья. Напротив, если бы мы могли учесть те духовные силы, которые тратит человечество на стяжание Божественной благодати, – я думаю, что мы поразились бы, увидев, как несоразмерно мала величина этих усилий, которые тратятся на то, что всего в жизни драгоценней. Есть люди, которые довольствуются малой дозой, малым количеством благодати, которую им когда-нибудь в жизни придётся получить, их удовлетворяют малые касания Божественной жизни, малые касания духовного мира. Эти люди, получив когда-нибудь благодатный дар, не стремятся его раскрыть, а напротив, оставляют его в небрежении и расточают его. Но есть и другие души – ненасытные, которые каждый раз, когда получают хотя бы и малый дар, ревнуют о большем даре. Эти души живут как бы перед пучиной, перед бездной Божественной жизни. Чем глубже они входят в эту бездну, тем их жажда становится ненасытнее, и тем больше они хотят стяжать Божественных сокровищ. Свет, который падает в их душу, не только не успокаивает их, но возжигает в них всё больше пламень Божественной ревности. Эта пламенность, эта ненасытимость души – это первое условие покаяния. Второе условие, братья и сестры, это отвращение, которое человек должен питать ко греху. Мы живём во грехе, мы так привыкли ко греху, что даже не чувствуем брезгливости по отношению к той нечистоте, в которой все мы живём, в которой каждый миг оскверняемся. Когда вы входите в грязную хижину, где люди живут в грязной, ужасной обстановке, вы поражаетесь, вас ужасает эта грязь, и вас охватывает чувство брезгливости, но люди, которые привыкли к этой грязи, они уже не чувствуют этой брезгливости. Так, если бы какой-нибудь человек из другого мира пришёл бы в наш мир, он поразился бы этой грязи и греховности, в которой мы с вами живём и не чувствуем брезгливости, не тяготимся этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Смотря на прекрасный Божий мир и на бесконечное разнообразие прекрасных существ мира, великие и малые, я думаю: сколь прекрасен Творец, Создатель мой, Первообраз мой, и каков я должен быть, чтобы угодить столь прекрасному Творцу, чтобы соединиться с несозданною красотою? Прочь безобразие греха и страстей! Да возлюблю нетленную красоту добродетели! Истинно, многие из нас не захотели бы земных наград и охотно отказались бы от них, если бы помнили о Страшном суде Христовом, который тем строже будет для тех, которые, будучи достойны наказания, а не награды за свои дела, желали и искали наград и недостойно восхитили их. Истинная добродетель не ищет награды от людей, помня слова Господа: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]; и: возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его [ Откр. 22, 12 ]; и: мзда ваша многа на небесех [ Мф. 5, 12 ], и: яко восприял ecu благая твоя в животе твоем [ Лк. 16, 25 ] (то есть ты считал за благо только земные, а небесные презирал – ты и восприял то, что считал за благо и чего домогался. Ты получил свое – здесь получать тебе нечего). Дух Святой претворил апостолов из земных в небесных – а дух мира претворил нас, преемников их духа, власти, учения, служения, из духовных в мирских, в земных: за земным гоняемся, земным дышим, о земном говорим, тогда как дух небесный нам необходим как воздух и свет, как пища и питье. Где в нас эта полагающая душу любовь пастырская к пастве? Где забота о спасении их душ, искупленных столь драгоценною Кровию Бога Спасителя? Спешим ли мы утешить печального? поднять падшего, обязать 85 сокрушенного, помочь страждущему и бедному? обратить заблудшего, утвердить колеблющегося? наставить неведущего? Где эта апостольская ревность о спасении душ? А отчего нет ее? Оттого, что сами мало заботимся о спасении своих душ, оттого, что сами попали в житейский водоворот попечения и пристрастия вместе со своими духовными чадами, не возвышались над ними духом, небесным духом спасения, не возносились мыслями и сердцем, подобно орлам, над земными пристрастиями; красота небесных обителей не пленяет нас, богатство благодати идет как бы мимо нас, – нас занимают больше вещи земные, тленные, отличия и почести мира сего, чем венцы нетленные, небесные, сокровища земные, чем сокровища благ небесных, столь великих, что здесь око не виде, и ухо не слыша... яже уготова Боглюбящым Его [ 1Кор. 2, 9 ]. После этого и жизнь наша пошла вся кверху дном: плевелы греховные заглушили пшеницу, земные забавы, игры, у всех на уме и на деле. Поди ты теперь с словом спасения – тебя сочтут за выходца с того света и за суеслова. Что же нам, пастырям, делать? – Самим надо переродиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1. Так как вы вчера с великим усердием выслушали слова наши, то вот и сегодня мы предложим любви вашей вновь прочитанное, наперед прося вас прилежно внимать тому, что будет говориться, да и прежнее слагать в уме своем, чтобы нам не тщетно и не напрасно предпринимать такой труд. Мы заботимся о том, чтобы вы в точности узнали силу Писания и таким образом не только сами понимали это, но и других учили, чтобы могли вы, по блаженному Павлу, «созидать один другого» ( 1Фес.5:11 ). Если вы будете преспевать о Господе и показывать успехи в изучении духовного, то и нам доставите великое веселье, так как в этом все наше счастье и величайшее торжество. «Кто бо нам, – говорит Павел, – упование, радость,... венец похваления? Не и вы ли» ( 1Фес.2:19 ) и ваше преспеяние о Боге? И каждый учитель, когда видит, что учащийся твердо держит в памяти прежние уроки и на деле показывает плод (от них), с большим усердием преподает ему и дальнейшие сведения. Так и мы, чем более видим, как возбуждается ваш ум, как возрастает расположение и окрыляется мысль, тем более становимся усердными к более полному изложению вам учения. И чем более проливаем на вас этих духовных струй, тем более и у нас умножаются их токи к вашему назиданию, к пользе ваших душ: здесь ведь не может случиться того, что обыкновенно бывает с деньгами. Там, кто дает ближнему серебро, тот уменьшает свое имение, и чем более он дает, тем более уменьшается его имение. Но здесь напротив: тогда-то более и умножается у нас имение, тогда-то более и возрастает это духовное богатство, когда мы обильно проливаем учение для тех, кто желает черпать его. Итак, если это нам служит к умножению богатства и достояния, и вы ненасытно желаете этой духовной пищи, то посмотрим, чему в сегодняшнем чтении учит нас блаженный Моисей, или лучше – устами его говорит ко всем нам благодать Святого Духа. «И рече, – говорит, – Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Не опустим этих слов, возлюбленные, без внимания, но рассмотрим каждое речение и, низойдя во глубину, исследуем сокрытую в этих кратких словах силу. Хотя слов и не много, но велико сокрытое (в них) сокровище, а внимательным и рассудительным не следует останавливаться на поверхности. Ведь и желающие выкопать чувственное сокровище не на поверхности только копают и разыскивают, но, спустившись на большую глубину, исследуют самые недра земли и таким образом, с помощью своего искусства, отделяют от земли золото и часто с большим трудом и усердием едва успевают найти малые крупицы. А здесь нет ничего такого; напротив, и труд меньше, и богатство неизреченное: таково все духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1. Так как вы вчера с великим усердием выслушали слова наши, то вот и сегодня мы предложим любви вашей вновь прочитанное, наперед прося вас прилежно внимать тому, что будет говориться, да и прежнее слагать в уме своем, чтобы нам не тщетно и не напрасно предпринимать такой труд. Мы заботимся о том, чтобы вы в точности узнали силу Писания и таким образом не только сами понимали это, но и других учили, чтобы могли вы, по блаженному Павлу, « назидать » один другого (1 Фес. 5:11). Если вы будете преуспевать о Господе и показывать успехи в изучении духовного, то и нам доставите великое веселье, так как в этом все наше счастье и величайшее торжество. « Ибо кто , — говорит Павел, — наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли… » (1 Фес. 2:19), и ваше преуспевание о Боге? И каждый учитель, когда видит, что учащийся твердо держит в памяти прежние уроки и на деле показывает плод (от них), с большим усердием преподает ему и дальнейшие сведения. Так и мы, чем более видим, как возбуждается ваш ум, как возрастает расположение и окрыляется мысль, тем более становимся усердными к более полному изложению вам учения. И чем более проливаем на вас этих духовных струй, тем более и у нас умножаются их токи к вашему назиданию, к пользе ваших душ: здесь, ведь, не может случиться того, что обыкновенно бывает с деньгами. Тот, кто дает ближнему серебро, тот уменьшает свое имение, и чем более он дает, тем более уменьшается его имение. Но здесь напротив: тогда–то более и умножается у нас имение, тогда–то более и возрастает это духовное богатство, когда мы обильно проливаем учение для тех, кто желает черпать его. Итак, если это нам служит к умножению богатства и достояния, и вы ненасытно желаете этой духовной пищи, то посмотрим, чему в сегодняшнем чтении учит нас блаженный Моисей, или — лучше — устами его говорит ко всем нам благодать Святого Духа. « И сказал, — говорит, — Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему ». Не опустим этих слов, возлюбленные, без внимания, но рассмотрим каждое речение и, низойдя во глубину, исследуем сокрытую в этих кратких словах силу. Хотя слов и не много, но велико сокрытое (в них) сокровище, а внимательным и рассудительным не следует останавливаться на поверхности. Ведь, и желающие выкопать чувственное сокровище не на поверхности только копают и разыскивают, но, спустившись на большую глубину, исследуют самые недра земли и таким образом с помощью своего искусства, отделяют от земли золото, и часто с большим трудом и усердием едва успевают найти малые крупицы. А здесь нет ничего такого; напротив, и труд меньше, и богатство неизреченное: таково все духовное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Рассказывали об авве Диоскоре: хлеб у него был ячменный и из чечевицы. Каждый год он полагал начало одной какой-нибудь добродетели, говоря: «В этот год я не встречусь ни с кем, или не стану говорить, или не буду есть вареного, или не буду есть яблок, или овощей». Так приступал он к каждому делу: оканчивая одно, принимался за другое, – и это делал каждый год (98, 58). Однажды пресвитер скитский ходил к Александрийскому архиепископу. Когда он возвратился в Скит, братия спросили его: «В каком положении город?» Он отвечал им: «Поистине, братия, я не видал другого лица человеческого, кроме архиепископа». Услышав это, они подивились и были убеждены поступком его, что нужно хранить очи свои от рассеянности (98, 73). Старец сказал: «Диавол старается усиливать худую наклонность монаха, чтобы таким образом она, укореняясь долгим временем, получила силу природы, – особенно это бывает с беспечнейшими. Итак, воздерживайся от всякой пищи, которой ты желаешь по ее запаху, особенно будучи здоров, и не ешь того, к чему влечет тебя аппетит. Но вкушая то, что пошлет тебе Бог, благодари Его каждый час. Мы, съедая малые хлебцы монахов, (вместе с тем) вкушаем всякий покой, а на деле не исполняем обязанностей монашеских, и думаем, что сделались монахами. Не мечтай, принимая на себя чужой вид; говори самому себе: брат, имей свою печать, т. е. смирение» (98, 7.3). Пришли мы к авве Иоанну, из Петры: я и друг мой Софроний, и просили у него наставления. Старец сказал нам: «Возлюбите нищету и воздержание. Поверьте мне, когда я еще в молодости был в Скиту, один из отцов заболел селезенкою. в четырех лаврах Сжита искали немного уксусу и не могли найти. Такова была у них нищета и воздержание. А между тем отцов было около трех тысяч и пятисот человек» (103, 107). Источник. Некогда преподобный Савва работал в монастырском саду, и возникло у него желание съесть прежде определенного часа яблоко, которое было красиво и на вид весьма вкусно. Будучи воспламенен этим желанием, он сорвал яблоко с дерева, но, раздумав, мужественно преодолел намерение и благочестивыми мыслями стал упрекать себя: «Красив был плод для взора, и приятен на вкус тот плод, который умертвил меня через Адама. Адам предпочел духовной красоте то, что казалось приятным для телесных очей, и насыщение чрева почел драгоценней духовных удовольствий, но через это он ввел смерть в мир. Поэтому я не должен презирать добродетель воздержания, не должен отягчаться душевной дремотой. Ибо как появлению всяких плодов предшествует цвет, так воздержание предшествует всякой добродетели». Этими благочестивыми мыслями Савва преодолел свою похоть, бросил яблоко на землю и растоптал его ногами, попирая вместе с яблоком и похоть (109, 5–6). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 4-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 40. (11,2–15) О ХРИСТИАНСКОМ ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ Вступи на путь, ведущий к небу; вступи на путь узкий и тесный, пойди по нему, изнуряя и порабощая духу свое тело… (33,48). Сперва должно упражняться в трудах и приобрести венец в подвиге, чтобы таким образом вкусить и Божественной благодати. Горечь подвига заменяется сладостью упокоения, и суровость жизни заменяется благодатию (24,261). Малые подвиги здесь (в кратковременной жизни) совершаемые, даруют нам великое дерзновение (в загробном мире) (35,254). Подвизающимся в этой жизни предстоит брань не с людьми, а с демонами и бесплотными силами. Вот почему и вождем у них не какой-нибудь человек, не ангел, а Сам Бог. И оружие этих воинов соответствует характеру брани: они изготовлены не из кожи и железа, а из истины, правды, веры и всякого вида любомудрия (38,13). Не будем скорбеть, если на пути жизни случится с нами много несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны, но не таков тот Град, к которому ведут они (38,269)… Видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награда, где войны, там и почести, где борьба, там и венец (43,446). Не тем уподобляй себя, друг, которые с радостью прияли Божественную проповедь, но не препроводили семени в глубину разумения, ибо, пустив расти вверх и разостлав корни по земле, скорее, нежели произносится слово, засохли, не принесши зрелого плода, но соделавшись жертвою искушений; напротив того, уподобляй себя тем, которые, глубоко укоренившись, пустили от себя много корней и стволов и стали многоплодны; у которых класы, красуясь и обременяясь плодом, тяготеют и клонятся вниз и ко времени жатвы как бы сами на себя призывают серп жнецов. Ибо хорошо знают, что Христос повелел Ангелам вносить таковых в небесные уделы, чтобы там они сопраздновали, соцарствовали и приобщились нескончаемой радости (47,372). Всякое подвижничество и всякое деяние совершается нами, чтобы мы, как свеча, приобщились Божественного Света, когда душа, как один воск, вся предлагается Неприступному Свету (56,204).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам не будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (50,505). ВТОРНИК. Мк. Зач. 64. (14,10–42) О ГРЕХЕ – СМЕРТИ ДУШИ Проливай слезы о грехе – это душевный недуг, это смерть души бессмертной (4,73). Хотя каждый дарованный мне Богом член и сам по себе полезен и для полезной дарован цели, однако же грех обратил его для меня в оружие смерти (11,305). Мне и малые проступки кажутся достойными слез, потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога? (12,193). Грехи, имея в себе скрытую погибель, желательными кажутся на первый взгляд по какому-то обольщению для неосмотрительных, столько же привлекательными, сколько и дело доброе (для внимательных) (14,158). Кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку (31,87). Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая нечестиво и согрешая пред очами Бога, Который зрит сокровенное (31,192). (Малыми) грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них и не спросят. Но ими-то и уловляет нас диавол (22,33). Если уязвит тебя стрела лукавого врага, нимало не впадай в отчаяние, напротив того, сколько бы раз не был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас вставай и сражайся с врагом, потому что Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения (24,76). Трепещи, грешник, грядущего Суда; со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы (35,305). Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти (24,112). Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению, и грех бежит от тебя (25,155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Такова Премудрости и таковы дары ея! Приведите себе на память блаженную душу любого Праведника и посмотрите, каким чудным богатством могут быть преисполнены наши скудельные сосуды, когда в них почиет Дух Премудрости Божией, каким светом ведения, каким благоуханием добродетелей! Приведите себе на память пребогатые духовные сокровищницы – блаженные души Святых Апостолов, Пророков, Богомудрых Отцев и Учителей Церкви, а также – Святых мучеников и мучениц, подвижников и подвижниц – этих учителей веры и благочестия христианского – многочисленнейших, чем звезды небесные, – разнообразнейших, чем цветы полевые – и прочтите в светлых обликах их, какова спасающая нас Премудрость ( Прем.9:19 ) и «как велик тот, кто находит Ее!» ( Сир.25:13 ). Но – неистощим и независтен в своих дарованиях Податель всех благ – Господь. «Приидите приимите все, – приглашает Он, – и Духа Разума!» Духа Того же Божественного Разума, от Которого и возжглись изначала наши разумные души, и в Котором, как в своем высшем Источнике и Питателе, они – эти малые образы безконечного Духа – только и могут находить сообразнейшую себе жизнь и способность действовать. Всякое стремление жить, всякое усилие действовать независимо от этого Приснотекущего и Живоносного источника, всякое уклонение нашей мысли от Зиждительной, Живой и Животворящей мысли Божества – есть духовное саморазложение, самоуничтожение, смерть! Все наше счастье и несчастье – в этих согласных или несогласных с нашим предназначением сердечных мыслях и расположениях. Чем чище, возвышеннее, духовнее эти мысли и расположения, тем полнее, святее и правильнее наша сердечная жизнь, тем легче, отраднее и светлее на душе. И как в вещественной природе удаление или сокрытие солнца бывает причиною мрака, так в бренных храминах наших душ – только когда входит и сияет в них мысленное Солнце – Бог, тогда только и может быть нам легко и тепло, и светло. О, если бы это наше Животворное Солнышко никогда не заходило в нашей душе, но всегда освещало, согревало и оживотворяло ее!.. О, если бы и наши души в свою очередь самовольно не закрывали от себя живительных лучей этого Умного незаходимого Солнца и не предпочитали мрак греховный и бурю страстей – свету благочестия и Богоразумия! О, если бы все те, кои обильно просвещают себя науками, не забывали науки наук – побеждать живущий в нас грех , а не покорять разум свой в растлевающий плен неразумия и страстей! О, если бы мы, слушатели, не ослепляли сами свой разум, это духовное око, которым нам дано созерцать непостижимую красоту Божества, – не ослепляли взиранием на тленные и обманчивые прелести мира, и орган Божественного веления и собеседования не делали орудием познания груза и рабского служения ему! Какое в самом деле странное и печальное вместе явление! Вся природа отлично знает своего Творца, Благодетеля и Владыку, служит Ему, повинуется Нему, исполняет во всей точности все законы Его (…).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Наша миссия сдружает греческое духовенство с арабским, указывая ему опасности бессоюзия священных лиц, подавая ему пример уважения, ласки и благодеяний бедным и смиренным пастырям сельским, с терпением умоляя его образовать арабское духовное юношество для пользы Церкви и учредить иноческое общежитие для туземок в небольшом размере и возжигая в архипастырях апостольскую ревность к посещению и спасению их паств. Наша миссия принимает ежегодный кружечный сбор в России на Гроб Господень и тайные пожертвования разных особ вещами и деньгами. Сии пожертвования сама она распределяет по местам и вручает лицам согласно с волею доброхотных дателей, а помянутый сбор передает в казну Святого Гроба с просьбою употреблять оный на содержание школ народных, на постройку и починку церквей сельских и снабжение их принадлежностями священными. В присутствии миссии иерусалимский Синод не употребит на другие предметы сумму, которую просят обратить на потребности Церкви. Наша миссия посредством иконописца своего совершенствует в церковной живописи иерусалимских арабов, занимающихся иконописанием для поклонников; обучает сему искусству способных монахов святогробских и таким образом содействует снабдению всех церквей палестинских иконами или туне, или за малые цены. Наша миссия служит сокровищницею христианского милосердия к больным, бедным вдовам и сиротам и ко всем потерпевшим неповинное страдание, подавая врачебные пособия чрез своего лекаря, собирая добровольные пожертвования от своих членов, приглашая к тому же братство святогробское и тайно раздавая собранные лепты меньшей и убогой братии Христовой в годину ее нужд и бедствий. Наша миссия устраняет препятствия к воссоединению униатов, существующие в понятиях и чиноположениях нынешнего греческого духовенства. Склоняющиеся к унии арабы найдут в ней беспристрастного посредника и сильного миротворца и благодетеля в случае притеснений и обид, с чьей бы то ни было стороны. Наша миссия, как светлое око иерусалимского Синода, прозревает замыслы и скрытые движения протестантских миссионеров и, как многосведущий ум его, не только защищает Православие от их духовных приражений, но и обнаруживает слабые стороны, вредный дух и скорое падение самого протестантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Нам естественно делание добрых дел, и те, которые предаются бездействию и лености, как бы ни были они до того духовны и святы, ввергают себя в неестественную страстность (58,19). Ленивый на хорошее осуждается с диаволом и ангелами его (5,206). Душа ленивого делается жилищем всякой страсти постыдной (31,65). Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непрестанно влечет нас во ад и принуждает идти самым широким путем погибели (24,291). Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести (45,240). Леность в ничто обращает предшествовавшие труды, как бы ни были они славны (48,75)… Отлагающие делать, что должно, объявляют тем желание вблизи увидеть неприятное: своею леностью оскорбляя добродетель, они навлекают на себя наказания, давно готовые преследовать постигнутых ими (49,212). Ведай… что болезнь лености и нерадения ядом своим невидимо мало-помалу растлевает не только начальные и малые еще корни, из которых могли со временем произрасти навыки добродетельные, но и те, которые уже давно углубились и служат основой всех порядков доброй жизни. Как червь мало-помалу нечувствительно источает дерево, так она, продолжаясь, нечувствительно снедает и истребляет самые нервы духовной жизни. Посредством ее диавол умеет расстилать сети и тенета искушений для всякого человека, но с особенною заботою и лукавою хитростью старается он устроить для ревнителей духовной жизни, зная, что ленивый удобно поддается похотям и падает… (59,80). Какое же остается нам оправдание, если мы, после того, как столько уже совершено для нашего спасения, сами сделаем все это бесполезным для нас и своим нерадением о том лишимся спасения (35,225). Человек слабовольный, нерадивый и беспечный, хотя бы и не было никакого диавола, скоро падает и ввергает себя в бездну порока (43,551). Когда предаемся мы нерадению и творим хотения плоти и мира, не следует нам говорить, что которых предуведал Бог и определил, те и спасутся… Да, правду говоришь ты, что Бог предуведал, что ты будешь ленив, беспечен и нерадив, но не определил и не поставил, чтобы ты не имел власти покаяться, если захочешь встать с одра беспечности и возревновать о спасении (57,237).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010