(Созомен Ц. Ист. кн. 8 гл. 24). Преемником Сисиния у новациан в Константинополе был Хрисанф (Сократ. Ц. Ист. 512 стр.). 3) Сисиний, Римский епископ, 708 г. По смерти Папы Иоанна VI-ro папский престол был не замещен в продолжение трех месяцев и на вакантную кафедру был избран Сисиний, родом грек из Сирии (18 янв. 708 г.), Сисиний был уже седьмым папою, избранным из греков. Избрание грека на папский престол церковные историки объясняют различно. Одни, как напр. Ваг. Henrion, – говорит, что на Римский престол в 8 в. преимущественно избирали греков, потому что жители востока, спасаясь от мусульман бежали в западную Европу и особенно в Рим и здесь высказывали свое умственное превосходство над западными, а потому, благодаря своему образованию, они достигали высших должностей и епископского сана в Риме (Histoire onivers. ап. 703), Другие же, как напр. Бароний, видит в предпочтении избрания греков на папскую кафедру политические цели. Греческие Императоры чрез пап, своих приверженцев, желали закрепить за собою Италию; но так как папы из латинян не так отстаивали их интересы, то поэтому старались предоставлять папскую кафедру епископам грекам и это особенно было заметно при Юстиниане 1-м (Бароний ап. 705). Но случаю избрания Сисиния Бланк в своей истории говорит следующее: „греческие императоры, отказавшись от самовольно присвоенного себе права утверждать избрание Римских пап, оказывали сильное влияние на своих подданных, которых было много в Римском клире, и чрез них к унижению народа на римлян, поставляли греков на епископские кафедры. Маневр достойный земной человеческой мудрости, говорит Бланк, но было очевидно, что он был направлен против преемников ап. Петра; так как папы из греков, или Сирийцев, не так настойчиво противодействовали нечестивым намерениям греческих императоров против веры и церковной дисциплины, как папы из латинян. Cours d» Hist. genev. Сисиний был папою только 20 дней, он скончался 7 февраля 708 г. и в короткое свое управление он успел заслужить всеобщую любовь за свою кротость и щедрую благотворительность так, что смерть его сильно огорчила жителей Рима. Из действий Сисиния известны: возобновление городск. стен и рукоположение Корин. епископа. (О Сисиние см. Vita Sisiniae apud Vignolium, liber pontif. l. p. 321; Iaffe, Regesta Pont. 1851 p. 173. Philippe, Mullere Les Papes; d vol. 1852 p. 153–155, Baronius. Annal. 708 an, Baron Henrion, Hist. generale de I» Eglise, t. 3 p. 270, Blanc. Cours d» Histoire ecles. t. u p. 90; Welzet. Diction, encycloped. t. XXII; p.224.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Но с другой стороны возгорается монашеский энтузиазм с его отречением от мира и самого себя. Глава I. Распространение Христианства.     Уже в III-eм веке христианство овладело государством. Самая мысль об единой кафолической Церкви, обнимающей мир, развивалась, крепла и приходила к осуществлению в тесной связи с победоносно-действующей христианской пропагандой. Однако, Евангелие не связано границами хотя бы и «мирового царства»; на Востоке, где оно было впервые проповедано, оно давно уже переступило его границу.    B IV-oм веке христианство отчасти распространилось, отчасти усилилось и закрепилось в следующих пунктах: 1) Восточные провинции: Малая Азия, Сирия и Египет покрылись густою сетью общин, успевших приобрести большое влияние. Епископы Александрии и Антиохии были лицами важными и влиятельными не только в жизни города, но и всей провинции. При Константине Великом христианство распространилось в Ефиопии (Абиссинии), Иверии и даже Индии. И сам император оказывал делу миссии содействие «Сократ. Ц. Ист. I, 19 и 20. - Евсевий Кес. Жизнь Константина Великого IV, 8». Многочисленные и влиятельные общины встречаются и на Западе - в Италии, Африке, Риме и Карфагене. 2) Христианство выступает теперь более или менее сорганизованным в провинциях, которые до сих пор были мало или совсем не затронуты им. Христианство проникло в Испании и Галлии в южные романизированные области. Эльвирский Собор (300—306 г.), на котором присутствовало 19 епископов и 24 пресвитера, подтверждает, что в Испании, Беотике и юго-восточной части Терраконии, т. е. теперешней Андалузии - находилось много христиан.    Наше внимание более привлекает распространение христианства вне границ Римской Империи - у Германцев, Франков, Бриттов, а позже у Славян. Это произошло в связи с великим переселением народов, положившим начало «средним векам» и новым государствам. Великое переселение народов.    Римляне, по-видимому, полагали, что их princeps был «всемирным повелителем», что его империя была, т. е. обнимала все страны, в которых жили люди; однако им пришлось убедиться в том, что к Востоку от Рейна, к Северу от Дуная, к Востоку от Евфрата и Тигра, в степях Аравии и Африки, по ту сторону Адрианова вала, вала Септимия Севера и моря, омывающего берега Гибернии, - есть народы, не подчиняющиеся императорским законам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Греческая Церковь чтит память св. Аттика, Константинопольского патриарха 8 января, а наша отечественная Церковь воспоминает его в числе преподоб. отцев в субботу сыр­ной недели (Постн. Триодь, Канон, в суб. сырн. недели) 1 . В наших Четьи Минеях и прологах нет никаких сведений об этом преемнике св. Златоуста. По низложении и ссылки св. Иоанна Златоуста , в начале июня 404 г., на его кафедру был избран Константинопольский пресвитер Арзаций. Он был брат Нектария, бывшего прежде Златоуста Константинопольским патриархом. Арзаций был глубокий старик (80 лет) и недолго управлял паствою, он скончался 11 ноября 405 г. По смерти Арзация, явилось много искателей патриаршей кафедры, из-за чего произошло замедление в избрании патриарха. В начале 406 года был избран пресвитер Аттик, которого предпочли всем другим претендентам на патриаршую кафедру. Аттик родом был, из Севастии, что в Армении; с юных лет вел подвижническую жизнь, под руководством македонских иноков. Перед этим временем в Армении Евстафий епископ Севастийский распространял еретическое учение о св. Духе, подобно Македонию, и Аттик был снача­ла увлечен ею; впоследствии обратился к православию, был удостоен пресвитерскаго сана; но к сожалению, по словам Созомена , примкнул к партии врагов Златоуста (Созомея. ц. ист. к. 8. 2G). Папа Иннокентий 1-ый, признавая поставление Аттика на патриаршую кафедру противо каноническим, так как жив был еще св. Златоуст, отлучил его от церковного общения. Аттик с 407 г., по смерти св. Злато­уста, по словам Барония, искал случая примириться с римским епископом, но достиг этого уже в 412 г., когда, по требованию папы, внес имя св. Златоуста в диптих своей церкви и побудил к тому же Кирилла, епископа Александрийского (Бароний 412 г. 47 стр.). Впрочем Сократ говорит иначе, почему Аттик внес имя св. Златоуста в диптих. «При епископе Аттике удивительно как про­цветали дела церкви – часто потому, что он управлял ими благоразумно, а частию и потому, что своими поучениями возбуждал народ к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Чтобы снова оценить, как относятся к этим вопросам в церкви римской, вот что пишет её последний историк аббат Даррас: «Верховный первосвященник (?) объявил намерение вызвать для суждения по этому делу (св. Афанасия) к своему судилищу. Для того назначил он в 842 году собор в самом Риме и послал двух пресвитеров Елпидия и Филоксена к евсевианам, повелевая им туда явиться (Histoire generale de I’Eglise par l’abbe 1. E. Darras, t. IX, p. 349)». Автор нашел в послании Юлия доказательства, что евсевиане выразили преданность святому престолу (правда подозрительную) и что Акты Никейские требовали утверждения святого престола (стр. 350). Каким образом историк-папист мог заметить такие факты? Вот как они за это берутся: Для составления истории он читает некоторые рассказы прежних историков, после того переделывает их по-своему, стараясь, чтобы нота папская была господствующей, нисколько не заботясь о памятниках исторических, из которых никогда ничего не читал, он редко делает ссылки или делает только на новейших писателей, им переписанных. Не бесполезно иногда указывать читателям на исторические приемы писателей, восхваляемых в церкви римской, особенно, когда имеют дело с людьми неспособными проверить их учёность. 164 Св. Афанас., Ист. Ар. к инокам, §§ 9 и послед.; Апол. прот. Ар., § 20; св. Иллар. Пуат., Отрыв. II, § 2; Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 8. 167 С.в Афан., О Соборе, § 22 и послед., Феодор., И. Ц , кн. II, гл. 3; Сократ, И.Ц. кн. II, гл. 8 и послед.; Созом., И. Ц., кн. III, гл. 5. и послед. 173 Некто Пистос занял престол Александрийский по собственной своей воле и был рукоположен Секундом. Собор Антиохийский не счел нужным за него заступаться. 177 Затруднение было тем более, что греческое слово, πστασς (ипостась) обозначает и сущность и лицо. Много злоупотребляли этим словом в прениях IV и V столетий. 182 Осталось от собора этого двадцать пять правил; но в них не находится ничего особенно замечательного; они возобновляют большей частью прежние, уже известные распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

29. Апол. 1, 66–67. 30. Acta apostolica apocrypha, Lipsius et Bannet II, 1, 193. Соколов. Агапы, 80. 31.  Соколов. Агапы, 57. 32. Апол. 1:13, 14. 33.  Лукиан, О смерти Перегрина 12. 34. «Учение 12 апостолов» гл. 9, 10, 11, 14. 35. Уч. 12 ап., 13. 36.  Bingham I. Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum liber XIII in lat. coment. H. Grischovius, ed. 2, Halae Magdeb. 1754, p. 282. 37. Даже в Риме в половине III b. христиан было 30–50 тыс. ( Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christenthums in der ersten 3 Jahrhunderten, 2 A. 2 B. Leipz. 1906. S. 211–212). Средний же размер епископии II–III можно полагать в 1000–2000 человек. (Мищенко Ф. Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III вв., Киев 1908, стр. 17) Киприан, епископ такого города как Карфаген, знает по имени своих пасомых. (Письмо 33, по др. изд. 41). Бывали епископии и в 12 дворов. ( Harnack A. Die Quellen der sogennanten apostolischen Kirchenordung. Texte und Untersuchunget, II, 5, Leipz. 1886. S. 7. Canones ecclesiastici, c. 16). 38.  Игн. Богоносец. Филад. 2, 4. Ср. Еф 20. Маг. 7, 1 Клим. 40. 39.  Игн. Богоносец. Трал. 7. 40. Уч. 12 ап., 8. 41.  Климент. 1 Кор 40. 42.  Смирнов. Богосл. до IV b., 19. 43.  Поликарп, 12. 44.  Игнатий Богоносец. Еф 10. 45.  Поликарп. 12. 46.  Поликарп. 7. Смирнов. Богосл. до IV b., 21. 47.  Игнатий Богоносец. Рим. 2. 48.  Игн. Б. Еф 4. 49.  Сократ. Церк. ист. VI, 8. 50.  Блж. Феодорит. Hist. eccles. II, 24. Здесь блж. Феодорит говорит, что когда еп. Леонтий изменил в арианском духе славословие (малое), то пресвитеры Флавиан (по Никите Хониату впоследствии епископ Антиохийский) и Диодор (впосл. еп. Тарсийский), прервав общение с епископом, стали собираться в особые храмы и там петь псалмы антифонно. «Они первые, разделив хор на две половины, установили антифонное пение псалмов Давидовых, и это началось в Антиохии». Известие это примирял с Сократовым еще Никита Хониат путем предположения, что эти пресвитеры только перевели с сирского на греческий антифонные песни, введенные св. Игнатием. ( Филарет (Гумилевский) арх. Черниг.). Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви, Черниг. 1864, стр. 51.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В 50-х годах интриги против св. Афанасия возобновились. Под давлением императора он был дважды низложен на Соборах в Арле (353) и Милане (355). На его место возвели еще одного узурпатора, Георгия Каппадокийца, который «для жителей этого города был тяжел и многим ненавистен» (Сократ. Церк. ист., 2:45). Афанасий в третий раз отправился в изгнание – теперь уже не на Запад, a в египетскую пустыню. Здесь он на протяжении шести лет жил среди отшельников в безмолвии и уединении, посвящая свое время составлению обличительных и защитительных трактатов, a также посланий к монахам. После смерти Констанция св. Афанасий, в числе других изгнанных арианами епископов, получил разрешение от императора Юлиана вернуться к своему служению и 22 февраля 362 г. вновь вступил в Александрию. Немедленно он начал подготовку к Поместному Собору, на котором православные должны были встретиться с арианами. В течение 8 месяцев своего пребывания на кафедре св. Афанасий успел провести Собор, после которого разногласия между двумя партиями усилились, a также крестил несколько знатных языческих семей, чем вызвал недовольство Юлиана, к тому времени порвавшего с христианством и обратившегося в язычество. В октябре 362 г. св. Афанасий был декретом императора изгнан из столицы Египта как нарушитель общественного спокойствия. Отправляясь на корабле по Нилу, он предсказал, что эта его ссылка будет недолгой. В самом деле, Юлиан Отступник умер на следующий год, и св. Афанасий получил возможность вернуться. В пятый раз св. Афанасий был сослан императором Валентом в 365 г. Однако народ восстал против императорского указа и потребовал возвращения любимого епископа. Испугавшись возможных последствий, Валент 1 февраля 366 г. восстановил св. Афанасия на кафедре. Последние годы святитель прожил в мире, занимаясь литературными трудами и укрепляя в вере свою многочисленную паству. Он скончался 2 мая 373 г., достигнув глубокой старости, оплакиваемый народом. «Много пролито о нем слез, – говорит св. Григорий Богослов , – но в сердце каждого осталась о нем слава, превышающая все видимое» («В похвалу Афанасию»). Творения. Догматические

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Епископы Александрии и Антиохии были лицами важными и влиятельными не только в жизни города, но и всей провинции. При Константине Великом христианство распространилось в Ефиопии (Абиссинии), Иверии и даже Индии. И сам император оказывал делу миссии содействие/Сократ. Ц. Ист. I, 19 и 20. — Евсевий Кес . Жизнь Константина Великого IV, 8/. Многочисленные и влиятельные общины встречаются и на Западе — в Италии, Африке, Риме и Карфагене. 2) Христианство выступает теперь более или менее сорганизованным в провинциях, которые до сих пор были мало или совсем не затронуты им. Христианство проникло в Испании и Галлии в южные романизированные области. Эльвирский Собор (300-306 г.), на котором присутствовало 19 епископов и 24 пресвитера, подтверждает, что в Испании, Беотике и юго-восточной части Терраконии, т. е. теперешней Андалузии — находилось много христиан. Наше внимание более привлекает распространение христианства вне границ Римской Империи — у Германцев, Франков, Бриттов, а позже у Славян. Это произошло в связи с великим переселением народов, положившим начало «средним векам» и новым государствам. Великое переселение народов. Римляне, по-видимому, полагали, что их princeps был «всемирным повелителем», что его империя была, т. е. обнимала все страны, в которых жили люди; однако им пришлось убедиться в том, что к Востоку от Рейна, к Северу от Дуная, к Востоку от Евфрата и Тигра, в степях Аравии и Африки, по ту сторону Адрианова вала, вала Септимия Севера и моря, омывающего берега Гибернии, — есть народы, не подчиняющиеся императорским законам. Подобно тому, как это делали греки прежде, и римляне стали называть общим именем варваров /Более страшными для римского мира были те варвары, которые вторгались в их владения вдоль берегов Рейна и Дуная. Новейшая этнография разделяет этих варваров на 5 главных рас: 1-2)  Германскую , но разделявшуюся на две отрасли — готскую и тевтонскую ; обе известны римлянам, ближе — тевтонская, подробно описанная Тацитом, как отчасти и первая. — 3-4)  Франкскую , к которой принадлежали народы, жившие между берегами Северного моря и берегами Рейна и Эльбы; Саксы , заполнявшие бассейн Безера, на север от них Англы , а на юг Тюрингены /все народы, не говорившие на их языке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Далее: наличие постоянных храмов позволило служить Литургию чаще: до трёх раз в неделю! В какие же дни причащались древние христиане? Прежде всего, по-прежнему в 8 день, «день Господень», т.е. в воскресенье. Затем также и в субботний день, который для всего языческого мира оставался «выходным». Далее – в среду и пятницу, как в постные дни (См. Тертуллиан «О молитве Господней», гл. 14). И, наконец, – в дни праздников, к которым в 3 веке относились: Пасха, Пятидесятница, Богоявление и дни памяти местных святых. Именно эти дни упомянуты в «Завещании» (1, 28) конца 3 века, а в следующем веке Василий Великий пишет: «Мы приобщаемся четыре раза в седмицу: в день Господень, в среду, пяток и субботу». (Сократ. «Ц. ист». 5, 22). Напомню, что отношение к причащению было совершенно другим и все верные причащались за каждой Литургией (а не присутствовали, как сейчас). Потому и считали себя христианами, что в них ежедневно возобновлялся Христос и строил из них Своё Тело – Церковь . Следовательно, евхаристическая эпоха продолжалась. И только эта тотальная евхаристичность жизни может нам объяснить победу Церкви в период «Великих гонений» 3 века. 3. Состав Литургии в 3-м веке Посмотрим теперь, как совершалась сама Литургия, т.е. продолжим чтение 57-й главы 2 книги «Апостольских постановлений»: «... Здесь, на середине, чтец, встав на некотором возвышении (т.е. на амвоне)пусть читает книги: Моисея и Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова, Соломона и 16-ти пророков. Через два чтения другой кто-нибудь пусть поет псалмы Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова. После того пусть читаются Деяния и послания Павла... А затем диакон или пресвитер пусть читает Евангелие... Во время чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубокой тишине... Затем пусть увещевают народ пресвитеры... после же всех их епископ, как подобает кормчему». Т.е. это классический Синаксис (как он существует сейчас в Католической Церкви). Любопытны и замечания дисциплинарного характера: «Младшие пусть сидят особо, если есть место, если же нет пусть стоят на ногах, а старшие по летам пусть сидят в порядке... То же и в отделении женщин... Замужние и имеющие детей также должны иметь особое место, а девственницы, вдовицы и пресвитериссы должны сидеть впереди всех. Наблюдать же за местами должен диакон...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и др. То же встречается на Вселенских Соборах. Хотя они и носят названия – «Собор 318 отцев» (I Всел.), «Собор 150 отцев» (II Всел.), «Собор 630 отцов» (IV Всел.); но на всех их были и принимали горячее участие в обсуждении решений (определения II Всел. Собора подписаны 5-ю пресвитерами) пресвитеры, диаконы (например, на I Всел. Соборе св. Афанасий Александрийский – в состязании с еретиками) и множество народа. Историк Сократ пишет о составе I Всел. Собора: «В настоящем собрании находилось множество епископов, числом более 300, а сопровождавшим их пресвитерам, диаконам, чтецам и многим другим и числа не было» («Церк. Ист.» 1, 8, с. 33). На I Всел. соборе были, например философы (см. Деян.1:101–57 ), на IV Соборе, кроме императора, перечисляются представители всех ведомств государственного управления Византии, всё государство (см. Деян. Всел. Соб. Т. IV, 124–126 с.); на VI Соборе большое влияние имел св. Андрей Критский , «простой нотарий»; на VII Всел. Соборе было «множество благоговейнейших архимандритов, игуменов и монахов». Так что каждую из цифр, определяющих число членов-епископов – 318, 150, 630 и др., нужно, по крайней мере, увеличить втрое (по мнению проф. Заозерского, – см. «Богосл. вестн.» 1903 г., Апр., с. 698, в ст. «О средствах усиления власти высшего церковного управления»), чтобы составить исторически верное представление о численном составе Вселенских Соборов. И в русской Церкви по временам были соборы, на которых вместе с епископами присутствовали и низшее духовенство и миряне (например, Собор Владимирский 1274 г., Стоглавый Собор, Собор по поводу ереси жидовствующих и др.); и Соборы эти занимались вообще благоустройством Церкви, избирали и рукополагали митрополитов и епископов, решали вопросы веры, прекращали религиозные волнения, вызванные еретиками. И в настоящее время в некоторых православных Церквах Поместные Соборы являются высшим органом церковного управления, причём, – что весьма замечательно, – не только из лиц епископской степени, но наряду с ним, как архиерейским синодом, действуют синоды смешанные – из лиц иерархии (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

765. Апостольские Постановления V, 12. См. выше, стр. 133. 766. Паломн. § 38. 767.  Евсевий. Жизнь Констан. IV, 22. 768.  Григорий Богослов. Слово на Пасху, 42. 769.  Иоанн Златоуст. Бес. о воскрес. Христ. 34. 770. Апостольские Постановления VIII, 33. 771. Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. 772. Cod. Theodos. XV, 5, 5. 773.  Августин. Пис. к Иан., 119, гл. 17. 774. Паломн. § 39. 775. Снятые крещальные одежды сдавались в церковную ризницу. Bingham Orig XX, 118. 776.  Августин. Пис. 54, гл. 2. Сократ. Церк. ист. VII, 26. 777. Апостольские Постановления V, 18, VIII, 33. 778.  Евсевий. Жизнь Констан. III, 41–43. 779.  Кирилл Иерусалимский. Огл. 14. 780. Паломн. § 42. 781. См. выше, стр. 127. 782. См. там же и стр. 68. 783.  Епифаний Кипрский. Изложение веры, 22. 784. Ник. Соб. 1, пр. 20. 785.  Августин. Пис. Иан. (119) гл. 17. 786.  Кассиан. Собеседов. XX, 11. 23. 787. Паломн. § 41. 788.  Григорий Богослов. Слово на Пятидесятницу, 44. Ср. Августин. Прот. Фавст XXXII, 12. 789. См. выше, стр. 138. 790.  Августин. Слово 262 (ad infantes). 791. Cod. Theodos. XV, 5, 5. 792. Ср. выше, стр. 142. 793. На праздник в 40 день после Пасхи не упоминается о таком евангелии и вообще о чествовании вознесения. Может быть вознесение и сошествие Св. Духа праздновались месте в Пятидесятницу. Вообще эти два праздника не везде еще обособляются. Так Эльвирский Собор 305 г. постановляет: «следует исправить неверное установление по свидетельству Писаний и праздновать всем день Пятидесятницы; иначе кто не поступит так заявит себя вводителем новой ереси» (пр. 43). Древнее epitome (сокращ. сборник) этого Собора передает это правило так «после Пасхи пусть соблюдается 50-й день а не 40-й ( Mansi, Sacr. concil. II, 13). Может быть монтанисты, думавшие, что только в Монтане Дух Св. впервые очутился на земле, были против празднования Пятидесятницы ( Hefele C. Conciliengeschichte, Freib, en B, 1855. I, 145. 794. Ср. выше, стр. 141–142. 795. Паломон. § 43. 796. Апостольские Постановления V, 19. 797. Паломн. § 44.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010