На следующий день Златоуст, заблаговременно узнавший о намерениях Кипрского епископа, послал навстречу ему своего диакона Серапиона, и, когда Епифаний вошел в церковь , тот сказал ему от имени св. Иоанна: «Епифаний! Ты делаешь много противного постановлениям: во-первых, в церквах, мне подчиненных, совершаешь рукоположение, во-вторых, без моего позволения... совершаешь в них богослужение. Некогда я приглашал тебя, и ты отказывался, а теперь входишь самовольно. Берегись, чтобы в народе не произошло возмущения и чтобы тогда самому тебе не подвергнуться опасности». После этого Епифаний решил покинуть не только храм, но и столицу «и, осыпав Иоанна жестокими укоризнами, отплыл на Кипр». Сократ сообщает о последнем разговоре между Епифанием и Златоустом: «Некоторые говорят, будто перед самым отплытием он так сказал Иоанну: «Надеюсь, что ты не умрешь епископом», на что Иоанн ответил: «Надеюсь, что ты не достигнешь отечества». Не могу утверждать, правду ли говорят те, от которых я слышал это, – пишет историк, – но предсказания сбылись над обоими, потому что и Епифаний, не доехав до Кипра, умер во время пути на корабле, да и Иоанн, немного спустя, низведен был с епископского престола» (Церк. ист. 6, 12–14). Созомен тоже упоминает об этом разговоре, а также о том, что св. Епифаний, по-видимому, раскаялся в своем приезде в столицу и поспешил на корабль, потому что получил откровение о скорой смерти. Провожавшим его епископам он якобы сказал: «Оставляю вам и город, и дворец, и место действия, а сам удаляюсь и спешу, очень спешу» (Церк. ист. 8, 15). Святитель Епифаний скончался на корабле 12 мая 403 г. незадолго до собора «Под дубом», осудившего Златоуста. Последний, хотя был на 30–40 лет моложе Епифания, ненамного пережил его. Творения Догматико-полемические 1. Наиболее ранним из догматических произведений св. Епифания является «Слово якорное» («Анкорат»), написанное в 374 г. по просьбе христианской общины в Суэдрах, в Памфилии, возмущаемой духоборами. Св. Епифаний предлагает свой трактат в качестве якоря, способного удержать корабль Церкви среди бури ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 397 г. умер Константинопольский патриарх Нектарий, преемник св. Григория Богослова . На его место после бурных споров, по рекомендации придворного евнуха Евтропия и с согласия императора Аркадия, был избран св. Иоанн Златоуст . О его избрании и хиротонии древние историки говорят следующее: «Одни требовали одного, другие – другого и после многократных по сему случаю совещаний наконец согласились вызвать из Антиохии антиохийского пресвитера Иоанна, ибо о нем распространилась молва как о человеке учительном и красноречивом» (Сократ. Церк. ист. 6, 2). «По всей Римской империи прославившись словами и делами, он признан был достойным епископства над Константинопольской Церковью . Когда же клир и народ решили это, согласился и царь и послал привезти Иоанна. Вскоре правитель Востока Астерий, получив царский указ, дал знать Иоанну, чтобы тот прибыл будто бы для выслушания от него какой-то просьбы. Когда тот прибыл, он тотчас посадил его в колесницу и, вместе с ним поспешно отправившись в так называемую станцию Патры и там сдав его царским посланным, возвратился домой. Хорошо, что вздумал он распорядиться этим делом прежде, чем узнали столь склонные к возмущениям антиохийцы... По своей воле они никак не отпустили бы Иоанна» (Созомен. Церк. ист. 8, 2). Обманом вывезенный из Антиохии, св. Иоанн был доставлен в столицу империи, где 26 февраля 398 г. был рукоположен в сан архиепископа Константинопольского. Хиротонию возглавлял архиепископ Александрийский Феофил, который был против избрания Златоуста, однако подчинился приказу императора. Сразу же после своего рукоположения св. Иоанн ревностно принялся за исправление нравов столичного духовенства, среди которого при его предшественниках царили распущенность и коррупция (уместно вспомнить нелестные характеристики «константинопольских иереев» в сочинениях св. Григория Богослова ). Нравственное состояние константинопольской паствы тоже было далеко не на высоте: в своих проповедях св. Иоанн обличал жителей столицы во всевозможных пороках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Софии была поставлена серебряная статуя императрицы Евдоксии. Торжества по случаю установки статуи, сопровождавшиеся шумом рукоплесканий, театральными действами и массовым буйством, пришлись на день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Святой Иоанн начал свою проповедь словами: «Опять Иродиада беснуется, опять пляшет, опять старается получить на блюде главу Иоанна», после чего жаловался на шум и беспорядки (Сократ. Церк. ист. 6, 18; Созомен. Церк. ист. 8, 20). Враги святителя немедленно донесли об этом императрице, воспринявшей все на свой счет. Вражда между двором и архиепископом возобновилась. На Рождество 404 г. император отказался прийти в храм, где служил святитель, сказав, что он не хочет быть в общении с епископом, осужденным собором. Перед Пасхой 404 г. Златоусту было запрещено служить в храме: он совершал пасхальную утреню в общественной бане, достаточно просторной, чтобы вместить толпы народа. После этого святитель не выходил из епископского дома, надежно охраняемого верными ему людьми. Через пять дней после Пятидесятницы, 9 июня 404 г., императорский нотарий сообщил святителю, что ему придется покинуть столицу. Он был арестован и вывезен из города. Императрица дала инструкцию солдатам, сопровождавшим ссыльного, чтобы они обращались с ним как можно более жестоко, «дабы скорее умер». Немедленно после изгнания святителя в Константинополе разгорелся пожар, уничтоживший центральные кварталы города. Местом ссылки Златоуста было избрано селение Кукуз в Армении. Там он поселился в частном доме, где мог принимать посетителей; с большим уважением к нему отнесся местный епископ Адельфий. Вскоре жители Антиохии, узнав о ссылке своего любимого пастыря, толпами потянулись в далекую Армению, так что затерянное в горах селение стало центром паломничества. Святитель, преданный епископами Востока, написал о своих бедствиях в Рим, папе Иннокентию I, который, полностью поддержав св. Иоанна, отправил императору Аркадию смелое письмо: «Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу на тебя, царь, как в древности кровь Авеля праведного вопияла на братоубийцу Каина, и она будет отомщена, потому что ты во время мира воздвиг гонение на Церковь Божию, изгнал ее истинного пастыря, изгнав вместе с тем и Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По подобает соблюдать обычай каждый Церкви» (пр. 81). 17 Акт. вст. 1. 104. Архиепископ Геннадий просил при этом митрополита разрешить, чтобы иподиаконам дозволено было вступать в брак после рукоположения. Но это было бы противно правилам вселенских соборов (VI всел. 6). 21 См. инструкцию старостам поповским, данную патриархом Адрианом в 1697 году. ст. 10. 11. 12. в Собр. зак. III. 23 Св. Киприан: ер. 70 Сократ: 4, 22. 6, 2. 7, 26. Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32. Созомен : 8, 2. В книгах апостольских постановлений приводится от имени апостола Петра следующее изречение: πρτος γ φημι Πτρος πσκοπον χειροτονεσθαι, ν πσιν νποπτον π παντς το λαο κλελεγμνον. Iib.8.c.4.cf.Zonar.ad can.6.nicaen. 24 Johannis antioch. nomoc. tit. 7. cf. 165. nov. constit; Collect. eccl. constit. Balsamonis. Iib. 3. cf. nov. tit. 1 §17. ejusdem school. ad. can. 4. chalced. Cf. nov. 123. cap. 1. 25 Vid. Justin. nov. 123. Образцы епископских клятвенных обещаний при поставлении и приветствий государям см. у Леунклавия in Jure graecorom. Iib. 6. respons. 11. сн. Симеона фессалоник. περ χειροτοντν. κεφ. 61. 29 Первоначальный образец исповедания наших епископов, при посвящении их, есть исповедание митрополита Илариона (XI век.) см. в «Творен. св. отцов» прибавл. 1844. ч. 2. 34 Обыкновенно правила эти передаются новопоставленным, – в особенности пресвитерам, – в виде святительских поучений, которых образцы в нашей Церкви находим от самых древних времен. Поучение митрополитов Кирилла и Петра к иереям см. в изд. русс. Твор. св. отц.; другие – общие см. в Акт. ист. 1. 109. См. также Поучение к новопоставленному иерею, изд. от св. Синода в настоящее время, 1843 и др. год. Извлечение из него см. ниже. 41 Первые – законы Юстиниана, последние Льва. Justin. nov. 123. cap. 7. cod. de episc. 3. const. 53. Leonis. nov. 7 et 8. 51 Vid. Demetrii Choniateni archiep. burgar. resp. et Johannis episc. Citri ad episc. Cabasilam ap. Leunclavium in jure graecoromano. Lib. 5. resp. 1. 56 Св. зак. XIV. о предупреждении преступлений против веры, отд. 3. ст. 67. 68. 69. Не уничтожены только престолы в тех часовнях, прежде построенных (до 1826 года), где они дозволены по прежним узаконениям, см. там же и ст. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Св. Афанасия справедливо называют «отцом Православия», потому что ему принадлежит решающая роль в защите православного учения о Троице и борьбе с арианской ересью в эпоху после I Вселенского Собора. Будущий святитель родился около 295 г. в Александрии в греческой христианской семье. Годы его детства и юности совпали с временем гонений на христиан римского императора Диоклитиана, продолжавшихся с 303 по 312 г. Афанасий был очень рано замечен епископом Александром Александрийским . Это произошло при следующих обстоятельствах: Александр, гуляя по берегу моря в годовщину мученической смерти св. Петра Александрийского († 25 ноября 312 г.), увидел детей, играющих в церковь . Александра поразило поведение старшего мальчика, исполнявшего роль епископа, и он взял его в свой дом (Руфин. Церк. ист., 1:14). Живя в доме епископа, Афанасий под его руководством получил классическое и богословское образование, глубоко изучив Ветхий и Новый Заветы. Возможно, он также посещал лекции в Александрийском огласительном училище. Достигнув совершеннолетия, Афанасий стал ближайшим помощником св. Александра, относившегося к нему с особым уважением. Еще в период до священства Афанасий написал свои знаменитые сочинения «Слово на язычников» и «Слово о Воплощении Бога Слова», снискавшие ему известность в широких православных кругах. В 319 r., незадолго до начала арианской смуты, он был рукоположен в сан диакона. В 325 г. Афанасий в качестве секретаря сопровождал св. Александра на Никейский Собор. Здесь он «мужественно подвизался» против Ария и его сообщников, учивших, что Сын Божий не единосущен Отцу, но является тварью и рожден во времени (Сократ. Церк. ист., 1:8). Споры Афанасия с арианами привлекли к нему всеобщее внимание, и в 328 г., после смерти св. Александра, он был избран александрийской паствой на овдовевшую кафедру. Об этом избрании епископы александрийского диоцеза впоследствии писали: «Все множество жителей, все, принадлежавшие к Вселенской Церкви, собравшись вместе и единодушно, как бы в едином теле, вопияли, взывали, требуя в епископы Церкви Афанасия, и всенародно молили о сем Христа в продолжение многих дней и ночей» (Св. Афанасий. Защитительное слово против ариан, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Уже в правилах I Всел. Собора в Никее (325) в 6-м прав. после слов о первенстве епископов Александрии и Рима над окрестными провинциями указывается, что «и в Антиохии, и в других областях подобным образом должны сохраняться преимущества Церквей... если кто без соизволения митрополита поставлен будет епископом, о таком великий Собор определил, что не должен быть епископом» (I Всел. 6). Это подтверждается 2-м прав. II Всел. Собора в К-поле (381), разграничивающим юрисдикции Церквей: «Епископы восточные да начальствуют токмо на Востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных» (II Всел. 2). В том же духе выдержано и одно из посланий папы Иннокентия I (нач. V в.), располагавшего актами этого Собора (Ер. 24//PL. 20. Col. 547). II. Титулатура. В первые века по Р. Х. глава АПЦ носил обычный титул епископа . После адм. реформы кон. III в. на Востоке постепенно усваивается обычай в церковных обозначениях территорий подражать новому гражданскому делению империи на провинции. В каждой из провинций (епархий) епископ главного города (митрополии) являлся средоточием церковной власти и получал первенство над проч. городами, возглавляя, т. о., Церковь в пределах провинции. Более крупными адм. единицами являлись диоцезы, в границах к-рых шло формирование буд. автокефальных Церквей. Никейский Собор (325) канонически зафиксировал эту практику, хотя и не без исключений, вызванных характером древней христ. традиции (I Всел. 6-7). В правилах следующего Всел. Собора в К-поле (381) прямо названы крупные церковные области, соответствующие диоцезам вост. части Римской империи: Египет (столица Александрия), Восток (столица Антиохия), Асия, Понт и Фракия (II Всел. 2). Их предстоятелей церковный историк Сократ Схоластик (V в.), сообщая о решениях Собора, называет Патриархами (Церк. ист. V 8). Несмотря на то что Патриарший титул в отношении высших церковных иерархов встречается в источниках лишь с нач. V в., история его, возможно, восходит к более раннему времени. В V в. имя Патриархов постепенно закрепилось за предстоятелями 5 наиболее значительных престолов: Рима, К-поля, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Первое офиц. употребление этого титула предстоятелем АПЦ засвидетельствовано при Флавиане II (498-512).

http://pravenc.ru/text/115764.html

119 Акефалиты – потерявшие главу (в еп. Петре Монге, который принял енотик Зенонов). Агноеты отрицали видение будущего во Христе. Аффартодокеты называли тело Иисуса Христа неповрежденным, бессмертным (и след. неподверженным страданию.) 120 Христиане коптские в Египте принадлежат к секте яковитов. Один из монофизитов, Петр Фулон Антиох. Патр., был главою Феопахитов и к песни трисвятого прибавил: распныйся за ны. Подобно сему сделали у себя армяне – О несторианах и евтихианах пишут: Евагрий, Никифор, Сократ, Liberatus, Breviarium causae Nestorianor. et Eutychianorum, etc. 123 Учение пелагиан описано у Август., de natura et gratia–contra Pelag., – у Иеронима, Dialog. adv. Pelag. 126 П. Христофор I низверг благодетеля своего Венедикта IV; Сергий IIΙ низверг Христофора. – Марозия низлагала многих и возводила сыновей своих на папство. Многие другие были замешательства на папском престоле. См. Ц. Ист. пр. Иннокентия, в. 10-й. Между Патриархами Цареграда были также слабые. См. Ibid. 128 Должно читать Baron. ad an. 1053 et. 54 Vita Leonis IX. Chronic. Cass. Glab. L. IV. Allat. De consensus etc. L. II. с. 8 et 9. L. III. с. 12. § 2. 129 Писатель de separate. vet. Romæ у Аллатия L. II. с. 15 § 6. говорит, что мир Лионский возмущал Церковь только 8 л., а после опять воссиял свет истины. – Иоанн Бекк, униат, столько же лет был Патриархом. 130 К Восточной же Церкви, кроме России, относятся еще Грузия и Мингрелия. См. Philippi Cyprii Chronicom cum annot. H. Hilarii, Lips. 1687. 131 Около 1266 г. крестился сын Миндовга Войшелг. 300 семейств Литовских, гонимые Воишелгом, крещены в Пскове; там же крестился и Довмонт – из рода Миндовгова. См. Карамз. Т. IV. под г. 1266. 132 Сверх того монахи на Острове Кубенского озера проповедали слово Божие народам Чудским, а монахи Волоколамские обращали Корелов. 133 В Москве крещены Казанский царевич Утемиш-Гирей и царь Гедигер Махмет, Астраханская царевна Ельякша с сыном, младенцем. 134 Около 1233 г. в Галиче основана латинская архиепископия. Казимир В. с 1340 г., овладев Чермною Россиею, много способствовал к распространению католицизма. Гедимин, взяв Киев, ввел в него латинского епископа 1321 г. После Казимира, при Людовике, Кор. Венгерском, 1375 г. испрошена у папы Григория XI булла на учреждение 4-х римско-католических епархий на Волыне и в Галиции, а 1377 г. римско-католической митрополии Галицкой назначено быть в Львове См. описание Киево-Софийский Собор (Пр. М. Евгения).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

«Ариане... делали свои собрания вне города. Для сего в праздничные дни каждой недели, то есть в субботу и воскресенье, когда обыкновенно бывали церковные собрания, они сходились в городских воротах около портиков и на двух противоположных сторонах пели гимны, составленные применительно к учению арианскому. Это происходило большей частью ночью. А поутру певшие свои антифоны шли из середины города по направлению к воротам, оттуда же – в места своих собраний. Так как в эти гимны они не переставали вносить оскорбительные для исповедников единосущия выражения, часто, например, пели «где те, которые три называют одною силою», то Иоанн, опасаясь, как бы кого-нибудь из простых людей такими песнями ариане не отторгли от Церкви, противопоставил им песнопения собственного народа, – приказал, чтобы исповедники единосущия упражнялись так же в пении ночных гимнов и, превосходя в этом усердии ариан, сильнее привлекали ближних к своей вере. Такое намерение Иоанна хотя казалось и полезным, однако сопровождалось смятением и опасностями. Так как исповедники единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей, на что царица Евдоксия назначила от себя деньги, то ариане, которых было числом очень много, воспламенившись завистью, вознамерились отомстить за себя и сделать на них нападение. К тому же, помня прежнее свое владычество, они горячо приступали к битве и презирали своих противников. Таким образом, нимало немедля, в одну ночь произвели они драку, в которой евнух царицы, Бризон, управлявший в то время поющими, ушиблен был камнем в лицо и погибло несколько народа с той и другой стороны. Разгневанный этим, царь запретил арианам общественное песнопение. Таковы–то были тогда происшествия. Теперь скажем, откуда родился в Церкви обычай петь антифоны. Игнатий, третий после апостола Петра епископ сирийской Антиохии, обращавшийся с самыми апостолами, в видении созерцал ангелов, воспевавших торжественную песнь Святой Троице на двух противоположных сторонах, и образ сего пения ввел в антиохийскую Церковь . Отсюда это предание перешло уже и во все прочие Церкви. Вот что говорят о пении антифонов» ( Сократ. Церк. ист. 6, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 Как об этом свидетельствует св. Дионисий Ареопагит ; он, повествуя о погребении Богоматери, говорит о совершавшемся при этом случае песнопении таким образом: «Когда всем предстоятелям благоразсудилось прославлять, каждому по своим силам, беспредельную благость Божию, обнаружившуюся в воплощении Сына Божия, то после Апостолов Иерофей превосходил всех прочих свящ. певцов хвалебных песней, весь исходя весь из себя изступая, приобщаясь предметам, которые воспевал, и вси слышавшие и видевше его, понимавшие и не понимавшие, признали его за вдохновенного и божественного песнотворца.» В кн. об именах Божиих в гл. 3-й. Сии слова св. Дионисия о замечательных гимнах св. Иерофея повторяет Иерусалимский епископ V-ro века Ювеналий, передавая императрице Пульхерии предание об успении Богоматери. В Ист. Ц. Никиф. Каллиста в гл. 14. XV кн. См. службы Успению Пресв. Богородицы и св. Иерофею в августовской и октябрьской месячных минеях. До обращения своего в христианство св. Иерофей быль советником афинского ареопага. Память его празднуется св. прав. Церковью 4-го октября. 16 Как это можно заключать из слов св. Пророка Исаии: и взываху друг ко другу и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Исаии гл. 6), и как, по сказанию предания, было открыто в видении самому св. Игнатию Богоносцу . См. Сократ. Истор. Церковн. кн. VI, гл. 8 Eodem (secundo) saeculo ineunte, говорит ученый Бингам: Ignatius antiquis historicis cantum antiphonarum, hoc est rationem hymnis alternatim decantatis Sanctam Trinitatem celebrandi in Ecclesiam antiochenam induxisse dicitur. Neque enim de more psalmos Davidicos alternatim cantandi, tamquam introducto ab Ignatio, sed de ratione canendi hymnos, ab ipso ad declarandam divinitatem Christi compositos, loquuntur. См. Josephi Binghami Origines Ecclesiasticae Lib. XIII, cap. V. par. V. 18 В светлое Христово Воскресенье и в прочие дни Св. Пасхи вм. В. Славословия воспеваются стихиры Пасхи: Пасха священная нам днесь показася, пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха – Христос избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха, двери райския нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных. – И проч., четыре песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Канонисты: Вальсамон-у Ралли и П. (II, 466 fin.; III, 349 fin.; VI, 344); III, 336; II, 262 и VI, 275; Димитрий Хоматин- ibid. V, 428 fin., русский перевод у Павлова в «Богосл. Вестнике» 1902 г.,т. I, стр. 216. См. у Курганова в сочинении «Отношения между церковною и гражданскою властию в Византийской империи», стр. 64 fin..–92. Импер. Исаак Ангел говорить о себе, что thn tou episthmonarcou thj ekklhsiaj lacousa h basileia mou, у Ралли и П. V, 314 (у Хоматина: koinoj ekklhsiwn episthmonarchj. См. об епистимонархах в моей Ист. Р. Ц., 2 изд. 2-й п. 1т., стр. 690). Патриарх, экзарх или архиепископ и митрополит не суть степени священства, а суть церковно-административные должности. Поставлять на степени священства, т.-е. посвящать в епископы, пресвитеры и пр. царь, конечно, не может. Но учреждать и закрывать, видоизменять и переустраивать административный должности и административный строй отчего не может? Скажут, что право это принадлежит соборам. Но правила соборные говорят другое, а именно, что митрополии и екзархии, а, следовательно, и должности митрополитов и экзархов явились путем обычая: 1 всел. соб. пр. 6, 3 всел. соб. пр. 8. Избрание епископов и патриархов: Цари proballontai патриархов: Вальсамон у Ралли и П. II, 466 fin.. Цари и без избрания епископского proballontai епископов и патриархов: Властарь, у Ралли и П. VI, 344 (это из Вальсам, ibid. III, 350). Павлов в «Богослов. Вестн.» 1902. Февр., стр.221. У меня в И. Р. Ц. I, 1, 361, прим. 4 и приписка и 363, прим. 1. У Павл. в Памятнн. col. 779 fin. (речи Захара чернца). См. Нила Доксопатра у Лекеня в начале I т. Oriens Christ, и Симеона Солунского . (Но патр. Николай Грамматик с собором представлял импер. Алексею Комнину, что не должно отнимать епископии у митрополий, разделять одну митрополию на две, но можно императору делать только титулярных митрополитов-у Ралли и П. V, 62). Вселенские соборы были собираемы по приказанию императоров- Никодим в Пидалионе, стр. 118 прим., Гизелер I/2, 43. Сократ у Гизелера I/2, S.177, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010