В 397 г. умер Константинопольский патриарх Нектарий, преемник св. Григория Богослова . На его место после бурных споров, по рекомендации придворного евнуха Евтропия и с согласия императора Аркадия, был избран св. Иоанн Златоуст . О его избрании и хиротонии древние историки говорят следующее: «Одни требовали одного, другие – другого и после многократных по сему случаю совещаний наконец согласились вызвать из Антиохии антиохийского пресвитера Иоанна, ибо о нем распространилась молва как о человеке учительном и красноречивом» (Сократ. Церк. ист. 6, 2). «По всей Римской империи прославившись словами и делами, он признан был достойным епископства над Константинопольской Церковью . Когда же клир и народ решили это, согласился и царь и послал привезти Иоанна. Вскоре правитель Востока Астерий, получив царский указ, дал знать Иоанну, чтобы тот прибыл будто бы для выслушания от него какой-то просьбы. Когда тот прибыл, он тотчас посадил его в колесницу и, вместе с ним поспешно отправившись в так называемую станцию Патры и там сдав его царским посланным, возвратился домой. Хорошо, что вздумал он распорядиться этим делом прежде, чем узнали столь склонные к возмущениям антиохийцы... По своей воле они никак не отпустили бы Иоанна» (Созомен. Церк. ист. 8, 2). Обманом вывезенный из Антиохии, св. Иоанн был доставлен в столицу империи, где 26 февраля 398 г. был рукоположен в сан архиепископа Константинопольского. Хиротонию возглавлял архиепископ Александрийский Феофил, который был против избрания Златоуста, однако подчинился приказу императора. Сразу же после своего рукоположения св. Иоанн ревностно принялся за исправление нравов столичного духовенства, среди которого при его предшественниках царили распущенность и коррупция (уместно вспомнить нелестные характеристики «константинопольских иереев» в сочинениях св. Григория Богослова ). Нравственное состояние константинопольской паствы тоже было далеко не на высоте: в своих проповедях св. Иоанн обличал жителей столицы во всевозможных пороках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На следующий день Златоуст, заблаговременно узнавший о намерениях Кипрского епископа, послал навстречу ему своего диакона Серапиона, и, когда Епифаний вошел в церковь , тот сказал ему от имени св. Иоанна: «Епифаний! Ты делаешь много противного постановлениям: во-первых, в церквах, мне подчиненных, совершаешь рукоположение, во-вторых, без моего позволения... совершаешь в них богослужение. Некогда я приглашал тебя, и ты отказывался, а теперь входишь самовольно. Берегись, чтобы в народе не произошло возмущения и чтобы тогда самому тебе не подвергнуться опасности». После этого Епифаний решил покинуть не только храм, но и столицу «и, осыпав Иоанна жестокими укоризнами, отплыл на Кипр». Сократ сообщает о последнем разговоре между Епифанием и Златоустом: «Некоторые говорят, будто перед самым отплытием он так сказал Иоанну: «Надеюсь, что ты не умрешь епископом», на что Иоанн ответил: «Надеюсь, что ты не достигнешь отечества». Не могу утверждать, правду ли говорят те, от которых я слышал это, – пишет историк, – но предсказания сбылись над обоими, потому что и Епифаний, не доехав до Кипра, умер во время пути на корабле, да и Иоанн, немного спустя, низведен был с епископского престола» (Церк. ист. 6, 12–14). Созомен тоже упоминает об этом разговоре, а также о том, что св. Епифаний, по-видимому, раскаялся в своем приезде в столицу и поспешил на корабль, потому что получил откровение о скорой смерти. Провожавшим его епископам он якобы сказал: «Оставляю вам и город, и дворец, и место действия, а сам удаляюсь и спешу, очень спешу» (Церк. ист. 8, 15). Святитель Епифаний скончался на корабле 12 мая 403 г. незадолго до собора «Под дубом», осудившего Златоуста. Последний, хотя был на 30–40 лет моложе Епифания, ненамного пережил его. Творения Догматико-полемические 1. Наиболее ранним из догматических произведений св. Епифания является «Слово якорное» («Анкорат»), написанное в 374 г. по просьбе христианской общины в Суэдрах, в Памфилии, возмущаемой духоборами. Св. Епифаний предлагает свой трактат в качестве якоря, способного удержать корабль Церкви среди бури ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Софии была поставлена серебряная статуя императрицы Евдоксии. Торжества по случаю установки статуи, сопровождавшиеся шумом рукоплесканий, театральными действами и массовым буйством, пришлись на день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Святой Иоанн начал свою проповедь словами: «Опять Иродиада беснуется, опять пляшет, опять старается получить на блюде главу Иоанна», после чего жаловался на шум и беспорядки (Сократ. Церк. ист. 6, 18; Созомен. Церк. ист. 8, 20). Враги святителя немедленно донесли об этом императрице, воспринявшей все на свой счет. Вражда между двором и архиепископом возобновилась. На Рождество 404 г. император отказался прийти в храм, где служил святитель, сказав, что он не хочет быть в общении с епископом, осужденным собором. Перед Пасхой 404 г. Златоусту было запрещено служить в храме: он совершал пасхальную утреню в общественной бане, достаточно просторной, чтобы вместить толпы народа. После этого святитель не выходил из епископского дома, надежно охраняемого верными ему людьми. Через пять дней после Пятидесятницы, 9 июня 404 г., императорский нотарий сообщил святителю, что ему придется покинуть столицу. Он был арестован и вывезен из города. Императрица дала инструкцию солдатам, сопровождавшим ссыльного, чтобы они обращались с ним как можно более жестоко, «дабы скорее умер». Немедленно после изгнания святителя в Константинополе разгорелся пожар, уничтоживший центральные кварталы города. Местом ссылки Златоуста было избрано селение Кукуз в Армении. Там он поселился в частном доме, где мог принимать посетителей; с большим уважением к нему отнесся местный епископ Адельфий. Вскоре жители Антиохии, узнав о ссылке своего любимого пастыря, толпами потянулись в далекую Армению, так что затерянное в горах селение стало центром паломничества. Святитель, преданный епископами Востока, написал о своих бедствиях в Рим, папе Иннокентию I, который, полностью поддержав св. Иоанна, отправил императору Аркадию смелое письмо: «Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу на тебя, царь, как в древности кровь Авеля праведного вопияла на братоубийцу Каина, и она будет отомщена, потому что ты во время мира воздвиг гонение на Церковь Божию, изгнал ее истинного пастыря, изгнав вместе с тем и Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Св. Афанасия справедливо называют «отцом Православия», потому что ему принадлежит решающая роль в защите православного учения о Троице и борьбе с арианской ересью в эпоху после I Вселенского Собора. Будущий святитель родился около 295 г. в Александрии в греческой христианской семье. Годы его детства и юности совпали с временем гонений на христиан римского императора Диоклитиана, продолжавшихся с 303 по 312 г. Афанасий был очень рано замечен епископом Александром Александрийским . Это произошло при следующих обстоятельствах: Александр, гуляя по берегу моря в годовщину мученической смерти св. Петра Александрийского († 25 ноября 312 г.), увидел детей, играющих в церковь . Александра поразило поведение старшего мальчика, исполнявшего роль епископа, и он взял его в свой дом (Руфин. Церк. ист., 1:14). Живя в доме епископа, Афанасий под его руководством получил классическое и богословское образование, глубоко изучив Ветхий и Новый Заветы. Возможно, он также посещал лекции в Александрийском огласительном училище. Достигнув совершеннолетия, Афанасий стал ближайшим помощником св. Александра, относившегося к нему с особым уважением. Еще в период до священства Афанасий написал свои знаменитые сочинения «Слово на язычников» и «Слово о Воплощении Бога Слова», снискавшие ему известность в широких православных кругах. В 319 r., незадолго до начала арианской смуты, он был рукоположен в сан диакона. В 325 г. Афанасий в качестве секретаря сопровождал св. Александра на Никейский Собор. Здесь он «мужественно подвизался» против Ария и его сообщников, учивших, что Сын Божий не единосущен Отцу, но является тварью и рожден во времени (Сократ. Церк. ист., 1:8). Споры Афанасия с арианами привлекли к нему всеобщее внимание, и в 328 г., после смерти св. Александра, он был избран александрийской паствой на овдовевшую кафедру. Об этом избрании епископы александрийского диоцеза впоследствии писали: «Все множество жителей, все, принадлежавшие к Вселенской Церкви, собравшись вместе и единодушно, как бы в едином теле, вопияли, взывали, требуя в епископы Церкви Афанасия, и всенародно молили о сем Христа в продолжение многих дней и ночей» (Св. Афанасий. Защитительное слово против ариан, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

архим. Григорий (Васильев) Литература а) Отдельные издания 1)  Св. Григория Богослова . Творения. Русский пер. Москва. 1889 г., т. I–VI. 2)  Греческие тексты. Migne Р. С. С. S. Gr. Т. XXXV–XXXVII. 3)  G. Ulimann. Greg, bon Naz. d. T. Gotha, 1866. 4)  Св. Василий Великий . Творения, т. I–VI, 3 д., 1902 г. 5)  Св. Григорий Нисский . Творения, т. I–VII, изд. 1862 г. 6)  Бл. Иероним. Творения, т. V, изд. 1879 г. 7)  Феодорит Киррский. «Церк. История». СПБ, 1852 г. 8)  Сократ Схоластики . «Церк. Ист.» СПБ., 1850 г. 9. Э. Созомен . Церковная История. СПБ., 1851 г. Арх. Филарет. «Истор. уч. об О. Ц.», I–II. СПБ., 1859 г. Фаррар. «Жизнь и труды Св. О. и Уч. Ц.». СПБ ,1891 г. В. Геттэ. «История Церкви», I– III. СПБ., 1875 г. Робертсон. « История Хр. Цер.» т. I–II. СПБ., 1890 г. Проф. А. Лебедев . «Собрание ц.-исторических сочинений», т. X, «Духовенство»... М., 1905 г. Его же а) «Из истор. Всел. Соб. IV–V в.. изд. 1904 г. б) «Вс. Соборы IV–V в.». Москва, 1879 г. Еп. Иоанн. «История Всел. Соборов Новочерк., 1893 г. Шлоссер. «Всемирная История», т. I–II. СПБ., 1861–1862. Арх. Агапит. «Жизнь св. Григория Богослова и его пастырская деятельность». СПБ., 1859 г. А. Говоров . «Св. Григорий Богослов , как христианский поэт . Казань, 1886 г. Свящ. Н. Виноградов . «Догматическое учение св. Григория Богослова ». Казань, 1886 г. Проф А. Спасский. «Истор. догмат, движений. С.-Пос., 1908 г. Архим. Борис. «История христианского просвещения. Казань, 1890 г. 23. Проф. Певницкий. » Священники». Киев, 1885 г. 24. Архим. Порфирий. «О стихотворениях св. Григория Богослова », Киев 1863 г. 25. Ф. Терновский . «Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов». Киев, 1883 г. 26. Православная Богословская энциклопедия, т. IV, VIII. 27. Гарбель. «Настольный энциклопедически словарь». 28. Любкер. Реальный словарь класс. древностей. 29. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь (соотв. т.). б) Журнальные статьи 30. Шалфеев. «Св. Григорий Богослов , как учитель веры». Христ. Чтение, 1861, 1. 31. «Последние годы жизни св. Григория Богослова », ib., 1863, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

14 Св. Афанасий утверждает, что Собор представлял собой всю вселенную, но выражение его нашу вселенную может только значить империю Римскую. Можно однако думать, что послания Константина были сообщены епископам находящимся и вне империи, что объяснить присутствие на Соборе епископа Персидского и епископа Скифского (См., Св. Афан. Посл, к Афрос. § 1). 16 Евсевий, Жиз. Конст. В. кн. III, гл. 7; Сократ, Ист. Цер. кн. I, гл. 8: Совомен, Ист. Цер. кн. I, гл. 17; Феодорит, Ист. Цер. кн. I, гл. 6. Во всех памятниках исторических, заслуживающих доверия, упоминаются только пресвитеры Витон и Викентий, как доверенные епископа Римского на Соборе Никейском. Позднее пытались добавить Осию Кордуанского, как бы председательствующего на Соборе именем Папы. Осия не председательствовал на Соборе, как то увидим далее, и не был доверенным епископа Римского. Те, которые, по духу партии, это утверждали, доказывают тем, что они не достаточно знакомы с историей и учреждениями Церкви в начале IV-ro столетия. Тогда епископ был только представителем своей Церкви и никто из епископов, даже епископ Рима, не приписывал себе власти, которую следовало представлять. Двух пресвитеров Витона и Викентия было совершенно достаточно, чтобы представлять Церковь Римскую по препоручению её епископа. К числу исторических свидетельств, именующих Витона и Викентия доверенными от Рима, можно добавить и преемника Сильвестра, Юлия и епископа Римского, упоминающего о двух пресвитерах, уполномоченных от Рима на Соборе Никейском. Epist. ad Antioch § 16) Геласий Кизический был первым из утверждавших, что Осия был представителем епископа Римского. 18 еодор., И. Ц. кн. I гл. 6. Можно полагать, что, согласно с Евсевием, их было 250 при открытии собора; но что впоследствии число их возросло до 318, как утверждает Феодорит. Сократ, писавший по Евсевию, принял число указанное Феодоритом, изменив в этом случае текст Евсевия. Св. Афанасий присутствовавший на Соборе, употребляет иногда выражение: около трехсот, а в других местах говорит прямо, что епископов было 318. (См. С. Афанасия, Ист. к Инокам § 66; Аполог. пр. Ария §§ 23 – 25; Об опред. Ник. Соб. § 3 . Посл. к Афрос. § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Первоначально глава Александрийской общины, как и в др. местах, именовался просто епископом . Позже появляются почетные именования: «папа», впервые примененное, по-видимому, к Иракле в 1-й пол. III в. ( Dionys. Ep. ad Philem.//PL. 5. Col. 92; Eutych. Ann.//PG. 111. Col. 983, 993), «пастырь и господин» (Ποιμν κα Κριος), «отец отцов» (Πατρ Πατρων). Свт. Епифаний Кипрский называет свт. Петра Александрийского архиепископом (PG. 42. Col. 188); этим титулом широко пользуется свт. Афанасий Великий. Что же касается титула Патриарх , то он встречается впервые в источниках, относящихся к еще более позднему времени: Сократ Схоластик, рассказывая об упорядочении церковного устройства на II Всел. Соборе, говорит об установлении Патриархов, между к-рыми были поделены диоцезы Вост. Римской империи, в частности, Тимофей Александрийский получил Египет (Церк. ист. V 8). В ходе борьбы с мелитианским расколом определился статус епископов Александрии как предстоятелей Церкви всего Египетского диоцеза, канонически закрепленный (I Всел. 6). В течение IV - 1-й пол. V в. роль Александрийских архиепископов становится все более значительной. Свт. Афанасий, несмотря на периодические преследования, пользовался большим авторитетом у светских властей. Императоры поддерживали и Патриарха Феофила, а свт. Кирилл уже мог оказывать влияние на ход не только церковных, но и гос. дел: при нем «епископия Александрии получила власть сверх священнического чина управлять [государственными] делами» ( Сократ. Церк. ист. VII 7). Объем внецерковной власти главы АПЦ был весьма значителен, особенно увеличившись в правление имп. Юстиниана I. Патриарх располагал достаточной адм. властью для наведения порядка в городе и в конце концов получил полномочия, ранее принадлежавшие префекту Египта. Благодаря щедрым дарениям и собственным доходам Александрийский Патриархат обладал и экономической основой своего могущества. Церковь располагала торговыми кораблями для перевозки зерна и др. торговыми предприятиями. Патриарх Евлогий заказывал у папы Римского Григория Великого древесину для расширения «флота св.

http://pravenc.ru/text/82070.html

810 Антиох. соб. кан. 22 и сравн. толк. вальсамона на этот канон и соответствующие цитаты в этом толковании (Аф. Синт., III, 165). 817 Ср. Апост. постановления, кн. UII, гл. 20 (Pitra, I, 243); Феодорит, Церк. ист. 5, 23; Сократ, Церк. ист. 5, 15; Созомен, Церк. ист. 7, 15. В римско-католической церкви касательно рукоположения пресвитеров и низших членов клира, имеют значение те же постановления, что и в православной церкви (Walter, ed. cit. S. 472); для рукоположения же епископа, папа посылает особого епископа, который должен совершить рукоположение, при содействии еще двух епископов, но от этого (содействия двух епископов) не зависит действительность самого акта (Walter, S. 510). 820 Ант. соб. пр. 10, Анкир. 13 и толкование архим. Иоанна на этот последний канон (Курс церк. законов. I, 340–341). 821 О некоторых епископах-помощниках ( πιοκπων βοηθν) см. в Церк. истории Евсевия, VI, 11; VII, 72. 824 χων εχν γουμνον, πρεσβτερος ν, χειροτονε ναγνστην κα ποδικονον ν τ δ μον. Кан. 6 Никифора Испов. (Аф. Синт., ΙV, 422). 826 Так первый Всел. собор 8 каноном своим признал действительность рукоположения Новациана (Ср. 7 кан. II Всел. собора); Карфагенский собор 68 каноном признал рукоположение донатистов; VII Всел. собор признал тоже за иконоборцами. Об этих последних велись рассуждения на I заседании собора, и после продолжительного обсуждения предмета, на основании канонов и практики древней церкви, установлена на будущее время норма, как должно поступать с клиром, принадлежавшим ранее к какой-нибудь еретической секте. См. Harduin., IV, 39–75. 828 1Кор. 14и 35; 1Тим. 2и сл. Ср. 70 кан. Трул. Соб. Апост. постановления называют языческим обычаем священнослужение женщин: ε δ ν τος προλαβοσι διδσκειν ατας οκ πετρψαμεν, πς ερατεσαι ταταις παρ φσιν τις συγχωρσε; τοτο γρ τς τν λλνων θοτητος τ γνημα, θηλεαις θεας ερεας χειροτονεν, λλ’ ο τς το X ριστο διατξεως, кн. III, гл. 9 (Pitra, I, 234). Ср. Tertull., Do praescript. haeres.; c. 44; De bapt. o. 17; Epiphan. haeres. LXIX, c. 2, haer. LXXIX, c. 3, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

48 Сократ. Ц.Ист. кн. 3, гл. 25. Созомен . Ц. Ист. кн. 6, гл. 4. Сравн. Arnaldi Pontaci Castigationes et notae ad Hieronymianum Chronicon, edit. Migne Patrolog. Curs. Compl. tom. 27, Hieronymi 8, col. 1163–1165 49 Lib. de Synodis num. 79, – edit. Migne Patrolog. Curs. Compl. tom. 10, Hilarii 2, col. 531 et 532. 50 Впрочем, на этом соборе было в этом отношении небывалое прежде явление, – именно, скорописцы записывали прение Малхиона с Павлом; запись эту имел Евсевий. Смотр. Ц. И. кн. 7, гл. 29. Обыкновенно же вся письменная часть на соборах того времени ограничивалась изготовлением и подписью соборного послания. 51 S. Athanasii de Synodis Arimini et Selevcine celebratis num. 47 ad finem, – edit. monachorum S. Benedicti, Parisiis 1698 ann., tom. I, pars 2, pag. 761. 52 Ibidem num. 45, pag. 758 et 759. „А если бы можно было“, писал далее св. Афанасий, „иметь в руках послание, которое писано было отцами Антиихийского собора; то, думаю, нашлось бы много причнн, почему блаженные отцы вынуждены были писать так. Ibid. pag 761. 54 Adversus haereses, haeres. 73, num. 2–11, pag. 846–859 edit, lavdat, tom. 1; ef. Sozomeni Hist. Eccles. lib. IV, cap. 13. 55 Hilarii lib. de Synodis num. 81, conf. num. 12–26, – edit. Migne tom. 10, Hilarii 2, col. 534, col. 489– 500. 56 Edit. monachorum ord. s. Benedicti Parisiis 1839 ann., Opp. tom. 3, pag. 207, – S. Basilii Caesareae Archiep. epistola 52, num. 1. 59 Историческое учение об отцах церкви том I, стр. 147. Сравн. Евсевия Ц. Ист. кн. 7, гл. 30. «Из них Дионисий», пишутъ отцы Антиохийского Собора, «излагая послание в Антиохию, начальника заблуждения не удостоил и приветствия и писал не на его имя, а ко всей церкви“. 60 Advers. haeres., haeres. 70, num. 10, edit. Petavii 1682 ann. tom. I, pag. 822; conf haeres. 45, num. 2, pag. 389 et 390. 61 По крайней мере, пяти мест, которые из древнего сборника Апостольских Постановлений приводил св. Епифаний (haeres. 70, num. 10–12, tom. I, pag. 822–824), в сочинении, до нас дошнешем под этим именем, нет. Касательно этого подробности см. в примечаниях Дионисия Петавия на текст св. Епифанияо 70-йереси, – Орр. S. Epiphaniitom. 2, Animadversionumpag. 290–298.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

Наконец, почти все гностики пропагандировали свои идеи в песнях и гимнах, а Валентин даже писал псалмы (о чём свидетельствует Тертуллиан в трактате " О плоти Христа " , противопоставляя псалмы Давида и " псалмы отступника, еретика и платоника Валентина " гл. 20). Сирийский гностик Вардесан (†225), последователь Валентина, сочинил целый гностический Псалтирь, так что прп. Ефрем Сирин вынужден был противопоставить ему свой Псалтирь. Так, в борьбе с гностиками, кафолики начинают усиленно развивать свою гимнографию.   8. Гимнография Известно, что уже мч. Иустин Философ в противовес гностикам написал книгу гимнов, которую упоминает Евсевий в своей " Церковной истории " под названием " Лирник " или " Певец " . Др. церковные историки (Сократ, Никофор Каллист) передают предание об установлении антифонного пения в Церкви: " Игнатий, еп. Антиохии Сирийской, третий по порядку после ап. Петра (он был преемником Евода)... видел некогда ангелов, воспевавших Троицу попеременными песнями; и образ пения, виденный им, передал Антиохийской Церкви. Отсюда это предание перешло и к другим Церквам " (Сократ. " Ист. Церкви " , 6, 8). Но мы помним, что по свидетельству Плиния, вифинские христиане уже в 113 г. воспевали Бога " попеременно " , так что это, видимо, был общий обычай, естественно сложившийся. Антифоны в собственном смысле (т.е. песнопения, составленные из отрывков псалмов и исполняемые попеременно двумя хорами) появятся лишь в 4 веке в Западной Церкви благодаря свт. Амвросию Медиоланскому. Теперь о том, что сохранилось в Церкви до сих пор. По преданию, ок. 120 г. шестой папа Римский Сикст I ввёл в Евхаристический канон т.н. Серафимскую песнь: " Свят, свят, свят Господь Саваоф... " которая у нас до сих пор отделяет Префацию от Анамнесиса. В исторической литургике она именуется " Санктус " потому, что в конце 3 — начале 4 вв. была переведена на латынь и стала звучать: " Sanktus, sanktus, sanktus Dominus Deus Sabaoth... " Так это и звучит до сих пор. Далее 8-й папа Римский св. Телесфор (125-136) ввёл в употребление гимн " Слава в вышних Богу... " (лат.: " Gloria in excelsis Deo... " ). В начале его пели только в день Епифании (Богоявления). Но уже со времён 50-го папы Симмаха (498-514) он стал звучать во все воскресные и праздничные дни. Причём в древних латинских рукописях этот гимн называется: " himnus in die Dominiko ad matutinas " — гимн для Воскресной утрени. В православной Церкви это т.н. " Великое славословие " , которое до сих пор завершает Утреню. А в Католической Церкви его стали исполнять перед Литургией. Правда, св. папа Григорий Великий († 604) пытался ограничить его применение одной только архиерейской Литургией (см. его " Сакраментарий " ), но папа Стефан III († 772) возобновил обычай Симмаха. И сейчас католики поют его за каждой воскресной Мессой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010