Статус И. является одной из важнейших проблем в арабо-израильском конфликте. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 118 (29 нояб. 1948) при образовании евр. и араб. гос-в в Палестине предполагалось создать систему международного управления И. Однако план не был реализован, и И. был разделен на зап. (еврейскую; Израиль) и вост. (арабскую; Иордания) части, к-рые затем почти 20 лет развивались обособленно. В 1967 г. Израиль оккупировал Вост. И. вместе с остальными араб. территориями Палестины. В 1980 г. был принят Основной закон о статусе И. как «вечной и неделимой» столицы Израиля. В наст. время в зап. части И. располагаются резиденции Президента и Премьер-министра Израиля, кнессет, Верховный суд и др. гос. учреждения. Однако ни объединение И., ни его столичный статус официально не признаны большинством стран ООН (в т. ч. Россией). Дипломатические миссии почти всех стран мира, работающие в Израиле, находятся в Тель-Авиве. В совр. И. сосредоточено большое число церковных орг-ций и представительств мн. христ. Церквей и общин. Традиционно первенство во владении св. местами принадлежит Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ; Иерусалимскому Патриархату). Ее кафедральным собором является храм Гроба Господня , в котором Патриархату принадлежат основные престолы. Резиденция Иерусалимского Патриарха, совмещенная с мон-рем св. Константина и Елены, занимает квартал в Старом городе И. к западу от храма Гроба Господня. В Христианском квартале находятся муж. мон-ри св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Великого, женский - вмц. Екатерины; также ИПЦ принадлежат муж. мон-ри Успения Богородицы у горы Сион, «Мужи галилейские» (Viri galilaei) на Елеонской горе, св. Стефана в долине Кедрона, св. Симеона Богоприимца и св. Илии (оба в юж. части совр. И.), женские - святых Марфы и Марии в Вифании , св. Онуфрия ( Акелдама ). В Старом городе действует неск. небольших церквей; в долине Кедрона находится храм Гроба Богородицы. Представительство РПЦ в И., Русская духовная миссия (РДМ), владеет частью зданий Русского квартала, центром к-рого является Свято-Троицкий собор. Помимо этого на территории совр. И. РПЦ принадлежат жен. Горненский монастырь в Айн-Кареме . Во владении РПЦЗ находятся женские монастыри Елеонский Вознесенский и Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, Александровское подворье в Старом городе. Подворье в И. имеет Румынская Православная Церковь.

http://pravenc.ru/text/293782.html

части И. близ храма Гроба Господня. За районом закрепилось название «Патриарший квартал». Купцы из Амальфи, обосновавшиеся в И. в нач. XI в., построили к югу от храма Гроба Господня 2 мон-ря с приютами для паломников: между 1036 и 1070 гг.- мужской бенедиктинский с ц. св. Марии Латинской, ок. 1080 г.- женский с ц. св. Марии Магдалины (позже св. Марии Великой). Также ок. 1070 г. они основали приют с ц. св. Иоанна (Милостивого?) для больных паломников, также подчиненный бенедиктинцам; неясно, идентичен ли этот храм существующей по сей день в том же районе ц. Иоанна Предтечи. Т. о. к югу от храма Гроба Господня сформировался комплекс зданий госпиталя, ставшего важнейшим центром И. при крестоносцах, а позже получивший название Муристан (от персид. «маристан» - госпиталь). Тенденция разделения населения по этно-конфессиональным районам была общей для ближневост. городов X-XI вв. Она стала формой взаимной поддержки в общинах в условиях роста политической нестабильности и межобщинных столкновений ( Медников. 1897-1903. Т. 1-2; FEI. Vol. 4. P. 1099; Duri. 1990. P. 118; Hiyari. 1990. P. 132-134). Иерусалим в эпоху крестовых походов XI-XIII вв. Иерусалим в эпоху крестовых походов XI-XIII вв. Совр. план храма Гроба Господня В 1073 г. И. был взят войсками тюрок-сельджуков, после чего оставался объектом соперничества Фатимидов и различных сельджукских военачальников. В итоге в Палестине закрепился один из них, Артук бен Аль-Аксаб, вассал султана Тутуша, правившего Сирией. Недолгий период правления Артука и его сыновей (1079-1098) был отмечен процветанием И. и активизацией интеллектуальной и культурной жизни города. В 1098 г. в Палестину вторглись Фатимиды и восстановили свою власть над И. Однако они смогли удержать его менее года, до прихода в Св. землю войска крестоносцев ( Duri. P. 119-120; Hiyari. 1990. P. 135-137; FEI. Vol. 4. P. 1099; Медников. 1897-1903. Т. 1. С. 862-872). К. А. Панченко, С. В. Тарханова, Л. К. Масиель Санчес И. эпохи крестоносцев Крестоносцы появились под стенами И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Большинство таких архитектурных копий строили как погребальные церкви в раннероманскую (каролингскую) и романскую эпохи. Точные или произвольные копии храма Гроба Господня в Зап. Европе неизвестны до IX в. и остаются редкими до XI в. Древнейшая из церквей-копий Г. Г.- капелла св. Михаила в Фульде (ок. 820; перестроена в кон. XI в.), строившаяся как круглая в плане 8-колонная погребальная церковь-амбулаторий с криптой и коническим завершением, вмещавшая реликвии Синая и Вифлеема (Dalman, 1922). В 934-976 гг. еп. Конрадом в соборе г. Констанц была возведена Морицкапелле - круглое здание без амбулатория, с квадратной апсидой и моделью Кувуклии (Конрад трижды ходил в Иерусалим и погребен в своей капелле; совр. гробница - замена сооружения готического периода, ок. 1280). Еп. Майнверк (1009-1036) построил храм Гроба Господня в Падерборне (ок. 1036), для чего отправил в Иерусалим посланника, вернувшегося с рисунками и замерами для строительства (план капеллы выявлен в ходе раскопок: октагональная, без амбулатория, с 3 протяженными нишами - деталь, явно отвечавшая оригиналу). К погребальным относится и копия Г. Г. в Камбре, Франция (1036-1064). К храмам, основанным паломниками, принадлежит ц. в Нёви-Сен-Сепюлькр (деп. Эндр, Франция, сер. XI в., перестройка XII в.), сооруженная на пути к Сантьяго-де-Компостела. Храм был круглым в плане, с 11 колоннами и амбулаторием, с галереей и 3-нефным залом с юго-востока, имел копию Кувуклии (уничтожена в 1806) и др. реликвии. Построенные возвратившимися паломниками церкви, храмы по образу и подобию Г. Г. становились центрами притяжения для тех, кто не были в Иерусалиме: церковь паломника Петра Амьенского в Юи (Бельгия, ок. 1100); церкви в Камбре и Пьяченце были специально задуманы для тех, кто не могли пойти в Иерусалим. Посетившие Сан-Сеполькро в Милане (1036, переосвящен в 1099) получали 1/3 индульгенции за паломничество в Иерусалим; в 1085 г. индульгенция за паломничество в Санто-Сепулькро (Палера, Каталония) приравнивалась к иерусалимской.

http://pravenc.ru/text/168157.html

1099–1149 гг. связаны со строительной деятельностью крестоносцев и являются временем наиболее существенных изменений в архитектуре храма. В этот период сложилась основа его совр. облика. В июле 1099 г., когда крестоносцы вошли в Иерусалим, храм состоял из ротонды с конической крышей со световым отверстием-окулусом, с апсидами на сев., юж. и зап. сторонах и с новой капеллой к востоку. Восточнее находился атриум с 3 дополнительными капеллами и с Голгофой в его юго-вост. углу. Южнее ротонды располагались 3 новые капеллы, вход вел уже не с востока, как в визант. период, а с юга, через двор и портик. Зап. архитекторы приступили к перестройке не сразу: в 1106-1107 гг. игум. Даниил в «Хождении...» описал храм как круглый, а Голгофу как отдельное здание с мозаикой. В 30-х гг. XII в. Рорго Фретеллус также писал о круглой церкви с 4 входами, но отметил, что строительство нового храма идет «на восход солнца», там, где имп. Елена обрела Животворящий Крест. Раздельное обозначение святынь показано на ранних картах крестоносцев, и только карта из Камбре (не ранее сер. 60-х гг. XII в.) дает вид законченного храма с башней колокольни. План храма Гроба Господня после перестройки в XII в. Реконструкция План храма Гроба Господня после перестройки в XII в. Реконструкция Поскольку храм являлся центром паломничества, франки собрали в его проекте лучшее из накопленного в области устройства паломнических церквей в Европе XI-XII вв., особенно на путях из Франции к Сантьяго-де-Компостела. Соборы этой паломнической трассы (Сен-Мартен в Туре, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сент-Фуа в аббатстве Конк, Сен-Сернен в Тулузе) существенно отличались от обычных городских соборов романской эпохи. Они имели широкие боковые нефы, столь же широкий трансепт, амбулаторий с радиальными капеллами вокруг апсиды, дополнительные капеллы по вост. стене трансепта - это позволяло большому потоку паломников легко передвигаться в храме, давало свободный доступ в капеллы трансепта и амбулатория для служения месс и для поклонения святыням.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Образцами высокого градостроительного искусства являлись такие крупные монастырские и паломнические центры, как Калъат-Симъан в Сев. Сирии, включавший многоэтажные каменные дома, Абу-Мина в Египте, на территории к-рого помимо зданий были площади и улицы с колоннадами. Ансамбли церковных сооружений могли группироваться по оси запад-восток, вероятно воспроизводя планировку комплекса храма Гроба Господня, или примыкать друг к другу боковыми сторонами (оба варианта представлены в Герасе, IV-VI вв.), а также иными способами. Как и в древнюю эпоху, в ранний период архитектуры В. и. строились загородные виллы, о связи их архитектуры с природным ландшафтом известно из описания свт. Григория Нисского (посл. четв. IV в.) виллы Ванот на берегу р. Галис (совр. Кызылырмак, Турция), использовавшего термины античной эстетики. Остатки подобных комплексов сохранились также на севере Сирии и в Греции (мозаичный пол зала-триклиния с экседрой, Византийский музей в Фессалонике). Храм Гроба Госпдня в Иерусалиме. IV в. План-реконструкция Храм Гроба Госпдня в Иерусалиме. IV в. План-реконструкция Раннехрист. культура оказалась пронизанной античной традицией. Заимствование рим. архитектурных форм (в т. ч. буквальное) сопровождалось существенным изменением их сути и структуры в целом: был потерян тектонический смысл ордера, напр. колонны разных ордеров и размеров употреблялись в одном ряду ( Комеч. 1978. С. 215). Безразличие к строгой системе ордера было связано с изменением психологии строителей, со стремлением достичь принципиально новых ощущений в сакральном пространстве, обусловленных не активным движением, но созерцанием. Новые требования к художественным качествам пространства, где совершались христ. богослужения, исключали полную адаптацию или точное повторение античных образцов и вызывали необходимость создания иных типов монументальных сооружений (ср. Комеч. 1984. С. 576-577). Еще в III в. Рим являлся главным генератором пространственных, в т. ч. центричных, архитектурных идей, сводчатых и купольных решений. Однако базилики, построенные в этом городе имп. Константином I, определили основное развитие италийского зодчества на тысячелетия. В К-поле и др. центрах на востоке империи, где наряду с базиликальными структурами широко были распространены центрические, получили свое продолжение «прогрессивные традиции Италии» ( Ward Perkins. 1954. P. 88).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Свящ. Сергий Непеин. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в. Участвовал в «обозрении», составлении описей и фотофиксации церковных древностей в храмах Вологды (в 1897 - Николая Чудотворца Золотокрестенского, Иоанна Богослова, арх. Михаила), Вологодского у. (в 1897 - арх. Михаила на Верхвологодском погосте (между совр. деревнями Смыково и Сергеево Вологодского р-на), Воскресения Христова в Ракуле (в совр. с. Молочном, близ Вологды)). Осуществил ряд самостоятельных поездок для осмотра, описания и фотофиксации церковных древностей в храмах Вологодского у. (ныне Вологодского р-на): в 1897 г.- Димитрия Солунского (в совр. дер. Широгорье) и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (в совр. дер. Коренево); летом 1904 г.- Василия Великого на Едке (южнее совр. дер. Кулемесово), Воскресения Христова Подкубенском (близ совр. с. Кубенского), прор. Илии, а также Св. Троицы и Иоанна Милостивого Кубенских (в совр. с. Кубенском), Николая Чудотворца Харитоновском (ныне урочище Погост Харитоново в Кубенском сельском поселении), Успения Пресв. Богородицы (в совр. пос. Песочное), Покрова Пресв. Богородицы на Пучке (в совр. дер. Покровское), Николая Чудотворца (в совр. дер. Никулинское), Иоанна Богослова на М. Ельме (в совр. дер. Поповка), арх. Михаила на Б. Ельме (в совр. дер. Коробово), Покрова Пресв. Богородицы Сямском (в совр. дер. Горка Покровская), Николая Чудотворца (в совр. дер. Фалелеево) и Димитрия Солунского (в совр. дер. Минино) Карачевских, Рождества Пресв. Богородицы Ватлановском (северо-западнее совр. дер. Субачево), Димитрия Солунского Исаевском (в совр. дер. Бильково), Георгия Победоносца Суетинском (в окрестностях совр. дер. Бабик), Иоанна Богослова (в совр. дер. Богослово), Николая Чудотворца Перебатинском (урочище Перебатино близ совр. дер. Андроново), Преображения Господня в Шухтове (юго-западнее совр. дер. Трухино), Николая Чудотворца (в совр. дер. Ламаниха), Рождества Христова Верхвологодском (в совр. с. Погост Рождество) и арх. Михаила Верхвологодском); летом 1902 г. в церквах Тотьмы, Тотемского у. (ныне территория Междуреченского р-на): Рождества Пресв. Богородицы Шейбухтской (в совр. пос. Пионерский), Успения Пресв. Богородицы Шуйской (располагалась на левом берегу р. Сухоны, напротив с. Шуйского) и Грязовецкого у. (ныне также территория Междуреченского р-на) Воскресения Господня (северо-восточнее совр. дер. Подгорново) и Николая Чудотворца (в совр. с. Святогорье) Святогорских, Николая Чудотворца Старосельской (в совр. дер. Старое), прор. Илии Ямщиковской (в совр. с. Спас-Ямщики).

http://pravenc.ru/text/2565040.html

XVI в.), во имя св. Иоанна Кущника (в с. Перемиль совр. Гороховского р-на; основан в нач. XVI в.), Волославский Онуфриевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1550), Васильевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1558), Дубищенский Введенский (мужской, в совр. пос. Дубище Рожищенского р-на; упразднен в сер. XVI в.), Чернчицкий Преображенский (женский, в с. Чернчицы, ныне в черте Луцка; упом. с 1566, упразднен в нач. XVIII в.), Гороховский Замковый (в г. Горохов; упом. с 1571, упразднен в кон. XVI в.), Ильинский (мужской, во Владимире-Волынском; основан до 1579, разорен униатами в 1596), Любченский скит (в с. Любче совр. Рожищенского р-на; известен с 1581), Чарторыйский (Осницкий) Троицкий (мужской, близ совр. с. М. Осница Маневичского р-на; упом. в 1582), Старо-Порицкий (в с. Ст. Порицк совр. Иваничевского р-на; упом. с 1590), Ватинецкий скит (близ с. Ватинец совр. Гороховского р-на; упом. с 1593), Порванецкий скит (близ с. Пирванче совр. Гороховского р-на; существовал до 1596), Вербский Троицкий (мужской, близ совр. с. Вербка Ковельского р-на; упом. со 2-й пол. XVI в., время упразднения неизвестно), Любомльский Ильинский (в г. Любомль; упом. в XVI-XVII вв.), Новодворский Михайловский (в с. Нов. Двор совр. Турийского р-на; упом. в XVI-XVII вв.), Четвертинский Преображенский (мужской, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан ок. 1600, в XVIII в. обращен в униатский, в 1793 возвращен в Православие и упразднен), Липненский Хребтищенский скит (в урочище Хребтище близ совр. с. Липно Киверцовского р-на; известен с 1603), Турийский Евстафиевский (в пос. Турийск; упом. с 1609), Четвертинский Успенский (женский, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан в 1618, к 1703 обращен в униатский), Жидичинский Свято-Духов (женский, в совр. с. Жидычин Киверцовского р-на; основан в нач. XVII в., разорен униатами в 1621), луцкий Братский Крестовоздвиженский (мужской, в Луцке; основан в 1624, с 1720 униатский, упразднен в 1797), Михаило-Архангельский (в Луцке, упом. в 1619-1644), Туминский Крестовоздвиженский (в урочище Тумин (Тумино) Луцкого у., близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Подгородище совр. Перемышлянского р-на; упом. в 1509, с 1720 униатский), Дережичский Благовещенский (мужской, в с. Монастырь-Дережичский совр. Дрогобычского р-на; основан в 1531, с 1739 униатский), Смольницкий Богородице-Рождественский (женский, в с. Смольница совр. Старосамборского р-на; упом. с 1543, с 1691 униатский), Башевский (Нагуевичский) Николаевский (мужской, в с. Нагуевичи (ранее Башево) Дрогобычского р-на; упом. с 1544, упразднен до кон. XVII в.), Добротворский Успенский (мужской, в совр. пос. Добротвор Каменка-Бугского р-на; основан в 1549, с 1676 униатский), Уневский Преображенский (женский, в урочище Чернеча-Гора близ совр. с. Унев Перемышлянского р-на; упом. с 1557, с 1700 униатский), Каменка-Струмиловский Благовещенский (женский, в г. Каменка-Струмилова, ныне Каменка-Бугская; упом. с 1565, с 1700 униатский), Быбельский Крестовоздвиженский (мужской, в совр. с. Быбло Старосамборского р-на; упом. с 1580, упразднен до кон. XVII в.), Словитский Крестовоздвиженский (женский, с. Словита Золочевского р-на; упом. с 1581, с 1700 униатский), Успенский (мужской, в г. Белз; упом. в 1590), Екатерининский (женский, в Краковском предместье Львова; упом. в кон. XVI в.), Великобелинский Успенский (мужской, в с. Вел. Белина совр. Самборского р-на; упом. с 1608, православный до 1743), Спасский Преображенский (мужской, в с. Спас совр. Старосамборского р-на; упом. с 1612, с 1692 униатский), Добрянский Вознесенский (мужской, в с. Добряны совр. Стрыйского р-на; упом. с 1616, с 1700 униатский), Словитский Преображенский (мужской, в с. Словита совр. Золочевского р-на; основан в 1616, с 1700 униатский), Топольницкий Троицкий (мужской, с. Топольница совр. Старосамборского р-на; основан в 1616, с 1739 униатский), Городищенский Благовещенский (мужской, в с. Городище совр. Сокальского р-на; упом. с 1620, с 1652 униатский), Ясеновский Крестовоздвиженский (мужской, в с. Ясенов совр. Бродовского р-на; основан в 1620, с 1700 униатский), Георгиевский (женский, в г. Яворов; упом. с 1621, с 1692 униатский), Грушевский Троицкий (мужской, в с.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Такая ситуация сохранялась до 80-х гг. XVII в. С воцарением Феодора Алексеевича к Н. В. м. были приписаны 19 муж. мон-рей в 15 уездах: Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Волоцком у., Никольский Пятницкий мон-рь в Дмитровском у. (совр. дер. Пятница Солнечногорского р-на Московской обл.), Покровская Сосновская пуст. в Зарайском у. (совр. с. Сосновка городского округа Озёры Московской обл.), Троицкая Старокадомская пуст. в Темниковском у. (совр. с. Ст. Кадом Кадомского р-на Рязанской обл.), Тихонов Карачевский в честь Воскресения Христова мужской монастырь , Зосимова Сестринская (Успенская Изосимова) Клинская пуст. в Клинском у. (совр. урочище Изосименье близ дер. Степаньково Лотошинского р-на Московской обл.), Курмышский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь (ныне с. Курмыш Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь , Успенский Боровенский мон-рь (Ферапонтова пуст.) в Мещовском у. (совр. с. Боровенск Мосальского р-на Калужской обл.), Никольская Бутылицкая пуст. в Муромском у. (совр. с. Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.), Симеоновский монастырь в Ряжском у. (совр. с. Семион Кораблинского р-на Рязанской обл.), Нищевский Покровский мон-рь в Рязанском у. близ с. Белоомут (совр. рабочий пос. Белоомут городского окр. Луховицы Московской обл.), Жерновский Никитский мон-рь в Рязанском у. (совр. с. Жерновище Спасского р-на Рязанской обл.), Успенский Введенский Астраганский (Строганский) мон-рь в Тверском у. (ныне территория затоплена Иваньковским водохранилищем), Дудин Николаевский мон-рь в Тверском у. (совр. дер. Дудино Калининского р-на Тверской обл.), Савватиева пуст. в Тверском у. (близ совр. дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), тверской Феодоровский мон-рь (в черте г. Твери), Кирилло-Афанасиевский мон-рь в Угличском у. близ г. Мологи (ныне территория затоплена Рыбинским водохранилищем), Успенская Андрианова пуст. в Шацком у. (совр. с. Пустынь Касимовского р-на Рязанской обл.).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

с. Копылье Маневичского р-на; основан в 1635, с 1690 униатский, упразднен в XIX в.), Троицкий (в Луцке; упом. в 1635-1637), Белостокский Свято-Духов (Крестовоздвиженский; мужской, в совр. с. Белосток Луцкого р-на; основан ок. 1636, упразднен после 1710), Туропинский Крестовоздвиженский (женский, в с. Туропин совр. Турийского р-на; упом. с 1641), Попово-Млинский Николаевский (женский, в бывш. с. Попов Млин, ныне территория Турийского р-на; основан в 1646), Могилинский Богородице-Рождественский (женский, в с. Могильно (совр. Жовтневое Владимир-Волынского р-на); основан в 1-й пол. XVII в., к 1670 униатский, упразднен в 1836, существовал как скит в нач. 20-х гг. XX в. и в 1942-1944), Филоновский Свято-Филимоновский скит (в бывш. мест. Филонов близ совр. с. Качин Камень-Каширского р-на; основан в 1651), Поддубецкий Богородице-Рождественский (мужской, в совр. с Поддубцы Луцкого р-на; время основания неизвестно, прекратил существование в XVII в.), Базарский Цеговский (в урочище Базары близ с. Цегов совр. Гороховского р-на; упом. в XVII-XVIII вв.), Верховский Михайловский (в с. Верхи совр. Камень-Каширского р-на; упом. в XVII-XVIII вв.), Гончебродский (женский, с. Гончий Брод совр. Ковельского р-на; упом. в XVII-XVIII вв.), Дроздненский Михайловский (в с. Дроздни совр. Ковельского р-на; упом. в XVII-XVIII вв.), Лищанский Онуфриевский (в с. Лища, ныне Криничное Маневичского р-на; упом. в XVII-XVIII вв.), Погинский Богородице-Рождественский (в с. Погиньки совр. Ковельского р-на; упом. в XVII-XVIII вв.), Старолитовский (в с. Литва Луцкого повета; упом. в XVII-XVIII вв.), Староставский Дашковский (в урочище Дашков близ совр. с. Старостав Гороховского р-на; упом. в XVII-XVIII вв.), Христорождественский (мужской, во Владимире-Волынском; основан в сер. XVIII в. как иезуитский, после 1773 передан униатам, с 1839/40 православный, в 1921 передан католикам, впосл. закрыт, ныне принадлежит УПЦ КП). Ист.: Каманин И. Состояние церквей г. Луцка и имений Луцкой епископии в 1607 г.//СИЮЗР. 1916.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010