план церкви, правильный 8-гранник, по мысли архитектора, напоминал корону, посвященную Пречистой Деве. Уникальный облик здания создают гигантские волюты, соединяющие купол и основной объем и активно выдающиеся вперед. Базилика гармонично сочетается с окружающими зданиями (таможней, семинарией Сомаски (ныне Патриаршая семинария), готической ц. св. Григория) и одновременно неповторима в барочном зодчестве. стиль барокко господствовал и в скульптуре В., в творчестве Дж. дель Моро, Дж. Кампаньи, К. Молли (главный алтарь ц. Санти-Джованни э Паоло, ок. 1650). Искусство В. XVIII в. живет прошлым, большее значение приобретает живопись, в т. ч. монументальная, напр. в творчестве Тьеполо (росписи палаццо Лабиа, ок. 1750), а также жанр портрета (Р. Каррьера), бытовой картины (П. Лонги) и ведуты (городского пейзажа), прославленной А. Каналетто, Ф. Гварди, работы к-рых пользовались спросом у туристов и повлияли на европ. школы пейзажа, в т. ч. на русскую, напр. на творчество Ф. Я. Алексеева (2-я пол. XVIII в.). Древние памятники архитектуры В. стали предметом любования и воспроизведения в работах рус. пейзажистов эпохи романтизма, напр. братьев Н. и Г. Чернецовых (1-я пол. XIX в.), А. Н. Мордвинова (50-е гг. XIX в.) и др. Искусство В. XIX в. провинциально, но в Европе растет интерес к ее истории и художественным сокровищам, особенно после публикации в 1853 г. 3-томного труда «Камни Венеции» (Stones of Venice) англ. критика Дж. Рёскина, положившего начало жанру эссе в совр. искусствознании. Путешествия в В. оказывали влияние на рус. художников 2-й пол. XIX в. (М. А. Врубеля, В. И. Сурикова), а также рус. критиков и искусствоведов (П. П. Перцова, П. П. Муратова, посвятившего В. отдельные главы эссе «Образы Италии», опубл. в 1911-1912). В XX в. город становится одним из излюбленных центров туризма, различных выставок и фестивалей. Лит.: Ruskin J. The stones of Venice: In 3 vol. L., 1851-1853. N. Y., 1985; Soranzo G. Bibliografia veneziana. Venezia, 1885. Bologna, 1968; Перцов П. П.

http://pravenc.ru/text/150247.html

в Джанаваре (V-VI вв.) близ Варны или по сторонам алтаря, тогда композиция храмов напоминала базилику 32 в Бинбир-килисе (М. Азия), базилику в Ереруйке (Армения) ( Чанева-Дечевска. С. 99, 176). 8 церквей VI в. в Царичин-Граде демонстрируют связь со столичной традицией: использование пропилеев, атриума, нартекса, 3-гранных апсид, обычной для Фессалоники техники кирпичной кладки. Мн. резные детали балканских храмов являются интерпретацией к-польских или фессалоникийских образцов. Руины Эленской базилики у Пирдопа. V-VI вв. Руины Эленской базилики у Пирдопа. V-VI вв. Своеобразная школа визант. архитектуры, связанная с рим. традицией, развивалась в Сев. Африке, где кроме стандартных (укороченных) базилик часто встречаются огромные 7- и 9-нефные постройки: в Типасе, в Алжире (сер. V в.), базилика комплекса Дамус аль-Карита в Тунисе (IV в.) с полукруглым атриумом почти в середине. Хоры над боковыми нефами, парапеты в интерколумниях, отделяющие боковые нефы от центрального, возникли под влиянием к-польской архитектуры (V в.; Тебесса, Алжир). В Египте при имп. Зиноне стал распространяться стиль Эгейского побережья после возведения мон-ря Абу-Мина (490), в к-ром Большая базилика (66,5 ´ 50 м) принадлежит крестово-трансептному типу и, подобно др. сооружениям этого типа, считается копией ц. св. Апостолов в К-поле. Из Александрии , города, находящегося под влиянием столицы, этот стиль проник на запад, в обл. Киренаику (территория совр. Ливии), где появились похожие церковные постройки в Аполлонии (ныне близ г. Эль-Байда), а также на юг, в Ср. и В. Египет, где распространение получили базилики, имевшие трансепт с 3 экседрами либо алтарь с 3 конхами. Такая форма алтаря появилась сначала в 401-402 гг. в церкви около погребения св. Феликса в Ноле, близ Неаполя, и затем в Средиземноморье; подобного типа алтарь был в ц. Белого, или еп. Шенуте, мон-ря (ок. 440, близ г. Сохаг). Архитектура в районах Палестины и Иордании, начатая храмоздательством имп. Константина Великого, формировалась под влиянием искусства эгейского мира и К-поля, а также монастырских и сельских церквей соседней Сирии. Строительство важнейших храмов в этом регионе по-прежнему проводилось под покровительством имп. власти, напр. из К-поля имп. Евдокией в 401 г. был прислан крестообразный план церкви в Газе и 32 колонны зеленого греч. мрамора ( Mango. 1976. P. 27), при ее же участии была построена базилика св. Стефана в Иерусалиме (437-460), повторившая тип церкви Студийского мон-ря с колонным нартексом и атрием, колоннадами, разделяющими нефы, апсидой с внешней граненой формой.

http://pravenc.ru/text/383977.html

К этому времени истек срок перемирия, заключенного в 1204 г. между айюбидским султаном Египта аль-Маликом аль-Адилем Сейф ад-Дином и иерусалимским кор. Амори II Лузиньяном. В июле 1212 г. И. Б. удалось заключить с аль-Адилем новое перемирие сроком на 6 лет и удержать рыцарей ордена тамплиеров от возобновления войны. В кон. 1212 г., вскоре после рождения дочери Изабеллы, Мария Монферратская умерла, и бароны Иерусалимского королевства согласились назначить И. Б. регентом при дочери, отвергнув претензии кипрского кор. Гуго де Лузиньяна. Впосл. И. Б. сблизился с правителем Киликийской Армении Левоном II и в 1214 г. вступил в брак с его дочерью. Хотя аль-Адиль не стремился к возобновлению войны, конфликт между крестоносцами и егип. султаном был неизбежен, поскольку Иерусалим оставался в руках Айюбидов. Папа Римский Иннокентий III (1198-1216) и его преемник Гонорий III (1216-1227) способствовали подготовке 5-го крестового похода (1217-1221). Он был провозглашен на Латеранском IV Соборе (1215), в работе к-рого принял участие и И. Б. Прибывшие первыми войска венг. кор. Андраша II Арпада и австр. герц. Леопольда VI осенью 1217 г. безуспешно осаждали крепость на горе Фавор, незадолго до этого выстроенную аль-Адилем для контроля над Галилеей и Самарией. Укрепив защищавшие Иерусалимское королевство Цезарею (Кесарию Палестинскую) и Шато-де-Пелерен (близ совр. Атлита, Израиль), И. Б. решил перенести военные действия на территорию Египта, чтобы захватить Дамиетту (Думьят) в устье Нила и затем обменять этот важнейший порт на Иерусалим. В экспедиции принял участие Жак де Витри , один из главных проповедников 5-го крестового похода. В 1218 г. крестоносцы высадились в Египте и осадили Дамиетту. После смерти аль-Адиля (31 авг. 1218) его сыновья Малик аль-Камиль Наср ад-Дин (1218-1238) в Египте и Малик аль-Муадзам (1218-1227) в Сирии попытались переломить ход войны. Но ни набег аль-Муадзама на Цезарею, ни атака аль-Камиля лагеря крестоносцев возле Дамиетты, свидетелем к-рой был католич. св. Франциск Ассизский , не принесли решающего успеха. План И. Б. по возвращению столицы Иерусалимского королевства едва не осуществился, когда аль-Камиль предложил уступить крестоносцам Иерусалим в обмен на снятие осады с Дамиетты; в 1219 г. аль-Муадзам даже приказал срыть укрепления Иерусалима, готовясь к возможной сдаче города (см.: Boas A. J. Jerusalem in the Time of the Crusades. L.; N. Y., 2001. P. 45). Соглашению помешал папский легат кард. Пелагий, еп. Альбы, настаивавший на продолжении осады в расчете на прибытие имп. Фридриха II с новым войском.

http://pravenc.ru/text/469840.html

«Диалектика» предваряется посланием, адресованным сводному брату И. Д. св. Косме, еп. Маюмскому, в котором автор помимо прочего излагает план всей трилогии. Речь идет о трехчастной программе, предполагающей, во-первых, изложение того, «что есть самого лучшего у эллинских мудрецов», т. е. у греч. философов; во-вторых, описание истории и содержания «вздорных учений», т. е. ересей; и, в-третьих, «раскрытие истины», т. е. изложение правосл. учения. Именно такой программе следуют совр. издания и переводы «Источника знания». В рукописной традиции эта программа засвидетельствована слабо: полностью она осуществлена только в одной из рукописей; в тех случаях, когда все 3 трактата объединяются в сборник, они, как правило, располагаются в ином порядке; имеются рукописи, содержащие только 2 из 3 трактатов (см.: Kotter. 1969-1988. Bd. 4. S. 3). Т. о., остается неизвестным, является ли осуществление плана, заявленного И. Д. в послании к свт. Косме Маюмскому, делом самого автора или же это творчество позднейшего переписчика. Сочинение сохранилось в 2 редакциях: в первоначальной краткой (50 глав) и в созданной на ее основе пространной (67 или 68 глав),- к-рые различаются не только количеством глав, но и разделением текста по главам и порядком их следования. Обе редакции принадлежат самому И. Д. ( Richter. 1964. S. 55, 232-235, 274 sqq.). В рукописной традиции известны смешанные варианты, а также соединение «Диалектики» с «Точным изложением православной веры» со сплошной нумерацией глав. По всей вероятности, именно о таком тексте упоминается в древнейшем свидетельстве о «Диалектике» - в полемическом трактате монофизитского патриарха Илии (706-728), где автор, приводя по-сирийски выдержки из «Диалектики», утверждает, что цитирует сочинение И. Д. «150 глав» (см.: Van Roey. 1944): такое количество глав могло дать соединение краткой редакции «Диалектики» и «Точного изложения православной веры». Рукописная традиция греч. текста «Диалектики» обширна (см.: Kotter. 1959. S. 6-92). Важными свидетельствами являются также цитаты в сочинениях др. авторов и древние переводы на сир. (VIII в., только 4 выдержки; см.: Van Roey. 1944), араб. (X в.), арм. (X в.), груз. (XI в.) и древнеболг. (ок. 1073) языки (см.: Kotter. 1969-1988. Bd. 1. S. 38-39).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

«Хозяин» не скупится. Игра стоит свеч, но и риск тоже велик: даже в случае вполне успешного выполнения задания, выполнивший его специалист может «исчезнуть». Но отказ от работы невозможен, в этом случае «исчезновение» неизбежно. Ограниченный, тупой Шигалев, едва вылезший из пеленок наивного нигилизма, мечтал лишь кустарно рубить головы. Жалкий идиот! Рубить умел и Калигула. А вот переделать, перестроить, полностью видоизменить сотни миллионов голов, вырвать из них с корнем извечное стремление человека к свободному мышлению и заменить его комплексом необходимых для работника гомункулуса условных рефлексов. Вот это – задача, достойная величия мировой миссии коммунизма! Пропаганда, террор, голод, полуголод, принудительный отупляющий труд, перманентная безвыходная нищета – все это лишь средства производства, инструменты. Но дли этой грандиозной операции нужен точный, проверенный во всех деталях, строго научный план, а для выработки такого плана работы академика Павлова были сущим кладом. Можно ли было говорить о каких-то причудах гениального старика? «Возрождение», Париж, март-апрель 1950 г. с. 120–135. См. об этом конгрессе (в действительности, 3-м Всесоюзном съезде геологов) также в нашем сборнике очерк «Сверх-Обер-Хам». Иван Михайлович Губкин (1871–1939) – академик АН СССР (с 1929 г.), вице-президент АН СССР (с 1936 г.), председатель филиала АН Азербайджана (с 1937 г.). Это рай для геологов (нем.). Самед Ага Агамалы оглы (1867–1930) – председатель ЦИК Азербайджана в 1922—1929 гг. Александр Эдуардович Шмидт (1871–1939) – востоковед и арабист; погиб, находясь под арестом в Ташкенте. Василий Владимирович Бартольд (1869–1930) – востоковед, арабист и тюрколог. Михаил Евгеньевич Массон (1897–1986) – археолог, историк-востоковед. Василий Лаврентьевич Вяткин (1869–1932) – археолог, историк-востоковед. Александр Борисович Вревский, барон (1834–1910) – туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа. Автор спутал городище Афросиаб (ныне – на территории Самарканда, совр.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Г. Борнкам указывал на такую особенность богословия евангелиста Матфея, как «своеобразное сочетание… эсхатологического ожидания и идеи Церкви» ( Bornkamm. 1965. S. 13). Этой идеей определены, по мнению Борнкама, композиция и основное содержание Н. п. (Ibid. S. 14): центральной становится тема новой праведности, к-рая должна отличать «учеников от фарисеев и стать критерием, по которому сами члены Церкви будут судимы грядущим Судией» (Ibid. S. 21). Г. Барт подчеркивал, что Матфей понимает закон не отделенным от иудаизма: консервативная община, для которой евангелист создает свой текст, «придерживается неизменной значимости закона» ( Barth G. 1965. S. 60), а сам Матфей борется в этом смысле с 2 противниками - с антиномистами (Ibid. S. 69) и с раввинами (Ibid. S. 70). Вопрос о редактировании материалов проповеди на досиноптическом этапе их передачи ставится в ряде последних работ по истории редакции Н. п. Штрекер ( Strecker. 1971), признавший, что заповеди блаженства Н. п. подверглись редакции еще до их использования евангелистом Матфеем, распространил этот тезис на др. тексты Н. п. ( Idem. 1984). Точно так же У. Луц в 1-м томе комментария на Евангелие от Матфея ( Luz. 1985. S. 56-59) проводит различие между редакциями Н. п.- доматфеевой и самого евангелиста. Критики отмечают: для обеих работ характерно то, что они не показывают во всех случаях с точностью, когда, почему и как можно идентифицировать черты редакций ( Betz. 1995). Большинство совр. ученых считают, что источник Q содержал раннюю форму проповеди, идентичную или почти идентичную Рр Луки. Н. п. евангелиста Матфея рассматривается как результат редакции и расширения материала проповеди из Q, для чего он использовал свои традиции. В этом особом материале есть признаки доматфеевой редакции и собрания (напр., «блаженства» или антитезы). Согласно Бецу, тексты Н. п. и Рр являются результатом существенно отличающихся друг от друга переработок во многом одного и того же материала (его составляют заповеди блаженства, толкование заповеди о любви, золотое правило, речения о суде, притчи о добром и о худом дереве и о 2 домостроителях), отдельные элементы которого расположены примерно в одинаковом порядке. Однако различия между обеими проповедями невозможно объяснить как изменения, возникшие вслед. редакционного превращения одной проповеди в другую, путем расширения (Н. п.) либо путем сокращения (Рр). Невозможно также объяснить все сходства и различия между проповедями как результат редакционной работы авторов Евангелий от Матфея и от Луки. Оба текста представляют собой независимые переработки общего материала. То, что объединяет Н. п. и Рр,- материал, к-рый они используют, общий композиционный план, к-рому они следуют, и функцию, к-рую они имеют в виду,- такая работа могла быть проведена досиноптическими редакторами ( Betz. 1995. P. 43-44).

http://pravenc.ru/text/2564590.html

2010. С. 53). В отличие от утвердившейся реформатской позиции Барт настаивает на действительности искупительного деяния Сына Божия для всего человечества ( Barth. KD. Bd. 4/1 S. 98). Трем проявлениям богочеловеческого служения Искупителя - священническому (munus sacerdotale), царскому (munus regale) и пророческому (munus propheticum) - Барт приводит в соответствие оправдание (Rechtfertigung) человека через рабское самоуничижение и послушание Господа (der Herr als Knecht), освящение (Heiligung) вследствие возвеличения человека до господского достоинства (der Knecht als Herr) и призвание (Berufung) грешников через истинное свидетельство и обетование (Jesus Christus, der wahrhaftige Zeuge). В рамках своей программы по демифологизации новозаветного провозвестия Р. Бультман отказывается от традиц. форм толкования И., как затемняющих суть христ. керигмы мифологем и предлагает взамен этого подход, основанный на методе экзистенциальной герменевтики. В его понимании Крест и Воскресение являются искупительными событиями не сами по себе, не «объективно», а становятся таковыми лишь в глазах человека, уверовавшего в провозглашенное Христом оправдание. При этом на первый план выдвигается проповедь Христа: наполненная высоким этическим содержанием, она освобождает от греха как власти стихийных влечений, экзистенциального страха, самозамкнутости и раздвоенности субъекта ( Bultmann. 1984. S. 242-258). Т. о., новозаветная керигма как парадоксально вынесенный Богом эсхатологический вердикт об осуществленном уже в настоящем оправдании (Ibid. S. 276) становится у Бультмана основным моментом И. как такового ( Schmithals. 1981. S. 392). Совр. лютеран. богослов В. Панненберг особо подчеркивает историчность искупительного деяния Христа и связанную с этим его человеческую составляющую. При этом историческая фигура Иисуса из Назарета, Его земная жизнь, распятие и воскресение становятся не только исполнением мессианских чаяний Израиля, но и получают универсальное искупительное измерение благодаря особенности Его Личности: «Сын Отца Небесного, Который есть Творец и Отец всех людей, явился в лице Иисуса ради спасения мира» ( Pannenberg. 1991. S. 441). Дела и провозвестие Христа как историческое событие, Субъектом которого является Сам Бог, закладывают основу радикальных перемен - наступление Царства Божия, примирение и начало новой жизни в единстве и общении Бога с людьми и людей между собой. Исходя из этого, Панненберг настаивает на принципиальном различении взаимосвязанных понятий «искупление» (Sühne) и «примирение» (Versöhnung): однажды произошедшее в историческом прошлом искупительное событие Креста и смерти Христа (Sühnegeschehen) есть самовластное деяние Бога; оно служит в свою очередь «объективной» основой последующего примирения, непременным моментом которого является также усвоение (Zueignung und Aneignung) плодов И. и, т. о., взаимность (Gegenseitigkeit) со стороны человека (Ibid. S. 474).

http://pravenc.ru/text/674968.html

О необходимости реформы заговорили уже в первые десятилетия XIX в.: помимо брошюр, написанных духовными лицами, следует упомянуть «Доклад о реформе церковной музыки» (Rapporto intorno alla Riforma della Musica Sacra, 1838/39) композитора Гаспаре Спонтини (1774-1851). Для искоренения злоупотреблений в докладе предлагалось ввести значительные штрафы. В тексте приводятся характеристики, которыми должно обладать хорошее церковное сочинение, предлагается создать специализированную муз. библиотеку и особый план обучения малолетних певчих полифонии. Несмотря на поддержку папы, инициатива Спонтини не имела продолжения. Г. Спонтини. Гравюра. XIX в. Г. Спонтини. Гравюра. XIX в. В те же годы засвидетельствована новая волна интереса к полифонической традиции. В Риме, где Сикстинская капелла продолжала петь старинный репертуар, хотя и в спорной манере, подвергавшейся критике мн. современниками, Джузеппе Баини (1775-1844), композитор и администратор (camerlengo) коллегии папских певцов, занимался изданием полного собрания сочинений Палестрины, способствовал исполнению его сочинений и опубликовал его биографию. Аббат Фортунато Сантини (1778-1862) сделал транскрипции в виде совр. партитуры мн. сочинений, хранившихся в рим. архивах. Его коллекцией пользовались разные музыканты и музыковеды; впосл. ее приобрел Мюнстерский архиепископ (в наст. время она находится в Германии). Аббат-кальмадунец Пьетро Альфьери (1801-1863) осуществил издание лучших собраний церковной музыки. Мирянин Луиджи Фердинандо Казамората (1807-1881) опубликовал в муз. журналах статьи, посвященные проблеме соответствия церковной музыки требованиям богослужения в пику музыкантам, которые «вместо того чтобы положить на музыку священный текст, используют священный текст для создания музыки». Пресв. Джованни Баттиста Кандотти (1809-1876), открыв для себя ренессансную полифонию, отказался от общераспространенного театрального стиля и писал композиции в новом стиле, опираясь на ренессансные традиции. Миланский пресв. Гуэррино Амелли (1848-1933; впосл.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Дороманская архитектура. Постройки VII-X вв., условно объединяемые под термином «дороманские», составляют наименее изученный период архитектуры И., от к-рого сохранилось мало памятников, часто с сомнительными датировками. Все это не позволяет пока делать выводы или давать точные характеристики архитектуре этого времени. В историографии архитектуры отдельных регионов и периодов рассматриваемой эпохи иногда применяются термины «лангобардская» и «каролингская» архитектура, к-рые при ближайшем рассмотрении оказываются лишенными конкретного архитектурного содержания и обозначают лишь политическую принадлежность территории либо заказчика. В собственно архитектурном отношении это эпоха упадка, отличающаяся как от последней, христ. фазы развития архитектуры имп. Рима, так и от эпохи романики, начавшейся по всей Сев. Италии ок. 1000 г., а на юге постепенно вытеснившей визант. традицию на протяжении XI в. Среди общих тенденций наиболее очевидна одна: все большее обособление архитектурных традиций Рима, Сев. Италии и разных школ Юж. Италии. Также очевидны постепенное размывание раннехрист. типологии и активные поиски новой образности, происходящие на фоне резкого спада строительства и огрубления строительной техники. 1. Архитектура Рима в данный период имеет больше сходства с предшествующими и последующими постройками города, чем с совр. им постройками в других частях И. В целом с 40-х гг. VII в. и на протяжении почти 400 лет в городе возводилось очень мало зданий. Почти все известные сооружения относятся к периоду между 750 и 850 гг., причем большинство из них появилось в понтификаты Льва III (795-816) и Пасхалия I (817-824). Типология зданий неизменна - 3-нефные базилики. Среди тенденций эпохи - ориентация на план собора св. Петра: в церквах Санта-Прасседе (817) и Санто-Стефано-Маджоре (ныне Санто-Стефано-дельи-Абиссини, при Льве III или ок. 845; сохр. частично). Необычен для Рима 3-апсидный алтарь хорошо сохранившейся базилики Санта-Мария-ин-Домника (818-822). В ц. Санти-Куатро-Коронати (ок. 850, перестроена) возвышается огромная башня над входом, есть крипта. В храмах Санта-Прасседе и Санти-Куатро-Коронати сохранились построенные одновременно с храмами и перекрытые крестовым сводом капеллы Сан-Дзено и Санта-Барбара.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В первую входят философские и богословские трактаты; они имеют теоретический характер и по большей части слабо связаны с внешними событиями жизни и обстоятельствами деятельности Н. К. Вторую группу образуют сочинения, к-рые условно можно назвать церковными, или церковно-политическими; в них Н. К. излагал свои общие представления о нормативном устройстве христ. Церкви, предлагал проекты организации и реформирования католич. Церкви, реагировал на конкретные возникавшие в его время религ. и канонические проблемы. Дополнительную группу образуют математические трактаты, к-рые невелики по объему, однако довольно многочисленны (крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 20; краткий обзор содержания и лит-ру см.: Senger. 2017. S. 70-73, 174-175, 205-209; также ср.: Handbuch Nikolaus von Kues. 2014. S. 279-290). С философско-богословскими сочинениями их связывает постоянное стремление Н. К. использовать математику в качестве источника «наглядных» примеров для философии и теологии, однако в собственно математических трактатах на передний план выходит анализ конкретных областей и тем математической науки. Важное место в лит. наследии Н. К. занимает также внушительный корпус проповедей, в к-ром ярко отразились главные этапы развития философской, богословской и церковной мысли Н. К. и к-рый в силу этого в совр. науке считается необходимым дополнительным источником, позволяющим уточнить контекст и историю формирования мн. идей и концепций Н. К. (крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 16-19; общую характеристику и полный список заглавий см.: Handbuch Nikolaus von Kues. 2014. S. 306-352; также ср.: Senger. 2017. S. 74-75). В отдельных случаях не менее значимыми для воссоздания полной картины интеллектуального мира Н. К. и понимания его мировоззрения оказываются вторичные произведения: офиц. документы, письма разным лицам, заметки и маргиналии на полях рукописей и т. п. Сочинения Н. К. распространялись в рукописях еще при его жизни; нередко он сам заказывал переписчикам копии, посылая их знакомым гуманистам, князьям, дворянам, монахам и другим лицам, проявлявшим интерес к его идеям.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010