10 марта 1930 г. в Енотаевском районе на почве продовольственных затруднений и перегибов в колхозном строительстве началось антисоветское брожение, охватившее селения Житное, Оля, Зюзино, Феодоровка и Бертюль. К 14 марта антисоветским движением был охвачен целый ряд селений, прилегающих к районному центру Енотаевску. В с. Владимировка толпа в 300 человек во главе с контрреволюционными кулаками напала на рабочие бригады и других приезжих советских, партийных работников и избила их; толпа отбила предназначенных к выселению кулаков. В тот же день толпой, возросшей до 3000 человек, под руководством кулаков было проведено собрание и вынесены решения: 1) Возвратить отобранные у кулаков дома; 2) требовать возврата выселенных уже кулаков; 3) выгнать и «раскулачить» бригадиров; 4) разделить по едокам семенной фонд. Партийцы и бригадники в количестве 60 человек бежали. К 19 марта движение, принявшее резко выраженный повстанческий характер, перекинулось на другие села Енотаевского района, охватив всего 15 селений. В самом центре – Енотаевске – тысячная толпа повела осаду нашей опергруппы, требуя вывоза рабочих бригад и возврата имущества раскулаченным. Телеграфная связь с Астраханью была прервана. Опергруппе, вынужденной применять оружие, толпу удалось рассеять. Один человек из толпы был убит. Во Владимировку был брошен отряд войск ОГПУ в количестве 155 бойцов. В течение 19–20 марта велись бои с повстанцами за обладание главным пунктом повстанческого движения с. Владимировкой, вокруг которого повстанцами были вырыты окопы. К утру 22 марта Владимировка была занята нашим отрядом. Наши отряды потеряли 2-х убитыми и 3-х ранеными. Часть повстанцев бежала, но вскоре большинство из них было выявлено и арестовано. Изъят главный организатор и руководитель восстания в Владимировке, бывший председатель сельсовета и бывший член ВКП(б) Бородин. В остальных селениях выступление ликвидировано мирным путем. ИСТОЧНИК: Доклад СОУ ОГПУ за время с 1 по 15 апреля 1930 г. об операции органов ОГПУ по кулацкой контрреволюции. 10 мая 1930 г. Различные контрреволюционные группировки, организации и повстанческие движения. Контрреволюционное повстанческое выступление в Енотаевском районе НВК. В кн.: «Совершенно Секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране (1922–1934 гг), т.8, ч.2, 1930 г., Москва, 2008. С. 1353–1383/Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 53. Л. 1-102. Копия. URL= http://istmat.info/node/27097 ,  дата прочтения 15.12.2019).

http://pravoslavie.ru/127279.html

Оккупировав территорию нынешней Украины, Германия первоначально не вела деятельности, направленной против Добровольческой армии: в июне и первой половине июля немецкие войска не только не чинили препятствий к отправке добровольцев на Дон, но даже оказывали содействие в отправке эшелонов. Однако позднее, после подписания 14 (27) августа 1918 года Советской Россией и Германией в дополнение к Брестскому миру соглашения8. по которому стороны обязались прилагать усилия по борьбе внутри России с Добровольческой армией и Антантой, их политика В конце лета на Украине и в Крыму были случаи ареста германским командованием добровольческих вербовщиков, их работа была сильно затруднена немцами, а отправка добровольцев стала возможна только небольшими партиями9. Тогда же, при немецком участии, было начато формирование трех армий - Южной, и основная задача которых по сути заключалась в том, чтобы ослабить приток кадров в Добровольческую армию. Командированный от Добровольческой армии для связи с войсковым атаманом и правительством Всевеликого Войска Донского генерал-лейтенант Е. Ф. Эльснер 12 (25) сентября писал начальнику штаба армии генерал-лейтенанту И. П. Романовскому: " В газете " Россия " N 17... помещено сведение о начавшейся в городе Екатеринодаре вербовке генерал-майором [Л. И.] Федулаевым охотников в Астраханский отряд. В той же газете N 18... напечатана телеграмма из Харькова, сообщающая, что в этом городе состоялось собрание, созванное генерал-майором [П. И.] Залесским (будущий начальник штаба Южной армии. - Авт.), русских офицеров для организации самообороны. [...] По-видимому, идея организации самообороны встретила полную поддержку со стороны командира 1-го германского корпуса. Приведенные выше сведения, безусловно, вредно отзовутся на притоке офицеров, солдат и добровольцев в Добровольческую армию, что уже видно из сократившегося числа записавшихся за последние дни в армию " . В следующем рапорте начальнику штаба армии от 14 (27) сентября генерал Е. Ф. Эльснер писал: " 12 (25) сентября мне вновь было доложено начальником бюро записи полковником Муфелем о продолжающемся сокращении притока поступающих в Добровольческую армию, с приведением еще новых причин этого уменьшения... Причины следующие: в Харькове формируется " Новая " Добровольческая армия... В местных газетах... помещены объявления и обращения к населению и офицерам полковника [В. К.] Манакина, формирующего " Русские добровольческие отряды в Саратовском направлении " (речь идет о Русской народной армии. - Авт.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ст. 79 ИТК РСФСР и приказы НКВД предусматривают целый ряд мер дисциплинарных взысканий в отношении нарушителей труддисциплины и правил внутреннего распорядка. Эти меры: замечание, выговор, возмещение причиненного ущерба, лишение свиданий, перевод на штрафной режим и карцер. Но все это должно исправлять человека, понуждать его к полезному труду, а не обессиливать, не толкать на путь дальнейшего саботажа и борьбы с советской властью. В системе ГУЛАГа существуют различные категории мест заключения: а) изоляторы для подследственных, б) пересыльные пункты, в) ИТК (пром., сельскохозяйственные, КМР И ТК), г) лагери различного типа (Жемлаг, Рыблаг, Астраханлаг, Карлаг, Сиблаг, Омпаг). I. СТРУКТУРА ГУЛАГа Т. о., исходя из принципов исправительно-трудовой политики СССР, можно сказать, что исправительно-трудовые лагери и колонии НКВД призваны к выполнению следующих основных задач: содержание в изоляции от общества лиц, осужденных за самые различные преступления, при одновременном оперативно-чекистском их обслуживании в целях пресечения антисоветских проявлений; трудовое использование содержащихся в лагерях и колониях заключенных и перевоспитание их на основе высокопроизводительного и общественно-полезного труда. Таким образом, осужденные судами, попадая для отбытия срока наказания в исправительно-трудовые лагери и колонии НКВД изолируются от общества и перевоспитываются путем их привлечения к трудовым процессам. Руководство исправительно-трудовыми лагерями и колониями НКВД как указано выше, возложено на Главное Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР. Следовательно, задача охраны социалистического общества и социалистического строительства от социально опасных и контрреволюционных элементов является первой основной функцией ГУЛАГа НКВД СССР, определяющей необходимость его нахождения в системе Наркомата Внутренних дел, как органа, обеспечивающего выполнение ряда задач, связанных с государственной безопасностью страны. Второй основной функцией ГУЛАГа является трудовое использование заключенных – постепенное приобщение их к общественно-полезному труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, квартира Татьяны Глушковой в Астраханском переулке после ее смерти была кому-то продана. В сентябре 1985 года мы с Т.Глушковой побывали в Пскове. Нас там обещал встретить критик Валентин Курбатов, однако не встретил. Мы поселились в гостинице. Татьяна несколько раз звонила Курбатову домой, но телефон не отвечал. И мы целую неделю были предоставлены в Пскове самим себе. Гуляли по городу, по набережной реки Псковы, осматривали псковский кремль, древние полуразрушенные крепости, монастыри и храмы, съездили в Псково-Печерскую лавру. Потом ранним утром сели на речную «Ракету» и по Чудскому озеру приплыли в Эстонию, в город Тарту (бывший Юрьев). Надо сказать, что прибалтийские республики еще в советское время для нас, россиян, были как заграница. Мы бродили по узким, малолюдным, экзотическим улочкам Старого Тарту, заходили в магазины, заваленные импортными товарами, в маленькие уютные кафе, всё более ощущая себя в какой-то другой стране. По каменным ступеням мы спустились в глубокое подземелье бывшей крепости, где когда-то, в прошлые века, находился оружейный арсенал. Теперь там устроили еще одно кафе, вернее, бар, стены которого были выложены огромными голыми камнями, а над стойкой висело чучело совы с блестящими круглыми глазами и распахнутыми крыльями. Создавалась иллюзия, будто ты попал в средние века. Надо напомнить, что с середины 1985 года уже началась горбачевская «борьба с пьянством», и по всей стране в кафе запрещалось продавать крепкие спиртные напитки. Но Эстония жила по своим законам. Барменша без лишних слов приносила нам за столик водку с соком столько, сколько мы заказывали, и при этом мило улыбалась. Когда мы вечером вышли наверх, то с башни ратуши раздавался бой старинных часов. Мы возвращались на «Ракете» в Псков, и у нас обоих было такое ощущение, словно мы побывали в сказке. Уже в Москве я написал стихотворение «Обещание», которое начинается со слов: Всё, что есть, я поставлю на карту и ничуть не раскаюсь потом, - мы еще посетим в Старом Тарту

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/26/...

Но, может быть, подобное отношение было характерно лишь для большевицкой Москвы? Может быть, в других городах было иначе? Увы, нет. Различия в отношении к антибольшевицкому сопротивлению были только между военными и дипломатами. Главнокомандующий войсками на Украине генерал Эйхгорн сочувствовал идее создания Южной и Астраханской армий. Его штаб пытался установить контакты с командованием Добрармии (правда, после того как в Киеве были арестованы ее представители). Харьковский центр Добрармии при негласном содействии немецкого командования отправлял на Кубань вооружение. Можно привести много примеров подобного взаимодействия. Но... Все они не носили официального характера и ни к чему не обязывали немецкую сторону. Аналогичная ситуация складывалась и на Северо-Западе. Здесь был заключен договор о поддержке Северного корпуса Германией (предполагалось отпустить на его нужды 110 млн рублей, 60 тысяч винтовок, 4 аэроплана, 2 бронепоезда и другое снаряжение), но его реализация не оправдала ожиданий (было получено 4 млн рублей и 6 тысяч негодных винтовок). Что же касается германской дипломатии, то здесь можно привести свидетельства генерала А.А. Мосолова, пытавшегося спасти Царскую Семью. Сформировав отряд из офицеров-добровольцев, он надеялся на официальную поддержку, написав письмо кайзеру. Вильгельм II перепоручил это дело дипломатическому представителю при гетмане Скоропадском графу Мумму. Последний " был поражен, узнав, что военная власть обещала свою помощь " и " категорически отказался помогать " русским монархистам, заявив, что они и " впредь не должны рассчитывать на помощь Германии " . Но и в 1919-м году (несмотря на то, что династия Гогенцоллернов была свергнута, восторжествовала " демократическая Веймарская республика " ) Германия вызывала у русских монархистов симпатии. В окружении адмирала Колчака допускалась возможность " переориентации " от Антанты к Германии. В 1920 году, в первом номере радикально-консервативного " Двуглавого орла " , военно-политическое руководство последней обвинялось в " близорукости " , " опасности " сотрудничества с советским правительством, отмечалось, что " немецкие попытки сорганизовать монархистов носили всюду чрезвычайно поверхностный, несерьезный характер " . Но, одновременно с этим заявлялось, что в случае совместного свержения большевиков Германия " получала бы в виде временной колонии (именно так! - Прим. авт.) и необъятного рынка ни много ни мало - Российскую Империю... " И " из вчерашнего врага Германия получала надежного и благодарного друга (Россию. - Прим. авт.), который оценил бы по достоинству протянутую руку благородного соперника в поединке... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Коммунизм и христианство Расстрел крестного хода в Астрахани. Клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских Единство несоединимого или диалектический материализм наших дней. В последние годы, когда у людей возрождается религиозное чувство и многие атеисты приходят к вере, нередко приходится слышать, что у христианства и коммунизма одни и те же идеалы. Вместе с тем, все заповеди христианства и догмы коммунизма абсолютно антагонистичны: " Не укради " - " Экспроприация экспроприаторов " ; " Не убий " - " Бей буржуев " ; " Молитесь за врагов своих " - " Если враг не сдается - его уничтожают " ; - и так при всех сравнениях. Между тем, в нынешние времена великой социальной несправедливости и обмана массовое сознание тоскует по уравниловке, а многим униженным российским гражданам хочется верить мифу о том, что Христос и Маркс пришли на землю для защиты униженных и обездоленных - " последних " . Для них коммунистическая риторика - это единственно известный им язык, ибо всякий другой десятилетиями был недоступен. Для них советское прошлое - это социальная справедливость, а красный флаг - символ разрушенной и попранной родины. И потому причудливо соединяется в сознании людей дореволюционные и советские понятия, православные и коммунистические образы. Поэтому современный неокоммунизм нечто совершенно иное, чем коммунизм классический. Но это не означает, что и собственно коммунизм становится другим. Идя на встречу массам, но, преследуя свои цели, сегодняшние партийные идеологи пытаются предать забвению людоедское прошлое коммунизма, для чего придают этой идеологии не свойственный ей человеколюбивый характер. Оттого все чаще можно услышать, что христианство и коммунизм чуть ли ни одной природы. Таким образом, низы не способны в нынешнее смутное время на иное мировоззрение, коммунистическим же верхам иного и не нужно. Жизнь нередко соединяет несоединимое. Понятно, когда о близости коммунистических и христианских идеалов говорят люди, которые ничего не знают о религии. Менее понятно другое: как некоторые православные мыслители, церковные и общественные деятели тоже поддаются этому соблазну, - уже забыли уроки коммунизма?

http://pravoslavie.ru/76.html

История гражданской войны знает примеры, когда большевики признавали независимость определённых народов, создавали новые национальные республики «под носом» наступающих белых армий. Так, когда Колчак подошёл к Волге, спешно было провозглашено о создании Татарской и Башкирской республик. Эти кочевые народы, прирождённые кавалеристы, наездники, создали многотысячную, не менее 20-30 тыс. всадников, кавалерию, которая выступила на стороне Красной Армии против Колчака. У Колчака было мало кавалерийских частей, потому что сибирское казачество было сравнительно немногочисленным, а казачество Дальнего Востока – казачество Забайкальское, Приамурское, Приморское, во главе со своим атаманом Семёновым, находилось в конфликте с Колчаком и своих частей на фронт не послало. Поэтому, удар татаро-башкирской кавалерии по Колчаку был особо ощутимым, и помог, конечно, большевикам разгромить Колчака. Когда угроза Колчака была уже ликвидирована, этим вооружённым отрядам мусульманской кавалерии из Поволжья разрешили отправиться в Турцию, где в это время турецкий лидер Кемаль Ататюрк поднял революцию, сверг султана, боролся за изгнание из Турции оккупационных войск: французских, английских, греческих. Большевики помогали Ататюрку в борьбе с «мировым империализмом», послали туда с Поволжья мусульманскую кавалерию, которая уже была им не нужна, даже представляла им угрозу. А Татарская и Башкирская республики остались, естественно, существовать, как национальные государственные образования. В тылу Деникина тоже было неблагополучно. На Кавказе образовались три независимых государства с помощью англичан, французов и, в особенности, турок, чьи войска были на Кавказе. Тогда образовалась независимая Грузия, где у власти стало меньшевистское правительство; независимый Азербайджан. Там сначала было советское правительство (26 Бакинских комиссаров), но с помощью турок, которые подошли к Баку, советская власть была свергнута. Эти 26 комиссаров были отправлены на пароходе в Астрахань. Но, там тёмная история.

http://pravoslavie.ru/5877.html

Сотрудничал с коммунистическими газетами в Польше, Швейцарии и Германии. Во время Первой мировой войны сблизился с В. И. Лениным. После Февральской революции 1917 г. в России Радек становится членом Заграничного представительства РСДРП в Стокгольме, действует как связной между руководством социалистических партий и германским Генштабом, содействуя организации отправки Ленина и его соратников в Россию через Германию. Вместе с Я. С. Ганецким Радек организовывает зарубежные пропагандистские издания «Корреспонденция «Правды» и «Вестник Русской революции». После Октябрьской революции приезжает в Петроград. В ноябре 1917 года становится заведующим отделом внешних сношений ВЦИК. С декабря того же года участвует в советской делегации на мирных переговорах в Брест–Литовске. С 1919 по 1924 гг. Радек — член ЦК РКП(б). С 1923 года Радек — активный сторонник Л. Д. Троцкого. В 1927 году исключён из ВКП(б) и Особым совещанием при ОГПУ приговорён к 4 годам ссылки и выслан в Красноярск. 62. Раковский Христиан Георгиевич (1873–1941) — советский политический деятель, член ЦК в 1919—1927 гг., входил в состав Оргбюро ЦК в период между VIII и IX съездами РКП(б). Родился в г. Котеле в Болгарии. В 1897 г. окончил Женевский университет. С 1917 г. на революционной работе в Петрограде и Одессе, председатель Верховной коллегии по борьбе с контрреволюцией на Украине. В 1919—1923 годах Председатель СНК Украинской ССР. С 1923 г. полпред СССР в Англии, в 1925—1927 гг. — во Франции, одновременно с 1923 г. зам. наркома иностранных дел СССР. В 1928—1934 гг. находился в ссылке в Астрахани и Барнауле. С 1934 г. нач. управления Наркомата здравоохранения РСФСР. Решением ЦК и ЦКК ВКП(б) 14 ноября 1927 г. исключен из состава ЦК, XV съездом ВКП(б) исключен из партии за участие в троцкистской оппозиции, в 1935 г. восстановлен, в 1937 г. вновь исключен. В январе 1937 г. арестован. Военной коллегией Верховного суда СССР 8 марта 1938 г. приговорен к 20 годам лишения свободы, 8 сентября 1941 г. ею же приговорен к расстрелу.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

– Ждите, друзья. Я вернусь. Обязательно вернусь!» В одном из послевоенных рассказов писатель Иван Горюнов вспоминает: «С Сашей Макаровым у меня связано немало страниц жизни. Как забудешь газету «Стальной конь» политотдела Кандабулакской МТС… Меня назначают редактором. И Саша со мной. На салазках везём рулон бумаги на станцию. В вагоне под колёсный стук строим большие творческие планы, мечтаем о романах и повестях на деревенскую тему. Но работа в городе захватила и отодвинула мечты. Надо было выезжать в трудные колхозы и на месте выпускать листовки. И выезжали… А как остры и изобретательны были Сашины фельетоны «И ещё кланяюсь!..» И вот война. Мы снова вместе – в армейской газете «Боевой натиск»… В последний раз стоим с ним на площади села Грайворон, что неподалёку от Белгорода. Должен подойти санитарный автобус и забрать раненого. За плечами Саши жиденький вещевой мешок. Стоит раненый и от волнения подёргивает плечами. Убеждаем друг друга, что непременно увидимся, а сами никак не можем сдержать слёз. Подходит автобус. Обнимаемся, целуемся. Вскоре от его жены Нины пришло письмо: «Саша умер от заражения крови в Астраханском госпитале…» И снова давит на сердце тяжёлая горечь утрат – вот и сын Марат погиб…» Иван Григорьевич Горюнов – крестьянский сын из волжского села Пискалы. Безусым пареньком, когда в селе его ещё называли Ванька Горюн, вступил он добровольно в Красную Армию, грудью встал на защиту революции от врагов. Ни Александр Макаров, ни Леонид Кацнельсон не дошли до фашистской столицы. Но свою тропу до Берлина проложили и они. По ней дошли другие. Дошли те, кто остался в живых. Очень метко сказано знаменитым советским поэтом военным корреспондентом Константином Симоновым: Жив ты или помер – Главное, чтоб в номер Материал успел ты передать. (Продолжение следует) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/s-leykoy-i-bloknotom-v...

Подумал, скинул свое пальтишко, засучил рукава — и вижу, сам лезет в машинное отделение. Слышу, там возится, кряхтит, ощупывает чего-то, осматривает. Потом вылезает и говорит: — Нет, машина в полном порядке. — Вот видите, — я говорю. — Значит, он нарочно не хочет везти нас в Астрахань. Чего, — говорю, — с ним тут разговоры разговаривать. По глазам же видно — предатель. И я выхватил наган и хотел уж и в самом деле убить этого человека. Но Киров опять мне говорит: — Не спеши, товарищ! Подумал немножко, бровь почесал, подышал зачем-то — будто температуру воздуха смерил, — потом, вижу, идет к водяному ящику, где у них на пароходе запасы воды хранятся, и поднимает крышку. — Ага, — говорит. — Так и есть. А ну-ка, дайте мне какой-нибудь ломик или топор. Я подошел, заглянул в ящик. А ящик этот — весь, до самых краев, льдом забит. — Вот видишь, какое дело, — говорит Киров. — Виноват мороз, а не капитан. Вода застыла, и машинам дышать нечем. Он взял ломик и стал этим ломиком ковырять лед. Через минуту пошла вода. Застучали машины. Пароход тронулся. Мне, конечно, было неудобно и перед Кировым и перед капитаном. Я ушел на корму и долго там стоял и смотрел, как маленький наш пароходик ломает молодой волжский лед. Вдруг слышу — подходит сзади Киров. Постоял, помолчал, руку мне на плечо положил. И говорит: — Нельзя, дружок, быть таким горячим. Особенно на морозе. Потом нагнулся и — в самое ухо мне. — Ты знаешь, — говорит, — что такое человеческая-то жизнь? Я вспомнил, как он давеча на батарее у нас сказал, и говорю: — Жизнь, если не ошибаюсь, товарищ Киров, — копейка?.. Он засмеялся, головой тряхнул и говорит: — Э, брат, нет! Это еще поторговаться надо. Задешево-то ее никогда отдавать не стоит, а особенно если эта жизнь — чужая!.. 2. Рассказ путиловца Тогда мы как раз налаживали производство первых советских тракторов. И почти ежедневно к нам на завод приезжал товарищ Киров. Иногда даже ночью приедет. Никому не скажет, не предупредит и — здравствуйте, как поживаете? Вот один раз так же, в ночную смену, он приехал, собрал мастеров, инженеров, начальников цехов — пошли в тракторную мастерскую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010