Закрыть itemscope itemtype="" > Это наше море! Каспий веками являлся зоной жизненно важных интересов России 27.01.2007 354 Время на чтение 5 минут США вновь намереваются нанести удар по Ирану. Вспомним, к каким последствиям для экологии привело нападение американцев на Ирак. Причем о масштабах этой катастрофы известно далеко не все. Нетрудно предположить, что операция против Ирана чревата не менее тяжкими последствиями, в том числе и для Южного Каспия. А ведь через весьма короткий срок загрязнение дойдет до его северных берегов. Правда, Госдепартамент Соединенных Штатов объявил территории, прилегающие к Каспию, зоной " жизненно важных интересов " Вашингтона. Однако в Москве не следует забывать, что речь идет о воистину российском море! ЕДИНСТВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦА Автор нисколько не преувеличивает. Дореволюционные русские историки считали этот постулат настолько очевидным, что не акцентировали на нем внимание. При советской же власти на сей вопрос было наложено табу. Между тем, свидетельствуют арабские источники, флотилии русов-славян появились на Каспии еще в 880 году. И с тех пор Великий волжско-каспийский путь стал " зоной жизненно важных интересов " Древней Руси. Даже в тяжелые годы ордынского ига караваны русских ладей ежегодно приходили в дельту Волги. В 1554 году воеводы Ивана Грозного овладели Астраханью. В конце XVI века русские казаки обосновываются на Тереке и Яике (Урале), а купец Гурьев строит в устье последнего городок. В 1667 году царь Алексей Михайлович приказывает строить флот для Каспия. Петр Великий укрощает казаков и делает Каспий государевым морем. Согласно заключенному в 1723 году договору персидский шах уступил России западное и южное каспийские побережья аж за реку Атрек в Туркмении. В 1730-е годы императрица Анна Иоанновна, желая вовлечь Персию в союз против Оттоманской империи, вернула ей эти земли. Тем не менее русская Каспийская военная флотилия господствует на море и уничтожает любой вооруженный корабль чужой страны. Поэтому персы прекратили всякие попытки строить военные суда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Такие " реверансы " в поддержку Русской православной церкви можно считать постепенным продолжением линии Ватикана на сближение с РПЦ, так как развитие диалога православными церквями были выделены папой Римским в качестве приоритетов политики. Единственный факт, который нельзя упускать из виду, это то, что диалог католики хотят вести на основе признания примата самого Папы Римского. Еще в начале марта секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фаррелл заявил: " Различий между нами немного, и в основном это психологические и культурные барьеры, нежели фундаментальные богословские отличия. Но есть одна специфическая проблема. Я не называю ее сложной, но ее решение потребует сверхусилий с обеих сторон. Речь идет о принятии положения о первенстве епископа Рима " . Правда, сообщений об уменьшении миссионерской деятельности на канонической территории РПЦ пока не поступало, а это является самым важным условием продолжения диалога. Алексий II тверд в своей позиции. Она заключается в том, что встрече между Предстоятелями двух Церквей (за всю историю христианства ни один глава Римской католической церкви ни разу не был в России) – в России либо за ее пределами – непременно должно предшествовать изменение позиции Ватикана в области католической миссионерской деятельности на канонической территории РПЦ и пресечение недружественной политики руководства Украинской Греко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской Православной Церкви. Астраханская мечеть: кому нужен скандал В Астрахани продолжился на этой неделе скандал вокруг судебного решения о сносе мечети. Соответствующее постановление было вынесено Советским районным судом 18 января. Мечеть, расположенная по адресу улица Аэропортовская, дом 40, была возведена в 1998 году. Разрешение на строительство было выдано мэрией города по распоряжению тогдашнего мэра Игоря Безрукавникова. По словам начальника службы линий электропередачи ОАО " Астраханьэнерго " Дмитрия Монакова, строящаяся мечеть находится в охранной зоне линии электропередачи 110 кВт.

http://religare.ru/2_28464.html

В первый раз Сергей Есенин, Сергей Клычков и Петр Орешин были арестованы вместе с Ганиным в 1923 году. После расстрела Ганина Есенину оставалось жить всего семь месяцев... Но и Сергей Клычков был приговорен уже в 1925 году вместе со всеми новокрестьянскими поэтами, не изменившими своему племени родному. Николай Клюев вступил в РКП(б) в 1919 году, а уже в 1920 был исключен за то, что не отказался от своих религиозных взглядов, не стал воинствующим безбожником. В 1929 году он напишет свою поэму раскаяния «Каин». В 1934 году будет арестован в первый раз. В 1937 году – в последний. Поэт-есенинец, свояк Есенина Василий Наседкин стал большевиком в 1917 году, в братоубийственную Гражданскую войну был красноармейцем, но в 1921 году «от несогласия с политикой партии по крестьянскому вопросу» сам вышел из нее, после того как увидел, по его признанию, «картины продразверстки на Урале», в своей родной Башкирии. В 1937 году его арестуют вместе с сыном Есенина Георгием Есениным, приговоренным к расстрелу только за то, что носил фамилию отца. Есенинец Петр Орешин пытался «перековаться», прославлять новую деревню: Всю степь, всю ширь перекроили, Узнать нельзя! И нет болот, И над рекой, где утки жили, Стекольный пенится завод. Пришли совсем другие степи – Железа, стали, кирпича... И люди все здесь носят кепи Такие ж, как у Ильича Но и, как писал о них Есенин, «плохие коммунистические стихи» не спасли (хорошие, впрочем, не спасали). В справке, предварявшей его «дело» 1937 года, значилось: «Орешин – поэт кулацкой идеологии. Начал печататься с 1919 года. Издано больше тридцати книг его стихов. Враждебная советскому строю направленность стихов Орешина неоднократно разоблачалась советской критикой. Орешин вращается в кругу реакционных антисоветски настроенных поэтов. В прошлом его ближайшими друзьями были поэты – Есенин Сергей, Клюев (выслан)». Есенинца Ивана Приблудного впервые арестовали в 1931 году, приговорив к высылке из Москвы в Астрахань. Его второй арест в феврале 1937 года был связан с еще одним новым «делом», заведенным на самого талантливого ученика Сергея Клычкова Павла Васильева. Смертный приговор «террористу» Павлу Васильеву был объявлен 15 июля 1937 года, Ивану Приблудному – через месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Владислав Тетюхин В январе 2012 года Тетюхин вложил большую часть своего состояния — около 4 млрд рублей — в создание уникального Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра в Нижнем Тагиле.  Клиника открылась осенью 2014 года, в ней работает более 500 человек. Центр имеет широкие диагностические возможности и оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях. Большая часть лечения в нем проводится бесплатно по ОМС. Элина Быстрицкая Советская и российская актриса театра и кино, театральный педагог. Народная артистка СССР. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры. Ветеран Великой Отечественной войны. (4 апреля 1928 — 26 апреля 2019) В 1941 году 13-летняя Элина Быстрицкая, дочь военного врача, была эвакуирована из родного Киева в Астрахань. Там она окончила курсы медсестер и фельдшерско-акушерскую школу. Подростком она работала санитаркой в госпитале до 1944 года. Там она впервые приняла участие в художественной самодеятельности и сыграла первую роль в Нежинском драмтеатре. Элина Быстрицкая В 1953 году окончила институт театрального искусства им. Карпенко-Карого, играла в постановках Вильнюсского русского драматического театра и Московского драмтеатра им. Пушкина. В 1958-м она вошла в труппу Малого театра. Она играла в таких постановках, как «Веер леди Уиндермиер», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Горе от ума». Параллельно Элина Быстрицкая играла в кино. Она снялась в более 20 советских и российских картинах. Всесоюзную известность она получила после роли Аксиньи в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Потом были «Добровольцы», «Все остается людям», «Николай Бауман».  Элина Быстрицкая — профессор. С 1979-го по 1990 год она преподавала на кафедре актерского мастерства в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС), затем — в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина при Малом театре. Авиакатастрофа в Шереметьево (5 мая 2019) В аэропорту «Шереметьево» во время аварийной посадки загорелся самолет SSJ-100, который летел из Москвы в Мурманск. На борту находились 78 человек, 41 из них погиб.

http://pravmir.ru/2019-poteri-goda/

Митрополит Кирилл» 321 . Получив эту телеграмму, Святейший Патриарх тотчас направил архиепископу Астраханскому Митрофану телеграмму следующего содержания: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру[,] но благо Церкви требует ныне пребывания его на Кавказе[.] Ожидаю его ответа[.] Патриарх Тихон[.] Лихов пер., Епархиальный Дом» 322 . Какой именно ответ был получен Святейшим Патриархом от митрополита Кирилла, нам неизвестно, но о характере этого ответа можно судить по известной нам телеграмме владыки Кирилла, где он выражает свою решимость исполнить прежнее послушание Святейшего – попытаться урегулировать церковные нестроения на Кавказе, при том, что будет рад исполнить и новое патриаршее послушание, если высшая церковная власть признает выбор нижегородцев правомерным и полезным для Русской Церкви. О характере ответа митрополита Кирилла, несомненно полученного патриархом Тихоном, мы можем догадаться и по тому решению, которое было принято патриархом и Священным Синодом в октябре 1918 года: «Не признавая возможным оставлять православное население Закавказской паствы без архипастырского руководительства и попечения, постановлено: не перемещать на Нижегородскую архиерейскую кафедру митрополита Тифлисского и Бакинского Кирилла, поручив временное управление Нижегородской епархией Преосвященному архиепископу Алеутскому Евдокиму, с освобождением от временного управления сею епархией Преосвященного Балахнинского, о чем и уведомить указами Преосвященных: митрополита Кирилла, архиепископа Евдокима и епископа Лаврентия» 323 Такое постановление было вынесено несмотря на то, что к октябрю 1918 года было известно о невозможности митрополиту Кириллу добраться до места своего назначения, то есть до Тифлиса, и следовательно, управление Кавказским экзархатом было в значительной степени номинальным, а не фактическим. Возможно, что в принятии церковной властью подобного решения свою роль сыграло иерархическое положение кафедр. Ведь Грузинская кафедра до революции была четвертой по значению и в списке российских епископских кафедр стояла гораздо выше Нижегородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Простите за слишком длинное письмо и благословите. Вашего Святейшества покорнейший послушник Митрополит Кирилл» 299 . Не успев отправить первое письмо, митрополит Кирилл пишет Святейшему Тихону второе послание, датированное 5 июня (н. ст.) 1918 года: «Письмо, изготовленное мною еще 11 числа, оказалось и доднесь в Баку, так как оказия, с которой оно должно было отправиться, не состоялась. Правда, на этих днях начала действовать и у нас почта, получены письма из Тамбова и Петрограда и посылка из Москвы, и я мог бы отправить свое письмо почтою, но решил воздержаться для первого раза, чтобы не вводить в искушение любознательных почтовых чиновников. Пусть уж просвещаются моими сообщениями в другом богоспасаемом граде, и ради этого намереваюсь отправить свое послание все-таки через Высокопреосвященного Митрофана. К тому же от него прибыл сюда по делам председатель свечного завода: оказия, стало быть, верная» 300 . К моменту написания второго письма митрополитом Кириллом ситуация в Грузии изменилась настолько, что благополучно добраться до Тифлиса представлялось уже делом почти безнадежным. Еще 26 мая 1918 года Грузия была объявлена независимой республикой, однако защищать эту «независимость» (от России и местных большевиков) гражданской власти пришлось при помощи немецких и турецких войск. В конце мая – начале июня 1918 года в Грузию вошли немецкие войска, а 4 июня был заключен договор с Турцией 301 , по которому туркам отходила часть грузинских территорий. В Баку уже знали о немецкой интервенции, тем не менее митрополит Кирилл не оставлял надежды при первой же возможности отправиться в Тифлис, несмотря на все трудности политического характера. «К сообщенному мною 11-го числа, – писал владыка Кирилл патриарху Тихону, – считаю долгом добавить только, что стена крепкая между нами и Тифлисом остается по-прежнему, и я сам не льщу себя надеждой вскоре туда пробраться. На днях оттуда будто бы прибыл сюда какой-то офицер, совершивший этот путь по Грузинской дороге в автомобиле, от Владикавказа 302 до Моздока 303 в поезде, дальше на арбе и пешком до Кизляра 304 , тут на шлюпке и всякими плавательными способами до пристани Брянской, оттуда со случайной шхуной в Астрахань и из Астрахани сюда на почтовом пароходе. Пробыл он в пути 17 суток, израсходовал в дороге около 1300 руб. Путешествие не из приятных, но, если нет иного пути, поневоле придется проделать дорогу, только что очерченную. Мне не хотелось бы отсюда трогаться на Собор, не побывав в Тифлисе» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«К великому сожалению, нет никаких сношений с Тифлисом, – писал владыка Кирилл. – Я предполагаю пробраться туда каким- либо обходным путем или с юга, или с севера, о возможности чего веду сейчас усердную разведку. Раньше конца мая едва ли можно будет осуществить это предположение. К тому же и Баку требует сейчас самого тщательного внимания. За отсутствием какого бы то ни было исполнительного аппарата при решении дел намереваюсь устроить такой аппарат на месте, хотя бы в качестве временного учреждения, применительно к выработанному на Священном Соборе положению об епархиальном управлении 291 . Грузинская автокефалия никого здесь не тревожит и не печалит. Узнал только, что послание Вашего Святейшества к грузинским епископам 292 не доставлено по назначению. Везший его г. Кацура был ограблен по дороге чеченцами донага; вместе с его вещами осталось в руках чеченцев и Ваше послание. Если найдете потребным, то благоволите в возможной скорости изготовить и направить мне новый экземпляр сего послания. Быть может, мне удастся довести его до Тифлиса и вручить Тифлисским владыкам 293 . Адресуйте Ваш пакет Астраханскому архиепископу 294 для пересылки мне. Он сумеет это сделать с какой-нибудь оказией. Я же здесь принял уже меры для перевода послания Вашего Святейшества на грузинский язык, после чего постараюсь его отпечатать на этом языке и переслать хоть на некоторые грузинские приходы, чтобы грузинские автокефалисты не утаили от народа обращенного к ним любвеобильного зова Вашего Святейшества. Из 47 православных приходов в Муганской 295 степи 296 усидели на месте после набега персидских шахсевянов (?) не более десяти, остальные искали спасения в бегстве и через это совершенно разорились. К сожалению, в некоторых местах первыми побежали пастыри, бросившие на произвол судьбы и святыню храмовую, и паству. Бежали, главным образом, в Баку, а отсюда в Россию, когда открылось сообщение с Астраханью. Некоторые задержались в Баку за недостатком перевозочных средств и теперь начинают подумывать о возвращении обратно на Муган или в другие места, где окажутся засеянные и брошенные хозяевами поля. Места такие имеются в Кубинском уезде. 297 Там кровавые ужасы были пострашнее муганских и доселе еще не прекратились. Но и урожай нынче там небывало обильный, жаль его потерять. Говорят, что одна партия переселенцев-беженцев (по словам одних, 2000 человек, по другим – всего только 300) отправилась несколько дней тому назад в Ленкорань 298 и оттуда на Муган для уборки урожая. Если правда, то это хорошо. Иначе Баку умрет с голоду. Пуд муки доходит здесь до 350–400 руб. и даже дороже, особенно при расчете за товар местными бонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смотря на Максимилиана Александровича, я понял всю чистоту его души и искренность ответа, отпустил его грехи и причастил. С 1924 г. до самого моего первого ареста в 1927 г. Максимилиан Волошин приходил ко мне, когда приезжал в Москву, и наши отношения перешли в дружбу. Он очень любил свою мать Елену Оттобальдовну, называя ее Пра (от слова «праматерь»), но мне думалось, что о своих исповедях ей не рассказывал, потому что это лежало в его «запредельном я». При наших долгих беседах он читал свои стихи, до глубины души поражавшие меня; помнится, одно из них называлось «Северовосток»: «Расплясались, разгулялись бесы По России вдоль и поперек, Рвет и крутит снежные завесы Выстуженный северовосток. Ветер обнаженных плоскогорий, Ветер тундр, полесий и поморий Черный ветер ледяных равнин, Ветер смут, побоищ и погромов, Сотни лет тупых и зверских пыток, И еще не весь развернут свиток И не замкнут список палачей, Бред Разведок, ужас Чрезвычаек – Ни Москва, ни Астрахань, ни Яик Не видали времени горчей». Стихотворение большое, все приводить не буду. Волошина не печатали, потому что в его стихах жила правда о большевистском терроре и о гнете, которому подвергалась человеческая душа. Не знаю, напечатают ли когда-нибудь то, что он написал втайне . В 1931 г., когда я был в ссылке на севере, приехали Кира с Юрой и привезли мне несколько стихотворений Максимилиана Александровича, специально присланных им мне и написанных его рукой, одно из стихотворений, называемое «Владимирская Богоматерь», сейчас по памяти прочту. К присланным стихотворениям Волошин приложил записку, в которой писал, что «Владимирскую Богоматерь» посылает своим первым двум читателям, мне и своему знакомому художнику-реставратору Александру Ивановичу Анисимову, который принимал участие в реставрации этой великой русской святыни. А. И. Анисимова я хорошо знал. По-человечески был глубоко душевно тронут письмом Волошина и поистине замечательным стихотворением как в духовном, так и в историческом смысле. Конечно, при советской власти оно никогда не печаталось, и никто из вас, кроме Киры и Юрия, его не слышал. Одновременно он прислал несколько отрывков из поэмы «Серафим Саровский», написав, что ее еще не закончил. Сейчас почти все забылось, в памяти осталось несколько строк:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В янв. 1923 г., после закрытия Астраханского ун-та, Д. остался без работы и вернулся в Петроград. Он поселился в части своей прежней квартиры в доме, некогда принадлежавшем ИППО (Мытнинская ул., д. 10, кв. 10). 24 янв. 1923 г. он обратился с письмом к акад. С. Ф. Платонову с просьбой найти ему работу в Петрограде. В этом письме он подробно описывал свою деятельность в Астрахани с 1918 по 1922 г., в т. ч. историю ареста в связи с изъятием церковных ценностей. Обратился он и к Ф. И. Успенскому с просьбой предоставить ему место в Палестинском об-ве; однако правительство сократило финансирование об-ва, и сохранились только 2 штатные должности, к-рые были заняты. Не получив постоянного места работы, Д. стал активным членом Русско-византийской комиссии при АН, участвовал в работе по подготовке переиздания греч. «Глоссария» Дюканжа. Он писал биографию Ж. Гоара , используя переписку последнего с Львом Алляцием, хранившуюся в Музее палеографии (ныне в Архиве ФИРИ РАН). В 1924 и 1926 гг. выступал с докладами о Гоаре, в 1926-1927 гг.- с докладами об «Обряднике» имп. Константина VII Багрянородного. В 1924 г. Д. был призван в качестве эксперта по вопросу о притязаниях синайских монахов относительно возвращения в мон-рь Синайского кодекса Свящ. Писания. В докладной записке он подробно излагал историю приобретения кодекса и обосновал права России на владение им (Мнение профессора А. А. Дмитриевского по вопросу о Синайском кодексе V в.//РНБ ОР. Ф. 253. Д. 188). С осени 1923 до 1928 г. Д. преподавал литургику на богословских курсах - единственной, существовавшей тогда в советском государстве правосл. школе, получившей в 1925 г. статус Высших богословских курсов (ВБК) с правом присваивать академические звания. В архиве ученого сохранились неизданные лекции, прочитанные им на ВБК (Наука о православном богослужении//Там же. Д. 200, 201). Д. надеялся осуществить издание лекций. Опасаясь ареста и уничтожения архива, он отправил экземпляр лекций другу, астраханскому свящ. Иоанну Болтинскому, который также находился под постоянной угрозой ареста (Письма И. Болтинского 1925-1928 гг.//Там же. Д. 366).

http://pravenc.ru/text/178601.html

Плана действий на случай поражения у РККА не было. Запланированного отступления, как в 1707-1708 гг. и 1812 г., не предусматривалось. «Русское командование благодаря своей неповоротливости в ближайшее время вообще не в состоянии организовать оперативное противодействие нашему наступлению» (30), - считали немцы […]. Тем не менее советские командиры, в соответствии с наступательной доктриной, любой ценой стремились остановить врага… Любые, даже малые резервы бросались в контратаки […]. Красноармейцы массами попадали в «котлы», но не потому, что не хотели защищать советскую Россию, а из-за приказов не отступать. Бойцы РККА рвались в бой - в отличие, например, от тех же французов, которые в 1940 г. настроились на капитуляцию и за 42 дня боёв с 10 мая по 22 июня сдались в количестве 1 900 000 чел. (31) Однако к страшным танковым прорывам Красная Армия оказалась не готовой. Десять лет все готовились к могучему ответному удару, но танковые армады фашистов прошили советскую оборону насквозь […]. «Кампания против России выиграна за 14 дней», - считал Ф. Гальдер. Вместе с тем начальник Генерального штаба Вермахта отмечал самоотверженность противника: «отдельные гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен» (запись 24 июня); «русские сражаются до последнего человека» (запись 29 июня); «русские сражаются, как и прежде, с величайшим ожесточением» (запись15 июля). Нет сомнения, что даже при стратегической победе Вермахта – достижении линии Архангельск - Астрахань, борьба не была бы окончена. Участник Великой Отечественной войны полковник А.Г. Кавтарадзе (1922-2008) говорил, что и в 1941-м, и 1942 годах вера в победу была несокрушимой: «За Урал отступать будем, а всё равно, победа будет за нами!» 16 июля 1941 г. Главное Политическое Управление РККА ввело институт военных комиссаров. Наркомат обороны требовал быть «большевистскими комиссарами Ленинс ко-Сталинской закалки, воинственными носителями духа партии, воодушевлять личный состав частей, влить в него непоколебимую веру в силу советского оружия, в победу Красной Армии над гитлеровскими ордами, железной рукой насаждать революционный порядок, дисциплину и беспощадно карать паникёров, трусов, пораженцев» (32). Немецкая разведка знала, что опорой советского сопротивления будут политработники, и ещё 6 июня 1941 г. было приказано: «Все русские комиссары подлежат немедленному расстрелу сразу вслед за поимкой». Но «красные фанатики» не доживали до плена - они либо сами погибали, либо стрелялись. Вот свидетельства немцев: «Там, где мы встречали ожесточённое сопротивление, там практически всегда обнаруживали в дальнейшем комиссара»… «Что меня больше всего поражало в политруках и членах компартии, так это присущее им достоинство и несомненные признаки образованности. Никогда, или почти никогда, я не видел их в состоянии отчаяния, они никогда не рыдали и ни на что не жаловались. Они шли на эшафот с высоко поднятой головой» (33).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010