Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

Астрахань. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Входоиерусалимская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Входа Господня в Иерусалим Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1700 и 1703. Год утраты:Не установлен. Адрес: Астраханская область, город Астрахань, улица Советская Координаты: 46.349283, 48.035293 Проезд:Церковное место находится в жилом квартале, напротив входа в Кремль Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Появление этого храма в Астрахани было связано с особыми событиями, имевшими для города и Астраханской церкви большое значение. 17 марта 1667 года Астраханский архиепископ Иосиф в Москве был посвящён в сан митрополита. Астраханская кафедра была поставлена на четвёртую степень достоинства в числе всех остальных русских епархий, это было очень высокое положение. Астраханский митрополит в числе прочих привилегий получил и право совершать на Вербное воскресение так называемое «шествие на осляти». Это символическое торжественное действие было отображением тех евангельских событий, когда Господь Иисус Христос за неделю до Пасхи въехал на белом осле (знак особого отличия) в Иерусалим, где Его с ликованием встретили собравшиеся на праздник евреи, устилая Его путь своими одеждами и держа в руках веточки вайи (пальмы). «Шествие на осляти» долгое время было привилегией одних только патриархов, только при Патриархе Никоне этой чести были удостоены 5 особо важных митрополий. С 1667 года в их число вошла и Астраханская митрополия. В Москве крестный ход с «шествием на осляти» Патриарха, причем лошадь (ослятю) вел под уздцы обязательно сам царь, совершался из Кремлевского Успенского собора в храм Василия Блаженного (Покровский собор), где Патриарх совершал особый молебен. В Астрахани для совершения такого действия не имелось храма, подобного Московскому Покровскому собору. Прибывший летом 1667 года в Астрахань из Москвы митрополит Иосиф велит спешно построить вблизи кремля, на восточной стороне, деревянный храм. К весне 1668 года церковь в честь Входа Господня в Иерусалим была уже выстроена и освящена. В этом году в Астрахани было совершено первое торжественное «шествие на осляти». Вот как оно происходило в этот и последующие годы: из Успенского Кафедрального собора Астраханский митрополит, восседая на «осляти» (которую изображала белая лошадь), с крестом и Евангелием в руках, ехал во Входо-Иерусалимский храм, где читал Евангелие о вхождении Господа в Иерусалим, и служился праздничный молебен. Лошадь под митрополитом вел астраханский воевода, заменявший собою царя. Под ноги лошади, на которой восседал митрополит, дети постилали красные сукна и одежды. Впереди митрополита шло духовенство с певчими, а за ними на возке везли нарядную вербу, украшенную орехами, рожками, изюмом, яблоками и другими сладостями. Верба потом разламывалась по частям и раздавалась участникам этой торжественной процессии и народу.

http://sobory.ru/article/?object=41496

Астрахань. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В Белом городе (территория бывшей внешней крепости Астраханского кремля) с давних времён находилась Христорождественская церковь. Крупный кирпичный храм с декором в духе русско-византийского стиля, построенный в 1845 году, возможно, с включением в его состав фрагментов здания 1759 г. Четырехстолпная трехапсидная постройка с крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом над центральной частью. В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства был построен на храме новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный. В 1923 году храм был захвачен обновленцами, а в 1938 году он был закрыт советскими властями, и в том же году была разобрана колокольня. 2-4 октября 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах, и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Перенеся антиминс из старой церкви, Христорождественский храм переименовали в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума. С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани — 2324 чел., в городах Астраханской епархии — 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и безпоповцы.

http://sobory.ru/article/?object=02866

Впрочем, я лично знал владыку уже в то время, когда такого давления не было, когда, наоборот, храмы начали бурно открываться. Мое появление в Вологодской епархии в 1989 году совпало со временем бурного роста количества ее приходов, которое в последние годы жизни владыки увеличилось втрое — с 17 до 48. В Астраханской области владыке приходилось проявлять иногда необыкновенное мужество и изобретательность в плане действий, направленных на сохранение храмов, которым угрожало закрытие. Он был смелым человеком и в том отношении, что рукополагал в священный сан и принимал в клир своей епархии людей «неудобных» с точки зрения атеистических властей того времени, помня, что и сам он подобным образом был рукоположен в 1958 году владыкой Вологодским Гавриилом (Огородниковым). С этим для него были связаны дополнительные переживания и испытания. При этом владыка не был, конечно же, человеком, который занимался ненужной бравадой и упивался собственной смелостью. Он переживал, когда из-за необдуманных действий некоторых не по разуму ревностных верующих и клириков интересы Церкви терпели урон. В отчете заместителя председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В. Фурова в ЦК Коммунистической партии Советского Союза, написанном в 1976 году, владыка Михаил был отнесен к немногочисленной категории нелояльных архиереев, которые всячески изыскивают пути, как обойти законодательство о культах. В одном из отчетов уполномоченного Совета по делам религии Астраханской области в центр говорилось о том, что архиепископ Михаил дошел до такого немыслимого вольнодумства, что высказался об изменении Конституции и предоставлении Церкви наравне с другими общественными организациями права выдвижения кандидатов в депутаты. Владыка Михаил был «архиереем до мозга костей» с очень высоким представлением о достоинстве архиерейского сана. Он был настоящий князь Церкви, военачальник воинства Христова. Его величие, однако, не было внешним, ему не мешала заплатанная ряса. Даже в поношенном пиджаке с галстуком он мог выглядеть так же величественно, как и в богослужебном облачении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2237523...

Республика Калмыкия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых Алексия человека Божия и царевича Алексия (Городовиковск) Республика Калмыкия (калм. Хальмг Тач) — республика, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Столица — город Элиста . Граничит на юге с Республикой Дагестан, на юго-западе — со Ставропольским краем, на западе — с Ростовской областью, на северо-западе — с Волгоградской областью, на востоке — с Астраханской областью. Содержание Православие в Калмыкии [ править править код ] В 1995 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II впервые в истории Калмыкии была создана Элистинская и Калмыцкая епархия Русской Православной Церкви, в то время как история Православия в Калмыкии насчитывает не одну сотню лет. Первые письменные источники о крещении калмыков относятся к XVII веку. Документы сохранили интересный факт: в 1724 году Петр I подарил походную церковь Воскресения Христова внуку хана Аюки Баксадаю Дорджи, принявшему христианство с именем Петра Тайшина. Процесс принятия калмыками христианства был добровольным. При этом запрещалось применять какие-либо насильственные методы. Улусных православных церквей было несколько, они просуществовали до ухода большей части калмыков в Джунгарию в 1771 г. В том же году было решено воссоздать одну походную улусную церковь для русских чиновников, живших в Калмыцкой степи, и калмыков-христиан. 30 декабря 1846 года Николай I издаёт указ «О заселении дорог на калмыцких землях в Астраханской губернии», который предусматривал создание поселений на территории Калмыцкой степи. В результате здесь появились переселенческие села Плодовитое, Тундутово, Обильное, Садовое, Приютное, Элиста и другие. Вскоре крестьяне стали возводить в них первые стационарные православные храмы. В 1924-25 гг. в Калмыцкой автономной области было 17 православных приходов и церквей. К 1940 г. в результате атеистической политики советского государства все церкви до одной были уничтожены.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кал...

Скачать epub pdf Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Основные события истории Русского государства, включая государственную политику по отношению к Церкви Основные события истории Русской Церкви 1917, 2 марта Отречение императора Николая II от престола. Образование Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым 1917, 3 марта – 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля – 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа – 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89270.html 03 октября 2010 Игорь Потемкин Генерал Ефремов – человек и военачальник Источник:  http://moscvichka.ru/News/?p=4878 Москвичка Жизнь и героическая смерть генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова – яркий пример беззаветного служения Родине, образец мужества и верности воинскому долгу. Многие советские генералы снискали славу в сражениях Великой Отечественной и сложили свои головы на алтарь Победы. Но тут – случай особый... Военная карьера Михаила начиналась в Первую мировую. Боевое крещение он получил прапорщиком в знаменитом Брусиловском прорыве. С 18-го года – активный участник гражданской. Смышленого и храброго командира приметил во время обороны Астрахани Сергей Миронович Киров. А знаменитый рейд на Баку отряда бронепоездов под его командованием (комиссаром был Анастас Иванович Микоян) накануне Первомая 1920 года стал образцом военного искусства того времени. Сам Киров дал Ефремову рекомендацию для вступления в партию. После гражданской Михаил Григорьевич прошел все командирские ступеньки – до командующего округом и генерал-инспектора пехоты РККА. До 41-го года ему довелось покомандовать пятью округами! Ничего подобного в практике военного строительства нашей страны не было. В разгар " чисток " он едва спасся. " Лепили " ему несколько статей, и все расстрельные. Ниточка потянулась от Павла Ефимовича Дыбенко – легендарного председателя " Центробалта " , наркома военно-морских сил в первом советском правительстве. В 30-х годах он возглавлял Приволжский военный округ, где Ефремов командовал стрелковым корпусом. У них сложились не только деловые, но и дружеские отношения. Взяли Павла Ефимовича, как обычно, под надуманным предлогом и изувечили в застенках НКВД. Он не выдержал, оклеветал своего товарища. Когда Ефремова привели на очную ставку, рассказывал мне его сын Михаил Михайлович, он узнал Дыбенко с трудом. И на вопрос: " Как же ты мог, зачем оклеветал меня? " только и ответил: " Меня жутко пытали, Миша. Прости, если можешь... " Но что написано пером...

http://religare.ru/2_89270_1_21.html

Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

Астрахань. Кремль. Церковь Николая Чудотворца на Вратах. Никольская церковь на Вратах Карта и ближайшие объекты В 1728 году по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена Никольская церковь за ветхостью была сломана, а иконостас с утварью были перенесены в Успенский собор. Новый, настоящий храм был построен по инициативе астраханского купечества. 15 апреля 1729 года их представитель купец Афанасий Крашенинников обратился к Астраханскому епископу Илариону с просьбою выдать ему храмоздательную грамоту для закладки церкви. К 1739 году строительные работы были закончены, и в этом же году новосооружённый храм был освящён епископом Иларионом. Никольские ворота получили свое название во время возведения каменного Астраханского кремля по расположенной на этой северной проездной башне церкви во имя Св. Николая Мирликийского. Возведение надвратных церквей на крепостных стенах подразумевало в соответствии с христианской символикой покровительство и защиту населению от того святого, чьим именем назывался надвратный храм. Размещенный на проездных вратах со спуском, ведущим к узкой береговой полосе Волги, храм назывался астраханцами " Никола на воротах " . Рядом с ним был главный причал Астрахани, получивший название Никольская пристань.  К 1728 году Никольская надвратная церковь обветшала и по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена была разобрана. Грамота на возведение нового надвратного храма была выдана в 1730 году, а строительство завершено в 1738 году. За период своего существования церковь неоднократно меняла свое назначение. Известно, что в 1839 году она была передана Астраханской инженерной команде, в 1890-х годах храм передается старообрядцам-единоверцам и именуется в местной прессе " единоверческой Никольско-Кремлевской церковью " , а в 1895 году, после возведения в городе специального единоверческого пятиглавого храма во имя Вознесения Господня, Никольская церковь вновь становится никонианской. В советское время Никольская надвратная церковь использовалась некоторое время для нужд астраханского кремлевского гарнизона и претерпела значительные изменения и утраты в интерьере и планировке. Строения Никольского храма носят в себе характер русской средневековой архитектуры: массивные стены, проездные ворота с монументальными каменными сводами, с малой главой над шатровым покрытием и нарядным архитектурным декором западного фасада, выполненного из белого камня. Внутреннее убранство было утрачено в послереволюционный период, до наших дней сохранились только потолочные росписи, реставрированные в 1980-е годы...

http://sobory.ru/article/?object=02863

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий Демидов: «В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов» Эксперт в области церковнославянского языка о VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» 26.05.2012 531 Время на чтение 4 минуты Как сообщала «Русская народная линия», одной из основных тем VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» стал церковнославянский язык . В конференции принял участие ведущий специалист в области церковнославянского языка доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Григорьевич Демидов . Мы попросили Дмитрия Григорьевича поделиться своими впечатлениями от прошедшего форума. Я впервые участвую в подобном плавании и даже не представлял, что таковые возможны. Когда-то в далеком советском детстве я плавал на теплоходе вместе с родителями по экскурсионной путевке Ленинг рад-Астрахань-Ленинград. Корабль заходил во все древние русские города, нам показывали монастыри, но показывали их только как достопримечательности, как объекты, которые интересны лишь туристам. Но и так ясно было, что монастыри - частица нашей истории. Когда я стал филологом-русистом, то принимал участие во многих профильных конференциях. В основном это были специализированные конференции с участием педагогов-словесников, где обсуждаются проблемы культуры речи, преподавания в разных классах, организации олимпиад по русскому языку. Но всюду ощущался недостаток более широкого круга общения, взгляда со стороны и апробации своего материала, свежей реакции тех, кто говорит по-русски, молится по-славянски и имеет свое личное отношение к обсуждаемым вопросам. Меня пригласили принять участие в путешествии-паломничестве, которое организовало Деловое общество «ДелоРус» и Александро-Невское Братство. Я слышал и до этого про это Братство и Александро-Невскую Лавру. Когда в Ленинграде были закрыты почти все храмы, кажется, только 15 действующих храмов было на весь город, я часто посещал Свято-Троицкий собор Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/26/dm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010