1172 Когда человек находится наедине и ему «аще от забытия злаго приидет воспомянутие принесенное от сатаны, женских и отрочат юных доброзрачных лиц, аще и благочестивых (не разборчиво), аще и не страстно возмнится нам воспоминание о сих, но ты не ими веры... сеть бо есть сатанина». Рукоп. 1281. л. 295. Эти слова очень сходны со словами Нила Сорского . Преп. Нила Сорского предание ученикам о жительстве скитском, 79. М. 1849. Это сходство объясняется одним и тем же источником (творение одного св. отца), которым, одинаково пользовались как преп. Нил Сорский , так и м. Даниил. 1173 Рук. 1281 л. 334–335. Подробное изложение этого учения сделано будет ниже при изложении 13-го посл. Даниила. 1175 Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII в. 99–101. 118. 107. 94. 110. Из слов одного древнего моралиста видно, что много было в то время таких женщин, иже своих чад небрегуще доити, но рабыня молоком питающе я и даром Божиим мечущися. Рукоп. Новг. Соф. библ. 1285 л. 34. Поучение к детем духовным. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачевым. Кн. II. полов. 2. отд. IV. Русские пословицы и поговорки Буслаева. 98. 1180 Рукоп. М. Д. А. 197 л. 333. Эта великолепная картина взята прямо из жизни, ср. Домострой. М. 1849. 82. 1185 Поучение к царем, князем, епископом, и попом и всем христианом еже неупиватися. Рукоп. Имп. Публ. библ. Q. 1. 331, л. 166. Стоглав изд. Кожанчикова. 137–138. Костомаров. 132–133. 1186 Памятники отреченной русской литературы, изд. Тихонравовым. т. II, М. 1863. 304. Чтен. в Общ. истор. и древн. Росс. 1847. 7. Прение Даннила митроп. с Максимом Греком Сочинения Максима Грека ч. II. 22. 39. 219. Курбский Сказания князя Курбского. Его свидетельство о Никандре. архиеп. Ростовском. 135. Акты истор. т. 1. 109. 1490 г. 159. Прав. Соб. 1861 г. ч. 1. 445, Приложение в XXIV. 1187 Рукоп. Софийской библ. 1289 л. 16–18. Поучение отца духовного к детям. Сочинения Максима Грека ч. II. 218. Г " рбештейн. Записки о Московии 64. Извращение зачения праздников справедливо возмущало многих пастырей церкви. см. напр. Рукоп. Импер, Публ. библ. Q. 1 255 л. 253. Поучение св. отец о праздницех Господских.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Этих указаний, по мнению Павла, было вполне достаточно для устранения всяких между старообрядцами сомнений относительно законности архиерейского поставления, совершаемого нужды ради и одним епископом, тем более, что старообрядцы и в прежнее время не показывали в отношении к этому обстоятельству той крайней притязательности насчет соблюдения самомалейших, даже не канонического, достоинства, правил, какою вообще отличаются и любят хвалиться перед православными. И действительно, старообрядцы, как заграничные, так и русские, ни относительно поставления Кирилла одним только Амвросием, ни даже относительно многих подобных же поставлений, происходивших впоследствии, когда у них имелось уже по нескольку епископов, нимало не смущались таким явным отступлением от основных церковных правил. Достойны замечания еще следующие два обстоятельства, относящиеся к поставлению Кирилла в епископы: 1) Когда происходило избрание наместника из трех предназначенных кандидатов, тогда еще не было решено или, по крайней мере, объявлено, на епископию какого града, на какую упразднившуюся или вновь открываемую епископскую кафедру он избирается, а было сказано об этом в выражениях неопределенных: «… избирается в епископа, господину митрополиту Амвросию наместником, на паству, идеже г-н митрополит определить изволит». Но при наречении и поставлении Кирилла уже необходимо было объявить, на епископию какого именно града он нарекается и поставляется, и непременно града, притом не малолюдного и жители которого принять его готовы, а не селения или какой-либо веси, так как правила воспрещают поставлять епископов даже для городов малолюдных (сардик. соб. пр. 7, «Кормч.» л. 110 об.), а будучи сельским епископом, т. е. хорепископом, он не имел бы власти (13 пр. анкирского собора) поставить кого-либо, даже в своей пастве в пресвитеры или диаконы «… без повеления градского епископа» 524 . Выбрать же епархиальный город для Кирилла было нелегко. В Буковине не имелось ни одного города, заселенного старообрядцами, – Климоуцы, Мехидра, Лукавец, даже сами Соколинцы – все это были селения, а не города; с другой стороны назначить город, не населенный липованами, или и город старообрядческий, но не в австрийских владениях, было бы противно изданному 6 (18) сентября 1844 года императорскому декрету о дозволении липованам иметь в Белокриницком монастыре своего епископа, власть которого здесь прямо ограничена пределами одних только липованских селений Буковины, так что поставлять кого-либо в священные степени для мест, не заселенных липованами, или для старообрядцев, живущих вне австрийской империи, по смыслу этого декрета, он не имеет права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

1 Собор этот известен под именем разбойничьего ( ονοδος ληςρικη ) 2 В этом послании содержится тоже, что и в предыдущем, но здесь полнее и с некоторыми прибавлениями. 3 Это послание отличается от предыдущего только началом, а в остальном (от слов: «вот я» — до конца) буквально сходно с ним. Ред. 4 Т. е. другим консулом. 5 Слова, поставленные в скобках здесь и далее, находятся только в латинском переводе, а в греческом тексте их нет. Ред. 6 Т. е. другим консулом. 7 По другим : Номий. 8 По другим : Мариниан. 9 гавальский, — гавиопольский. 10 Нара. 11 Зедомн. 12 архелаидский. 13 альский, — алальский. 14 зоарский. 15 Юлиан. 16 По другм : сиедронский, — синедрийский. 17 Матал. 18 данский. 19 Индим. 20 адарский, — адаврский. 21 евромский. 22 Еволгий. 23 пергеский, — парский. 24 карренский. 25 кефалонский. 26 ганейский. 27 фагонейский, — франгонейский. 28 мнитийский, — хиннисский. 29 Гратидий, — Грациан. 30 По другим : Праилия. 31 иворского. 32 Отрей, — Отрий. 33 арфского, — арцского. 34 егарский, — эгейский. 35 Квинт. 36 алалкоменский. 37 бриальский, — брулленский. 38 По другим : примнезийский. 39 карисский. 40 Кусин. 41 секторийского 42 кресский 43 ситтский, — септорийский. 44 Алкидим. 45 либурнский. 46 троглоский, — тлогский. 47 анхиаксский. 48 севастийский. 49 сивлийский. 50 Ло другим : ариасского, — адрасского. 51 андросийский. 52 идский. 53 Милин. 54 Фонтизиан. 55 Миван лиминийский, — Музоний лимерский. 56 Еферия. 57 цитейского. 58 лампский, — палпский. 59 топерский. 60 стовский. 61 орейский. 62 Деодат лизимахский. 63 кодрильский. 64 По другим : потлорский. 65 Маркеллин карисский. 66 адруметинский. 67 Рустикиан, — Руфин. 68 Отселе начинается, в первом заседании собора халкидонского, чтение деяний прежде бывших по делу Евтихия соборов — константинопольского (448 г.) и ефесского, известного под именем разбойничьего (449 г.). (См. выше истор. свед. о халк. соб. Ред. 69 Из ефесских деяний. 70 Деяние халкидонского собора. 71 Из ефесских деяний. 72 Деяние халкидонского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4150...

3) Помощник Настоятеля Вознесенского прихода, священник Григорий Томашевский представил Благочинному на особом листе отзыв от 2-го января 1879 г. такого содержания: «На основании предложения Вашего Высокопреподобия от 31 дек. за 791, относительно приобщения взрослых и младенцев больных и о прочем, имею честь представить свои соображения. 1) Мне кажется, что распоряжение об этом не относится к власти и действиям Благочинного, а зависит от Представителя Церкви – Архиерея. Одни Архиереи только могут и должны своею властью искоренять установления, обычаи в практике церковной в своих епархиях; Пр. 97, о Св. Духе гл. 27 Вас. Великого. 2) Касательно приобщения больных в Христианской церкви уже целые столетия никогда и никто не возбуждал вопроса: како причастити больного – с чашею ли, или без чаши, запасными ли св. дарами, или же остающимися по совершении Литургии. Буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причащением. (Поуч. к новоп. Иерею от Свят. л. 6-й изд. 1852 г. и книг. о долж. пресв. с. 116). Больные причащаются во всякое время (ст. 114), но не сказано непременно запасными дарами. В первые века христианства употреблялись и диаконы для разноски Божественной трапезы, остающейся после литургии (58 пр. VI всел. соб., Ап. пост. Кн. 8, гл. 13). 3) Бывают больные горловыми болезнями, не могущие проглотить св. частицу сухую, и дети, и взрослые; ужели же их оставить умирать без приобщения хотя одною Божественною кровию. Полагаю, что священник, допустивший это, при возможности причастить после обедни, должен быть безответен пред Богом любви, пред своею совестью и пред скорбными окружающими одр умирающего родными и близкими. У места ли тут формальность? Мф.26:28 ; Лк.18:15–16 ; Ин.6:55 ; Облич. Бог . Архим. Иннокентия §177. 4) Где есть возможность ежедневно служить Литургию, издревле практикуется обычай ближайших больных причащать после литургии с чашею (Учит. Изв.). Таким образом, если дозволительно и носить и возить величайшую Святыню и в отдаленные места, то чаша не составляет ещё такой неприкосновенной святыни, чтобы с нею нельзя ходить к больным 1170 . Евангелие святее чаши, и носится везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

52 « Маркион принадлежал к числу образованнейших людей среди христиан того времени. Именно образованность позволила ему создать “Антитезис” — сравнение еврейского Закона и Евангелия Христа, основная цель которого состоит в обнаружении противоречий, несогласованности между ними». См.: Светлов Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1996. С. 43. 53 Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994. С. 36. 54 «Какая же цена страданиям и смерти, если они лишь видимость? К чему они? — Не для того ли, чтобы справедливый Демиург справедливо потерял право на спасаемых через несправедливое убийство Праведника? Или для того, чтобы лишь по видимости умерев, Христос мог снизойти в ад и спасти из него тех, кто в аду к нему обратился, т. е. не ветхозаветных праведников, а Каина, содомитов, язычников?» См.: Свен-цицкая И. С. Указ. соч. С. 37. 55 У Э. Эванса (Е. Evans) есть статья «Tertullian’s Commentary on the Marcionite Gospel "/Studia Evangelica. Berlin, 1959. P. 699—705. 56 Кургинян С. Медведев и развитие/" Завтра». 2008. 18 (754). С. 1—2. 57 Тайная организация Thule была тесно связанна с нацистами. См.: Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., 1993. С. 162—169. 58 Лосев А. Ф. Критические замечания к диалогу «Кратил "/Платон. Соб. соч. В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 831. 59 Верлинский A. Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006. С. 118. 60 Букв.: «гостеприимным» (греч.). Речь идет о Черном море. 61 Своеобразный римский шовинизм. Ср.: «...на теплом Востоке и на Юге и народы более многочисленные, и дарования более яркие, в то время как все сарматы отличаются косным умом» (Tert. De an., 25, 7). 62 Ср.: Hrd. I, 216. 63 Malunt militare quam nubere. Маркион запрещал брак. Ср.: «Дидона... предпочла сгореть, чем выйти замуж (maluit... uri quam nubere)» (Tert. De ex., 13, 4) — осуждение второго брака. 64 liquores ignibus (конъектура: nivibus) redeunt. Любопытно рассуждение Т. Д. Барнеса по поводу этих слов: «...подробно описан ледяной холод края. Но возникает несоответствие: наряду с ледяными потоками и снежными горами, там появляются огненные озера (fiery lakes). Издатели исправляют текст, заменяя огонь снегом. В действительности, Тертуллиана снова подвела его память» (Barnes Т. D. Tertullian: a historical and literary study. 2 ed. Oxford, 1985. P. 199). Далее английский ученый ссылается на Геродота (Hrd. IV 28). Следует заметить, что Тертуллиан, очевидно, не имел в виду «огненные озера», в которые превращаются жидкости: Геродот рассказывал о появлении грязи при разведении огня, и карфагенский автор здесь достаточно точно, хотя и лапидарно, передает мысль «отца истории».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

II, с. 1). которое говорит о браках только христиан (συνσταται γμος χριστιανν κτλ), – ed cit. p. 15), хотя Zahariae и усматривает здесь косвенный намек на недозволительность даже смешанных браков православных с еретиками (см. его Gesch. des griechisch.-röm. Rechts S. 62). 301 На отсутствие такого запрещения прямо указывает составитель Номоканона в XIV титулах, усматривая в этом непоследовательность гражданского закона, определяющего брак, как divini juris communicationem (см. Nomoc. tit. XII, c. 13, – Pitra, ed. cit. t. II, p. 608; р. перев. проф. Нарбекова, стр. 453). 302 По закону имп. Юстиниана, изданному в 527 г. в случае разногласия разноверных родителей в вопросе о религиозном воспитания детей решающий голос должен принадлежать той стороне, которая стоит за воспитание в православной вере (σχιροτραν εναι κα τος λοις πικρατεστραν τν γνμην προστττομεν το πρς τν ρϑοδξαν πστιν τος παδας γοτνος, – l. 12, Cod. I. 5). Другая, более поздняя конституция (529 г.) решает вопрос о том, в какой вере следует воспитывать детей от смешанного брака, уже без отношения к воле родителей: ε τις νρ αρετιλς ρϑοδξ γυναικς συνοικοη τοναντον αρετικ γιν, ρϑοδξον νδρα χοι, ττοτων τεκνα πσι τρποις ρϑοδξα γινεσϑαι προστττομεν (l. 18, Cod. I. 5). 304 К этому нужно присоединить еще и ссылку на многовековую практику как греко-восточной, так и русской церкви, представляющую далеко не малочисленные примеры браков православных христиан не только с последователями других христианских исповеданий (еретиками), но и с нехристианами. См. Zhishman " a, o. c., S. 511–512, 533–536; проф. Павлова Номок. при Б. Требн., стр. 182–183; ст. анонимн. автора «О браке православных с неправославными» в Прав. Соб. за 1863 г., ч. I, стр. 6307, и др. 305 L. 20 Cod. V, 3; сн. юстин. Nov. CXIX, с. I, Относительно donationis ante и propter nuptias, кроме цит. специальной монографии А. Гуляева. см в курсах проф. Чиларжа (стр. 294–296), проф. Митюкова (стр. 326) и др. Читать далее Источник: Громогласов И.М. Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения//Богословский вестник. 1907. Т. 1. 1. С. 60–92; 2. С. 275–301; Т. 2. 7/8. С. 696–717; Т. 3. 9. С. 89–121; 11. С. 437–448; 1908. Т. 3. 11. С. 344–361; 12. С. 516–537. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

К стр. 425 – 431 примеч. В конце первой половины XVIII в. состав ниженазванных епархий был следующий: I. Суздальская епархия: Суздаль – 27 ц., в уезде – 315, Юрьев-Польский – 5 цер., в уезде – 110 ц., Шуя – 4 ц., в уезде – 23 ц., всего – 485 цер. 1184 В начале 30 – х гг. XVIII в. в Суздали были следующие храмы: соборы – Рождественский и Покровский, прих. церкви – Знаменская, Успенская, Николаевская, Предтеченская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Живоприемного Источника, Дмитриевская, Златоустовская, Смоленская, Царя-Константиновская, Входосошественская, Воскресенская, Космодамианская, Знаменская, Архангельская, Афанасьевская, Похвал Богородицы, Лазаревская, Крестовоздвиженская, Георгия Страстотерпца и Григория Богослова (Дел. Арх. Св. Син. 1731 г. 502, лл. 806 – 807), всего 25 цер. В г. Юрьеве-Польском – соборная Георгиевская, прих. – Воскресенская, Еленинская, Введенская и Сретенская – всего пять (л. 822), в г. Шуе – Воскресенский собор, прих. – Воздвиженская, Спасская и Покровская – всего 4 храма (л. 829). II. Вятская епархия. Вятской провинции – Хлынов – 4 соб. и 9 церквей ружных и приходских, в уез – 66 ц., Слободской – 2 соб., 4 цер., в уез. – 46 ц., Шестаков – 2 ц., в уез. – 1 ц., Орлов – 1 соб. 2 цер., в уезде – 8 ц., Котельнич – 1 соб., 3 цер., в уезде – 18 ц., Кайгород – 1 соб. и 1 ц., в уезде – 11 цер., всего 9 соб. и 171 ц. Пермской провинции – Кунгур – 1 соб. 3 ц., в уезде – 24 ц., Соликамск – 1 соб., 5 цер., в уезде – 1 соб. и 68 цер., Чердынь (а не Ярдынь, как напечатано) – 1 соб., 6 цер., в уезде – 30 цер., всего в Пермской провинции – 4 соб. 136 ц.; во всей епархии – 13 соб. и 307 цер. Храмы – в Хлынове большой собор Троицкий Николаевский, придельная – Ильинская; Спасский соб., Воскресенский соб.; прих. и ружные – Богородичная, Владимирская, Покровская, Сретенская, Вознесенская, Царя-Константиновская, Предтеченская, Всесвятская, Стефановская, Покровская; в Слободском – собор. Преображенская, соб. Вознесенская, прих. Афанасьевская (лл. 404, 464 – 465); в г. Шестакове – Благовещенская, Петропавловская и Вознесенская (л. 404 об.); Истобешкого стана – Покровская, Архангельская и Спасская; в г. Орлове – соб. Архангельская, прих. Николаевская и Благовещенская (л. 409); в г. Котельнич – соб. Троицкая, прих. Николаевская (л. 413); в г. Кунгуре – соб. Благовещенская, прих. Успенская, Преображенская и Тихвинского женск. монастыря (л. 431); в г. Кайгороде – соб. Воскресенская, прих. – Спасская и Николаевская (л. 437); в г. Чердыни – соб. Воскресенская, прих. Богоявленская, Преображенская, Николаевская, Прокопьевская, Губдорская(?), Воздвиженская, Рождественская, Спасская, Троицкая, Сергиевская, Войнесская (Иоанна Воина?) л. 439; в г. Соли Камской – соб. Троицкая, прих. Богоявленская, Рождественская, Спасская, Преображенского девичьего монастыря (л. 443), в г. Орле городке – соб. Похвалы Пр. Богородицы, прих. Николаевская (л. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

13) Основание монастыря или молитвенного храма без соизволения на то епархиального епископа (IV Всел. соб. прав. 4). 14) Обращение монастырей в мирские обыкновенные жилища (Карф. соб. прав. 53). 15) Рукоположение во пресвитера или дьякона хорепископом без соизволения епархиального епископа (Антиох. соб. прав. 10). 16) Самовольное удаление клириков от назначенной им церкви к другой (I Всел. соб. прав. 16; Сардик. соб. прав. 16). 17) Отправление должности при двух церквах одновременно, т. е. в той, в которую переведен, и в той, в которой служил прежде (IV Всел. соб. прав. 10; ср. 20). 18) Совершение сельскими пресвитерами службы в городских церквах (Неокесар. собор пр. 13). 19) Самовольная отлучка клириков и монашествующих в Константинополь и прожитие там (IV Всел. соб. пр. 23). 20) Подача прошений императору без соблюдения установленного для клириков порядка (Антиох. соб. прав. 11). b. Неповиновение и противление власти. 1) Сопротивление епископа принять управление епархией, в которую он законно рукоположен (Антиох, соб. прав. 17 и 18). 2) Совершение священных служб лицом, лишенным епископства или священства (Антиох. соб. пр. 4). 3) Возмущение пресвитера против епархиального епископа, самовольное отделение от него и совершение службы с своими сообщниками (Ант. соб. пр. 5; Карф. соб. пр. 10 и 11). 4) Сопротивление клирика возведению его на высшую степень по желанию епархиального епископа (Карф. соб. пр. 40). 5) Удаление клириков в иную епархию и их упорство возвратиться в свою по призыву и увещанию епархиального епископа (Ант. соб. прав. 3; Карф. соб. прав. 65 и 66). 6) Неподчинение епархиальному епископу со стороны клириков и мирян, состоящих при мученических храмах, богадельнях и монастырях. (IV Всел. соб. пр. 8). 7) Составление скопищ против епископа или соклириков (IV Всел. соб. прав. 18). 8) Составление мирянами молитвенных собраний без законно поставленного пресвитера (Гангр. соб. пр. 6). с. Злоупотребление по управлению и распоряжению церковным имуществом и доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

а) Со стороны митрополита или первого епископа области, который по каким-либо видам дает грамоту на владение спорным местом известному епископу, и последний, основываясь лишь на ней, «учинит нашествие – по выражению правила – на епархию другого» (прав. 134). b) Со стороны соседнего епископа, который в видах приобретения будет всеми мерами стараться об обращении раскольников чужой епархии, тогда как местный епископ по соображению обстоятельств найдет более удобным для блага церкви на время приостановить употребление прямых мер к их обращению (прав. 135). В виду сих и подобных злоупотреблений право каждого епископа гарантируется тем, что расширение и сокращение пределов епархии производится только по суду областного собора, причем для тяжущихся предъявляется выбор: решить ли свое спорное дело правильным ведением судебного процесса (перед собором), или же третейским судом (прав. 134 и 135). 5) Удаление епископа в иную епархию и отправление в ней обязанностей епископа, например, «рукоположения и устроения дел, до него не принадлежащих» (II Всел. соб. пр. 6; Ант. соб. пр. 13), без соизволения епархиального епископа (Ант. соб. прав. 22). 6) Рукоположение в своей епархии клириков, принадлежащих другому епископу и без его соизволения (I Всел. соб. прав. 16). 7) Принятие в клир принадлежащих другому епископу клириков (IV Всел. соб. прав. 20; Сардик. соб. прав. 15; Карф. соб. прав. 101). 8) Принятие епископом кого-либо из монастыря другой епархии и поставление принятого в свой клир или в монастырь игуменом (Карф. соб. прав. 91). 9) Переход из одной области в другую, из одного города в другой – епископа, пресвитера и дьякона (I Всел. соб. прав. 15; IV Всел. соб. прав. 5; Ант. соб. прав. 21). 10) Притеснение, оказываемое епархиальному епископу проживающим в его епархии епископом, не принятым в той, к которой назначен (Анк, соб. пр. 18). 11) Принятие в общение клириков, изверженных от сана по суду их епархиального епископа (Карф. соб. прав. 9), и вообще 12) отлученных своим епископом (Ант. прав. 6; Сардик. соб. прав. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

589 Соб. V, 4. Срав. Соб. VII. S. «Греховная наклонность» в человеке и " похоть« в смысле «concupiscentia carnis» как было выяснено раньше, одно и тоже у преп. Кассиана. 595 Можно конечно не соглашаться с его толкованием искушений Господа, но указанием трех главных страстей в числе восьми указанных должно быть принято. 598 Ibid. Так как все восемь страстей одна через другую возводятся к двум главным началам, то явно, что каждые две рядом стоящие страсти находятся в более близхком причинном отношении между собой, нежели с другими. Преп. Кассиан и говорит, что блудная страсть особенным союзом соеденина с чревоугодием, гнев с сребролюбием, уныние с печалью, а гордость с тщеславием. Соб. V, 10. 616 Соб. V, 4. Кассиан различает три рода блуда: 1) смешение обоего пола, 2) блуд без смешения с женщиной, 3) блуд в уме и сердце. 648 В доброт сказано: «смирение рождается от веры, от страха Божия». «См. русск. цер. твор. I Касс стр. 162. 656 Inst, VIII, 18. Гнева три рода: 1) гнев, который пытает внутри, по-гречески νυς (яролсть); 2) гнев, который прорывается в слове и деле – σργ и 3) гнев, который сохраняется долгое время – злопамятство. Соб. V, 11. 672 Inst. II. Тщеславия два рода: 1) превозношение видимыми вещами; 2) суетная похвала из-за духовных предметов. Гордость тоже – духовная и плотская. Соб. 5, 12. 721 Соб. 1, 20. Для примера И. Кассиан приводит прельщение аввы Иоанна, которому дьявол внушил неумеренный пост. Соб. 1, 21. 727 Соб. II. Добродетель рассудительности в данном случае можно сопоставить с одной из четырех стоических добродетелей – мудростью. 742 Coб.VIIб 10. Впрочем преп. Кассиан преписывает им, а равно и душе человека, тело (Соб. VII, 13), но это только по сравнению с метофизической простотой Божией. Под телом в данном случае Кассиан понимает духовную субстанцию, через которую «состоят» ангелы и души человеческие. «Habent enim secundum se corpus, quo subsistund, гов. он и ссылается на Ап. Павла ( I Kop. XV, 40, 44 ). См. Mign. t. 49. p. 684. Coll. VII, 13. Что тело у Кассиана означает просто содержание предмета, ясно еще из Coll, 1, 20.; «Corpus nostril propositi».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010