В композиции «Собор Оптинских старцев» И. изображен, как правило, в левой части, позади преподобных Моисея и Амвросия Оптинских. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. (Введенский собор Оптиной пуст.). К прославлению Оптинских старцев иконография разработана Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в 1996 г. (Владимирская ц. мон-ря) и позднее (ц. св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни), в 1997 г. игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Димитрием Ермолаевым для Казанской ц. Неск. подобных образов исполнено в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писались также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Изображение И. (голова не покрыта, десница на груди) без индивидуальной разработки образа имеется на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет]/Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 21; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. С. 197, 202, 204, 216, 240, 276. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/578408.html

   Вечером 13/26 июля перед торжественным всенощным бдением в Свято-Введенском монастыре Оптиной пустыни Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был совершен чин канонизации в лике местночтимых святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших.    В слове Его Святейшества подчеркивалось особое значение и высота старческого служения Богу и ближним.    После того как Святейший Патриарх зачитал Деяния Архиерейского собора о канонизации преподобных Оптинских старцев, на амвон Введенского храма из алтаря была вынесена большая икона новопрославленных преподобных, которой осенили всех молящихся. После пения тропаря, кондака и величания преподобным началось всенощное бдение Собору Оптинских старцев.     27 июня/10 июля 1998 года состоялось обретение мощей преподобных Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия старшего, Варсонофия и Анатолия младшего Оптинских.    Работы по обретению мощей преподобных Оптинских старцев начались за несколько дней до радостного события. 7 июля было получено долгожданное благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступить к раскопкам. Во время праздничного всенощного бдения накануне дня памяти преподобного Никона Оптинского исповедника собор священнослужителей вышел к месту раскопок. Пропели величание преподобным старцам Оптинским, помолившись об успешном завершении дела при содействии помощи Божией. 10 июля раскопки были завершены, и переоблаченные святые мощи преподобных старцев были положены в заранее приготовленные деревянные раки и выставлены для поклонения во Введенском соборе монастыря.     10/23 октября того же 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный храм-усыпальницу в честь Владимирской иконы Божией Матери, куда и были торжественно перенесены святые мощи преподобных старцев при большом стечении народа.     На Юбилейном Соборе 2000 года преподобные старцы Оптинские были причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Празднование Собору преподобных Оптинских старцев установлено 11/24 октября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

11.10 Собор преподобных Оптинских старцев Тропарь, глас 6: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,/молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев Собор преподобных Оптинских старцев. Составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891,. память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий (†1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†1913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†1922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938,. память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жаждущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

написан прямолично в рост вместе с др. преподобными старцами Оптиной пуст. на зап. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Ю. Н. Захаров) и на сев. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Захаров). В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» М. изображен в 1-м ряду правой группы рядом с прп. Львом. Первый такой образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и передан в Оптину пуст. К прославлению Оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Мушкетовой (икона из Владимирской ц. мон-ря), в 1997 г.- игум. Ипатием вместе с Дмитрием (Ермолаевым; впосл. игум. Иларион) (Казанская ц. мон-ря). Неск. подобных образов создано в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писались также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Лука (Головков). Традициям верны. 2010. С. 65). На иконе, созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова), преподобные изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита. Образ М. включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, иконописец Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. Оптинскими преподобными М. изображается на совр. иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», написанных, с дополнениями фигур новопрославленных святых, по образцам мон. Иулиании (Соколовой), напр. на иконе 2002 г. М. В. Пыжова (ц. Воскресения Христова в Сокольниках, Москва). Ист.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 4-7. Лит.: Духовные светочи России. С. 230-232. Кат. 208-210; Зеленина Я. Э. Живописец Оптиной пуст.: Портреты Оптинских старцев работы иеросхим. Гавриила (Спасского)//Светильник. М., 2002. Нояб./дек. С. 49-55. Вкл. Т. В. Анатониева, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Вечером 13/26 июля перед торжественным всенощным бдением в Свято-Введенском монастыре Оптиной пустыни Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был совершен чин канонизации в лике местночтимых святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. В слове Его Святейшества подчеркивалось особое значение и высота старческого служения Богу и ближним. После того как Святейший Патриарх зачитал Деяния Архиерейского собора о канонизации преподобных Оптинских старцев, на амвон Введенского храма из алтаря была вынесена большая икона новопрославленных преподобных, которой осенили всех молящихся. После пения тропаря, кондака и величания преподобным началось всенощное бдение Собору Оптинских старцев. 27 июня/10 июля 1998 года состоялось обретение мощей преподобных Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия старшего, Варсонофия и Анатолия младшего Оптинских. Работы по обретению мощей преподобных Оптинских старцев начались за несколько дней до радостного события. 7 июля было получено долгожданное благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступить к раскопкам. Во время праздничного всенощного бдения накануне дня памяти преподобного Никона Оптинского исповедника собор священнослужителей вышел к месту раскопок. Пропели величание преподобным старцам Оптинским, помолившись об успешном завершении дела при содействии помощи Божией. 10 июля раскопки были завершены, и переоблаченные святые мощи преподобных старцев были положены в заранее приготовленные деревянные раки и выставлены для поклонения во Введенском соборе монастыря. 10/23 октября того же 1998 года , в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный храм-усыпальницу в честь Владимирской иконы Божией Матери, куда и были торжественно перенесены святые мощи преподобных старцев при большом стечении народа. На Юбилейном Соборе 2000 года преподобные старцы Оптинские были причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Празднование Собору преподобных Оптинских старцев установлено 11/24 октября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Вознесите, преподобные отцы, молитвы ваши к Богу,/как кадило благоуханное,/обо всех, чтущих вашу святую память,/помогая нам в скорбных обстоятельствах Богу угождать/и удостоиться наследования жизни вечной. Множество монахов ныне во святей Оптине обители/торжествует, величая собор Богоносных старцев,/Богом дивно прославленных,/принесем и мы хвалу Христу Спасителю нашему,/прославляющему прославльших Его. Множество монахов ныне/во святой Оптиной обители торжествует,/величая собор Богоносных старцев,/Богом дивно прославленных;/принесем и мы хвалу Христу, Спасителю нашему,/прославляющему прославивших Его. Слава: Воспоим, братие, песнь нову Господу Иисусу,/прославльшему днесь велий сонм старцев Оптинских,/и с верою поклонимся Ему,/да не отринет от Лица Своего и нас грешных рабов Своих,/чающих себе спасения их молитвами. Слава: Воспоем, братия, песнь новую Господу Иисусу,/прославившему в сей день великий сонм старцев Оптинских,/и с верою поклонимся Ему,/да не отринет Он от лица Своего/и нас, грешных рабов Своих,/чающих себе спасения по их молитвам. И ныне: Родила еси безлетнаго Сына, Пречистая,/плоть нашу приимшаго,/Кровию Своею на Кресте омывшаго от грехов падшаго Адама,/умоли убо Спаса нашего/избавити нас от вечныя смерти. И ныне: Родила Ты вечного Сына, Пречистая,/принявшего нашу плоть/и Кровию Своею на Кресте омывшего от грехов падшего Адама;/умоли же Спасителя нашего избавить нас/от вечной смерти. Светилен Процвели есте, яко финикс, давидски,/и обители явистеся Духа Пресвятаго:/и славнии вселенней показашеся./О нас непрестанно молите, почитающих верою/пречестную память вашу, преподобнии. Процвели вы, как пальмы, по псалму Давида,/и сделались обителями Духа Пресвятого:/и славными явились всей вселенной./О нас, почитающих с верою всесвященную память вашу,/непрестанно молите, преподобные. Слава, и ныне, Богородичен: Тя песньми немолчными ублажаем Дево./Яко от Троицы Единаго родила еси, Богородице,/и носиши на Божественную руку Пребогатое Слово,/непременно и неизменно. Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, Дева Богородица,/мы песнопениями неумолкающими прославляем,/ибо Одного из Троицы Ты родила/и носишь на непорочных руках Божественное Слово,/воплотившееся без смешения и изменения.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-sob...

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. Старец Леонид (в схиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин, † 1841; память преподобного Льва Оптинского – 11/24 октября в Соборе Оптинских старцев) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости занимался торговлей, служил приказчиком, много ездил по России. В возрасте 29 лет поступил послушником в Оптину пустынь, но вскоре перешел в пустынь Белобережскую, где принял постриг и рукоположение в священный сан. В 1804 году он стал настоятелем Белобережской пустыни, сменив при этом своего наставника отца Василия (Кишкина). Еще до своего настоятельства отец Леонид познакомился со старцем Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского . В 1808 году отец Леонид, оставив управление обителью, последовал за старцем Феодором в затвор и некоторое время подвизался вместе с ним и с иеромонахом Клеопой в лесной келии. В этот период он келейно принял схиму с именем Лев (см. примеч. 52 к гл. «Отец схиигумен Герман»). Затем отшельники удалились на Валаам, а в 1817 году перешли в Александро–Свирский монастырь. Старец Феодор скончался в 1822 году. В 1829 году отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в устроенный архимандритом Моисеем (Путиловым, † 1862; память – 16/29 июня) Иоанно–Предтеченский скит Оптиной пустыни, где сделался основателем старчества. За духовным утешением к отцу Леониду стали обращаться толпы мирян; ежедневно настоятель и братия обители открывали ему помыслы. По молитвам старца исцелялись больные и одержимые. Скончался подвижник 11 октября 1841 года. О нем см.: Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида/Сост. иером. Климент (Зедергольм) . М., 1876. (2–е изд. – 1890.) О нем и др. Оптинских старцах: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. N.Y.: Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Петрович Пономарёв (1867 (1866) - 1918), сщмч. (пам. 28 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. По окончании в 1885 г. народного уч-ща был определен на должность псаломщика к Никольской ц. с. Осинцевского Ирбитского у. Пермской губ. (ныне Ирбитский р-н Свердловской обл.). 18 сент. 1902 г. переведен к ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Шогринского того же уезда (ныне Артёмовского р-на Свердловской обл.). В авг. 1916 г. рукоположен во диакона к той же церкви. Во время гражданской войны, в июле 1918 г., началось наступление белых и чехословацких войск в Ирбитском у. Большевистские власти в ответ стали проводить аресты и расстрелы духовенства. Примерно 10 авг. 1918 г. Н. был мобилизован на ст. Егоршино (ныне в черте г. Артёмовского) на общественные работы, вскоре после чего был убит большевиками. Точная дата и место мученической кончины неизвестны: предположительно Н. был убит до прихода белогвардейских частей на ст. Егоршино 21 сент. того же года. В кон. 1918 - нач. 1919 г. имя Н. вошло в список убитых в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, к-рый был составлен с целью их поминовения во всех храмах и мон-рях епархии. Имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 46, 94, 97; ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16854; ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Лит.: Троицкий Ф., свящ. Из пережитого//Изв. Екатеринбургской Церкви. 1918. 17/18; Ирбит//Зауральский край. 1918. 6 нояб.; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008. С. 538-540; ЖНИР. Июль. Ч. 2. С. 148. Н. Л. Стукова Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565786.html

Но батюшка всегда с осторожностью просил относиться к подобным обетам: «Обет, как клятва, так и остается на суд Божий, на совести нашей. Лучше тебе не обещать, нежели не исполнять то, что ты обещал. Почему всегда говорим: вы не обещайте ничего. Вы только всегда говорите простое слово: «Буду стремиться, с Божьей помощью. Как Бог управит» и «Как Бог поможет». Уже обеты давать не будешь ты. Уже той глубокой ответственности у тебя не будет. Вот. Сколько в нас ложных этих обещаний, у каждого из нас. Никогда не будьте легкомысленными, а если что обещал – бери, свято исполняй». 361 «Вспомним, родные мои, об обещаниях, о ложных обещаниях, их тьма у каждого на душе. И по силе, возможности дай, Господи, что мы обещали, то и исполнить. Особенно те обещания, которые относятся ко храму Божьему, к молитве, особенно эти стараемся обещания исполнять. Лучше никогда ничего не обещать по легкомыслию, нежели не исполнять в жизни своей». 362 243 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 246 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 248 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 252 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.: ДАРЪ, 2009. С. 54. 255 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.:ДАРЪ, 2009. С. 543. 258 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.:ДАРЪ, 2009. С. 543. 279 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 1. А-0.–М.: ДАРЪ, 2009. С. 412. 302 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального.19 мая 1997 309 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 341 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя 2-я Великого поста. Собор преподобных Киево-Печерских. 4 марта 1999 г. 343 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Седмица 6-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 1997 г. 345 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Зак- хее. 24 января 1999 г. 362 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1998 г. Читать далее Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура)/Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 672 с.: ил., с. цв. ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > 24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев 24.10.2008 460 Время на чтение 5 минут Сердце наше наполняется неизъяснимой радостью, и от избытка сердца говорят уста (Лк. 6, 45) о величии духовного подвига, святости жизни и божественной славе, евангельской простоте и деятельной жертвенной любви старцев Оптиной обители, которая простиралась на всех приходивших к ним в скорбях и радостях за помощью и советом. В течение целого столетия Оптина была источником духовного просвещения для всего русского общества: от некнижных простецов до философов и писателей, от крестьян до царственных особ, от монашествующих до церковных иерархов. Для всех приходивших сюда монастырь был целебным источником, врачевавшим душевные раны; всякий паломник уходил отсюда просветленным и преображенным, укрепленным духовно, на всю жизнь записав на скрижалях своего сердца евангельскую любовь и святость жизни оптинских монахов. Воистину дивен подвиг их жизни, он вписан в летопись российской святости. В прославлении… угодников Божиих мы усматриваем особое благословение Божие к нам, действие божественной благодати, укрепляющей каждого человека и проявляющейся видимым образом через свои избранные сосуды на земле. Мы видим свидетельство непрерываемой связи времен, которое проявляется через духовный опыт старцев Оптиной пустыни. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010