Преподобный Макарий (в миру – Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 года и происходил из дворян Орловской губернии. В 22 года Михаил Николаевич поступил в Площанскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Мелхиседек, а при постриге в мантию в 1815 году был наречен в честь преподобного Макария Египетского . В 1834 году отец Макарий поступил в скит Оптиной пустыни, где стал сподвижником и сотрудником старца Льва в деле возрождения старчества, а после кончины своего учителя – преемником его по старческому служению. Преподобный Макарий исполнял должность начальника скита. Он руководил изданием святоотеческих трудов, что объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Сохранилось множество писем преподобного Макария к монашествующим и мирянам, в которых он учит, прежде всего, смирению. Скончался иеросхимонах Макарий 7 сентября 1860 года. Преподобный Амвросий – ученик преподобных Льва и Макария. Преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был прославлен в лике святых в год тысячелетия Крещения Руси. Житие преподобного Амвросия помещено на с. 67. Преподобный Моисей (в миру – Тимофей Иванович Путилов) родился 15 января 1782 года в Борисоглебске Ярославской губернии и был старшим сыном серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны. В 22 года Тимофей с братом Ионой, который впоследствии стал игуменом Саровской пустыни, поступил в Саровский монастырь, где в то время жил преподобный Серафим. Из Сарова он перешел в брянские леса, где обитали иноки, ищущие уединенной безмолвной жизни. Там он был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Моисея Мурина. В 1822 году отец Моисей был вызван из брянских лесов епископом Калужским Филаретом (Амфитеатровым) для устройства при Оптиной пустыни уединенного скита. Тридцать семь лет схиархимандрит Моисей исполнял должность настоятеля обители. Оптина пустынь обязана ему как внешним благоукрашением и устройством, так и внутренним благочинием. Преподобный Моисей пригласил отца Леонида (старца Льва) поселиться в Оптиной пустыни и защищал его от несправедливых гонений и клеветы. Отец Моисей был очень нищелюбив. Он покупал даже ненужные вещи, чтобы помочь нуждающемуся продавцу. Скончался схиархимандрит Моисей 16 июня 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В августе 1860 года государственные крестьяне пригородной слободы города Борисоглебска Станичной обратились в Тамбовскую Духовную консисторию и Тамбовскую Палату Государственных Имуществ с ходатайством о постройке в их слободе каменной церкви. Первоначально планировалось строительство двухпрестольного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и во имя преподобного Алексия, человека Божия. Особым и весьма важным духовным фактом начальной истории Знаменского храма города Борисоглебска является то, что рассматривал поданные прошения и другие документы, а также давал благословение на строительство Знаменского храма святитель Феофан Затворник, возглавлявший Тамбовскую кафедру в 1859-1863 г.г. Храм был построен в 1869 г. в Станичной слободе на средства прихожан, в том же году освящён по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко). С того времени богослужения в храме фактически не прекращались до сегодняшнего дня. В годы богоборческого лихолетья решался вопрос о закрытии храма. Храм лишился большинства колоколов. Святыни храма: чтимые икона Божией Матери «Отрада» («Утешение»), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (афонского письма), икона «Собор преподобных старцев Оптинских» с частицами мощей Оптинских старцев (написана насельниками Оптиной пустыни в 2000 году), икона Божией Матери «Скоропослушница» (передана в храм из разрушенного Лысогорского Свято-Успенского женского монастыря). Икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение», - одна из главных святынь обители, находившейся в селе Таволжанка Новохоперского уезда. Образ написан иеромонахом Серафимом (Титовым) на Святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1875 году и был передан Знаменскому храму из разрушенного Таволжанского Казанского женского монастыря. По свидетельству монахинь монастыря, тысячи с верою притекающих к этой чудотворной иконе богомольцев получали исцеление телесных недугов, избавление от скорбей и утешение в печали. В храме имеются три книги Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, отпечатанные в 1805 году в Киево-Печерской Лавре.

http://sobory.ru/article/?object=11533

Собор саровских старцев поистине не менее велик и ярок, чем собор старцев оптинских. Однако в отличие от Оптиной пустыни, духовный расцвет которой приходится почти на столетие позже, Сарову не пришлось стать центром духовной жизни России своей эпохи. Расцвет Сарова во второй половине XVIII – начале XIX веков совпал с глубоким охлаждением к вере среди аристократии и образованных сословий. Даже среди представителей высшей церковной иерархии, в то время также нередко далеких от подлинного духа церковности, саровские подвижники часто не находили должного понимания. Редким исключением из этого ряда был митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, который, будучи сам истинным иноком и ценителем подлинного монашеского опыта, стремился возродить духовную жизнь в своей епархии. Для этой цели он привлекал и саровских монахов. В том числе оттуда он взял настоятеля в Новгородский Юрьев монастырь, привлекал воспитанников Сарова и к миссионерской деятельности, особенно среди раскольников. Однако самой, пожалуй, выдающейся «находкой» митрополита Гавриила был валаамский игумен Назарий, приглашенный митрополитом на это место прямо из отходной пустынной келлии Сарова. Именно игумену Назарию удалось не просто начать дело возрождения пришедшего в упадок древнего Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, но и воссоздать на островах Валаамского архипелага целую монашескую колонию, включавшую, помимо основного монастыря, скиты, пустыни, келлии, – словом, поистине, русский Афон, сходство которого с идеалом монашества – Святой Горой состояло в преемственности духовного молитвенного опыта, а подчеркивалось уединенным положением и необычной природой архипелага. Однако и Валаам, несмотря на свою широкую известность, так же, как и Саров, остался тайной для мира, а многих подвижников его мы знаем, в лучшем случае, только по именам. Расположение пещер в Саровской пустыни Расположение пещер в Саровской пустыни Итак, к величайшему сожалению, Саров, как и некоторые другие выдающиеся монастыри его духа и поколения (Площанская пустынь, Пешношский монастырь и др.), в силу ряда внешних причин не имел того влияния на духовную жизнь русского общества, какое имела с середины XIX века Оптина.

http://pravoslavie.ru/3375.html

По свидетельству современников, портрет Троекуровского затворника находился в келье преподобного Амвросия Оптинского среди изображений дорогих ему людей. В 1839 году молодой человек, преподаватель Липецкого духовного училища Александр Михайлович Гренков прибыл к старцу для того, чтобы попросить его благословения на поступление в монастырь и совета - в какой? «Иди прямо в Оптину,- ответил старец и прозорливо прибавил: - Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает». И преподобный Амвросий стал истинным продолжателем дела великих старцев, одним из тех святых, которых особенно почитают и любят на Руси. В селе Троекурове (ныне Лебедянский район Липецкой области) отец Иларион поселился в 1824 году и провел здесь последние 29 лет своей жизни, никуда не выходя из своей келлии, кроме как в церковь. Со временем рядом с ней в простых, крытых соломой хижинах начали селиться его духовные чада - благочестивые девицы и вдовы. Так возникла сначала женская община, а затем - Троекуровский Богородичный женский монастырь, значительную поддержку которому оказывал местный помещик В.А. Раевский. Предчувствуя скорую кончину, старец Иларион сам подготовил место своего погребения: пещеру, над которой вскоре после его отшествия В.А. Раевский поставил деревянную церковь. Ее главный престол был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, которую особо почитал старец, другой - во имя его небесного покровителя преподобного Илариона Великого. Впоследствии на этом месте был возведен каменный собор. Троекуровская обитель просуществовала до 1927 года, до начала массовых гонений на верующих. После ее закрытия на территории монастыря расположился консервный завод, храмы были разорены, полуразрушены, перестроены до неузнаваемости. Возрождение монастыря началось в 1993 году, когда там была создана приходская община. С 1997 по 2003 год шло восстановление главного храма обители - Михаило-Архангельского. Прихожан особенно волновал вопрос: сохранились ли в засыпанной крипте честные останки угодника Божия? И наконец, 13 июля 1999 года состоялось обретение мощей, которые были перенесены в храм и помещены в специальной раке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

  В одном из своих слов Святейший Патриарх Кирилл отметил: несмотря на то, что мы много говорим о подвиге новомучеников и исповедников, необходимо продолжать говорить о них и «так, чтобы было слышно всем… Потому что новомученики это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация» Свое сообщение сегодня я хотел бы посвятить «оптинским героям».   В собор преподобных Оптинских старцев, прославленных в 2000 году, входят последний настоятель Оптиной пустыни преподобномученик Исаакий (Бобраков) и преемник Оптинских старцев преподобноисповедник Никон (Беляев). Их жития, как и житие преподобноисповедника Севастиана Карагандинского, бывшего оптинского насельника, весьма знакомы многим. Однако гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке коснулись всех насельников Оптиной пустыни, выявив среди них некоторое число преподобномучеников и преподобноисповедников, имена которых мало известны за пределами обители.   Исследования 2002–2007 годов подготовили материалы для прославления в лике новомучеников и исповедников 17 оптинских насельников, пострадавших в годы репрессий XX века. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2016 году было установлено празднование Собору всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, куда входят 32 прославленных имени – из них 12 преподобных, 15 преподобномучеников, 4 преподобноисповедника и 1 мученик. Торжество это отмечается 24 октября, в день памяти преподобного Льва – первого Оптинского старца.   Проведенные исследования открыли ранее неизвестные страницы истории Оптиной пустыни времен безбожных гонений. На основе имеющихся материалов, представленных монастырскими документами и документами режимных ведомств, а также различных мемуарных источников, можно сделать краткий исторический обзор, чтобы на фоне его увидеть жизненный путь оптинских насельников, засвидетельствовавших исповедание своей веры в Бога страданиями и смертью.   Следует отметить, что в результате поисков удалось установить имена 373 оптинских насельников, из которых о 188 на сегодняшний день совершенно ничего неизвестно, а о 116 известна только дата кончины (примечательно, что только в одном 1919 году скончались 30 человек братии, будто в предчувствии грядущих тяжелых гонений)

http://bogoslov.ru/event/6020574

В тесней храмине твоей аки в затворе пожил еси, отче Нектарие, духом присно в горнее восходя, о земных небрегл еси попечениих, обаче любомудрием душу твою аки златом богатя. Темже сокровищем души твоея дивящеся, сице тебе рцем: Радуйся, нощебденных молитв светильниче. Радуйся, днесветлых трудов проповедниче. Радуйся, затворниче боголюбезнейший. Радуйся, заступниче благодерзновеннейший. Радуйся, яко во глубине безмолвия бисер обрел еси духовный. Радуйся, яко в тишине безстрастия глас хлада явися ти тонка. Радуйся, яко теснотою подвига широту обрел еси Рая. Радуйся, яко высотою смирения глубины избегл еси ада. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 4 В тишине безмолвия Богу поработал еси отче, мира тщету и тину страстей отрясл еси, чистым оком Божия тайны уведел еси богомудре, темже чадам твоим заповедел еси во всем искать великого смысла, Богу благодарне взывая: Аллилуиа. Икос 4 Сердце, яко книгу богописанну возымел еси, отче, начертанием в нем Божиих таин и судеб. Книжник явлься богомудрый, источаяй познания нелестная, и напаяяй сладостию божественною всех вопиющих тебе: Радуйся, скрижале неписанная житейскими письмены. Радуйся, свитче исписанный тростию благодати. Радуйся, таин Божественных честное вместилище. Радуйся, судеб Господних таинниче преизрядный. Радуйся, несмысленных премудростию Божественною умудривый. Радуйся, мудрых века сего обличивый. Радуйся, от камене Христа мед духовный пивый. Радуйся, от уст твоих сладость духовную источивый. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 5 Сокровищница дарований духовных явился еси Нектарие, ихже приял еси от богоносных старцев твоих: от Амвросия научился еси деянию, от Анатолия же видению, от самаго же Господа приял еси молитву непрестанную, поя Ему: Аллилуиа. Икос 5 Егда старцем последним быти тя братия избраша отче Нектарие, обаче по смирению отрещися хотящу, старцев собор тебе в видении предста, ихже совету внял еси, иго благое прияти, темже похвальная услыши сия: Радуйся, единомысленная крепосте верных.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились Историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В ночь на 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90х годов, когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 году монастырь был возвращен церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. С 2000 года при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе села Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 года еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход. В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского , преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

26 сентября (9 октября). Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 100 г.). Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 27 сентября (10 октября). Преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937 г.). 28 сентября (11 октября). Память преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, в ближних пещерах почивающих. Благоверного князя Вячеслава Чешского (935 г.). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (ок. 1337 г.). 30 сентября (13 октября). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992 г.). Октябрь 1 (14) октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556 г.). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461). 2 (15) октября. Священномученика Киприана и мученицы Иустины (304 г.). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (ок. 936 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского (1817 г.). Благоверной Анны Кашинской (1338 г.). 3 (16) октября. Священномученика Дионисия Ареопагита , епископа Афинского (ок. 96 г.). 4 (17) октября. Обретение мощей святителя Гурия Казанского (1595 г.). Собор Казанских святых. 5 (18) октября. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 6 (19) октября. Апостола Фомы. 9 (22) октября. Апостола Иакова Алфеева. Праведного Авраама, праотца (ок. 1850 г. до P. X.) и племянника его Лота. 10 (23) октября. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г). 11 (24) октября. Апостола Филиппа. Собор преподобных Оптинских старцев. 13 (26) октября. Иверской иконы Божией Матери. 16 (29) октября. Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. 17 (30) октября. Пророка Осии (820 г. до P. X.). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана. 18 (31) октября. Апостола и евангелиста Луки (ок. 80 г.). 22 октября (4 ноября). Казанской иконы Божией Матери. 23 октября (5 ноября). Апостола Иакова, Брата Господня по плоти (63 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Верующим были розданы иконки с Владимирским образом Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Преображенский собор Тихоновой пустыни. В нижнем храме собора Святейший Владыка поклонился честным мощам основателя обители преподобного Тихона Медынского, Калужского чудотворца. Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия — Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел. Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав. В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.

http://patriarchia.ru/db/text/3731952.ht...

икона с частицами мощей 12 преподобных старцев Оптинских. Переезд Анапа — Новороссийск: 50 км. Успенский кафедральный собор (г. Новороссийск, ул. Видова, д. 26) Это единственный в Новороссийске православный храм, уцелевший с дореволюционных времен. Освящен в 1905 году как загородный, кладбищенский. Богослужения были прерваны богоборческой властью и возобновлены во время оккупации гитлеровской администрацией. На Пасху 1943 года во время богослужения собор попал под артобстрел. От полученных ран позднее скончался псаломщик. Городское кладбище было стерто с земли еще раньше: в 1930-е годы его частично закатали в асфальт, частично отдали под застройку гарнизонным госпиталем. Здесь, в частности, был похоронен философ Евгений Трубецкой († 1920). На недавно обнаруженной его могиле (на земельном участке госпиталя) установлен памятник. «При строительных работах мы находили множество останков, которые перезахоронили в братской могиле», — говорит прослуживший в соборе два десятка лет бывший его клирик протоиерей Евгений Кузнецов. В 2011 году собор пережил пожар, после которого внутри храм пришлось штукатурить заново. Нынешние росписи созданы известным московским иконописцем Александром Чашкиным. В приходском доме в 1993 году освящен крестильный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1998 году возведена колокольня. Святыня мощевик с частицей Животворящего Креста Господня, мощей апостола Марка, великомученика Георгия, мученика Евлогия Палестинского, святителей Феофана Затворника, Тихона, Патриарха Всероссийского, Питирима Тамбовского, Иннокентия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского, Александры Дивеевской, Марфы Дивеевской, Никиты Столпника, Феофила Печерского, Арсения Коневского, святого благоверного Мстислава Новгородского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Матроны Московской, святителей Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, великомученика Димитрия Солунского, святого праведного воина Феодора Ушакова. Переезд Новороссийск — Дивноморское: 45 км.

http://e-vestnik.ru/society/taman_-_divn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010