Закрыть itemscope itemtype="" > Мы призваны изменить реальность Выступление настоятеля Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках на Съезде движения «Народный Собор» 17.12.2010 474 Время на чтение 15 минут 4 декабря 2010 г. в Москве состоялся съезд «Народного Собора» . Дорогие братья и сестры, уважаемые делегаты и гости Съезда! Мы собрались в знаменательный день - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня в православных храмах начинается пение рождественского канона «Христос рождается», чтобы народ за время поста приготовился ко встрече Рождества. Нам также в своей работе предстоит многое сделать, чтобы приготовить себя и мир вокруг себя к обновленной, осмысленной жизни. Мы живем не только в этом материальном мире, но и в мире духовном, мистическом. И вся наша деятельность сопровождается нашим духовным выбором, поддержкой или поправками со стороны Божией. И очень многое зависит от того, насколько внимательно мы относимся к добрым или тревожным знакам. Все важнейшие вехи в жизни Народного Собора, начиная с его создания в день памяти преподобного Сергия Радонежского, приходились на важнейшие даты православного календаря. Это характерно для многих значимых событий - побед и свершений в истории нашего православного Отечества. Введение во храм Богородицы - это высочайший знак её святости и призванности. Нам всем очень важно стремиться к святости и к соответствию своему призванию, к осуществлению деятельности на земле, как служения во имя высоких, а не случайных целей. Ради этого и стоило собраться и приступить к общему деланию. Само название «Народный собор» говорит об изначальном высоком призвании организации. Соборность - это та форма единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Это понятие следует первоначально из принципа соборности Церкви. Сегодня оно толкуется шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Но всегда соборность - это противоположность эгоизму, самопревозношению, потребительскому поведению, противоположность хаосу и раздроблению народа.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВ ДЕНЬ [разговорное; греч. Δευτρα το γου Πνεματος; церковнослав.      ], понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы , посвященный прославлению Св. Духа. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) По положению в кругу литургического года Д. д. соответствует др. дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, к-рые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресв. Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), за к-рыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Д. д., относящийся к Третьему Лицу Пресв. Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Д. д. праздник Пятидесятницы. Тем не менее великая вечерня под Д. д., традиционно совершаемая сразу или вскоре после Божественной литургии Пятидесятницы и известная коленопреклонными молитвами, читаемыми раз в год, обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Д. д. (см. ст. Пятидесятница ); в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Д. д. начинается с повечерия или утрени. В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт.

http://pravenc.ru/text/180633.html

5 июля 2014 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир скончался на 79 году жизни. Его Блаженство нес Предстоятельское служение более 22 лет. Это были годы как небывалого церковного возрождения в Украине, так и многочисленных испытаний, выпавших на долю нашей Церкви. За время Предстоятельского служения Его Блаженства количество приходов нашей Церкви увеличилось более чем в два раза, количество монастырей — более чем в шесть раз, количество духовных школ — в пять раз. Блаженнейший Владимир был подлинным пастырем Христовым и настоящим патриотом. Его живое слово, преисполненное духовной мудрости, касалось самого сердца человека, побуждая следовать за Христом. 7 июля 2014 г. на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры было совершено отпевание Блаженнейшего митрополита Владимира, в котором приняли участие не только епископат и духовенство Украинской Православной Церкви, но и представители Поместных Православных Церквей. После завершения отпевания гроб с телом почившего был перенесен на лаврское братское кладбище и похоронен возле храма Рождества Пресвятой Богородицы на Дальних пещерах. В тот же день Священный Синод постановил созвать 13 августа 2014 г. (на 40-й день после кончины Его Блаженства) Собор епископов Украинской Православной Церкви для избрания нового Предстоятеля. Собор епископов собрался в установленный Священным Синодом срок. В его работе приняли участие все без исключения правящие и викарные архипастыри Украинской Православной Церкви. На Соборе также присутствовали без права голоса архиереи, пребывающие на покое. Путем тайного голосования в два тура были проведены выборы нового Предстоятеля. Большинством голосов это высокое служение было доверено мне, грешному. 17 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре состоялась интронизация новоизбранного митрополита Киевского и всея Украины. Собор епископов также принял ряд важных решений, касающихся увековечивания памяти Блаженнейшего митрополита Владимира. Собор обратился к руководству Украинского государства и властям города Киева с предложением назвать именем Блаженнейшего митрополита Владимира одну из улиц украинской столицы и установить в Киеве памятник Его Блаженству. Мы надеемся, что в ближайшее время городские власти примут соответствующее решение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4366244...

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапез, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Санкт-Петербург. Собор Троицы Живоначальной. Троице-Петровский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского. С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной. Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм. В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском. В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.

http://sobory.ru/article/?object=34865

Судиславль. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Преображенский собор построен в 1758 г. на искусственной горе в центре города. Первая церковь в Судиславле- древнем городе, упоминаемом в летописях со второй половины 14 века,- была деревянной. Каменный храм на её месте с отдельно стоящей колокольней возвели в 1758 году усердием прихожан. В храме было устроено три престола: главный - в честь Преображения Господня и два боковых - в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. В документах 1789 года рядом со Спасо-Преображенским храмом значится другая каменная Никольская церковь, по всей видимости, разобранная из-за ветхости в начале 20 века. Её изображение сохранилось на этюде Б.М. Кустодиева " Сумерки в Судиславле " (ныне этюд хранится в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Важным событием в истории Спасо-Преображенского храма стало его посещение 15 мая 1837 года цесаревичем Александром Николаевичем (будущим Императором Александром Вторым) и воспитателем наследника поэтом В.А.Жуковским, совершавшими путешествие по России. В 1898 году при настоятеле протоиерее Иоанне Доброхотове по благословению епископа Костромского и Галичского Виссариона был установлен новый иконостас, изготовленный на средства прихода; реставрация древних икон для него, " равно как и исправление стенной живописи " , были осуществлены " средствами благотворителя сего храма потомственного почётного гражданина Ивана Александровича Кокарева, пожертвовавшего на сей предмет 3000 рублей " . В начале 20 столетия причт Спасо-Преображенского храма состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. Прихожанами церкви были 1500 человек. Среди святынь храма местными жителями особо почитались древние иконы великомученицы Параскевы Пятницы и святителя Николая Чудотворца, образ Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " , икона " Плач Пресвятой Богородицы " и древний резной крест с частицами мощей святых угодников Божиих. К Преображенскому храму была приписана кладбищенская Успенская церковь, построенная в 1790 году.

http://sobory.ru/article/?object=00162

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Преображенский собор построен к 800-летию Православия в Финляндии. Собор выполнен в новгородском стиле по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства. Освящение собора состоялось 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом. На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных с Валаама. Над главным входом помещено мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году на наружной стене апсиды размещена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – чудотворная Коневская икона Божией Матери. Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящее в притворе напольные часы, также раньше находились в алтаре Преображенского собора. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».

http://sobory.ru/article/?object=07557

Бытошь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Строительство храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы было начато в 1834 году на пожертвования владельца чугунно-литейного завода купца В.Ф. Мельникова. В 1846 году возведение храма было завершено. Богослужение в храме совершалось ежедневно, поскольку это был собор. В нем было три Престола: центральный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и боковые приделы во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла и во имя Святителя Николая. В 1937 году храм был закрыт, а священнослужители арестованы. В годы Великой Отечественной войны Богослужения возобновились, но не на долгое время: в 1960 году храм снова закрыли, трапезную часть отдали под школьный спортзал, а в центральной части разместили торговую базу. В 1989 году, по настоятельным просьбам верующих, здание храма было возвращено Русской Церкви, после чего начались возстановительные работы. В сентябре этого же года Епископом Орловским и Брянским Паисием был освящен Престол храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Этот удивительный по чистоте стиля и ясности облика памятник архитектуры, окружённый вековыми деревьями, господствует над промышленным посёлком, придавая его застройке исторический колорит и величавость. По преданию, село основано опричником Ивана Грозного по фамилии Бытошь. Среди владельцев деревни XVIII-XIX веков значатся такие славные фамилии, как Волконские, Ртищевы, Мальцовы, Шевцовы. В начале XVII века деревня принадлежала князю Григорию Волконскому, известному военному и политическому деятелю России. При Петре Великом здесь был основан чугунолитейный завод, для устроения которого " приглашены были со всех концов государства знающие люди и средь лесов закипела жизнь " . Храма здесь долгое время не было, и жители посёлка вынуждены были ходить в церковь за 20 км, в деревню Косилово. Вскоре владелец завода, Василий Мельников, обратив внимание на такую ситуацию, жертвует деньги на строительство храма. Дело отца продолжил его сын по имени Косма.

http://sobory.ru/article/?object=07360

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1649 и 1652. Адрес: г. Нижний Новгород, Мельничный пер., 7б Координаты: 56.32217, 43.97605 Проезд:Общественным транспортом до ост. " ул. Рождественская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Трапезная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (1649-1652 годы) в Нижегородском Благовещенском монастыре Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде, как и многие русские обители, уже самому расположению своему обязан значительной частью своей красоты. Вот как о нем пишет автор XIX столетия: « Монастырь находится прямо напротив ярмарки, при слиянии Волги и Оки». По времени строительства он является одним из самых древних в Средней Руси. Первые упоминания о нем относятся к 1221 и 1229 годам, а основан он был Великим князем владимиро-суздальским Юрием Всеволодовичем Из-за частых пожаров и набегов к середине XIV века монастырь совершенно обветшал и лежал почти в руинах. Не способствовал его восстановлению и передел земель между суздальско-нижегородским и московским князьями. Во время одной из своих поездок в Орду в 1357 или в 1359 году монастырь посетил митрополит Московский святитель Алексий. Его попечением уже в 1371 году происходит возобновление обители. Святитель сам освятил первый каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По преданию, этот храм был изображен на одной из первых икон святителя Алексия (вторая половина XV века). С этого времени обитель становится домовой митрополичьей, а с 1589 патриаршей, что весьма способствовало ее благосостоянию. До 1764 года она управлялась архимандритами, а после введения штатов стала относиться к третьему классу и управляться игуменом Период этот продолжался недолго, и уже в 1797 году архимандричье управление восстановилось Новый этап интенсивного каменного строительства в монастыре относится к середине XVII века. В этот период здесь работала артель нижегородских «домовых монастырских каменщиков» под руководством Вельямина Черсткина. Ведущими мастерами в ней значились Данило и Григорий Тимофеевы, впоследствии «государевы записные мастера», в 1660-е годы работавшие в Москве. Кроме того, известны еще мастера Иван и Григорий Григорьевы дети. Артель заново отстроила ставший уже ветхим Благовещенский собор, Успенскую трапезную церковь с колокольней, храм преп. Сергия Радонежского архимандричьи палаты и кельи

http://sobory.ru/article/?object=05370

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010