Устюжна. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы построен в 1690 г. Действующий храм уживается в нём с городским музеем. На Соборной площади в центре города возвышается величественный пятиглавый собор Рождества Богородицы (1685—1690). Хорошо сохранились его богатые внутренние интерьеры — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени). История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков. По всей видимости, в начале своего существования он был приходской церковью, построенной не ранее конца XV века. При ней располагалось небольшое монашеское общежитие, позднее оформившееся в монастырь. Поскольку храм размещался на территории посада, то при нем находили приют и упокоение многие поколения посадских людей. Монастырь представлял собой группу келий, стоявших около Рождество-Богородицкой церкви, возможно, обнесенных низкой деревянной оградою. Особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, мужскою и женскою вместе, под управлением игумена. Хотя определение Собора 1503 года и воспрещало жить в одних монастырях инокам и инокиням, отзвуки этой практики продолжали сохраняться на Русском Севере даже в XVII веке. В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского. В первой из них, деревянной " на взмоете " , с папертью, кроме главного престола, имелись приделы Великомученика Георгия и Мучеников Флора и Лавра. Вторая церковь была теплой, трапезной, деревянной, строенной " клетцки " . Построенная, по преданию, на средства, выделенные Государем всея Руси Иоанном III из государевой казны, она была посвящена небесному покровителю Великого Князя. В Рождество-Богородицком соборе среди прочих икон находился явленный местночтимый образ Богоматери Одигитрии, прославленный чудо-творениями и исцелениями, позже, в 1609 году, спасший город от нашествия поляков. На небольшой деревянной " колокольнице " висело всего два колокола и помещались боевые часы, за которыми следил часовой мастер " Некраско-часовик " . Вокруг монастыря располагалось сорок келий. Специальным указом Царя Иоанна IV планировалось перевести монахинь к церквам Вознесения и Космо-Дамиановской на всполье, где было решено их поселить, и ограду " заметом оградити " .

http://sobory.ru/article/?object=00238

Сызрань. Собор Рождества Христова в Кремле. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1717. Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань. На территории Сызранского Кремля (ул. Советская, д. 2А) Координаты: 53.146436, 48.453868 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построили эту каменную церковь в далёком 1717 году, на том месте, где ранее располагался деревянный собор во имя Пречистой Богородицы (сооруженный в 1683 году при основании Сызрани). В 1728 году Христорождественский собор был сильно поврежден во время крупного пожара, произошедшего в центре города. Полностью восстановить его удалось только через 13 лет, в 1741 году. Причём, на завершающем этапе этой работы большую лепту в неё внёс сызранский помещик Алексей Васильевич (по другим сведениям – Савельевич) Кандалаев. В том же 1741 году вновь освятили эту церковь, которая по-прежнему являлась тогда для города кафедральным собором. Это следует из сохранённой в архиве надписи, сделанной на храмовом кресте: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Рождества Христова при державе благочестивейшая самодержавнейшая великая государыни нашея императрицы Елизаветы Петровны, по благословению великого господина нашего Преосвященнейшего епископа Казанского и Свияжского Луки в лето 1741 года, индикта 4-го месяца ноембрия в 20-й день, день памяти преподобного отца нашего Григория Декаполита». В 1872 году Христорождественский храм утратил в Сызрани свое соборное предназначение. Дело в том, что в этом году в городе была освящена новая церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой и перешло звание кафедрального собора. Что же касается Христорождественского храма, то к моменту его упразднения в качестве соборного на территории Сызранского кремля уже был построен тюремный острог (снесённый в 30-х годах 20-го в.). К нему и была приписана эта церковь, с совершением служб для заключённых и надзирателей. Христорождественский храм был закрыт воинствующими безбожниками в конце 20-х годов прошлого столетия; тогда же ими были разворованы находящиеся в нём иконы и другое имущество.

http://sobory.ru/article/?object=07127

Немало явилось тогда церквей и в других городах и областях России. В Москве святитель Петр заложил (1324) близ своего двора первую в этом городе каменную церковь, собор Успенский, оконченный уже после его кончины. Иоанн Данилович Калита соорудил каменную церковь святого Иоанна Лествичника (1328) и собор Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницею московских князей. Супруга Димитрия Иоанновича Донского воздвигла (1393) на своем дворе каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а сын Донского Василий Димитриевич создал собор Благовещенский . В области Угличской один князь Роман Владимирович угличский († 1285) построил в разных местах до 15 храмов . В Твери князь Михаил Ярославич вместе с матерью своею соорудил (1285–1289) каменный собор Преображения Господня на месте прежде бывшей деревянной церкви Косьмы и Дамиана . В Нижнем Новгороде великий князь Константин Васильевич воздвиг (1352) каменный собор Спасо-Преображенский, а князь Андрей Константинович — каменный собор Михайло-Архангельский (1358). В Серпухове князь Владимир Андреевич создал (1378) собор Троицкий. В Ростове епископ Григорий собственным иждивением обновил и почти вновь соорудил (1411) собор Успенский, обрушившийся после страшного пожара . В Пскове вновь сооружен (1365) собор Троицкий на старой основе, после того как он весь был разобран вследствие падения его верха. Не говорим о многих других церквах в этом городе, которые, особенно с половины XIV в., сооружались или обновлялись весьма часто, даже по две и по три в один и тот же год. Так в 1373 г. построены здесь две церкви, в 1383 — три, в 1384 — две, в 1394 — две, в 1398 — две, в 1421 — три . Вообще, о количестве церквей в разных городах наших того времени можем заключать из следующих данных. В Москве в 1336 г. сгорело 18 церквей; в 1342 г., когда погорел весь город, 28 церквей; в 1354 г., когда погорел один Кремль, 13 церквей; в 1415 г.— 15 церквей . В Нижнем Новгороде татары сожгли в 1377 г. 32 церкви. В Ростове во время пожара 1408 г. сгорело 14 церквей. Когда в 1413 г. погорели Тверь и Кострома, то в первом городе сгорело 20 церквей, а в последнем 30 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Многие храмы по всему православному миру освящены в честь праздника Успения Божией Матери, ведь праздник этот – один из наиболее ярких православных Богородичных праздников. Успение Пресвятой Богородицы в Иерусалиме в окружении апостолов и явление Ее им на третий день после погребения – одно из великих чудес Господа. Успению Божией Матери посвящен и собор Артемиевского монастыря в Верколе (Архангельская обл.). Этот собор поражает: в деревенской глуши, практически в лесу, возносится храм столичных масштабов. В строительстве собора живое участие принимал праведный Иоанн Кронштадтский. Всероссийский батюшка любил Артемиевский монастырь. Еще мальчиком его каждый год привозили сюда: Сура, родное село будущего молитвенника за Россию, расположено недалеко от Верколы. И позже, по дороге на родину, отец Иоанн всегда заезжал в обитель помолиться святому отроку Артемию. Проект Успенского собора Артемиевского монастыря был составлен петербургским архитектором академиком Р.Р. Марфельдом, который участвовал как инженер в создании храма-памятника в честь победного окончания русско-турецкой войны на Шипке в Болгарии. По его проекту был возведен и храмовый комплекс в память чудесного спасения царской семьи во время крушения императорского поезда на станции Борки близ г. Харькова. Марфельд придерживался традиций русской архитектуры XVΙΙ века. Успенский собор Артемиевского монастыря наглядно подтверждает это. Замечательны крыльцо собора и открытая галерея для крестного хода в виде балкона. Престол нижнего храма освящен в честь Рождества Христова. Собор был заложен при наместнике архимандрите Виталии 17 (30) сентября 1891 года. В те годы монастырь как раз набирал силу после недавних времен упадка. И всего лишь через шесть лет, в 1897 году, собор был освящен при участии праведного Иоанна Кронштадтского. Удивительным кажется сейчас тот факт, что в конце XIX века с такой быстротой и в таком неудобном для строительства месте (стройматериалы надо было переправлять через Пинегу) был выстроен столь величественный храм. Хотя чему удивляться, если собор возводился с Божией помощью по молитвам угодника Божия праведного Иоанна.

http://pravoslavie.ru/28883.html

Новосибирск. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1990 и 1999. Архитектор:А.П. Долнаков Ссылки:   Адрес: Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, улица Байдукова, д. 1 Координаты: 55.083441, 82.890381 Проезд:Общественным транспортом до остановки " Бестужева " . От остановки 350 метров пешком по улице Байдукова. Собор виден издалека. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старообрядцы среди первых поселенцев будущего Новосибирска Строительство нового поселения притягивало людей из различных социальных слоев общества. Для старообрядцев, гонимых царскими властями, новое поселение на строящейся железной дороге в далекой Сибири — место, несомненно, весьма привлекательное. Здесь, вдали от светских и синодальных властей, можно было надеяться на менее жесткий контроль, на естественные послабления, которые всегда бывают в местах скопления большого количества людей. Первые поселенцы-старообрядцы происходили из крестьян окрестных деревень и сел Томской губернии и Алтайского округа. Они брали сезонные подряды на земляные, плотницкие и каменные работы, что давало дополнительный заработок, особенно поздней осенью и зимой. Постепенно часть из них обосновалась в посёлке на постоянное житьё. С увеличением объёмов строительных работ, созданием железнодорожного хозяйства и быстрым ростом посёлка сюда приезжают старообрядцы из других социальных групп: мещане, купцы, служащие различных ведомств. Приверженцы Старой Веры селились в сибирских сёлах начиная со второй половины XVII века. В условиях постоянной угрозы ареста они, тем не менее, находили возможность собираться на богослужения. После 1846 года, когда к старообрядчеству присоединился митрополит Амвросий и образовалась Белокриницкая митрополия, появились свои старообрядческие епископы и священники. Они ездили по приходам, исполняя все необходимые христианам требы, но вынуждены были делать это тайно. В старообрядческом журнале «Церковь» N 30 за 1909 год написано, что в городе Ново-Николаевске Томской губернии уже десять лет назад существовал старообрядческий приход, а храм во имя Рожества Пресвятыя Богородицы уже восемь лет как построен. Можно сделать вывод, что в 1899 году приход уже функционировал, а в 1901 году новониколаевские старообрядцы имели либо церковь, либо молельный дом. Скорее всего, это был просто жилой дом, приспособленный для богослужений, поскольку в те времена старообрядцам не разрешали строить настоящие храмы.

http://sobory.ru/article/?object=29931

Курган. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественский собор. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 30-е гг. XIX века в Кургане было принято решение выстроить собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство храма с тремя престолами (во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Святого Алексия, человека Божия) началось в 1834 г. на Троицкой улице. Попечителями были местный исправник А.И. Дуранов и купец А.Д. Кузнецов. Наиболее подробно в краеведческой литературе строительство и функционирование собора описано в книге А.М. Васильевой «Забытый Курган». По ее данным, план и фасад церкви с приделами был разработан ссыльным поляком Францем Чернецким и утвержден архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием. В мае 1835 года началась выделка кирпича определенного размера, за которую платили деньгами, пожертвованными курганским купечеством. В то же время было куплено место под строительство храма у мещанки Дарьи Афанасьевны Осокиной за 115 рублей. В 1836 году произошла закладка храма, был организован Богородице-Рождственский придел и причт. Деньги на храм собирались с большим трудом, в 1842 году попечитель А.И. Дуранов был даже вынужден обратиться в курганское хозяйственное управление. К этому времени общие строительные работы уже были завершены и должна была начаться внутренняя отделка храма с установкой центрального иконостаса и придела Св.Алексея (за него отвечал иконописец Дворников). В 1845 году выстроили и освятили только летнюю, неотапливаемую часть храма в византийском стиле. Храм по углам был украшен четырьмя небольшими круглыми башенками, одна из которых служила колокольней. Между ними возвышался большой купол, диаметр которого был 11,75 м. Для завершения строительства вновь необходимы были деньги, за сбор которых отвечал избранный церковным старостой купец Семен Иванович Березин. Однако даже ему удалось собрать средства только к 1861 году. Епископ Тобольский Феогност обратился в Св.Синод за разрешением пристройки теплого храма с двумя приделами и о поощрении церковного старосты (С.И. Березин получил от императора серебряную медаль на Станиславской ленте). Проект был утвержден в мае 1864 года. Строительство теплой части с одноярусной колокольней и приделами Симеона Богоприимца и во имя Святителя и Чудотворца Николая завершилось к 1868 году.

http://sobory.ru/article/?object=35688

Великий Новгород. Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы - основное сооружение Антониева монастыря. До наших дней собор дошел с переделками и перестройками (авторы реставрации Л.М. Шуляк, Д.М. Федоров). Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на " полати " - современные хоры собора. В 1975 г. Г.М. Штендлер и В.М. Ковалевой было проведено дополнительное исследование собора, из которого видно, что это был одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм. Современные западные столбы - это остатки стены. Сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись " Петр " . Предполагается, что это портрет мастера Петра - строителя собора. Здесь совершился, впервые в древней Руси, отход от канона - трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Нет и пилястр, соответствующих крайним столбам с западной стороны. Пилястры на северной и южной стенах впоследствии были срублены. По книге И.И. Кушнир Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Новое движение начинается в Новгороде с построением Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря. Его облик настолько гипнотизировал исследователей принципиальной схожестью с остальными постройками, что уже много десятилетий держится гипотеза о создании его тем же мастером Петром. Лишь в последнее время начали отдавать себе отчет в том, как много нового в этом памятнике, причем того нового, которому принадлежит будущее. История возведения здания сама по себе не совсем обычна. Это монастырский собор, и заложен он игуменом; по существу он является первой некняжеской постройкой…

http://sobory.ru/article/?object=00171

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКИЙ ЦЕРКОВЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КИЕВСКИЙ ЦЕРКОВЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевской митрополии УПЦ), расположен на юж. окраине Киева (Украина), в урочище Церковщина (ранее Гнилечина). Основан в 1833 г. как подворье Киево-Братского в честь Богоявления муж. мон-ря . С 1900 г. скит, с 1919 г. мон-рь. Обитель устроена на территории бывш. Гнилецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Впервые он упоминается в грамоте Киевского митр. Иосифа II (Солтана) от 5 июня 1517 г. о предоставлении настоятелю киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила муж. мон-ря игум. Иоакиму «землищи, на имя Гнилец, где ж издавна был монастир, штож держал небожчик Микула Панькевич, слуга… Софейский [митрополичий]» ( Максимович. 1877). В люстрации Киевского воеводства 1552 г. сообщалось: «Монастыр был Светое Пречистое Гнилецкий, и тому монастыру озера и сеножати бывали, нижли от татар запустели, и гоны бобровые. С тое пустотины выежчаеть слуга панцерный одноконь на службу господарскую» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 1. С. 121). В ведомости 1752 г. упомянуты «Гнилещина, где был прежде манастырь мурованый Рождества Богоматери; и пещера в горе при оном же местцу» ( Закревский. 1868. С. 706). К кон. XVIII в. Гнилецкий мон-рь оказался почти забыт. Так, в описании 1785 г. сказано: «На оной горе, где оныя пещеры состоят, видно ныне, что, конечно, на оной состоял монастир или городок в древния времена, потому что и ныне видно ж как кирпичи, так и каменного несколко фундамента» (Описи Киïвського haмichuцmba. 1989. С. 170-171). Согласно актам Выдубицкого мон-ря 1768 г., братия Киево-Печерской лавры произвольно именовала пещеры Гнилецкого урочища «Антониевыми» (ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 5447. Л. 1, 4; Максимович. 1841, 1877). Это название могло появиться в результате ошибочной ассоциации Гнилецких пещер с деятельностью прп. Антония Киево-Печерского, родоначальника пещерного монашества на Руси. В нач. XIX в. окрестные жители называли один из Гнилецких водных ключей «Антониевым колодцем» ( Максимович И. П. 1840; Троицкий. 1913. С. 18). В 1819 г. Киевское губернское правление намеревалось «пещеру… оказавшуюся пустою и весьма удобною к укрытию бродяг, и даже самих разбойников, уничтожить», но Духовный Собор Печерской лавры, отвечая на запрос о юридической принадлежности урочища (не входит ли оно в состав лаврских угодий), рекомендовал «к ней особливое иметь уважение», поскольку якобы «в оной имел пребывание… отец наш Феодосий Печерский» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 1446). В нач. XIX в. были «найдены в земле остатки церковного каменного здания: окрестные жители называют это место Церковищем и, по преданию, говорят, что здесь когда-то был монастырь» ( Максимович. 1877).

http://pravenc.ru/text/1684573.html

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Пафнутьев Боровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1444. Ссылки:     Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд: На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (ми ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10). На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители. Изменить описание объекта < (XVII в.) > Карта и ближайшие объекты Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Кропивницкий. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Греко-Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты Храм основан 1757 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Учредителями храма были греки-переселенцы. Греческие купцы еще в 1-й половине XVIII века организовали на берегу Ингула чуть ниже за Елисаветинской крепостью (с разрешения властей) небольшое поселение и заложили недалеко от ярмарочной площади деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 г. в память царя Константина. Когда храм был закрыт - неизвестно, но уже 1812 г. (в честь победы над Наполеоном) на его месте стоял новый каменный православный храм с тремя престолами: главный - Владимирской иконы Божией Матери, остальные - св. Иоанна Предтечи и св. Великомученицы Екатерины. Тогда же возведена и трехъярусная колокольня. Именно сюда, а точнее в два дома, поставленных вместе с колокольней на территории храма чуть позже, был перенесен из крепости архив Свято-Троицкого храма (сейчас в этих зданиях размещается Епархиальное управление). Храм построен в неоклассическом архитектурном стиле. Церковь каменная, прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой, одноглавая, восьмистолпная. На южном и северном фасадах трансепт выделен четырехколонными коринфскими портиками с треугольными фронтонами. Портик западного фасада дорический, теперь остекленный. Сооружение опоясывает фриз. Плоскость стен делится на два яруса пояском, на который накладываются рустованные лопатки, вертикально расчленяющие фасады. Два ряда окон обрамлены наличниками с сандриками. Купол полусферический на высоком цилиндриче оком барабане с четким ритмом чередования больших окон и обогащенных полуколоннами простенков. В 1898 году сооружение храма существенно достроили, увеличили его площадь почти вдвое. Кафедральный собор - единственный храм в городе, который не был закрыт советским режимом, даже в годы немецко-фашистской оккупации во время Второй Мировой войны здесь проводились богослужения. По освобождении Кировограда в 1944 г., после разрушения городского Успенского храма, Собор был переведен в храм Владимирской иконы Божией Матери, а главный престол нового Собора переименован и посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=31011

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010