Речь шла об уникальном пятиярусном иконостасе XVIII века, входящем в государственный музейный фонд РФ. Увы, это соглашение так и не увидело свет, в связи с чем мы вынуждены по-прежнему отвечать за Богородицерождественский собор. И не только формально: музей, несмотря на ежедневные богослужения в соборе, отслеживает состояние иконостаса и за свой счет восстанавливает его поврежденные фрагменты. Недавно, к примеру, наши штатные сотрудники отреставрировали икону Рождества Богородицы. Не стоит забывать и о декларированном Конституцией принципе доступности культурного наследия для народа. Раз иконостас входит в музейный фонд, любой экскурсант, и не только паломник, имеет право его посмотреть, а мы ему в реализации этого права помогаем. Разумеется, не слагаем с себя обязательств по обеспечению сохранности иконостаса. Утреннее богослужение в монастыре начинается, когда музейные сотрудники еще не пришли на работу, а вечернее заканчивается, когда они уже дома. Поэтому мы вместе с монастырским руководством пошли на беспрецедентный шаг: со стороны алтаря иконы оснащены пожарно-охранными датчиками, сигналы с которых выведены на главный пункт полицейской охраны музея " . Разумные уступки не выглядят противоестественными и в столичном контексте. Так, храм Всемилостивого Спаса в Кускове (главный престол в 1991 году после научной реставрации переосвящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) государство с согласия директора Государственного музея керамики передало Русской Православной Церкви. К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. Туристы потеряли возможность посещать памятник в будние дни: храм удален от жилых кварталов, и богослужения там совершаются только по субботам и воскресеньям (вход для верующих на территорию усадьбы свободный). Вариант 2. " Добрососедские отношения " Иначе поступили в Государственном музее-памятнике " Исаакиевский собор " , главные объекты которого (помимо заглавного храма-топонима это еще три знаменитых собора Северной столицы: Воскресенский Смольный собор, Сампсониевский собор и храм Воскресения Христова – " Спас-на-Крови " ) несколько месяцев назад перешли из федеральной собственности в городскую.

http://religare.ru/2_99006.html

Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1591-1592 гг. Фотография. Нач. XXI в. возведенный в 1591-1592 гг. предположительно по заказу Б. Ф. Годунова (Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 43; Баталов. 1996. С. 42), является древнейшим храмом Д. м. Первоначальное посвящение храма - «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (ПСРЛ. Т. 14. С. 15), но «постепенно вошло в обычай звать эту церковь не по престолу, а по чтимой иконе, так что и день 19 августа стал называться праздником Донской Богоматери» (Сорок сороков. Т. 1. С. 252). Малый собор - небольшой бесстолпный четверик, перекрытый крещатым сводом; это единственный в XVI в. бесстолпный монастырский соборный храм. А. Л. Баталов объясняет это тем, что храм «строился как собор только что основанного общежительного монастыря, вероятно, с небольшой по составу братией. Несмотря на его мемориальный характер, статус этой загородной новоустроенной обители не был высоким, судя по тому, что она управлялась игуменом» ( Баталов. 1996. С. 127). В храме использована разновидность крещатого свода со ступенчатыми распалубками, впервые примененная в приделе св. Василия Блаженного (1588) собора Покрова на Рву, затем в надвратной ц. Происхождения честных древ Креста Господня московского Симонова мон-ря (1591-1593), построенной, как и собор Д. м., в честь победы над Казы-Гиреем (Там же. С. 170-171), а также, точно повторяя вариант Д. м., в т. ч. уникальные машикули в основании сводиков нижних распалубок, в Троицкой ц. в Хорошеве (освящена, вероятно, в 1598 - Там же. С. 57); последний крещатый свод со ступенчатыми распалубками был возведен в Покровской ц. в Рубцове (после 1619 - до 1626), построенной царем Михаилом Феодоровичем в своем родовом имении по образцу годуновских храмов. Снаружи свод оформлен 3-ярусной горкой кокошников, глава была шлемовидной. Алтарь 3-частный, с неск. большей центральной апсидой. Фасады разбиты пилястрами на 3 прясла, к-рым в интерьере соответствуют арочные ниши, устроенные по сторонам от сев., юж. и зап. входов. Частично сохранился изысканный итальянизирующий декор с элементами ордерных форм, отличающий лучшие постройки годуновского времени. Храм был расписан, но сведения о первоначальной росписи скудны. По словам дьяка И. Тимофеева, честолюбивый Борис Годунов распорядился поместить на стенах «образ своего подобия и имени» (Временник Ивана Тимофеева. С. 208); это сообщение представляется малодостоверным ( Баталов. 1996. С. 330). Древний иконостас собора утрачен.

http://pravenc.ru/text/178962.html

ст.) августа. На этот же день приходится память семи святых мучеников Маккавеев, их учителя Елеазара и их матери Соломонии – святой покровительницы великой княгини Соломонии. Княгиня часто приезжала в монастырь молиться о даровании детей, и была щедрой покровительницей обители. Возможно, крошечный храм на втором ярусе колокольни устроили по ее желанию, и он служил ей личной молельней. Традиция строительства столпообразных храмов-колоколен, предназначенных для уединенной молитвы, уходит корнями в глубокую древность. Первым таким сооружением была северо-западная башня собора Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) в Антониевом монастыре Великого Новгорода. В верхней ее части был устроен придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского (1122 год), а толще стены располагались проемы для колоколов и ниша, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Относительно датировки интересующего нас храма можно высказать и очень осторожное предположение, что данную церковь «иже под колоколы» построили в несколько более позднее время, чем это принято считать. Вполне вероятно, что строительство произошло уже после принятия пострига великой княгиней, то есть около 1526 или 1527 года. Этому предположению отвечает и наименование престола, более соответствующее теме искупительной жертвы и жизненного креста, чем молению о чадородии (что было актуально для более раннего времени, соответствующего возведению храма-колокольни во имя Рождества Иоанна Предтечи в соседнем Спасо-Евфимиевом монастыре). Датировке 1520-ми годами не противоречат ни исторические данные (впервые колокольня упоминается в Описи 1597 года), ни архитектурные особенности столпа. Примерно к году освящения церкви относятся две ее почитаемые иконы: «Святые братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать их Соломония» и «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», ныне хранящиеся в Суздальском музее. Кроме того, тема мученичества и страданий Спасителя на кресте, хорошо сочеталась с формой восьмигранника, в которой был построен стоп.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Она была устроена против древних водяных ворот, которыми обыкновенно выходили на воду, ныне закладенных; над ними еще сохранилась древняя, весьма замечательная икона: происхождение честных древ и всемилостивого Спаса с изображением Евангелия, которое читается обыкновенно при освящении вод. Внизу представлена весьма хорошею Византийскою кистью купель Овчая в Иерусалиме с чающими вокруг нее движения воды при явлении Ангела, а над купелью самый Ангел, высоко воздвигающий крест для возмущения воды; какая глубокая и вместе богословская мысль, что таинственною причиною целебности сей купели было тоже животворящее знамение креста, которое долженствовало спасти мир! Святители Новгородские стоят по обеим сторонам Ангела, как имеющие повторять над водами его предобразовательное действие, а поверх их сам виновник исцелений, Всемилостивый Спас, окруженный молитвенными ликами Своей Пречистой Матери, Предтечи и святых, содействующих на небесах молитвам, воссылаемым от земли. И эта чудная икона не только совершенно забыта и неизвестна, но даже вскоре сотрется, если не обратят на нее внимания, потому что она писана на стене, которой камни уже осыпаются. Так постепенно исчезают у нас священные памятники древности церковной! Утешительно было слышать при погружении честного креста в воды Волхова и при гуле всех колоколов Софийских праздничный тропарь: «спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое». Еще умилительнее был тропарь преполовения, который так много говорит сердцу: «преполовившуся празднику жаждущую мою душу благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». Воздвизальный крест, которым осенял епископ, был один из древнейших собора Софийского с частицами животворящего древа и многих мощей; Владыки Новгородские всегда употребляли его во дни своего служения. – От Иордани крестный ход потянулся к северу кругом кремлевской стены, огибающей собор, и остановился для литии против часовни Святителя Николая, сооруженной над древними вратами Владимирскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

" Отстаивать веру " августа 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе В Неделю 9-ю по Пятидесятнице, праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня , память преподобного Исаакия Далматского , 14 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил Божественную литургию в  Исаакиевском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, протоиерей Богдан Сойко, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер и другие благочинные, ключарь собора  протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся был директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. Пели хор собора под руководством Льва Дунаева и молодежный хор собора под управлением Ларисы Христич. Было зачитано послание митрополита Варсонофия клиру и мирянам епархии по случаю 100-летия мученического подвига митрополита Вениамина . Правящий архиерей освятил мед нового урожая. Было совершено молебное пение Животворящему Кресту Господню. " В Исаакиевском соборе соединяются две Голгофы: мы видим в центре крест - это Голгофа Спасителя, и отсюда, из кафедрального храма того времени, начался путь на Голгофу петербургского святителя - священномученика митрополита Вениамина, - сказал владыка в проповеди. - От креста никуда мы не уйдем: Господь по любви к нам, чтобы спасти нас, взошел на Крест, и этот путь - единственный, на котором можно найти вечное спасение. На такой путь встал владыка Вениамин в 1922 году и дошел до святости, и мы его почитаем как мученика нашей Церкви. Господь сказал нам: " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мк. 8:34). Отвергнуться себя и взять крест - значит перестать жить так, как весь мир, принять то, что посылает Господь. Все обстоятельства, с которыми мы встречаемся, - это и есть наш крест, надо его нести и следовать за Богом, то есть исполнять Его святые заповеди. Только тогда мы наследуем спасение, а ради этого и живем " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Тело пр. Феодоры было погребено в основанном ею Зачатьевском монастыре, а затем (по закрытии обители) было перенесено в усыпальницу в кафедральном Преображенском соборе и положено рядом с гробницею её супруга, Андрея Константиновича. День её кончины полагают]6 или 15 апреля. " Васса, в иночестве Феодора, скончалась 15 апреля 1378 г. (архим. Леонид " Св. Русь " , 194). но память её совершается 16 апреля (арх. Филарет. Русские святые, апрель, 490 стр., архиеп. Димитрия. Месяцеслов русских святых, апрель, 97- 99 и др.). В полном христианском Месяцеслове под 16 ч. апреля сказано: память преп. Феодоры, скончавшейся в 1378 г. — В " Иконописном Подлиннике " Филимонова память её обозначена под 28 ч. марта (но об изображены её ничего не сказано). Архим, Леонид полагает, что 28 марта, вероятно, было перенесете её тела из Зачатьевского монастыря в кафедральный собор ( " Св. Русь " 1904 г.). Но едва ли Филимонов не принял этой преп. Вассы (Феодоры) за одно лицо с другою русскою святою, тоже Вассою, супругою Иоанна (в иночестве Ионы) Псково-Печерского, память коей обозначается 29 или 28 марта. Зачатьевский монастырь (в честь Зачатия Пресвятой Девы), основанный преп. Феодорою, находился в Нижнем Новгороде, на берегу р. Волги, у впадения в нее р. Оки; этот монастырь в 1743 г. сгорел а переведен был на новое место между монастырем в честь происхождения честных древ Креста Господня (Происхожденский) и церковью св. великомуч. Георгия Победоносца, почему и назван был ЗачатьевскимГеоргиевским, а в 1764 г. монахини этого монастыря были переведены в Происхожденский монастырь, — в этой обители был построен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Не переименована-ли прежняя Происхожденская в Крестовоздвиженскую)? В 1815 году этот монастырь был закрыть и монахини переведены в нынешний Крестовоздвиженский монастырь (за городом, на Арзамасской дороге). Преп. Дионисий, подстригавший в иночество княгиню Вассу был основателем Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, затем архиепископом Суздальским, скончался в Киеве в 1385 г. (см. о нем 15 окт. в Месяцеслове русских святых архиепископа Димитрия).

http://pravicon.com/info-3547

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь Сретения Господня. Введенская и Сретенская церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий», т. е. общежительный. К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была «прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, хлебня и поварня». Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом. Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 – 1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящёна. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

http://sobory.ru/article/?object=18059

П. Стасовым после пожара в 1839 г. – 126 Малое Вознесенье в Москве – церковь Вознесения Господня, именуемая «Малым», у Никитских ворот; построена в 1584 г. царем Федором Иоанновичем; современный адрес: Герцена, 18; закрыта в 1937 г. – 265 Николаевская единоверческая церковь – Святителя Николая Чудотворца и Преображения Господня церковь в Петербурге; построена архитектором А. И. Мельниковым в 1820–1826 гг.; в 1934 г. здание передано музею Арктики, современный адрес: улица Марата, 24а – 192, 170 Никольская церковь в Сызрани – 304 Покровская приходская церковь в Сызрани – 304 Рождественская на Песках церковь – Рождества Христова (Рождества-на-Песках) церковь в Петербурге; построена архитектором П. Е. Егоровым в 17811798 гг., перестроена в 1849–1851 г.; находилась в местности Пески на 6-ой Рождественской улице; уничтожена в 1934 г. – 152, 156 Святого Никиты Мученика церковь в Москве – церковь Святого Никиты Великомученика на Старой Басманной; построена в 1518 г. – 281 Святого Николая Явленного церковь на Арбате – церковь Святого Николая Чудотворца «Явленного»; впервые упоминается в 1593 г.; разрушена в 1931 г. – 263, 274 Святой Александры церковь при Александрийской женской больницы в Петербурге; построена архитектором А. П. Брюлловым в 1844–1848 гг.; современный адрес: улица Маяковского, 12 – 190 Святой Троицы церковь у Рогожской заставы в Москве – видимо, ошибка – церкви Святой Животворящей Троицы в Рогожской части Москвы не было – 271 Сергиевская церковь – см. Святого Сергия Радонежского всей артиллерии собор. Синодальная церковь – Святых Отцов Семи Вселенских Соборов церковь при Святейшем Синоде; построена архитектором К. И. Росси в 1835 г.; современный адрес: площадь Декабристов, 3–235 Скорбященской Божьей Матери церковь – Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» церковь в Петербурге; построена архитектором Л. Руска в 1817–1818 гг.; современный адрес Шпалерная улица, 35а – 88, 140 Спасо-Бочаринская церковь – Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Божией Матери Тихвинской («Спасо-Бочаринская») церковь в Петербурге; построена в 1749–1752 гг.; находилась на Выборгской стороне (Симбирская, 25); уничтожена в 1932 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе “Николы Чудотворца монастырь общий” К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня” Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосии (будущий первый епископ Астраханский), ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом. Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 -1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящена. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

http://sobory.ru/article/?object=02862

В помещичьих домах комната для отдыха и бесед с гостями, обставленная мягкими диванами и маленькими столиками перед ними. Димитрий Донской Св. блгв. Димитрий Иоаннович (1350–1389), вел. князь Московский, первый усмиритель татар, мудрый политик, положивший начало объединению Русских земель под верховной властью Москвы. Вел. кн. Димитрий был причислен к лику святых Поместным Собором Русской Церкви в 600-летнюю годовщину Куликовской битвы в 1980, но его изображения появились уже в московской живописи XV в., где он показан не святым, а славным воином и героем. В царствование Uoahha IV к его имени добавили «Донской», в память о том, что князь одержал победу в районе р. Дон. Димитрий Прилуцкий († 11.02.1440), святой преподобный основатель Дмитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня монастыря. Прп. Димитрий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в с. Веслево Переславского уезда. Он принял постриг в Горицком Успенском монастыре в Переславле- Залесском, но вскоре покинул эту обитель и основал Переславль-Залесский Никольский монастырь на Болотце. По некоторым данным, в 1354 состоялось его знакомство с прп. Сергием Радонежским, когда тот прибыл в Переславль на поставление в игумены. С этого момента Димитрий регулярно посещал Троице-Сергиев монастырь и часто беседовал с его основателем. Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (11[?].12.1651–28.10.1709), проповедник и духовный писатель, автор многочисленных агиографических и богослужебных сочинений, среди которых главными являются Четии-Минеи (Жития святых). Димитрий Угличский Сын царевича Димитрия Иоанновича (19.10.1582–15.05.1591), сына царя Uoahha IV Грозного и Марии Нагой. Почитание царевича Димитрия началось в Смутное время. В 1606 состоялось перенесение его мощей из Спасо-Преображенского собора Углича в Архангельский собор Московского Кремля. Прославление царевича в лике святых способствовало противостоянию православного народа иноземным завоевателям и сохраняло царственную династию от покушения на нее самозванцев. С этой целью художники показывали св. Димитрия новым московским чудотворцем, молитвенником за Русскую землю и избавителем Руси от Смуты. Как правило, святой представлен отроком или реже – юношей, с воздетыми в молении руками, в царских одеждах и венце, напоминающем по форме венцы св. имп. Константина и св. вел. кн. Владимира. Дионисий Глушицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010