Свт. Маркелл Вологодский. Икона. 2005 г. (Преображенский собор Соловецкого мон-ря) М. часто делал вклады в вологодские мон-ри. Напр., в завещании его преемника архиеп. Симона упомянуты «понагия золотая в ней образ вырезан на кости Воплощение... что взята из Корнильева монастыря, а дача была Маркела архиепископа... да книга в десть Никонская чиновная, взята из Корнильева ж монастыря, а дал ея Маркел же архиепископ» (АЮБДР. Т. 3. Стб. 184. 319). В РНБ в собрании бывш. б-ки Соловецкого мон-ря хранятся 6 книг с владельческими записями М. Сохранилось 2 завещания М. Первое было написано в нояб. 1661 г., почти за полтора года до смерти, «часа ради смертного» (Вологодские ЕВ. 1865. 22. Ч. неофиц. С. 865-872). В «Изустной росписи» имущества М. перечислены его иконы, книги, деньги, «рухлядь». Мн. вещи М. завещал соловецкому старцу Иосифу, иером. Александру, своим приказным людям, позаботился о вдове и дочери некоего Ивана Свищева. Дал указание сделать большие вклады келейными деньгами в Соловецкий и Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь . Основную же часть «рухляди» М. наказывал «продать, а деньги роздать нищим», «денги мои келейные достальные серебряные, что за вкладами и за росходом в остатке будут, роздать все нищим же на погребенье, и в тюрмы, и в богаделни» (Там же. С. 872). За неделю до смерти, 15 марта 1663 г., М. призвал к себе близких людей духовного и светского звания и «приказал все в кельях пересмотреть налицо». Было составлено 2-е завещание М., при этом основные распоряжения остались прежними. Незадолго до смерти М. послал гонца к царю за разрешением принять схиму. Дозволение было получено уже после кончины святителя, к-рый 19 марта, за 3 дня до смерти, принял схиму. Отпевание М. 2 мая 1663 г. совершил Ростовский митр. Иона, после чего тело было переправлено на судне в Соловецкий мон-рь (очевидно, погребение в этой обители соответствовало предсмертной воле М.). По сообщению соловецкого архим. Варфоломея, они с братией 5 июня 1663 г. «вышед встретили на морской пристани и принесли в соборную церковь и надгробная над ним совершили и погребли в часовне, где опочивает чудотворец Герман. А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь одиннадцать недель, а тело его ничим же рушимо и лице светло, дух же исходит от тела его добровонен» (Там же. С. 873).

http://pravenc.ru/text/2562284.html

Впереди предстоит огромный труд по сбору средств, консервации строений, благоустройству прилегающей территории (сейчас к развалинам нет даже нормальной дороги), так что полное восстановление обители, по-видимому, дело далекого будущего, однако именно оно является конечной целью проекта, запущенного сейчас. В Грузии начинается восстановление древнего Мачхаанского храма Приступили к реставрационно-восстановительным работам в Мачхаанском храме Пресвятой Троицы, расположенном в деревне Дигоми Мцхетского района (недалеко от г. Тбилиси). Финансируют работы Министерство культуры, охраны памятников и спорта совместно с Фондом защиты и спасения культурного наследия. Мачхаанский храм, возведенный в VIII–IX веах, представляет собой один из интереснейших памятников архитектурного искусства. На стенах храма сохранились росписи XI века, а также древнегрузинские письмена с упоминанием ряда исторических лиц .   Православие в неправославных землях Строительство православного храма в Улан-Баторе успешно подходит к завершению 14 августа в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня были освобождены от лесов крест и купол строящегося Свято-Троицкого храма столицы Монголии. Впервые монголы увидели православный храм с позолоченными куполом и крестом. До этого на протяжении почти двух недель верхушка храма была герметично закрыта пленкой, а внутри сооруженного шатра совершала работу бригада позолотчиков компании «Арт-Альян» из Москвы. Подобные работы уже производились ими как в России, так и за рубежом. Среди них наиболее известные – Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, храмы в Иерусалиме, ЮАР и Бельгии. А незадолго до этого силами Свято-Троицкого прихода г. Улан-Батор была издана брошюра «Православие в Монголии» на монгольском языке. Она повествует об истории знакомства и соприкосновения монгольского народа с Православием начиная с XIII века до настоящего времени . Кроме того, на заседании Священного Синода нашей Церкви совершился целый ряд событий, свидетельствующих о росте и укреплении Православия в неправославных землях.

http://pravoslavie.ru/5025.html

В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Избегая мирской славы, Д. вместе с учеником мон. Пахомием ушел из Переяславля на север. При слиянии рек Великой и Лежи, неподалеку от с. Авнега (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.), иноки поставили ц. Воскресения Христова (очевидно, деревянную), но через нек-рое время вынуждены были уйти оттуда из-за конфликта с местным населением, опасавшимся, что их земля и села со временем станут монастырскими. Затем Д. вместе с учеником пришел в Вологду (совместное владение Новгорода и вел. князей). В неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды, он выбрал место у речной излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно между 1378 и 1382 гг., Спасо-Прилуцкий мон-рь. Житие сообщает о передаче святому земель местными жителями - «благонарочитым мужем» Илией (по преданию, его фамилия была Раков) и его соседом Исидором по прозвищу Выпряг (Л. И. Ивина указывает на существование вблизи обители с. Выпрягова, являвшегося одним из монастырских владений). По сообщению Минейной редакции Жития, они пожертвовали даже поле с взошедшими озимыми, где и была построена церковь. На месте, к-рое благословил преподобный, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр., известен происходящий из Прилуцкого мон-ря Киликиевский крест, ранее связывавшийся с Д., ныне датируемый 1-й третью XVI в.). Др. миряне жертвовали в монастырь деньги, строительный лес и проч. В Минейной редакции Жития упоминаются дары, присланные вел. кн. Димитрием Иоанновичем. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Когда число иноков в обители умножилось (среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Д. из переяславского Никольского мон-ря), святой ввел общежительный устав (это было значительным событием, т. к. большинство мон-рей Новгородской земли сопротивлялись введению общежительства). Благодаря щедрым пожертвованиям в обители был возведен деревянный собор в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. По-видимому, уже при Д. мон-рь начал обзаводиться земельными угодьями. В Минейной редакции Жития упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, его возделывал монастырский работник Григорий, к-рого любил посещать Д.

http://pravenc.ru/text/178017.html

В XIX - нач. XX в. почитались связанные с родом Осорьиных св. источники в Лазареве и около с. Дуброва (совр. Селивановский р-н Владимирской обл.). Над св. колодцем в Лазареве стояла надкладезная часовня, разрушенная в 1933 г. В наст. время молебны у источника совершаются в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Св. колодец около Дуброва образовался на месте, где крестьянка обрела чудотворную икону И. с житием. Икону перенесли в храм в Дуброво, но она вновь вернулась на прежнее место. Тогда образ переместили в храм на погосте Муська (Муськово, ныне пос. Новлянка). Храм был закрыт в 1933 г., вскоре разрушен, чудотворная икона И. утрачена. Позднее над источником около Дуброва была построена из кирпича часовня, разрушенная в 1941-1945 гг. По местному преданию, И. неск. раз являлась здесь молящимся. Св. колодец был восстановлен братией муромского Благовещенского мон-ря. В день Св. Духа совершается крестный ход к источнику от храма Св. Троицы в Дуброво (Пасхальный огонь. 2004. 4/5). Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. свт. Николая Чудотворца в Муроме. Фотография. 2010 г. Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. свт. Николая Чудотворца в Муроме. Фотография. 2010 г. В нач. XX в. почитание И. было местным, святая названа местночтимой в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями» (М., 1903. С. 5). Общецерковное почитание И. установлено включением ее имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380). Имя И. входит в Соборы Владимирских святых (празднование установлено в 1982), Рязанских святых (празднование установлено в 1987). В 1995 г. при Свято-Троицком храме в г. Осинники (Кемеровская обл.) было создано сестричество во имя И. В 2006 г. учреждено сестричество милосердия во имя И. при храме в честь Успения Божией Матери в Муроме, муромское сестричество входит в состав Георгиевского сестричества милосердия, основанного во Владимире в 1998 г. Подвижнице посвящены еще 3 сестричества Владимирской епархии - в Вязниках, Коврове и Александрове. В год празднования 400-летия преставления святой в ее честь была освящена часовня в с. Лазареве. Неподалеку в лесу находится источник И., освященный 12 дек. 1997 г. Действуют домовые храмы во имя И.: при Муромском ин-те (филиале) Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (2004), при Ковровской гос. технологической академии им. В. А. Дегтярёва (2005).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

7/20 июля. Возглавил крестный ход из храма Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву) в Марфо – Мариинскую обитель и служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы Марфо – Мариинской обители. 8/21 июля. Празднование Казанской иконы Божией Матери. Служил литургию в Казанском соборе на Красной площади. Послание патриарха православному народу с призывом отказаться от мщения врагам Церкви. («Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения. Наша боль – боль за светлость и счастье нашей св. Церкви, наших чад. Наши опасения – опасения, что некоторых из них может прельстить этот новый, уже показывающий зияющую пасть зверь, исходящий из бездны клокочущего страстями сердца человеческого. Одним порывом мщения навсегда запятнаешь себя, христианин, и вся светлая радость нынешнего твоего подвига – страдания за Христа померкнет, ибо где тогда дашь ты место Христу».) 14/27 июля. Служил литургию в храме Христа Спасителя. При вступлении в храм патриарх был встречен кафедральным протоиереем Иоанном Арсеньевым , который произнес речь по поводу избавления Тихона от смерти при покушении 29 июня/12 июля. Патриарх произнес ответную благодарственную речь. («Покорный воле Божией, я остаюсь спокоен и за свою участь».) Служил всенощную в храме Святого князя Владимира в Епархиальном доме. 15/28 июля. День памяти равноапостольного великого князя Владимира. Служил литургию в храме Святого князя Владимира в Епархиальном доме. 20 июля/2 августа. День памяти пророка Илии. Служил литургию в храме пророка Илии на Воронцовом Поле. 21 июля/3 августа. Служил литургию в храме Николая Чудотворца села Никольского по Николаевской железной дороге и молебен с водосвятием на фабрике Реутовской мануфактуры. 28 июля/10 августа. Служил Часы в храме Христа Спасителя. 29 июля/11 августа. Служил литургию в Новодевичьем монастыре и всенощную в храме Иоанна Воина на Якиманке. 1/14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. Служил литургию в храме Всемилостивого Спаса в Чигасах.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В переработанном виде Житие И. вошло в Четьи-Минеи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) Ростовского. И. род. в крестьянской семье, его родителей звали Савва и Мария (в монашестве Наталия), имел старшего брата Иродиона. Детство святой провел в небольшой крепости Орлов (Орлец) на р. Юг, «за 30 поприщ» от Устюга, куда переселился вместе с родителями. Такие укрепленные городки основывались во 2-й пол. XV в. для отражения набегов чуди. В раннем детстве И. был воздержан в пище и избегал шалостей. Мать святого после смерти мужа приняла монашеский постриг в Троицком мон-ре в Орлове (упразднен в XVI в.). И. нек-рое время находился при ней, затем переселился в Устюг и, приняв на себя подвиг юродства, стал жить на соборной площади в хижине, устроенной для него устюжанином Андреем Мишневым близ гробницы прав. Прокопия. И. не ходил, а бегал с прискоком («по граду и по улицам рыща груницею»), наготу прикрывал разорванным на лоскуты платом или надевал грязную, никогда не стиранную рубаху («Пребываше наг, лишенен, мовит, ни власяницы не имея, нося един плат рубиа раздранны, имже препоясан по чреслом, в немже бо хождаше праведник… А иногда срачицу ношааше зело уруднену, а не омовенну николи ж» - РГБ. Муз. 1365. Л. 185 об.). Святого преследовали не понимавшие его горожане: «Многа же озлобления подъем, биения, пхания и оплевания от безумных человек». Блж. Иоанн Устюжский. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. Посл. четв. XVIII в. (?) Блж. Иоанн Устюжский. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. Посл. четв. XVIII в. (?) В Житии рассказывается о 2 прижизненных чудесах святого. Он исцелил «от горячки» кнг. Марию, жену наместника города кн. Федора Красного. Свидетелем др. чуда стал свящ. Успенского собора Григорий Долгая Борода. Он увидел в замочную скважину, как И. после молитвы лег в печь церковной трапезной на горящие угли. Священник бросился спасать святого, но И. был невредим и запретил рассказывать об увиденном. Перед кончиной И. молился «о сущих в бедах и во скорбех, наконець о всем мире», после чего, оградив себя крестным знамением, лег на землю. Отпевали блаженного клирики Успенского собора при большом стечении народа. «Неции ж искуснии видеша лице святаго яко аггела Божия и тело плоти его аки снег». Согласно надписи на иконе, вложенной Н. Г. Строгановым в ц. во имя И., святой преставился в возрасте 18 лет. По сообщению Жития, через год после кончины святого над местом его погребения близ Успенского собора на средства устюжанина Федора Тутыгина был построен храм в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в котором над мощами святого стояла рака. В 1602 г. Строганов обновил обветшавший храм и устроил в нем придел во имя И. В 1656-1663 гг. на средства Н. Ревякина вместо деревянной церкви был воздвигнут посвященный И. каменный 5-главый собор (сохр. в перестроенном виде, закрыт в 20-30-х гг. XX в., в 2008 возвращен Церкви). В 1830 г. рака над погребением И. была переделана.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения честных древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля – придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа – придел в честь святого Александра Невского. Собор в советский период Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас. Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, – Староярмарочной. Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым. Храм был возведен на достаточно опасной территории: паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились трещины. В конце XIX века Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал собор. Повторно он был освящен 31 июля 1888 года. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании – квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году. Рядом с храмом находится часовня-усыпальница с могилой приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) (на Нижегородской кафедре с 1977 по 2001 гг.). Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_Старо...

Такие крестные ходы совершались из приходских церквей к соборным от Недели всех святых, в каждый воскресный день до Воздвижения Креста Господня; а в неделю пред Воздвижением снова духовенство собиралось к главному соборному храму. Потом ходы возобновлялись с понедельника Светлой седмицы, после утрени, и во всю Светлую неделю приходские священники совершали крестные ходы в соборные церкви, к которым они были причислены. Также и в день храмового праздника какой-либо церкви были установлены ходы из соборной церкви к празднику, со священниками из всех церквей, принадлежавших собору” 428 . “Обращаясь к более частным предметам церковных уставов и богослужения, Собор изложил следующие постановления. 1) Касательно употребления священных риз царь замечает, что священники утреню и вечерню отправляют без риз (без фелони), в одной епитрахили, и так входят в царские двери; также без риз крестят младенцев, отпевают младенцев умерших, венчают браки, поют молебны и панихиды. Царь требовал, чтобы на это найдены были правила св. отцов. 2) Собор решил, что «крещение детей, бракосочетание, освящение воды в навечерие Богоявления, на праздник происхождения Честных Древ и на иордане в самый день Богоявления, должны быть совершаемы священником «во всем сану» (в полном облачении. – А.А.Д.); вечерни, панихиды, повечерие и полунощницы, утрени, молебны должно петь в епитрахили и в фелони». Собор при этом исключает службы в монастырях, в которых свой чин. Вместе с этим Собор указывает на пример запрещения, которому подверг св. Иоанн Милостивый одного священника, начавшего служить вечерню без епитрахили. Этот пример из жизни св. Иоанна помещен в славянской Кормчей. Собор предписал особые правила касательно крещения детей, о котором не было вопроса, кроме разве общего вопроса о соблюдении церковных уставов во всех делах священнослужения. При крещении детей надобно погружать в воду, а не обливать. странно, что одно из главных установлений православной Церкви, в которых она отличается от Церкви Западной, именно погружение крещаемых в воду, было нарушаемо у нас в давнее время, еще и прежде стоглавого собора” 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Несколько слов следует сказать о внутреннем убранстве Покровского собора. Оно было столь же сурово, как и внешний облик. Росписи стен отсутствовали, и интерьер украшали только иконы в богатых окладах, шитые пелены и изысканная церковная утварь. Все это было по преимуществу вкладами семей знатных инокинь, или творением их рук. Пол был вымощен черной керамической плиткой. Первый этаж собора занимала усыпальница. Всего в ней насчитывалось 26 (27) захоронений (некоторые находятся под галереями и крыльцами) Особенным почитанием до наших дней пользуется рака великой княгини Соломонии Сабуровой (в иночестве Софьи), причисленной в 1650 году к лику святых, и поминаемая как преподобная София Суздальская. Гробница ее находится в юго-западном углу собора. Некогда ее украшал деревянный резной саркофаг и покров с богатым шитьем. К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII веке древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. Деревянный переход к храму-колокольне заменили каменным с пышным резным убранством (он существует и сейчас), проемы галерей заложили кирпичом, пристроили выносные крыльца (они тоже сохранились). Прежний благородный облик собору вернула реставрация 1962 года Особого упоминания заслуживает храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, служивший колокольней Покровскому собору. Он расположен к югу от собора, что довольно необычно для того времени. Чаще отдельно стоящие колокольни и звонницы располагались «за алтарями», то есть с восточной стороны. О дате его строительства нет единого мнения. Предполагают, что его возвели сразу после собора (около 1515-1516 года) 12]. В его архитектуре много общего с храмом Рождества Иоанна Предтечи в Спасо-Евфимиевом монастыре (первая треть XVI века). В обоих случаях, это столп, только на этот раз с восемью, а не с девятью гранями.

http://sobory.ru/article/?object=05097

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010