По своему архитектурному облику этот собор напоминает Исаакиевский. Не исключено, что проект Спасского собора был одним из вариантов создания четвертого Исаакиевского собора. Здание замыкало главный бульвар ярмарки и было призвано играть организующую роль в общей архитектурной композиции. Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Архитектором собора стал Огюст Монферран. Под собором было сводчатое подземное помещение, которое стали затем сдавать торговцам под склады. План собора был крещатым: к главному квадратному основанию (11х11 саженей) по странам света пристраивались прямоугольные, решенные индивидуально объемы. Обращенный к торговым корпусам парадный южный вход имел не только четырехколонный портик, но и за ним по центру еще две отдельно стоящие колонны римского ордера, в то время как северный притвор имел лишь четырехколонный портик. Южный и северный фасады - с портиками тосканского ордера. Восточный и западный выступы отмечены полуколоннами. Собор имеет пять довольно простых по рисунку куполов, барабаны которых прорезаны окнами и украшены полуколоннами ионического ордера. Восточная алтарная часть и западный притвор оформлялись лишь пилястрами, и это придавало нижегородскому ярмарочному собору явно индивидуальное архитектурно-художественное решение. Храм получил световое пятиглавие. Большие окна мощных барабанов глав позволяли максимально использовать верхний свет, в связи с этим на проработку лепного убранства интерьера было обращено особое внимание: обильно украшенный лепниной кессонированный свод центрального нефа опирался на широкий выносной пояс-антаблемент, который зрительно поддерживали приставные колонны. Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения Честных Древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля - придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа - придел в честь святого Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=00895

В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею – погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы – сгорели дотла, так же как и почти все келии для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келии в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий. Благодаря стараниям игумена Рафаила монастырь был восстановлен. Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви – Введенская и в честь Сретения Господня. В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней. Из всех монастырских храмов в результате пожара утрачен был только деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, который больше не восстанавливался. Число монастырских служб на территории обители тоже сократилось. Это было связано с тем, что астраханский воевода князь стольник Сергей Прозоровский не разрешил игумену Рафаилу восстанавливать монастырскую больницу на прежнем месте из-за угрозы находящейся рядом пороховой казны. Игумен вынужден был выстроить здания для больных и престарелых монахов за городом на территории монастырского огорода, где был воздвигнут также храм в честь Сретения Господня и основана монастырская слободка для работников обители. До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было извест-но, разве что каменная соборная колокольня с Никольской церковью под ней за ветхостью были разобраны, а при Троицком соборе, над его притвором, возведены были две небольшие каменные колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=18059

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Архитектурное оформление собора в целом выдержано в стиле классицизма. Богато декорированный лепниной и полуколоннами коринфского ордера интерьер украшали живописные произведения религиозного содержания. Спасский собор в Нижнем Новгороде явился одной из первых значительных работ Монферрана в России. Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас. Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, - Староярмарочной. Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым. Храм был возведен на достаточно опасной территории, паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились опасные трещины. В конце XIX столетия Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал Староярмарочный собор. Повторно храм был освящен 31 июля 1888 года. В результате многочисленных ремонтов и реставраций, производившихся в XIX веке, собор существенно изменил свой вид. Иконостасы не сохранились, а росписи на стенах и сводах остались лишь на незначительной площади. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании - жилые квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.

http://sobory.ru/article/?object=00895

Речь шла об уникальном пятиярусном иконостасе XVIII века, входящем в государственный музейный фонд РФ. Увы, это соглашение так и не увидело свет, в связи с чем мы вынуждены по-прежнему отвечать за Богородицерождественский собор. И не только формально: музей, несмотря на ежедневные богослужения в соборе, отслеживает состояние иконостаса и за свой счет восстанавливает его поврежденные фрагменты. Недавно, к примеру, наши штатные сотрудники отреставрировали икону Рождества Богородицы. Не стоит забывать и о декларированном Конституцией принципе доступности культурного наследия для народа. Раз иконостас входит в музейный фонд, любой экскурсант, и не только паломник, имеет право его посмотреть, а мы ему в реализации этого права помогаем. Разумеется, не слагаем с себя обязательств по обеспечению сохранности иконостаса. Утреннее богослужение в монастыре начинается, когда музейные сотрудники еще не пришли на работу, а вечернее заканчивается, когда они уже дома. Поэтому мы вместе с монастырским руководством пошли на беспрецедентный шаг: со стороны алтаря иконы оснащены пожарно-охранными датчиками, сигналы с которых выведены на главный пункт полицейской охраны музея " . Разумные уступки не выглядят противоестественными и в столичном контексте. Так, храм Всемилостивого Спаса в Кускове (главный престол в 1991 году после научной реставрации переосвящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) государство с согласия директора Государственного музея керамики передало Русской Православной Церкви. К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. Туристы потеряли возможность посещать памятник в будние дни: храм удален от жилых кварталов, и богослужения там совершаются только по субботам и воскресеньям (вход для верующих на территорию усадьбы свободный). Вариант 2. " Добрососедские отношения " Иначе поступили в Государственном музее-памятнике " Исаакиевский собор " , главные объекты которого (помимо заглавного храма-топонима это еще три знаменитых собора Северной столицы: Воскресенский Смольный собор, Сампсониевский собор и храм Воскресения Христова — " Спас-на-Крови " ) несколько месяцев назад перешли из федеральной собственности в городскую.

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_i_muz...

Речь шла об уникальном пятиярусном иконостасе XVIII века, входящем в государственный музейный фонд РФ. Увы, это соглашение так и не увидело свет, в связи с чем мы вынуждены по-прежнему отвечать за Богородицерождественский собор. И не только формально: музей, несмотря на ежедневные богослужения в соборе, отслеживает состояние иконостаса и за свой счет восстанавливает его поврежденные фрагменты. Недавно, к примеру, наши штатные сотрудники отреставрировали икону Рождества Богородицы. Не стоит забывать и о декларированном Конституцией принципе доступности культурного наследия для народа. Раз иконостас входит в музейный фонд, любой экскурсант, и не только паломник, имеет право его посмотреть, а мы ему в реализации этого права помогаем. Разумеется, не слагаем с себя обязательств по обеспечению сохранности иконостаса. Утреннее богослужение в монастыре начинается, когда музейные сотрудники еще не пришли на работу, а вечернее заканчивается, когда они уже дома. Поэтому мы вместе с монастырским руководством пошли на беспрецедентный шаг: со стороны алтаря иконы оснащены пожарно-охранными датчиками, сигналы с которых выведены на главный пункт полицейской охраны музея " . Разумные уступки не выглядят противоестественными и в столичном контексте. Так, храм Всемилостивого Спаса в Кускове (главный престол в 1991 году после научной реставрации переосвящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) государство с согласия директора Государственного музея керамики передало Русской Православной Церкви. К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. Туристы потеряли возможность посещать памятник в будние дни: храм удален от жилых кварталов, и богослужения там совершаются только по субботам и воскресеньям (вход для верующих на территорию усадьбы свободный). Вариант 2. " Добрососедские отношения " Иначе поступили в Государственном музее-памятнике " Исаакиевский собор " , главные объекты которого (помимо заглавного храма-топонима это еще три знаменитых собора Северной столицы: Воскресенский Смольный собор, Сампсониевский собор и храм Воскресения Христова – " Спас-на-Крови " ) несколько месяцев назад перешли из федеральной собственности в городскую.

http://religare.ru/2_99006_1_21.html

Епископ Филарет поздравил митрополита Георгия от лица архиереев. От лица духовенства с днем рождения митрополита Георгия поздравил протоиерей Сергий Матвеев. От клириков Нижегородской епархии правящему архиерею было преподнесено богослужебное облачение. Игумения Сергия поздравила правящего архиерея с днем рождения, пожелала здоровья и помощи Божией в архипастырских трудах и от имени монашествующих епархии преподнесла митру. Управляющего Нижегородской епархией также поздравили учащиеся арзамасской гимназии. В свою очередь глава Нижегородской митрополии поздравил всех собравшихся с отмечаемыми 14 августа церковными праздниками: днем Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и днем памяти мучеников Маккавеев, а епископа Филарета — еще и с днем рождения. «Сегодня мы освятили собор в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Оно состоялось по молитвам отца игумена, братии этой обители, попечителей, строителей, но, в первую очередь, по воле Божией, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поддержкой президента страны Владимира Владимировича Путина, благодаря созданию паломническо-туристического кластера " Арзамас — Дивеево — Саров " . Недавно соборными усилиями в Арзамасе был освящен Воскресенский кафедральный собор. Сегодня мы видим продолжение огромной работы по возрождению святынь на арзамасской земле. Сугубо благодарю губернатора области Глеба Сергеевича Никитина за его труды на этой ниве. Сегодня все мы в этом благолепном новоосвященном храме просим Господа, чтобы наши труды, все наши добрые начинания, осоленные Божией благодатью, принесли большие добрые плоды», — сказал митрополит Георгий. Глава Нижегородской митрополии подарил архиереям, Глебу Никитину и Игорю Паньшину иконы Спасителя. Всем присутствующим в храме также были розданы маленькие иконки Спасителя. После богослужения митрополит Георгий, Глеб Никитин, Игорь Паньшин и Игорь Филиппов осмотрели Арзамасский Николаевский женский монастырь и поклонились его святыням.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, слитый по повелению царя Михаила Федоровича. Праздничные выходы в монастырь совершались и при царе Алексее Михайловиче. Ежегодные посещения Ивановского монастыря московскими государями совершались не только 29 августа. В течение Пасхи государи совершали обходы московских монастырей, в том числе и Ивановского. Во время этих обходов раздавалась милостыня и пасхальные яйца. Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре. К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря. Изменения, коснувшиеся в XVIII столетии всей монастырской жизни, начались для Ивановского монастыря с перестройки келий. Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества. Первой такой игуменией стала м. Елена (Протопопова), избранная в 1733 году настоятельницей из сестер Ивановского монастыря. Она была дочерью священника храма Трех Святителей на Кулишках.

http://sobory.ru/article/?object=04846

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

На Литургии присутствовали губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин, заместитель губернатора Андрей Гнеушев, мэр Арзамаса Александр Щелоков, директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов. В организации богослужения помогали волонтеры благочиния г. Арзамаса и отряда «Голос сердца» арзамасской православной гимназии. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Богослужение состоялось в день празднования Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день называют Медовым Спасом, 14 августа принято освящать мед, собранный в текущем году. В конце богослужения митрополит Георгий совершил освящение меда. 14 августа глава Нижегородской митрополии отмечает день рождения. Он принимал поздравления от собратьев-архипастырей, нижегородского духовенства, настоятельниц монастырей и мирян. Глеб Никитин поздравил собравшихся с великим освящением и передал собору икону Спасителя. Затем губернатор Нижегородской области поздравил главу Нижегородской митрополии с днем рождения и пожелал помощи Божией в его архипастырском служении. «Сегодня еще одним храмом на Нижегородской земле стало больше. Стало уже хорошей традицией встречать праздники освящением храмов. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе хочется сделать особый акцент на слове " преображение " . Вы все видите, что преображением только церковных обителей не ограничивается наша работа. Святейший Патриарх, пребывая на арзамасской земле, тоже отметил то, как вокруг храмов преображается город. Хотел бы поблагодарить братию монастыря, всех сопричастных попечителей, епархию, правительство, администрацию Арзамаса — всех, кто имел к этому делу отношение. Не могу не отметить, что очень символично, что владыка Георгий свой день рождения традиционно встречает таким большим и добрым делом как освящение храма. И я хотел поздравить вас с днем рождения, пожелать настолько же активно и эффективно заниматься преображением нижегородской земли, Нижегородской митрополии и всех святынь, которые вы собираетесь возрождать и развивать», — сказал Глеб Никитин и преподнес Его Высокопреосвященству фотографию с видом Нижегородского Печерского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010