Кемь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм Успения Пресвятой Богородицы в Кеми строился с 1711 года по 1717 год. Храм представляет собой композицию из трех шатровых храмов. Всех их объединяет вместе общая трапезная. Тип храма обычный для севера - восьмирик на четвирике. Центральный храм является приделом Успения Пресвятой Богородицы, давший имя всей композиции. Примыкает к восточной стене трапезной. Он самый высокий. Его высота составляет 35,5 метров. С севера к трапезной примыкает придел свтт. Зосимы и Савватия. Строительство этого придела было закончено в 1714 году. Он имеет самостоятельный вход. С южной стороны к трапезной примыкает придел Николая Чудотворца. Вход в трапезную ведет через крытую галерею, красивое крыльцо. Размеры шатров центрального и боковых приделов строго пропорциональны друг другу. Высота боковых приделов 23,5 метра. У композиции нет такой точки, где бы все три шатра выстроились в одну линию. На протяжении ста пятидесяти лет на Кемь и кемскую землю много раз посягали шведы. Последний набег они совершили уже при Петре I в 1701 г. А спустя восемь лет Полтавская битва навсегда положила конец шведской интервенции и в поморском крае. В честь этой победы на каменистом берегу Лепострова в 1711 г. был заложен деревянный Успенский собор. Он стал главной доминантой во всем городе. Три шатра, стоящие тесной компактной массой, торжественно возвышаются над островом, над всей его застройкой. Основу композиции собора составляет большая трапезная. Она квадратная в плане и имеет четырехметровую высоту. Посредине ее — два деревянных столба, резанных «дыньками» и «перехватами». В обширной трапезной часто проходили шумные собрания горожан. Здесь обсуждались вопросы о постройке кораблей и товарных складов, разгорались споры между торговыми людьми и рыбаками. «Мирскому духу» трапезной соответствовало и ее убранство: струганые стены, простые без «опушки» скамейки, скупо порезанные столбы и две печи в углах, примыкающие к сеням (в настоящее время не существуют). Из трапезной можно пройти в те три «столпа», которые ее окружают. Центральный вход ведет в самый высокий Успенский придел, левый — в придел, посвященный основателям Соловецкого монастыря, Зосиме и Савватию, а правый — в Никольский. Придел Зосимы и Савватия, в отличие от Никольского, имеет и свой самостоятельный вход с улицы.

http://sobory.ru/article/?object=03368

Муром. Благовещенский мужской монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году благоверным князем Константином Святославичем Муромским. В ней князь похоронил своего сына Михаила, и впоследствии здесь же были похоронены он сам и его второй сын Феодор. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря – второго по древности в городе Муроме. Возведение первого собора обители связано с именем царя Иоанна IV Грозного. Именно в Муроме он останавливался во время казанского похода и здесь дал обет в случае благоприятного исхода построить каменный храм и основать монастырь «в центре города на старом городище, где была построена благоверным князем Константином деревянная церковь Благовещения» Обет свой государь выполнил, и в 1553 году летопись отмечает начало строительных работ: «…и пришед к Москве и того же году на лето прислал государь… царь в Муром каменщиков… и совершив церковь каменную Благовещение… царь прислал в Муром образы и книги и колокола и все церковное строение и присла с Резани» Строительство и украшение храма продолжалось около десяти лет. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом» Судя по той же Описи, в монастыре все это время существовал только один каменный храм: «…в осыпи, где был острог, монастырь мужской Благовещенский, а в нем четыре церкви: Благовещения каменная, святого Иоанна Богослова, святого Григория Богослова и надвратная во имя архидиакона Стефана – деревянные» (Опись Бориса Бартенева). Других сведений о том, как выглядел монастырский собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в это время, да данный момент не найдено. В 1664 году его практически целиком перестроили на средства купца московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова

http://sobory.ru/article/?object=04950

Бытошь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Строительство храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы было начато в 1834 году на пожертвования владельца чугунно-литейного завода купца В.Ф. Мельникова. В 1846 году возведение храма было завершено. Богослужение в храме совершалось ежедневно, поскольку это был собор. В нем было три Престола: центральный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и боковые приделы во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла и во имя Святителя Николая. В 1937 году храм был закрыт, а священнослужители арестованы. В годы Великой Отечественной войны Богослужения возобновились, но не на долгое время: в 1960 году храм снова закрыли, трапезную часть отдали под школьный спортзал, а в центральной части разместили торговую базу. В 1989 году, по настоятельным просьбам верующих, здание храма было возвращено Русской Церкви, после чего начались возстановительные работы. В сентябре этого же года Епископом Орловским и Брянским Паисием был освящен Престол храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Этот удивительный по чистоте стиля и ясности облика памятник архитектуры, окружённый вековыми деревьями, господствует над промышленным посёлком, придавая его застройке исторический колорит и величавость. По преданию, село основано опричником Ивана Грозного по фамилии Бытошь. Среди владельцев деревни XVIII-XIX веков значатся такие славные фамилии, как Волконские, Ртищевы, Мальцовы, Шевцовы. В начале XVII века деревня принадлежала князю Григорию Волконскому, известному военному и политическому деятелю России. При Петре Великом здесь был основан чугунолитейный завод, для устроения которого " приглашены были со всех концов государства знающие люди и средь лесов закипела жизнь " . Храма здесь долгое время не было, и жители посёлка вынуждены были ходить в церковь за 20 км, в деревню Косилово. Вскоре владелец завода, Василий Мельников, обратив внимание на такую ситуацию, жертвует деньги на строительство храма. Дело отца продолжил его сын по имени Косма.

http://sobory.ru/article/?object=07360

Желнино. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь; Желнинская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году купцом первой гильдии Степаном Петровичем Солиным. Освящен в 1879 году.В храме освятили три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая. В прошении, адресованном купцом Преосвятейшему епископу Нижегородскому и Арзамасскому в 1879 году, говорится: " Крайне скорблю об уклонении от православия некоторых своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил я сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией " . С дозволения владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Храм был закрыт и разорен в 1937 году. Богослужение возобновлено в 1988 году. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Желнино - один из старейших в Черноречье. " Намоленный " , - уважительно говорят о нём верующие. Возведённый в 1878 году " тщанием прихожан и усилиями " купца первой гильдии Степана Петровича Солина, спустя без малого 140 лет впечатляет своим грандиозным видом. Его автор - безвестный епархиальный архитектор. Храм виден с любой точки обозрения и своей монументальностью производит довольно яркое впечатление. Достойно решены детали здания, выполненные в псевдорусском стиле, получившие распространение в русской архитектуре в конце XIX столетия. Отличительная особенность храма в том, что всё здание возведено в т. н. " кирпичном " стиле, когда главный строительный материал - кирпич - несёт на себе ещё и декоративные функции. Церковь в Желнине была построена на три года раньше, чем возведённый в Нижнем Новгороде собор в память Александра Невского на Стрелке (1881 год, архитектор Р.Я. Килевейн). Сооружения имеют схожие черты: появились они в пору стремления продолжения национальных форм русской средневековой архитектуры. За их основу была принята идея пятиглавия, но с заменой купольного покрытия шатрами как народным и старинным архитектурным элементом.

http://sobory.ru/article/?object=02944

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1649 и 1652. Адрес: г. Нижний Новгород, Мельничный пер., 7б Координаты: 56.32217, 43.97605 Проезд:Общественным транспортом до ост. " ул. Рождественская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Трапезная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (1649-1652 годы) в Нижегородском Благовещенском монастыре Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде, как и многие русские обители, уже самому расположению своему обязан значительной частью своей красоты. Вот как о нем пишет автор XIX столетия: « Монастырь находится прямо напротив ярмарки, при слиянии Волги и Оки». По времени строительства он является одним из самых древних в Средней Руси. Первые упоминания о нем относятся к 1221 и 1229 годам, а основан он был Великим князем владимиро-суздальским Юрием Всеволодовичем Из-за частых пожаров и набегов к середине XIV века монастырь совершенно обветшал и лежал почти в руинах. Не способствовал его восстановлению и передел земель между суздальско-нижегородским и московским князьями. Во время одной из своих поездок в Орду в 1357 или в 1359 году монастырь посетил митрополит Московский святитель Алексий. Его попечением уже в 1371 году происходит возобновление обители. Святитель сам освятил первый каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По преданию, этот храм был изображен на одной из первых икон святителя Алексия (вторая половина XV века). С этого времени обитель становится домовой митрополичьей, а с 1589 патриаршей, что весьма способствовало ее благосостоянию. До 1764 года она управлялась архимандритами, а после введения штатов стала относиться к третьему классу и управляться игуменом Период этот продолжался недолго, и уже в 1797 году архимандричье управление восстановилось Новый этап интенсивного каменного строительства в монастыре относится к середине XVII века. В этот период здесь работала артель нижегородских «домовых монастырских каменщиков» под руководством Вельямина Черсткина. Ведущими мастерами в ней значились Данило и Григорий Тимофеевы, впоследствии «государевы записные мастера», в 1660-е годы работавшие в Москве. Кроме того, известны еще мастера Иван и Григорий Григорьевы дети. Артель заново отстроила ставший уже ветхим Благовещенский собор, Успенскую трапезную церковь с колокольней, храм преп. Сергия Радонежского архимандричьи палаты и кельи

http://sobory.ru/article/?object=05370

Острогожск. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1783 и 1787. Год утраты:Не установлен. Архитектор:К.С. Сокольников Адрес: Россия, Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, ул. Коммунаров. Координаты: 50.858137, 39.080604 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Композиционным прототипом собора послужил собор Покрова Пресвятой Богородицы (1753-1768) в Ахтырке Для земель Острогожского полка и уезда собор сам стал объектом архитектурных заимствований. Вот его заметным влиянием построены: Карта и ближайшие объекты Соборная Троицкая церковь изначально была построена вместе с Острогожским острогом основателем его стольником и воеводой, полковником, князем Федором Юрьевичем Арсеньевым. Церковь деревянная с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Постройка окончена вместе с острогом 7 ноября 1653 года. Через 68 лет вместо прежней была выстроена новая, каменная, которая освящена в 1721 году. К ней была пристроена трапезная с колокольней, оконченные в 1766 году. В трапезной имелось два придела - во имя Введения в храм Богородицы и во имя Николая чудотворца. В этом же году были освящены архимандритом Воронежского Алексеевского Акатова монастыря, Сампсоном, первый 4, а второй 6 мая. Через 14 лет, а именно 13 мая 1780 года, вторично построенную церковь начали разбирать снова. Третий собор, двухэтажный начал строиться в 1780 году 31 мая, каменщиком Тульского оружейного завода прибывшим сюда Федором Медведевым, по новому проекту, сделанному поручиком Сокольниковым из того же тульского завода и сотником Дмитрием Петровичем Синельниковым, местным избранным депутатом. К 1781 году закончен был первый этаж с тремя приделами: Введения в храм Пресвятой Богородицы, освящен 30 января 1782 года, Святителя Николая Чудотворца, освящен 1 февраля и Всех Святых, освящен 5 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=36308

Демидов. Храмовый комплекс. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1737 и 1777. Год утраты:приблизительно 1968 (храмы разобраны) Адрес: Смоленская область, Демидовский район, город Демидов, площадь Советская. Координаты: 55.265039, 31.513912 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старинное Поречье стоит на слиянии двух рек Каспли и Гобзы. Вошли эти реки в торговую историю России как один из вариантов пути «из варяг в греки», затем императором Петром I в Поречье из села Каспли была перенесена торговая пристань. Славилось Поречье и своими храмами. В самом центре на правом берегу реки Каспля, недалеко от стрелки (т.е. впадения реки Гобзы в Касплю) в начале XVIII века находилась деревянная церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Николая. Но храм постигла беда – пожар, верующие успели вынести утварь и иконы из иконостаса. На месте сгоревшего храма на средства поречского купца Петра Андреевича Кондрыкина-Вольского в 1737 году возводится каменный двухэтажный храм, освященный, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нижняя церковь имела два придела во имя святителя Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Верхняя холодная церковь освящена во имя Рождества Божьей Матери. В 1776 году село Поречье повелением императрицы Екатерины II получило статус города, в 1796 году церковь переименовали в Поречский городской собор. По количеству серебряной утвари храм был один из самых богатых в Смоленской епархии. 34 иконы украшали серебряные оклады, вес которых был более 8-и пудов. В нижнем Никольском храме находился уникальный фаянсовый двухъярустный иконостас высокохудожественной работы. Один из фаянсовых киотов сохранился и находится сейчас в Благовещенской церкви города. Стены храма покрывала живопись. Русская писательница О.П. Шишкина в 1848 году издает книгу «Заметки и воспоминания русской писательницы по России в 1845 году»: «… В Троицин день слушали обедню в соборе… Он весь расписан одним красноватым цветом, что гораздо лучше обыкновенной пестрой живописи, и вообще, по городу, собор очень хорош. В иконостасе, в нижнем ярусе, все восемь больших образов в серебряных окладах; перед царскими вратами огромное посеребряное паникадило с толстыми золотыми свечами. Служили благовейно…»

http://sobory.ru/article/?object=61416

Новосибирск. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1990 и 1999. Архитектор:А.П. Долнаков Ссылки:   Адрес: Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, улица Байдукова, д. 1 Координаты: 55.083441, 82.890381 Проезд:Общественным транспортом до остановки " Бестужева " . От остановки 350 метров пешком по улице Байдукова. Собор виден издалека. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старообрядцы среди первых поселенцев будущего Новосибирска Строительство нового поселения притягивало людей из различных социальных слоев общества. Для старообрядцев, гонимых царскими властями, новое поселение на строящейся железной дороге в далекой Сибири — место, несомненно, весьма привлекательное. Здесь, вдали от светских и синодальных властей, можно было надеяться на менее жесткий контроль, на естественные послабления, которые всегда бывают в местах скопления большого количества людей. Первые поселенцы-старообрядцы происходили из крестьян окрестных деревень и сел Томской губернии и Алтайского округа. Они брали сезонные подряды на земляные, плотницкие и каменные работы, что давало дополнительный заработок, особенно поздней осенью и зимой. Постепенно часть из них обосновалась в посёлке на постоянное житьё. С увеличением объёмов строительных работ, созданием железнодорожного хозяйства и быстрым ростом посёлка сюда приезжают старообрядцы из других социальных групп: мещане, купцы, служащие различных ведомств. Приверженцы Старой Веры селились в сибирских сёлах начиная со второй половины XVII века. В условиях постоянной угрозы ареста они, тем не менее, находили возможность собираться на богослужения. После 1846 года, когда к старообрядчеству присоединился митрополит Амвросий и образовалась Белокриницкая митрополия, появились свои старообрядческие епископы и священники. Они ездили по приходам, исполняя все необходимые христианам требы, но вынуждены были делать это тайно. В старообрядческом журнале «Церковь» N 30 за 1909 год написано, что в городе Ново-Николаевске Томской губернии уже десять лет назад существовал старообрядческий приход, а храм во имя Рожества Пресвятыя Богородицы уже восемь лет как построен. Можно сделать вывод, что в 1899 году приход уже функционировал, а в 1901 году новониколаевские старообрядцы имели либо церковь, либо молельный дом. Скорее всего, это был просто жилой дом, приспособленный для богослужений, поскольку в те времена старообрядцам не разрешали строить настоящие храмы.

http://sobory.ru/article/?object=29931

Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 году близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича. Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 году. Первая Покровская церковь обители была деревянной: «…на другой стороне за рекою… вскоре устроил церковь деревянную, а святитель Иоанн вручил старейшинство сестричине преподобного Евфимия, взем ю от Лавры великомученика Александра, якоже бысть на горе в том же городе Суздале». Игуменьей нового монастыря стала дочь сестры святого Евфимия Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки Все монастырские храмы, так или иначе, своими посвящениями связаны с молитвой великой княгини о чадородии. Точной датировки начала и освящения собора до сих пор не существует. Исследователи называют 1510 1514, 1515 и 1518 годы или объединяют их в один строительный период Внести ясность в этот вопрос мог бы отрывок из списка жития преподобного Евфимия Суздальского XVI века, где указаны и дата основания, и дата освящения: «Сия святая и Божественная церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, создана бысть повелением и снисканием благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василия Иоанновича всея Руссии самодержца.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Тюмень. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (утраченный). Благовещенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм Тюмени, до 1913 года - соборный храм города. Располагался на высоком берегу Туры напротив здания Городской думы. Строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы началось в Тюмени по указу Петра I 31 мая 1700 года, осуществлялось за казенный счет под руководством святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского. Основное строительство было завершено в 1704 году. В этом же году митрополитом Филофеем был освящен главный придел собора. Стройка замерла из-за нехватки железа: как раз в это время Петр I вел войну со шведами, и в России не хватало металла. Дата завершения строительства Благовещенского собора не сохранилась, предположительно это произошло в 1708 году, когда в Тюмень доставили железо с Урала. В 1886 году при соборе была открыта женская церковная школа, помещавшаяся в наемном доме. В 1897 году в ней обучалось - 38 человек, в 1901 году - 36 человек, в 1903 году - 41 человек. На 1913 год при храме действовала церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном доме. По штату в причте было положено состоять настоятелю в сане протоиерея, диакону и двум псаломщикам. В приходе числилось две деревни. Собор имел пять маковок на главном куполе, колокольню, ризницу, а под своим фундаментом - казенные амбары, которые являлись первыми каменными строениями в городе. Стены собора снаружи украшали разноцветные керамические изразцы. Это был единственный в сибирской храмовой архитектуре случай украшения церкви керамикой. Из нее были созданы настенные панно, по углам храма вились керамические виноградные лозы. Кладку стен вели и тюменские каменщики, и помощники из Верхотурья. Под крышей на наружной стене была выложена  надпись об истории закладки и освящения храма. Размеры храма: длина - 24,5 м, ширина - 10 м, высота колокольни с крестом - 32,4 м. Лучшими иконописцами был расписан иконостас, особое внимание в котором привлекали образы Господа Саваофа, Господа Вседержителя и Трех Святителей (в медных ризах) никоновского периода. После капитального ремонта, осуществленного в 1889 году невежественными реставраторами, иконостас был поврежден, кроме того были уничтожены иконы Рождества и Благовещения Богородицы на фронтоне храма.

http://sobory.ru/article/?object=35586

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010