Успенские храмы старой Москвы Успенский собор московского Кремля В старой Москве было выстроено огромное количество храмов, освященных во имя светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Москву издревле считали «Домом Богородицы» – городом, посвященным Царице Небесной. И поэтому главный храм Москвы, основанный в Кремле еще в XIV веке, был освящен во имя Успения Богородицы. Успенский собор был и первым каменным храмом древней Москвы, возведенный в эпоху великого строительства Ивана Калиты, а основал его сам митрополит Московский, святитель Петр – 4 августа 1326 года, за несколько месяцев до своей кончины, после того как перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Святитель и убедил великого князя Ивана Калиту возвести в Москве собор во имя Пресвятой Богородицы по образу Успенского собора в стольном граде Владимире: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами...» Так символически Москве передавалась роль наследницы древнего стольного града русских княжеств. Всего лишь через год после закладки собора Иван Калита получил ярлык на великое княжение, и Москва стала столицей сначала Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси. История кремлевского Успенского собора хрестоматийно известна. О нем написано исторической литературы больше, чем обо всех остальных московских храмах. Интересно вот что. Когда к концу XV века собор обветшал, в 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин приступили к строительству нового. Спустя два года почти возведенный собор неожиданно рухнул – тогда произошло редчайшее в Москве землетрясение. Специально назначенная для изучения причин катастрофы комиссия с русскими плотниками в составе установила в ходе следствия технические ошибки и недочеты в работе мастеров, произошедшие по их вине. Однако на них не только не обрушились кары за подобные оплошности, но, более того, зодчие приняли участие в дальнейшей застройке Соборной площади и построили там отнюдь не второстепенные сооружения, а высочайшего статуса. Именно Кривцов и Мышкин в 1484-1489 г.г. возвели великолепный Благовещенский собор – домовый храм московских великих князей, и в те же годы – Ризположенскую церковь рядом с Успенским собором, ставшую кремлевским домовым храмом русских митрополитов и патриархов.

http://pravoslavie.ru/41.html

Новосиль. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте Успенского собора в городе Новосиле сменилось несколько поколений деревянных храмов. Древнейший городской собор (его посвящение неизвестно) был возведен, вероятно, еще в XII в. в Новосильском детинце и неоднократно перестраивался и горел, например, в 1375 г. при нашествии татар Мамая. При восстановлении Новосиля в XVI в. (около 1563 г.) возобновили и Успенский собор, но в годы Смутного времени город сильно пострадал (1611 г.) и кремль с собором пришлось отстраивать заново. В одной из своих челобитных новосильцы писали, что литовцы «город Новосиль сожгли, оброзы, и книги, и ризы, и всякая церковная устроенья пожгли и попов побили». После Смуты собор срубили заново. В Писцовой книге 1625–1626 гг. Константина Михайловича Пущина и подьячего Бориса Иванова дается следующее описание нового Успенского собора: «Внутри городе (в кремле. – В.Н.) церковь соборная Успение Пречистые Богородицы деревяна, а в церкви Божия милосердия образ Успения Пречистая Богородицы месной, да на престоле Пречистая Богородица, двери царские, над дверьми деисус на празелени, строенья распопа Олофея, да книг в церкви на престоле: Евангелие письменное, треодь цветная полууставная, апостол письменые ветхий, да государева жалованья у тое церкви два колокола, а кладбища церковного около церкви десить сажень, поперек восемь сажень». Позднее в соборе устроили придел Св. Петра и Павла и Св. Николая Чудотворца. Храм был весьма мал, соборные попы в своей челобитной (1640 г.) жаловались: «После, государь, тово разорения (1611–1612 гг. – В.Н. ) поставлен храм невелик – клетка и та ныне ветха, развалился, образов и книг и риз нет ничаво». Новый собор, опять же деревянный, построили между 1691 и 1702 гг. Не позднее 1702 г. к нему пристроили колокольню. Рисованный чертеж Новосильской крепости конца XVII в. дает представление о том, как выглядел Успенский собор в это время. Судя по чертежу, храм действитель но был небольшим и по размерам и по конструкции походил на крепостную башню. Он представлял собой высокий четырехугольный сруб, по видимому, на подклете, увенчанный шатровой крышей с полицей, завершавшейся главкой, покрытой деревянной чешуей лемехом. В южной стене, а возможно и в северной, было по три окна. Из них особенно выделялось размерами центральное – «красное». Маленькие боковые окошки являлись, скорее всего, волоковыми. К храму с востока примыкал алтарь, но на основании рисунка трудно судить, был ли он прямоугольным или «круглым», т.е. пятигранным. С запада к собору была прирублена небольшая трапезная, в которой помещался единственный вход в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Мичуринск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1771. Год утраты:1936 (разобран) Адрес: Россия, Тамбовская область, Мичуринск, угол Милиционной улицы и Советской (площадь Мичурина) Координаты: 52.88843, 40.514489 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый из храмов Козлова, воздвигнутый в 1771 г., подвергся перестройке в 1837 г. Деревянное строение заменило каменное храмовое здание новой архитектуры с одним центральным куполом и пятью главами. Отличался богатым внутренним убранством, ценной утварью и иконами в серебряных окладах. Разобран в 1936 г. Располагался перед центральным городским парком на Соборной площади (площадь Мичурина) и замыкал Московскую улицу (улица Советская). На сегодняшний день на месте Покровского собора находится площадь им. И.В. Мичурина. Чуть правее от него занимала и занимает до сих пор свое место Ильинская церковь. " ... Лета 7143 года (1635), августа в 22 день, государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси указал... на Лесном Воронеже ...ставить город. Для городового строения указал государь ехать Ивану Биркину да Михайлу Спешневу. Да указал государь к воеводам послать грамоты, чтобы воеводы велели кликать, которые охочие люди и не в какой службе не записаны шли на городище на житие с жёнами и с детьми... Да вы же, Иван да Михаил, напутствовал царь, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом " . Такими словами начиналась история нашего города и первой его церкви - Покровской. Уже через несколько месяцев расторопные воеводы писали государю ответ, в котором говорилось буквально следующее: " ... и на Козловом урочище по твоему государеву указу, у Бога милости прося ...острог, которому быть вместо города обложили октября в 11 день. А церковь во имя Пресвятыя Богородицы честного и славного Покрова октября в 18 день " . Как и весь город, была она деревянною, однако простояла целых 137 лет.

http://sobory.ru/article/?object=38562

Немало явилось тогда церквей и в других городах и областях России. В Москве святитель Петр заложил (1324) близ своего двора первую в этом городе каменную церковь, собор Успенский, оконченный уже после его кончины. Иоанн Данилович Калита соорудил каменную церковь святого Иоанна Лествичника (1328) и собор Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницею московских князей. Супруга Димитрия Иоанновича Донского воздвигла (1393) на своем дворе каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а сын Донского Василий Димитриевич создал собор Благовещенский . В области Угличской один князь Роман Владимирович угличский († 1285) построил в разных местах до 15 храмов . В Твери князь Михаил Ярославич вместе с матерью своею соорудил (1285–1289) каменный собор Преображения Господня на месте прежде бывшей деревянной церкви Косьмы и Дамиана . В Нижнем Новгороде великий князь Константин Васильевич воздвиг (1352) каменный собор Спасо-Преображенский, а князь Андрей Константинович — каменный собор Михайло-Архангельский (1358). В Серпухове князь Владимир Андреевич создал (1378) собор Троицкий. В Ростове епископ Григорий собственным иждивением обновил и почти вновь соорудил (1411) собор Успенский, обрушившийся после страшного пожара . В Пскове вновь сооружен (1365) собор Троицкий на старой основе, после того как он весь был разобран вследствие падения его верха. Не говорим о многих других церквах в этом городе, которые, особенно с половины XIV в., сооружались или обновлялись весьма часто, даже по две и по три в один и тот же год. Так в 1373 г. построены здесь две церкви, в 1383 — три, в 1384 — две, в 1394 — две, в 1398 — две, в 1421 — три . Вообще, о количестве церквей в разных городах наших того времени можем заключать из следующих данных. В Москве в 1336 г. сгорело 18 церквей; в 1342 г., когда погорел весь город, 28 церквей; в 1354 г., когда погорел один Кремль, 13 церквей; в 1415 г.— 15 церквей . В Нижнем Новгороде татары сожгли в 1377 г. 32 церкви. В Ростове во время пожара 1408 г. сгорело 14 церквей. Когда в 1413 г. погорели Тверь и Кострома, то в первом городе сгорело 20 церквей, а в последнем 30 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Многие храмы по всему православному миру освящены в честь праздника Успения Божией Матери, ведь праздник этот – один из наиболее ярких православных Богородичных праздников. Успение Пресвятой Богородицы в Иерусалиме в окружении апостолов и явление Ее им на третий день после погребения – одно из великих чудес Господа. Успению Божией Матери посвящен и собор Артемиевского монастыря в Верколе (Архангельская обл.). Этот собор поражает: в деревенской глуши, практически в лесу, возносится храм столичных масштабов. В строительстве собора живое участие принимал праведный Иоанн Кронштадтский. Всероссийский батюшка любил Артемиевский монастырь. Еще мальчиком его каждый год привозили сюда: Сура, родное село будущего молитвенника за Россию, расположено недалеко от Верколы. И позже, по дороге на родину, отец Иоанн всегда заезжал в обитель помолиться святому отроку Артемию. Проект Успенского собора Артемиевского монастыря был составлен петербургским архитектором академиком Р.Р. Марфельдом, который участвовал как инженер в создании храма-памятника в честь победного окончания русско-турецкой войны на Шипке в Болгарии. По его проекту был возведен и храмовый комплекс в память чудесного спасения царской семьи во время крушения императорского поезда на станции Борки близ г. Харькова. Марфельд придерживался традиций русской архитектуры XVΙΙ века. Успенский собор Артемиевского монастыря наглядно подтверждает это. Замечательны крыльцо собора и открытая галерея для крестного хода в виде балкона. Престол нижнего храма освящен в честь Рождества Христова. Собор был заложен при наместнике архимандрите Виталии 17 (30) сентября 1891 года. В те годы монастырь как раз набирал силу после недавних времен упадка. И всего лишь через шесть лет, в 1897 году, собор был освящен при участии праведного Иоанна Кронштадтского. Удивительным кажется сейчас тот факт, что в конце XIX века с такой быстротой и в таком неудобном для строительства месте (стройматериалы надо было переправлять через Пинегу) был выстроен столь величественный храм. Хотя чему удивляться, если собор возводился с Божией помощью по молитвам угодника Божия праведного Иоанна.

http://pravoslavie.ru/28883.html

Юрьев-Польский. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Собор в общих чертах воспроизводит облик церкви Успения Пресвятой Богородицы (1895-1897, арх. В.А. Косяков) при быв. подворье Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости (его «очистили» от переделок уже реставраторы в советское время), не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году. Новое величественное кирпичное здание собора в неорусском (или псевдорусском) стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Газета «Владимирские епархиальные ведомости» писала о нем так: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек». В приделе нового собора был установлен перенесенный из Георгиевского храма «Святославов крест», древняя святыня, очень почитаемая верующими. В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором. И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьев-Польского. С сайта http://juriev.ru/Arhitect/troitskij.htm Главный городской храм Георгиевский к началу ХХ века уже не вмещал всех верующих. Особенно это ощущалось в дни больших церковных праздников. По инициативе протоиерея Александра Знаменского и прихожан, в качестве нового тёплого соборного храма города началось строительство Троицкого собора чуть к северо-востоку от Георгиевского собора. Четыре года жители Юрьев-Польского собирали пожертвования на новое строительство, и наконец в 1907 году был заложен первый камень в фундамент будущего собора. Его возведение приурочили к трёхсотлетию императорского дома Романовых. Чуть ранее, 6 марта 1903 года состоялось заседание Городской Думы, на котором было принято решение об отведении участка земли под новый соборный храм в одной ограде с существующим Георгиевским собором. Решено было отвести под оба храма 432 квадратных сажень земли и в том числе построить проезд от соборной улицы к Владимирскому тракту. Часть этой мощёной булыжником дороги существует и до сего дня.

http://sobory.ru/article/?object=00767

Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Белокриницкий старообрядческий Свято-Успенский собор Карта и ближайшие объекты Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Свято-Успенский собор, построенный в период 1900-1908 годов, как главный храм женского монастыря в селе Белая Криница. Храм строился на средства богатой семьи московских староверов Глеба и Ольги Овсянниковых. В память о погибшем сыне Александре родители выделили на возведение храма солидную сумму - 500 тысяч карбованцев золотом. Официально автором собора считается австриец В. Клик, а среди инженеров-консультантов значится русский архитектор Александр Кузнецов, один из лучших мастеров позднего русского модерна. Думается, что это ошибка. Село Белая Криница тогда находилось на землях австрийской империи, и, вероятно, собор строил В. Клик по проекту А. Кузнецова, ведь так тонко владеть неорусским стилем мог только россиянин. Храм возводил подрядчик Тряпкин, прибывший из Москвы. Строительные материалы, гранитные детали и отделка для храма были доставлены непосредственно из Москвы. Специально были привезены две подводы русской земли под фундамент храма. Собор представляет собой грандиозный пятиглавый крестово-купольный храм. Центральный купол и четыре главы, поставленные по сторонам света, увенчаны позолоченными крестами. Мощные формы собора богато декорированы элементами неорусского стиля – кокошниками, арками, гирьками, бусинами, подзорами, выполненными из глазурованного кирпича, резного камня, майолики, прорезной позолоченной меди. Стройная многоярусная колокольня по высоте превышает собор, богато украшена и увенчана шатром, покрытым глазурованной черепицей, и маленькой главой с крестом. Западный вход в храм акцентирован перспективным порталом с мощными арками и колоннами в русском стиле. Одновременно с собором была возведена каменная ограда монастыря и арка ворот. Интерьер собора украшают большой и два малых дубовых иконостаса, выполненные во Владимире, иконы написаны мастерами Палехской иконописной школы и украшены серебряными и золотыми окладами; паникадила изготовлены по древневизантийским образцам. В соборе почивают мощи святых персидских мученников Дады, Гаведая, Каздоя и Гаргалла.

http://sobory.ru/article/?object=33573

Кимры. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В самом центре Кимр на крутом волжском берегу в не столь еще далеком прошлом возвышался Покровский собор. По утверждениям современников собор был очень похож на московский Успенский собор. Это подтверждалось не только его внешним видом, но и внутренним убранством. Всякий, кто видел Покровский собор впервые, был поражен его размерами и великолепием. Его пять вызолоченных куполов в ясную погоду были видны на 15-20 верст вокруг. Собор был главной достопримечательностью Кимр и гордостью кимрян. Храм, казалось, царил над окружающей его местностью. Очевидцы утверждали, что это был один из самых великолепных и грандиозных сельских храмов в России. В 1807 г. жители Кимр пережили страшное бедствие - пожар, от которого пострадало все большое торговое село. Огонь нанес повреждение и стоявшей на берегу Волги каменной Троицкой церкви, выстроенной еще в 17 веке боярином Ф.П. Салтыковым - владельцем села Кимры. (Любопытный факт: дочь владельца Кимрской вотчины Прасковья Федоровна была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Потрескавшийся от пожара купол храма грозил обвалиться, поэтому-то кимряне и решили выстроить здесь другую церковь. Денежные средства для этого были собраны по подписке прихожанами, главными же жертвователями на постройку храма явились Д.В. Башилов с детьми и браться Малюгины. 16 сентября 1816 г. храм сей во имя Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Преосвященнейшего Серафима - архиепископа Тверского и Кашинского - был заложен, а 30 сентября 1825 г. с благословения Преосвященнейшего архиепископаТверского и Кашинского Ионы был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным при содействии местного духовенства. Вновь построенный храм этот имел три престола: главный, средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый - Всех святых, левый - святых апостолов Петра и Павла. Во вновь сооруженной церкви был устроен прекраснейший 5-ярусный иконостас, выполненный в византийском стиле. Высота иконостаса равнялась 22 аршинам, ширина 35 аршинам. Освещали храм пять паникадил, главное из которых, изготовленное из литой меди, посеребренное, весило 52 пуда.

http://sobory.ru/article/?object=49852

Москва. Кремль. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор Кремля Карта и ближайшие объекты Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Дата создания: 1474-1479 гг. Автор: Аристотель Фиораванти. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм - первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Мышкин. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Заложен 15 августа 1805 г. на средства горожан и купцов Козьмы Ивановича Дрожденкова и Ивана Андроновича Замяткина. Построен в 1820 г. артелью ярославских каменщиков по проекту архитектора И.Манфрини. В 1829-1832 гг. храм расписан Т.А.Медведевым, в 1866 г. живопись реставрирована мышкинским мастером А.Е.Смирновым, для окон изготовлены цветные витражи. Главная соборная площадь города (между улицами Никольской и Рыбинской) застраивалась в первой половине XIX века зданиями в стиле классицизма, большинство из которых сохранилось до наших дней и составляет единый архитектурный ансамбль. Его композиционным центром является собор Успения Богоматери, выстроенный в 1805-1820 гг по проекту архитектора И Манфрини. Успенский собор – крупное архитектурное сооружение в стиле классицизма – и доныне является архитектурной доминантой старой части города. Его центральный объем – четверик с далеко вынесенной полукруглой апсидой – служит основание для широкого барабана, перекрытого плоским куполом. С запада к нему примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Северный и южный фасады четверка, а также западный фасад нижнего яруса колокольни оформлены портиками ионического ордера с треугольными фронтонами. Стремясь увеличить боковые главы, сделать их соразмерными центральному куполу, архитектор вводит в композицию здания четыре высоких (от цоколя до карниза) полуцилиндрических объема, примыкающих к западной и восточной стенам четверика и служащих основанием для барабанов боковых глав. Верхняя часть здания зрительно облегчена множеством сквозных и ложных окон разнообразной формы. На центральном барабане появляется несколько вольно трактованное итальянское окно. На стенах трапезной то же тройное окно дополняется термальным окном, помещенным в верхнем ярусе. Над северным и южным порталами, на апсиде и на боковых барабанах помещены большие круглые окна: прямоугольные окна помещены в плоские ниши с полуциркулярным верхом. Зрительно уравновешивая огромную апсиду храма, колокольня ныне отмечена некоторой тяжеловесностью. Однако это впечатление – результат многочисленных позднейших перестроек и утрат. Изначально колокольня выглядела более изящно. Успенский собор так же дошел до нас с некоторыми утратами. Исчезли фигурные главки над куполами, сквозные окна в барабанах глав. В результате собор, как и колокольня, стал зрительно заметно тяжелее. Следует учесть и то, что прежде внешний вид здания оживлялся желто-белой раскраской фасадов. В тимпанах фронтонов помещались живописные композиции на религиозные сюжеты.

http://sobory.ru/article/?object=00488

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010