Кимры. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В самом центре Кимр на крутом волжском берегу в не столь еще далеком прошлом возвышался Покровский собор. По утверждениям современников, собор был очень похож на московский Успенский собор. Это подтверждалось не только его внешним видом, но и внутренним убранством. Всякий, кто видел Покровский собор впервые, был поражен его размерами и великолепием. Его пять вызолоченных куполов в ясную погоду были видны на 15-20 верст вокруг. Собор был главной достопримечательностью Кимр и гордостью кимрян. Храм, казалось, царил над окружающей его местностью. Очевидцы утверждали, что это был один из самых великолепных и грандиозных сельских храмов в России. В 1807 г. жители Кимр пережили страшное бедствие - пожар, от которого пострадало все большое торговое село. Огонь нанес повреждение и стоявшей на берегу Волги каменной Троицкой церкви, выстроенной еще в 17 веке боярином Ф.П. Салтыковым - владельцем села Кимры. Потрескавшийся от пожара купол храма грозил обвалиться, поэтому кимряне и решили выстроить здесь другую церковь. Денежные средства для этого были собраны по подписке прихожанами, главными жертвователями на постройку храма явились Д.В. Башилов с детьми и братья Малюгины. 16 сентября 1816 г. храм сей во имя Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Преосвященнейшего Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, был заложен, а 30 сентября 1825 г. с благословения Преосвященнейшего архиепископа Тверского и Кашинского Ионы был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным при содействии местного духовенства. Вновь построенный храм имел три престола: главный, средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый - Всех святых, левый - святых апостолов Петра и Павла. Во вновь сооруженной церкви был устроен 5-ярусный иконостас, выполненный в византийском стиле. Высота иконостаса равнялась 22 аршинам, ширина 35 аршинам. Освещали храм пять паникадил, главное из которых, изготовленное из литой меди, посеребренное, весило 52 пуда.

http://sobory.ru/article/?object=21416

Алатырь. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Пресвятой Богородицы - один из самых древних (1747 год) и самых красивых храмов Алатыря. Расположен на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце. Храм был закрыт в 1936 году, колокольня разрушена, здание храма использовалось в различных хозяйственных целях. Богослужение возобновлено в 1994 году. В храме сооружен баптистерий (крестильня для взрослых). В 1747 г. рядом с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь типа «восьмерик на четверике» с трапезной. В плане крест с вытянутой западной частью. Планировочная структура по оси восток-запад: собственно церковь — с пятигранной апсидой, трапезной и колокольней. С севера и юга к четверику примыкают боковые помещения, образующие ветви креста. Центральная часть креста завершается восьмериком с куполом и главкой на круглом барабанчике. Боковые ветви креста, трапезная и апсида по ширине равны граням центрального четверика, так что сам четверик во внешнем своем пространстве просматривается только в верхних угловых частях. В подкупольной части церкви — сомкнутый восьмилотковый свод, в остальных помещениях коробовые своды. В западной части четверика во втором ярусе устроены хоры. Архитектурный фасад скромный, оконные проемы без наличников, заглублены в арочные ниши. Фасады завершаются поясками поребрика, а в восьмиграннике — поясами кронштейнов и поребрика. Интерьеры с настенной живописью не сохранились. Обе церкви в настоящее время реставрированы. Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии  http://cheb-eparhia.ru/hierarhy.aspx?id=71 Собор Рождества Пресвятой Богородицы в своем нынешнем облике датируется 1747 годом. Предыдущую постройку в октябре 1670 года постигла та же участь, что и весь город - отряд атамана Осипова, присланный Степаном Разиным, сжег город. В начале июля 1774 года Емельян Пугачев вошёл в Алатырь, горожане встречали его хлебом-солью. Именно в соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в его честь. Здесь же, у стен храма, казнили дворян, отказавшихся присягнуть на верность. Алатырские церкви были ограблены, вывезена городская казна.

http://sobory.ru/article/?object=04994

Боровичи. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В центре нашего города, на площади (в настоящее время часть проезда Гагарина) находился Введенский собор. Недалеко от колокольни Введенского собора в 1835 г. началось строительство нового собора по проекту губернского архитектора М. Праве. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е.И. Марин. Строительные работы закончились в 1859 г. Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон над колонами написано в сиянии - «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие полукруглые окна собора были также вставлены железные решетки. С западной, серной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=11655

Новый Оскол. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Новом Осколе возведен русскими мастерами-умельцами в 1803 году. Строился он на средства прихожан. В 1823 году Успенский храм был перестроен – добавились два придела: в честь Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На этом месте до 1950-х годов возвышалась часовня. В 1930-е годы, при советской власти, собор был закрыт. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В 1960-е годы была возведена колокольня и установлены колокола общим весом свыше тонны. А в честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят еще один колокол – весом в 640 кг. Одна из святынь храма, известная за пределами города, чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, явленная пастухам в прошлом веке близ этого города. В ней помещена частица мощей этой святой. В 2002 году на территории храма было начато строительство Духовно-просветительского центра. Его освящение состоялось 6 июня 2005 года История Успенского собора неразрывно связана со всеми поворотами судьбы Нового Оскола. На протяжении веков новооскольцы здесь молились, делились самым главным, самым сокровенным - собор, ровесник города, стал ему не просто храмом - он стал свидетелем всей его жизни. В то время, когда Царёв-Алексеев только приступали ставить, без молитвы и без крестного знамения не начинали и не кончали никакое дело. Жизнь, полная опасностей и тяжкого труда, тогда не отделялась от вопросов веры. И потому всегда, когда закладывалась крепость, то вместе с нею начинали тут же строить храм. Так было и в начале в первые годы возведения городков-крепостей на Белгородской Засечной оборонительной черте. В 1647 году, с постройкой города-крепости Царёва-Алексеева, была построена и деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Алексия человека Божия - покровителя царя-основателя Алексея Михайловича. Сюда из Курска царь специальной грамотой за 23 июля перевёл безместного попа Ивана Алфимова, который стал первым священником нового города. Он вскоре обнаружил, что собор-то есть, а утвари и всего необходимого для службы - нет.

http://sobory.ru/article/?object=16143

Суздаль. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет свое начало от св. равноапост. князя Владимира. Князь Владимир, положивши начало христианству в Суздальской стране и ревнуя о скорейшем распространении веры Христовой среди здешних язычников, построил в Суздале церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянную, из дубового леса, об одном верхе. В новопостроенную церковь св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении в Херсоне. Собор с самого своего основания получил особенно важное значение для всей страны Суздальской. В нем новокрещенные суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение. Богородицерождественская церковь, созданная св. князем Владимиром, существовала в Суздале более 100 лет, а 1096 г. вместе с другими городскими строениями предана была огню Олегом Святославичем, сыном вел. князя Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским и Ростовским. Достоверное начало соборного храма каменного принадлежит княжению Георгия Владимировича Долгорукова. Этот благочестивый князь, построивший много церквей в Суздальской епархии, в 1150 г. соорудил в Суздале собор из белого камня в честь Рождества Богоматери, в кремле-городе, по подобию церкви Киево-Печерской. Этот собор был «об одном верхе и покрыт тесом». Собор этот устроен был весьма непрочно, так что в 1194 г. вел. князь Всеволод Юрьевич и епископ Иоанн должны были сделать в нем большие поправки, покрыть его оловом и поставить три больших верха с главами. Работы были произведены русскими мастерами, но и этот собор существовал недолго: в 1222 г. вел. князь Георгий Всеволодович положил основание новому собору; через три года, в 1225 г., собор строением был окончен и освящен епископом Симоном. Через 8 лет, в 1233 г., соборная церковь была расписана внутри тщанием епископа Митрофана и вымощена красным разноличным мрамором.

http://sobory.ru/article/?object=00195

Боровск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг. Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву. Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г., церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади. По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 г. из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 г. храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 г. упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

Вахитовский район. Кремль. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии - архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров. Построенный в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей, собор - памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокуполного типа - первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами - Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Еще в XVI-XVII вв. собор был украшен внутри фресковой живописью, следы которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров XVII-XIX вв. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери (XVII в.). Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI в. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины, который по ветхости был в XVII веке закрыт, и возобновлен только в 1832 году на средства купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Вахитовский район. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор упоминается в Писцовых книгах за 1566-68 гг. как находящийся «за Булаком в остроге государевом» Вначале при церкви было одиннадцать келий и был создан женский монастырь. Купец И. Ф. Михляев завещал этому монастырю после своей смерти по сто рублей в год, пока будет жива его жена Евдокия Ивановна. В 1749 г. монастырь сгорел, в 1764 году упразднен, храм стал приходским, а в 1774 году был разрушен повстанцами Е. Пугачева. В 1799 году купец Иван Степанович Жарков на свои деньги восстановил храм. Жарков умер в 1813 году. В 1815 году собор снова сгорел и вдова Жаркова снова восстановила его в 1822 году. Вызолоченный иконостас устроен в 1854 году купцом Никитиным. В 1859 году собор снова обгорел снаружи и был восстановлен в 1863 году. Тогда же отдельно стоящую колокольню разобрали и затем восстановили с храмом. Храм имел три престола: главный – Успения Пресвятой Богородицы - и приделы в трапезной части – Сретения Господня и прп. Иоанна Дамаскина. При церкви была часовня, возобновленная в 1859 году. План и фасад церкви составил архитектор Ф. Соколовский. Собор был типичным храмом классического стиля: построен в форме корабля, с юга и севера – шестиколонные портики, увенчан широким барабаном с низким куполом. В 1972 году рядом с храмом, на Центральном стадионе, проходила американская выставка, и чтобы не смущать своим видом заокеанских гостей, колокольня была уничтожена. Весной 1978 году рядом с собором началось строительство кинотеатра, который впоследствии снесен за ненадобностью. А 16 августа 1978 года в один день храм был превращен груду щебня. Ныне на месте Успенского собора развлекательный комплекс «Пирамида».  Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В.Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. О закрытии храма Успенская община в смутное время определилась и заявила о себе как о православной, староцерковной ориентации, с сотней членов общины, с иерархическим подчинением управляющему Казанской епархией и его викарию. В договоре с властями существовал пункт 2-ой, в который изначально была заложена идея «добровольного» слияния общин. В январе 1931 года этот пункт «сработал». Владыке Афанасию структуры власти сделали такое предложение, от которого он не смог отказаться. По этой причине он «добровольно» объединил, а по сути, ликвидировал семь общин, двум из них, Владимирского собора и Ильинской церкви, благословив перейти в Успенский собор. Успенская община предоставила не только свой храм в совместное пользование, но и места в церковном совете и ревизионной комиссии.

http://sobory.ru/article/?object=32426

Звенигород. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Звенигородский Успенский собор на Городке Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Раннемосковский Год постройки:Между 1396 и 1399. Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород, Городок Координаты: 55.733089, 36.840226 Проезд:электричкой с Белорусского вокзала до станции Звенигород (конечная), далее до города ходят автобус, но можно и дойти пешком около 3-4 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенский собор на Городке построен около 1400г. князем Юрием Звенигородским на своем дворе внутри крепости. Городище, стоящее на высоком холме, над Москвой-рекой, в начале XVb. было обнесено мощными земляными валами. Четырехстолпный одноглавый собор сложен из белого камня. Своды собора коробовые. В западной части расположены хоры, на которые ведет внутристенная лестница. Фасады по середине высоты, верх барабана и апсид украшены белокаменными поясами орнаментальной резьбы. Собор завершается рядом закомар. Диагональные кокошники и кокошники верхнего яруса утрачены при замене покрытия четырехскатной кровлей. Декоративные формы подчеркивают стройность и вертикальную направленность объема храма. Этому же служит сужение кверху четверика, апсид, барабана и оконных проемов. Каждая стена разделена на три прясла лопатками, к которым приставлены декоративные колонки с капителями, украшенными орнаментальной резьбой. На углах четверика колонки собраны в пучки. В центрах трех фасадов расположены перспективные порталы. По архитектурному мастерству и изысканности форм собор принадлежит к лучшим памятникам своего времени. В интерьере на стенах, столбах и барабанах фрагментарно сохранились фрески XVb., приписываемые кисти Андрея Рублева. Облик памятника в XIXb. искажен растеской окон, переделкой покрытия. Трехпролетная двухъярусная звонница перед западным фасадом, воспроизводящая тип древнерусских звонниц, выстроена в начале XIXb. При недавнем ремонте продолжилось искажение памятника, упрощены основания лопаток и порталы, установлены двери, не гармонирующие с обликом здания. У востоку от собора в 2000-х гг. построена новая церковь в эклектичных формах.

http://sobory.ru/article/?object=00389

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010