Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным Источник Предисловие сочинителя В сем малом сочинении содержится краткое изложение предметов, необходимо нужных к познанию истинности православной церкви и незаконности отделения от оной именуемого старообрядчества, более или менее подробно раскрытых уже мною прежде, в моих беседах и в замечаниях на Поморские Ответы, на Вопросы Никодима, на книгу Пешехонова. К составлению такового сочинения я побужден был желанием сообщить сии важнейшие сведения читателям, занятым житейскими необходимыми делами и не имеющим свободы читать пространные книги. Молю Бога, да поможет вам сей малый, и, может быть, последний труд мой уразуметь истину православной церкви и погибельность раскола, – чад церкви да утвердит в преданности и повиновении оной, а отторгшимся от церкви да поможет возвратиться под спасительный кров её. Разговор первый Старообрядец. До патриарха Никона церковь российская в православии состояла или не в православии? Православный. Без всякого сомнения, церковь российская, как теперь, так и до патриарха Никона пребывала в православии. Старообрядец. Если церковь российская и до патриарха Никона пребывала в несомненном и непозыблемом православии, то для чего было сделано исправление книг и церковных преданий? Какая была в нём надобность? Православный. Исправление не касалось веры православной, которую российская и греческая церковь соблюдали тогда непорочно, как соблюдают и теперь; исправлению подверглись только описи в книгах и некоторые обычаи, и обряды, не составляющие догматов веры. Такие исправления были и законны и нужны. Стоглавый собор даже частным лицам, старейшим священникам, а не епископам, предписывал делать такие исправления: «Да протопопом же и старейшим священником, и избранным священником, со всеми священники в коемждо граде, во всех святых церквах дозирати священных книг, святых Евангелий и Апостол, и прочих святых книг... а которыя будут святыя книги, Евангелие и Апостол и Псалтырь, и прочия книги в коейждо церкви обретены неправлены и описливы, и вы бы те книги с добрых переводов исправливали соборне, занеже священныя правила о том запрещают, и не повелевают неправленных книг в церковь вносити, ниже по них пети» (глава 27). Итак, Стоглавый собор в коемждо граде даже священникам не только дозволяет, но и повелевает, ставить в обязанность с добрых переводов книги соборне исправлять. Тем паче вселенская церковь соборне имеет право на исправление книжное. Также и на исправление некоторых обрядов, или обычаев св. церковь имела и имеет полное право, согласно 11-му и 19-му правилам Лаодикийского собора 1 и 12 правилу шестого вселенского собора 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

протоиерей Михаил Браверман Казанская икона и семь эфесских отроков Прославлять Богородицу и святых означает прежде всего прославлять Христа Спасителя. Любовь и святость Девы Марии послужили Воплощению Сына Божиего, а во святых просиял Своей благодатью Сам Христос. И каждая икона Богородицы или святых открывает нам Бога, обитающего с человеком. Па иконах Девы Марии Она чаще всего изображается с Богом, родившимся от Нее. Быть может, самая чтимая в России Богородичная икона – Казанская, названная так по месту обретения. Было это в середине XVI века; десятилетней Матроне, дочери стрельца, во сне было указание – искать образ на пепелище. Это событие описано очевидцем, иереем Ермолаем; позже, с монашеским именем Гермоген, он стал Московским Патриархом и был заморен голодом польскими интервентами в Смутное время. Вот что написал будущий святитель о чудесном обретении иконы: «Не яви убо образа своего Владычице ни святители града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источник неизчерпаемый приходящим с верою,чудный свой образ, некоего мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную, сего дщи юнна, десяти лет суща,именем Матрона» 51 . С Казанской иконой связано множество исторических событий: освоение российским государством новых земель, освобождение Москвы ополчением князя Дмитрия Пожарского, Полтавская битва и Бородино. В честь этого образа было построено множество храмов, среди них самые известные – Казанский собор на Красной площади и Казанский собор в Санкт – Петербурге. А совсем недавно, в 2011 году, в праздник Благовещения (7 апреля) Казанский образ был доставлен космическим кораблем «Юрий Гагарин» на МКС (международную космическую станцию). И не только память о славных страницах истории привела к прославлению этой иконы, но и особая ее красота! Взор Богомладенца обращен к нам, и Он нас благословляет! Лик же Девы Марии склонен к Сыну. Конечно, это соответствует молитвенной жизни Церкви: Господь смотрит на нашу жизнь, а за нас ходатайствует Его Пречистая Матерь – Дева Мария Богородица. К Ней обращаемся мы в молитве: «Заступница усердная, Мати Бога Вышнего! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим…» 52

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Кирилл передал в дар Румынской Церкви частицу мощей преподобного Серафима Саровского 26 октября 2017 г. 21:44 26 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил возглавили принесение ковчега с частицей мощей преподобного Серафима Саровского в духовный центр Румынского Патриархата. После встречи в аэропорту имени Анри Коанды г. Бухареста Предстоятели Русской и Румынской Православных Церквей прибыли на Патриарший холм Бухареста, где находятся собор святых равноапостольных Константина и Елены, а также Патриаршие дворец и резиденция. Под звон колоколов состоялось торжественное шествие с мощами преподобного Серафима Саровского от врат Патриаршего собора на площадь святых Константина и Елены. Ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского был поставлен перед престолом, после чего был совершен молебен преподобному Серафиму. В богослужении участвовали иерархи и духовенство Румынской Православной Церкви. На площади молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне. По завершении молебна Блаженнейший Патриарх Даниил от лица духовенства и мирян Румынской Православной Церкви приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и всех участников торжеств: «Благодарим Вас, Ваше Блаженство, возлюбленный о Христе сослужитель, за то, что Вы приехали на великий праздник Патриаршего кафедрального собора и города Бухареста, в день памяти преподобного Димитрия Нового! Благословление и радость, которые приносит нам праздник преподобного Димитрия Нового, возрастают в этом году присутствием в Бухаресте мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, почившего о Господе в 1833 году и прославленного в лике святых Русской Православной Церковью в 1903 году, которого очень хорошо знают и почитают во всем Православии. Мощи преподобного Димитрия Нового, который жил в XIII веке, во время румынско-болгарского царства Асанов (1185-1396), были принесены в этот кафедральный собор 13 июля 1774 года благоволением русского генерала Петра Салтыкова, во время архипастырства благочестивого митрополита Григория II Угровлахийского.

http://patriarchia.ru/db/text/5046999.ht...

Скачать epub pdf ЕВХАРИСТИЯ В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христа На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на Священной Трапезе лежит «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ), приносимый в Жертву священниками. И истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего Воскресения. I Вселенский Собор ( 113, 520 ). Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах Бескровное Жертвоприношение. И таким образом приступаем к Благословенным Тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас, Христа, и принимая не обыкновенную плоть и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи Жизнью по естеству, когда стал едино с собственною Плотию, сделал ее Животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его» ( Ин. 6, 53 ), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас сделался и назван Сыном Человеческим. III Вселенский Собор ( 113, 520 ). Никто из вестников Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших, Бескровную Жертву, совершающуюся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостроительства Его, не называл «образом» Тела Его, ибо не так слышали они от Господа. Они слышали Его, благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6, 53 )... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 53; 56 ); и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ), но Он не сказал: «приимите, ядите образ Тела Моего» Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли Бескровную Жертву, приносимую священниками, «образом», но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде чем совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть хлеб и вино «вместообразными», но по освящении они становятся Телом и Кровию Христа, и так мы веруем. Дeяhuя VII Вселенского Собора ( 113, 521 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Что такое Вселенские соборы? Источник:  Нескучный сад 31 мая Церковь празднует память святых отцов семи Вселенских Соборов. Какие решения принимались на этих соборах? Почему они называются " вселенскими " ? Кто из святых отцов принимал в них участие? Рассказывает Андрей Зайцев. Первый Вселенский собор Для начала уточним само понятие " Вселенский " по отношению к соборам. Первоначально оно обозначало лишь то, что удалось собрать епископов со всех концов Восточной и Западной Римской империи, и лишь через несколько веков это прилагательное стали использовать как высший авторитет собора для всех христиан. В православной традиции всего семь соборов получили такой статус. Для большинства верующих самым известным, несомненно, остается Первый вселенский собор, проходивший в 325 году в городе Никея близ Константинополя. Среди участников этого Собора, по преданию, были святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифутский, защитившие православие от ереси константинопольского священника Ария. Он полагал, что Христос – это не Бог, а самое совершенное творение, и не считал Сына равным Отцу. О ходе первого собора мы знаем из " Жизни Константина " Евсевия Кесарийского, который был среди его участников. Евсевий оставил прекрасный портрет Константина Великого, бывшего организатором созыва собора. Император обратился к собравшимся с речью: " Против всякого чаяния, узнав о вашем несогласии, я не оставил и этого без внимания, но, желая содействием своим уврачевать зло, немедленно собрал всех вас. Радуюсь, видя ваше собрание, но думаю, что мои желания тогда только исполнятся, когда я увижу, что все вы оживлены единым духом и блюдете одно общее, миролюбивое согласие, которое, как посвященные Богу, должны вы возвещать и другим " . Пожелание императора имело статус приказа, а потому итогом работы собора стал орос (догматическое постановление, осудившее Ария) и большая часть текста, известного нам как Символ Веры. Огромную роль на соборе сыграл Афанасий Великий. Историки до сих пор спорят о числе участников этого собрания. Евсевий говорит о 250 епископах, традиционно же считается, что в Соборе участвовали 318 человек.

http://religare.ru/2_101647.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей стояния за веру 07.02.2020 770 Время на чтение 5 минут Источник: Православие и современность 9 февраля Русская Православная Церковь празднует память всех новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа в годы гонений на веру в XX веке. В этот же день совершается поминовение усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. В Саратовской епархии ведется большая научная и просветительская работа по увековечиванию памяти святых новомучеников. Трудами Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия и членов православно-исторического общества «Возрождение» были собраны необходимые свидетельства для канонизации многих мучеников и исповедников, пострадавших за веру на Саратовской земле. Ныне они входят в Собор Саратовских святых. Информация об их подвиге доступна благодаря многочисленным публикациям в епархиальной периодике. Трудами прихода храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саратова создана интерактивная карта гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке на территории современной Саратовской митрополии. Однако вопрос о том, как донести информацию об эпохе гонений до большого числа людей и сделать ее подачу интересной для широкой общественности, все еще остается актуальным. Эту тему обсудили на одной из конференций участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый. Презентация проекта состоялась 28 января в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в рамках секционного заседания конференции «Прославление и почитание святых», посвященного увековечиванию памяти новомучеников ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/07/muzei_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три Слова о статистике 19.02.2014 438 Время на чтение 12 минут Цифры порой завораживают. Недаром Пифагор рассматривал Вселенную как числовую модель и чуть ли не обожествлял цифры. И действительно, они дают представление о многом. Например, формируют план производства продукции по ее спросу. Это называется статистикой и учетом. Многие нарекают на статистические данные, потому что они не отображают частные реалии жизни, однако общую картину они дают достаточно верно. Скажем, если в Беларуси средняя заработная плата, по статистике, составляет 516 долларов, это совершенно не показывает, как живет средний белорус. Но это отлично говорит, что он живет в финансовом плане хуже итальянца, который в среднем получает 2368 долларов, и лучше монгола, который получает 154 доллара. Собор всех святых в земле Русской просиявших Да, это на самом деле завораживает. Удивительно, но цифры могут говорить и о духовных вещах. Набираем в интернет-поисковике слово «Пугачева». Послушный «гугл» сразу находит 5150000 ссылок. Потом набираем «Николай Чудотворец». Результат - 1370000 ссылок. Не отображая частностей, эта информация отлично очерчивает вектор интересов российского (или русскоязычного) общества и говорит о многом. Церковь познается по святым. Святой - это икона , образец, который Церковь предлагает своим чадам как идеал. Благодарение Богу, мы имеем множество святых, живших в разное время, в разных условиях, в разных странах. Их жития и поучения для нас словно маяк в бушующем море. Я уже давно задумывался о некоторых закономерностях истории, и захотелось провести некоторые параллели, что возможно, только если оперируешь статистическими данными. Наверное, и вы задумывались над многими вопросами, ответить на которые я попытался недавно. Вот самый простой из них: сколько у нас святых? В текущем месяцеслове Русской Православной Церкви 5008 святых. Из них 2575 - святые Русской Церкви: почти половина. Понятно, что эти цифры не отображают полноты Православной Церкви, во-первых, потому что есть множество местночтимых святых разных Поместных Церквей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть «В земли Тавричестей просиявшии...» 15/28 декабря - Собор Крымских святых 28.12.2021 569 Время на чтение 7 минут Праздник Всех крымских святых установлен Священным Синодом Русской Правовславной Церкви в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Тогда же в Крыму начало возрождаться Православие. Крым является колыбелью отечественного Православия. Жители Крыма, по древним преданиям, были просвещены светом христианского учения в I веке по Р.Х. апостолом Андреем Первозванным; после него, в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент папа Римский. В Крыму проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир. С начала IV в. до наших дней мы располагаем достоверно известным непрерывным рядом православных епископов, управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере; в среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью. Предлагаем вниманию читателей имена святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Струкова, который составил в 1878 г. " Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев " с таким рядом подвижников: Св. Апост. Андрей Первозванный Климент, Епископ Римский, Корнилий, Фив Св. Василий, Епископ Херсонесский Св. Ефрем, Епископ Херсонесский Св. Евгений, Епископ Херсонесский Св. Елпидий, Епископ Херсонесский Св. Агафодор, Епископ Херсонесский Св. Еферий, Епископ Херсонесский Св. Капитон, Епископ Херсонесский Св. Мартин, Епископ Римский Св. Стефан, Епископ Сурожский Св. Иоанн, Епископ Готский Свв. Кирилл и Мефодий, Просветители Славян Св. Евстратий, Преподобный Печерский Св. Василий, Епископ Сурожский Св. Савва, Архиепископ Сурожский Благоверный Константин, Князь Мангупский Св. Неизвестный По Имени Священник, Убитый Турками.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/28/...

Между великими и бесчисленными милостями, изливаемыми неоскудно от Отца щедрот на дщерь Его возлюбленную, Святую Православную Церковь , богатый есть дар благости Божией прославление Святых, не на небесах токмо, но и на земли, сверхъестественным соблюдением в нетлении тленных по естеству Святых телес их, и дивною, в немощи бренных останков их совершающеюся, Божественною силою чудотворений. Дивный во Святых Своих Бог , прославляющий и по смерти прославивших Его верою живою и житием Богоугодным, творит их столпами непоколебимыми духовной ограды словесного Своего стада, прилагающими ей вящую и вящую крепость и величие; творит их пред очами всей вселенной высокими и несокрушаемыми памятниками вечного Своего благоволения к православному Своему сонму; творит их общими и надежными для верных Своих прибежищами, в которых болящие обретают, по вере своей, исцеление, напаствуемые отраду, мучимые силою адовою освобождение от мучительства. – Сею великою великих даров Господних благодатию; с приятием света истинной веры, озарилось и сияет и наше возлюбленное отечество. Водруженные Первозванным Апостолом, на горах матери градовом Российским Киева и на долинах великого Новаграда, кресты соделались для России древесами живота и, во все ее страны, пустив от себя глубокие корни веры православныя, принесли ей преизобильные словесные плоды благочестия, как преимущественно на местах своего насаждения, так и все лице земли Свято-Русския украсили плодовитыми от себя отраслями, в лике многочисленном Святых угодников Божиих. Не токмо в блаженные дни благочестивых наших предков, духом по православию горевших, умножал Господь чудеса Свои, явлением из-под спуда персти земной светильников Своея благодати, во благодеяние душ и телес притекающих к ним с верою; праведных любяй, и грешных милуяй, и в наши скудные верою времена излиял на нас обильную струю той же неизреченной Своей милости, да напоит изсыхающие маловерием сердца наши к прозябению в них христианской добродетели, яко в нареченных чадах Своих по вере православной. И в наших очах совершилось велие дело Божие, и по манию Господню возсияло на тверди мысленного нашего неба, Церкви нашей православной, новое златозарное светило, лучами чудотворений красующееся, и безчисленным чтителям своим, от всех концев пространного Севера к сиянию его стекающимся жизнь и радость истощающее, в собор Богоизбранных кровных наших о нас к Богу предстателей, десницею Вышнего торжественно введен новый и теплый о нас молитвенник, великий угодник Божий, Святитель Митрофан, первый Епископ Воронежский. Повергнемся в прах пред милующим нас Богом и припадем ко Господу благодеющему нам, и в восторге духовной нашей радости хвалу Ему принося о новом и щедром Его даре, воскликнем сердцем и устами: не сотвори тако всякому языку, и судьбы Своя, судьбы отеческой Своей благости к избранным людям Святым не яви им .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Преходящие празднования Святых отец Седьмого Вселенского собора (787) (в неделю ближайшую к 11-му октября) Тропарь, глас 8 Препрославлен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый/и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/Многоблагоутробне слава Тебе. Тропарь, глас 8 (из иной службы святых отец Седьмого Вселенского Собора) Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/да избавиши, яже создал еси от работы вражия./Тем благодарственно вопием Ти:/радости исполнил еси вся, Спасе наш,/пришедый спасти мир. Кондак, глас 6 Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно/из Жены родися сугуб естеством,/Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/но, сие благочестно начертающе,/почитаем верно./И сего ради истинную веру Церковь держащи,/лобызает икону вочеловечения Христова. Собор всех святых Безсребреников (В неделю 1-го ноября или близ 1-го) Тропарь, глас 8 Святии безсребреницы и чудотворцы,/посетите немощи приясте, туне дадите нам. Кондак, глас 2 Благодать приимше исцелений,/простираете здравие сущим в нуждах,/врачеве, чудотворцы преславнии;/но вашим посещением ратников дерзости низложите,/мир исцеляюще чудесы. Величание Величаем вас,/чудотворцы славнии (имена),/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Ино величание Величаем вас,/чудотворцы славнии (имена),/и чтим святую память вашу,/наставницы заблуждшим, исцелители болящим/и собеседницы ангелом. Святых праотец (В неделю с 11-го по 17 декабря) Тропарь, глас 2 Верою праотцы оправдал еси,/от язык теми предобручивый Церковь:/хвалятся в славе святии,/яко от Семене их есть Плод благославен,/без Семене Рождшая Тя./Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Кондак, глас 6 Рукописаннаго образа не почетше,/но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии,/в подвизе огня прославистеся,/среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу,/яко можеши хотяй. Святых отец (Неделя пред Рождеством Христовым)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010