Отсюда можно заключать, что при Соборе Богоявленском в 1722 году был особенно Чтимый Образ Казанской Богоматери, и, конечно, тот самый, который доныне, яко Чудотворный, чествуется Жителями Иркутска, и окрестными селениями. Но, к сожалению, мы еще не открыли, когда, кем и откуда внесен этот Образ в Иркутский Кафедральный Собор. Сочетание же слов жертвователей, что они вносят свои вклады, к церкви Богоявления Господня и Богородице Казанской, ведет к тому заключению, что новый каменный Собор предполагался двухпрестольный во имя Богоявления Господня и Казанской Божией Матери. Но на каком основании, коль скоро зимний отдел храма был окончен постройкою, освящен он 12 мая 1724 года, во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, тогда как разрешение у Тобольского Митрополита было испрошено на построение храма Богоявленского, а народное усердие выражалось в желании видеть при Соборе еще храм Богоматери в честь Иконы Ее Казанской? – Или Митрополит Феодор, в бытность свою в Иркутске, дополнил первое свое распоряжение личными указаниями, чтоб храму быть начально во имя первоверховных. Апостолов Петра и Павла, или, освящавший храм Петра и Павла иеромонах Корнилий руководился советом Святого Странника Иннокентия, в это время уже проехавшего чрез Иркутск за Байкал, и, без сомнения, не без особенного воззрения на новостроющийся в Иркутске вторый (после Спасского) каменный Собор. Святый Иннокентий, по принятии управления Иркутскою Епархиею, предпочитал служить в освященном при новом Соборе зимнем отделе во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, как более поместительном, чем прежний Спасский Собор, не имевший еще в то время пристроенных в посоедствии Приделов. Но особенною заботою Первосвятителя было достроить холодный отдел нового, Собора, предназначавшийся во имя Богоявления Господня. И вот что в показание этой заботливости, представляет упомянутая нами приходорасходная книга: В 1727 году подрядчиками Петром Пахаевым, Васильем да Иваном Кирпишниковым, Посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым, поставлено кирпичей, первым 30 т., вторым 20 т. и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но повреждения эти признали неопасными, и богослужения в соборе продолжались до 1867 г., когда «обнаружилось не только очень заметное расширение прежних трещин, но и высказались новые рассадины на сводах куполов и окон». Архитекторы Разгильдеев и Гофман 8 мая 1867 г. освидетельствовали состояние собора и пришли к выводу, что он требует неотложного капитального ремонта. В 1868 г. приступили к капитальной перестройке собора, «по чертежам художника архитектора Владислава Андреевича Кудельского, под распоряжением многоопытного уставщика Николая Андреевича Иванова». Исправление храма было капитальное. Южная стена разобрана чуть не до основания, чтобы дать новый более обширный размер окнам; своды, замещавшие внутренность зимнего отдела храма, и стена, делившая собор на две половины, уничтожены и заменены двумя арками, из-за чего образовалось одно проходное здание. Древний иконостас заменен новым. Его выполнил крестьянин Пермской губернии Борис Васильевич Попов. «Иконы в три верхние яруса на золотом фоне выписаны из Москвы от иконописца Андрея Семеновича Рогожкина... в древне-отеческом православном стиле. Остальные украшения приготовлялись разными мастерами в Иркутске». Реставрация собора стоила 38 859 руб. 93/2 коп. и закончилась в 1871 г.: 27 июля 1870 г. был освящен главный Богоявленский храм, 30 марта 1871 г. освящен Казанский придел, здесь были перебраны полы и заменен иконостас. В это же время придел Иоанна Предтечи упразднен и обращен в соборную ризницу. Недавно отремонтированный Богоявленский собор в страшный иркутский пожар 1879 г. не пострадал, пламя остановилось у его стен. В таком виде он шагнул в XX век. Вопрос о реставрации иркутских построек петровского времени, и в частности собора Богоявления, возник в начале XX в. В 1911-1912 г.г. в Иркутске работает группа студентов художественного училища, посланных Археологической комиссией из Петербурга. Они провели фотофиксацию памятников, собрали о них исторический материал, опубликовав результаты своей работы. После революции, не считая собор Богоявления уникальным творением, комиссия по охране памятников в первые годы советской власти разрешила использовать его для размещения хлебозавода. Это было очень тяжелое для собора время. Приспосабливая его к промышленным нуждам, администрация хлебозавода многое перестроила. В соборе стояли печи, выпекались кондитерские изделия, изготовлялись сухари. Одно время в четверике, разделенном на несколько этажей, располагалось общежитие. В этот период погибли все росписи, которые украшали трапезную и иконостасную стену в четверике.

http://sobory.ru/article/?object=11662

   Кн. V, гл. 42; кн. VIII, гл. 33.    Stromat., lib. I, XXI, pag. 407.    Кн. V, гл. 12.    2 января. Стих, на Господи воззвах.    В молитве на водоосвящение св. Богоявления в требнике Петра Могилы.    О Царских часах см. выше.    Об этом соединении см. выше.    Ими заменяются два последние псалма, обыкновенно произносимые на 1 часе.    Ими заменяются первые два псалма 3 часа.    Ими заменяются первые два псалма 6 часа.    Ими заменяются первые два псалма, обыкновенно читаемые на 9 часе.    См. выше, стр. 31.    Устав. Церков. в навечерие Богоявления.    Т. е. " Святый Боже».    Пролог. Слово св. Прокла, 6 января.    Древле в русских летописях оно называлось водокрестием, напр., в I Псковск. лет. под 7019 годом.    См. о нем 1 августа, том 1.    Пост. Апост., кн. V, гл. 13. Феодорит. Истор., гл. 11. Никиф. Каллист., гл. XI, 23.    Поэтому о водосвятии в праздник упоминается только в уставе Иерусалимском.    Кн. VIII, гл. 29; кн. VII, гл. 42, 43.    О Крещении, гл. 4.    Письмо 70 к яннуарию.    В 91 прав.    В XXXVII беседе на Крещение, 2. Также в Церковном Уставе в навечерие Богоявления.    Под именем Собора разумеется Богослужение, совершаемое собором священнослужителей и. преимущественно всенощное бдение как первое дневное Богослужение, при котором собор священнослужителей собирается и исходит на литию. Такое понятие о Соборе можно составить на основании Церковного Устава. Если в Уставе постановлено священнослужителям исходить при Богослужении на литию и на полуелей, т. е. с полною торжественностью совершать всенощное бдение: Богослужение называется в Уставе Собор, или всенощное бдение. Если же назначено всенощное бдение с исхождением священнослужителей только на иолуелее — это Богослужение называется в Уставе не Собором, а полуелеем. Так напр., в Церковном Уставе 20 мая в день обретения мощей св. Алексия Митрополита сказано: " бдение в обители его, повсюду же полуелей»; а 9 сентября о преподобном Иосифе говорится: " совершается Собор в обители его и идеже храм его»; 25 сентября о преподобном Сергии говорится: " совершается Собор его во обители и во храмах его, в прочих же полуелеи»; то же говорится 3 мая о св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Когда же в начале 1930-х годов столичные власти всё же решили закрыть Елоховскую церковь, прихожане собрали почти 5 тысяч подписей в защиту своего храма и направили их во ВЦИК. Из Моссовета, в свою очередь, написали, что церковь " так называемого " Богоявления скорее всего будет вообще снесена " ввиду того, что указанная церковь расположена на середине Елоховской площади, в связи с реконструкцией этой площади " . Но храм уцелел. Однако власти не прекращали атаковать собор - следующие попытки его закрытия предпринимались сначала под предлогом строительства метро, потом - под предлогом непременной необходимости открыть в помещении церкви то кинотеатр, то музей редких книг. 22 июня 1941 года после воскресной литургии ответственные лица готовились огласить окончательное решение о ликвидации собора как дома молитвы. Сделать это помешала война. В военные годы митрополит Сергий (Страгородский) не раз обращался с амвона Богоявленского собора к " пастырям и пасомым " с призывом встать на защиту Родины, служил молебны о победе русского воинства, а у свечного ящика организовал сбор пожертвований на нужды обороны. Он же, кстати, первым внёс свою лепту - пожертвовал бриллиантовый крест со своего клобука и наперсный крест. Всего же верующие и священники Елоховского храма собрали для Красной Армии более миллиона рублей. А на колокольне дежурили в то время зенитчики, защищавшие Москву от вражеской авиации. В 1942 году, когда город находился на осадном положении, в храме разрешили провести пасхальную службу. Тогда в затемнённый и холодный Елоховский собор пришли шесть с половиной тысяч верующих. Любопытный факт: Патриарх Сергий позволил иностранцам - представителям дипломатических миссий союзных стран - присутствовать в алтаре во время заутрени и Пасхальной литургии в ночь с 14 на 15 апреля 1944 года. Известные исследователи храма В. А. Любартович и Е. М. Юхименко в своей книге " Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода " пишут, что на службе присутствовали гости из США, Великобритании и Австралии. И далее: " Уже 17 апреля настоятель собора кафедральный протоиерей Николай Колчицкий получил от советника Американского посольства контрадмирала флота США С. Н. Ольсена благодарственное письмо такого содержания: " Разрешите мне поблагодарить Вас за Вашу чрезвычайную любезность по отношению ко мне и к моим офицерам, за данную нам возможность присутствовать в алтаре собора при богослужении в пасхальную ночь. Это богослужение произвело на меня неизгладимое впечатление и останется нам памятным надолго. Прошу Вас передать Его Святейшеству Патриарху Сергию поздравления с праздником Пасхи и пожелать ему здоровья и сил на многие годы " .

http://sobory.ru/article/?object=01857

Сарапул. Собор Вознесения Господня. Вознесенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня , Богоявления Господня , Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1777 и 1785. Год утраты:1930 Адрес: Россия, Республика Удмуртия, г. Сарапул, территория сквера Красная площадь. Координаты: 56.477397, 53.819534 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Собор располагался на Красной (ранее Соборной, Вознесенской) площади. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Сведений о строительстве первой деревянной Вознесенской церкви и открытии прихода по документам ЦГА УР не обнаружено. Известно, что до 1757 г. в Сарапульской дворцовой слободе действовала деревянная Вознесенская церковь, которая с 1757 г. стала называться соборной. В ночь на 9 июня 1776 г. Вознесенская соборная церковь сгорела вместе с церквями: Покровской и Леонтия Ростовского Чудотворца. 2 июля 1776 г. епископом Вятским и Великопермским Лаврентием была выдана храмозданная грамота 1555 на строительство небольшой времен-ной деревянной церкви с тем же названием. Однако в 1777 г. на Соборной площади города приступили к строительству каменного собора, который строился, в основном, на средства прихожан. 16 марта 1785 г. был освящен главный престол во имя Вознесения Господня. В теплой церкви устроены 2 престола: левый – освящен 17 ноября 1802 г. в честь Казанской иконы Божьей Матери, а правый освящен 1 сентября 1808 г. в честь Богоявления Господня. В 1839 г. в состав прихода входили: г. Сарапул, д. Шевырялово, д. Ехлачиха, д. Маклина, д. Дубровка, д. Петровка, д. Отуниха, д. Болотниково, д. Антипина, д. Гари, д. Маракуши, д. Черноголовка. В 1870 г. при соборе открыто церковно-приходское попечительство. После учреждений в 1889 г. в г. Сарапуле епископской кафедры и духовного правления при ней собор стал именоваться кафедральным. В 1892 г. при главном приходском храме г. Сарапула было открыто православное просветительско-миссионерское Вознесенское братство, которое ставило своей основной целью “религиозно-нравственное воспитание народа и ограждение православных христиан от пагубных влияний сектантов и иноверцев”. К 1913 г. собор имел приписные церкви: Воскресенскую кладбищенскую, Федоровскую тюремную, Александро-Невскую тюремную, Димитриевскую в д. Шевыряловской, Петропавловский молитвенный дом в д. Петровке.

http://sobory.ru/article/?object=24785

Сергиевский собор — см. Святого Сергия Радонежского всей артиллерии собор. Смольный — см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Собор — см. Свя го–Троицкий собор Александро–Невской лавры Спас на Бору собор в Кремле — Спаса Преображения на Бору собор; построен в 1330 г. на месте существовавшей с 1272 г. деревянной церкви; разрушен в 1933 г. — 270 Троицкий собор — Святой Троицы собор в Петербурге; построен архитектором С. А. Волковым в 1743–1746 гг., находился на Троицкой площади, снесен в конце 1920–х гг. — 142 Успенский собор в Кремле — Успения Божией Матери собор; построен в 1479 г. на месте прежнего Успенского собора, возведенного Иваном Калитой в 1326–1327 гг.; современный адрес: Соборная площадь; закрыт в 1918 г. — 247, 256, 259, 265, 268, 270, 276, 277, 295 Храм Спасителя — кафедральный собор митрополита Московского; построен архитектором К. А. Тоном в 1839–1883 гг. близ Пречестенских ворог на месте бывшего Алексеевского монастыря; уничтожен в 1931 г., выстроен заново в 1995 г.; современный адрес: Волхонка, 15 — 112, 206, 274, 276, 279 ЦЕРКВИ Академическая церковь — Святой Екатерины церковь при Академии художеств в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837 г. — 115 Благовещенская церковь — Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро–Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. — 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово — Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 — 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге — см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше–Охтенская, Духовская церковь — Сошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. — 152, 204 Большое Вознесенье в Москве — церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. — 289

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Екатеринбург. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор находился в главной части города, на торговой площади, на правом берегу реки Исети. До 1833 г. Богоявленская церковь была приходской, но после учреждения в Екатеринбурге викарной епископской кафедры она была переименована в Кафедральный Собор. Богоявленский приход возник в конце первой половины XVIII столетия, первая Богоявленская церковь была деревянная, стояла на месте, находящемся правее более позднего соборного храма. Постройка ее была вызвана тем, что устроенная при основании города в 1723 г. на левом берегу Исети мазанковая Екатерининская церковь обветшала. Решено было устроить на правой стороне Исети временную Богоявленскую. Распоряжением митрополита Сибирского и Тобольского Антония было утверждено постоянное существование Богоявленской церкви как приходской. Деревянная Богоявленская церковь была заложена 1 августа 1745 г., в сентябре 1747 г. освящена. В 1755 г. при храме был устроен придел в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь просуществовала до 1774 г., вместо нее не построили каменную. 30 марта 1774 г. в нижнем этаже был освящен престол в честь Богоявления Господня, а 28 июня 1775 г. в верхнем этаже - престол в честь свв. апп. Петра и Павла. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь свт. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1789 г.) После обновления в 1823 г. придел этот был вновь освящен в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. В конце 1860-х гг., в ходе расширения Собора придел был упразднен. В 1868 г. нижний храм был расширен пристройкой к нему двух приделов с северной и южной стороны, правого - в честь Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и левого - в честь трех Московских святителей. Оба придела освящены в 1869 г. Храм имел колокольню высотой около 60 м, был обнесен железной оградой на каменном фундаменте. Одной из святынь собора был св. Крест с частицами мощей 28-ми угодников Божиих, пожертвованный в 1819 г. неким чиновником, ходившим на богомолье в Киев.

http://sobory.ru/article/?object=35568

Нарьян-Мар. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Нарьян-Мар (в переводе с ненецкого - " Красный город " ) - административный центр Ненецкого автономного округа. Город расположен на правом берегу реки Городецкий Шар, при впадении её Печору, в 1550 км на северо-восток от Москвы. Нарьян-Мар основан в 1924 году как небольшой припортовой посёлок, который в 1935 году был преобразован в город. Своего храма до постройки Богоявленского собора город никогда не имел. Возведение храма было начато в 1996 году. Освящён епископом Архангельским Тихоном в 2004 году. Отдельно стоящая колокольня была построена в 2006 году. С учреждением 27 декабря 2011 года Нарьян-Марской епархии, Богоявленский собор стал кафедральным. Двуярусный восьмерик, рубленный " в обло " с высоким шатровым завершением и четырьмя небольшими прирубами под клинчатой кровлей, построен на бетонном основании. Нижний храм освящён в честь прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Шатровая колокольня храма построена по типу " восьмерик на четверике " , рублена " в обло " . Соборный комплекс является не плохим примером стилизации деревянного зодчества Русского Севера XVII - XVIII вв. Возведение храма было начато в 1996 году. Стройку начинали плотники из Пензенской области. К концу 1998 года сруб церкви был срублен до шпиля. В 2004 году Богоявленский собор был освящён епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном. В 2006 году рядом с церковью построена деревянная колокольня высотой 18,3 метра. На ней установлено 10 новых бронзовых колоколов. Самый большой «Благовестник» весит 830 кг, наименьший — 5 кг. Набор кампанов из 10 штук был отлит в Воронеже по заказу компании «Лукойл-Север». Впервые колокольный перезвон огласил Нарьян-Мар 16 апреля 2006 года. С учреждением Нарьян-Марской епархии стал её кафедральным собором. Летом 2012 года начались работы по восстановлению нижнего храма во имя Соловецких преподобных. 7 ноября 2013 года епископом Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом совершено великое освящение нижнего придела Богоявленского кафедрального собора в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Комментарии и обсуждение Заходя на посадку, самолет пролетает над городом Нарьян-Мар, и высокий золоченый купол церкви сразу бросается в глаза. Церковь Богоявления - одно из немногих украшений города за полярным кругом. Церковь начали строить на средства прихожан еще в 2001 году. Но денег, даже в богатом природными ресурсами регионе, на завершение строительства и обустройство не хватало. Поэтому закончилась стройка только через 4 года. Освятили церковь 16 октября 2005 года. В настоящий момент открыта для посещения в дневные часы, регулярно проводятся службы. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04509

Скачать epub pdf Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня Память 7 января На другой день праздника св. Богоявления Церковь с самых первых времен совершает празднование собора честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И вполне прилично было почтить особым празднованием того, кто послужил таинству Божественного крещения, возложивши руку свою на главу Владыки. Итак, тотчас после праздника Крещения Господня соборно почитается и прославляется песнопениями Креститель. Само же слово – «собор» означает, что народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне великого Предтечи и Крестителя Иоанна. Таковой собор, хотя совершался и совершается во всех храмах вселенной, но с особенною торжественностью совершается в храмах, посвященных имени Крестителя, как это было прежде в храме его при Иордане, где он крестил Христа, и в Севастии 301 , где он был погребен по умерщвлении Иродом 302 , и в Антиохии, куда была первоначально принесена правая его рука святым евангелистом Лукой , и в Царьграде, куда впоследствии та же святая рука была перенесена из Антиохии, и где в особенности торжественно справляем был собор Крестителя, так как рука его была перенесена в самое навечерие святого Богоявления, когда бывает освящение воды: казалось, что тогда сам Креститель прибыл невидимо на освящение воды, и великая радость была царям и всему народу. Потому-то тогда с великим торжеством совершен был собор Крестителя на другой день Богоявления Господня и продолжал праздноваться также и в последующее время. И мы с радостью духовною совершаем собор сего великого Предтечи и Крестителя Иоанна, моля его о том, чтобы он просил за нас Владыку Христа собрать нас в церкви торжествующих в вечном нерукотворенном храме на небе, и где бы мы могли слышать голос празднующих и совершить празднество в честь вечного явления Бога. Там мы можем насыщаться со Христом видением лица Бога, явственно показывающего Себя святым Своим, и славить со всеми небесными ликами Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР Николо-Богоявленский Морской собор с колокольней. Фотография. 2012 г. Николо-Богоявленский Морской собор с колокольней. Фотография. 2012 г. в С.-Петербурге (Никольская пл., 1/3), 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко. Посвящение собора связано с морской символикой: свт. Николай почитается как покровитель мореплавателей, в день Богоявления (Крещения Господня) освящается вся водная стихия. В честь посвящения собора были названы близлежащие Никольские площадь, переулок, рынок и мост. Строительство Территория бывш. Морских слобод, на которой расположен храм, относилась к приходу Вознесенской ц. (первоначальный храм построен в 1728-1729, архит. И. К. Коробов), однако для жителей слобод до 1732 г. требы обычно исполняли иеромонахи Александро-Невского монастыря, приписанные к Никольской Адмиралтейской часовне «в светлицах» полкового двора (построена не позднее 1714). В 1733 г. в Адмиралтейской слободе была сооружена полотняная Никольская ц., в нее после пожара 1735 г. в Исаакиевском соборе перешел служить соборный причт. В 1743 г. вместо полотняной построили деревянную церковь на новом участке Адмиралтейского ведомства - «сборном месте» для морских служителей среди полковых «светлиц», к западу от нее располагалось кладбище; к приходу были приписаны 3384 служителя. В 1747 г. имп. Елизавета Петровна пожертвовала храму Евангелие в серебряном окладе (позднее в тот же оклад было вставлено Евангелие 1771 г.). Возможно, что именно этой церкви или часовне принадлежали также впосл. переданные в Никольский собор иконы Успения Пресв. Богородицы от «кузнечной команды» (1729) и свт. Николая от «первого отделения корабельных мастеровых» (1713), для нее адмиралтейской конторой был заказан образ свт. Николая (1752). С 1 июля 1752 г. настоятелем храма служил воспитанник Александро-Невской семинарии и МДА свящ. Иоанн Иоаннович Панфилов. В 1761 г. церковь была перенесена в здание Морского шляхетского корпуса, на ее месте соорудили деревянную часовню.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010