Демянск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1780. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская обл., Демянский район, п.г.т. Демянск. Соборная пл. Координаты: 57.642859, 32.464423 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кирпичный однокупольный храм с трапезной и трехъярусной колокольней, сооруженный в 1780 г. в формах классицизма. Имелись Казанский и Никольский приделы. Статус собора храм получил в 1830 г. Закрыт в 1929 г., перестроен под клуб, позже сломан. http://archive.is/sgUSL В XVIII веке на этом месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В 1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки, кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна деревянная и одна каменная. Деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке). История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и дата основания прихода г.Демянска - 1654 год. Церковь эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8 мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым, на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости). Недалеко от деревянной церкви, на левом берегу р.Явонь, в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.

http://sobory.ru/article/?object=41137

Углич. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Углич. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня Церковь Богоявления Господня воздвигнута в 1853 году при игумении Еликониде, в ней два придела: Толгской иконы Богоматери и св. Николая чудотворца и Иоанна Милостивого. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Большой четырёхстолпный пятиглавый трёхапсидный храм в русско-византийском стиле, построенный по проекту арх. К.А. Тона в 1843-1853 гг. Собор возведён при участии насельниц монастыря на собранные ими пожертвования. Храм поднят на подклет. Имеет массивный основной объём с большими арочными и щелевидными окнами, высокие алтарные апсиды, в которых находились основной престол и два придела: один - Толгской Божией Матери, второй - Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Под северной апсидой в подклете располагалась часовня Иконы Божией Матери " Недремлющее око " с почитаемым образом. С западной стороны к храму примыкает паперть, в верхнем этаже которой размещалась монастырская ризница. Завершающие барабаны глухие, не связанные с внутренним пространством. Богоявленский собор является наиболее внушительным и крупным храмовым сооружением города. После закрытия значительно пострадал интерьер. С кон. 1980-х до 2007 г. с перерывами велась реставрация фасадов, глав и кровель. В 2009 г. начато возрождение храма. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 3-8. В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история. В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника. Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

http://sobory.ru/article/?object=02891

Ишим. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима и важнейшим историческим и духовным символом города. Собор стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят к так называемому " сибирскому барокко " с элементами классицизма. В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки. Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима. Использованы материалы сайта w-siberia.ru В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья. Возведение величественного сооружения (высота 36 м) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

http://sobory.ru/article/?object=13261

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Мезень. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский собор, Святобогоявленский собор Деревянный собор. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 1859 и 1861. Ссылки:     Адрес: Россия, Архангельская область, город Мезень, пр. Советский, д. 37 Координаты: 65.83996, 44.245235 Проезд: Из Архангельска до Мезени можно добраться на маршрутном такси (в пути примерно 8 часов) или самолетом из аэропорта Васьково. Мезень – погранзона и формально для ее посещения нужен пропуск. Его выписывают в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской обл. (г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1А, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Архангельска до Мезени можно добраться на маршрутном такси (в пути примерно 8 часов) или самолетом из аэропорта Васьково. Мезень – погранзона и формально для ее посещения нужен пропуск. Его выписывают в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской обл. (г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1А, тел. 8-8182-41-4160). Пропуска проверяют у прибывающих на самолете, приезжающих на машинах с номерами иных регионов (не Архангельской обл.), останавливающихся в городской гостинице Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Город Мезень образовался из двух слобод - Окладниковской и Кузнецовой. Центр соборного прихода находился в бывшей Окладниковой слободе. Здесь было два храма. По устному преданию, первая церковь во имя сщмч. Климента, папы Римского, и Петра Александрийского построена в 1568-1570 г.г. новгородцами, бежавшими от царя Иоанна Грозного. Кроме того, в повествовании об обретении иконы Св. Троицы в Лампожне в 1602 г. упоминается церковь в честь Пресвятой Богородицы в Окладниковской слободе. В одной из грамот царя Федора Алексеевича, говорилось, что в 1669 г. в Окладниковской слободе была церковь во имя сщмч. Климента и Петра, построенная по благословению патриарха Иоасафа и вскоре сгоревшая. Еще одна церковь - в честь вмц. Параскевы - сгорела в 1698 г. В 1700 г. по благословению архиепископа Афанасия начато строительство теплого храма в честь Богоявления Господня, который был освящен в 1703 г. десятским священником Илией. После того, как этот храм обветшал, 28 сентября 1859 г. на средства прихожанина купца Стефана Шевкуненко было начато строительство нового Богоявленского храма.

http://sobory.ru/article/?object=30162

Богоявление, урочище. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь; Крещенская церковь Карта и ближайшие объекты Адрес на 1917 г. Тамбовская губ., Елатомский у., Богоявленский пог. Современный адрес Рязанская обл., Ермишинский р-н, ур. Богоявление (1,5 км ЮВ с. Большое Ляхово) С какой бы стороны ни ехала крестьянская подвода, ни шёл путник, ни ехали на ярмарку в село Богоявление купцы с товарами – отовсюду перед их взорами задолго до появления самого села подымалась в небе сначала маковка с золотым крестом, а потом вырастал во всей красе и весь собор. Жестокая история не сохранила очень многого. Известно только, что стояло на Рязанской земле богатое торговое село Богоявление, называемое по имени величественного храма, построенного предположительно, в 18 веке на средства купцов, пожертвовавших средства на строительство от прибылей, полученных ими в торговых рядах. Очень им хотелось, чтобы храм был особенным, неповторимым. И у них получилось. Кто был архитектором – неизвестно, но храм был построен по уникальному проекту. Шумела по вторникам крупнейшая в этих краях ярмарка. Текло время. Пришли лихие годы. Во времена революции и становления советской власти это село очень сильно пострадало. Когда пришли большевики и пытались местных жителей приобщить к новой власти и коллективизации - жители села подняли бунт. Но не смогли дать должного сопротивления. Часть жителей погибли, часть бежали, а часть принудительно расселяли по окрестным селам. Так со временем село и не смогло восстановиться и только стоящий на пустыре в поле храм напоминает о бывшем здесь существовании людей. И как только не использовали его во все времена. И как хранилище для зерна и для скота и для какой-то техники. Сейчас же все запустело. Окрестные села переживают не самые лучшие времена в своей жизни. И эта красота, которая должна радовать глаз, остается никому не нужной. Восстанавливать храм, насколько известно, не собираются в ближайшее время. А в скором времени, думаю, уже и нечего будет восстанавливать.

http://sobory.ru/article/?object=13370

Острог. Кафедральный собор Богоявления Господня. Свято-Богоявленский собор Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1453. Адрес: Украина, Ровенская обл., г. Острог, ул. Академическая, д. 5 Координаты: 50.326603, 26.521136 Проезд:Расположен на территории Острожского замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Острог, Богоявления Господня кафедральный собор (ул. Замковая гора, 5). ЗАМОК, XIV—XIX. Расположен на холме, поднимающемся на высоту около 20 м над равниной. Построен на месте древнерусского городища XI—XII вв.. нерегулярный в плане, его конфигурация обусловлена рельефом холма. Состоял из каменных и деревянных укреплений, был окружен рвом, наполняющимся водой из р. Грабарка. Его обороноспособность дополнялась Окольным замком, ныне не существующим. В настоящее время комплекс сооружений на Замковой горе состоит из: «Вежи мурованной», Новой башни (Круглой), Богоявленской церкви и надвратной колокольни. Богоявленская церковь, XV—XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI—XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887—1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готи-ко-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении. Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолп-ная, пятикупольная. План без восточной части — квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехмастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887—1891 гг.

http://sobory.ru/article/?object=29155

Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове. Богоявленский Елоховский собор Карта и ближайшие объекты Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел - Благовещения Пресвятой Богородицы, северный - святителя Николая. Святыня - Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя. Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01857

Вахитовский район. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, - запоминают все приезжающие в наш город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья». Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Так же, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, - лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы… Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, - был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых… Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был - соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.

http://sobory.ru/article/?object=01561

Екатеринбург. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор находился в главной части города, на торговой площади, на правом берегу реки Исети. До 1833 г. Богоявленская церковь была приходской, но после учреждения в Екатеринбурге викарной епископской кафедры она была переименована в Кафедральный Собор. Богоявленский приход возник в конце первой половины XVIII столетия, первая Богоявленская церковь была деревянная, стояла на месте, находящемся правее более позднего соборного храма. Постройка ее была вызвана тем, что устроенная при основании города в 1723 г. на левом берегу Исети мазанковая Екатерининская церковь обветшала. Решено было устроить на правой стороне Исети временную Богоявленскую. Распоряжением митрополита Сибирского и Тобольского Антония было утверждено постоянное существование Богоявленской церкви как приходской. Деревянная Богоявленская церковь была заложена 1 августа 1745 г., в сентябре 1747 г. освящена. В 1755 г. при храме был устроен придел в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь просуществовала до 1774 г., вместо нее не построили каменную. 30 марта 1774 г. в нижнем этаже был освящен престол в честь Богоявления Господня, а 28 июня 1775 г. в верхнем этаже - престол в честь свв. апп. Петра и Павла. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь свт. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1789 г.) После обновления в 1823 г. придел этот был вновь освящен в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. В конце 1860-х гг., в ходе расширения Собора придел был упразднен. В 1868 г. нижний храм был расширен пристройкой к нему двух приделов с северной и южной стороны, правого - в честь Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и левого - в честь трех Московских святителей. Оба придела освящены в 1869 г. Храм имел колокольню высотой около 60 м, был обнесен железной оградой на каменном фундаменте. Одной из святынь собора был св. Крест с частицами мощей 28-ми угодников Божиих, пожертвованный в 1819 г. неким чиновником, ходившим на богомолье в Киев.

http://sobory.ru/article/?object=35568

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010