Первая церковь называлась Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет в 1737 году в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. За сто лет придел преподобного Михаила Малеина трансформировался в придел Архангела Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. В 1770 году 15 апреля на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году. Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло не равномерно.

http://sobory.ru/article/?object=03578

Кадников. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Современное местоположение: г. Кадников, Сокольский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. Соборная Кадниковская Николаевская церковь, 1802 года, каменная, холодная, отдельно стоящая. Тёплая Богоявленская церковь построена в 1814 г. Престолы: в холодной церкви - в честь свт. Николая Чудотворца; в тёплой церкви - в честь Богоявления Господня, прп. Феодосия Тотемского, Успения Пресвятой Богородицы. Возобновляемый придельный тёплый храм во имя Богоявления Господня освящался 5 декабря 1868 г., 29 июня 1879 г. Придельный тёплый храм во имя Успения Божией Матери освящён 6 августа 1879 г. Вновь устроенный придельный храм во имя Феодосия Тотемского освящён 2 сентября 1879 г. Церковным старостой при Николаевском соборе в 1905 г. на 3-е трёхлетие утверждён купец Иван Малафеев. Кадниковская Димитриевская кладбищенская церковь, 1826 года, каменная. Престолы в честь: вмч. Димитрия Солунского - главный, вмч. Георгия Победоносца. 8 ноября 1865 года возобновлённый придельный Георгиевский храм был освящён настоятелем протоиереем Феофилактом Николаевским. Церковным старостой при Димитриевской церкви в 1905 г. на 2-е трёхлетие утверждён купец Николай Беляев.Указом Св. Синода от 11 июля 1913 г. за открыты третьи священническая и псаломщическая вакансии, с обеспечением содержания из местных средств. Часовен в приходе шесть. Кадников. Собор Николая Чудотворца. С учреждением в 1702 г. почтовой станции деревня Кадниково еще больше расширилась, появились две деревянные церкви, которые в 1784 году сгорели. При образовании города Кадникова по высочайшему повелению императрицы Екатерины II построена красивая холодная, с одним куполом церковь, освящённая в 1802 г. Теплая одноэтажная низменная – устроена усердием прихожан в 1814 г. в строгом стиле екатерининского классицизма в виде чуть вытянутого с востока на запад креста. С какой бы стороны ни взглянуть на этот храм, он казался одинаковым. Храм венчало 9 небольших куполов, укрепленных на специальных башенках. Центральный купол самый большой. В целом, храмовый ансамбль из двух церквей смотрелся великолепно. Престолов в них 4: в холодной один – во имя Святителя Николая Чудотворца. В теплом – три: во имя Богоявления Господня, во имя Успения Божьей Матери и Преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=19136

Валдай. Иверский монастырь. Трапезная церковь Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменную трапезную монастыря, как и Успенский собор, строил подмастерье каменных дел из Калязина Аверкий Мокеев, который приступил к строительству в мае 1657 г. Полностью строительство было завершено через год. Следуя архитектурной традиции XVI в., Аверкий Мокеев сохранил традиционную схему построения трапезной, объединяющей три помещения: трапезный зал, церковь и келарскую палату. Основную часть постройки составлял трапезный зал прямоугольной формы с прямоугольным же центральным столбом. Размер валдайской трапезной были невиданными для того времени 16,6х25,2 м. Помещение целиком освящалось за счет естественных окон. С востока к трапезному залу примыкает церковь, сдвинутая по оси на север. Это зрительно подчеркивает продольную ориентацию и грандиозный масштаб постройки. С западной стороны трапезного зала — хозяйственное помещение и большой тамбур. Трапезная построена на подклете. В оформлении ее фасадов присутствует традиционный для никоновских построек лаконизм форм, которому противопоставлены южное и западное крыльца. Южное крыльцо — с восьмигранными столбами, которые поддерживают шатровую кровлю. Западное крыльцо имеет всход на второй этаж. Архитектурно-декоративное оформление трапезной церкви Богоявления показывает преемственность северных архитектурных традиций: башнеобразный вертикально устремленный объем церкви состоит из традиционной архитектурной композиции — сочетание четверика и восьмерика. Первоначально храм имел щипцовое завершение, которое уже в середине XVIII в. было заменено широкой верхней аттиковой частью. Расположенная справа от собора трапезная продольно ориентировала монастырскую площадь и замыкала ее с севера. Патриарх Никон был доволен новой постройкой и писал в «Рае мысленном»: «Донные есть всеми видами честная в житии и красна в строении зрится». В 1668—1669 гг. к каменной трапезной с церковью Богоявления пристраивается северная часть — хлебня, квасоварня, подсобные помещения. Автором и строителем этих и всех остальных построек 70-х—80-х гг. XVII в. был каменных дел мастер Афанасий Фомин. В 1747 г. перестраивалась церковь Богоявления: перестроен верх и объем церкви разделен на два этажа. На втором этаже устроена церковь Сошествия Святого Духа. www.konst-elena.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05292

Заволжск. Церковь Богоявления Господня. Свято-Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Богоявленская с. Владычное зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1778 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в полуверсте от церкви, обнесено каменною оградою с дерев. решётками. Престолов 3: а) в честь Богоявления, б) святит. Николая Чудотворца и в) Архистратига Михаила. Расстояние от Костромы 82 в., от Кинешмы 2 в. Ближайшие церкви: Сретенская г. Кинешмы за Волгой в 2 в., Покровская с. Чеганова в 6 в., Воскресенская с. Комарова и Богородицкая пог. Ананьина. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 120, 121 Богоявленский храм в селе Владычном (Богоявленском) Костромской губернии, Кинешемского уезда (ныне город Заволжск Ивановской области) впервые упоминается в 1628 году. Был он в то время деревянным. Каменное здание было построено в 1778 году на средства прихожан. При церкви была церковно-приходская школа, одна из первых в округе. Среди известных священников и учителей школы были Крутиковы. До недавнего времени их дом можно было увидеть рядом с храмом. Бесстолпный двусветный четверик с пятигранным алтарём, небольшой трапезной и обширным южным приделом. Имелись приделы Никольско-Димитриевский и Михаило-Архангельский. Закрыта в 1939 г., венчания сломаны, сильно перестроена, занята кинотеатром, горсоветом. В нач. 1990-х гг. возвращена верующим. В настоящее время церковь увенчана пятиглавием, сооружена шатровая колокольня. Рядом с церковью стоит  кирпичная-часовня усыпальница астронома Ф. А. Бредихина  (1831-1904), сооруженная в 1904-1909 гг. Церковь Богоявления была основана в селе Владычном Костромской губернии (ныне город Заволжск Ивановской области). Впервые упоминается в письменных источниках в 1628 году, когда она была ещё деревянной. Каменный вариант здания построили на средства прихожан спустя полтора столетия, в 1778 году. При церкви Богоявления открыли одну из первых окружных церковно-приходских школ. Среди известных священников и по совместительству – учителей школы, были члены семьи Крутиковых. Их дом до недавнего времени можно было увидеть недалеко от церковных строений.

http://sobory.ru/article/?object=03934

Звенигород. Церковь Богоявления Господня на Городке. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 2001 и 2003. Архитектор:Е.П. Булкин Адрес: Московская область, г. Звенигород, Городок Координаты: 55.73291, 36.84028 Проезд: От станции Звенигород (при передвижении на электропоезде): — автобусом 23 (Каринское, Андреевское, Звёздочка) до остановки «Связист» -> -> далее пешком 200 метров в сторону Звенигорода до родника -> -> подняться по ступеням. Примечание : автобусы от станции убывают согласно движению ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От станции Звенигород (при передвижении на электропоезде): — автобусом 23 (Каринское, Андреевское, Звёздочка) до остановки «Связист» -> -> далее пешком 200 метров в сторону Звенигорода до родника -> -> подняться по ступеням. Примечание : автобусы от станции убывают согласно движению электропоездов. При передвижении от Москвы до Звенигорода на автобусах — высадка на остановке «Кинотеатр» От Звенигорода — остановка «Кинотеатр» (при передвижении на автобусах): — автобусом 23 (Каринское, Андреевское, Звёздочка) до остановки «Связист» -> -> далее пешком 200 метров в сторону Звенигорода до родника -> -> подняться по ступеням. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В конце XIX века на Городке была построена деревянная Богоявленская церковь к востоку от Успенского собора с целью ограничения количества служб в каменном храме, на стенах которого сохранились фрески А. Рублева и, тем самым, сохранения этого редчайшего по красоте и одного из древнейших памятников Подмосковья. В 30-х годах ХХ века деревянная церковь была сожжена. 5 августа 2001 года с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и наместника Саввино-Сторожевского монастыря (подворьем которого является Успенский собор) архимандрита Феоктиста - настоятель подворья на Городке архимандрит Иероним в сослужении священника Тарасия совершили чин на закладку камня в основание храма во имя Богоявления. А уже 22 февраля 2003 года Архимандрит Феоктист совершил освящение восстановленного храма в честь Богоявления Господня на Городке. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря. В 1893 году рядом с древним Успенским собором на Городке за четыре месяца собрали тёплую деревянную церковь в честь Богоявления Господня. В 1925 году она сгорела. В 2003 году Богоявленский храм восстановили, но уже в камне. Из книги: Михаил Жебрак " Пешком по Подмосковью " . - Москва. ООО " Издательство Аст " , 2020 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01686

стене 1-го яруса колокольни близ главного входа в собор (см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 7-8). Стенопись собора выполнена в 2012-2013 гг. бригадой московских иконописцев под рук. В. И. Щербинина (1960-2017). Лит.: Исторические известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. М., 18872; Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895, 2006; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. С. 10-11, 21; Костромские святыни/Сост.: иером. Харитон (Просторов), А. Семёнова. Кострома, 20042. С. 35; Александр (Могилёв), архиеп. Костромская Одигитрия: Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005. С. 5, 19; Монастыри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009. С. 10, 106-107; Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 1-2, 36-41; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель любви в Костромской земле: Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, С. 8, 42-43, 53; Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. Кострома, 2016. С. 7-8, 26, 66-72. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Острог. Кафедральный собор Богоявления Господня. Свято-Богоявленский собор Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1453. Адрес: Украина, Ровенская обл., г. Острог, ул. Академическая, д. 5 Координаты: 50.326603, 26.521136 Проезд:Расположен на территории Острожского замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Острог, Богоявления Господня кафедральный собор (ул. Замковая гора, 5). ЗАМОК, XIV—XIX. Расположен на холме, поднимающемся на высоту около 20 м над равниной. Построен на месте древнерусского городища XI—XII вв.. нерегулярный в плане, его конфигурация обусловлена рельефом холма. Состоял из каменных и деревянных укреплений, был окружен рвом, наполняющимся водой из р. Грабарка. Его обороноспособность дополнялась Окольным замком, ныне не существующим. В настоящее время комплекс сооружений на Замковой горе состоит из: «Вежи мурованной», Новой башни (Круглой), Богоявленской церкви и надвратной колокольни. Богоявленская церковь, XV—XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI—XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887—1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готи-ко-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении. Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолп-ная, пятикупольная. План без восточной части — квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехмастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887—1891 гг.

http://sobory.ru/article/?object=29155

Богоявление. Церковь Богоявления Господня. Церковь Богоявления села Богоявление Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Богоявления Господня построен в 1826 г. Пятикупольный собор со световой центральной главой, четырьмя декоративными главами, высокой колокольней и фронтонами. В годы советского лихолетья находился в запустении. Восстановлен в 1990-е годы. Во многом благодаря тому, что село Богоявление расположено на федеральной трассе 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск. Внутри храм восстановлен не полностью, отреставрирована только зимняя церковь, в которой и проводятся все богослужения. Богоявленская церковь (престолы: главный (холодный) – Богоявления Господня, приделы: правый – Рождества Пресвятой Богородицы, левый – святого Николая Чудотворца). Датировка объекта – 1826 год. Документ о принятии на госохрану 471. Первоначальная, деревянная церковь была построена в 1762 г. Храм каменный, с каменной колокольней, построен и освящен 1826 г., тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов три: центральный, в холодном храме – в честь Богоявления Господня (19 января), освящен в 1846 г., в правом теплом приделе – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г., в левом – в честь Свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), освящен в 1830 г. В 1902 г. были построены трапезная и церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли. Приходу принадлежали дома, построенные тщанием прихожан: дом священника – в 1860 г., дом диакона – в 1913 г. К Приходу были приписаны часовни: в память чудесного избавления Его Императорского Величества Государя Николая Александровича от грозившей 29 апреля 1891 г. в г. Отсу в Японии опасности; в память мученической кончины Императора Александра II. В Приходе состояли: с. Богоявление, д. Сарадон, д. Учеватиха, д. Льготка, пос. Кузнецово. Священнослужителями Прихода были: с 1819-1857 гг. - иерей Григорий Петрович Петров; с 1857-1860 гг. - иерей Петр Петрович Певницкий; с 1860-1888 гг. - иерей Иоанн Иоаннович Кротков; с 1888-1919 гг. - иерей Рафаил Алексеевич Певницкий. В 1936 г. храм был закрыт, в 1937 г. - разрушен. С 1945 г. храм не использовался из-за не пригодности. В 1989 г. храм был возвращен Нижегородской епархии, в 1993 г. в нем возобновились богослужения. Храм зарегистрирован как памятник истории и культурного наследия. http://nnhram-142.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01873

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны. Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев. В 1894 завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора. В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие. В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет. После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений. Тогда же храм получил статус республиканского значения. Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма. В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010